чему равна величина продольного перекрытия снимков

Определение продольных и поперечных перекрытий.

Определение масштаба аэрофотоснимков.

После этого определяем масштаб по формуле:

где М – знаменатель масштаба топографического плана.

Для контроля и более точного определения масштаба, выбирают еще один базис (диагонально противоположный первому), соединяющий другие точки в противоположных частях снимка.

В качестве окончательной величины масштаба возьмем среднее из двух определений, округленное до трех значащих цифр.

Таблица 1. Журнал определения масштабов аэрофотоснимков.

№ базиса Длина базиса (мм) Знаменатель масштаба аэроснимков
Накидной монтаж l Карта L

Определение фотографического качества материалов аэрофотосъемки.

Фотографическое качество зависит от состояния атмосферы, освещения объекта съемки, технических условий проведения аэрофотографирования, фотохимической обработки. При визуальной оценке на аэрофотонегативах не должно быть обнаружено механических повреждений, изображений облаков, теней от них, бликов, ореолов. Изображение на снимках должно быть резким, с хорошей проработкой деталей в светлых и темных участках. Оптическая плотность (тон) и контрастность должны соответствовать нормативам. При визуальном способе для сравнения можно использовать снимки-эталоны, т.е. снимки, фотографическое качество которых оценено высококвалифицированными специалистами-экспертами. Применение приборов позволяет более точно и объективно оценить фотографическое качество аэрофотоизображений.

После визуального осмотра наших снимков, запишем оценку для каждого маршрута в таблицу 2.

Определение фотограмметрического качества материалов аэрофотосъемки.

Фотограмметрическое качество материалов аэрофотосъемки оценивают по следующим критериям:

Определение продольных и поперечных перекрытий.

Для исследования нам предоставили материалы, полученные в результате проведения многомаршрутной (площадной) фотосъемки. Она представляет собой получение снимков местности с нескольких параллельных маршрутов. Такую съемку производят с перекрытиями соседних снимков. Перекрытиями называют части снимков, на которых изображена одна и та же местность. Значения перекрытий выражают в процентах от длины стороны снимков.

Взаимное перекрытие снимков одного маршрута – это продольное перекрытие, рассчитываемое по формуле:

где lx – размер перекрывающихся частей снимка; l – длина стороны снимка по направлению маршрута.

Продольное перекрытие снимков рассчитывают или задают, исходя из технологии фотограмметрической обработки снимков. Величина его может быть 60, 70, 80, 90 %. Перекрытие двух смежных снимков называют двойным, а зону перекрытия трех снимков – тройным перекрытием. Для каждого стандартного значения продольного перекрытия определяют минимальные и максимальные пределы.

Поперечное перекрытие py – это перекрытие снимков соседних маршрутов. Поперечное перекрытие рассчитывается по формуле

где ly – размер перекрывающейся части снимков двух смежных маршрутов.

Определим продольные и поперечные перекрытия по накидному монтажу. Величину перекрытий определяют с помощью специальной линейки, позволяющей измерять перекрытия в процентах. Изготовив линейку и измерив перекрытия, запишем их величины в таблицу 2.

Если аэрофотосъемка выполнена с продольным перекрытием 60 или 80 %, то минимальное значение перекрытия допускается соответственно 56 и 78 %. Минимальное поперечное перекрытие допускается 20%.

Аэрофотосъемка, материалы которой нам предоставлены, выполнялась с продольным перекрытием 60 %, соответственно, минимальное значение перекрытия – 56 %, но оно не соблюдается для первого маршрута между снимками 141-138 (см. табл. 2). Поперечное перекрытие между маршрутами в допуске.

2. Непрямолинейность аэрофотосъемочного маршрута начинают с определения главных точек крайних снимков маршрута. За главные точки принимают пересечение линий, соединяющих про­тивоположные координатные метки. Затем соединяют прямой ли­нией и измеряют расстояние L между ними (рис. 2).

image004

После этого измеряют уклонение l от этой прямой главной точки наиболее удаленного снимка. Это уклонение называют стрелкой прогиба маршрута. Отношение стрелки прогиба к длине маршрута, выраженное в процентах, есть непрямолинейность маршрута:

image006

На наших снимках нет изображений круглого уровня, а определение угла наклона фотограмметрическим способом пока не в наших силах. Поэтому оставим прочерки в соответствующей колонке в таблице 2.

Таблица 2. Журнал оценки качества материалов аэрофотосъемки.

№ маршрута Дата аэросъемки № конечных аэроснимков в маршруте Число аэроснимков в маршруте Фотограмметрическое качество
Фотографическое качество изображения Перекрытия (%) «елочка» градусов Прямолинейность Угол наклона
продольное поперечное
22.09.83 141-133 Удовл. 40-79 30-27-25 2,1 0,7
22.09.83 204-196 Хор. 56-65 45-48-50 1,5 0,2
22.09.83 269-261 Удовл. 60-65 0,2

В итоге данной работы мы научились составлять накидной монтаж, определять масштаб аэрофотоснимков, производить оценку фотографического и фотограмметрического (определять продольные и поперечные перекрытия, «елочку», прямолинейность) качества аэрофотоснимков.

После оценки данных аэрофотоснимков, видим, что фотографическое качество изображений хорошее, фотограмметрическое – соответствует нормам и годится для дальнейшей фотограмметрической обработки.

Источник

Методические указания к лабораторным работам по аэрофотограмметрии для студентов специальности 291000 Екатеринбург, 2004

Главная > Методические указания

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

б) среднюю высоту фотографирования (Н ср ) над средней плоскостью участка определяют по формуле:

570fabd9

в) абсолютную высоту фотографирования (линии полета А л.п ) определяют по формуле:

m5b90eec2

г) максимальное колебание рельефа (h max ) над средней плоскостью снимаемого участка земной поверхности определяют по формуле:

m6df7046a

3.2. Расчет перекрытия аэроснимков

Продольное (Р x ) и поперечное (Р у ) перекрытия снимков вычисляют в процентах по формулам:

7b8e0e21m53d4ecad

28e323d5

В нашем примере они заданы: P x = 60 %; P y = 30 %. Необходимо вычислить величину перекрытий в линейной мере:

— продольное перекрытие: m74fad46cсм;

— поперечное перекрытие: 10b35858см.

3.3. Расчет базисов фотографирования

Базисы фотографирования в масштабе аэроснимка рассчитывают по формулам:

m785e8abdсм

m37c8c61см

Величину базисов фотографирования на местности вычисляют по формулам:

— продольный базис: m2805ff0d;

— поперечный базис: 4ada0bcc.

3.4. Расчет количества маршрутов производится по формуле:

7649e053

где L y – протяженность участка по меридиану, км;

B y – базис фотографирования на местности, км.

Для обеспечения южной и северной границ участка количество маршрутов увеличивается на один ( в формуле +1 ).

3.5. Расчет количества АФСн :

а) Число АФСн в маршруте зависит от его длины (L x ) и величины продольного базиса (В x ):

7c764e5dшт.

Центры крайних снимков маршрута должны быть вне рамок снимаемого участка, в связи с чем количество снимков в маршруте увеличивается на два ( в формуле соответственно + 2).

б) Общее число снимков на участок вычисляется по формуле:

m20f117a0шт.,

в) Количество аэрофотопленки, необходимое для съемки всей площади участка вычисляется по формулам:

m24b00eb

3.6. Расчет площади, покрываемой аэроснимком.

Площадь земной поверхности, покрываемая аэроснимком, равна:

m4927510,

3.7. Расчет времени, необходимого для аэрофотосъемки.

а) Величина экспозиции t э (выдержка, исключающая появление недопустимого смаза изображения) вычисляется исходя из величины допустимого смаза, скорости полета и масштаба съемки:

1ce6a530

Допустимая величина смаза δ должна быть не более 0,2 мм.

б) Интервал между экспозициями t рассчитывают с учетом продольного базиса аэросъемки (В х ) и скорости полета самолета (U):

m7e77093e

в) Время, необходимое для аэрофотосъемки всего участка, рассчитывают по формуле:

m873bf60,

L x – длина участка по параллели;

3.8. Составление проекта аэрофотосъемки

Выполненные расчеты служат основой для составления графического рабочего проекта аэрофотосъемки по заданным маршрутам:

а) На топографическую карту (восковку) наносят оси маршрутов аэросъемки. Ось первого маршрута располагают вблизи северной рамки участка таким образом, чтобы примерно треть площади аэроснимков выходила за его границу. Последующие маршруты наносят параллельно первому с расстояниями между ними, равными поперечному базису фотографирования B y в масштабе топоосновы.

б) На маршрутах наносят центры аэроснимков в соответствии с В х с учетом масштаба топоосновы. Центр первого снимка располагают за западной рамкой участка на расстоянии одного базиса фотографирования от нее.

в) На двух смежных маршрутах аэрофотосъемки показывают расположение четырех перекрывающихся снимков в масштабе карты (по 2 снимка на маршруте). Продольные перекрытия для этих снимков показывают штриховкой, а поперечные перекрытия всех маршрутов показывают фоновой окраской (рис.4).

Сm61f94aa2хема аэрофотосъемки

4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Накидной монтаж. Оценка качества аэрофотосъемки.

Ограничение рабочей площади АФСн

4.1 Составление накидного монтажа

Цель задания: знакомство с АФСн (формат, нумерация, назначение изображения уровня, времени и даты фотографирования, координатных меток), техникой выполнения накидного монтажа, получения с него репродукций.

Прежде чем приступить к монтажу АФСн, их раскладывают по маршрутам.

Начинают монтаж с северного маршрута и каждый маршрут монтируют с восточного крав, накладывая левый снимок на правый. При такой раскладке номера снимков не закрываются.

После укладки 1-го маршрута укладывают 2-ой и т.д. маршруты. При этом следят, чтобы одинаковые контуры на АФСн 2-го маршрута совпадали не только с контурами соседних АФСн, но и с подобными контурами на АФСн соседних маршрутов.

Для предохранения от случайных сдвигов АФСн при монтаже их закрепляют скрепками, грузиками, кнопками и т.д.

Монтаж, как правило, заканчивают изготовлением его фотографий, т.е. репродукций накидного монтажа, которые используются для уточнения категории трудности местности, объема съемочных работ, других практических вопросов.

4.2. Оценка качества материалов АФС

Оценку качества материалов АФС производят по накидному монтажу. Оценке качества подлежат 14-16 АФСн двух перекрывающихся маршрутов АФС.

Основным критерием качества залете является соблюдение технических условий АФС:

а) высота полета над средней плоскостью снимаемого участка не должна отличаться от заданной высоты более, чем на 3 – 5 %;

б) продольное перекрытие АФСн должно быть более 56%;

в) поперечное перекрытие АФСн должно быть более 20%;

г) непараллельность маршрутов не должна превышать 5%;

д) непрямолинейность маршрутов не должна превышать 2-3%.

Однако качество залета во многом определяется фото­качеством негативов и отпечатков (АФСн). С этого и начинают работу по оценке качества аэрофотосъемки. Результаты оценки записывают в таблицу (табл.4).

Фотографическое качество аэроснимков проверяется визуально. При этом необходимо установить:

1) Отсутствие изображения облаков или теней от них, царапин, посторонних пятен, полос или бликов.

2) Четкость проработки деталей.

3) Отсутствие вуали.

Фотографическое качество АФСн оценивается:

4.2.2. Определение продольного и поперечного перекрытий

Продольное и поперечное перекрытия определяют по накидному монтажу при помощи фотограмметрической линейки, которая для формата аэроснимков 18×18 см имеет рабочую длину 18 см с наименьшим делением 1 %. При измерении продольного перекрытия индекс линейки 100 совмещают с правым краем правого аэроснимка, а процент продольного перекрытия ( с точностью 1 %) отсчитывают по линейке по правому краю левого снимки (рис.5). Поперечные перекрытия двух смежных маршрутов измеряют аналогично (рис.6).

Наименьшие допустимые значения перекрытий аэроснимков:

— продольного Р х = 56 %;

— поперечного Р у = 20 %.

Продольное перекрытие m7b63460

51eb7d0b

Поперечное перекрытие 24260626

m75b5420eРис. 6

Продольное и поперечное перекрытия измеряются дня каждой пары АФСн на накидном монтаже по маршрутам (вдоль) не менее, чем для 50 % снимков, и между маршрутами (поперек) через 4-5 снимков.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector