Логоритмика как средство речевого развития дошкольников
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»
Дошкольное отделение «Вешняки»
по теме самообразования
«Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
2013-2014 учебный год
Название проекта: «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
Ф. И. О.авторов: Клокова Ю. В., Изнаирова О. Г.
Тип проекта: Исследовательский
Проблема: У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.
Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.
Цель: Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой.
Конечный продукт: Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности.
Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.
Оборудование: СD диск с презентацией защиты темы самообразования ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.
У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике
1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.
3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике
Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.
o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
o Развитие речевого выдоха;
o Улучшение речевой памяти;
o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
o Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей
o Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
o Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.
o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.
o Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Развитие речи и координации движений под музыку.
Развитие речевого дыхания.
1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.
2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
7. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.
8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.
Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.
Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»
Ольга Мястковская
Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.
Зачем это надо?
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Для кого?
Логоритмика в первую очередь полезна детям:
• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
• часто болеющим и ослабленным;
• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
На зарядку становись!
Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.
1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.
3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!
4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.
От 0 до 2,5 года
Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.
От 2,5 до 4 лет
В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.
Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.
Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей дошкольников Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”,.
Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?» Консультация: «Песочная терапия для детей». Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая.
Консультация для родителей «Логоритмика дома» Консультация «Логоритмика дома» Для занятия с малышом нужны будут игрушки, красочные картинки, детская музыка и хорошее настроение. Не стоит.
Консультация для родителей «Утренняя зарядка — полезна ли?» Консультация для родителей «утренняя зарядка – полезна ли?» Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка! Чтобы силу развивать И весь.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.
Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.
Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или.
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.
Консультация для родителей «Логоритмика — веселое и полезное занятие для вашего ребенка» Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать,.
Консультация для родителей «Логоритмика — это здорово» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать?.
Логоритмика и ее значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Все окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнений и игр.
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и служит для нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа.
Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
На занятиях по логоритмике соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, а также кинестетический принцип – использование возможностей ребенка для выработки способностей (учим детей свои интуитивные ощущения переводить в осознанные).
Так же активно используются приемы кинестетики. Наблюдаем и анализируем собственные движения и ощущения получаемые от них, для того чтобы понять как легче ребенку будет научиться совершать то или иное действие. Выполняем совместно с ребенком новое для него действие. Таким образом, на занятиях по логоритмике, применяются различные методы и приемы кинестетики, т. к. кинестетика – это основа движений.
В системе логоритмической работы с детьми раннего и дошкольного возрастаможно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия для детей раннего и младшего дошкольного возраста являются:
-развитие слухового внимания и фонематического слуха;
-развитие чувства ритма;
-развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, ориентировки в пространстве;
-развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой;
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонационного и физиологического дыхания;
— стимуляция речевого общения;
-формирование, развитие, и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Особое значение такие занятия имеют для детей с ОВЗ. Адаптированные логоритмические занятия, способствуют снятию эмоционального напряжения, раскрепощают, стимулируют к двигательной активности и мотивируют к общению. Учитывая высокую способность ребенка с синдромом Дауна к подражанию,таких детей необходимо обьединять с более старшими, говорящими детьми, а очень подвижных детей с менее активными.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Наряду с речевыми нарушениями, страдает двигательная активность, поэтому занятия логоритмикой имеют актуальное значение. Нехватка положительных эмоций, сниженный кругозор приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Особенностью детей раннего возраста является то, что они пока еще не могут взаимодействовать со сверстниками и предпочитают играть в одиночку. Поэтому игры на совместную деятельность, которые побуждают детей общаться друг с другом по средствам речи, развивают тем самым коммуникативные умения и навыки (например, «Лови-кати», «Передай мяч», «Играем с мячиком»). Такие игры позволяют ребёнку раскрепоститься, и наделяет смыслом сам процесс его участия в игре.
Для развития слухового внимания и фонематического слуха используются различные игры с музыкальным сопровождением Е.Железновой:
—«Хлопаем-шлепаем», а также игры с использованием бубна, колокольчика, барабана.
Эти игры способствуют тому, что дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, у них развивается чувство ритма. Движения согласовываются с музыкой.
Одной из составляющих логоритмического занятия для малышей, являются пальчиковые игры и речедвигательные упражнения. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
На занятиях связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции и повышает к ним интерес, пробуждает его мысль и фантазию. Детям нравится пропевать песенки-чистоговорки (Е. Железновой) с использованием кукол бибабо. Они вызывают у детей как положительные эмоции, тем самым стимулируют речевую активность.
Для развития координации движений, формирования двигательных умений и навыков используются малоподвижные и подвижные игры, которые способствуют формированию таких умений, как ходьба, бег, прыжки, приседания.Все это способствует развитию кинестетических ощущений: умение ориентироваться в своем теле, пространстве, развивает чувства равновесия, умение получать ощущения от движения собственного тела.
Надо отметить,что у детей с ОВЗ, занятия логоритмикой вызывают массу положительных эмоций, дети становятся более раскрепощенными, что позволяет добиваться хороших результатов в развитии.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития.
Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют почувствовать уверенность в себе.
Дидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кто это и чем питается». Цель: Закреплять знания детей о питании животных и птиц. Задачи: 1. Закреплять и расширять.
Дидактическая игра «Кто это и где живет?» для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Цель игры: Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания. Развивать представления детей о том, какие.
Фотоотчет «Значение прогулки для воспитанников младшего дошкольного возраста» Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для развития дошкольника. Прогулка является наиболее доступным средством закаливания.
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.