чему равно эффективность по тимоти голви

Содержание

Чему равно эффективность по тимоти голви

Эта книга для нас — особенная. Потому что она про МИФ. Про тот подход к жизни и работе, который мы ценим. И про то, о чем хочется рассказывать. В общем, в любви к книге признались — теперь решайте сами, читать или не читать.

У каждого есть занятия, которые нас не радуют. Что делать? Включать «внутреннюю игру». Этому Тимоти Голви научил сотрудников Apple, Coca-Cola, IBM. И вас научит.

Чуть-чуть магии — и заставите «работу работать на вас». И все скучные дела тоже. Голви понадобилось 20 лет, чтобы это понять, а вам — только его книга.

В какую игру вы играете?

Однажды Голви придумал турнир по теннису наоборот: победителя выгоняли с площадки, проигравший переходил в следующий круг. Какой смысл в игре, «победа» в которой ничего не дает? В этом-то и дело.

Если посмотреть с философской точки зрения, участников просили прекратить «танцы под музыку окружающего мира». Играть ради самой игры — и видеть, каким хорошим игроком ты можешь стать. Играть ради новых знаний. Ради того, чтобы быть собой. Ради удовольствия. А ради чего играете вы?

Тссс… слышите? Голоса в вашей голове

Когда мы чем-то занимаемся, в голове звучит голос: «Тебе надо сделать это и то», «Опять все не так», «Чего копаешься?». Это ваше Я-1, голос оценивающий и осуждающий.

Но есть и другой. Это Я-2 — тот, кто от рождения знает, как лучше. Тот, в ком живут ваши способности и потенциал. Тот, кто хочет двигаться вперед. Я-2 — это вы сами.

image1 19 e1539603255631
Это Тимоти Голви. Сначала он был тренером по теннису, а потом стал мировым бизнес-коучем. Как так вышло? Это всё проделки Я-2. — Источник

Если у вас получится, любое дело превратится в возможность для обучения и источник удовольствия. Вы сможете жить без перегрузок и насилия над собой. Скука и рутина уйдут. Вы сами себе в этом поможете. И чуть-чуть — эта книга.

Цель — радость

Во время работы мы находимся где-то между страданием и экстазом. Напишите нам письмо, если это не так 🙂 Выучите мантру: «Насколько я ценю себя, свое время и свою жизнь, в той мере я не позволю себе работать в состоянии стресса или страдания».

Теперь — упражнение. Оцените свою жизнь на работе по шкале от 1 до 10, где 10 — самое радостное состояние, 1 — его противоположность. Подумайте, где чаще находитесь. И из-за чего.

image3 44
Только когда вы испытываете удовольствие, работаете лучше всего и приносите больше пользы другим.

Список того, что может помешать нам получать радость, бесконечен. И неизбежен. Но главное вот что: можно себя хорошо чувствовать, разделяя самого себя и результаты своей работы. Это сознательное усилие, но оно того стоит.

Главный инструмент

Согласитесь, приятно прокатиться с ветерком на быстрой машине. Но никто не хочет оказаться в машине без тормозов. В жизни же мы разгоняем себя до невообразимых скоростей — и почти никогда не жмем на стоп.

СТОП — это инструмент инструментов. Он дает возможность ехать туда, куда хочется.

image4 42
4 главных элемента СТОПа.

Сказать СТОП — все равно что включить свет в темной комнате. СТОП в начале и конце каждого дня поможет жить осознанно. Иногда нам нужны более длительные СТОПы, чтобы осмыслить перемены и наметить план действий. Иногда хватает и секундной остановки. Попробуйте сделать ее прямо сейчас.

Что еще в книге

Работа — это не только деньги. Должно быть что-то большее. Однажды гость матери Терезы сказал: «Я никогда бы не стал заниматься этим за все деньги мира», она кивнула: «Я тоже». Каждый день мы отдаем долю себя и собираем оплату в трех формах: финансы, новый опыт, удовольствие. Так сколько получаете вы?

Про эту книгу сложно рассказать в одном письме — она раскрывается в процессе чтения. Вы как будто пройдете сессию с коучем. Это мощно.

image2 13 e1539603349305

Прочитав книгу, вы получите много инсайтов — это точно:

…303 страницы, которые помогут вам по-новому взглянуть на жизнь и самого себя.

Порой нам кажется, что внутренний голос очень тих. Но у него, нашего Я-2, есть два больших преимущества. Во-первых, оно всегда с нами. Во-вторых, оно любит играть и учиться. Я-2 реагирует на красоту заката, радуется вкусной еде, наслаждается любовью и уважением.

Чтобы стать свободными, нам стоит научиться слушать его подсказки. И просто ступить на этот путь.

Источник

Чему равно эффективность по тимоти голви

На работе, более чем в какой-либо другой деятельности человека, свобода подвергается существенному риску. Разве все мы не ощущаем цепей, которые сковывают нас на работе? Цепи «должен», «нужно», «делай, а не то…» — это цепи страха и давления извне. Широко распространено такое определение работы: «Это то, чем я никогда бы не занимался, если бы мог выбирать».

Как изменить наш подход к работе и почувствовать настоящую свободу? Как заставить работу работать на нас? Ответ на этот вопрос знает Тимоти Голви — создатель корпорации Inner Game и человек, стоящий у истоков коучинга. Его книга «Работа как внутренняя игра» — о том, что любая работа может стать прекрасной возможностью для обучения и развития навыков — и источником удовольствия.

На пути к свободной работе

image1 31 e1541743055724

Тимоти Голви: «Поисками возможности работать свободно я впервые занялся в начале 1970-х годов, когда задумался о том, чего я действительно хочу от жизни. Тогда я стал работать инструктором по теннису и сделал несколько важных открытий об обучении и коучинге, которые впоследствии стали темой книги „Теннис. Психология успешной игры“. В основе простых принципов и методов Внутренней игры была глубокая вера в естественную способность человека учиться на непосредственном опыте. Внутренняя игра — это жизнеспособная альтернатива традиционным командно-административным методам, которые мы принимаем как само собой разумеющиеся и на работе, и в игре. Это многообещающее начало пути к свободной работе»

О спорт, ты — мир!

Почему спорт стал такой хорошей исследовательской лабораторией для обучения и перемен? Благодаря тому, что достижения в спорте можно наблюдать непосредственно, а цели предельно ясны, изменения в результативности проявляются намного нагляднее.

Эту разницу нельзя объяснить только отсутствием способностей. В первые годы тренерской работы Тимоти Голви сделал два наблюдения. Во-первых, почти все ученики очень старались исправить в своей игре то, чем они были недовольны. Во-вторых, после того как ученики переставали стараться, поверив в свою способность учиться на собственном опыте, позитивные изменения происходили при относительном отсутствии усилий. Существует резкий контраст между принудительным и естественным обучением, его мы можем наблюдать на примере раннего развития наших детей.

image4 18

А необходим ли вообще этот внутренний диалог, помогает он обучению или мешает? Инструкции тренера, высказываемые с самыми добрыми намерениями, ученики воспринимают как метод контроля, который представляет собой угрозу для их естественных возможностей. Этот важный внутренний диалог, конечно же, порождает совсем иное состояние, непохожее на спокойную сосредоточенность лучших спортсменов. Ведь когда известных спортсменов спрашивают, о чем они думают во время своих лучших выступлений, все они заявляют, что, в общем-то, не думают ни о чем особенном. Они говорят, что их мозг спокоен и сосредоточен. О самом выступлении они думают до или после него.

Инструмент STOP

Наш мозг может легко стать машиной с мощным двигателем и акселератором, но плохими тормозами. Когда мы едем на адреналине, вырабатываемом постоянными кризисами, может быть очень трудно найти тормоз, а тем более нажать на него. Когда вы ведете машину, способность остановиться зачастую так же важна, как и способность двигаться. Очень полезно иметь мысленный моторчик, который может сделать и то и другое и реагирует на желания водителя.

Тысячи менеджеров из множества разных компаний признали, что STOP стал для них незаменимым приемом эффективной работы. Один менеджер назвал его «инструментом инструментов», потому что, как он сказал, «STOP помогает все время помнить о применении всех остальных приемов в вашем арсенале».

STOP означает следующее:

Step back (Сделай шаг назад)
Think (Подумай)
Organize your thoughts (Организуй свои мысли)
Proceed (Продолжай)

Реакция «бильярдного шара»

Что такое реакция «бильярдного шара»? Не задумываясь об оценке того, заслуживает ли проблема внимания, мозг начинает вырабатывать и обсуждать возможные решения. Он начинает не только придумывать решения без мысли о цели, но и часто использует такой же привычный метод решения проблем, независимо от того, подходит ли решение в данной ситуации или нет. Инерция решения может быть настолько сильна, что для творческого мышления или стратегической перспективы почти не остается места.

image2 30

Когда совершена ошибка, какова общая инерция? Найти виноватого. А потом? Найти способ защититься или отвести обвинения. Когда кто-то высказывает мнение, нужно соглашаться или не соглашаться. На работе или на отдыхе мы ставим цели и забываем обо всем остальном, пока не достигнем их. Мы по-прежнему можем делать выбор, двигаясь по инерции, но часто забываем о цели, которая первоначально и привела нас к этой деятельности.

От слов к делу: Тимоти Голви впервые выступит в России. Вы узнаете больше об инструментах Внутренней игры и научитесь применять их в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Узнаете, как побеждают чемпионы, и что нужно делать, чтобы раскрыть свой потенциал и потенциал других людей. Это новый взгляд на себя и собственную жизнь, на бизнес, на карьеру и на команду.

Регистрация по ссылкам:

Статья подготовлена по материалам книги «Работа как внутренняя игра».
Изображения: источник.

Источник

«Я никогда не видел «мирового бизнес-сообщества» (Тимоти Голви)

7a40c024337873833d0ef661a547e545Тимоти Голви — признанный во всем мире тренер и коуч-консультант. Закончил Гарвардский университет, где специализировался на английской литературе, был капитаном команды по теннису.

Книга «Внутренняя игра» практически сразу после выхода стала мировым бестселлером и до сих пор является для многих коучей и консультантов одной из, что говорится, настольных книг в работе и в жизни.

Тимоти создатель корпорации Inner Game, которая применяет принципы и методы Внутренней игры для развития мастерства у групп и отдельных людей. Он читает лекции по всему миру, проводит групповые тренинги и семинары как коуч-консультант. В октябре прошлого года Тимоти Голви посетил Россию и ответил на вопросы нашего журнала.

— Тимоти, в октябре 2011 года Вы впервые посетили Россию и провели здесь свою первую открытую
программу. Каковы Ваши впечатления? Были ли отличия между тем, чего Вы ожидали, и что увидели здесь?

— Я ожидал, что это будет строгая, но интеллектуальная аудитория, которая, возможно, не будет принимать активного участия в процессе. То, что я увидел на семинаре, было комбинацией интеллекта и глубины, идущей от
сердца, что было необычно.

— Ваши книги о Внутренней Игре вызывают большой интерес у нашей аудитории. В чем основная идея Внутренней Игры?
— Ядром Внутренней Игры является тот факт, что мы обладаем бОльшим человеческим потенциалом (Я2), чем мы думаем, и что мы мешаем реализации этого потенциала (Я1) больше, чем нам бы того хотелось признавать.
В качестве основы методологии Внутренней Игры лежит безоценочная ОСОЗНАННОСТЬ по отношению к существующей реальности, будь то простое поведение или сложные ситуации в бизнесе; понимание, что нужно максимально ясно представлять, какие результаты мы хотим получить; а также доверие к своим собственным ресурсам, чтобы двигаться к своим желаемым результатам. Доверие здесь означает некоторое снижение уровня контроля не по отношению к внешним факторам, апо отношению к собственному внутреннему потенциалу. Это такое доверие, которое позволяет проявиться ПОТОКУ в работе или игре, и делает их эффективными и приносящими наслаждение.

— Многие люди с возрастом становятся более ригидными и не хотят учиться чему-то новому. Можно ли, в действительности, научить чему-то взрослых людей? И если можно, то как?
— Взрослые, которые хотят учиться, научиться чему-то новому могут. Учиться никогда не поздно. Но для этого нужно «разучиться», расстаться с годами накопленными привычками, многие из которых навязаны обществом, которые мешают нашей способности учиться и расти. Старость — это время, когда у людей появляется больше времени для исследования своих человеческих возможностей. Люди в возрасте все еще могут победить во Внутренней Игре.

— Внутренняя Игра помогает людям преодолеть внутренние барьеры, самовмешательство. Есть ли у Вас классификация таких внутренних помех для взрослых? Какие внутренние барьеры наиболее характерны для менеджеров и лидеров?
— Думать, что ты уже все знаешь — это большое самовмешательство, также как и пытаться выглядеть, словно ты все знаешь. Корни этого лежат в страхе поражения и сомнениях в себе, в этих двух основных помехах.

— Сегодня популярно утверждение, что коучинг — это стиль жизни. Насколько Вы с этим согласны и что такое «коучинговый» стиль жизни в Вашем понимании?
— Коучинг как стиль жизни означал бы, что люди целыми днями только и делают, что проводят друг с другом коучинг. Но цель коучинга состоит в том, чтобы чему-то научиться. Это больше похоже на стиль жизни «постоянно учащегося», где не важно, сколько тебе лет, потому что ты в каждый момент учишься у своей жизни. Ты не думаешь о том, что ты уже знаешь, но понимаешь, что учиться новому можно, фактически, бесконечно.

— Иногда мы слышим, как о человеке говорят: «коучинг не для него». Есть ли люди, которым коучинг не подходит? И если это так, то как Вы определяете, насколько, например, менеджеру подходит коучинг? Есть ли разница между российскими и иностранными менеджерами с этой точки зрения?
— Я не люблю сортировать людей по ролям или классифицировать их по тому, из какой они страны. То, насколько человеку подходит коучинг, зависит от двух факторов: от качества коуча и желания самого человека учиться. У всех у нас есть способность учиться, но даем ли мы себе доступ к этой способности — это личный выбор самого человека.

— В чем Вы видите дальнейшее развитие технологии коучинга? Как будет развиваться коучинг?
— Технологии, применяемые в коучинге, все еще сильно варьируются. Коуч — это молодая профессия. Возможно, единой технологии никогда и не будет. То, где в коучинге нужен рост — это не технологии, а особенности характера, личность самого коуча. Такие простые, но очень важные качества, как забота, сочувствие, надежность, креативность, аутентичность, увлеченность и приверженность, мудрость, ясность.
Эти качества не новы, но то, что они поддерживают, можно развивать на протяжении всей жизни. Это, скорее, человеческие качества, нежели технологии. Короче, чтобы стать хорошим коучем, нужно больше стать человеком. Нет ничего лучше.

— Чего Вы ожидаете от проекта «E-coach» (Е-коуч, Электронный коуч), который Вы делаете совместно с Майлзом Дауни?
— Электронный курс Внутренней Игры — это инструмент для само-коучинга. Е-коуч задает серию вопросов (в зависимости от темы), которые помогают человеку прийти к ответам, которых он может не найти, не задай ему кто-то этих вопросов.
Предполагается, что будет е-коуч для личного использования, а также программы, разработанные под разные задачи для использования в организациях. Это относительно новый инструмент, который уже используется в одном из крупнейших мировых банков, чтобы повысить эффективность и продуктивность работы. Будут разработаны
модули для коучинга на темы здоровья, спорта, личностного развития, несколько разных модулей для внутрикорпоративного использования.
Преимущество этого инструмента в том, что он открывает доступ к коучингу для очень широких масс и делает его более доступным с финансовой точки зрения. Он вряд ли заменит лайф-коучинг, но может стать полезным дополнением к нему. Майлз Дауни является одним из основателей Школы Коучинга в Лондоне и он привносит в этот проект богатый опыт в обучении коучей Внутренней Игре и коучинге для коучей.

Первоисточник материала: Журнал «Коучинг в Организации», июнь 2012.

Источник

ОСНОВАТЕЛИ КОУЧИНГА:
Тимоти Голви

«Когда вы придаете событию эмоциональное значение, то неспособны ясно осознавать, что будет дальше.»

Американский коуч, автора серии книг, описывающих предложенный им метод повышения личной и профессиональной эффективности, так называемую внутреннюю игру. Книга Голви «Внутренняя игра в теннис» была издана тиражом более миллиона экземпляров и стала международным бестселлером. Метод, предложенный Голви, применяется в спорте, бизнесе, здравоохранении и образовании.

Тимоти Голви родился в Сан-Франциско, штат Калифорния в 1938 году. В юности он профессионально занимался теннисом и был капитаном команды в Гарвардском университете. В том же университете он получил диплом по специальности «Английская литература». Затем Тимоти прошел службу в военно-морском флоте США, после чего стал одним из основателей колледжа гуманитарных наук на Среднем Западе.

Оставив работу в области образования, Тимоти стал тренером по теннису в спортклубе в Калифорнии. Именно тогда ему пришла в голову идея внутренней игры. Исследовать процессы обучения и перемен на примере спорта оказалось удобно благодаря ясности целей и возможности непосредственно наблюдать достижения. Большая разница между лучшими и худшими результатами очевидна, и, по наблюдениям Голви, её нельзя объяснить исключительно отсутствием способностей. Различия напрямую связаны со способом обучения или осуществлением изменений в результативности. Голви заметил, что доверяя экспертной оценке тренера, спортсмен сводит свою ответственность до уровня точного выполнения того, что ему говорят. В результате такого подхода страдает готовность ученика учиться и нести ответственность за это обучение.

5652

Согласно формулировке Голви, противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека. «. Это возможность по своей инициативе достигать состояния, когда разум сосредоточен и находится в покое, существует сам по себе, в то время, когда тело работает тоже само по себе. Такой навык сосредоточения без видимых усилий будет для человека бесценным независимо от того, в какой сфере он пожелает его применить».

В 1974 году Голви издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой впервые описал своё видение тренерской работы в бизнесе. Книга стала международным бестселлером. Впоследствии издал ещё несколько книг, описывающих применение метода «внутренней игры» в разных видах спорта и бизнесе.

Применение метода внутренней игры в компаниях заключается в поиске наилучших способов управления изменениями.

Источник

Эффективность коучинга и способы ее повышения

Ключевые слова: коучинг, эффективность коучинга, трансформационное обучение, инструменты коучинга, нейрологические уровни, логические уровни обучения, Тимоти Голви, осознанность, метафора в коучинге, диалектика. Эффективность коучинга и способы ее повышения

ВВЕДЕНИЕ

Коучинг не учит, а помогает учиться.
Тимоти Голви

Коучинг — одно из направлений практической психологии, которую некоторые исследователи причисляют к психологическому консультированию, хотя споры на эту тему ведутся постоянно[1].

Развитие коучинга в ХХ веке началось благодаря Тимоти Голви, который разработал новый подход к теннисным тренировкам, основанный не на различении «правильного» и «неправильного» в сочетании с директивными указаниями, а на открытии внутренних ресурсов человека, его способностей, его собственного уникального способа играть в эту конкретную игру.

Идеи Голви в дальнейшем развил Джон Уитмор, Майлз Дауни и другие теоретики и практики коучинга. Одно из современных определений коучинга звучит так: «Постижение внутренней игры человека, его уникальности и всего, что ее сопровождает, в сочетании с навыками и моделями внешней игры, — в этом суть эффективности коучинга».

Вопрос «как измерить эффективность коучинга» до сих пор остаётся очень дискуссионным и практических исследований на эту тему крайне мало. Данная работа имеет своей целью краткий обзор некоторых существенных моментов коучинговой практики, которые, по мнению большинства авторов, влияют на её эффективность в целом.

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Для лучшего понимания принципов коучинга необходимо обозначить его основания. Джон Уитмор ставит в основу коучинга повышение осознания и ответственности клиента коуча (будь то один человек, группа или команда), и уже из этих принципов выводит конкретные техники работы. Осознание в его терминологии можно определить как качество и количество входящей информации, которую воспринимает человек.

ОСОЗНАНИЕ

«Осознание — это не только необходимость смотреть и слушать… это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Эта способность включает в себя понимание систем, динамики, взаимосвязи фактов и людей и, безусловно, в какой-то степени психологии. Осознание включает в себя и самоосознание: в частности, определение того, как эмоции и желания самого человека сказываются на его восприятии и когда». Осознание освобождает человека: «Я способен контролировать только то, что осознаю. То, что я не осознаю, контролирует меня».

На повышение осознания направлена, например, базовая коучинговая техника открытых вопросов, которые позволяют человеку самому собрать необходимую ему информацию из окружающей среды, а не опираться на сторонние оценки, указания или диагнозы. Этой точки зрения придерживается и Дж. К. Смарт: «Не бывает конструктивной критики. Обратная связь сводится к наблюдениям, а не к осуждению». Таким образом, за счёт снижения влияния неосознаваемых факторов и помех и более качественной обратной связи повышается эффективность действия.

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность, по словарному определению — готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Принятие человеком ответственности, по мнению Уитмора, тоже создаётся и укрепляется с помощью именно открытых вопросов, а не прямых указаний или косвенных внушений. «Ответственность требует выбора. Выбор подразумевает свободу». Повышение уровня ответственности также приводит к большей эффективности действий человека. Об этой задаче коучинга говорит и Томас Дж. Леонард: «коучинг — это не о том, чтобы делать клиентов подотчётными, а о том, чтобы делать их ответственными».

ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Принцип о карте реальности даёт коучу возможность принимать любую картину мира клиента, не ведя с ней мысленного спора и не пытаясь (в идеале) вписать клиента в свою картину миру (о минимизации проекции и трансференции см. подробнее ниже). Таким образом, работа коуча становится мета-рациональной: он работает не с тем, что именно человек думает, а с тем, как он думает, насколько это ему помогает (либо мешает) в осуществлении его задач и планов.

Принцип о позитивности намерений и оптимального движения к цели также работает на принятие карты реальности и раскрытие потенциала. Этот принцип предполагает, что каждый человек стремится достичь своих целей наилучшим возможным для себя образом. Соответственно, для того, чтобы он мог достигать их быстрее и лучше, он может видоизменить свою карту реальности таким образом, чтобы стали возможными другие способы, более лёгкие и быстрые.

Майлз Дауни приводит такую формулу эффективности:

Потенциал минус Вмешательство равно Результативности.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что результативность процесса коучинга слагается из раскрытия потенциала и минимизации разного рода «вмешательств» (помех, шума, искажений и т. д.) как у клиента, так и у коуча. Рассмотрим более подробно некоторые техники коучинга, способствующие расширению и углублению осознания клиента и максимально полному раскрытию его внутреннего потенциала. Для удобства они схематически разделены на «внешние» (в большей степени относящиеся к форме взаимодействия коуча с клиентом) и «внутренние» (относящиеся в большей степени к «внутренней игре» коуча).

Глава 2. «Внешние» техники коучинга

Сильные вопросы

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Сильные вопросы — основной метод работы коуча, который зачастую даже ложится в основу бытовых определений коучинга. Сильный вопрос аккумулирует в себе все принципы коучинга: веру в то, что человек обладает всеми необходимыми ресурсами и может их в себе открыть, понимание, что наилучшим образом это может сделать только он сам, стремление помочь ему в этом, сделать его более осознанным, при этом оставляя право выбора и полную ответственность за ним самим.

То, как описывается значение вопросов в эриксоновском гипнозе, хорошо иллюстрирует их значение и в коучинге: «Вы активизируете внутренний поиск, свободный от каких бы то ни было сознательных оценок… (задача не в том) чтобы навязать пациенту какие-то новые знания, а в том, чтобы обнаружить в его психике такие феномены, которые не зависят от критериев и заученных ограничений, заданных сознанием», «…чтобы инициировать процесс внутреннего исследования, поиска и признания способностей, которых она в себе не подозревала».

По Джону Уитмору, открытые вопросы — это вопросы, которые побуждают человека пристально и крайне внимательно наблюдать за тем, что происходит в действительно. К примеру, при игре в теннис это вопросы, которые побуждают игрока следить за мячом, пусть даже ответы на них не имеют фактического значения сами по себе (например, вопрос «Сколько оборотов делает мяч, когда летит на тебя?» или «В скольких сантиметрах над сеткой мяч пролетел сейчас?»). Кроме того, такие вопросы требуют концентрации и сугубо описательных ответов (а не оценок).

В работах Мэрилин Аткинсон для «усиления» вопроса есть такие методы:

— применение множественного числа для расширения поля поиска («Какие есть альтернативы?», «Какие есть еще варианты?»);

— превосходная степень («Какой самый лучший способ это сделать?»);

— побуждение к действию («Каков тот первый шаг, который приведет Вас к цели?»);

— использование вдохновляющих и увеличивающих осознание слов («развитие», «вдохновение», «рост», «обучение», «прояснение», «создание» и т. д.);

— внедрение регулярности, систематичности, процессуальности («Какие системы Вы могли бы использовать для этого?«).

Метафора

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Метафора — это «иносказание, используемое для иллюстрации описываемых явлений». Прежде всего метафора подключает образное мышление, которое крайне полезно в процессе коучинга по многим причинам: «По мнению антрополога и теоретика коммуникации Грегори Бейтсона, способность находить аналогии — это функция абдуктивного мышления, которое Бейтсон противопоставлял процессам индуктивного и дедуктивного мышления. Он утверждал, что абдуктивное мышление, или мышление по аналогии, приводит к большей творческой активности и является источником мастерства и гениальности, и полагал, что аналогии помогают нам сосредоточиться на глубинной структуре нашего опыта, а не на поверхностных различиях».

Как сделать метафору сильнее? Прежде всего, конечно, лучше всего использовать метафору клиента, поскольку она гораздо лучше понятна ему самому, чем чужой образ, к тому же включает в себя много непроговариваемых факторов. Помимо этого, поднимать эффективность метафор и историй можно и нужно прежде всего подстройкой их на конкретного клиента, для чего необходимо повышение осознанности коуча и расширение набора метафор. Кроме того, в историях и метафорах важно затрагивать разные модальности восприятия и логические уровни.

Качественное формулирование цели. Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Положительная, ощутимая, достижимая, экологичная (сохранение выгод проблемного состояния), соответствующая окружению и контексту. Существует много определений у «качественной цели», одна из самых подробных классификаций дана у Уитмора: цель должна быть не только SMART (конкретной; измеримой; согласованной; реалистичной; определенной во времени), но и PURE (позитивной; понятной; уместной; этичной) и CLEAR (представляющей вызов; легальной; приемлемой с точки зрения окружающей среды; приемлемой в целом; письменно сформулированной).

Подробная проработка цели является одной из основных техник коучинга и её эффективность зависит и от детальности, и от глубины, взаимосвязи конкретной цели с цельным контекстом жизни человека, его ценностями и устремлениями. Формулирование «качественной цели» тесно связано с техникой создания образа будущего.

Создание образа будущего

Это крайне широкое понятие включает в себя очень многие коучинговые техники, от помощи в формулирования конечной цели всего процесса до заключения контракта на сессию, от шкалирования чего бы то ни было до собственно представления детальных образов того или иного будущего.

Сама по себе методика визуального представления имеет огромное количество объяснений из самых разных областей. Например, Тимоти Голви, основываясь на примерах из практики обучения теннису, выводит концепцию «второго Я», которое отлично от «первого Я» (проявляющегося в основном в процессе «мышления», «внутренней речи»), которое гораздо более эффективно в обучении и выполнении комплексных телесных действий — и которое прекрасно понимает язык образов. В психофизиологии существует понятие «идеомоторного акта» — «появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение, при представлении об этом движении». Кроме того, относительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны, которые «активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью».

Таким образом, подробная визуализация желаемого конечного результата способствует воплощению этого результата в жизнь по целому ряду причин. Существует несколько способов сделать визуализацию более эффективной, например, её детализация и вовлечение в образ всех модальностей восприятия. Уместны будут здесь и вопросы по логическим уровням, позволяющие клиенту прочувствовать желаемое будущее не только на уровне «среды», но и на уровне самоопределения, внутреннего состояния и самоосознания.

Вариантом техники «создания образа будущего» может быть названа техника «вызова». Вот как пишут о вызове авторы «Коактивного коучинга»: «Вызов побуждает клиента выходить за пределы ограничений, которые он сам установил для себя, совершать невероятные поступки. Если вызов достаточно эффективен, то клиент замирает, выпрямившись, и восклицает: «Да никогда, никоим образом! Я этого не могу!». Если его ответ именно таков, значит коуч на правильном пути. Представление коуча о возможностях клиента превышает созданное им самим понятие».

Рефрейминг

Рефрейминг это в самом широком смысле создание нового контекста для мыслей, чувств, ощущений клиента. Можно сказать, что это также и расширение осознания (или углубление его).

Например, использование шкалы может быть классифицировано и как рефрейминг: когда у игрока спрашивают, насколько по шкале от 1 до 10 напряжены в данный момент его икры или затруднено его дыхание, это некоторым автоматическим образом помещает его непосредственное ощущение в гораздо более широкий контекст, в котором неявно присутствуют оба полюса ощущений — и максимальный дискомфорт, и максимальный комфорт. Есть пресуппозиция того, что человеческое тело, так же как и человеческое сознание стремится к оптимальному состоянию, таким образом, уже само осознание возможности обретения желаемого состояния существенно приближает к нему.

Точно так же вопрос коуча «Каковы Ваши успехи на этой неделе?» заранее переструктурирует ответ клиента, ориентируя его прежде всего на достижения и положительные стороны произошедшего и сделанного. «Всегда существует возможность иного рассказывания истории, с акцентом на иные события, переживания и смыслы (и это относится в равной степени к истории отдельных людей и целых народов)». А вопрос «И что Вы хотели бы изменить в самое ближайшее время?» автоматически структурирует мышление клиента в системе «не устраивающее настоящее — комфортное будущее».

Рефрейминг, пожалуй, наиболее наглядно из всех техник повышает уровень осознания клиента — как раз за счёт того, что он осознает более широкий контекст своих действий, мыслей, ощущений и других проявлений.

Логические уровни

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Теория логических уровней (когнитивных уровней, уровней трансформации) создана Грегори Бейтсоном и содержит одну из возможных иерархий разнообразных процессов, происходящих внутри человека или группы: «Эти уровни включают (снизу вверх): 1) идентичность, 2) убеждения и ценности, 3) способности, 4) поведение и 5) окружение». Особенность их взаимодействия такова, что изменения на более высоких уровнях влияют на изменения на уровнях, которые расположены ниже, тогда как обратное далеко не всегда верно.

Соответственно, можно предположить, что коучинговое взаимодействие на более высоких логических уровнях будет гораздо более эффективным. Так, вопрос «Каким человеком Вы хотите стать?» при прочих равных гораздо более эффективен для расширения осознания человека и изменения паттернов его мышления и поведения, нежели вопрос «В какой среде Вы бы хотели жить?» (хотя последний тоже, безусловно, может быть очень эффективным).

«Когда мы вступаем с кем-то в контакт на уровне идентичности, нам нет необходимости хитрить, скрывать или обманывать. Сила, которую получаешь, когда веришь в кого-то… огромна. То, во что вы верите по отношению к данному предмету, человеку или явлению, также ведёт к успеху».

Обратная связь и поддержка

Для того, чтобы задать максимально широкий контекст взаимоотношений коуча и клиента, Роберт Дилтс использует рассказ Грегори Бейтсона о дельфине, которая «является мощной аналогией и устанавливает принципы работы для коучей всех типов».

Дельфина обучали новым трюкам при помощи определенной последовательности действий, а именно:

— каждый раз, когда дельфин показывал на публичной демонстрации новое действие, дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу;

— когда на следующем представлении дельфин в течение примерно двух третей времени повторял то, что давало результат в прошлый раз, дрессировщик не давал ему рыбу;

— поскольку с каждой демонстрацией тревога дельфина росла, дрессировщик отступил от правил и стал время от времени давать дельфину «незаработанную рыбу», чтобы сохранить контекст отношенй и обучения.

Итогом этой последовательности стало то, что «…когда дельфина выпустили в демонстрационный резервуар для пятнадцатого представления, он показал сложное шоу, включающее восемь совершенно новых действий, четыре из которых никогда не наблюдались у представителей этого вида прежде».

В истории о дельфине содержится немало важных принципов коучинга, в том числе: направленность каждой «демонстрации» и отношений в целом на научение и улучшение деятельности; обучение самому обучению как необходимая часть успешной работы; влияние системы в целом (зрители) на отношения дрессировщика и дельфина; сравнительная эффективность и релевантность обратной связи, зависимость ее эффективности и от информации (свисток), и от мотивации (рыба); необходимость внутренней мотивации и мотивированной изнутри деятельности со стороны дельфина; необходимость определенного уровня позитивной обратной связи (рыба) для сохранения отношений; положительное подкрепление и структурирование поведения дельфина с целью добиться не какого-то конкретного поведения, а любого нового поведения в принципе.

Таким образом, одной из самых главных задач коуча является «создать пространство, в котором можно было бы смело искать ответы».

Здесь уместно будет вспомнить один необычный случай из практики Милтона Эриксона: пациентка отказалась говорить с ним о своём неврозе, но тем не менее попросила его быть ее психотерапевтом. Когда он согласился помочь в меру своих возможностей, она сказала «В таком случае вечером около одиннадцати я подъеду к вашему дому и запаркую машину, мысленно представлю себе, что вы сидите со мной рядом, и начну продумывать свою проблему…». В итоге, после нескольких (точного числа не знал даже сам Эриксон) таких «консультаций» она справилась со своим неврозом.

И можно согласиться, что «…эта потребность в другом человеке, в психотерапевте — пусть даже воображаемом — подтверждает мысль Мартина Бубера о том, что только в отношениях с другими людьми мы можем реализоваться и получить помощь в развитии».

Глава 3. «Внутренние» техники коучинга

Безоценочность

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Можно предположить, что вера в потенциал человека, как всякая импликация и пресуппозиция, самореализуется. Если коуч подлинно верит в способности человека, эта вера проявляется во всём: в его речи, в формулировках его вопросов, в телесных проявлениях, во всём его поведении.

Дауни уточняет, почему так важно для коуча сохранять нейтральность в оценке событий и взвешенную осознанность относительно происходящего: «Люди сами несут ответственность за результаты, которых достигают в жизни. Эффективный коучинг — это сочувствие, но он не прячется от действительности, напротив, он пробуждает осознанность и оставляет ответственность за игроком или сотрудником».

Использование карты мира клиента

«Карта мира» — термин из нейро-лингвистического программирования, но сам по себе подход основывается на гуманистической психологии Карла Рождерса и подходе Милтона Эриксона, который всегда сам шёл «к клиенту с задачей контакта в его модели вместо того, чтобы ожидать, что клиент придет к нему».

В коучинге часто используют лишь необходимые элементы подстройки к картине мира: так называемые «ценностные слова», подстройка по модальностям, использование образов и слов клиента, тогда как в эриксоновском гипнозе (и наследующем ему НЛП) существует более широкий выбор средств «настройки» на другую картину мира. Такая «настройка» многократно углубляет взаимодействие клиента и коуча и делает его гораздо более эффективным.

Для коуча важно не столько конкретное содержание мышления, сколько сам его способ: «Коучинг — это «прослушивание» процесса мышления человека. Самое важное в работе коуча — уметь хорошо слушать. Эффективный коучинг на рабочем месте создает для клиентов своеобразное зеркало, чтобы они могли увидеть свой собственный процесс мышления. Как коуч, я не слушаю содержание того, что говорит клиент, поскольку я пытаюсь «услышать», как он думает, а также то, как сосредоточено его внимание и как он определяет ключевые элементы ситуации».

Использование коучем карты мира клиента помогает клиенту реализовать его потенциал наилучшим образом — за счёт использования его собственных внутренних ресурсов, а также отсутствия затрат времени и энергии на освоение новой картины мира (например, картины мира коуча).

Детализация осознания особенностей клиента

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

Мысль Тимоти Голви о сосредоточении на настоящем моменте актуальна как для клиента, так и для самого коуча. «…практически невозможно что-то хорошо рассмотреть или прочувствовать, если Вы в этот момент думаете, как вам нужно двигаться. Забудьте о том, что нужно, и сживитесь с тем, что есть». В компетенциях Международной Федерации Коучинга это называется «глубинным слушанием», авторы «Коактивного коучинга» описывают это как «третий уровень слушания», слушание «…на все 360 градусов… Третий уровень включает все, что Вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что Вы видите, слышите, чуете и ощущаете — тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции… Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?».

Здесь также уместно вспомнить о «стратегии не-знания»: «Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: «В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков».

А вот как пишет о начале коуч-сессии Дэвид Клаттербак: «Я прошу клиента подумать минуту или две о том, какой он хотел бы чтобы между нами произошёл разговор — и какого в результате этого он хотел бы разговора с самим собой. Ключевой момент — … моё желание экспериментировать вместе с ними, с целью найти самый эффективный способ ведения этой коучинговой беседы».

Таким образом, чем полнее и точнее коуч настроен на данного конкретного клиента, тем меньше его личное «вмешательство» и тем эффективнее процесс коучинга в целом.

Минимизация проекции и трансференции

В качестве средства адекватно справиться с такого рода психологическими механизмами он предлагает делегирование полномочий клиентам и тщательное задавание вопросов на обратную связь, в том числе о том, что хотелось бы изменить в самом процессе коучинга, каким образом можно сделать его более эффективным.

Критический отбор техник и подходов

Эффективность коучинга и способы ее повышения — читайте далее.

В своей статье «Осознанный коуч» Дэвид Клаттербак пишет, что сегодня очень многие коучи развивают свою практику в рамках лишь одной теории. например, гештальт-терапии или НЛП. И хотя они могут использовать самые различные техники, но тем не менее есть определенная ловушка в предположении, что одна теория наилучшим образом подходит для всех клиентов. Далее он резюмирует, что критическая рефлексия по поводу своей практики —- одно из самых главных средств повышения эффективности коучинговой практики — и что самые эффективные коучи, как правило, не столько наследуют какой-то одной философии, сколько развивают свою собственную, постоянно расширяя ее и прорабатывая.

Таким образом, фокус внимания эффективного коуча смещается с техник, процессов или даже собственно целей клиента на само пространство взаимодействия («Достаточно ли мы оба расслаблены, чтобы позволить проблеме и решению проясниться наилучшим образом? Нужно ли мне применять какую-то технику или процесс? И если нужно, то какая из многих известных мне наилучшим образом подойдет к данному конкретному контексту клиента?»), на целостное восприятие клиента и глубинное удивление всем его проявлениям.

Диалектическое восприятие коучинга

Что есть духовность,
как не постоянное расширение перспективы?

Пробуждение, опыт суфиев.
Пир-Вилайят-Инайят-хан

Есть определенного рода парадокс в работе коуча, который, с одной стороны, должен быть предельно настроен на клиента и минимально задействовать свои «личностные» черты в коучинге. А с другой стороны, является личностью и только в таком качестве и может являться эффективным коучем.

Джон Уитмор высказывается на эту тему недвусмысленно: «Самим фактом своего присутствия Вы оказываете воздействие. Содержание коучинга составляют желания клиента. Но контекст организуется в присутствии коуча. Поэтому если моё видение в достаточной мере глобально и духовно, я буду задавать другие вопросы. Даже о каких-то обыденных вещах. Моё присутствие оказывает воздействие и я должен быть в этом вопросе честен. Поэтому, чтобы соответствовать, нам необходимо отдавать себе полный отчет о том влиянии, которое мы оказываем. И не делать вид, что его не существует».

Таким образом, личность коуча является для процесса коучинга одновременно и «вмешательством», и «потенциалом».

Заключение

Эффективность коучинга и способы ее повышения.

Итак, краткий обзор основных коучинговых принципов и техник и способов повышения их эффективности позволяет предположить, что основными способами повышения эффективности коучинга являются: повышение осознанности коуча, расширение набора используемых техник, общее повышение уровня его осознанности, критический подход к своей практике, организация детальной обратной связи и минимизация проекций, трансференций и других неосознанных психических механизмов и процессов.

Коучинг — сложная практика, нуждающаяся в постоянном развитии и совершенствовании. Как теории, так и практики, как клиента, так и самого коуча. Только при этом условии будет становиться всё более эффективным процесс коучинга. И всё более очевидным — тот самый синергетический эффект, который часто называют «магией коучинга»…

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector