Краткое содержание «Прощание с Матерой»
Всего получено оценок: 3565.
О произведении
Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.
Глава 2
Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.
Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.
Глава 3
Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.
Глава 8
Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? »
Глава 19
Глава 20
Глава 21
На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
Заключение
В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.
В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Прощание с Матёрой
Микропересказ : Старух насильно выселяют из родной деревни, подлежащей затоплению. Вынужденные оставить родные дома и могилы, они тяжело прощаются с родными краями.
Главы 1—3
Для деревни Матёры, стоящей на острове с таким же названием, наступила последняя весна. Ниже по течению строили плотину для гидроэлектростанции, и на месте острова разольётся огромное водохранилище. В этом году хлеба сеяли не на всех полях, а многие матёринцы уже жили на два дома, наезжая в деревню, только чтобы посадить картошку. Деревня «повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода».
Остров в форме утюга растянулся по Ангаре на пять вёрст. С нижнего конца к нему притулился островок Подмога, где у матёринцев были дополнительные поля и сенокосы. На своём веку Матёра повидала и бородатых казаков, и торговых людей, и каторжников. От колчаковцев на верхнем конце острова остался барак. Была и церквушка, построенная на деньги похороненного здесь же купца, которую «в колхозную пору приспособили под склад», и мельница. На старом пастбище дважды в неделю садился самолёт — возил народ в город.
И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нeт и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые.
Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.
К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.
Дарья и Настасья были местными, а Сима приехала на Матёру в поисках «старика, возле которого она могла бы греться», но единственный в деревне бобыль испугался немой Симиной дочки Вальки. Сима поселилась в пустующей избушке на краю деревни. Валька выросла, родила неизвестно от кого сына и бросила его, бесследно исчезнув. Так и осталась Сима с пятилетним внучком Колькой, диким и молчаливым.
Настасья с мужем Егором остались на старости лет одни: двух сыновей забрала война, третий провалился с трактором под лёд и утонул, а дочь умерла от рака. Настасья начала «чудить» — наговаривать невесть что на своего старика: то он угорел до смерти, то кровью истёк, то плакал всю ночь. Добрые люди не замечали Настасьиной «свихнутости», злые издевались. «Со зла или от растерянности» дед Егор поменял свой дом не на посёлок, а на квартиру в городе, где строились дома для одиноких стариков. Ему и бабке Настасье предстояло первыми попрощаться с Матёрой.
Старухи мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Матёринцы ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпидстанцией, чтобы очистить затопляемые территории.
Собравшийся со всей деревни народ остановил рабочих. Напрасно председатель сельсовета Воронцов объяснял, что так положено. Матёринцы отстояли кладбище и весь вечер прилаживали обратно кресты на родных могилках.
Главы 4—6
Богодула знали давно: он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.
Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.
Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю вдали от родителей и дедов.
Родители Дарьи умерли в один год. Мать — внезапно, а отец, придавленный мельничным жерновом, долго болел. Об этом Дарья рассказывала зашедшему на чай Богодулу, сетовала, что истончили, истрепали люди совесть так, что «и владеть ей не способно», только для показу и хватает.
Сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших-то делах совесть, однако что, жалезная, ничем её не укусить.
Потом Дарья пустилась в воспоминания о Матёре и своей семье. Её мать была не местной: отец привёз её «с бурятской стороны». Воды она боялась всю жизнь, но теперь только Дарья поняла, к чему был тот страх.
Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидесятилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеиспечённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей — тот обещал, но как-то неуверенно.
Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было: посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.
Тем, кто переезжал в посёлок, выплачивали хорошую сумму при условии, что они сами сожгут свой дом. Молодые дождаться не могли, чтобы «подпалить отцову-дедову избу» и поселиться в квартире со всеми удобствами. Получить деньги за избу спешил и беспутный сын старухи Катерины, Петруха, но его дом объявили памятником деревянного зодчества и обещали увезти в музей.
Хозяин Матёры, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», которого не могли увидеть ни люди, ни звери, тоже предчувствовал, что острову приходит конец. По ночам он обходил деревню и окрестные поля. Пробегая мимо барака Богодула, Хозяин уже знал, что старик живёт последнее лето, а у хаты Петрухи он почувствовал горький запах гари: и этот древний дом, и остальные избы готовились к неминуемой гибели в огне.
Главы 7—9
Пришла пора уезжать Настасье. Со своим домом она прощалась трудно, не спала всю ночь и вещи не все забрала: в сентябре она собиралась вернуться, чтобы выкопать картошку. В доме остался весь нажитый дедами скарб, ненужный в городе.
Утром дед Егор увёз плачущую Катерину, а ночью загорелась Петрухина изба. Накануне он вернулся на остров и велел матери съезжать. Катерина ночевала у Дарьи, когда начался пожар. Дарья была старухой с характером, крепкой и авторитетной, вокруг которой собрались оставшиеся в Матёре старики.
Столпившиеся вокруг горящего дома матёринцы молча смотрели на огонь.
Так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том же положении, которого ему не миновать, себя.
Петруха бегал между ними и рассказывал, что изба загорелась внезапно, а он чуть не сгорел заживо. Народ знал Петруху как облупленного и не верил ему. Только Хозяин видел, как Петруха поджёг родной дом, и чувствовал боль старой избы. После пожара Петруха исчез вместе с полученными за дом деньгами, а Катерина осталась жить у Дарьи.
Зная, что мать теперь не одна, Павел приезжал ещё реже. Он понимал, что плотину построить необходимо, но, глядя на новый посёлок, только руками разводил: настолько нелепо он был построен. Аккуратный ряд домиков стоял на голом камне и глине. Для огорода нужен был привозной чернозём, а неглубокие погреба сразу же затопило. Видно было, что посёлок строили не для себя и меньше всего думали, удобно ли будет в нём жить.
Сейчас Павел работал бригадиром, распахивал «бедную лесную землицу», жалел о богатых землях Матёры и думал, не слишком ли это большая цена за дешёвую электроэнергию? Он смотрел на ни в чём не сомневающуюся молодёжь и чувствовал, что стареет, отстаёт от слишком быстрой жизни.
Жена Павла, Соня, была в восторге от «городской» квартиры, но Дарье здесь никогда не привыкнуть. Павел знал это и боялся того дня, когда ему придётся увозить мать с Матёры.
Главы 10—15
Петруха убрался с Матёры, не оставив матери ни копейки. Катерина осталась жить «на Дарьиных чаях», но не теряла надежды, что сын остепенится, устроится на работу, и у неё будет свой угол.
Катерина, никогда не бывшая замужем, прижила Петруху от женатого матёринского мужика Алёши Звонникова, погибшего на войне. Петруха взял от отца «лёгкость, разговорную тароватость», но если у Алёши она была после дела, то у Петрухи — вместо него. Окончив курсы трактористов, он сел на новенький трактор и по пьяни крушил на нём деревенские заборы. Трактор отобрали, и с тех пор Петруха переходил с работы на работу, нигде долго не задерживаясь.
Семьи у Петрухи не было: бабы, которых он привозил из-за Ангары, сбегали через месяц. Даже имя его не было настоящим. Петрухой Никиту Зотова прозвали за разгильдяйство и никчёмность.
Дарья сурово винила Катерину в том, что та вконец распустила сына — та тихо оправдывалась: никто не знает, как такие люди получаются, а её вины в том нет. Сама Дарья тоже немного с детьми возилась, однако все людьми выросли. На себя Катерина уже рукой махнула — «куды затащит, там и ладно».
Незаметно проходили летние дни, которые старухи и Богодул коротали за долгими разговорами. А потом начался сенокос, на Матёру съехалось полдеревни, и остров ожил в последний раз. Павел снова вызвался в бригадиры, народ работал с радостью, а домой возвращались с песней, и навстречу этой песне выползали из домов самые древние старики.
На Матёру приехали не только свои, из совхоза — наезжали из дальних краёв те, кто жил здесь когда-то, чтобы попрощаться с родной землёй. То и дело происходили встречи давних друзей, соседей, одноклассников, а за деревней вырос целый палаточный городок. По вечерам, забывая об усталости, матёринцы собирались на долгие посиделки, «помня, что не много остаётся таких вечеров».
Не думалось о жизни прожитой, и небоязно было того, что грядёт; только это, как обморочное, сном-духом чаянное, состояние и представлялось важным, только в нём и хотелось оставаться.
После двухнедельного отсутствия явился в Матёру и Петруха, одетый в нарядный, но уже порядком замызганный костюм. Выделив матери немного денег, он таскался то по деревне, то по посёлку, и всем рассказывал, какой он «до зарезу» необходимый человек.
Во второй половине июля начались затяжные дожди, и работу пришлось прервать. К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Его старший сын женился «на нерусской» и остался на Кавказе, а средний учился в Иркутске на геолога. Андрей, год назад вернувшийся из армии, работал в городе на заводе. Теперь он уволился, чтобы поучаствовать в постройке ГЭС.
Андрей считал, что сейчас у человека в руках великая сила, он всё может. Дарья возражала внуку: людей жалко, потому что они «про своё место под богом забыли», вот только бог их место не забыл и следит за загордившимся не в меру человеком. Сила-то большая людям дана, но люди так и остались маленькими: не они хозяева жизни, а «она над ними верх взяла». Суетится человек, пытается догнать жизнь, прогресс, но не может, оттого и жалеет его Дарья.
Андрея привлекала известная на весь Советский Союз стройка. Он считал, что должен поучаствовать в чём-то великом, пока молод. Павел не пытался переубедить сына, но и понять его он тоже не мог, осознав, что сын его — «из другого, из следующего поколения». Дарья же, вдруг поняв, что это её внук будет «пускать воду» на Матёру, неодобрительно замолчала.
Дождь продолжался, и от затяжного ненастья на душе у матёринцев стало смутно и тревожно: они начали осознавать, что Матёры, казавшейся вечной, скоро не будет.
Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания.
Собираясь у Дарьи, матёринцы толковали об острове, о затоплении и новой жизни. Старики жалели родину, молодёжь стремилась в будущее. Приходила сюда и Тунгуска, женщина «древних тунгусских кровей», которую незамужняя дочь, директор местного зверосовхоза, временно поселила в пустующем доме. Тунгуска молча курила трубку и слушала. Павел чувствовал, что правы и старики, и молодёжь, и невозможно здесь найти «одной, коренной правды».
Приехавший на Матёру Воронцов заявил, что к середине сентября картошка должна быть выкопана, а остров полностью очищен от построек и деревьев. Двадцатого числа ложе будущего водохранилища будет принимать государственная комиссия.
На следующий день выглянуло солнце, подсушило размокшую землю, и сенокос продолжился, но дождь унёс рабочий «азарт и запал». Теперь люди спешили поскорей закончить работу и устроиться на новом месте.
Дарья ещё надеялась, что Павел успеет перенести могилки её родителей, но его срочно вызвали в посёлок: один из рабочих его бригады сунул руку в станок. Через день Дарья отправила в посёлок Андрея, разузнать об отце, и снова осталась одна — копалась в огороде, собирала никому теперь ненужные огурцы. Вернувшись, Андрей доложил, что отца, который отвечал за технику безопасности, «таскают по комиссиям» и самое большее влепят выговор.
Глядя на усталого, сгорбленного сына, Дарья размышляла, что не хозяин он себе — подхватило их с Соней и несёт. Можно уехать ко второму сыну в леспромхоз, но там «сторона хоть и не дальняя, но чужая». Лучше уж проводить Матёру и отправиться на тот свет — к родителям, мужу и погибшему сыну. У мужа Дарьи могилы не было: он пропал в тайге за Ангарой, и она редко о нём вспоминала.
Как легко расстаётся человек с близкими своими, как быстро он забывает всех, кто не дети ему…
Главы 16—18
На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».
Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.
Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.
Человек не может без того, чтоб над кем-нибудь не командовать, это ему самая сладкая служба, и чем дольше он просидел под началом другого, тем больше старается потом наверстать своё.
Настасья не приехала, и старухи сообща убрали её огород. Когда Павел увёз корову, Дарья отправилась на кладбище, оказавшееся разорённым и выжженным. Найдя родные холмики, она долго жаловалась, что именно ей выпало «отделиться», и вдруг словно услышала просьбу прибрать избу, перед тем как проститься с ней навсегда. Представилось Дарье, что после смерти она попадёт на суд своего рода. Все будут сурово молчать, и заступится за неё только погибший в малолетстве сын.
Главы 19—22
Cанбригада подступилась наконец к вековой лиственнице, росшей возле села. Местные называли могучее дерево, с которым было связано множество легенд, «лиственем» и считали его основой, корнем острова. Древесина лиственя оказалась твёрдой, как железо, не брали его ни топор, ни бензопила, ни огонь. Пришлось рабочим отступиться от непокорного дерева.
Пока санбригада воевала с лиственем, Дарья прибирала избу: белила печь и потолки, скребла, мыла.
Не обмыв, не обрядив во всё лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут — так принято.
Сима, Катерина и Богодул тем временем свозили в барак Настасьину картошку. Завершив свой тяжкий и скорбный труд, Дарья осталась ночевать одна и молилась всю ночь. Утром, собрав вещи и позвав пожогщиков, она ушла, бродила неведомо где весь день, и чудилось ей, что рядом бежит невиданный зверёк и заглядывает в глаза.
Вечером Павел привёз Настасью. Та рассказала, что дед Егор долго болел, отказывался от еды, не выходил из квартиры и недавно умер — не прижился на чужом месте. Зная Настасьины странности, старухи долго не могли поверить, что крепкого и сурового Егора больше нет. Настасья по подсказке Дарьи предложила Симе жить вместе. Теперь бабки ютились в Богодуловом бараке, дожидаясь, пока за ними приедет Павел.
Глядя на догорающую избу, Павел не чувствовал ничего, кроме неловкого удивления: неужели он здесь жил? Приехав в посёлок, Павел ощутил «облегчающую, разрешившуюся боль»: наконец-то всё кончилось, и он начнёт обживать новый дом.
Вечером к Павлу явился Воронцов в сопровождении Петрухи и отругал за то, что старухи до сих пор не вывезены с острова — утром нагрянет комиссия, а барак ещё не сожжён. Воронцов решил самолично отправиться на Матёру и взял Павла и Петруху с собой.
Переправляясь на катере через Ангару, они заблудились в густом тумане. Пробовали кричать, надеясь, что старухи услышат, но туман гасил все звуки. Павел жалел, что согласился на эту поездку: он знал, что бабки испугаются ночного выселения.
Старухи проснулись в окружённом туманом бараке, словно на том свете. С острова слышался тоскливый вой — плач Хозяина, а с реки — слабый шум мотора.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Прощание с Матёрой»
Краткое содержание
Старых женщин принуждали покидать родную деревню, которая подлежала затоплению. Оставляя свои дома, они весьма тяжело расставались с родным краем.
Главы первая — третья
Кадр из фильма «Прощание». 1981
В деревню Матера, которая находилась на острове с одноименным названием, пришла последняя весна. Ниже по Ангаре возводили плотину. Это означало, что осенью вода значительно поднимается и затопит остров. Жители деревни должны были переселиться до окончания работы. Многие уже покинули Матеру и приезжали лишь для того, чтобы посадить картофель.
Остров протянулся по Ангаре на пять верст и имел форму утюга. С нижней окраины к нему примыкал небольшой островок Подмога. Там у жителей Матеры были поля и сенокосы. За долгие годы деревня видела многое: казаков, торговцев, каторжников. В годы Гражданской войны на острове держали оборону колчаковцы. Имелась в Матере небольшая церковь (превращенная в советское время в склад), собственная мельница. На пастбище два раза в неделю приземлялся самолет.
Деревня твердо стояла больше трех веков, пока не пришла роковая весть о строительстве плотины.
Когда наступило лето, в Матере остались лишь старики и дети. Три старухи (Дарья, Сима и Настасья) любили подолгу беседовать за чаем. Часто в чаепитии принимал участие старик Богодул, который жил в бараке. Он был похож на лешего и славился своей матерщиной.
Дарья и Настасья родились и прожили всю жизнь на Матере. А Сима прибыла в деревню около десяти лет назад в поисках такого же одинокого деда. Однако единственного деревенского холостяка испугала немая дочь Симы — Валька. Сима осталась на острове и поселилась в заброшенной избушке на окраине деревни. Валька повзрослела, начала гулять и родила Кольку, а затем исчезла. Сима одна воспитывала дикого и молчаливого внука.
У Настасьи с мужем Егором не осталось детей. Два сына погибли на войне, а третий утонул. Дочь скончалась от рака. Разум Настасьи от горя немного помутился. Она каждый день сочиняла какие-то небылицы о том, что ее супруг ночью угорал до смерти, истекал кровью, рыдал до рассвета. Одни односельчане старались не замечать ее легкого безумства, другие — насмехались и издевались над старухой. Егор, не подумав как следует, согласился переехать с Матеры на городскую квартиру.
Кадр из фильма «Прощание». 1981
Старухи, как обычно, спокойно пили чай. Внезапно в дом вбежал Богодул и прокричал, что чужие люди уничтожают кресты на могилах. Бабки прибежали на кладбище, на котором двое мужиков уже завершали работу. Они стаскивали в одну кучу оградки, тумбочки и кресты. Это оказалась санитарная бригада, которую отправили для очистки затопляемой территории.
Все оставшиеся в деревне жители собрались на кладбище и остановили работу. Председатель Воронцов и товарищ Жук пытались доказать необходимость сноса крестов, однако жители деревни не стали их слушать и прогнали с острова. Они до темноты приводили разоренное кладбище в порядок.
Главы четвертая — шестая
Иллюстрация С. Элояна
Богодул был известен в Матере очень давно. Когда-то он бродил по всем окрестным деревням, обменивая разные мелкие товары. Когда сил на бродячую жизнь уже не осталось, старик навсегда «осел» на острове. Зиму он проводил в домах старух, а летом жил в бараке. Старухи любили Богодула и прощали ему постоянную матерщину. Внешность Богодула не менялась на протяжении многих лет. По слухам, он был каторжником, которого сослали за убийство.
На следующий день после изгнания санитарной бригады Богодул пришел к Дарье, которая за чаем стала размышлять вслух о жизни. Старуха сильно переживала по поводу разорения кладбища, так как на нем были погребены все ее родные. Дарья с горечью думала о том, что ей предстоит быть похороненной в чужой земле. Она считала, что переезд с острова и его затопление — предательство по отношению к предкам.
Мать Дарьи была с «бурятской стороны» и всю жизнь боялась воды. Только сейчас старуха увидела в этой боязни пророческий смысл.
Из шестерых детей Дарьи в живых оставалось трое – двое сыновей и дочь. Рядом с матерью жил только старший — Павел. Его Дарья попросила перевести останки родных с обреченного острова.
Жители Матеры с недоверчивостью слушали рассказы тех, кто уже переселился в новый поселок. Жить им предстояло в двухэтажных домах со всеми удобствами: электричеством, газом, ванной и туалетом. Однако для материнцев было важнее хозяйство. В поселке разрешалось иметь крохотный земельный участок и небольшой загон. Коров держать было негде. К тому же выяснилось, что место для поселка выбрано неудачно: во всех подпольях была вода.
Иллюстрация С. Элояна
На Матере жил неизвестный породы зверь — Хозяин острова, который по ночам делал обход своих владений. Он понимал, что Матера обречена на уничтожение. От всех домов в деревне исходил особый «горклый запах конечной судьбы».
Главы седьмая — девятая
Настало время отъезда Настасьи с Егором. Старикам было очень нелегко навсегда прощаться с родным домом. Многие вещи пришлось оставить, так как они были не нужны в городе. Настасья планировала еще вернуться в сентябре, чтобы выкопать картошку. Перед отъездом все материнцы пришли попрощаться.
Ночью загорелась изба Петрухи — беспутного пьяницы, который хотел поскорее получить деньги на переезд. Катерина, его мать, проводила ночь у Дарьи, когда вспыхнул пожар. Жители деревни собрались около горящего дома и молча наблюдали за происходящим.
Петруха пытался всех убедить, что сам чуть не сгорел и непричастен к пожару. Материнцы не верили его словам. Единственным свидетелем умышленного поджога был Хозяин острова. Петруха получил деньги и пропал, а Катерина стала жить у Дарьи.
В новом поселке Павла назначили бригадиром. Он прекрасно видел, насколько неудачно было выбрано место для переселения. Людям придется долгое время налаживать хозяйство на неплодородной земле. Супруга Павла, однако, пришла в восторг от новой квартиры. Он сам знал, что тоже когда-нибудь привыкнет, но его мать так и не сможет забыть о родной Матере.
Главы десятая — пятнадцатая
Петруха, покинув остров, не оставил матери денег. Катерина жила за счет Дарьи, но все еще надеялась, что сын найдет работу, и они заживут по-человечески.
Катерина родила Петруху от женатого деревенского мужика — Алеши Звонникова. Об этом знали все в деревне. Звонников погиб на войне. От отца Петруха унаследовал неугомонный характер, но при этом был самым бестолковым мужиком на Матере. Ни на одном рабочем месте он не мог задержаться надолго. К сорока годам Петруха так и не смог завести семью. Дарья обвиняла Катерину в том, что она совсем распустила сына.
Кадр из фильма «Прощание». 1981
Незаметно наступила пора сенокоса. На Матеру вернулась почти половина деревни, и остров в последний раз ожил. Павла вновь выбрали бригадиром. Материнцы на родной земле работали с большим удовольствием. С сенокоса возвращались с песнями.
На остров для прощания приехало очень много народа. Издалека прибывали люди, которые родились или когда-то жили на Матере. Вечерами, несмотря на усталость, работники собирались на посиделках, понимая, что это уже никогда не повторится.
В деревню возвратился Петруха, который был одет в нарядный, но уже очень испачканный костюм. Дав матери несколько рублей, он бесцельно ходил по деревне и говорил каждому встречному, что скоро его вызовут на важную работу.
С середины июля наступили долгие дожди, поэтому работа в деревне временно приостановилась. К Дарье приехал младший сын Павла — Андрей. Год назад он вернулся из армии и сразу же устроился работать на завод. Недавно Андрей уволился, намереваясь принять участие в строительстве гидроэлектростанции.
Андрей считал, что в данное время в руках человека находится большая сила, позволяющая ему совершать грандиозные дела. Дарья возражала внуку, говоря, что люди, несмотря на эту силу, все же оставались маленькими. Жизнь руководит человеком.
Андрея влекла знаменитая на всю страну стройка. Он полагал, что должен принять участие в великом деле, пока еще молод. Однажды вечером между отцом и сыном возник спор на эту тему. К общему мнению так и не пришли. Павел понял, что Андрей принадлежит к следующему поколению. Понятие «родная земля» для него уже не имеет большого значения. Дарья во время этого разговора только сейчас поняла, что родной внук примет участие в затоплении Матеры.
Дождь все никак не прекращался, словно намекая, что очень скоро Матеру окончательно затопит. От безделья люди собирались по вечерам, вели долгие беседы о своем острове, о затоплении и другой, пока еще неизвестной жизни в новом поселке. Старикам было жалко родную землю, молодежь с нетерпением ждала перемен. Павел молча слушал спорящих, он понимал, что по-своему правы обе стороны.
На Матеру приехал председатель Воронцов. Он объявил, что к середине сентября на острове должны быть сожжены все постройки и убран урожай. Двадцатого сентября приедет государственная комиссия осматривать готовность будущего водохранилища.
Вскоре дожди прошли. Наконец-то установилась хорошая погода. Жители продолжили сенокос, но без прежнего веселья и запала. Сейчас люди торопились как можно быстрее завершить работу и переехать на новое место.
Иллюстрация С. Элояна
Дарья еще питала надежду, что сын сможет перенести могилы предков с обреченного острова. Однако Павла срочно вызвали на работу из-за несчастного случая на производстве. Спустя день Дарья послала в поселок внука, чтобы тот разузнал об отце. Она вновь осталась в одиночестве и занималась огородом. Вернувшийся Андрей сообщил, что Павла, как ответственного за технику безопасности, таскают по разным комиссиям.
Андрей уехал, даже не попрощавшись с родными местами. Павла сняли с должности бригадира и посадили на трактор. Он вновь приезжал на Матеру лишь урывками. Дарья поняла, что родные могилы окажутся под водой вместе с островом. Вскоре куда-то пропал Петруха, поэтому Катерина опять перебралась к Дарье.
В августе появилось огромное количество грибов и ягод. Природа на острове щедро одарила людей последним урожаем.
Главы шестнадцатая — восемнадцатая
Для сбора хлеба прибыло тридцать мужиков и три женщины. Они в первый же день начали пьянствовать и устроили драку. Старухи боялись появляться вечером на улице. Не опасался новых работников лишь Богодул, которые приезжие называли снежным человеком.
Жители деревни стали постепенно увозить с острова домашний скот и сено. Санитарная бригада подожгла Подмогу, после чего кто-то ночью запалил старую мельницу. Напуганная всем происходящим Сима вместе с Колькой тоже переселилась к Дарье. Опять между старухами начались долгие вечерние беседы за чаем. Обсуждали Петруху, нанявшегося сжигать чужие дома, будущее Симы, до сих пор мечтавшей встретить одинокого старичка. Дарья завидовала подругам, у которых были хоть какие-то цели в жизни. Сама она уже была готова умереть.
Убрав хлеб, работники уехали, спалив в последнюю ночь контору. На уборку картофеля вновь съехалось множество людей. В то же время на Матеру прибыла санитарная бригада, каждый день что-нибудь сжигавшая.
Старухи выкопали картошку Настасьи, которая так и не приехала. Павел увез корову, а Дарья пошла на кладбище. Она увидела, что бригада успела здесь побывать и все сжечь. Отыскав могилы родных, Дарья начала разговаривать с ними и жаловаться на свою тяжелую судьбу. Внезапно старуха поняла, что правда жизни заключается в сохранении памяти о своих предках. Она почувствовала, что должна до конца оставаться на Матере.
Главы девятнадцатая – двадцать вторая
Иллюстрация С. Элояна
Санитарная бригада принялась за вековую лиственницу, которая росла около деревни. Деревенские жители уважительно звали ее «царским лиственем» и считали основой острова. Но могучее дерево не взяли ни огонь, ни топор, ни бензопила. Рабочие были вынуждены оставить великана в покое.
Три дня Дарья убиралась в своей избе: побелила, тщательно все вымыла и развесила чистые занавески. Она готовила дом, словно покойника к погребению. Закончив работу, Дарья всю ночь в одиночестве молилась. Утром она собрала вещи и разрешила поджигателям делать свое дело. Затем старуха весь день в беспамятстве ходила по острову. Ее сопровождал сам Хозяин.
Вечером приехал Павел и привез с собой Настасью. Она сообщила, что Егор долгое время болел и недавно умер, так и не сумев прижиться на новом месте. Санитарная бригада уехала. На Матере остались лишь четыре старухи, Колька и Богодул. Они поселились в бараке — единственной постройке на острове, которую не успели сжечь
Павел вернулся в поселок поздним вечером, думая об оставшихся на Матере людях. К нему пришли Воронцов и Петруха. Председатель отругал Павла за то, что старые женщины все еще не увезены с острова. Утром приедет комиссия, а барак все еще не сожгли. Воронцов решил немедленно плыть на катере на Матеру вместе с Павлом и Петрухой.
Во время переправы через Ангару они заблудились в густом тумане и попытались докричаться до острова. Старые женщины проснулись в бараке, который был окружен туманом. Они словно оказались на том свете. Издалека доносился прощальный вой Хозяина, а с реки слышался слабый шум мотора.
Как Вы запомнили содержание «Прощание с Матёрой»?