Произведения Маршака для детей дошкольного возраста
Талантливый детский писатель Самуил Маршак был ещё литературным критиком, переводчиком и драматургом. Произведения Маршака для детей наполнены живыми, запоминающимися образами.
Биография писателя
Родился Самуил в еврейской семье в ноябре 1887 года. Его родители были простыми людьми – мать занималась домашним хозяйством, а отец работал мастером на заводе. Мальчик рос любознательным и трудолюбивым. Он окончил Острогожскую гимназию, а затем Петербургскую и Ялтинскую. Получил образование за границей в Лондоне.
Юный Маршак жил два года на ялтинской даче у Максима Горького, а в 1906 году переехал в Петербург. Он стал журналистом, нескольких печатных изданий, путешествовал по Ближнему Востоку, писал свои лучшие произведения. Первый сборник стихов назывался «Сиониды», он вышел в 1907 году.
В 1912 году писатель женился. Жил с женой за границей, в Англии, изучая местный фольклор, вернулся в Россию в 1914 году. После Октябрьской революции писатель создал первый детский театр и сам писал для него пьесы. Маршак выпускал журнал для детей, а во время войны помогал строить детские сады и интернаты. Детские произведения автор написал уже в зрелом возрасте. Он прожил долгую, достойную жизнь, и умер в 76 лет, а творчество его живёт и радует новые поколения малышей.
Чему учат произведения Маршака для детей дошкольного возраста, краткий список
С. Я. Маршак написал 32 детские сказки, в их число входят произведения в стихах и прозе, одна пьеса – «Двенадцать месяцев». С удовольствием читают дети юмористические стихотворения писателя – «Вот какой рассеянный» и «Мистер Твистер». По произведениям автора сняты детские мультфильмы:
У Маршака много небольших детских стихотворений, которые охватывают опыт детской жизни во всех её проявлениях. Интересная Азбука в стихах и картинках, написанная автором для малышей помогает им выучить буквы и запомнить забавные стихи.
В детских произведениях автор ненавязчиво, иногда с юмором, учит детей различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Он высмеивает человеческие недостатки и воспитывает любовь к родине.
Детям полезно читать стихи и сказки С. Я. Маршака. Они развивают мышление, воображение и эмоциональную восприимчивость, помогают в нравственном воспитании.
Произведения Маршака для детей
Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.
Кстати! Узнайте больше, чем жил и о чем думал Самуил Маршак
Творчество Маршака – философия жизни
Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности. Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.
В начале 1920-х годов Маршак издаёт свой первый стихотворный сборник для самых маленьких читателей ⛄️. Заинтересованность в детях у поэта проснулась намного раньше того, как он стал сочинять для них.
Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.
Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.
Они соединяют различные жанры народного творчества: потешки, загадки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки.
«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» – все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.
Счастливое детство и лесная книга
Дети нашего двора
Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?
Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).
Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы
Детки в клетке
Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.
Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.
В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.
В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.
Что было потом, всем известно, и мораль понятна.
А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.
Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.
Самостоятельная жизнь – это уже не игра.
Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.
С азбукой по жизни
У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.
Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ⛈️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.
Маршак – это символ большого искусства для маленьких. Это символ детства многих поколений. Это символ неустанного творчества. Это символ несокрушимого патриотизма. Он – современник в любые времена, и он всегда живой.
Проект «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»
Стелла Клюквина
Проект «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»
Краткосрочный проект
«Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»
1. Актуальность проекта и постановка проблемы.
Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Много лет первыми сказками и стихами, с которыми знакомятся малыши, являются произведения С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.
Сказки и стихи учат и направляют, поучают и вдохновляют, одновременно, при помощи ярких, показательных примеров и историй, написанных поэтом, любившим и умевшим обращаться с детьми любого возраста. Поэт считал, что с помощью его стихотворений можно рисовать мир, мечтать, рассказывать интересные истории для всех поколений.
Читать стихи Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.
Большая часть произведений С. Я. Маршака посвящена детям. Стихи и шутки Маршака часто используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений.
Цель проекта:
— Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
— Развитие интереса детей к художественной литературе и чтению и закрепить знания о многочисленных произведениях С. Я. Маршака.
— В игровой форме вспомнить и повторить произведения С. Я. Маршака.
— Пробудить интерес к его творчеству.
— Учить воспринимать содержание произведений.
— Прививать интерес к чтению книг.
— Развивать воображение, мышление, культуру общения.
Задачи проекта:
— Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
— Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально – слуховой сферы.
— Уметь отвечать на вопросы по произведениям.
— Активизировать и обогащать речь детей.
— Развивать творческое воображение и внимание.
Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством С. Я. Маршака:
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам.
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
— Чтение и заучивание сказок и стихов С. Я. Маршака.
— Оформление и выставка книг и рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
— Портрет поэта С. Я. Маршака;
— Книжная выставка произведений и рисунков С. Я. Маршака;
Участники проекта:
— дети старшей группы №5
— воспитатель: Клюквина С. Г.
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
— обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;
— обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых
для реализации проекта;
— подбор методической, художественной литературы, иллюстративного,
музыкального, аудио и видео материала по теме проекта.
— опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в
домашней библиотеке произведения С. Я. Маршака;
— организация выставки книг и рисунков с привлечением родителей
«Наши любимые стихи и сказки»;
— опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о
поэте и его произведениях.
2. Основной этап проекта.
1. Чтение сказок
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Заучивание и инсценировка сказок и стихотворений
1. Рассматривание портрета С. Я. Маршака;
2. Рассматривание иллюстраций к стихам и сказкам С. Я. Маршака;
3.Дидактические игры: «Угадай, из какой сказки персонаж «Скажи
наоборот», «Вспомни сказку».
1. Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;
2. Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;
— «Вот какой рассеянный»
3. Исследовательские работы о жизни С. Я. Маршака;
— «Детство С. Я. Маршака и его семья»
— «Как писались сказки».
4. Математическая игра по мотивам произведений С. Я. Маршака;
— «Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);
— игра «Посчитай-ка» («Веселый счет»)
— «Где обедал воробей?»
— «Сказка о глупом мышонке»
3. Аппликация,ручной труд: «Кошкин дом»
4.Конструктивная деятельность: «Вокзал» из произведения «Вот такой
5.Слушание музыки: отрывки из сказки «Двенадцать месяцев».
6.Драматизация: «Сказка о глупом мышонке»
1. Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению
Сотрудничество с родителями
1. Домашнее чтение произведений с. Я. Маршака.
2. Изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми и родителями
3. Изготовление костюмов и атрибутов к инсценировке
стихотворения «Сказка о глупом мышонке».
3. Завершающий этап
1. Проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака
2. Выставка детских рисунков
Подводя итоги проекта «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим и очень ярким.
За время проекта познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, познакомились с основными произведениями поэта.
Дети и родители приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились инсценировать и иллюстрировать литературные произведения.
По результатам нашего проекта хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием.
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы,а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.
Ход занятия:
— Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет и скажите, кто это? (ответы детей)
— Правильно, это детский писатель С. Я. Маршак.
— Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали по его произведениям. У нас сегодня хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать весёлые, добрые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С. Я. Маршака.
— Что вы знаете о жизни С. Я. Маршака?
Книги Маршака знают не только в нашей стране,но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.
Сочинять стихи он начал с четырёх лет. Ещё школьником писал поэмы, переводил стихи с латинского и польских языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей. В 1923 году был напечатаны первые стихи С. Я. Маршака «Дом который построил Джек».Поэт написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы. Послушайте задорный стих про мяч, который прочитает Иван.
Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.
— А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).
— Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С. Я. Маршака? Давайте начнем.
— Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.
Вставьте слово,пропущенное в названии литературного произведения:
4. Дремота и … (зевота)
5. Вот какой … (рассеянный)
8. Рассказ о неизвестном … (герое)
О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?
1. Простите! Извините!
Мы с вами незнакомы.
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то.
2. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала
3. Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты?
4. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке
Узнайте,что лежит в сундуке: (загадки С. Я. Маршака)
2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
4. В Полотняной стране
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
1 этап: Вспомнить и назвать произведение.
Сказка «О глупом мышонке»:
.Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»:
Что сдавала дама в багаж:
Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С. Я. Маршака:
1. Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком)
Я тигренок, а не (киска!
3. Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей)
Угадай героя и назови произведение (картинки)
И послушайте! Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Пусть каждый день и
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Детские стихи и сказки про животных Уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что Вам понравилось стихотворение про слоника. Хочу предложить Вам еще несколько миниатюр. Докучная.
Фотоотчёт «Конкурс чтецов «Наши любимые стихи Самуила Яковлевича Маршака» 3 ноября, в рамках Недели игры и игрушки в нашем дошкольном структурном подразделении прошёл конкурс чтецов «Наши любимые стихи Самуила.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебные сказки Шарля Перро» Задачи: Образовательные: • закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда • закрепить знания таблиц сложения и вычитания.
Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.
Краткосрочный проект «Волшебные снежинки» Цель: Изучение природного явления – снежинки. Задачи: • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снегу, снег пушистый • Учить.
Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе. Актуальность проекта и постановка проблемы В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Самуил.
Оформление приемной в стиле зимней сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» В нашем саду сложилась традиция оформлять раздевалки на различные темы и потом проводить экскурсии. В этом году нам предложили к новогодним.
Анализ произведений С.Я.Маршака
Презентация к дню рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Просмотр содержимого документа
«Анализ произведений С.Я.Маршака»
Самуила Яковлевича Маршака
Педагог дополнительного образования
Глущенко Ирина Михайловна
С чувством собственного достоинства.
Его творчество стало частью
души нескольких поколений детей.
Он подарил прекрасную поэзию для детей, которой мы по праву гордимся.
Она, как радуга, многообразна и едина.
Принадлежит сразу и небу, и земле.
(Б. Копалыгин этюды о С. Я. Маршаке).
Дошкольное детство- важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье,
сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием.
Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года.
Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.
Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.
Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно.
Среди его книг дети находят и затейливую шутку («Детки в клетке»), и серьезную балладу («Ледяной остров»), и сатирическую поэму («Мистер Твистер»), и лирический цикл («Круглый год»), и много сказок («Сказка о глупом мышонке», «Угомон» и другие), и историческую повесть в стихах («Быль-небылица»),
и фантастические поэмы («Пожар»),
и стихотворные очерки («Почта»,
«Как печатали вашу книгу»),
и автобиографическую повесть
о детстве («В начале жизни»),
и загадки, и песни, и небылицы.
Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой («Усатый-полосатый»).
Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.
Тексты детских произведений неразрывно связаны с иллюстрациями. Картинки в книгах помогают ребенку лучше понять и усвоить произведение. Поэт учит ребят понимать живопись, художник помогает им узнать поэзию. В детских книгах иллюстрации и текст становятся цельным произведением. Ярким примером этого служат книги С.Я. Маршака, над многими из которых поэт работал буквально в соавторстве с художниками.
Маршак показывает своему маленькому читателю что животные испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Так автор приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного
В рассказе о пожаре Маршак наделил всех действующих лиц чертами живых персонажей, которые двигаются, шумят, разговаривают, активно участвуют в развитии события… Писатель сравнивает огонь со зверем, злодеем, он кричит, ревет, «пожарника
как в сказке, просит пощады у храброго
пожарника. Между тем в книге речь шла
о реальном событии, которое
развивалось в реальном времени
Как весьма немногие, Самуил Яковлевич Маршак умел писать для всех возрастов: его стихи, как самые верные друзья, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В самом деле: «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Тихая сказка» и еще множество стихов — это для самых маленьких; «Рассеянный», «Багаж», «Почта»,
«Сказки для чтения и представления»
«Кошкин дом», «Терем-теремок»,
пересказы английских детских песенок
(они издаются у нас под заглавием
«Плывет, плывет кораблик») —
для старших дошкольников;
«Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Откуда стол пришел?», «Праздник леса», пьеса «Двенадцать месяцев» — для младших школьников;
«Быль-небылица», пьеса «Горя бояться — счастья не видать» — для подростков;
эпиграммы, лирика, стихотворная сатира, пьеса «Умные вещи», переводы из Шекспира, Бернса, Блейка, Гейне, Петефи — для юношей и взрослых.
Наконец, став родителями, мы вновь вместе с малышами обращаемся к стихам Маршака.
«Особенности Маршака как детского писателя я вижу в том, — говорил А.А. Фадеев, — что он первым среди писателей, существующих в мире, сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеи, то есть, короче говоря, заговорить с детьми младшего возраста по самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал».
Выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак призывал не опускаться, а подниматься до чувств ребенка, потому что его чувства глубже, сильнее наших, взрослых.
Маршак тоже был убежден в этом, и его отношение к ребенку — не сентиментальное, а уважительное. «В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов», — писал он в автобиографической книге «В начале жизни».
На собственном опыте зная особенности детского восприятия мира, Маршак и в стихах для детей старается смотреть на мир глазами ребенка.
Мышление ребенка конкретно. Когда заходит речь о столе, он представляет себе не стол вообще, а вполне конкретный стол, который ему лучше запомнился. А восстановив этот стол в памяти, ребенок тут же начинает думать, откуда этот стол взялся, как пришел к нему в дом. Поэтому стихотворение Маршака «Откуда стол пришел?», построенное как раз на таких, самых интересных для ребенка подробностях, как нельзя лучше отвечает законам детского восприятия. Сила воображения поэта, представляющего себе стол в его «родной стихии» — в лесу, где
Он был в чешуйчатой коре,
а меж его корней Барсук храпел в своей норе До самых вешних дней.
делает это стихотворение близким и понятным ребенку.
Впрочем, несмотря на эту постоянную настройку на волну детского восприятия, Маршак не просто потакает ребенку во всех его увлечениях. Он беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире («вырастешь — узнаешь»), а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступным ему языком. Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным и, казалось бы, сугубо «взрослым» темам («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»).
Каждое из этих стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности.
При этом поэт не опускается до морализирования, ибо хорошо знает: «Плоская, поверхностная мораль всегда отталкивает и подрывает доверие к литературе и к морали».
И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись, — в «Мистере Твистере» или в «Пожаре», — Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.
Отлично приспособленные к детскому воспитанию, стихи Маршака в то же время остаются на уровне «взрослого» поэтического мастерства. Недаром его «Детками в клетке» восхищалась Марина Цветаева, а Владимир Маяковский с удовольствием декламировал строки из «Сказки про глупого мышонка» и «Цирка».
Загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.
Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.
Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака
именно маленькие читатели
чем их мамы и папы,
Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.