Историческая литература и современность (о роли исторической литературы в воспитании вдумчивого читателя)
Разделы: Литература
В далёкую эру родной земли,
Когда наши древние прародители
Ходили в нарядах пещерных жителей,
То дальше инстинктов они не шли.
А мир красотой полыхал такою,
Что было немыслимо совместить
Дикое варварство с красотою –
Кто-то должен был победить.
Так начал стихотворение “Древнее свидание” один из известных поэтов второй половины XX века, участник Великой Отечественной войны, Эдуард Асадов. Сегодня это борьба “дикого варварства” литературы лёгкой, “бульварной”, с красотой литературы классической, серьёзной. Что победит в сердцах юных читателей? Да и будут ли они вообще читать печатные книги? Может быть, они предпочтут электронные, радио-книги или вообще произведения в кратком пересказе неизвестных “бизнесменов” от литературы?
К сожалению, не хотят современные школьники и студенты читать серьёзные произведения, прежде всего, потому, что они требуют большого труда ума и сердца, напряжения мысли. А многие к такому чтению не готовы. Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нашим ученикам постичь красоту отечественной литературы, познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей.
Я уверена, большие возможности кроются в исторической литературе, ибо она не только знакомит с событиями прошлого, но и воспитывает вкус к чтению, развивает интеллект, благодаря лучшим своим образцам содействует нравственному воспитанию читателей. Надо заметить, что сегодня к исторической литературе относят не только собственно исторические романы, повести, рассказы (традиционный подход), но и произведения, так или иначе посвящённые определённой исторической эпохе, событию, личности. Лучшие образцы исторической литературы (произведения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.Толстого, Б.Шергина, А.Югова, Вал.Иванова, Вс.Иванова, В.Пикуля, Д.Жукова, Д.Балашова и др.) помогут читателю разобраться в причинах событий прошлого, настоящего, откроют окно в будущее. Именно историческая литература сегодня способна противостоять лжи и жестокости и в искусстве, и в обществе в целом. Только осознав это, мы сможем найти пути решения “проблемы детского чтения”.
Несколько лет назад один из моих учеников заметил на уроке:
– Если бы министры и военачальники прочитали внимательно произведения
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого о войне на Кавказе в XIX веке, они не отправили бы танки “усмирять чеченцев”, а постарались бы найти дипломатические пути решения “чеченской проблемы”. Если бы…
Помните, как у Лермонтова:
В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, грудью грудь,
Ручей телами запрудили…
Таким поэт мог увидеть бой на Кавказе и в XX веке, и в XXI… к сожалению.
Если бы сегодня все воинственно настроенные руководители стран мира услышали вопрос, заданный М.Ю.Лермонтовым:
Жалкий человек,
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем.
Если бы современные политики на Украине прочитали внимательно “Севастопольские рассказы” Л.Н.Толстого, роман “Осаждённый Севастополь” М.М. Филиппова, они бы поняли, что невозможно вырвать из сердца России этот город воинской славы. Если бы…
Но если невозможно, трудно перевоспитывать взрослых, ничему не научившихся у истории, не желающих учиться, то нельзя нам сегодня в России пустить на самотёк дело воспитания юного читателя. Необходимо принимать чрезвычайные меры: во-первых, включить в школьную программу по литературе больше произведений, рассказывающих об истории нашего Отечества, во-вторых, вернуть урокам литературы их гуманистический и патриотический смысл, в-третьих, предусмотреть возможность проведения элективных курсов, таких как “История и литература”, “История и искусство”. И, наконец, необходимо изменить подход к написанию учебников по истории и литературе. Учебники должно быть интересно читать! Интересно не только учёным, но и ученикам. Мы же, педагоги, родители, общественность, предпочитаем не прислушиваться к мнению наших детей, а обвинять их: растут инфантильными, равнодушными, вступают не в патриотические детские организации, а в воинствующие, порой нацистские. Почему?
Я знаю ответ. Не добру, не любви к Родине учат наших читателей многие современные книги. Подростки в них зачастую не положительные герои, а наркоманы, дебоширы или равнодушные прожигатели родительских денег, сексуально озабоченные марионетки. То же самое и на экранах телевизоров.
Говорим о необходимости патриотического воспитания в школе, но не возвращаем в программу рассказы и повести о пионерах-героях: Володе Дубинине, Зине Портновой, Вале Котике и других подростках, отдавших свои жизни за Родину. Не знают сегодняшние мальчишки и девчонки, кто такие Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. А ведь роман А.Фадеева, повествующий о подвигах молодых людей во время Великой Отечественной войны, как раз и учит любить Отечество, воспитывать силу воли, силу духа, уметь дружить по-настоящему, бескорыстно. Молодогвардейцы были кумирами многих поколений российских школьников. Кому же они помешали в нашей истории и литературе?
Ещё одна из важнейших проблем современного общества – это возникновение войн на почве религиозного фанатизма. Нельзя не говорить сегодня об этой проблеме, ведь мы воспитываем подростков, задумывающихся и о своём пути в жизни, и о пути страны. Поэтому школьникам и студентам необходимо рекомендовать внимательно читать такие повести, как “Набег”, “Рубка леса”, “Хаджи-Мурат”, рассказ “Кавказский пленник” Л.Н.Толстого, поэму “ Кавказский пленник” А.С.Пушкина, стихотворение “Валерик” М.Ю.Лермонтова. В этих и других произведениях о войне на Кавказе писатели убедительно доказывают мысль о том, что война – это безумие, западня не только для одного человека, но и для целого народа, что созидание выше разрушения, а жизнь выше смерти. Люди разных национальностей способны договориться между собой. Никто никому не имеет права ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Вот выводы, которые делает читатель вслед за авторами.
Часто с экранов телевизоров, по радио мы слышим сообщения об ухудшении отношений с нашими западными соседями – не так давно членами дружной семьи СССР. Политики ищут выход из кризисной ситуации, однако в прессе мало анализируются причины разногласий. На мой взгляд, причины и в незнании древней истории Европы, и в нежелании некоторых педагогов (в угоду недальновидным политикам, преследующим корыстные цели) преподавать историю и литературу в соответствии с объективными законами развития мира. А ведь ещё вначале 19 века А.С.Пушкин писал: “Историю русскую должно изучать по Карамзину. “История Государства Российского” есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека”. Сегодня мы можем изучать историю и по трудам Татищева, Ключевского, Соловьёва, Ишимовой, изучать честно написанное, чтобы честно преподавать. И не только русскую историю, но и украинскую, литовскую, польскую…
На уроках литературы в школах, колледжах необходимо чаще обращаться к древнерусским памятникам письменности, чтобы “проникнуться мудростью мудрых”. “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве”, “Слово о погибели Русской земли”, “Задонщина” обязательно вызовут отклик в сердцах учеников, пробудят интерес к национальной истории, к поиску настоящих духовных ориентиров. И как никогда понятным, проникновенно убедительным покажется призыв Ярослава Мудрого, обращённый к собственным детям и ко всем славянским народам: “Имейте любовь между собой, потому что все вы дети одного отца и матери”.
Итак, надеюсь, мне удалось доказать, что историческая литература необходима современному читателю, так как она, как никакая другая может поддержать веру человека в свою страну, в самого себя. И на борьбу с небывалыми катаклизмами встанут сегодня не слабые и бездуховные люди, а цельные, высоконравственные, стойкие, вдохновлённые победами своих предков, народными идеалами.
Мои коллеги могут спросить:
– А что Вы сами делаете, чтобы заинтересовать учеников чтением, чтобы привить им вкус к настоящей литературе? Какое место занимает историческая литература в учебном процессе Вашей школы?
На эти вопросы нам есть что ответить. Прежде всего, мы стараемся реализовать интегративный потенциал нескольких учебных дисциплин: истории и литературы, истории и МХК, литературы и МХК.
Составлена и апробируется программа элективного курса для 8-го класса по исторической литературе “Девятнадцатый век. Люди, события, факты в исторических источниках и в произведениях художественной литературы” (в поддержку гуманитарного профиля).
Цель данного курса – воспитать достойных граждан, патриотов России, расширить объём знаний учеников по литературе, истории, МХК за счёт создания целостного представления об определённых событиях, исторических деятелях, повысить уровень речевой культуры учеников, поддержать мотивации выбора учениками гуманитарного направления. Данный элективный курс является межпредметным и интегративным, предполагает выход за рамки школьных учебных программ, знакомит учащихся с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, позволяет поддерживать изучение основных базовых предметов (истории, литературы, МХК) на заданном профильным стандартом уровне.
Чрезвычайно важен, на наш взгляд, пропедевтический характер программы.
Познакомившись в среднем звене с избранными главами крупных классических произведений, ученики будут хорошо подготовлены к их монографическому изучению в старших классах. Так реализуется принцип опережающего обучения.
Например, в программу включены отдельные главы из романа Л.Н.Толстого “ Война и мир”, описывающие Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, главы из романа М. Марич “Северное сияние”, рассказывающие о судьбах декабристов, очерк Л.Н.Толстого “Севастополь в августе 1855 года”, повествующий о последних днях обороны города, и другие произведения.
Элективный курс предполагает изучение не только отечественной исторической литературы, но и зарубежной. Так, “Паломничество Чайлд-Гарольда” Дж. Г. Байрона помогает ученикам лучше представить эпизоды освободительного движения в Италии и Греции, главы романа В.Гюго “ Отверженные” рассказывают современным детям о событиях Парижской Коммуны.
Последовательность изучения произведений ярко иллюстрирует основополагающий постулат авторской концепции: вся история человечества отражена в художественной литературе.
Традиционными в Тамбовском кадетском корпусе имени Л.С.Дёмина стали конференции по повести А.Куприна “На переломе” (“Кадеты”) и роману “Юнкера”. Совместная работа в процессе подготовки учителей истории и литературы, учителей и учеников способствует сплочению коллектива, осознанию своей причастности к историческим событиям, к развитию кадетского движения в России.
Оснащение кабинетов компьютерами, телевизорами, мультимедийными проекторами позволило организовать в школе просмотр лучших художественных и документальных фильмов в рамках программы историко-литературного клуба “Из прошлого в будущее”. Цели клуба – знакомить учеников с именами патриотов нашего отечества, на примере их жизни и подвигов воспитывать у кадетов любовь к Родине, стремление оберегать и защищать её. В программе занятий – самые яркие имена: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр Первый, Александр Суворов, Фёдор Ушаков и другие. В нашем арсенале и возможности Интернета, и материал виртуальной школы Кирилла и Мeфодия, электронные альбомы с художественными и документальными фильмами, лучшие произведения на исторические темы, учительские и ученические проекты и презентации по изучаемым вопросам.
Такая комплексная работа, в результате которой осуществляется интеграция программ учебных предметов, программ элективного курса и клуба, безусловно, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным представлением о мире, умеющего творчески подходить к решению поставленных задач и, наконец, много и осознанно читающего. Читающего серьёзные, достойные внимания книги, которые развивают вкус и воспитывают настоящих патриотов России.
Роль художественной литературы на уроках истории
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы: Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания.
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
Увлеченность чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.
Цель исследования: изучение художественной литературы как средства формирования устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний учащихся.
Объект исследования: самостоятельная работа школьников при изучении истории
Предмет исследования: художественная литература, как средство формирования и развития у школьников устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний.
Задачи:
1. Раскрыть понятие самостоятельной работышкольников при изучении истории;
2.Изучить роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории
3.Определить использование художественной литературы на уроке истории
РАЗДЕЛ II РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2. 1. Изучение и анализ параллельного курса литературы в школе
Для того чтобы как можно правильнее сопоставить художественную литературу с историческими событиями, о которых учитель рассказывает на уроках истории нужно изучить и проанализировать параллельный истории курс литературы.
Для этого мы берем курс школьной литературы и анализируем его для поиска самого лучшего варианта и примера использования определенных художественных произведений на уроках истории
Для изучения и анализа мы берем программу по зарубежной литературе 5-11 классов.
Программа соответствует „Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ”, включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления [13, c 17].
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го классов в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников:
5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели:
1. Формирование личностного отношения к прочитанному;
2. Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели:
1. Развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
2. Осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели:
1. Формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;
2. Осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
10–11-й классы – разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс в соответствии с „Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ”, профильный курс) и функциональном аспектах (элективные курсы). Основные учебные цели:
1. Постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений;
2. Включение художественного текста в историко-литературный процесс [13, c 67].
Конечно, не все книги, которые изучаются на уроках литературы можно использовать в качестве исторического источника, но большинство книг из курса школьной литературы вполне могут удовлетворить эмоциональную подпитку и развить эмпатию у детей, не прибегая к книгам внеклассного чтения.
Однако к выбору художественных произведений нужно подходить с особой тщательностью.
2. 3. Самостоятельная работа учащихся с художественной исторической литературой
Произведения художественной литературы на общественно исторические темы по материалу отечественной истории, как правило, рекомендованы в школьных учебниках по каждой теме курса отечественной истории 5-11 классов и пропагандируются учителем для самостоятельного чтенииучащимися дома, привлекаются в качестве выразительного материала во внеклассной работе, используются на уроках, включаясь в ярких отрывках в рассказ учителя, служат предметом короткого обсуждения. Во всех случаях художественная литература является для учащихся одним из важных источников ознакомления с историческим прошлым народов России, начиная с древности и до конца XX века, а также одним из эффективных средств обогащения их представлений, их нравственного и эстетического воспитания.
Увлеченность чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.
Самостоятельное чтение художественной литературы предполагает наличие определенного уровня развития читательской культуры учащихся.
Развитие читательской культуры личности в рамках основных и внеклассных уроков является важной задачей, которая решается во время анализа художественных произведений. И действующие школьные программы, и учебники по литературе для учеников основной школы должны предусматривать развитие читательской культуры школьников, читательского опыта, сопоставление самостоятельно прочитанных художественных произведений с изучаемым литературным материалом [1, c 49].
В научной литературе нет четкого определения понятия „читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области, можно дать определение понятия „читательская культура”.
Под читательской культурой, понимается определенный уровень сформированное ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации); необходимый уровень теоретико-литературных знаний; творческие способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения.
Используя художественную литературу на уроках истории и во внеклассной работе для учителя истории важно заинтересовать, привлечь внимание учащихся к изучению истории.
Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения
Рубрика: 2. История литературы
Статья просмотрена: 1912 раз
Библиографическое описание:
Анкушина, Ю. П. Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения / Ю. П. Анкушина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3666/ (дата обращения: 22.11.2021).
—Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Кто не знает эти всем известные строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? В них поэт описал ту славную пору национальной истории, когда весь народ дал отпор непрошенным врагам, когда каждый, чувствуя себя частицей народа, ощущал себя «богатырем» [3, с.9]. И мы вспомнили о них не случайно.
В 2012 году наша страна отметила памятное событие: 200-летие со дня Победы в Бородинском сражении. Эта поистине грандиозная дата не осталась не замеченной. И средства массовой информации, и музеи, и школы, и библиотеки постарались напомнить нам, взрослым и детям, как важно не только знать свою историю, но и уважать ее, то есть тех людей, которые сделали возможным наше сегодняшнее существование.
В наш стремительно бегущий вперед 21 век актуальны мобильность, способность перестраиваться в быстро меняющихся условиях, но не менее актуальным остается вопрос памяти: а кто мы такие, откуда наши предки, чем мы можем гордиться и что недопустимо забывать.
«История- наставница жизни»,- говорили древние и были правы. Действительно, люди, особенно в сложные и переломные периоды для общества, стремятся отыскать в историческом прошлом ответы на самые злободневные вопросы. Рассказывать о выдающихся соотечественниках, великих полководцах, вспоминать тех, кто «делал» историю,- значит, прививать подрастающему поколению уважение к истории Родины и ее защитникам, чувство гордости за свою страну. Константин Федорович Рылеев писал: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине»» [4, с.114]. Поэтому важно учиться любить свое Отечество, а помочь в этом может историческая литература, дающая прекрасные и возвышенные образцы человеческого патриотизма и самоотверженного служения своему народу и государству.
Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, опираясь на исторические данные, но в то же время он идет по пути творческого вымысла, без которого искусство не было бы искусством. Писатель может изображать не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Достаточно вспомнить яркий пример: роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», где автор берет за основу войну 1812 года (хотя в процессе работы уходит дальше в прошлое до 1805 года), по-своему осмысливает ее, выводя на первый план частные судьбы героев, влияющих на общий ход истории.
Отражение истории в художественной литературе, глубина постижения художником исторического процесса тесным образом связаны с развитием исторических, социологических и общественных наук, с разработанностью тех или иных исторических тем и проблем в исторической науке, с уровнем обработки исторических источников. Подлинно художественные исторические произведения проникнуты историзмом, дающим объективную оценку и не подстраивающимся в угоду времени и моде. Вместе с этим в них присутствует и народность (ощущение себя как части своего народа), и преемственность (так называемая связь поколений). Поэтому лучшие образцы исторической художественной литературы представляют эстетическую и познавательную ценность. Историческая художественная литература способна не только нарисовать ушедшую эпоху (быт, психологию ее представителей и их деятельность), но способна и эмоционально воздействовать в яркой, живой и образной форме, приобщать к истории широкие круги читателей, в особенности молодежь. Несомненно и то, что историческая художественная литература имеет огромное воспитательное значение, поэтому со времени ее возникновения и развития было разработано множество жанров.
Историческая литература начинается национальным эпосом, который есть практически у любого народа, верящего в непобедимость своих героев и нерушимость границ. Так, русский народ создавал былины, воспевая образы богатырей, чья деятельность направлена на безопасность, могущество и славу Русской земли:
… Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри.
(Первые подвиги Ильи Муромца)
Былины — это память народа о своем прошлом и его самоутверждение среди других народов. Действительно справедливо замечание, что «у великого народа должны быть великие предки-герои» [1,с.10].
Христианство привносит новые источники, родники исторической литературы, например, расширение за счет житий православных мучеников и святых. Достаточно вспомнить первых русских святых князей Бориса и Глеба, Александра Невского, князя Дмитрия Донского, святого подвижника Сергия Радонежского. Житийная литература положила начало первым историческим биографиям. А художественные биографии выдающихся людей Руси и России- это в высшей степени воспитательная литература, которая давала не только образцы подвижнической жизни, но и утверждала основными ценностями духовные приоритеты, любовь к Отечеству.
Одним из важнейших жанров рукописной исторической литературы Руси были летописи- хроники жизни и деяний государственных деятелей, описания важнейших событий. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»- это история государства, страны в лицах и их деяниях.
Новый импульс к развитию исторической литературы для подрастающего поколения в России был дан Н. М. Карамзиным его «Историей государства Российского» (1816–1818). Внимание к русской древности, к корням исторической и духовной жизни было подпитано исторической победой России над Наполеоном в 1812 году (в том числе это и выше упомянутые произведения М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого). Показательна «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой, написанная в форме беседы:
«Милые дети! Вы любите слушать рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков» [2,с.5].
Несомненно, что автор «Истории» обладает и педагогическим, и художественным, и историческим видением материала.
Историческое в произведениях для детей сочетается с нравственно-назидательным, волшебно-сказочным и приключенческим. Дидактическое не декларируется, но преподносит «пример для подражания», потому что ребенок неосознанно стремится подражать. И сегодня важным остается чтение того, что уже состоялось в литературе. Это произведения и Анатолия Митяева, и Сергея Алексеева, и Василия Яна. У последнего из этих авторов есть замечательный исторический рассказ «Никита и Микитка», в котором говорится о том, как учились боярские и крестьянские дети во времена Ивана Грозного и как Микитка стал учеником русского первопечатника Ивана Федорова (ок. 1510–1583). В талантливо написанных исторических произведениях для детей автор обязательно апеллирует не только к детской осведомленности о каких-то событиях, но и к чувствам персонажа, к сопереживаниям героя и читателя. Очень важна и нравственная составляющая такой литературы: сохранение человеческого в себе возможно при условии памяти, связи поколений «деды-родители-дети». Поэтому руководитель детского чтения, обращаясь к исторической литературе должен помнить об этом и заботиться, чтобы осмысление истории в сознании ребенка происходило правильно.
Былины/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1988.- С.10, 109.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей.- СПб., 1993.- С.5.
Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения/ Ред. кол.: Беленький Г., Николаев П. и др.; Сост., вступит. Статья и примеч. В.Коровина.- М.: Худож. лит., 1987.- С.9, 110.
Рылеев К. Ф. Предисловие к отдельному изданию «Дум» // Рылеев К. Ф. Сочинения.- М.,1988.- С. 114.
Ян В. Г. Никита и Микитка: Исторический рассказ.- М.: Дет. лит., 1983.-64 с.- (Маленькая историческая б-ка).
Похожие статьи
Актуальность самосознания и восстановление исторической.
Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа детей и подрастающего поколения всегда была актуальна, а сегодня особо значима, так как без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и.
Художественная литература о Хорезме (на примере творчества. )
Они воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, народу независимого Узбекистана.
Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере. ) Хорезм, Азия, век, Яна, Самарканд, Россия, русскоязычный писатель Узбекистана, русская литература.
Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания
Молодому государству необходимо было доказать свое право на равное место среди других народов, сопричастность с событиями мировой истории, прославить героизм пращуров. Данные проблемы нашли отклик во многих произведениях литературы.
Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Литература: Миропольский С. И. Очерк истории
Украина, Россия, запад, Русь, православная вера, прочная основа, национальное самосознание, высокая нравственность, великая Россия, русский народ.
Практика воспитания подрастающего поколения у восточных.
Образ России в произведениях Р. М. Рильке | Статья в журнале.
«Просторы России, знакомство с русской литературой, с русскими художниками, своеобразие русской православной церкви — всё
Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики. Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке.
Роль художественной литературы в воспитании молодого.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, молодое поколение, Литература, произведение, искусство
художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час.
Советская историческая школа о монгольском нашествии.
Советская историческая школа омонгольском нашествии (историографический обзор).
В-третьих, «современная историкам XIX — начала XX века Россия была государством с
— 352 с. Насонов А. Н. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси).
Народничество в исторических взглядах классиков русской.
литература, русское народничество, революционное движение, социализм, исторические взгляды.
Художественная литература — это сокровище русской философии.
Литература: Ершов Г. На стороне народа. — В кн.: А. С. Серафимович.
Художественная литература как средство. | Молодой ученый
художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская
Исторические взгляды и современные подходы патриотического. патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной.
Похожие статьи
Актуальность самосознания и восстановление исторической.
Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа детей и подрастающего поколения всегда была актуальна, а сегодня особо значима, так как без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и.
Художественная литература о Хорезме (на примере творчества. )
Они воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, народу независимого Узбекистана.
Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере. ) Хорезм, Азия, век, Яна, Самарканд, Россия, русскоязычный писатель Узбекистана, русская литература.
Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания
Молодому государству необходимо было доказать свое право на равное место среди других народов, сопричастность с событиями мировой истории, прославить героизм пращуров. Данные проблемы нашли отклик во многих произведениях литературы.
Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.
Литература: Миропольский С. И. Очерк истории
Украина, Россия, запад, Русь, православная вера, прочная основа, национальное самосознание, высокая нравственность, великая Россия, русский народ.
Практика воспитания подрастающего поколения у восточных.
Образ России в произведениях Р. М. Рильке | Статья в журнале.
«Просторы России, знакомство с русской литературой, с русскими художниками, своеобразие русской православной церкви — всё
Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики. Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке.
Роль художественной литературы в воспитании молодого.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, молодое поколение, Литература, произведение, искусство
художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час.
Советская историческая школа о монгольском нашествии.
Советская историческая школа омонгольском нашествии (историографический обзор).
В-третьих, «современная историкам XIX — начала XX века Россия была государством с
— 352 с. Насонов А. Н. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси).
Народничество в исторических взглядах классиков русской.
литература, русское народничество, революционное движение, социализм, исторические взгляды.
Художественная литература — это сокровище русской философии.
Литература: Ершов Г. На стороне народа. — В кн.: А. С. Серафимович.
Художественная литература как средство. | Молодой ученый
художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская
Исторические взгляды и современные подходы патриотического. патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной.