чему родители должны научить своих детей

Содержание

Чему родители должны научить ребенка: три главных навыка

Не за горами ЕГЭ, выпускной бал, поступление в вуз. Так или иначе подросток сдаст экзамены, отметит окончание школы на выпускном и в институт или колледж, наверняка, поступит. И с этого момента для него начнется совершенно другая жизнь, особенно если он уедет учиться в другой город. И даже если не уедет, то навыки самостоятельной жизни ему точно пригодятся.

Как подготовить ребенка к жизни вдали от родителей? Вашему вниманию предлагаем статью психолога Катерины Дёминой.

sam1

В действительности мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь.

Если хотите разобраться, насколько вы с ребенком понимаете друг друга и насколько солидарны в вопросе выбора профессии, пройдите наш бесплатный тест для детей и родителей.

Битест: для родителей

Тест позволит оценить направления интересов ваших детей и их отношение к выбору профессии. Только проходить тест будете вы, попытавшись встать на место вашего ребенка.

knopka besplatno

Тест позволит определить наиболее интересные для вас сферы деятельности, ваше отношение к выбору профессии, а также факторы, наиболее значимые для вас при выборе.

knopka besplatno

1. Саморегуляция

Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново».

sam3

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик. «Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются». Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности.

2. Самообслуживание

Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей.

sam4

Мы так зациклены на учебе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом.

На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни.

3. Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребенок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки?

(Находим в сети книжки «Пять языков любви», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Проект Счастье», изучаем, подсовываем детям. Мальчикам можно подсовывать выжимки и краткое содержание).

sam5

К сожалению, если девочек еще как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге

Итак, что мы получили в результате

Хочется вас как-то успокоить и поддержать, сказать, что все будет хорошо, дети вырастут, их жизнь, так или иначе, наладится. Да, им будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвем себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде. Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно. Зато как они гордятся своими достижениями! И как ощутимо прибывает у них сил, когда удается что-то преодолеть, справиться с трудностями, суметь. Не лишайте их этих побед, этих будущих воспоминаний, этих звездочек на фюзеляже. Иначе им останется хвалиться только виртуальной жизнью.

Источник

«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

После того как я опросила детей и подростков, как они хотели бы учиться и воспитываться, было бы несправедливо не расспросить о том же и их родителей.

Всего я опросила 57 взрослых: 19 отцов и 38 матерей. Прошу прощения за гендерный перекос, но так уж получилось, отцы у меня в меньшей доступности.

Со значительной частью родителей я беседовала устно — офлайн или по скайпу. 18 родителей ответили на мои вопросы письменно.

Географический разброс получился большой: помимо петербуржцев и россиян у меня были родители из Финляндии, Кипра, Бельгии, Франции, Англии и Литвы (все, разумеется, русскоязычные), а также из Челябинска, Костромы, Новосибирска, Пензенской области, Москвы, Владивостока и Ангарска.

Если детей и подростков я опрашивала в довольно узкой возрастной категории — от 10 до 16 лет, то взрослые вошли в опрос с самым разным родительским стажем: самому младшему их ребенку было 9 месяцев, а самому старшему 20 лет.

Сразу признаюсь в двух совершенно некорректных вещах. Я конспективно знакомила родителей с общими (среднестатистическими) результатами уже состоявшегося к тому времени опроса детей и подростков на тему воспитания-образования. И констатировала тот несомненный факт, что люди в беседе со знакомыми им фигурами стараются давать «общественно приемлемые» ответы, и буквально умоляла их мне в своих ответах не врать. Я клялась, что никто и никогда не узнает от меня их конкретного личного мнения и не сможет его с ними связать, ссылалась на 30 лет своей практики и уверяла, что я и сама его забуду буквально на следующий день после публикации этого материала.

Конечно, к строгой науке такая «подготовительная работа» никакого отношения не имеет. Но ведь я преследовала совершенно другие цели. Мне хотелось просто услышать, что реально думает и чувствует по этому животрепещущему вопросу другая сторона детско-родительского тандема. И результаты получились совершенно, на мой взгляд, чудесными.

Первое. Среди опрошенных не нашлось ни одного родителя, который хотел бы делать со своими детьми уроки. И даже их проверять. При этом делают или проверяют 49 из 57. На мой резонный вопрос «зачем?» ответы стандартные: «они сами не справятся», «школа требует», «программы ужасные»; ответы честные: «я ему не доверяю», «я боюсь, что он окажется в худших», «у меня невроз ее уроков».

Второе. Где бы вы хотели, чтобы учился ваш ребенок?

Никто не хочет, чтобы дети учились только дома. У трех родителей был опыт домашнего обучения детей (вне карантина). Он оказался не слишком удачным. 21 родитель хочет, чтобы дети сочетали школьное и домашнее образование. Один родитель хочет, чтобы дети учились «прямо у жизни», и еще один — «на производстве».

Третье. Индивидуализированное образование, о котором в последнее время языки и пальцы стерли, разговаривая и описывая.

Лейтмотив опрошенных родителей: «Я не замечаю что-то, если честно, чтобы они были уж такие индивидуализированные. Это скорее родители напрягаются и выкобениваются: “Ах, ах, посмотрите, он у меня такой особенный”. А так-то они все по преимуществу очень похожи на других своих сверстников — говорят приблизительно об одном и том же, одним и тем же интересуются, об одном и том же переживают».

Однако все родители младших детей (до 11 лет) считают, что ребенок должен воспитываться в семье.

С подростками все не так однозначно.

«Если бы я точно знал, что там не научат плохому, порядочные люди, нормальные условия и приличное образование, то да — я бы совсем не против его куда-нибудь отправить. Говорите, они хотят жить в лесу у озера? Отправил бы. Лет до 16–17 точно».

С теми или иными вариациями это подтвердили 22 человека (всего родителей подростков 37).

В дискуссии к прошлому тексту обсуждалась версия, что дети хотят фактически в интернаты, потому что начитались книг о Хогвартсе. Хорошо, чего начитались их родители?

Вы понимаете, что у нас получается?

Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов, отправляем туда гуманистически ориентированных профессионалов из разных областей с большой зарплатой в качестве учителей — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда. А получается, что есть общественный запрос. Причем с обеих сторон.

Четвертое. Про воспитание. 31 родитель считает, что никакое особое воспитание вообще не нужно — ребенок просто каждый день живет в семье и обществе и впитывает их нормы, правила и обычаи. 20 родителей полагают, что с ребенком нужно регулярно проводить «воспитательные беседы», объясняя ему, что как устроено и что такое хорошо, а что такое плохо.

Мой вопрос: А вы проводите?

Ответ: Да. Только он не слушает, к сожалению.

Шесть родителей думают, что ребенку нужно не только дать возможность наблюдать жизнь, но и объяснять собственные (родительские) поступки, по возможности — поступки окружающих и побуждать ребенка анализировать причины и последствия его собственных деяний. Это и есть воспитание.

Пятое. Я бы хотел в процессе воспитания научить своего ребенка…

У меня сложилось четкое ощущение, что родители говорили о разном. Те, чьи ответы попали в первую часть списка — что-то такое в духе классической русской литературы XIX века. Те, чьи ответы в списке ниже — что-то такое в духе «упражнения для развития эмоционального интеллекта у ваших детей» на популярном психологическом сайте.

Если посмотреть аналогичный список в предыдущем посте, то мы сразу увидим, что точек «воспитательного соприкосновения» у современных родителей и современных детей на удивление много. И мне кажется, что на перспективу это внушает осторожный оптимизм.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Источник

Чему родители должны научить своих детей

Растить ребенка хлопотно и радостно одновременно. Все родители знают это не понаслышке. Сегодня мы приготовили для вас подборку советов из наших книг по воспитанию. Они помогут вам стать мудрее и лучше понимать своих детей.

Об эмоциональном воспитании

%D0%B22

1. Как сформировать здоровую самооценку

Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.

2. Как научить оптимизму

Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.

Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.

3. Как спасти от депрессии

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

4. Как стать ближе с ребенком

Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.

Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.

%D0%B23

Как стать ближе с ребенком. — Источник.

5. Как решать детские проблемы

Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом. Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.

Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.

6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка

Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.

Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.

7. Право на ошибку

Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.

По заветам Монтессори

%D0%B24

По заветам Монтессори. — Источник.

8. Что и как мы говорим

Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.

9. Все родители — нравственные учителя

Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.

10. Не задавайте глупых вопросов

Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.

11. Детское время

В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.

12. Горизонт ребенка

Помните, что ребенок воспринимает мир с высоты своего роста, то есть относительно близко к земле. Попробуйте взглянуть на мир его глазами, и вы вновь будете удивляться всему, как он.

%D0%B25

13. Обучение не гонка

Дети учатся в собственном темпе. Как правило, чем больше родители настаивают, тем сильнее малыши сопротивляются. Напористые родители считают своих детей подтверждением своего статуса: если их малыш читает в три года, очевидно, они хорошо справляются со своими обязанностями. Но чего они добьются, если в итоге ребенок начнет молча сопротивляться обучению и учителям?

14. Как стать частью мира взрослых

Как считала Мария Монтессори: «Суть независимости — способность сделать что-то самостоятельно. Этот опыт — не просто игра. Это настоящая работа, которую дети должны выполнять, чтобы расти». Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься.

15. Как справиться с детским упрямством

При любой возможности давайте выбрать между двумя одинаково приемлемыми вариантами. «Ты будешь пить воду или томатный сок?» Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.

16. Доброта и вежливость

Помните золотое правило семейной жизни писателя-фантаста Роберта Хайнлайна: «Доброта и вежливость более важны между супругами и между родителями и детьми, чем между незнакомыми людьми».

17. Помните, что ребенок — маленький человек

Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.

18. О правилах и строгости

Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.

О воспитании младенцев

%D0%B26

19. О детском плаче

Плач — первый язык, на котором изъясняется ребенок. Поворачиваясь спиной к плачущему малышу, мы говорим этим: «Мне нет до тебя дела». Бывает, что оставленные без внимания дети прекращают плакать, но они перестают и радоваться.

20. Волшебные слова

Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время. Не заставляйте его говорить эти слова прежде, чем он будет к этому готов.

21. Режим дня

Все этапы развития ребенка можно заключить в определенные рамки, а жизнь малыша должна быть выстроена по строгому распорядку. Воспитание и развитие младенца должно подчиняться четырем простым действиям: кормление, активность, сон, свободное время для мамы. Именно в таком порядке и ежедневно. Устанавливать такой режим жизни непросто, но только благодаря ему можно правильно воспитывать ребенка.

22. Не бросайтесь к ребенку мгновенно

Если малыш плачет, когда его кладут в кроватку, не бросайтесь к нему мгновенно, не берите на руки сию же секунду. Такие действия формируют зависимость у ребенка. Когда я плачу — приходит мама. В следующий раз он будет плакать даже без причины, просто чтобы привлечь ваше внимание.

%D0%B27

Позвольте малышу самому решать первые проблемы. — Источник.

23. Правильное кормление

Некоторые родители превращают кормление в игру, а потом удивляются, почему их дети плохо себя ведут за едой. Если мамы и папы играют в «самолет», например накладывая пищу на ложку, то пусть они не удивляются, когда их ребенок сделает то же самое, но без ложки.

Кроме того, никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.

24. Музыка в жизни ребенка

В первые годы жизни прослушивание музыки важно для ребенка и становится стимулом к развитию. Пойте ему с рождения. Песенки и колыбельные становятся укоренившимися воспоминаниями раннего детства. Звуки и ритм музыки, играющей в комнате малыша, формируют основу музыкального образования.

25. Никаких хитростей

Многие родители готовы на все, лишь бы малыш уснул. Некоторые ходят по комнате, укачивая ребенка, другие часами возят его в коляске или автомобиле. Это неправильный подход. Ребенок может быстро привыкнуть к такому способу. Потом его будет очень сложно переучить. И это только усугубит проблемы с засыпанием.

На самом деле ваш малыш может засыпать самостоятельно, без вашей помощи. Главное, не использовать никаких хитростей. Просто повторяйте один и тот же ритуал каждый день. Например, перед сном вы держите малыша на руках 10-15 минут, разговариваете с ним, а затем кладете в кроватку и поглаживаете по животику.

26. Бессистемное воспитание

Бессистемным воспитание становится, когда родители непоследовательны и постоянно меняют «правила» для ребенка — например, в одну ночь разрешают забраться к ним в постель, а в другую — оставляют его одного плакать в своей кроватке. Или, столкнувшись с новым поведением ребенка, родители пытаются как можно быстрее решить проблему, например, используют любые средства, чтобы усыпить ребенка.

Быстрые решения ничего не дают. Это все равно что приклеить пластырь на рану, вместо того чтобы дать антибиотик больному и предотвратить болезнь.

Некоторые родители не понимают, как протекает этот процесс. Они продолжают приклеивать пластырь: идут на уступки, задабривают, позволяют ребенку переступать границы, — и, прежде чем они это поймут, их ребенок будет кошмарно себя вести и командовать взрослыми, выдвигая им свои требования.

%D0%B28

Итоги бессистемного воспитания. — Источник.

27. Место для сна и режим

Очень важно, чтобы у ребенка (неважно, сколько ему лет) было собственное место для сна. Пусть малыш всегда спит в одном и том же месте. Если он совсем мал, не стоит наполнять комнату слишком яркими и пестрыми предметами, а в кроватку класть игрушки. Когда ребенок подрастет, наоборот, разрешайте ему брать с собой в постель любимую игрушку.

Еще важнее в засыпании — правильный режим дня. Старайтесь организовать для ребенка определенный график, и каждый день делайте все в одно и то же время. Это поможет ребенку воспринимать сон, как определенный ритуал, он будет быстрее и легче засыпать.

28. Научите ребенка уважению к себе

Чтобы построить отношения, основанные на взаимном уважении и внимании друг к другу, важно прислушиваться к себе: чего вы хотите и в чем нуждаетесь в этот момент. Поступая таким образом, вы развиваете в себе самоуважение. Когда вы честно сообщаете ребенку о своих истинных чувствах, он открывает для себя тот факт, что у вас тоже есть потребности.

О творчестве

%D0%B21

Творческое воспитание. — Иллюстрация из книги « Творческая мастерская ».

29. Творчество и самовыражение

Одна из важнейших функций творчества — дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами. Можно показать свои чувства, особенно если они неприемлемы (например, злость на взрослого человека), продемонстрировать свои впечатления и эмоции.

30. Нестандартные подходы

Вместо того чтобы дать ребенку две бумажные тарелки, три ватных шарика, пару пуговиц и указания, как все это «правильно» собрать, предоставьте ему различные материалы (например, скотч, краску и холст) и, может быть, предложите, с чего начать («Не хочешь наклеить скотч на холст?» или «Ты будешь использовать большие или маленькие кусочки скотча?»), а затем отойдите в сторону.

31. Как развить творческий потенциал

Конечно, дети способны многому научиться и без посторонней помощи, но, если взрослые будут тщательно подбирать информацию, которой можно поделиться с детьми, и поощрять их к действию, дети узнают и попробуют еще больше разных вещей. Следуя нашим десяти правилам, вы сможете эффективнее устраивать провокации и подбрасывать детям новые идеи.

%D0%B211

Правила творческого воспитания. – Иллюстрация из книги « Творческая мастерская ».

32. Как разговаривать с детьми об их творчестве

Спрашивая, что здесь нарисовано, вы показываете: вы не поняли картину. А вот для ребенка ее смысл очевиден. Он может очень огорчиться и даже решить, что совсем не способен к рисованию. К тому же, если рисунок абстрактный, вы убеждаете ребенка, что у картины обязательно должна быть какая-нибудь тема.

33. Создавайте совместное творческое пространство

Работая бок о бок со своими детьми, вы создаете не только произведения искусства, но и воспоминания. Экспериментируйте, учитесь на своих ошибках, наслаждайтесь проведенным вместе временем и разделяйте гордость созидания. В творчестве есть что-то волшебное.

34. Не бойтесь творческого беспорядка

Когда ваш ребенок в следующий раз захочет порисовать или разбросать вокруг мешок тряпичных мячиков, освободите ему для этого место. С беспорядком придется смириться, но польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, перевесит любые временные неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.

35. Давайте ребенку скучать

Скука — прекрасная вещь. То есть не скука, как таковая, а то, что она с собой несет. Чтобы удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать, ребенку необходимо безделье. Пусть это будет час перед ужином или специально отведенное для игр с воображением время в выходные дни — главное, чтобы ребенок столкнулся со скукой и преодолел ее.

36. Относитесь ко всему, как к эксперименту

Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и должны учиться вместе со своими детьми. Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление.

37. Творческая среда

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры.

%D0%B210

Обычные картонные втулки от бумажных полотенец – отличный материал для творчества. – Иллюстрация из книги « Творческая мастерская »

38. Творчество как самоцель

Возможно, вы слышали выражение «главное — процесс, а не результат». Оно отлично подходит детям, изучающим художественные материалы. Ценность творчества заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге. Результат обычно интересует взрослых, а дети, получив полную свободу действий, перестают беспокоиться о своих будущих рисунках и тут же начинают выяснять, как ведут себя материалы, с которыми они работают.

39. Расширяйте горизонты

Предложите детям рисовать пеной для бритья и гуашью на картонных коробках, огромной кистью и красками — на доме, дороге или на собственном теле, разбрызгать краску по ватману, раскрасить камни, начертить мелом на тротуаре силуэт, вместо кисточек использовать цветы или еловые ветки.

%D0%B29

40. Приветствуйте творчество

Если вы хотите повысить уверенность ребенка в себе и укрепить его желание показывать вам свои работы, приветствуйте его попытки сделать это. Скажите ему, как вам нравится то, что он нарисовал или вылепил, особенно если ваши эмоции искренни. Однако не следует хвалить все, что создает ребенок, — он может подумать, что ваше одобрение притворно или что вы ничего не понимаете. Будьте честны.

41. Задавайте открытые вопросы

Когда расспрашиваете ребенка о том, что он делает, вы показываете уважение к нему и его работе. А также узнаете все самое главное. Кроме того, ребенок приучится думать о том, что он делает. Задавайте открытые вопросы. Спросите, например: «Можешь рассказать мне о своем рисунке?»

Такие вопросы могут вызвать новый творческий процесс. Если ребенок ответит: «Это человек», вы сможете предложить варианты, которые помогут ему уточнить свою идею. Например, спросить, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка, сколько лет этому человеку, о чем он думает. Что с ним случилось перед тем, как его нарисовали? Что будет дальше? И так далее. Таким образом вы стимулируете воображение своего ребенка.

О развитии интеллекта

%D0%B212

42. Девять видов интеллекта

Согласно теории множественного интеллекта существует девять видов интеллекта — девять разных способов быть умным. Это вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский.

Теория доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума. А оценивать интеллект по IQ-тестам непродуктивно.

43. Никаких ярлыков

Очень часто в нашем обществе на детей навешивают ярлыки: «гиперактивный», с синдромом дефицита внимания и так далее. В подростковом возрасте все они мешают детям верить в себя. Согласно теории множественного интеллекта все эти ярлыки мало что значат. Она помогает понять, что даже если у ребенка есть трудности в каких-то сферах жизни, это вовсе не значит, что ты не станешь успешным.

Например, диагнозы «гиперактивность» и «СДВГ» ставили многим знаменитостям лишь потому, что у них больше всего развит телесный интеллект и им сложно было усидеть за партой. Среди них — актер Джим Керри, спортсмен Майкл Джордан, певец Джастин Тимберлейк и кинорежиссер Стивен Спилберг.

44. Чувства важнее результата

Легионы учителей и родителей изо всех сил стремятся сделать ребенка успешным. Звучит это безобидно, но методы, к которым они прибегают, порой лишают детей чувства собственного достоинства.

Ребенка воспитывают деятельным и активным, даже если он этого не хочет. Главное — показать результат и стать успешным, несмотря ни на что, невзирая на чувства и желания ребенка. Естественно итог такого воспитания — несчастные дети, склонные к депрессии.

45. Проблема как кусок пирога

Автоматические мысли свойственны всем нам и появляются на грани осознания: это мимолетные, едва уловимые формулировки, которые мы проговариваем про себя в течение дня. Несмотря на скоротечность и неуловимость, они порождают огорчение, беспокойство и раздражение. Прежде всего, детей надо научить отслеживать именно их.

%D0%B214

Проблема как кусок пирога. – Источник.

Возьмите какую-нибудь неприятность из жизни вашего ребенка. И предложите ему «разрезать её на куски». Каждый кусок — причина, породившая проблему. Такой подход поможет ребенку избавиться от чувства вины.

Ребенок должен понять, злость, огорчение или страх вызывает мысль, и, зафиксировав, «поймав» ее, он сможет изменить свои ощущения.

46. Задира или безвольная жертва

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

О правильном питании

%D0%B215

47. Общайтесь с ребенком

Многие дети любят сладости не только потому, что им нравится их вкус, но и из-за пережитых стрессов и психологических проблем. Они, как и взрослые, пытаются заесть проблемы. А сладости дарят приятные ощущения и вызывают привыкание, и с каждым днем их хочется все больше и больше.

Прежде чем забирать у ребенка очередную конфету, поговорите с ним по душам. И вообще старайтесь больше общаться с ребенком и своевременно решать его проблемы. Возможно, сладости — лишь замена родительской любви и внимания, которых ему так не хватает.

48. Не разрешайте есть перед телевизором и смотреть рекламу

Если вы обратите внимание на рекламу сладостей и напитков по телевизору, то заметите, что дети в ней танцуют, смеются, радуются.

Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы». Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману.

49. Откажитесь от фаст-фуда

Прежде чем выходить из дома накормите ребенка чем-нибудь полезным. Если он сыт, то меньше шансов, что он захочет пойти за гамбургером или пончиками.

Всегда берите с собой полезные перекусы, вроде орехов и фруктов. И давайте их ребенку, как только он проголодается. Введите новое правило: ваша семья больше не заходит в кафе, чтобы купить пончики и сладости. Объясните детям, что эти продукты вредят им, мешают расти большими и сильными.

50. Дети следуют вашему примеру

Если мы скажем, что вы и ваш супруг больше всего влияете на то, что едят ваши дети, вы нам поверите? Оказывается, родители отвечают за 72 процента пищи своих детей. Вы любите поесть? Чрезмерно увлекаетесь сладостями? Дети видят, что вы едите и пьете (газировку, мороженое и так далее) и как вы это делаете (быстро проглатываете обед, рассеянно жуете перед телевизором), и подражают вам. Это называется отзеркаливанием.

Научная литература однозначно свидетельствует, что дети многому у чатся, наблюдая за вашим пищевым поведением. Чтобы вырастить приверженца здорового питания, важно самим питаться правильно изо дня в день.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector