чему соответствует юридический способ изложения правовых норм

Способы изложения правовых норм

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции Российской Федерации [4] содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой [5].

Статья нормативно-правового акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало трехчленной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

640 1

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Виды правовых норм

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.

3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяются нормы:

— обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

— запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

— управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства)[7].

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

— абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

— относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

— альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред[8].

5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

6. Специализированные нормы права. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

— закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания;

— дефинитивные – нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица);

— нормы-принципы – это нормы, в которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.).

Таким образом, все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования.

Заключение

Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в виде властного предписания, регулирующее общественные отношения и обладающее следующими специфическими признаками, выделяющими их из иных социальных норм: нормативностью, системностью, общеобязательностью, формальной определенностью и представительно-обязывающим характером. Они также обеспечиваются принудительной силой государства, содержатся в формах права и имеют особую структуру.

Специфическое свойство норм права – их нормативность. Нормативность отражает типичность социальных процессов, связей, является следствием их повторяемости, выражает всеобщность социальных связей. Нормативность предполагает также обязательность и всеобщность правовых предписаний. Проявлением нормативности является отсутствие персонификации адресатов правовых норм.

Структура нормы права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования. Способами изложения правовых норм являются прямой, отсылочный и бланкетный способы.

Норма права не тождественна статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Источник

Вопрос 3. Способы изложения норм права

Содержание элементов нормы права формулируется в статье норма­тивно-правового акта и выражается с помощью различных терминов, конструкций, определений. Форма изложения нормы права имеет боль­шое теоретическое и практическое значение, поскольку четкое, непроти­воречивое и компактное изложение всех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта облегчает использование субъектив­ных прав, соблюдение юридических обязанностей каждым гражданином и применение права правоохранительными органами.

Наличие или отсутствие в статье нормативно-правового акта всех элементов нормы права позволяет выделять прямой, отсылочный и блан­кетный способы изложения.

Прямой способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Таким способом выражено содержание большинства норм. При этом полнота изложения трех эле­ментов нормы права может быть различной. В связи с этим в рамках прямого способа изложения выделяются два подвида: простой и развер­нутый (описательный).

Простой способ изложения характеризуется отсутствием развернутых определений, квалификационных признаков при раскрытии содержания элементов нормы в силу их очевидности. Напротив, развернутый (описа­тельный) способ изложения содержит указания на признаки, определе­ния, понятия, посредством которых раскрывается содержание того или иного элемента правовой нормы. Подобным образом излагается содер­жание большинства норм уголовного права.

При отсылочном способе изложения в статьях нормативных актов со­держатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется от­сылка к другим статьям этого же акта.

Бланкетный (открытый) способ изложения предполагает, что для уясне­ния содержания гипотезы или диспозиции и санкции необходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусматривается отсылка в самом общем виде к другому нормативно-правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативным актам.

Бланкетный способ распространен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. II ст. 65 Конституции Российской Федерации «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

В юридической науке используются и иные классификации способов изложениянорм права. Так, С.С. Алексеев выделяет каузальное и абстрактное изложение гипотезы и диспозиции нормы права. В качестве основания классификации способов изложения он рассматривает степень обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий, которая во многом характеризует уровень правовой культуры, юридической техники. Каузальное изложение выражается в описании индивидуальных признаков фактических обстоятельств, наступление которых предписывает определенное правило по­ведения. Недостатком подобного способа изложения является ограниченный масштаб действия нормы права, поскольку он не может вместить все случаи, возможные в реальное жизни. Подобный способ изложения элементов право­вой нормы был характерен для ранних стадий развития права.

Абстрактное изложение нормы права предполагает обобщение фактических обстоятельств и предписываемых ими действий на основе юридических определений, признаков, понятий, конструкций. В этом случае сокращается пробельность нормы в силу ее охвата широкого круга сходных случаев. Однако при высокой степени абстрактности используемых терминов возрастают трудности уяснения действительного смысла нормы права.

Вопрос 4. Классификация правовых норм

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различ­ных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следую­щим признакам.

1. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и мето­ду правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объек­тивными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы конституционного права, нор­мы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т. д.

edugr4

2. По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы под­законных актов.

3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они явля­ются результатом нормативных обобщений, выражают соци­альное содержание всех норм права данной группы. В некото­рых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, не указанные конкретными нормами. Так, принципы гражданского права являются непосред­ственным основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов общие нормы — это правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим дру­гим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства воз­никают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, — это общая норма, т. е. гипотеза, для многих последующих. Общей нормой является и ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. косвенно указывают на правило поведения).

5. По действию во времени правовые нормы могут быть: постоянными, т. е. действующими до своей официальной отмены; временными, т.е. действующими в течение определенно­го срока; чрезвычайными, т. е. действующими в условиях чрезвы­чайной ситуации.

6. По действию по кругу лиц нормы могут быть общими, т.е. действующими на всех лиц на данной территории; специальными, т. е. касающимися определенных групп населения (де­путатов, пенсионеров и т.п.); исключительными, т. е. регулирующими деятельность определенного государственного органа (таковы, например, нормы, касающиеся деятельности Президента РФ).

7. По характеру регулируемых отношений нормы права делят на материальные и процессуальные. Последние регламентируют порядок и процедуры защиты субъективных прав, предусмотренных нормами материального права.

8. По роли в правовом регулировании правовые нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные. Ре­гулятивные нормы регламентируют различные виды право­мерного поведения, охранительные определяют порядок осуществления юридической ответственности, регулируют меры по предупреждению правонарушений. К специализированным нормам относятся: нормы-дефиниции (формулируют основные юридические понятия); нормы-декларации (их еще называют целеустановительными); закрепительные (закрепление сложившихся общественных отношений в той или иной сфере); оперативные нормы и коллизионные нормы (состоят в определении порядка выбора нормы права из нескольких норм).

9. По характеру обязательности предписываемых правил поведения можно выделить императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения участников правоотношений. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Рекомендательные нормы устанавливают правила поведения, исполне­ние которых необязательно, но желательно для государства. Тем самым государство акцентирует внимание на важном значении тех общественных отношений, которые ранее не были урегулированы нормами права.

10. По степени активизации социально полезной деятельно­сти субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государствен­ный призыв к определенному поведению.

старший преподаватель кафедры ТиИГП,

к.ю.н., старший лейтенант

внутренней службы ____________ Н.А. Овчинникова

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Источник

Нормы права

Понятие и признаки норм права

Признаки нормы права:

Нормы права можно определить как установленное компетентным органом и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, непосредственно или в сочетании с другими наделяющее участников общественных отношений субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями.

Важнейшей характеристикой нормы права является ее юридическая сила, т.е. ее способность порождать определенные правовые последствия, которые могут выражаться, в частности:

Практическое значение категории «юридическая сила нормы права» выражается также в том, что на ее основе строится иерархия правовых норм, включая принцип соответствия содержания нижестоящих правовых норм вышестоящим правовым нормам. Также с учетом юридической силы нормы права разрешаются коллизии (противоречия) между нормами права.

Юридические нормы следует отличать от: а) индивидуальных предписаний (актов правоприменения).

В любом случае они не могут считаться нормами права. Однако и их регулятивные свойства недооценивать нельзя.

Структура норм права. Гипотеза, диспозиция, санкция

Вопрос о структуре норм права является дискуссионным в отечественной и зарубежной юридической науке. Предлагают и различные подходы к соотношению и связи элементов правовой нормы.

Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.

Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности.

Структуру правовой нормы можно представить следующим образом: Г → Д → С «если» «то» «иначе»

Пример: ст. 300 Уголовного кодекса РФ: Незаконное освобождение от уголовной ответственности.

Позитивное регламентирование общественных отношений осуществляют нормы гражданского, семейного, трудового, земельного и других отраслей права. Такое регулирование рассчитано на регламентацию нормальных, положительных отношений, составляющих основу социальных связей и взаимоотношений в любом обществе.

Такое регулирование рассчитано на правомерное поведение, опосредованное положительными правами и обязанностями.

Регулятивные правовые нормы направлены на распределение прав и обязанностей субъектов в ситуациях, не связанных с правовым конфликтом.

Пример: ст. 116 Конституции РФ: Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

Охранительное регулирование призваны осуществлять нормы уголовного, административного и иных отраслей права. При этом следует учитывать такое свойство права, как принудительность. Принудительные меры восстановительного характера (например, передача вещи из чужого незаконного владения) и юридическая ответственность предусматриваются и регламентируются охранительными нормами.

Охранительные правовые нормы направлены на противодействие правонарушениям, противоправному поведению, дезорганизующим общественную жизнь, на защиту правовых ценностей и притязаний субъектов.

Проблему структуры норм права следует рассматривать с учетом их специализации. В связи с этим регулятивные нормы (позитивное регулирование) в соответствии с их природой и задачей имеют только гипотезу и диспозицию. Гипотеза очерчивает обстоятельства и условия действия нормы, субъектов, на которые распространяется их действие; диспозиция содержит права и обязанности, оформляющие должное и управомочивающее поведение. Охранительные нормы (уголовное право, административное право и др.) призваны обеспечивать и гарантировать существующие отношения, в том числе и регламентируемые регулятивными юридическими правилами.

С учетом их задачи и юридической природы их структура такова: диспозиция и санкция.

Нормы, обеспечивающие функциональную специализацию, четко выраженной (закономерной) структуры не имеют и иметь не могут в силу своей природы; например, вряд ли можно говорить о гипотезе или диспозиции дефинитивной, коллизионной, оперативной и др.

Подчеркнем, в реальности правовые нормы имеют два элемента.

Гипотезу и диспозицию (позитивные нормы) и диспозицию и санкцию (охранительные); специализированные нормы (дефинитивные, коллизионные и др.) имеют собственную структуру.

Структурные элементы юридической нормы по своему характеру могут быть простыми, сложными (кумулятивными) и альтернативными.

Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство, один факт, при котором необходимо следовать диспозиции.

Пример: ч. 4 ст. 99 Конституции РФ: С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Сложная (кумулятивная) гипотеза указывает на два и более условий, которые должны иметь место одновременно, чтобы субъект мог руководствоваться данной нормой.

Пример: ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Альтернативная гипотеза указывает на два и более условий, при наличии хотя бы одного из которых необходимо следовать диспозиции.

Пример: ч. 2 ст. 85 Конституции РФ: Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов (а) Конституции Российской Федерации и (б) федеральным законам, (в) международным обязательствам Российской Федерации или (г) нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Пример: ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Пример: ч. 2 ст. 117 Конституции РФ: Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Пример: ч. 3 ст. 117 Конституции РФ: После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Простая санкция указывает на одно юридическое последствие, наступающее в связи с нарушением диспозиции.

Сложная (кумулятивная) санкция указывает на два и более юридических последствия, которые наступают одновременно или в совокупности в связи с нарушением диспозиции.

Альтернативная диспозиция указывает на два или более неблагоприятных последствий, одно из которых может явиться результатом нарушения диспозиции.

Санкции с позиции такого свойства норм, как определенность, могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными.

Абсолютно-определенные санкции точно, однозначно, без какой-либо альтернативы указывают на юридические последствия (штраф, передача вещи; признание недействительности чего-либо (выборов и т.д.)).

Пример абсолютно-определенной санкции: ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Пример относительно-определенной санкции: ч. 1 ст. 299 УК РФ.

Санкции нормы права также можно классифицировать по отраслям права (гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, конституционно-правовые санкции и др).

Пример гражданско-правовой санкции: ч. 3 ст. 453 ГК РФ. Последствия изменения и расторжения договора: если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Пример административно-правовой санкции: ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Пример конституционно-правовой санкции: п. а) ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Расформирование (избирательной) комиссии: Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной п. 2 ст. 75 настоящего Федерального закона, в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума.

Норма права и статья закона. Способы изложения правовых норм

Статья может содержать одно правило, одну норму либо несколько, и в этом случае текст становится более объемным и сложным с точки зрения пунктуации, терминологии, фразеологических оборотов, графического оформления и др.

В целом соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта можно проиллюстрировать следующими правилами и примерами:

1. Нормы права находят свое внешнее выражение в статьях нормативного правового акта.

2. В одной статье нормативного правового акта могут быть закреплены несколько правовых норм.

Пример: ст. 117 Конституции РФ:

1. (а) Правительство Российской Федерации может подать в отставку, (б) которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. (в) Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Здесь одна статья Конституции РФ включает в себя три нормы права.

3. Элементы одной и той же нормы права могут быть закреплены в разных статьях нормативного правового акта.

Пример: ч. 1 ст. 109 Конституции РФ: Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ Федерации… Здесь гипотеза нормы права содержится в статьях 111 и 117 Конституции РФ.

4. Отмена или изменение какой-либо нормы, закрепленной в статье нормативного правового акта, не означает отмену или изменение самой статьи нормативного правового акта.

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Здесь отмена нормы права, содержавшейся в ч. 2 ст. 23 ГК РФ, не повлекла за собой отмену всей нормы в целом.

В зависимости от полноты представленных элементов структуры нормы права выделяют три способа ее изложения в статьях нормативных правовых актов.

применителей способ изложения нормы права. Прямой способ изложения предполагает, что в правовой норме непосредственно сформулированы и перечислены все ее элементы, для применения нормы нет необходимости обращаться к иным нормам для установления ее содержания.

Пример: ст. 26 Конституции РФ: Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Здесь содержание нормы права не требует дополнительной конкретизации.

Здесь четко усматривается, к каким нормам права необходимо обратиться для применения рассматриваемой нормы.

В зависимости от уровня нормативного обобщения (степени абстрактности изложения) выделяют казуальный (казуистичный) и абстрактный способы изложения правовых норм.

Казуальный (казуистичный) способ предполагает простое изложение фактов, действий, реквизитов документов и др. с помощью простого перечисления или указания на их индивидуальные признаки; при таком способе изложения фактические данные, составляющие диспозицию, описываются при помощи индивидуальных признаков.

Пример: ст. 26 ТК РФ «Уровень социального партнерства»; ст. 41 ТК РФ

Абстрактный способ при таком способе изложения фактические данные, составляющие диспозицию, описываются при помощи родовых признаков или при помощи упоминания принципа правового регулирования.

Пример: нормы ГК РФ, закрепляющие признаки юридического лица; ст. 10 Конституции РФ, закрепляющая принцип разделения властей: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Виды правовых норм

Развитая правовая система складывается из разных юридических норм, в основе которой рассмотренный выше процесс специализации норм, «разделения труда» между ними.

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Пример: ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Примеры: запрещающие нормы могут формулироваться по-разному: а) через закрепление понятия «запрещается» или его синонимов: абз. 2 ч. 1 ст. 421 ГК РФ. Свобода договора: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством; б) через указание на юридические последствия определенного поведения, не имеющие ярко выраженных признаков санкции: ч. 3 ст. 428 ГК РФ. Договор присоединения: при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор; в) через указание на недопустимую модель поведения и санкцию: ч. 1. ст. 158 УК РФ. Кража: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

Пример: ст. 8 НК РФ (Понятие налога и сбора) дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1). Часть 1 ст. 31 УК РФ устанавливает, что добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Коллизионные нормы права указывают на нормы (закон, нормативный правовой акт, группа норм), которые должны быть применены в тех случаях, ситуациях, когда возникают коллизии, т.е. противоречия, расхождения между отдельными правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение.

Примеры коллизионных норм права:

а) ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сфера применения настоящего Федерального закона: положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 1) использования атомной энергии; 2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…

Здесь имеет место содержательная коллизионная норма, ограничивающая применение упомянутого Закона к ряду общественных отношений.

б) ч. 1 ст. 1186 ГК РФ. Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом: право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (п. 2 ст. 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Здесь имеет место пространственная коллизионная норма, определяющая право, применимое к отношениям с иностранным участием.

в) ст. 1205 ГК РФ. Право, подлежащее применению к вещным правам: право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится.

г) ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Здесь имеет место иерархическая коллизионная норма, определяющая приоритет межгосударственного международного договора Российской Федерации перед нормами федерального закона.

д) примерами темпоральной коллизионной нормы является правило Lex specialis derogat generali (специальный закон отменяет общий закон).

Это правило применяется, например, в практике Конституционного Суда РФ, который в Определении от 1 декабря 1999 г. № 211-О проанализировал следующую ситуацию и сформулировал следующие выводы.

В Конституционный Суд РФ от имени гражданина К.О. Барковского, обвиняемого в совершении тяжкого преступления и содержащегося под стражей, обратилась адвокат Л.А. Мове с жалобой на нарушение конституционных прав ее подзащитного частью четвертой ст. 127 УПК РСФСР (действовавшего на тот момент), согласно которой следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий, а также п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым оперативно-розыскная деятельность осуществляется в том числе путем опроса граждан, проводимого на основании поручения следователя. Руководствуясь именно этими нормами, сотрудники органов внутренних дел по поручению следователя проводили с К.О. Барковским беседы в условиях следственного изолятора с целью воздействия на него и получения изобличающих его показаний. По мнению заявителя, указанные нормы противоречат ст. 18, 48, 51 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют проводить опросы обвиняемого в отсутствие защитника и без разъяснения ему права отказаться от участия в таких действиях. Суд установил, что согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Указанный в этой норме порядок предполагает, в частности, освобождение обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 51 Конституции РФ) и обеспечение ему права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). Закрепляя данные права обвиняемого, Конституция РФ исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов.

Соответствующие гарантии предусмотрены в уголовно-процессуальных нормах, специально определяющих статус обвиняемого и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. Следовательно, нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний ст. 48 и 49, 51 Конституции РФ.

То же относится и к положениям оспариваемых К.О. Барковским ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР, п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Данные нормы, определяющие права и обязанности следователя и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность органов, в том числе регламентирующие проведение по поручению следователя опросов граждан, не подлежат применению к обвиняемому без учета положений ст. 46-48, 68-71 УПК РСФСР, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства.

Оперативные нормы права отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений, иначе говоря, объектом регулирования оперативных норм являются сами нормы, их действие, особенности действия, прекращение существования.

По степени определенности (степени категоричности) предписания нормы права подразделяются на:

Пример: ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Здесь Президенту РФ предписана четкая последовательность действия, возможность моделировать свое поведение по собственному усмотрению ему не предоставлена.

Диспозитивные нормы права в форме полного диспозитива предоставляют субъекту возможность по своему усмотрению выбрать активную (действие) или пассивную (бездействие) модель поведения.

Пример: ч. 2 ст. 117 Конституции РФ: Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Здесь Президенту РФ предоставлена возможность по собственному усмотрению либо активно действовать и принять решение об отставке Правительства РФ, либо бездействовать.

Диспозитивные нормы в форме неполного диспозитива (диспозитива образа действия) предоставляют субъекту возможность по своему усмотрению выбрать вариант поведения из предлагаемых нормой права, в этой ситуации бездействие не имеет места.

Пример: ч. 3 ст. 117 Конституции РФ: В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

По объему регулирования нормы подразделяются на:

Пример: ч. 1 ст. 196 ГК РФ устанавливает общее правило: общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Пример: ч. 1 ст. 725 ГК РФ устанавливает специальный срок исковой давности при предъявлении требований в отношении качества работ по договору подряда: срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год.

Пример: ст. 208 ГК РФ устанавливает исключение из правил о применении срока исковой давности, прямо противоположное содержанию самого института исковой давности: исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.). Практическое значение такого деления выражается в том, что отраслевая принадлежность нормы права характеризует принципы правового регулирования и способы правового воздействия на общественные отношения, заложенные в норме.

Нормы права по своему содержанию также подразделятся на:

Материальные нормы права, которые воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений; материальные нормы права регулируют общественные отношения, реально складывающиеся в ходе повседневной деятельности людей, по созданию, распределению, обмену и потреблению разнообразных социальных благ во всех основных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Они занимают исходное место в правовом регулировании и их назначение заключается в приведении в определенный порядок обычной жизни общества: устанавливается владение, пользование и распоряжение имуществом, его купля-продажа, направляется трудовая и политическая деятельность, упорядочивается государственное управление, воспитание детей и т.д. Материальные нормы права ориентированы на закрепление сфер и оснований ответственности, прав, обязанностей субъектов права, их правового положения, они определяют правовой статус субъектов будущих процессуальных отношений, условия и основания возникновения таких отношений. Материальные нормы права составляют в основной своей массе конституционное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право.

Пример: ст. 21 ТК РФ. Основные права и обязанности работника: работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим

Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Процессуальные нормы права составляют уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное право и др.

Пример: ч. 1 ст. 120 УПК РФ. Заявление ходатайства: ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

В современной литературе также имеет место ряд небесспорных точек зрения о существовании так называемых поощрительных, рекомендательных и декларативных норм права.

В качестве примера для оценки обоснованности одной из представленных точек зрения может служить ч. 2 ст. 31 УК РФ: лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Другим примером может служить п. 2 Положения о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575: очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается сотруднику в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве меры поощрения за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности и успешное выполнение задач повышенной сложности.

Рекомендательные правовые нормы, по мнению сторонников точки зрения об их самостоятельном юридическом значении, устанавливают варианты желательного, с точки зрения законодателя, поведения субъектов права в определенной сфере общественных отношений. Для реализации этих норм их адресаты проводят в пределах своей компетенции мероприятия с учетом своих возможностей, а также местных или других конкретных условий. За отступление от правовых норм данного вида не предусмотрено применение санкций. Проблема заключается в том, что эти нормы теряют такое важное качество правовой нормы, как общеобязательность.

Пример: ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Декларативные нормы устанавливают принципы, цели, задачи правового регулирования, отраслей, подотраслей и институтов права, а также деятельности институтов и органов публичной власти. Думается, что основания их выделения в самостоятельную группу норм права вполне логичны.

Пример: ст. 1.2 КоАП РФ: задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector