чему учат произведения маршака с примерами

Произведения Маршака для детей дошкольного возраста

Талантливый детский писатель Самуил Маршак был ещё литературным критиком, переводчиком и драматургом. Произведения Маршака для детей наполнены живыми, запоминающимися образами.

Биография писателя

Родился Самуил в еврейской семье в ноябре 1887 года. Его родители были простыми людьми – мать занималась домашним хозяйством, а отец работал мастером на заводе. Мальчик рос любознательным и трудолюбивым. Он окончил Острогожскую гимназию, а затем Петербургскую и Ялтинскую. Получил образование за границей в Лондоне.

Юный Маршак жил два года на ялтинской даче у Максима Горького, а в 1906 году переехал в Петербург. Он стал журналистом, нескольких печатных изданий, путешествовал по Ближнему Востоку, писал свои лучшие произведения. Первый сборник стихов назывался «Сиониды», он вышел в 1907 году.

В 1912 году писатель женился. Жил с женой за границей, в Англии, изучая местный фольклор, вернулся в Россию в 1914 году. После Октябрьской революции писатель создал первый детский театр и сам писал для него пьесы. Маршак выпускал журнал для детей, а во время войны помогал строить детские сады и интернаты. Детские произведения автор написал уже в зрелом возрасте. Он прожил долгую, достойную жизнь, и умер в 76 лет, а творчество его живёт и радует новые поколения малышей.

Чему учат произведения Маршака для детей дошкольного возраста, краткий список

С. Я. Маршак написал 32 детские сказки, в их число входят произведения в стихах и прозе, одна пьеса – «Двенадцать месяцев». С удовольствием читают дети юмористические стихотворения писателя – «Вот какой рассеянный» и «Мистер Твистер». По произведениям автора сняты детские мультфильмы:

У Маршака много небольших детских стихотворений, которые охватывают опыт детской жизни во всех её проявлениях. Интересная Азбука в стихах и картинках, написанная автором для малышей помогает им выучить буквы и запомнить забавные стихи.

В детских произведениях автор ненавязчиво, иногда с юмором, учит детей различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Он высмеивает человеческие недостатки и воспитывает любовь к родине.

Детям полезно читать стихи и сказки С. Я. Маршака. Они развивают мышление, воображение и эмоциональную восприимчивость, помогают в нравственном воспитании.

Источник

Произведения Маршака для детей

Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.

Кстати! Узнайте больше, чем жил и о чем думал Самуил Маршак

Творчество Маршака – философия жизни

Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности. Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.

В начале 1920-х годов Маршак издаёт свой первый стихотворный сборник для самых маленьких читателей ⛄️. Заинтересованность в детях у поэта проснулась намного раньше того, как он стал сочинять для них.

Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.

marshak003

Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.

Они соединяют различные жанры народного творчества: потешки, загадки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки.

«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» – все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.

Счастливое детство и лесная книга

Дети нашего двора

Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?

marshak004

Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).

Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы

Детки в клетке

Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.

Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.

В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.

В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.

Что было потом, всем известно, и мораль понятна.

А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.

Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.

Самостоятельная жизнь – это уже не игра.

Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.

С азбукой по жизни

У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.

marshak005

Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ⛈️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.

Маршак – это символ большого искусства для маленьких. Это символ детства многих поколений. Это символ неустанного творчества. Это символ несокрушимого патриотизма. Он – современник в любые времена, и он всегда живой.

Источник

Проект «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»

16ceaf068d97a5855b739622209ac2b8 Стелла Клюквина
Проект «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»

Краткосрочный проект

«Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака»

1. Актуальность проекта и постановка проблемы.

Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Много лет первыми сказками и стихами, с которыми знакомятся малыши, являются произведения С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.

Сказки и стихи учат и направляют, поучают и вдохновляют, одновременно, при помощи ярких, показательных примеров и историй, написанных поэтом, любившим и умевшим обращаться с детьми любого возраста. Поэт считал, что с помощью его стихотворений можно рисовать мир, мечтать, рассказывать интересные истории для всех поколений.

Читать стихи Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.

Большая часть произведений С. Я. Маршака посвящена детям. Стихи и шутки Маршака часто используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений.

Цель проекта:

— Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.

— Развитие интереса детей к художественной литературе и чтению и закрепить знания о многочисленных произведениях С. Я. Маршака.

— В игровой форме вспомнить и повторить произведения С. Я. Маршака.

— Пробудить интерес к его творчеству.

— Учить воспринимать содержание произведений.

— Прививать интерес к чтению книг.

— Развивать воображение, мышление, культуру общения.

Задачи проекта:

— Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.

— Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально – слуховой сферы.

— Уметь отвечать на вопросы по произведениям.

— Активизировать и обогащать речь детей.

— Развивать творческое воображение и внимание.

Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством С. Я. Маршака:

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам.

Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

— Чтение и заучивание сказок и стихов С. Я. Маршака.

— Оформление и выставка книг и рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

— Портрет поэта С. Я. Маршака;

— Книжная выставка произведений и рисунков С. Я. Маршака;

Участники проекта:

— дети старшей группы №5

— воспитатель: Клюквина С. Г.

По методу: Метод развития творческого познавательного мышления

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

— обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;

— обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых

для реализации проекта;

— подбор методической, художественной литературы, иллюстративного,

музыкального, аудио и видео материала по теме проекта.

— опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в

домашней библиотеке произведения С. Я. Маршака;

— организация выставки книг и рисунков с привлечением родителей

«Наши любимые стихи и сказки»;

— опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о

поэте и его произведениях.

2. Основной этап проекта.

1. Чтение сказок

2. Беседы по прочитанным сказкам.

3. Заучивание и инсценировка сказок и стихотворений

1. Рассматривание портрета С. Я. Маршака;

2. Рассматривание иллюстраций к стихам и сказкам С. Я. Маршака;

3.Дидактические игры: «Угадай, из какой сказки персонаж «Скажи

наоборот», «Вспомни сказку».

1. Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;

2. Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;

«Вот какой рассеянный»

3. Исследовательские работы о жизни С. Я. Маршака;

«Детство С. Я. Маршака и его семья»

«Как писались сказки».

4. Математическая игра по мотивам произведений С. Я. Маршака;

«Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);

— игра «Посчитай-ка» («Веселый счет»)

«Где обедал воробей?»

«Сказка о глупом мышонке»

3. Аппликация,ручной труд: «Кошкин дом»

4.Конструктивная деятельность: «Вокзал» из произведения «Вот такой

5.Слушание музыки: отрывки из сказки «Двенадцать месяцев».

6.Драматизация: «Сказка о глупом мышонке»

1. Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению

detsad 2261411 1585049009

Сотрудничество с родителями

1. Домашнее чтение произведений с. Я. Маршака.

2. Изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми и родителями

3. Изготовление костюмов и атрибутов к инсценировке

стихотворения «Сказка о глупом мышонке».

3. Завершающий этап

1. Проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака

2. Выставка детских рисунков

Подводя итоги проекта «Волшебные сказки и стихи С. Я. Маршака», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим и очень ярким.

За время проекта познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, познакомились с основными произведениями поэта.

Дети и родители приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились инсценировать и иллюстрировать литературные произведения.

По результатам нашего проекта хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием.

Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы,а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.

detsad 2261411 1585049037

Ход занятия:

— Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет и скажите, кто это? (ответы детей)

— Правильно, это детский писатель С. Я. Маршак.

— Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали по его произведениям. У нас сегодня хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать весёлые, добрые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С. Я. Маршака.

— Что вы знаете о жизни С. Я. Маршака?

Книги Маршака знают не только в нашей стране,но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.

Сочинять стихи он начал с четырёх лет. Ещё школьником писал поэмы, переводил стихи с латинского и польских языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей. В 1923 году был напечатаны первые стихи С. Я. Маршака «Дом который построил Джек».Поэт написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы. Послушайте задорный стих про мяч, который прочитает Иван.

detsad 2261411 1585049273

Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.

— А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

— Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С. Я. Маршака? Давайте начнем.

— Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.

Вставьте слово,пропущенное в названии литературного произведения:

4. Дремота и … (зевота)

5. Вот какой … (рассеянный)

8. Рассказ о неизвестном … (герое)

О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?

1. Простите! Извините!

Мы с вами незнакомы.

Ой, ой, какой скандал!

Я, кажется, надел не то.

2. Она отправилась в Житомир,

Взяла с собой огромнейший багаж.

Но по пути собачку потеряла,

И очень сильно горевала

3. Приказала их принцесса

Принести зимой из леса.

Принести зимой цветы!

А какие? Помнишь ты?

4. В гости он пришёл ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке

Узнайте,что лежит в сундуке: (загадки С. Я. Маршака)

2. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

3. Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

4. В Полотняной стране

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

1 этап: Вспомнить и назвать произведение.

Сказка «О глупом мышонке»:

.Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»:

Что сдавала дама в багаж:

Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С. Я. Маршака:

1. Не хотел котенок мыться –

Убежал он из корытца

И в углу за сундуком

Начал мыться…. (языком)

Я тигренок, а не (киска!

3. Где обедал воробей

В зоопарке у (зверей)

Угадай героя и назови произведение (картинки)

И послушайте! Пожелание друзьям.

detsad 2261411 1585049101

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Пусть каждый день и

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Детские стихи и сказки про животных Уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что Вам понравилось стихотворение про слоника. Хочу предложить Вам еще несколько миниатюр. Докучная.

detsad 269352 1447093704Фотоотчёт «Конкурс чтецов «Наши любимые стихи Самуила Яковлевича Маршака» 3 ноября, в рамках Недели игры и игрушки в нашем дошкольном структурном подразделении прошёл конкурс чтецов «Наши любимые стихи Самуила.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебные сказки Шарля Перро» Задачи: Образовательные: • закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда • закрепить знания таблиц сложения и вычитания.

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

detsad 311718 1549348237Краткосрочный проект «Волшебные снежинки» Цель: Изучение природного явления – снежинки. Задачи: • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снегу, снег пушистый • Учить.

detsad 55416 1513626242Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе. Актуальность проекта и постановка проблемы В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Самуил.

detsad 148209 1516530398Оформление приемной в стиле зимней сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» В нашем саду сложилась традиция оформлять раздевалки на различные темы и потом проводить экскурсии. В этом году нам предложили к новогодним.

Источник

Анализ произведений С.Я.Маршака

Презентация к дню рождения Самуила Яковлевича Маршака.

Просмотр содержимого документа
«Анализ произведений С.Я.Маршака»

img0

Самуила Яковлевича Маршака

Педагог дополнительного образования

Глущенко Ирина Михайловна

img1

С чувством собственного достоинства.

Его творчество стало частью

души нескольких поколений детей.

Он подарил прекрасную поэзию для детей, которой мы по праву гордимся.

Она, как радуга, многообразна и едина.

Принадлежит сразу и небу, и земле.

(Б. Копалыгин этюды о С. Я. Маршаке).

img2

Дошкольное детство- важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

img3

Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье,

сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием.

img4

Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года.

img5

Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

img6

img7

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно.

img8

Среди его книг дети находят и затейливую шутку («Детки в клетке»), и серьезную балладу («Ледяной остров»), и сатирическую поэму («Мистер Твистер»), и лирический цикл («Круглый год»), и много сказок («Сказка о глупом мышонке», «Угомон» и другие), и историческую повесть в стихах («Быль-небылица»),

и фантастические поэмы («Пожар»),

и стихотворные очерки («Почта»,

«Как печатали вашу книгу»),

и автобиографическую повесть

о детстве («В начале жизни»),

и загадки, и песни, и небылицы.

img9

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой («Усатый-полосатый»).

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

img10

Тексты детских произведений неразрывно связаны с иллюстрациями. Картинки в книгах помогают ребенку лучше понять и усвоить произведение. Поэт учит ребят понимать живопись, художник помогает им узнать поэзию. В детских книгах иллюстрации и текст становятся цельным произведением. Ярким примером этого служат книги С.Я. Маршака, над многими из которых поэт работал буквально в соавторстве с художниками.

img11

Маршак показывает своему маленькому читателю что животные испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Так автор приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного

img12

В рассказе о пожаре Маршак наделил всех действующих лиц чертами живых персонажей, которые двигаются, шумят, разговаривают, активно участвуют в развитии события… Писатель сравнивает огонь со зверем, злодеем, он кричит, ревет, «пожарника

как в сказке, просит пощады у храброго

пожарника. Между тем в книге речь шла

о реальном событии, которое

развивалось в реальном времени

img13

Как весьма немногие, Самуил Яковлевич Маршак умел писать для всех возрастов: его стихи, как самые верные друзья, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В самом деле: «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Тихая сказка» и еще множество стихов — это для самых маленьких; «Рассеянный», «Багаж», «Почта»,

«Сказки для чтения и представления»

«Кошкин дом», «Терем-теремок»,

пересказы английских детских песенок

(они издаются у нас под заглавием

«Плывет, плывет кораблик») —

для старших дошкольников;

img14

«Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Откуда стол пришел?», «Праздник леса», пьеса «Двенадцать месяцев» — для младших школьников;

«Быль-небылица», пьеса «Горя бояться — счастья не видать» — для подростков;

эпиграммы, лирика, стихотворная сатира, пьеса «Умные вещи», переводы из Шекспира, Бернса, Блейка, Гейне, Петефи — для юношей и взрослых.

Наконец, став родителями, мы вновь вместе с малышами обращаемся к стихам Маршака.

img15

«Особенности Маршака как детского писателя я вижу в том, — говорил А.А. Фадеев, — что он первым среди писателей, существующих в мире, сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеи, то есть, короче говоря, заговорить с детьми младшего возраста по самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал».

img16

Выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак призывал не опускаться, а подниматься до чувств ребенка, потому что его чувства глубже, сильнее наших, взрослых.

Маршак тоже был убежден в этом, и его отношение к ребенку — не сентиментальное, а уважительное. «В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов», — писал он в автобиографической книге «В начале жизни».

img17

На собственном опыте зная особенности детского восприятия мира, Маршак и в стихах для детей старается смотреть на мир глазами ребенка.

Мышление ребенка конкретно. Когда заходит речь о столе, он представляет себе не стол вообще, а вполне конкретный стол, который ему лучше запомнился. А восстановив этот стол в памяти, ребенок тут же начинает думать, откуда этот стол взялся, как пришел к нему в дом. Поэтому стихотворение Маршака «Откуда стол пришел?», построенное как раз на таких, самых интересных для ребенка подробностях, как нельзя лучше отвечает законам детского восприятия. Сила воображения поэта, представляющего себе стол в его «родной стихии» — в лесу, где

Он был в чешуйчатой коре,

а меж его корней Барсук храпел в своей норе До самых вешних дней.

делает это стихотворение близким и понятным ребенку.

img18

Впрочем, несмотря на эту постоянную настройку на волну детского восприятия, Маршак не просто потакает ребенку во всех его увлечениях. Он беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире («вырастешь — узнаешь»), а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступным ему языком. Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным и, казалось бы, сугубо «взрослым» темам («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»).

Каждое из этих стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности.

img19

При этом поэт не опускается до морализирования, ибо хорошо знает: «Плоская, поверхностная мораль всегда отталкивает и подрывает доверие к литературе и к морали».

И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись, — в «Мистере Твистере» или в «Пожаре», — Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.

img20

Отлично приспособленные к детскому воспитанию, стихи Маршака в то же время остаются на уровне «взрослого» поэтического мастерства. Недаром его «Детками в клетке» восхищалась Марина Цветаева, а Владимир Маяковский с удовольствием декламировал строки из «Сказки про глупого мышонка» и «Цирка».

img21

Загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

img22

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака

именно маленькие читатели

чем их мамы и папы,

img23

Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

img24

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector