чему способствует использование формирующего оценивания

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

Основные задачи оценивания:

Функции оценивания:

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

Формирующее оценивание позволяет учителю:

Пять принципов формирующего оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Источник

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

Annotation. The article deals with the importance of the technology of formative assessment in improving the quality of education. Examples of formative assessment techniques. The article will be of interest to practicing teachers.

Ключевые слова: формирующее оценивание, критериальное оценивание, техники формирующего оценивания, рубрикаторы, карты понятий, дискриптор.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования.

Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько, он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Суть формирующего оценивания: не просто зафиксировать результат, а выяснить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. И если данные окажутся неудовлетворительными, то на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующая оценка – это пошаговое движение ученика к максимально лучшему результату через постоянную рефлексию сегодняшних достижений. Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Согласно ФГОС, оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся. Так, среди метапредметных результатов, определённых ФГОС ООО, присутствуют следующие умения, которыми должны овладеть школьники на уровне основного общего образования [Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4 ].

Система критериального оценивания дает возможность:

• определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,

• определить, сформирован ли тот или иной практический навык,

• сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как говорит Марина Александровна Пинская: «Ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментом оценивания, раскрыть ему основания, критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах»

При организации критериального оцениванияследует руководствоваться следующими правилами:

1. Критерии оценкидолжны быть известны детям: они либо даются в готовом виде и обсуждаются, либо вырабатываются совместно.

2. Критерии должны быть чёткими и понятными для детей.

3. Критерии оценки любой работы известны детям до её выполнения.

4. В случае возникновения разногласий при оценке по какому-либо критерию, следует обсудить все варианты и выбрать действительно объективный.

Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики», именно такое название закрепилось за этой оценочной методикой в литературе.Но часто используют и другое название: говорят критериальные рубрики или просто рубрикаторы. Марина Александровна Пинская называет такой подход к оцениванию техниками или методиками.

«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Очень полезно начать с того, чтобы вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы.

В качестве примера приведем рубрикатор к заданию на уроке химии в 8 классе.Задание: сравните физические свойства веществ, результаты занесите в таблицу. Как различить эти вещества?

Свойства Мел и поваренная соль Уксусная кислота и нашатырный спирт

Сходства Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Различия Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Баллы Элементы содержания

1 Указаны черты сходства свойств мела и поваренной соли

2 Указаны черты сходства свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта

1 Указаны черты различия свойств мела и поваренной соли

2 Указаны черты различия свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта

2 Сделан вывод, как знания физических свойств веществ помогают на практике различать вещества.

Далее составляется дескриптор для каждого критерия. Дескриптор описывает качественный уровень выполнения задач (степени достижения цели). Рассмотрим еще некоторые оценочные техники формирующего оценивания, используемые на уроках географии, химии, биологии.

На этапе актуализации знаний эффективен краткий пятиминутный обзор по теме урока. В течение нескольких минут учитель просит учеников письменно ответить на вопросы по материалу, необходимому для освоения новой темы. Проверка осуществляется с целью вычленить те вопросы, которые необходимо повторить. Например, на уроках географии, перед изучением темы «Климатические пояса»в 7 классе можно предлагаются следующие вопросы: Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс Вам известны? Как нагревается Земля в течение года?

Для информации о том, как ученики воспринимают происходящее на уроке, включая общее отношение к предмету, к собственному учению, используем опросники самодиагностики.

Предлагаемый опросник обычно состоит из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале. При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений. Ниже приведен пример такого опросника на уроке географии по теме «Государственные границы России».

Насколько уверенноты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Ответы учащихся

Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно

Я могу показать на карте пограничные государства РФ и назвать их.

Я могу назвать столицы пограничных государств.

Я могу рассказать и показать на карте чем омывается Россия.

Я могу рассказать о символах России.

Широко известная методика составление тестов учащимися требует выполнения множества действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

Используем несколько вариантов данной методики.

Заполнение карт. Составляется карта понятий, а затем убираем все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий, сохраняя подписанные связи-линки. Ученики подписывают пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.

Выборочное заполнение карты понятий. 1/3 понятий из карты убираем и, извлеченные понятия, помещаем в пронумерованный список, приложенный к карте. Ученики выбирают нужные понятия и вставляют их в соответствующие рамки.

Карта для выборочных понятий. Учащимся предлагается список из

10–20 понятий, на основе, которого необходимо построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.

Картирование-выращивание. Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.

Примеры карт понятий по биологии.

Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.

1. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2012.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4

3. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М. : Педагогическое общество России, 2012.

4. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб. : Учебная литература, 2012.

Дьяконицына Екатерина Дмитриевна,

Гатенюк Людмила Борисовна,

учитель химии и биологии

МОУ «СОШ №13» Г. ВОРКУТЫ

Компьютерная презентация практических достижений Слайд 1 Слайд 2. (Тема) Тема моего выступления «Развитие сенсорного восприятия детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Конспект беседы для обучающихся 2 класса коррекционной школы-интерната для глухих обучающихся «Моя будущая профессия» ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся Конспект беседы для обучающихся 2 класса «Моя будущая профессия». Задачи: Образовательные: познакомить.

Консультация для педагогов «Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе» Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе Как оценить учебные достижения в первом классе учащихся? Современной начальной.

Квест-технология — современный подход к организации музыкально-эстетической деятельности Квест-технология – современный подход к организации музыкально-эстетической деятельности 1 слайд В наше время квест-технология приобретает.

Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110Воспитатель:.

Оценивание по трансдисциплинарной теме исследования PYP «Кто мы» Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Группа – это место, где мы учимся дружить и понимать.

Оценивание по трансдисциплинарным темам исследования (2017–2018 гг.) Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Детский сад – это дом со своими правилами» Возрастная.

Оценивание учебных достижений младших школьников [Фролова Валентина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Г. Гусиноозёрск Оценивание учебных достижений младших школьников.

Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с Тмнр на 2 учебных года СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: Степан Возраст ребенка: 2011года рождения.

Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий Храпова Е. А., преподаватель.

Источник

Доклад «Система формирующего оценивания»

0e88 00098467 491b1f44

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Доклад: «Система формирующего оценивания в начальной школе»

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». Так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс.

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. Он должен уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

(Роберт Стейк, привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа. Когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка, отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка, представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт).

Итак, формирующее оценивание:

‐ ориентировано на обучающегося;

‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;

‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

‐ оценивается не только результат, но и процесс;

‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;

‐ носит системный характер.

Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

‐ учиться на ошибках;

‐ понять, что важно и что у них получается;

‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

1.Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;

2.Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;

3.Объяснить цель происходящего ученикам;

4.После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;

5.Дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.

Я хочу рассказать о техниках формирующего чтения.

Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Портфолио», «Пятерочка», «Благодарю..», «Шкала оценивания» и др. сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые применяю в своей практике.

«Недельные отчёты», «Листы самооценки», «ЗИУ» или «ЗХУ», «Резюме-обзор и Мини-обзор», «Саммари одного предложения», «Трёхминутная пауза», «Формативный опрос», «Проверка ошибочности понимания»

1) Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.

Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.

Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания. Так для участия в конкурсе «Юбилей библиотеки Маршака», нам нужно было отобрать лучших чтецов. Для этого раздали детям стихи и попросили их выучить. Чтобы интереснее было, рассказывать мы выработали общие критерии. Выразительность, чёткость, эмоциональность, артистизм. Дети в парах рассказывали стихи, а потом выбирали и предлагали лучших.

Одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли. Речь идёт о таблице «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).

Таблицы – это самый распространённый способ графической организации материала. В ТРКМЧП существуют разные варианты таблиц. Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.

2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.

3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными представлениями по изучаемой теме.

Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.

Учитель ставит перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Работая с учениками старшего школьного возраста и используя данную таблицу на уроках систематически, можно попросить детей здесь же перечислить источники информации, откуда получены имеющиеся сведения. Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.

Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.

Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?

Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока. Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.

4)Резюме-обзор и мини-обзор.

Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.

Затем опрос учителем, какие вопросы возникли, и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация является не контрольным опросом, а диагностикой.

Мини (минутный) обзор

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

5) Саммари одного предложения.

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.

6) Трёхминутная пауза.

Педагог предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

7) Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда педагог задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу. Например:

Как, чем _________ похожи или отличаются от________?

Что неверно в ___________________________________?

Какое заключение вы можете сделать _______________?

8) Проверка ошибочности понимания.

Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания

Ещё техники: синквейны, Фруктовый сад, Цепочка заметок, Карты приложения, Волшебные линеечки, Умные вопросы, Методика формирования оценочных суждений.

Оценивание занимает важное место среди других элементов педагогического процесса. Без оценивания нет и обратной связи, то есть ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения как ученика, так и преподавания.

Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!

Вывод: Мы рассмотрели несколько техник формирующего оценивания, показали какие техники можно использовать для его обеспечения. Эти техники дают положительный результат. Показывают, насколько успешно учатся ученики у учителя, который использует эти техники. Да, это сложная работа. Но методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее удачные, эффективные, работающие техники. Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания

Интернет ресурсы для коллег:

О. Н. Усенко, «Формирующее оценивание как основа современного урока». Мастер-класс.

С. В. Синодская, «Формирующее оценивание: оценивание в классе».

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector