Иллюзия развития: чем опасны тренинги личностного роста
Тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались со встреч групп анонимных алкоголиков и невротиков. Принципы проведения тренингов личностного роста были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми. Первые успехи в группах стали привлекать большее число участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.
Разновидностей тренингов личностного роста очень много, хотя общепризнанной классификации нет, а критерии результативности часто размыты. Например, тренеры обещают повысить самооценку, раскрепостить, развить харизму и так далее. Объективно оценить тренинг по этим критериям невозможно, а эмоциональный всплеск от заданий только создает дополнительные трудности. Качество тренинга могут показать только реальные изменений жизни в лучшую сторону.
После привлечения клиента, его необходимо удержать. Самый простой способ – создать эмоциональную зависимость от тренера или группы. Для этого используются следующие методы:
1. Эмоциональная раскачка. Участника тренинга всеми силами стараются столкнуть в эмоциональную яму при помощи воспоминаний самых тяжелых ситуаций в жизни. Задача упрощается, если удалось довести до слез. После того как участник коснулся эмоционального дна, тренер сообщает ему, что он супер, молодец и может все. Потом опять в яму и на вершину. От таких эмоциональных качелей человек испытывает невероятную эйфорию и подъем сил.
2. Движение сквозь страх. Участника тренинга просят выполнить максимально дискомфортное задание. Например, просить милостыню, взять еду у случайных людей в кафе т.д. У среднестатистического человека подобные задания вызовут сильнейший страх, который может достигать по своей интенсивности страха смерти. В таких стрессовых ситуациях организм считает, что существует реальная угроза жизни и, чтобы снизить риск болевого шока, вырабатываются обезболивающие вещества, в том числе эндорфины. Критическая ситуация проходит, организм цел и невредим. Эндорфины связываются с опиоидными рецепторами, и человек испытывает фантастические эмоции. По этой же причине люди подсаживаются на экстремальные виды спорта, поэтому правильнее называть их не адреналиновыми наркоманами, а эндорфиновыми.
3. Ослабление центра критики. Тренинги обычно проводятся в течение нескольких дней с утра до вечера. Участники весь день выполняют задание тренера. Со временем организм устает, центр критики постепенно отключается, тренер получает доступ к подсознанию участников, куда направляет психологические установки. А вот что именно будет заложено в голову участников, решает сам тренер.
После тренинга человек ощущает эйфорию и колоссальный прилив сил. Но постепенно запал проходит, повседневные дела накрывают с головой. В обычной жизни ярких, зажигательных событий не так много. Подсознание требует эмоций и постепенно человек подсаживается на безрезультатные, но эмоциональные тренинги, и завлекает свое окружение туда же. Решить свои проблемы по итогам тренинга удается единицам, для остальных в лучшем случае ничего не поменяется. Но будут и те, чья психика пострадает — в результате эмоциональной раскачки и эндорфиновых манипуляций полезные программы подсознания будут скорректированы в деструктивную сторону, а вредные усугублены: появляются неврозы, депрессия, панические расстройства.
Тренинг личностного роста
Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.
Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.
Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик индивида, выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.
Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.
Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и развитие уверенности.
Психологический тренинг личностного роста
Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.
Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.
Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:
— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;
— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);
— изучение отношений членов группы;
— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.
Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.
Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.
Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.
Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.
Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.
Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.
Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.
Виды тренингов личностного роста:
— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;
— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);
— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния страха и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);
— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);
— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, инсайт), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.
Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.
Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.
Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.
Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.
Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.
Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.
Не все подряд занятия для личностного роста могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.
На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.
Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.
В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.
Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.
Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.
Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».
Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.
Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.
Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.
Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.
Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.
Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.
Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний конфликт между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает апатию, вину, депрессию, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психолог рассказал, к чему могут привести тренинги личностного роста
Фото © «Московская газета»/Алёна Кузина
И дал советы, как действительно добиться развития личности
Тренинги личностного роста, как и популярная литература на эту тему, в России востребованы. Еще бы: гражданам обещают, что их научат «личной эффективности»: то есть, через развитие неких внутренних свойств и овладение специальными психотехниками им откроется путь к счастью и процветанию. Есть и предложения по части развития лидерских качеств, и женские тренинги, где дам учат, как найти богатого спутника жизни…
Вряд ли существует объективная статистика, сколько человек действительно «выросло» после упомянутых тренингов. Да и вообще – возможен ли в принципе личностный рост в том понимании, которое вкладывают в это словосочетание околопсихологические гуру? И нужен ли? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, давайте все-таки начнем с основ: что это вообще такое – личностный рост?
— Рассуждая о личностном росте, я бы предложил сузить это понятие, чтобы мы с вами не путались. Ведь, с одной стороны, под личностным ростом мы можем понимать некую идущую изнутри интенцию, которая заставляет человека развиваться, становиться лучше, преодолевать себя, становиться все более компетентным в своей профессии и в других навыках. Это, полагаю, некая философская категория, связанная с понятием экзистенциализма. Но если мы с вами будем обсуждать все это, то вряд ли мы сможем договориться до чего-то конкретного, потому что в данном понимании личностный рост – вещь безбрежная, и каждый вкладывает в него свой смысл.
А вот понятие личностного роста в разрезе многочисленных тренингов хорошо изучено в психологии. Вряд ли есть смысл говорить о нем, когда человек целен, содержателен, профессионален, но, например, хочет добиться еще большего совершенства в каком-либо деле. Например, когда человек, и так хорошо играющий на скрипке, учится, чтобы играть бесконечно хорошо; или прекрасный физик-ядерщик хочет постичь основы устройства мироздания. Мы говорим о ситуациях, когда в основе стремления к личностному росту лежат дезадаптационные процессы: внутренняя пустота, неуверенность в себе, когда у человека нарушено внутреннее личностное восприятие. В этот же список можно включить повышенную тревожность, депрессивные фобические состояния и ряд других нарушений. То есть, ситуация указывает на то, что в структуре личности могут присутствовать девиации, которые требуют определенной коррекции.
Соответственно, желание человека посещать тренинги личностного роста может быть вызвано попытками реадаптироваться к внешней среде, решив свои внутренние проблемы. Только вот, как правило, результат получается совершенно противоположный тому, к которому человек стремился.
— Почему?
— К чему сводятся обещания авторов подобных тренингов? Чаще всего — к тому, что по окончании курса человек станет счастлив и доволен собой, потому что будет обладать огромным количеством тех знаков, которые в нашем обществе являются синонимами благополучия: крупные суммы денег, роскошная недвижимость, премиальные автомобили, драгоценности – и так далее. Также говорят, что обучающийся станет лидером, но чаще всего под этим подразумевается, что человек приобретет некие манипулятивные навыки для управления людьми.
— А что здесь не так?
— Начнем с лидерства – в том формате, в котором его предлагают. К нему стремятся люди, неуверенные в себе, воспринимающие себя недостаточно хорошими для того, чтобы полноценно существовать в этом мире. Они могут стараться преодолеть эту ситуацию через попытки тотального контроля над всем, что находится вокруг них. Потому что в их сознании возникает некий коррелят: если я что-то контролирую – значит, это находится в сфере моего влияния и не может причинить мне вред. А то, что не поддается контролю, вызывает у такого человека ощущение опасности: он считает, что из неконтролируемого может появиться нечто, угрожающее его личности и даже жизни.
Это стремление людей с некоторыми психологическими нарушениями тотально контролировать окружающий мир нещадно эксплуатируется продавцами курсов, обучающих достижению лидерства с помощью манипулятивных техник. С другой стороны, желание богатства – это тоже своего рода стремление к контролю над материальными миром. Логика примерно такая: если я богат – я могу купить все что угодно, включить это в сферу своего влияния, сделать безопасным и контролируемым.
— Есть ли выход из этого порочного круга?
— Конечно, есть. Сущность современного человека составляют не биологические, а социальные инстинкты. С одной стороны, именно они формируют социально обусловленную стратегию норм, правил и целей нашего бытия, с другой – они же регулируют удовлетворение биологических потребностей. А многие тренинги, делая акцент на индивидуализме, низводят человека до биологии, потребления и даже стяжательства, удаляя его от социальной гармонии.
Мировой опыт психологов наглядно показывает: чаще всего счастливы те, кто своей деятельностью приносит пользу как можно большему количеству людей. Потому что 50 тысяч лет социальной эволюции сформулировали один из основных постулатов бытия человека в обществе: твоя ценность, наполненность, самоуважение и, в конечном итоге, счастье напрямую зависит от того, насколько твоя деятельность полезна другим людям. Это очень простой закон: чем больше человек приносит пользы другим, тем больше одобрения, уважения и любви со стороны членов общества он получает. Затраченная психическая энергия таким образом к нему возвращается, он получает все больше подтверждений своей нужности и значимости. В итоге человек счастлив.
С одной стороны, наибольшее количество народной любви получают люди публичных профессий: артисты, спортсмены, известные врачи – и так далее. С другой – чтобы быть любимым и почитаемым, вовсе не обязательно становиться человеком искусства. Можно, например, коллекционировать монеты и делиться при этом с другими. Или быть прекрасным хореографом и учить детей танцам. Можно клеить воздушных змеев и, запуская их, собирать вокруг себя ватаги счастливых детей и взрослых.
Главный принцип: чтобы быть счастливым, нужно научиться отдавать – свое время, свои силы, психическую энергию, деньги. Но вряд ли этому учат на тренингах, о которых мы говорим. Чаще всего там постулируются другие идеи: не отдавать, а забирать у мира и концентрировать отобранное вокруг себя. Однако к внутренней гармонии это, как мы убедились, вряд ли приведет. Многие богатые люди, кстати, в определенный момент начинают испытывать потребность в благотворительной деятельности, и в итоге находят в этом удовлетворение и счастье. То есть, счастье – это отдавать, получая взамен любовь и уважение общества!
— Вернемся, однако, к лидерству. Ему вообще можно научиться, или лидерские качества в человеке детерминированы генетически?
Что касается человека – здесь ситуация иная. На каждом этапе социальной эволюции к лидеру человеческого сообщества предъявляются все новые и новые требования. И, как мы помним, человек постигает мир, оперирует им и видоизменяет его при помощи высших психических функций, основанных на речи. Поэтому, думаю, и механизм формирования лидерских качеств у людей тоже основан на речи, на слове. А раз так – вероятно, эти качества можно развить.
Однако здесь опять-таки есть принципиальное различие с тем, что предлагают многие «лидерские» тренинги. Надеюсь, всем понятна разница между лидерством, основанном на манипулировании людьми, и человеком, ставшим лидером в силу своей мудрости, тратящим энергию на то, чтобы принести пользу обществу. В социуме этот феномен основан на даре убеждения, на развитом социальном инстинкте, на готовности пожертвовать своими интересами в пользу интересов многих.
Физические качества человека тут уже играют гораздо меньшую роль. Вспомним крушение императорского поезда в 1888 году, в котором ехал Александр III с семьей. Император, обладавший атлетическим телосложением и недюжинной силой, помогал в спасении пострадавших. Лидерский поступок? Безусловно. В то же время великий русский полководец Александр Суворов, как утверждают исторические источники, был тщедушным и не вполне здоровым человеком. Однако вряд ли кто-то будет отрицать, что и он – лидер.
Мать Тереза была сухонькой женщиной, президент США Франклин Делано Рузвельт был инвалидом. Есть ли сомнения в том, что они – лидеры? То есть, человек становится лидером через определенное устоявшееся мировоззрение, сформированное при помощи многих тем и отвлеченных понятий посредством слова.
— Еще одно направление так называемого личностного роста – тренинги для дам, чтобы устроить семейное счастье с богатыми мужчинами. И там, предположительно, многое основано на манипулятивных техниках. Не обсуждая этическую сторону вопроса – можно ли достичь таким образом заявленной цели?
— Даже в самом слове «манипуляция» заложены определенные отрицательные коннотации. То есть, это социально порицаемый способ действия. В краткосрочной перспективе с ее помощью можно получить некоторый эффект, хотя уже с первого момента манипуляция, как правило, вызывает у жертвы ощущение дискомфорта. А через определенный промежуток времени человек чаще всего рвет отношения с манипулятором, причем во многих случаях бесповоротно и навсегда. То есть, с точки зрения КПД и социальной маркировки попытки манипуляции могут принести только вред. Любой психологически здоровый человек хочет искренних отношений, основанных на любви и доверии, поэтому отношения, основанные на манипуляциях, обречены изначально.
Попытки заучить некий набор технологий, которые якобы позволят быть успешным в отношениях, тоже обречены. Потому что базово гармоничные отношения строятся по принципу: чтобы получить, вначале нужно отдать. И второй принцип: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Для того чтобы следовать этим принципам, вообще никакие техники не нужны. Манипулятор же пытается все перевернуть с ног на голову: он хочет получить все, не отдавая вообще ничего.
Вполне допускаю, что если провести корректные исследования, число людей, построивших таким образом гармоничные отношения, окажется ничтожным. То есть, идея пойти на курсы в духе «как окрутить миллионера и стать счастливой» с высокой степенью вероятности приведет к огромным тратам времени, сил, денег и, в конечном счете, к негодному результату.
— И, тем не менее, тема тренингов личностного роста, судя по количеству запросов в Яндексе, пользуется популярностью. Почему?
— Могу предположить, дело в том, что в России очень глубоко укоренен патернализм; он фактически является господствующей идеологией на протяжении многих сотен лет. Отношения между обществом и властью строились по некоторым лекалам: власть обеспечивает базовые потребности общества, но при этом требует лояльности. То есть, государство берет на себя роль «родителя»: обеспечивает «детей» конфетами в обмен на послушание. Обыватель же, как правило, переносит данную модель на все виды социальных отношений, в том числе и семейные. Например, многим девочкам с детства внушается, что главное для них – удачно выйти замуж. Впрочем, в последнее время это получило распространение и среди мужчин: найти завидную невесту, у которой папа – крупный бизнесмен или высокопоставленный чиновник. То есть, человек связывает свою успешность не с собственными усилиями, а с некими внешними силами, которые дадут ему все необходимое, и даже сверх того.
— А как человеку вообще понять, нужен ли ему личностный рост?
— Парадоксальная получается ситуация. Начали мы с того, что, если человек выстроил гармоничные отношения с внешним миром, никакой личностный рост ему не нужен. Возможно, человеку необходим профессиональный рост или развитие каких-либо иных навыков – вроде той же игры на скрипке – но это не одно и то же.
С другой стороны, эволюция подразумевает постоянное движение вперед, и человек также не может существовать без развития и совершенствования своих личностных качеств. На что конкретно направить усилия – это пусть каждый решит сам. Кто-то, может быть, хочет познать законы мироустройства, другим более интересны внутренние законы развития человека. Третьи захотят лечить, четвертые учить – и так далее. Пути к совершенству бесконечны, главное – не останавливаться и не сворачивать.