чему учат на философском факультете

Содержание

Чему учат на философском факультете

7MhQPIIt5 C1wXunO JTHg0zAqXPDFrLF RLwA8st8VnuYLkdHnS6UpZV6zgrs8QmTv6Q17J

Обещанный программный текст о перспективах выпускников философского факультета и специфике философского образования. Любые ваши вопросы и соображения с удовольствием обсудим в комментариях.

7MhQPIIt5 C1wXunO JTHg0zAqXPDFrLF RLwA8st8VnuYLkdHnS6UpZV6zgrs8QmTv6Q17J

Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова (прежде всего, речь пойдет здесь об отделениях философии и религиоведения) для многих абитуриентов, своего рода, «темная лошадка». По большому счету, всем примерно понятно, кого готовит юридический факультет, социологический, государственного управления и т.д., но что такое философское образование и как применить его в процессе мучительных поисков собственного места в постиндустриальном обществе глобального потребления решительно не ясно.

Действительно, в большинстве школ философию как самостоятельную дисциплину не изучают (в отличие от целого ряда европейских стран), в обществе за философией тянется длинный шлейф обывательских стереотипов, подкрепляемых негативными воспоминаниями представителей старшего поколения о принудительном изучении марксистско-ленинской философии в советских вузах. В сухом остатке это порождает у абитуриента представление о философии как об «очень интересной, но решительно бесполезной» или «скучной, ненужной» дисциплине, а о философском факультете – как о неком факультете гуманитарного профиля с неопределенной специализацией и сомнительными карьерными перспективами: «вот выучусь я на философа и кем я буду?».

Многие выпускники философского факультета работают в pr-структурах на должностях аналитиков, специалистов по связям с общественностью; в государственных структурах от муниципалитетов до министерств и федеральных агентств; в пресс-службах государственных и коммерческих организаций; в сфере профессиональной журналистики в различных традиционных и новых медиа; в редакционно-издательском бизнесе; в различных областях

7MhQPIIt5 C1wXunO JTHg0zAqXPDFrLF RLwA8st8VnuYLkdHnS6UpZV6zgrs8QmTv6Q17J

культуры (музеи, кино, театры и пр.). Ряд выпускников работает в вузах и научно-исследовательских центрах России, СНГ и дальнего зарубежья. В общем и целом, можно сказать, что на основе анализа трудоустройства выпускников философского факультета МГУ следует вывести простую формулу: философское образование еще никому не помешало, но многим помогло.

Принимая решение о том, куда именно подавать оригиналы своих документов помните, что самое расточительное – это трата времени на то, что решительно не интересно. Ни для кого не секрет, что подзуживаемые родителями и общественными стереотипами, абитуриенты часто делают свой выбор в пользу тех направлений подготовки, которые им не интересны, но кажутся достаточно престижными для того, чтобы обеспечить в будущем стабильный заработок. Совершаемая в данном случае ошибка состоит, во-первых, в том, что вы не застрахованы от ситуации, в которой спустя 6 лет, когда вы получите свой диплом магистра, приобретенная вами узкая специальность перестанет быть престижной и прибыльной. Во-вторых, упускается из вида отсутствие линейной связи между образованием, которое вы получаете и работой, которую вы потом работаете. Никто и никогда не сможет гарантировать вам работы по специальности (особенно гуманитарного профиля в современной России), так как, в конечном счете, вопрос трудоустройства зачастую зависит такого количества закономерных и случайных, объективных и субъективных факторов, что спрогнозировать их с высокой степенью вероятности не представляется возможным. Это не значит, что при выборе места обучения не следует руководствоваться здравым прагматизмом. Это значит лишь, что этот прагматизм должен опираться на долгосрочные, а не краткосрочные стратегии.

И напоследок позвольте привести суждение одного из выпускников философского факультета МГУ, которое, несомненно, заслуживает внимания в данном контексте: «Философский факультет даст абитуриенту ровно то, к чему он будет стремиться, не меньше этого точно. Даст больше, если студент будет прилежно читать источники, учить языки и внимательно слушать преподавателей. Толк выйдет, если хватит смелости спорить и самостоятельно работать с текстами. Работу найти можно и без высшего образования. Точно также, как и с образованием можно не найти или остаться без работы. Если абитуриент хочет шить и продавать портки, вещи, дела и т.д., то ему следует выбрать иное призвание. Если хочет научиться принимать идеи, ткать из них полотно, то уже все зависит от степени его усердия, какие идеи он сможет (вос)принять и какое полотно научится сам ткать. Инструментарий работы для ума, который дает факультет, позволяет не бояться нового знания. Это существенно расширяет спектр доступных к производству текстов на продажу, если быть циником. Намного больший спектр применения, нежели дают отдельные отрасли знания. Это значительное на современной гуманитарной кухне преимущество.
И, естественно, получать образование на философском МГУ – это привилегия. Привилегия учиться у лучших мастеров».

С уважением и пожеланиями удачи и самостоятельных решений,
зам.ответственного секретаря ПК философского факультета, начальник учебного отдела, к.ф.н. И.Л.Крупник

Источник

7 причин поступать в Вышку на философию

Образовательная программа «Философия» и ее выпускники развенчивают мифы о том, что гуманитарное образование не часто окупается в дальнейшем достойным заработком. Изучать философию может быть не только чрезвычайно интересно, но и перспективно!

1. Уникальный профессорско-преподавательский состав

Среди наших преподавателей — профессора с мировым именем, перспективные молодые преподаватели-исследователи, в том числе защитившие диссертации в ведущих университетах мира, а также иностранные сотрудники, рекрутированные на международном рынке труда. Кроме того, у наших преподавателей разное базовое образование: одни окончили философские факультеты, другие являются профессиональными физиками, историками, филологами, социологами и экономистами, защитившими диссертации по философии. Такой состав позволяет развивать междисциплинарные образовательные курсы и реализовывать исследовательские проекты, в рамках которых приобретенные студентами гуманитарные знания находят практическое применение в различных предметных областях, как смежных с философией, так и на первый взгляд далеких от нее.

2. Сочетание классических традиций в преподавании философии с современными тенденциями в социально-гуманитарном знании

Студенты программы изучают историю философии, логику, онтологию, эпистемологию, философию сознания, историю и философию культуры, этику и т.д. На ридинг-семинарах они учатся работать с текстами, а во время проектной работы, на практико-ориентированных курсах, семинарах и мастер-классах — писать академические тексты, делать аналитические обзоры, проводить коллективные исследования, публично представлять свои проекты и их результаты, правильно аргументировать свою позицию.

3. Возможность получения дополнительного образования в иной предметной сфере

Введенная в НИУ ВШЭ в 2015 году система майноров позволяет нашим студентам расширить философское образование за счет курсов из других предметных сфер. Все бакалавры на втором курсе выбирают один майнор по любой специальности, отличной от основной, — от истории и филологии до экономики и бизнес-информатики. Студенты учатся применять свои профессиональные навыки в иных областях, что делает бакалаврское образование более цельным и разносторонним и впоследствии дает возможность подойти к выбору магистратуры более осознанно.

По окончании бакалавриата я убедился, что только философия и нужна мне в жизни и в бизнесе. Причина проста: там тебя заставляют думать

Илья Мензелев
выпускник образовательной программы «Философия», основатель музыкального лейбла Hustle Flower

4. Возможность выбора дисциплин из различных образовательных программ и междисциплинарных учебных курсов

Образовательная программа по философии реализуется на факультете гуманитарных наук, в состав которого входят Школа философии, Школа исторических наук, Школа культурологии, Школа филологии, Школа лингвистики и Департамент иностранных языков. Наш факультет славится разнообразной сетью междисциплинарных научно-исследовательских и проектных семинаров, летних и зимних школ. Кроме того, с третьего курса у студентов-бакалавров появляется возможность выбрать специализацию — «Философия» или «Религиоведение».

5. Изучение иностранных языков

На нашей программе студенты-бакалавры с первого года обучения изучают английский язык, со второго — французский, немецкий или испанский. На первом курсе все студенты изучают греческий и латынь и при желании могут факультативно продолжить занятия на старших курсах. Программа предусматривает курсы лекций и мастер-классы на иностранных языках под руководством российских и иностранных профессоров. Студенты также имеют возможность слушать и перезасчитывать курсы, читаемые на образовательной онлайн-платформе Coursera.

Наконец, наши бакалавры — активные участники международных обменных программ. Партнерами Школы философии являются:

6. Возможность с первых курсов участвовать в научной деятельности университета и пробовать себя в качестве преподавателей

Все заинтересованные в академической деятельности студенты могут стать участниками научно-учебных групп, стажерами-исследователями или лаборантами в исследовательских лабораториях, а также принять участие в волонтерских образовательных проектах для школьников, в ходе которых студенты приобретают бесценный опыт общения с учебной аудиторией.

Кроме того, наши студенты-бакалавры имеют возможность уже в процессе обучения попробовать себя в академической деятельности в качестве ассистентов преподавателей, помогая им в подготовке семинаров по философии на нефилософских факультетах, а также ведя занятия по философским дисциплинам в Лицее НИУ ВШЭ. Многие из них в дальнейшем выбирают академическую карьеру, продолжив обучение в магистратуре «Философия и религиоведение», а затем и в аспирантуре. Это наш «кадровый резерв»!

7. Широкие возможности для трудоустройства

Бакалаврское философское образование, хотя и имеет специализацию, ориентировано главным образом на развитие широких компетенций, необходимых для любой профессии. Поэтому наши бакалавры успешно поступают на различные магистерские программы как в НИУ ВШЭ, так и в других вузах России, ближнего и дальнего зарубежья. Выпускников нашего бакалавриата можно встретить среди магистров факультетов права, экономических и социальных наук и др.

Места возможного трудоустройства наших выпускников:

%D1%8F%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0

Анастасия Ястребцева, к.ф.н., PhD, доцент Школы философии

«Философское» отношение к жизни, вырабатываемое в процессе обучения философии, закаляет человека, делает его психологически более устойчивым к вызовам современного мира, способным адаптироваться к новым условиям существования. Кроме того, настоящая философия требует трезвости ума и хорошей памяти. Философы умеют слушать и учиться, знают цену своему и чужому труду, владеют языком и пером. А такие люди найдут работу в самых разных областях — от менеджмента до дипломатии, они могут стать самыми разными специалистами — от журналистов, издателей и редакторов журналов до аналитиков в различных общественных сферах (культура, спорт, политика, наука).

Если у вас остались вопросы о программе, их можно задать на вебинаре, который пройдет 18 июля в 12 часов. Подробнее.

Источник

«Не хватило баллов на ЕГЭ»: кто и зачем поступает на философский факультет

590

Философские факультеты вымерли, находятся в стадии вымирания или скоро вымрут. Вопрос решённый, тут и думать нечего. Или нет? Наш блогер Настя Никушина, студентка НИУ ВШЭ, рассказывает, чем философы занимаются в институтах и есть ли у них шанс найти работу после обучения.

Философия — вузовское направление если не маргинальное, то подозрительное. Кто там учится? Чем они, эти «кто», занимаются? Вопросы метафизики волнуют каждого по отдельности, а не всех сразу. Тогда где там научная объективность и зачем заниматься смыслом жизни в академических работах? Обо всём по порядку.

Студент-философ — кто это?

До развала СССР молодые люди, поступавшие на философские факультеты, буквально работали на благо страны: они писали историко-философские труды по марксизму-ленинизму. «Историко-философские» значит комментаторские, так что философами в собственном смысле слова они не были, или были, но как бы исподтишка. Имена Мераба Мамардашвили, Владимира Бибихина и Александра Пятигорского появились, но появились позже.

Марксизм-ленинизм исчез, а философские факультеты остались

«Новейшая история философского образования в России» — мы находимся здесь. Но кому здесь нужно философское образование? В девяностых и нулевых философские успели окончить (или почти окончить) примечательные, а для кого-то и одиозные личности: Сергей Шнуров, Надежда Толоконникова, Пётр Верзилов. Среди выпускников были и более официальные лица, например, Наталья Тимакова — пресс-секретарь сначала президента РФ, а после — премьер-министра.

С введением ЕГЭ ситуация поменялась. Тогда на философию пошли все, кому не хватило баллов до бюджета на других направлениях. Из-за этого публика стала совсем разномастной: здесь и те, кто уже придумал пару собственных терминов, и те, кто впервые услышал о Платоне.

96

«Мы — поколение социальных сетей, тупо прожигаем время»

Сейчас баллы поползли вверх, случайных людей стало меньше. Если абитуриент и не ходил на курс подготовки, то он, скорее всего, уже знает кто такой Хайдеггер по мемам из «Выхинской критики французской мысли» и «абстрактных мемов для элиты всех сортов». Искушённейшие напитались мудростью на стримах Убермаргинала.

А чему учат на философии?

На днях открытых дверей руководители философских программ заявляют, что на направлении учат критическому мышлению. Философы действительно отлично ищут и анализируют информацию в тексте, практически не отставая от филологов и политологов.

Большую часть времени студенты занимаются историей философии: читают тексты классиков, конспектируют их и выдвигают гипотезы о влияниях и чужих концепциях. Зато другие предметы, наоборот, наталкивают на самостоятельное размышление.

Существует миф о том, что философия — направление абсолютно не прикладное и опасное для тех, кто хочет устроиться на работу вне академических стен. Это не так! Философы не ограничены в выборе профессий. Работать можно как по специальности, то есть преподавателем философии, так и по другому, возможно, совершенно отдельному направлению вроде маркетинга. Для этого, правда, нужно потрудиться: пройти пару онлайн-курсов и найти стажировку.

Так зачем мне философский?

Я боялась, что к середине выпускного курса так и не смогу найти ответ на этот вопрос. А потом поняла, что каждый находит его сам, но не исключено, что кто-то уже облёк ваши мысли в слова. Такое, кстати, часто открывается, когда готовишься к очередному семинару. И это не плохо: даже приятнее думать, что речь действительно идёт не о мнениях, но об идеях.

Так в чём же она, идея философии как направления вузовской подготовки?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Что изучают на философском факультете и где потом работать?

Когда мы слышим слово «философия», то сразу же представляем что-то сложное, необъятное и заумное. Что же изучает эта наука? Кому стоит пойти учиться на философский факультет? Какие предметы нужно сдавать? В конце концов где и кем работают философы после университета?

Все эти вопросы мы задали доктору философских наук, профессору МГУ Албаковой Фатиме Юсуповне.

Что изучает философия?

Философия — наука, которая изучает вопросы реальности (бытия), человеческого познания, эволюции мира и общества, материальной и духовной составляющей жизни человека. Данная наука задаёт множество вопросов, но не даёт конкретных ответов.

Где и кем работают философы после университета?

Я вспоминаю слова известного современного ученого-философа Миронова Владимира Васильевича, который долгие годы руководил философским факультетом МГУ. Вот, что он отмечает:

И дар этот необходимо развивать.

Обучение философии помогает формировать системное мышление и логику, расширяет кругозор. Важно привить студенту объективность, научить его концентрировать внимание и анализировать поступающую к нему информацию. Это очень важно, ведь на основе проанализированной информации делаются выводы. Помимо прочего, философия учит прогнозировать, вести полемику и смотреть на ситуацию с разных точек зрения, что может помочь в самых разных сферах человеческой жизни.

Как Вы оцениваете уровень философского образования в России?

Как и во всем мире, философское знание, соответственно, и философское образование переживает фундаментальный кризис. Это не значит конец философии как таковой, кризис скорее означает «болезнь человека», который должен переболеть философией. Отмечу, что вскоре появится что-то другое, что откроет человеку мир, ранее закрытый и, вероятно, совсем иной.

Кому стоит пойти учиться на философский факультет?

На философский факультет непременно стоит пойти учиться каждому. Без преувеличения. Как указывает нам Миронов В. В., «через философское созерцание, вопрошание, язык расширяет горизонты нашего мира и возможности его понимания».

Философия дает нам речевой и мыслительный инструментарий, помогающий раскрывать окружающую действительность, оценивать ее.

Какие предметы нужно сдавать для поступления?

В каждом вузе своя комбинация предметов, но зачастую это: русский язык, обществознание, история и иностранный язык.

Всю информацию по поводу поступления на философский факультет можно найти в свободном доступе на сайте факультета университета, который выбрал абитуриент.

Где и кем работают философы после университета?

Получив философское образование, выпускники находят себе применение в самых разных областях социальной и научной жизни.

Они становятся учителями в школах и вузах, экспертами, аналитиками в различных агентствах и организациях.

Здесь уже выбор места работы будет зависеть от научных интересов и финансовых ожиданий выпускника.

Источник

Зачем нужна философия в вузах?

SXGVJTODAJHB7JK2HPMXJPJ5VQ

Великий римский мыслитель Цицерон считал, что философия — мать всех наук. Но это было ещё до нашей эры в Древнем Риме. Зачем же тогда современным студентам нужна философия, да ещё и в техническом вузе? Вот об этом вы и узнаете из нашей статьи.

Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы первыми получать новые полезные материалы. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое философия

Что же такое философия? В переводе с греческого — это «любовь к мудрости». А одно из официальных определений самого понятия звучит так:

Философия — это особая форма изучения мира, в процессе которой человек разрабатывает систему знаний, основные принципы мироустройства и своего места в мире.

Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:

Философия — это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.

Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.

В философии существуют так называемые «предельные вопросы». Это вопросы, однозначные ответы на которые найти не удалось до сих пор. Среди них следующие: «Познаваем ли мир?», «Что первично — материя или сознание?», «Что есть Человек?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?» и так далее.

В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Зачем нужна философия в вузах

Что даёт человеку изучение философии? Университетское образование — это не просто набор профессиональных компетенций, которые помогут устроиться в жизни и построить успешную карьеру. Это ещё и формирование широкого кругозора, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. Всё это невозможно выработать без преподавания философской дисциплины в вузе.

Философию в университетах России, как правило, изучают на младших курсах. Почему? Это помогает студентам познакомиться с теоретическими основами науки, выучить и научиться применять разные методы исследования, грамотно и логически подходить к использованию данных и аргументировать свои выводы и убеждения. Всё эти умения будут нужны студенту для того, чтобы критически относиться к новому материалу по любому другому предмету, писать курсовые, самостоятельные и дипломные работы по специализации и уверенно защищать их.

Нужна ли философия в мед вузе? Гиппократ когда-то сказал: «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». И действительно, современным медикам приходится не только лечить болезни, но и решать моральные вопросы: «Как сказать о смерти больного родственникам?», «Как самому относиться к сложностям на работе?», «Где проходит граница между врачебной этикой и желанием помочь?»

Функции философии в вузах

Конечно, философия в техническом или гуманитарном вузе не предполагает такой глубины погружения в философские концепции и размышления, как на профильном отделении. Однако и здесь она выполняет свои основные функции. Среди них:

Все эти функции — это разные направления, в которых можно применять философские знания.

Фактчекинг — это метод проверки достоверности фактов, сведений, цитат и прочей информации, которую используют люди в научных и публицистических статьях, СМИ и в политике. Корни данного метода уходят в критическую функцию философии, которая учит всё ставить под сомнение и проверять. Этот метод надёжно оберегает от порчи, сглаза и теорий заговоров.

Зачем студентам философия: практический аспект

Если не пропускать занятия по философии в институте и должным образом изучать учебную литературу по предмету, можно не только узнать много нового, но и получить практические навыки. Какие конкретно? Давайте перечислим самые важные:

Как видите, философия в университете не только помогает студентам научиться мыслить шире и блистать знаниями в интеллектуальном обществе, но и понимать научные методы, используя их на практике.

Без философии студенческая жизнь в университете была бы неполной и бессистемной. Так что меняйте отношение к предмету, чтобы получать от него пользу и удовольствие. А если понадобится помощь в написании философского эссе или любой другой письменной работы, обращайтесь в наш студенческий сервис.

IKJTKY2MPBEPZFOWLHU2C6KQCE.small

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector