чему учат песни короля и шута

Несколько любопытных фактов о песнях рок- группы «Король и Шут»

1602067741152453851

Король и Шут», в просторечии «КиШ» — культовая на постсоветском пространстве группа, чей стиль обычно определяют как folk punk или horror punk.

В 1990-е стала популярной, в 2000-е приобрела в определённых кругах статус легендарной.

Основная причина успеха — самобытная тематика, которой на панк-сцене почти не встречалось.
Массовость также обеспечило отсутствие совсем острых тем и откровенной похабщины, в отличие от того же «Сектора газа».
Правда, одновременно с этим команда получила славу кумиров самой необразованной и дурно пахнущей (в т. ч. в прямом смысле) прослойки неформалов.

Некоторые считают «Король и шут» копиркиными американской horror-punk банды The Misfits.

Так ли это или нет — вопрос академический и не по формату данной статьи…

Официально существовала с 1988 по 2014 год, но фактически жизнь группы оборвалась вместе с таковой у фронтмена Михаила Горшенёва.

Оставшиеся музыканты образовали команду «Северный флот», а второй вокалист Андрей Князев выступает в проекте «КняZz».

Успели выпустить 10 полноценных альбомов, плюс две части оперы TODD без участия Князя (ныне главную роль знаменитого маньяка брадобрея исполняет Роберт Остролуцкий), концертные, сборники и сольные проекты каждого из фронтменов.

1602067920169869930

В первую и главную очередь: тематикой, конечно же! Это средневековое европейское и славянское фэнтези, магия, ужасы, рассказы о нечисти, обилие юмора (включая чёрный), иногда — любовная лирика и клюквенно-патриотические мотивы.

Отсюда и упрёки в безыдейности от политизированных коллег по сцене.

Запоминающийся дуэт фронтменов: Михаила Горшенёва (Горшок) (1973—2013) и Андрея Князева (Князь) (род. 1973). Первый куда сильнее выкладывался на сцене, второй — писал большинство текстов и рисовал обложки альбомов.

Нельзя не заметить контраст между «плохим парнем» и более правильным. Впрочем, это берёт начало из реальной жизни: Горшок на самом деле был отвязным панком, Князь — более спокойный и «цивильный» товарищ. Что, впрочем, кончилось для первого плохо — смертью от наркотиков…

Также многие помнят скрипачку Машу Нефёдову из «золотого состава» группы.

Достаточно неплохой уровень игры на инструментах.
С самого начала не пытались показаться «мега-гаражной» командой, из принципа плюющей на техничность.

Со временем повышался, впрочем, иногда с потерей креативности.

1602067988147422418

Дискография
1994 — Будь как дома, путник (позднее долго не переиздавался)
1996 — Камнем по голове (первый официально изданный альбом)
1997 — Король и Шут (альбом из наиболее старого материала, написанного еще в начале 90-х)
1999 — Акустический альбом
2000 — Герои и злодеи
2001 — Как в старой сказке
2002 — Жаль, нет ружья (последний альбом «золотого» состава)
2004 — Бунт на корабле
2006 — Продавец кошмаров
2008 — Тень клоуна
2010 — Театр демона (последний альбом с Князевым)
2011 — TODD, часть 1. Праздник крови
2012 — TODD, часть 2. На краю

1602068016121615259

Тропы и штампы в творчестве группы

Их множество, воистину! Команда брала вдохновение из самых разных источников: от серьёзной мифологии до народных шуток.

Проклятый старый дом — здешний тропнеймер!
Орава фэнтезийной нечисти:
Главный герой — нежить — очень похоже, что таково посмертие главного героя песни «Хозяин леса», «Ходит зомби».

Скорее даже наоборот. Но есть и исключения…
Короли и шуты, само собой! В разных амплуа.
Первые чаще статисты, а вот второй образ варьируется от обличителя пороков («Гимн шута», «Бал лицемеров») до безумного пакостника («Проказник скоморох» и, собственно, «Король и Шут»).

Множество неадекватных персонажей.

Да что там — откровенных маньяков, которым лишь бы поизмываться над ближним.

«Верная жена», «Инструмент», «Лесник», «Воспоминания о былой любви», «Мастер приглашает в гости»…

Есть и несчастный тёмный маг — лирический герой песни «Некромант».
Разбойники злые («Два друга и разбойники», «Месть Гарри») и робингудского типа («Лесные разбойники»), а также пираты («Хороший пират — мертвый пират» и просто «Пират»).

Мутанты — видимо, как раз ими являются герои песни «Двухголовый отпрыск». Собственно, сам мальчуган с двумя головам и его постаревший отец с двумя половыми членами.

Любовная лирика и некроромантика: иногда стёбная («Шар голубой»), но чаще с серьёзной миной («Мария», «Холодное тело», «Ответ — лютая месть», «Фред», «Девушка и граф» (Догадываетесь, КАКОЙ?!)).
Безответная любовь: «Тяни», «Любовь и пропеллер», «Рыцарь» и, конечно же, «Прыгну со скалы».

А 220 не хочешь?: «Задира и солдат». Военный не фраер, его людей убивать учили. Понимать надо.
Ну а «громила из блатного кабака» явно продемонстрировал смертельные хамство и самоуверенность.
Беглые психи — «Рыцарь». По счастью, «стража» в белых халатах успела скрутить лирического героя прежде, чем он успел вломиться в дом к даме сердца.
Но пугает мысль, что может натворить на свободе его приятель Лёня де Сад…
Вера делает вас идиотами — «Идол», «Помнят с горечью древляне».
Жуткие увеселения: если шут или иной представитель творческой профессии априори не гуманный и не добрый, какими ещё они будут?!
«Кукольный театр», «Тень клоуна», «Отец и маски», «Фокусник» тому живое доказательство.
Зло против зла — «Чужой среди своих»
Злой двойник — «Отражение».

А главная героиня, возлюбленная рассказчика, в этом случае — зомби в его классическом понимании.

Джинн-буквалист — «Злодей и шапка». Придирчивый «злодей» потребовал у продавца шапку, после которой «видя облик мой, все меня обходили б стороной». И ведь не обманул продавец!

Или «Весёлые тролли»: устроить резню за то, что кто-то пожадничал и не купил билет на твоё выступление — жестковато будет… Впрочем, обычно в режиме «так грубо, что уже смешно».

Ну, в самой песне: «И в чьих сердцах при виде нас рождалась злость…» помимо всего прочего.
Так что не всё так однозначно.

Живописуют реальные и фэнтезийные попойки: «Собрание», «Вино хоббитов», «Пьянка». Впрочем, иногда это заканчивается печально («Пивной череп», «Разборки из-за баб»).

Деконструкция: «Помнят с горечью древляне».
Думали, феи — ангелоподобные няшечки?
Да хрен вам, скормят мухам заживо и носом не поведут!

Поцелуями занимаются дамы из песен «Вдова и горбун», «Смешной пистолет». Первая — куда-а более обоснованно.
Хозяйке старинных часов из песни не 20-30 было.
Время потребовало с неё должок. И да, если ты попал в чужой дом, старинные часы и другие предметы лучше вовсе не трогать!

Временной парадокс: «Рыбак», «Два монаха в одну ночь».
У Князя есть еще песня «Адель», про целенаправленную работу со временем.
Эффект Царя Додона: «Инструмент». Поначалу слушатель думает, что лирический герой готовится оголить перед дамой сердца гениталии, но на деле… упс, лучше б гениталии.
Как вариант, фраза из «Вдовы и горбуна»: «бежал из дома прочь с отрубленным горбом…».
Но горбом ли, после попытки-то изнасилования?!

Бонни и Клайд — песня «Двое против всех» с альбома «Тень клоуна» (2008) поётся от лица Клайда Бэрроу (уже мёртвого, но не верящего в смерть).

Ели мясо мужики… — да-да, песня так и называется.

Ложная мистика — означенный «Продавец кошмаров» является попросту непризнанным актёром, старательно подбирающим подходящих для запугивания жертв.

Здесь же «Сказка про дракона», в которой главному герою нужно было опасаться вовсе не упомянутого в названии дракона…

Паника в селе» — а был ли бес, сообщивший деду, что тот нынче помрёт?
Если он и без этого «пьёт как бык»?

Также это одна из возможных трактовок сюжета песни «Проклятый старый дом». «Слепой и жутко злой» дед вовсе не помер, соседи слишком поспешили «заколотить двери и окна»…
В результате несчастный старик «много-много лет мечтает только о еде», а питаться ему приходится, наверное, только мышами, воробьями и Бог знает чем еще. И освободить его никто не пытается — все уверены, что в доме стонет от злобы и бессилия жестокий призрак, а не оголодавший старик.

Неловкое прозвище — «Сосиска», это прозвище вдобавок разрушило жизнь лирическому герою.

Невероятно клёвое проклятие — однозначно, «Хороший пират — мёртвый пират».

Невероятно отстойный дар и Предательский постчеловек — Хозяин Леса.
Некроромантика — «Фред», а вот «Девушка и Граф» — злая деконструкция.

Непреднамеренное совпадение — песня «Некромант» от как влитая подходит Гаулдоту Полумёртвому, персонажу четвёртой части «Героев Меча и Магии». С одной стороны, запись альбома «Жаль, нет ружья» началась уже после выхода игры, с другой — к компьютерным играм тогда ещё не относились очень серьёзно и едва ли у музыкантов было время и желание поиграть (тем более что альбом позиционировался как «соберём и нормально запишем наши старые песни»).

1602069097126268475

Сказка «Синяя Борода»: «Воспоминания о былой любви».
Говард Лавкрафт: «Дагон», «Вестник» (последняя на стихи самого Говарда Лавкрафта).
«Пираты Карибского моря»: «Хороший пират — мёртвый пират!»
Слово Божие в лице Князя говорит, что источником вдохновения были… «Корсары».
Песня «Энди Кауфман» — про одноимённого комика.
«Девушка и граф» (Предположительно, «Дракула» Брэма Стокера).
«Отражение» (Предположительно, «Уильям Вильсон рассказа Эдгара По).
Оммаж самой группе — группа «Царь и скоморох» в Аллодах Онлайн.
Мало того, что концепцию игры в целом нагло ээс варкрафта сперли (и там, и тут поёт орк), дык ещё и не просто с рисовали популярную рок группу, но и не по стеснялись даже чуть-чуть изменить название песен:

(«Зачумленный старый замок»
«Умертвленный еретик»
«Разговор с гибберлингом»
«Гимн скомороха»
«Спрыгну в астрал»
«Лесовик»
«Исповедь Арманда»).

«Медведь» — если прислушаться, то герой песни — Медведь из «Обыкновенного чуда».
Песня «Утопленник» явно навеяна творчеством Пушкина, «Представляю я» — некоторый намёк на Лжедмитрия.

Ну и перекличку между альбомами забывать не стоит: в студийной версии «Разборок из-за баб» звучит вопль «Попугай сдох!».

А в песне «Бунт на корабле» после самой песни звучит фраза «И всё таки попугай жив!».

«Марионетки» — своеобразная полемика с одноимённой песней «Машины Времени». У Макаревича куклы старательно изображают живых людей, у Князева — уже сами люди оказываются куклами в руках актёра-манипулятора.

Источник

О смыслах песен группы «Король и Шут»

picture 42660 1587478709

В этой статье проведу анализ творчества российской панк-группы «Король и Шут», некогда популярной среди молодёжи. Обычно молодыми людьми музыкальные коллективы такого рода воспринимаются как проявление свободы от гнёта общественных догм, норм морали, как протест против несправедливости системы, как возможность заявить о себе. Правда зачастую такие явления и порождаются деструктивными элементами системы, а затем используются и популяризируются теми, кто заинтересован в доминировании именно такого «искусства».

Группа «Король и Шут» метко и прочно вклинилась в брешь между поколениями, которая разрасталась на пепелище некогда другой страны. Это старая практика институтов растворения традиционных устоев, и ориентирована она преимущественно на неокрепший юный нрав. Изначально происходит манипуляция с отвлечением внимания в сторону «модно», «круто», «ново», «молодёжно». Часто играют как раз на появлении в подростковой среде естественных возможных недопониманий или противоречий со старшими, куда и вбивается клин, который в некоторых случаях может спровоцировать трещину сознания до самого основания. Клин этот именно вбивается, потому как в обычном течении времени, противоречия обычно разрешаются к обоюдной радости.

Даже с небольшой высоты опыта и анализа действий музыкальной индустрии и последствий её влияния на общество, очевидность деструктивной направленности творчества группы «Король и Шут» у зрелого человека должна не вызывать сомнений. Достаточно посмотреть несколько интервью с солистом Михаилом Горшенёвым, который в основном даёт их «под чем-то» и не может связать нескольких слов, или почитать его биографию, в которой есть 8 клинических смертей от употребления наркотиков и якобы «пророчество», что он до сорока не доживёт. Что в рассматриваемом случае таким словом как «пророчество» называть неверно, так как пророчество – это то, что неизвестно наверняка, быть может, какое-то судьбоносное предположение. А тут видится очевидным закономерная связь мировоззрения, образа жизни с её результатом.

o smyislah gruppyi korol i shut

А вот пророчеством в этом контексте можно назвать произведение писателя Ивана Антоновича Ефремова «Час Быка», в котором описана мрачная планета Торманс, где в прослойке общества «кжи» (краткожители) было модно и почетно умирать в 25 лет. И это всячески поощрялось и превращалось чуть ли не в праздник. Наверное, писатель расстроился бы, узнав, что его предупреждение в виде художественного романа было проигнорировано, и что теперь на аналогичную тему уже пишут песни, и не только, кстати, эта группа, и не только русскоязычные.

Вот одна из таких композиций… группа «КиШ»:

С головы сорвал ветер мой колпак,
Я хотел любви, но вышло все не так,
Знаю я ничего в жизни не вернуть
И теперь у меня один лишь только путь…

Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был, и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймешь, кого ты потеряла.

Быть таким, как все с детства не умел
Видимо такой в жизни мой удел,
А она, да что она? Вечно мне лгала
И меня никогда понять бы не смогла.

Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был, и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймешь, кого ты потеряла.

Гордо скинув плащ, вдаль направлю взор,
Может она ждет? Вряд ли… Это вздор,
И издав дикий крик, камнем брошусь вниз
Это моей жизни заключительный каприз…

Припев… ещё разок чтобы закрепить.

o smyislah gruppyi korol i shut 2

Интересно, скольких людей этот текст подтолкнул к действиям, или хотя бы посеял сомнение в их головах в священности и сакральности своей жизни и предназначения? Статистика в годы выхода песни была неутешительной. Но оставим оценку степени влияния подобной музыки на количество суицидов на усмотрение читателя. В довесок вспомним только про книгу «Страдания юного Вертера» – как яркий пример влияния творческого произведения на эту самую статистику. Автор книги, кстати, написал её почти авиобиографичной, только вот слукавил с финалом.

Показательно также, что по некоторой информации сам солист «Король и Шут» в последние годы отказывался эту песню исполнять на концертах. То ли сам испугался «костлявой», то ли совесть возобладала.

Несмотря на это, значительная часть общества посещала концерты группы, знает песни наизусть, и даже сейчас многие люди из моего круга общения с ностальгией вспоминают эти композиции. Вроде как безобидные страшилки-ужастики для взрослых – «просто круто», «русские панки», «весело же». Ага, весело, животики надорвать можно.

А если посмотреть под другим углом? Тема смерти и вероломства присутствует чуть ли не в каждой песне. Музыканты заявляли, что у них, мол, «полноценное творчество – мы рассказываем слушателям сюжетные истории». Да они душещипательны, но направлены не на избавление от боли, от этого щипания, а скорее, наоборот – к её усилению и в итоге коллапсу. После прослушивания вообще не хочется верить в светлое в людях и в их попытки стать лучшей версией себя. Образы, которые близки и дороги каждому русскому человеку, дискредитируются в песнях по каким-то демоническим сценариям.

Песня «Лесник»: Как и положено, положительный, добрый, отзывчивый персонаж приглашает путника в дом согреться….

Будь как дома путник, я ни в чем не откажу,
Я ни в чем не откажу, я ни в чем не откажу!
Множество историй, коль желаешь расскажу,
Коль желаешь расскажу, коль желаешь расскажу!

На улице темнело, сидел я за столом.
Лесник сидел напротив, болтал о том, о сем.
Что нет среди животных у старика врагов,
Что нравится ему подкармливать волков.

Будь как дома путник, я ни в чем не откажу,
Я ни в чем не откажу, я ни в чем не откажу!
Множество историй, коль желаешь расскажу,
Коль желаешь расскажу, коль желаешь расскажу!

И волки среди ночи завыли под окном.
Старик заулыбался и вдруг покинул дом.
Но вскоре возвратился с ружьем на перевес:
Друзья хотят покушать, пойдем приятель в лес!

Вот это поворот, вот и верь потом стареньким добрым дедушкам. А ведь не верить предлагается как раз юношам, которым эта опора и общение со старшими необходимы.

o smyislah gruppyi korol i shut 3

А вот так выглядит образ верной жены в песне «Короля и Шута»:

Дождливой ночью парень, выбравшись из леса
Вдруг одинокую избушку увидал.
Надеюсь, там мне до утра найдется место,
Я страшно голоден и очень уж устал.
Старуха дряхлая скитальцу дверь открыла,
Пустила в дом и не спросила ничего.
Переодела, очень сытно накормила,
Постель на печке разложила для него.

Только парень глаза сомкнул,
Как из подвала раздался стон.
Скажи мне бабушка, что за шум? –
Вдруг обратился к старухе он.

А она в ответ:
Там мой покойный дед,
Там дух его живет
И по ночам поет,

Э-э-эй – он был злодей,
Э-э-эй – он бил людей,
Э-э-эй – он получил сполна.

Не могу я больше слушать, бабка, этот жуткий стон.
Я пойду и прогоню его, да кто бы ни был он.
Только парень в подвал залез –
За ним старуха закрыла дверь:
Ого, нашелся какой храбрец,
А ну-ка, дед, принимай гостей.
Сколько вас таких, ходит по лесам,
Каждый норовит нос сунуть в мой подвал.

Э-э-эй – проходит миг,
Э-э-эй – силен старик
Э-э-эй – сам виноват.

И раздался крик предсмертный и зачавкал страшный дед,
А старуха подошла к окну и выключила свет.
Хоть сама его сгубила и на муки обрекла,
Но пусть знают, что жена ему по-прежнему верна. Верна.
Верна!

Казалось бы, простой и где-то бестолковый текст, но как перевернуты смыслы отношений и цели.

В песне «Ели мясо мужики» вообще каннибализм. Эти самые мужики едят мясо невесты конюха, с которой они все, как выясняется, тайком встречались. Видимо из-за этого конюх осерчал и решил скормить им свою возлюбленную. Самое интересное, что в текст песни, как правило, никто особо не вникает, а при прослушивании многих слов с первого раза и не разобрать.

И это всё на фоне того что саму музыкальную ритмику и инструментальное сопровождение панк-рока вряд ли можно назвать гармоничным и созидающим.

o smyislah gruppyi korol i shut 5

Я полагаю примеров достаточно, и моя мысль понятна, и каждый, кто когда-то слушал эту группу или слушает сейчас, сможет сам попробовать посмотреть на её творчество беспристрастно и проанализировать посыл композиций. У многих поклонников это «резюме» может вызвать, мягко говоря, смешанные чувства, я понимаю. Но ничего, многие хорошие изменения начинаются с когнитивного диссонанса. Стоит только иногда попробовать усомнится в авторитете и по совести задуматься – тогда и получится отделить зёрна от плевел.

Важно помнить, что в вопросе влияния информационных потоков лучше предпочесть общественное личному. Даже если вам нравится эта группа, и слушаете вы её из ностальгии, при этом отдавая себе отчет, о чём это они поют, – в момент очередного сеанса такого «ностальгирования» рядом может быть детское ушко, или ухо ещё кого-то, не такого матёрого в вопросе осведомлённости об истинных посылах. Поэтому лучше критическое мышление тренировать, глядя со стороны на примеры искусственно насаждаемой культуры, а не принимать их внутрь и делать частью себя, чтобы только потом осмыслить и вырвать эту часть, уже успевшую стать такой «родной» и «милой». Можно, конечно, и после (лучше поздно, чем никогда), но эффективнее действовать на опережение.

Источник

Чему учат песни короля и шута

2Y1S N2gSrNM2SLUX9VG m0iq6gYXndMtNwyDWyJENnhA2jezfcc5GTRwuAe5MenvyYzfS r

mD tmHPKSjh80EXdgcpT1WK1m0WVJF8ZQdPyZHGuaHXvXNpbjf0 HZqwMOUUAzYFtX977f

Абсолютно солидарен. Потому-то КиШ моя любимая группа. Сколько слушаю, а всё новый смысл всплывает в давно знакомых песнях.

Вобщем так можно чуть ли не каждую песню описать. И это здорово

gEuk3rQ l DpsUTbX5GCF3AXN7aetg6X3T6tL xWrwGEYHg GC6KjjZXCs9zFy4njQz3TPtW

я с вами обсолютно согласна. Многие говорят,что у КиШ нет смысла,они просто не хотят вдумываться в песни!

Например песня Помоги мне-в жизни многие не хтят помочь,потому что им интересно,что произойдёт дальше.

Невеста палача-мы иногда причиняем боль близким людям,ради того,что бы не быть изгнанником общества,

Смешной совет-никогда не нужно унывать,чтобы в жизни не происходило.

Месть Гарри-простая насмешка может довести человека до всего,что угодно,поэтому относитесь к людям с уважением,

Некромант-везде есть изгои,но они тоже ведь люди,и умеют чувствовать

a2fkZenJY29IkW01ddXd2B Qi 4G0jg2TiPrutxprgTzYZvKPcV 0wNLtSKm03XiRi9xgOu4UgNhghq1AS LbiwM

Собственно Горшнев в одном из интервью сказал в каком то смысле тоже самое(хоть и был пьян)

«на мой взгляд это не простые сказки.. это отражение нашей суровой действительности. »
бесспорно. Действительность формирует наше мышление, что в последствии выражается в наших действиях. Тут вопрос мне кажется надо ставить немного по другому, осознано ли вложен смысл в эти песни.
Таким макаром можно у кого угодно смысл найти. песни максим вообще на любую молодёжную мелодраму лягут. А фильмы Люка Бессона(хоть они и классные, но согласитесь смысловой нагрузки там нет) вообще переполнены смыслом
Я фанат творчества КиШа и слежу за ними с 98 года, но смысла там нету(хотя Тень колдуна может оспорить это),

2Y1S N2gSrNM2SLUX9VG m0iq6gYXndMtNwyDWyJENnhA2jezfcc5GTRwuAe5MenvyYzfS r

вот в том то и дело что эт когда он молодой был, говорил. щас Кинчев говорит уже по друому. возраст всё таки. да и не про Кинчева тема

>>> Я фанат творчества КиШа и слежу за ними с 98 года, но смысла там нету

если ты не видишь смысл в песнях Киша. это ещё не значит что его там нету.

Источник

Почему в России так любят «Короля и Шута» — рассказывают друзья, фанаты и критики панк-группы

«Бумага» опубликовала шесть историй о петербургских панках — это и рассказы бас-гитариста «Короля и Шута», и оценки музыкальных критиков, и истории о том, как фанаты похищали одежду и реквизит группы. А мы делимся интересным материалом с НАШИми.

Как Горшок дрался с ОМОНом? Зачем бас-гитарист «Короля и Шута» пришел на музыкальную премию в футболке с надписью «***»? Почему в России до сих пор слушают эту музыку?

«Это музыка на всю жизнь»

Александр Балунов, бывший бас-гитарист «Короля и Шута»

«Король и Шут» начинался в клубе «ТамТам», концерты проходили совершенно дикие и безумные. Это был свободный клуб, где собирались абсолютно разные люди. В одной компании тусовались скинхеды, растаманы, панки, гопники, наркоманы и все, кто только можно. И никто не конфликтовал.

В Питере тогда было несколько музыкальных тусовок, они почти не пересекались. Мы не принадлежали ни к одной, вообще не были тусовщиками и всегда много репетировали. В 7 утра подъем, идешь на работу: мы все параллельно где-то работали; я в разное время был столяром, почтальоном, фрезеровщиком. Потом, если есть, на халтуру — доски, например, пилить. Потом едешь на [проспект] Просвещения репетировать, потом домой. Нам очень нравилось играть — было не до тусовок. Когда появилась своя репетиционная точка, мы могли репетировать по 8 часов в день 7 дней в неделю.

Когда я первый раз услышал нашу песню по радио, было, конечно, приятно, но в целом это никак не отразилось на нашей жизни. Мы музыкой занимались не для денег и популярности. Собрать стадион, продать альбом — это всё следствие. Сначала на концертах 20 человек, потом 30, потом 100, потом 500, потом уже собрали какой-то ДК.

kish 1 02 1 large

Дело было в 90 каком-то году. Мы поехали на фестиваль в город Байкальск на берегу Байкала. Нам дали корабль, мы взяли бухла и поехали кататься на другую сторону озера. А там почти ничего нет — тайга. Приплываем, разгружаемся, и вдруг из леса выходит бурят в синих семейных трусах. Спрашивает, откуда мы. Говорим: «Там фестиваль, музыка всякая». Он говорит: «О, круто, а вы че, тоже музыканты?». Говорим: «Ну да. „Король и Шут“ знаешь?». У него глаза стали круглые: «Как „Король и Шут“? А мы тут сидим с парнями ваши песни под гитару поем!». В итоге он позвал своих друзей, мы погрузились на пароход и поплыли вместе на фестиваль. Причем оказалось, что этот чувак не знал ни «Алису», ни «Мумий Тролля», но сидел на своем Байкале и пел наши песни под гитару. Вот это я называю успехом.

Честно говоря, нам было плевать на славу, она даже мешала: по улице нельзя было пройти, не натянув шапку до бровей. Но они никакие не фанаты; Горшок придумал это с самого начала, и я у него перенял такое отношение. Мы любим свою музыку, и эти люди тоже ее любят, [все] как одна большая семья. Они такие же, как и мы, тоже прутся. Мы проводили неофициальные встречи с фанатами: все, кому интересно, всегда могли подойти к нам на репетиционную точку пообщаться, знали наши адреса.

Бывали, конечно, случаи, когда ночевали под окнами. А из клуба «Старый дом», где мы тусовались, сперли огромный разрисованный тряпичный задник, с которым долгое время играли концерты. Причем не просто сперли: охрана рассказала, что там было человек десять. Кто-то отвлекал охрану; кто-то подсадил другого, чтобы забраться на стену; еще один снял задник; последний убежал с ним дворами. У меня на сцене постоянно воровали носки. После концерта я был весь мокрый и брал с собой чистые сухие носки, а потные снимал. Только отворачиваюсь — их уже нет.

Фанатов до сих пор много. Они пишут со всего мира, приезжают взять автограф. Недавно ко мне приехала русская семейная пара из Австралии.

Мы не причисляли себя ни к какой культуре, но, конечно же, были панками. Мы и сейчас панки. Нас никогда не волновало общественное мнение. Если ты свободный человек, то тебе ничего не мешает, и слушатель это чувствует.

kish 2 03 1 large

Как-то мы ходили получать премию «Овация». Это такая пафосная московская премия: всякие звезды, Витасы-фигитасы, Моисеевы. Сначала не хотели идти, но на приглашении было написано, что там дресс-код. Я говорю: «Пацаны, надо идти, потому что там че-то делать нельзя». Я поехал туда с открытой бутылкой портвейна, в кожаных штанах и футболке, на которой большими буквами было написано «*** на всё». Горшок в плаще был, кажется. Выглядели мы агрессивно. Было довольно весело. Вышел какой-то хрен и стал отвратительно завывать, а там в буфете продавался хороший коньяк, я встал посреди концерта и пошел. И тут на меня прожекторы направили, а у меня на груди написано «***».

Есть популярная музыка — в этом году одно популярно, в следующем другое. Но мода проходит, а настоящая музыка остается. Когда пишешь музыку с правильным отношением, она получается для вечности, а не ради сегодняшнего дня. «Король и Шут» — это музыка на всю жизнь.

«Группа не только пела, но и жила не под фонограмму»

Евгения Либабова, автор книг про «Короля и Шута», пресс-агент группы в 2001–2004 годах

Я не была поклонницей «Короля и Шута», всегда дико их боялась. На больших музыкальных фестивалях, когда они играли, просто выходила из зала. Это была не моя музыка. В 2001 году мне было 19 лет, я работала в музыкальной компании. «Король и Шут» искали пресс-атташе, и наша общая приятельница посоветовала меня.

Отлично помню нашу первую встречу. ДК Ленсовета, концерт «Аквариума», я сижу в закулисном буфете. И вдруг появляется эта толпа страшных, как тогда казалось, мужиков — кажется, мне предстоит говорить с гоблинами. Во время разговора Горшок отковыривает стразы с моих джинсов. Короче, на предложение о совместной работе говорю «да».

Случилась любовь на всю жизнь. Я увидела, как потрясающе парни работают, насколько безумен, но в тоже время трогателен на сцене Горшок. Как позже выяснилось — и в жизни тоже. Мы продолжали общаться с Горшком и Князем и после того, как я перестала с ними работать, а на свадьбе Горшка с Олей мы с Балу были свидетелями.

Начало 2000-х было золотым временем группы. Эпоха дворцов спорта: «Юбилейный», «Лужники», «Олимпийский»; золотой состав. После концертов, разумеется, — безудержные тусовки и алкоголь. Но что бы ни происходило, музыканты всегда оставались людьми — добрыми, правильными и воспитанными, такой вот парадокс. Ни у кого не было звездной болезни. Бывало, тусовались вместе с фанатами. Хотя, конечно, фанат фанату рознь. Некоторые лезли на сцену, ломились в гримерку, пытались попасть домой к музыкантам. Но в основном такие истории были по пьяни.

«Король и Шут» всегда были открытыми и искренними. Абсолютно убеждена, что народ клюет в первую очередь не на тексты, а на энергетику и атмосферу. Группа не только пела, но и жила не под фонограмму. Честность по отношению к людям и своему делу, харизма — всё это было в «Короле и Шуте».

kish 3 04 large

2002 год. Фестиваль «Окна открой». ОМОН начинает кого-то бить в толпе. Миша останавливает концерт. Обращается к ОМОНовцам. И вместе с несколькими музыкантами прыгает со сцены в толпу. Разнимают драку. А после — возвращаются на сцену. И концерт продолжается.

Миша был анархистом по убеждениям, любил Бакунина и Кропоткина, а панк-рок был стилем его жизни. Как-то на гастролях в Израиле он затусовался с панками и остался ночевать с ними на улице. Долгое время он вообще не задумывался о будущем. У него была музыка, а на всё остальное — плевать. В 2003 году Миша встретил Олю — и всё изменилось. Он завязал с наркотиками и прежним образом жизни. И спасибо Оле за то, что еще 10 лет Миша был с нами.

В мае 2013-го не стало Алексея Балабанова, еще через два месяца ушел Миша. Оба — люди ярчайшие, сильные, смелые. Прошло какое-то время, и вдруг мне стало понятно, что практически не осталось тех, кто высказывал свое мнение смело и бескомпромиссно. Миша, как и Балабанов, не боялся осуждений и последствий. И этого, конечно, тоже остро не хватает. Скучаю по нему, и из списка контактов до сих пор не удалила его номер: для меня всё равно Горшок жив.

«Целью было сделать что-то в знак благодарности Горшку»

Михаил Мирого, режиссер фильма «Король Шутов»

Я впервые услышал группу «Король и Шут» в 1999 году, мне было 13. Мне тогда нравились разные группы: «Алиса», «Кино», но «Король и Шут» были ближе — самобытная и ни на что не похожая группа. Мы с друзьями ходили на концерты, ставили прически, подражали музыкантам и хотели быть такими же, как они: не жить по правилам, которые диктует общество. Группа «Король и Шут» была для нас примером. На самом деле мы, конечно, не знали, как они живут, у нас перед глазами был определенный образ.

Впоследствии мы начали слушать западную музыку, и я понял, насколько огромна вся эта панк-культура. Причем некоторые группы мы открыли для себя, грубо говоря, по футболкам «Короля и Шута»: группу Misfits я стал слушать после того, как Горшок появился на концерте в их футболке.

У меня давно появилась идея снять любительский фильм про «Короля и Шута». Когда я узнал, что Миши не стало, произошел щелчок в голове: всё, нельзя больше откладывать, надо что-то делать. Я не общался ни с одним музыкантом из группы «Король и Шут» и никого не знал. Встретился с другом, который работает кинооператором, обратился в краудфандинговую компанию, написал синопсис фильма — за два месяца мы собрали деньги (180 тысяч рублей – прим.), и я поехал в Питер.

Где живет мама Михаила, я не знал, помнил только по какому-то интервью, что в кадре была табличка «Улица Косыгина». Я приехал на эту улицу вместе со знакомым, и мы стали ходить по дворам и спрашивать у людей: «Не подскажете, где живет мама Миши Горшенева?». Кое-как нашли нужный двор, я начал звонить по подъездам и в итоге попал к соседу Татьяны Ивановны. Сосед позвонил ей и сказал, что с ней хочет связаться какой-то парень. Она передала, чтобы я зашел к ней вечером, а когда мы встретились, дала добро на фильм. На следующий день мне позвонил Леша Горшенев, мы встретились — и всё пошло.

kish 05 large

Постепенно появлялись люди, которые нам помогали. В итоге мы сняли в фильме практически всех популярных рок-музыкантов. Когда кино было готово, мы сделали бесплатный прокат по стране, его показали в 23 городах России, потом фильм разошелся по пабликам в соцсетях.

Целью было сделать что-то в знак благодарности Горшку. За свою юность, за все наши тусовки с друзьями, которые в основном проходили под «Короля и Шута». В конце 2015 года я также связался с художниками из объединения HoodGraff и предложил им нарисовать портрет Михаила. Оно появилось летом 2016 года на его день рождения. Портрет сумасшедший, люди приезжали на его открытие со всей страны. Мы назвали это «Стена Горшка».

После этого у меня была идея снять игровой фильм по дневникам Татьяны Ивановны. К сожалению, нам не удалось собрать полную сумму, но мы сняли тизер. Уверен, что даже если не я, то кто-то другой когда-нибудь снимет фильм про Горшка.

«В России только две группы своими песнями рисуют кино»

Антон Федотов, режиссер фильма «Фред» по мотивам песни «Короля и Шута»

Я никогда не был большим поклонником «Короля и Шута», их в основном слушала моя мама: следила за выходом альбомов, знала все песни. Вообще, я большой любитель русского рока и несколько раз хотел сходить на концерт «Короля и Шута». В 2013 году как раз планировал, но не успел: умер Михаил Горшенев.

Как-то послушал песню «Фред» и подумал, что в этой истории очень много вопросов: как девочка попала в колодец, почему Фред в нее влюбился, откуда взялось проклятие. Поскольку я работаю в сфере кинопроизводства, возникла идея экранизировать песню.

shablon fon 06 large

Работая над фильмом, я переслушал все альбомы «Короля и Шута», пересмотрел старые интервью и увидел в их творчестве огромную киновселенную — яркие персонажи, философский подтекст. Мне кажется, в России только две группы своими песнями рисуют кино: «Король и Шут» и «Сплин».

Над фильмом работала группа энтузиастов, денег на площадке не получал никто. На тизер у меня ушло личных 250 тысяч рублей. Наш короткий метр показали на кинофестивале «Святая Анна» в «Доме кино». Еще был показ в Испании на каком-то фестивале, доходили слухи, что тизер прокрутили в каком-то кинотеатре в Саратове. Но мы снимали в основном для youtube.

Сейчас мы на стадии написания сценария полного метра. Это будет история по мотивам творчества «Короля и Шута», объединенные миры песен. Главный посыл — настоящее зло живет внутри нас. Человек рождается изначально злым, и всё зависит от того, сможет ли он эту злость заглушить.

«Король и Шут» создали собственный мир персонажей. Идея нашего кино — придать их творчеству новую форму жизни. Аналогичных групп в России никогда не было и вряд ли появится.

«Теперь „Король и Шут” — часть истории»

Владимир Рекшан, создатель музея «Реалии русского рока»

В конце 90-х годов я впервые увидел клип «Короля и Шута». Кажется, это была песня «Ели мясо мужики». Так, веселая сказочка.

Первое яркое впечатление было от живого выступления. У меня рос сын-школьник, который стал слушать «Короля и Шута» и попросил меня сводить его на концерт. Помню «Юбилейный», мы сели на трибуну. Когда вышли «Король и Шут», сын стал мотать головой — и продолжал так два часа, вызвав у меня родительский ужас. На концерте меня пробило. Стало понятно, что это очень яркая группа.

Теперь «Король и Шут» — часть истории. Каждое поколение должно иметь своих героев, «Король и Шут» — герои своего времени. Они начинали в 90-х, это время тревожного распада, и молодежь отвечала на это полной отвязностью.

«Король и Шут» — талантливая группа, они хорошие мелодисты, яркие персонажи. Люди до сих пор ходят в футболках «Король и Шут», а в магазине Castle Rock висит пальто Горшка, в котором он выступал на последнем концерте, и ему ходят поклоняться. А у нас в музее есть старое знамя «Короля и Шута» (в 2018 году одна из посетительниц Castle Rock разбила витрину и попыталась похитить плащ, утверждая, что является «женой, матерью и дочерью Горшка в одном лице» и в ней живет дух самого Михаила — прим.).

Вещи проявляются временем; пройдет несколько лет, и будет понятно, устоялось ли это явление, как, например, Виктор Цой, или нет. Вполне возможно, что «Король и Шут» переживет свое поколение. Это уже часть городского фольклора, но чтобы музыка стала по настоящему народной, эти песни должны пропеть несколько поколений.

«Мало кто в русской музыке смог совместить разгильдяйство с серьезным отношением к своему делу»

Артем Макарский, музыкальный критик

Многие всё еще оценивают группу «Король и Шут», исходя из стереотипов, и не хотят углубляться в изучение. Думаю, дело в том, что в какой-то момент о группе начинают судить по ее фанатам. Точно так же в нулевые «Гражданскую оборону», особенно в провинции, воспринимали по «тем странным людям с торбами за плечами». И что мы видим сейчас: Егор Летов — великий поэт, а «Гражданская оборона» — одна из главных психоделических групп русского рока.

Если послушать раннего «Короля и Шута», видно, насколько эта группа не только бойкая, но и мелодичная. У их песен интересная структура, там намешано много всего из самых разных стилей — от регги и ска до классического панка и эстрадной песни. Всё это перемолото под себя и, на самом деле, очень красиво.

На одной из старых записей с репетиции группы можно увидеть, что Горшенев очень хорош как руководитель — человек, который знает, как и что кому подсказать сделать. Еще он очень хороший мелодист. Мы привыкли думать, что классический панк — это грубая неотесанная музыка. Но стоит вспомнить, что главной мечтой Горшенева было поставить мюзикл про Суини Тодда, что тот, собственно, и сделал. Он черпал вдохновение из каких-то совсем неожиданных мест и переделывал всё под себя.

Что касается тематики песен, то история со средневековыми кошмарами была на поверхности. На Западе тоже были группы, которые обращались к легендам и сказкам. В России — «Сектор газа», которые тоже пели про это, но в более ироничной и издевательской манере. Нельзя сказать, что песни «Короля и Шута» ни на что не похожи, но у них была своя точка зрения. В них была одновременно серьезность к жанру легенды, которую пересказывают на базаре, и в то же время какая-то ирония по отношению к происходящему. Есть песня «Два вора и монета», и мне кажется, что это вообще практически чеховский рассказ, переделанный в легенду.

kish 07 1 large

Горшенев был невероятно харизматичным человеком. Он очень красиво изъяснялся — чеканными формулировками, без увиливаний. В одном из старых интервью его спрашивают: «Как вы определяете, что музыка классная?». Он отвечает: «Главное, чтобы было ******* (очень хорошо — прим.)». Мне нравится этот подход. Мне кажется, на сцене и в жизни он был очень цельным человеком. При этом глубже и тоньше, чем многие о нем думали.

Мало кто в русской музыке смог совместить разгильдяйство с серьезным отношением к своему делу. При этом сделать его абсолютно незаметным с первого взгляда, очень невыбивающимся. Это люди, которые долгое время шли с фигой в кармане и, как мне кажется, пора эту фигу в кармане разглядеть и за это их и полюбить.

Когда-то — думаю, в ближайшие пару лет — должен произойти толчок к переосмыслению «Короля и Шута». Отношение к ним только начинает меняться. И точно станет понятно, что эта группа интереснее, чем всем казалось.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector