Тренировка мелкой моторики: еще один шаг в процессе восстановления лежачего больного
Под мелкой моторикой подразумевается комплекс скоординированных движений кистей, а также пальцев рук и ног человека.
Чаще всего приходится слышать о важности развития мелкой моторики у детей начиная с младенческого возраста. И тому есть ряд веских причин:
Упражнения на развитие мелкой моторики буквально мобилизуют весь организм человека, заставляя слаженно работать сразу несколько систем: нервную, зрительную, костную и мышечную;
На ладонях и стопах человека находится множество нервных окончаний, которые тесным образом связаны с разными частями тела, органами и тканями человеческого организма;
В головном мозге человека участки, отвечающие за речь и движения (в том числе рук), располагаются очень близко. Иными словами, тренируя пальцы, мы развиваем речь.
Все это важно и крайне необходимо не только для детей, у которых навыки речи только зарождаются, но и для тяжелобольных, перенесших серьезное заболевание или травму людей, у которых эти навыки были утрачены.
Способы развития мелкой моторики у тяжелобольного человека
В обычной жизни здоровый взрослый человек редко озадачивается выполнением комплекса специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Подобные упражнения ему преподносит сама жизнь: это каждодневное застегивание пуговиц, ремней и часов на запястье, завязывание шнурков, плетение кос и другие манипуляции.
Однако то, что кажется привычным и вовсе не обременительным здоровому человеку, может оказаться непосильным для лежачего больного, а потому для начала возьмем на вооружение…
…Простейшие упражнения на развитие мелкой моторики
Для упражнений понадобятся самые разные предметы. Некоторые из них можно приобрести в специализированных магазинах (такие, например, как шипованный резиновый мячик), а некоторые можно легко найти практически в любом доме, на полках универсама или даже на улицы: это орехи, крупы, шишки, морские камушки и ракушки, пуговицы разных размеров и многое другое.
Расскажем о самых простых упражнениях, которые можно выполнять при помощи каких-либо предметов или без них.
Упражнения без предметов
Разогреваем ладони, интенсивно потирая их одну о другую;
Поочередно сжимаем и разжимаем ладони;
Кладем ладони на ровную поверхность (или просто на живот) и поочередно, один за другим, поднимаем вверх пальцы, не отрывая при этом самой ладони;
Поочередно соединяем мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы руки с большим пальцем, образуя кольцо;
Пощипываем пальцами одной руки кисть и пальцы другой руки. Меняем руки «ролями».
Упражнения с использованием доступных вспомогательных материалов
Дайте больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать из одной руки в другую;
Насыпьте в одну емкость горох и фасоль разных сортов. Дайте больному несколько емкостей (по числу разновидностей круп) и попросите произвести сортировку;
Насыпьте в миску мелкую крупу (манку, рис, пшено или гречку) и предложите больному маленькими щепотками переложить крупу в другую емкость;
Дайте больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, чтобы он мог поочередно нанизывать и снимать их;
Возьмите шарик или небольшой мячик, чтобы больной мог покатать этот шарик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);
Можно немного поиграть: подберите несколько разных по материалу, размеру и фактуре предметов, а затем попросите больного наощупь с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.
Занимаемся рукоделием: реабилитация с пользой
Оказывается, рукоделие является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Если больной уже в состоянии более уверенно, чем на начальном этапе реабилитации, работать руками, предложите ему выбрать какой-нибудь приятный ручной труд. Это может быть:
Вязание спицами или крючком;
Вышивка нитками-мулине или бисером;
Лепка из глины, теста или пластилина;
Пришивание пуговиц (в том числе создание аппликаций из пуговиц);
Оригами и многое другое.
И даже неважно, занимался ли больной подобным ручным трудом до болезни или нет. Важно соблюсти ряд условий. Занятие должно быть:
Желанным и приносить радость;
Безопасным: если у больного наблюдаются серьезные проблемы с координацией движений, не стоит предлагать ему в качестве рабочего инструмента иглы, спицы или иные острые предметы;
Полезным и мотивированным: к примеру, вязание носков будет в радость и пойдет быстрее, если озадачиться тем, чтобы к наступлению зимы все члены семьи были обеспечены теплыми носками. Красивые предметы ручной работы и поделки можно также использовать в качестве дружеского подарка или отправить на благотворительную ярмарку.
Не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия окажут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторики, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.
Работайте руками в удовольствие, на здоровье и всей семьей!
Как развивать мелкую моторику рук (и почему это так важно в любом возрасте)
Как развить мелкую моторику рук у взрослого и у ребенка и как восстановить ее при нарушениях: подробный обзор техник, упражнений.
Хорошая мелкая моторика — это не только ловкие руки и пальцы, но также правильная речь, красивый почерк, а еще правильная работа мозга. Ею необходимо заниматься с самого раннего возраста у детей, не забывать во взрослом возрасте, не менее она важна для пожилых, чтобы речевые и двигательные навыки не утрачивались (особенно это актуально тем, кто перенес инсульт).
Что такое мелкая моторика и почему она так важна
Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.
Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.
Польза
С какого возраста ее развивать
Начинать педиатры рекомендуют с 8 месяцев. Пальцы ребенка к этому периоду уже могут поддаваться тренировке. Самые простые игры (например, с предметами разных форм) можно давать и раньше, но результата может не быть.
Выбор методов тренировки очень разнообразен — чем больше будет применяться, тем лучше будет эффект.
Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей
1. Игры с мелкими предметами
2. Пальчиковые игры
Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет. Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы.
Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:
3. Лепка
Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.
4. Мозаика
Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.
5. Счеты
Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.
6. Рисование
Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.
Также детям будут полезны:
Как можно развивать мелкую моторику взрослым
Что полезно делать
1. Рисовать
Не бойся, что не обладаешь навыками художника, у тебя плохо получается и т.д. Рисование в любом случае способствует развитию мозговой активности, даже если ты делаешь это не сильно лучше своих маленьких детей.
2. Писать
Часто ли мы сегодня пишем от руки? А, между тем, это простейшее занятие активирует мозг, развивает мелкую моторику, заодно улучшая почерк.
3. Играть на музыкальных инструментах
Не обязательно записываться на курсы, в Интернете сейчас много бесплатных видеоуроков. Но если ты еще с детства мечтала научиться, теперь знай, что это очень важно для мозга, не откладывай.
4. Вышивать, шить, вязать
Любое рукоделие — кропотливое занятие, которое незаметно (потому что ты увлечена процессом) развивает мелкую моторику. Заодно повышаются развитие концентрации внимания и креативность.
5. Заниматься моделированием
Этим могут увлекаться не только дети, но и взрослые — и будут правы, потому что это очень полезное занятие. Сборка и склеивание маленьких моделей самолетов, поездов, машин отлично «прокачивают» работу конечностей.
6. Делать пальцевую гимнастику
Дополнительно это помогает синхронизировать работу полушарий мозга, так как ты одновременно задействуешь обе руки. Методик гимнастики достаточно много. Предлагаем повторить один из примеров, показанных в видеоролике.
Чтобы занятие приносило тебе пользу, но не обременяло, оно должно быть:
Признаки нарушения мелкой моторики
Одно дело — профилактическое развитие мелкой моторики у взрослых, но совсем другое — когда это необходимо в силу ее нарушений, ведь это может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.
Симптомы, по которым можно определить нарушения
Если не начать тренировку, здоровье может резко ухудшаться. Делать это важно ежедневно, иначе будут прогрессировать атрофия мышц, декальцинация, отечность. Чем меньше времени прошло от начала нарушения моторики (или приступа, за которым оно пошло) до занятий, тем больше шансов восстановить работу конечностей и пальцев.
При занятиях с больным человеком не стоит ждать мгновенный эффект, но постоянная работа ускорит его приближение. Важно лишь запастись терпением.
Упражнения на мелкую моторику рук у взрослых
Содержание:
Мелкая моторика – один из важнейших навыков для любого человека. Одинаково тщательно ее нужно развивать не только детям, но и взрослым. Многие пренебрегают простейшими тренировками, не понимая, насколько это необходимо. Именно руками мы держим столовые приборы, чтобы есть, пишем, рисуем, хватаем желаемые предметы и совершаем множество других действий.
Задумались? Тогда предлагаем освоить следующие упражнения на мелкую моторику рук у взрослых. Они помогут сохранить подвижность и здоровье в любом возрасте.
Лучшие упражнения в комплексе
Покупать тренажеры, спортивную форму и прочие традиционные атрибуты не нужно. Для выполнения упражнений понадобятся разные, но абсолютно простые предметы. Большинство из них есть в каждом доме, начиная с пуговиц, заканчивая шишками, камешками и ракушками, привезенными когда-то с моря.
После подготовки можно смело приступать к комплексу. Результат не заставит себя долго ждать.
Упражнения без предметов
Интересный факт. На самом деле упражнений, как и в целом способов развить мелкую моторику, огромное количество. Если вот таких простых элементов маловато, займитесь творчеством. Лепка из пластилина, рисование мелками, массажи, вышивание, вязание – это и многое другое также очень хорошо способствует развитию.
Упражнения с предметами
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Абсолютно каждый человек должен делать упражнения на мелкую моторику. Они:
Интересный факт. Особенно полезна гимнастика для рук пожилым людям. Ее часто назначают при болезни Паркинсона, склерозе и прочих неприятных заболеваниях, сопровождающих процесс старения организма. Упражнения останавливают процесс деградации, восстанавливают психоэмоциональный фон, укрепляют нервную систему и т.д.
Моторика – способность, формирующаяся естественно у каждого человека, который только-только появился на свет. Сначала она проявляется обычными хватаниями, затем – перекладываниями предметов из одной руки в другую. По мере роста появляются новые навыки – спектр движений постепенно расширяется.
На начальном этапе мелкую моторику развивают посредством:
Вот такое развитие должно быть постоянным. В дальнейшем это позволит избежать серьезных проблем и потери двигательной активности в области рук.
Мелкая моторика рук
Краевое государственное бюджетное учреждение «Советско-Гаванской комплексный центр социального обслуживания населения»
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов в период прохождения социальной реабилитации
(методическое пособие)
Разработал: специалист по социальной работе
отделения социального сопровождения
г. Советская Гавань
Развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи. Доказано, что простые движения рук способствуют снятию умственной усталости.
С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем – нервную (о с количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную, а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз является тем, что называется мелкой моторикой рук.
Под мелкой моторикой рук подразумевается комплекс скоординированных движений кистей, а также пальцев рук и ног человека. Все это важно и крайне необходимо не только для детей, у которых навыки речи только зарождаются, но и для тяжелобольных, перенесших серьезное заболевание или травму людей, у которых эти навыки были утрачены. У пожилых людей функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от мельчайших движений рук. Широкое распространение упражнения для пальцев рук получили при проведении реабилитационных мероприятий больных при таких заболеваний, как инсульт, рассеянный склероз и клещевой энцефалит, после различных травм, а также при профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней.
Существуют различные типы нарушений мелкой моторики рук. К ним относятся:
— нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы).
— нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии).
— нарушения в приеме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.)
Развитие мелкой моторики рук осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления.
Польза для мозга
Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером для регулярных занятий ассиметричной (или пальцевой) гимнастики?
В – третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.
Способы развития мелкой моторики у тяжелобольного человека
В обычной жизни здоровый человек редко озадачивается выполнением
комплекса специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Подобные упражнения ему преподносит сама жизнь: это каждодневное застегивание пуговиц, ремней и часов на запястье, завязывание шнурков, плетение кос и другие манипуляции.
Однако то, что кажется привычным и вовсе не обременительным здоровому человеку, может оказаться непосильным для лежачего больного, а поэтому для начала возьмем на вооружение…
Занятия должны проходить в спокойном, привычном для клиента месте.
Для упражнений понадобятся самые разные предметы:
— игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т.п.);
— рисование – окажут неоценимую услугу вашему мозгу. Писать картины, раскрашивать мандалы или просто рисование (каляки-маляки в стиле трех-летки) в свободное время;
— занятие каллиграфией или регулярное письмо от руки любого текста;
— массаж по системе Су-Джок. Разминка кистей рук, пальцев ладошек.
— рукоделие (вышивание, вязание и др.) – развитие навыков концентрации внимания и терпения;
— моделирование, конструирование. Увлечение созданием самолетов, пароходов, шедевров архитекторы – способ «прокачать» моторику, пространственное мышление и воображение. («Лего»);
— развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.);
Упражнения без предметов
Практически ни одно занятие не обходиться без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики. Цель проведения самомассажа – улучшения координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
— Разогреваем ладони, интенсивно потирая их одну о другую, до ощущения тепла;
— Сжать ладони в кулак, затем растопырить в разные стороны;
— Поворачивать ладони вверх-вниз;
— Кладем ладони на ровную поверхность (или просто на живот) и поочередно, один за другим, поднимаем вверх пальцы, не отрывая при этом сами ладони;
— «Щелбаны». Выполнять всеми пальцами поочередно;
— Поочередно соединяем мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы рук с большим пальцем, образуя кольцо;
— Пощипываем пальцами одной руки кисть и пальцы другой руки. Меняем руки «ролями»;
— «Вертушка» ручкой между пальцами;
— раздвигать и сдвигать пальцы рук, лежащие на столе;
— положить руки на стол, кисть приподнять, специалист отстукивает пальцем определенный ритм. Клиент должен повторить этот ритм поочередно каждым пальцем. Кисть должна быть неподвижна;
После каждого упражнения следует потрясти расслабленными кистями рук и сделать массаж.
Упражнение с бумагой
— мять – развитие силы рук (после получиться «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния);
— рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
— делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарывать на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт, например, кошка, барашек, тучка).
— вырезание ножницами различных рисунков, фото из журналов.
Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.
— складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой). Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный.
— накручивание на карандаш ленточку бумаги. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине,
— разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки. Это игра противоположная остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки.
Игры с использованием нестандартного оборудования,
вспомогательных материалов
— Дать больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать их из одной руки в другую;
— Насыпать в одну емкость горох и фасоль разных сортов, после чего произвести их сортировку;
— Дать больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, что он мог поочередно нанизывать и снимать;
— Взять шарик или небольшой мячик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);
— Можно немного поиграть: подобрать несколько разных по материалу и фактуре предметов, а затем попросить больного пощупать с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.
— Можно мелкие предметы разной фактуры, запустить руку внутрь. Не глядя, на ощупь определить, что находиться.
— Кистевые эспандеры, виде резинового кольца, способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Сжимают на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук:
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильней
А головушка – умней!
Бельевые прищепки
Включение бельевых прищепок разных цветов и размеров, конфигураций и упругости в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук, помогает тренировать пальцы рук.
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за игрой, можно определить какой рукой предпочтительнее работает – правой или левой. Приветствовать работу обеими руками.
Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые, деревянные; плоская фигура из толстого картона или ковролина (солнышко, ёжик и др.).
Варианты упражнений с прищепками для развития мелкой моторики:
— Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.
— Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
— Прикрепить прищепки к серому полукругу. Получится колючий ёжик.
— Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные – к красной)
— Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
— Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок.
— Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно:
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Телефонный аппарат
— отключенный или вышедший из использования телефонный аппарат с диском или отдельный диск, укрепленный на доске, диск которого можно использовать для тренировки пальцев, путем вращения подвижного диска, собранными в «щепотку».
Игры на развитие внимания
«Найди меня». Нарисовать на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Найти все фигуры и закрасить своим цветом.
«Многорукий Шива». Например, лепить из пластилина шары и перекладывать по одной фасолине из мисочки в стакан.
Счетные палочки или спички
Рассыпать коробок счетных палочек или спичек на столе и собрать их по одной пальцами правой и левой руки в различных комбинациях; сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г» и т.д, А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный.
Источник