Чему учат геймера компьютерные игры?
Как бы ни возмущались противники компьютерных игр, но даже они не могут не признать, что в игровой форме информация воспринимается легче, ведь геймер гораздо быстрее может научиться понимать какие-то вещи, испробовав это сам, нежели ему будет говорить, к примеру, о непонятной работе в команде психолог. И осознав то, что простой говорильней ничего не добьешься, великие умы сами стали применять игры в своей практике.
Ученые из Университета Рочестера достоверно подтвердили, что игры, в которых основное действие держится на внезапности и неожиданности (к примеру, вы рискуете быть мгновенно застреленным из-за угла) благотворно влияют на мозг: развиваются навыки внимания, концентрации и быстрой реакции. Поэтому не так плохи шутеры и слэшеры, в которых многие видят только пропаганду насилия. И чтобы доказать правдивость своих слов, ученые сравнили познавательные способности геймеров и людей, которые вовсе не имеют отношения к играм. Стоит ли говорить, что закаленные виртуальными боями герои намного лучше справились с тестами на внимательность и быстроту реакции, чем обычные люди.
Но есть эксперименты, которые призваны учить или выявлять что-то напрямую, а есть некоторые фишки, которые непроизвольно стали учить геймера многим полезным вещам.
Взять, к примеру, онлайн-игры, которые невольно развили у игрока умение работать в команде, а также научили понимать, что одному добиться успеха гораздо сложнее, нежели с соратниками. Очень действенны также локальные и глобальные рейтинги. Но соревноваться с самим собой – это одно, а вот быть лучшим, соревнуясь со всем миром – это совершенно другое. Но вся фишка не только в том, чтобы стать лучшим один раз – нужно оставаться в топе как можно дольше. И рейтинги актуальны не только в игре, мы соревнуемся со всеми и в реальной жизни.
А есть всем привычные штуки, которые непроизвольно культивируют педантизм – это достижения, медальки, бонусы (одним словом, ачивменты). Зачастую полностью пройденная игра без заработанных ачивментов не приносит геймеру чувства удовлетворения, кажется незавершенной. Конечно, нельзя сказать, что это сильно волнует всех, но, так или иначе, собрать все бонусы в игре – это даже почетно.
Но если отбросить в сторону все эти серьезные уроки, которым нас учат игры, можно вспомнить несколько, возможно, уже многими виденных и усвоенных «мудростей», которым научились геймеры благодаря компьютерным играм.
Чему нас учат компьютерные игры
Про игры в новостях часто пишут сплошной негатив: подросток, устроивший резню в школе, играл в Doom и Painkiller; стрелок на кинопремьере Тёмного рыцаря – в жестокий World of Warcraft. В таких происшествиях часто обвиняют видеоигры. Понятно, что у игрока может развиться зависимость, что приводит к таким ужасным последствиям. Но нельзя обвинять во всем видеоигры. Причиной могут быть проблемы в семье, расстройство психики, или, как это ни печально, собственно реальный мир. Включите телевизор: новости одна другой страшней.
Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу. Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.
Чему на самом деле могут научить игры
На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.
На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям. Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.
Есть и другие специально разработанные игры для школ. К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.
В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора. Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.
Лабораторные исследования
Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.
Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой. Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры, однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года. Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.
Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга, но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.
Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления.
Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше. Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.
Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением. Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.
На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности. Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.
Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.
Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.
Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно. Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.
Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.
Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее. Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности, которые можно использовать в том числе и в целях образования.
Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.
Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.
Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать.
Выживать или жить: чему нас учат видеоигры. Разбираем на примере «Одни из нас»
Судя по исследованиям, геймеры больше неиграющих людей склонны к когнитивному развитию: у них лучше скорость реакции, память и внимание. Вместе с тем они развиваются и эмоционально-психологически: геймеры, которые много времени проводят в кооперативных играх, обучаются социальной ответственности и эмпатии.
Впрочем, существует не так много игр, которые совмещали бы сразу два уровня обучения. Как раз такой можно назвать игру студии Naughty Dog «Одни из нас».
«Одни из нас» — уникальный пример мастерского сторителлинга в гейм-индустрии. Даже спустя семь лет после релиза игра привлекает сотни тысяч игроков. Она — это своего рода «Одиссея» гейм-индустрии, которую не может пропустить никто. 19 июня эксклюзивно на PlayStation 4 вышла ее вторая часть. Купить уже можно в магазине PlayStation Store.
Новый заказ, за который берется Джоэл, — транспортировка тринадцатилетней Элли. Девочку нужно доставить в Солт-Лейк-Сити, где располагается база группы ополченцев, называющих себя «Цикадами». Зачем им так нужен ребенок, Джоэл не спрашивает, но вскоре обнаруживает, что Элли устойчива к инфекции. Задача становится мессианской: доставить ходячую панацею и спасти мир — через руины, толпы монстров и тысячи километров американского бездорожья.
Во второй части игры — спустя шесть лет — мы наблюдаем небольшую перестановку сил: если в первых «Одних из нас» мы преимущественно играли за Джоэла, то теперь будем играть за Элли. Остается поражаться изменениям: из наивного подростка она превратилась в настоящую антигероиню, которая осуществляет план мести. Почему и за кого она мстит — не скажем, но игроков ждет несколько неожиданных сюжетных поворотов и головокружительная, еще более сложная история, которую не хочется портить пересказом.
Почему «Одни из нас» так всем нравятся
«Одни из нас» нравятся даже тем, кто не слишком любит игры. История, написанная Нилом Дракманном во времена больших, но часто плохо проработанных в плане сюжета игр, выделялась сразу: перестрелки и прочая пиротехника уравновешивались крепко сбитым сценарием, продуманной атмосферой и потрясающей графикой.
Соединяя бойкий темп повествования и тонкий психологизм, Дракманн создает сложный постапокалиптический мир с детально продуманными героями, которые находятся в постоянно меняющихся отношениях. За этим интересно наблюдать всем, кто ценит хорошую литературу, кино и сериалы.
Вместе с тем «Одни из нас» задали новый стандарт кинематографичности: гиперреалистичное качество графики, потрясающие кат-сцены, ракурсы, достойные настоящего фильма, — всё это невозможно не заметить. В отличие от многих игр периода Playstation 3 визуально «Одни из нас» выглядят современно даже сегодня. К слову, кинематографический потенциал истории не остался незамеченным главными игрока ТВ-рынка: уже сейчас создатель «Чернобыля» Крейг Мейзин работает над адаптацией игры для HBO.
Чему могут научить видеоигры
Во многих играх есть так называемое древо навыков — совокупность умений персонажа, которые тот приобретает по ходу повествования. Многие из этих навыков вполне может обрести и сам игрок.
За последние десять лет видеоигры наконец-то избавились от неприятного стереотипа: теперь они больше, чем просто побег от реальности. Сегодня игры, как и большая литература или сложный кинематограф, предлагают свою философию. Вот шесть важных уроков «Одних из нас».
Эмоциональное взросление — не только про подростков
По ходу игры герои изменяются. В самом начале мы встречаем циничного и озлобленного на весь мир Джоэла. Вместе с ним — наивную, но полную неистребимого оптимизма Элли. К концу оба героя становятся другими. Джоэл, который жил по законам военного времени и смотрел на всё живое через прицел, становится человечнее. Элли, пройдя через испытания зараженными, каннибалами и потерю близких, напротив, становится суровее, но всё же не теряет веру в доброту мира.
Во всякой хорошей истории есть так называемый путь героя — психологическое путешествие, за время которого меняется характер персонажа. Вместе с героями мы скитаемся по огромному некрополю, которым стала Америка, и тоже проходим через такое путешествие. Меняются здесь все, и дело совсем не в возрасте.
Любые отношения нужно развивать
«Одни из нас» учат сотрудничать, ценить и развивать отношения: мы видим, как контрабандист, который изначально относится к девочке как к «грузу», находит в ней замену дочери, а Элли — отцовскую фигуру. Сплотиться можно не только перед лицом общей беды: чтобы ценить и оберегать друг друга, не нужно дожидаться краха привычного мира — банальная, но всё же правда жизни.
Быть адаптивным — необходимо
Философы и социологи всё чаще называют наш мир текучим. Герои «Одних из нас» тоже существуют в среде, которая постоянно меняется. Так, Джоэл потерял единственную дочь и после катастрофы утратил фактически всю свою жизнь. Элли, которая родилась уже в новом мире, вынуждена с детства приспосабливаться к суровой реальности.
Гибкость героев может многому научить игрока: наш мир не так жесток, но всё же временами бывает не самым уютным. «Одни из нас» учат не боятся новых условий, предчувствовать изменения, адаптироваться к ним и находить лучшие решения из возможных.
Любить жизнь можно в любых условиях
У Джоэла очень развита тяга к саморазрушению: намеренное желание рисковать, выбираться в зараженные зоны — без дочери ему незачем жить. После встречи с Элли он начинает верить в жизнь: «Я не сразу смог принять, что выжил. И надо просто… надо идти вперед, искать, за что сражаться».
Парадоксально, но, несмотря на постапокалиптический сеттинг, эта игра — прежде всего о жизни. Чем дольше играешь, тем больше замечаешь преобладание жизни над смертью: цветение деревьев, жирафы, оседлавший кризис и траур Джоэл — всё это об обновлении, расцвете и тяге к свету.
Уметь терять так же важно, как уметь выживать
Моральный выбор не дается легко
Главная миссия Джоэла — сопровождение Элли через мир, переживший катастрофу.
В финале игры перед Джоэлом встает знаменитая дилемма вагонетки: спасти Элли и обречь человечество на исчезновение или потерять ее, но спасти оставшихся выживших.
Проект Naughty Dog — неинтерактивный: игрок не может влиять на сюжет. Но всё же «Одни из нас» предлагают вместе с героями прочувствовать всю тяжесть принимаемых ими решений — и задуматься над собственными.
Как видеоигры делают игроков лучше
Больше тридцати лет исследователи изучают, как игры делают нас лучше. Эксперименты, наблюдения за геймерами и исследования доказывают: видеоигры повышают социальную активность, улучшают реакцию и развивают эмпатию.
Альтруизм
«Одни из нас» — кооперативная игра, в которой Джоэлу и Элли нужно взаимодействовать и постоянно помогать друг другу.
Исследование ученых Фергюсона и Гарзы доказывает, что игроки, которые проходят кооперативные игры, проявляют альтруистическое поведение не только в видеоиграх, но и в жизни. Такой феномен исследователи назвали «игровым гражданским опытом» — CGE (civic gaming experience).
Эмпатия
Эмпатия — приобретаемый навык, и, как ни странно, осваивать его можно в компьютерных играх. Исследования это подтверждают: любители кооперативных игр со временем начинают демонстрировать более глубокое понимание эмоционального состояния других людей.
Это особенно ярко чувствуешь, играя в «Одних из нас», — к героям легко привязаться. Характеры Элли и Джоэла так здорово прописаны, что им получается по-настоящему сопереживать. В определенном смысле «Одни из нас» развивают эмпатию не хуже любых книг и реальных жизненных ситуаций.
Концентрация
«Одни из нас» — игра, где нужно прятаться, следить за каждым углом и всегда быть начеку. Игровой процесс развивает внимание, зрительную память и исполнительные функции — способность человека избирательно уделять внимание нужным стимулам и изменять свои реакции в зависимости от событий.
Скорость реакции
Чтобы выжить в агрессивной среде, нужно всё делать быстро. После «Одних из нас» вы легко пройдете популярный в когнитивной психологии тест Саймона — на скорость реакции на внешние раздражители. Как показывают исследования, реакция игроков значительно быстрее, чем у людей, которые не играют в компьютерные игры.
Если даже вы никогда не играли в «Одних из нас» — самое время начать, ведь 19 июня эксклюзивно на PlayStation 4 вышла вторая часть игры. Купить ее можно в магазине PlayStation Store, а пока можете успеть пройти первую игру.
На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.