Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова»
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ
Консультация для воспитателей + викторина для детей старшего дошкольного возраста
Желудкова Светлана Александровна,
старший воспитатель
МБДОУ Кемского детского сада № 4
Николай Николаевич Носов
В 1957 году «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал официальные данные о писателях, чьи книги в начале50-х годов наиболее часто переводились на разные языки народов мира и издавались большими тиражами. В числе русских писателей на третьем месте оказался Николай Николаевич Носов – сразу после Гоголя и Пушкина. Это, конечно, не случайно и вполне объяснимо. После недавно закончившейся небывалой в истории человечества жестокой, разрушительной войны люди мечтали о жизни счастливой для всех, но главное – для детей, ибо только Детство бессмертно, ему всегда принадлежит будущее. Правдивые, ясные, чистые произведения Н. Носова излучают любовь к детям, воплощают вдохновляющие реальные обычные картины бытия, которые одухотворены любовью людей к детям, наполнены атмосферой доброжелательства, покоя, уверенности и взрослых, и детей в завтрашнем дне.
Николай Николаевич Носов начал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание получил после Великой Отечественной войны. Он родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноактёра. Закончив школу-семилетку, поступил работать на завод. С 1927 года Носов начал учиться в Киевском художественном институте. Через два года он перевёлся в Московский государственный институт кинематографии, который закончил в 1932 году.
До 1951 года Н. Носов занимался режиссёрской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических.
Первый рассказ Н. Н. Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Напечатан в журнале «Мурзилка».
В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них – «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки»
В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук» (1945, «Ступеньки» (1946, «Весёлые рассказы» (1947)и повести: «Витя Малеев в школе и дома» (1952, «Весёлая семейка» (1949, «Дневник Коли Синицына» (1950) и др.
Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату.
Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы», и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса», и о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.
В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства.К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка. Автор вычленяет детские проблемы из хаоса взрослой действительности, делает акцент на процессе формирования характера.
«Повесть о моем друге Игоре» написана в форме коротких дневниковых записей дедушки о жизни внука дошкольного возраста. Повествование разделено на «эпохи»: «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т. д. Ненавязчивая позиция рассказчика проявляется главным образом в заголовках и заключается в утверждении принципов свободного воспитания, не стесненной назиданиями жизни ребенка. При соблюдении этих принципов только и могут естественно образовываться детская речь, ум и нравственное чувство. Николай Носов объяснял свою задачу в письме к писателю С. А.Баруздину: «Мне хотелось показать, какое это чистое, замечательное существо – ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического, как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке».
Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н. Носова «Тайна на дне колодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значение повести в истории отечественной культуры детства.
Книги Н. Носоваиллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И. Семенов, Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев и другие. Художник В. Горяев, обращаясь к детям и педагогам,не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо… Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора… Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им в прозе образы и сюжеты. По его сценариям были созданы кинофильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Ему принадлежат пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник», «Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.
Свои творческие взгляды Николай Носов неоднократно излагал в статьях, анкетах, письмах. Многие статьи 50-60-х годов вошли в сборник «Иронические юморески» (1969).
Творчество Н. Носова имеет большое значение в советской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта являются способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы
1. Арзамасцева И. Н.Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
2. Васильева Н. Знакомим с произведениями Н. Носова/ Дошкольное воспитание, № 5, 2014 г.
3. Детская литература. Учеб. пособие для учащихся дошкольных отд-ний пед. училищ. Сост. : Е. Е. Зубарева, З. П. Пахомова. М., «Просвещение», 1976.
4. Еремеева Е. В. Ознакомление с рассказами и сказками Н. Н. Носова/ Воспитатель ДОУ, № 11, 2012 г.
5. Путилова Е. О. Детская литература. Учебник для педагогических колледжей. М. : Издательский центр «Академия», 2008 – 384 с.
6. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Т. Д. Полозовой. 2-е изд., испр. М. : Асайет А, 1998.
Конспект НОД подготовительной группы Коммуникация (развитие речи) по рассказу Н. Носова «На горке» ХОД НОД Воспитатель: Обращает внимание детей на картину,которая появилась в группе. Дети:Стоят около воспитателя подходят к картине. Воспитатель:.
Чему учат рассказы Носова: «Заплатка», «Затейники», «Ступеньки» и др.?
Герои просто охвачены жаждой деятельности, они попадают в необычные, зачастую комические ситуации.
В своих рассказах Носов учит маленьких читателей никогда не унывать, потому что выход из любой ситуации всегда можно найти, нужно только приложить немного усилий, постараться.
Несмотря на то, что самые известные произведения Носова про приключения Незнайки, его рассказы, безусловно, заслуживают не менее пристального внимания.
Николай Носов написал очень много рассказов. Среди низ есть небольшие по размеру, но с очень большим смыслом. Все рассказы Н.Носова веселые. Они учат добру, находчивости, хорошим и правильным поступкам, а также что безвыходных ситуаций нет, особенно если рядом друг и не опускать руки.
Николаем Носовым написаны много небольших и поучительных рассказов, в которых он с юмором повествует о самых обычных детях, их подвигах, проступках, заботах и проблемах. Простота изложения и незатейливые сюжеты, доходчиво разъясняют смысл рассказов, который понятен и детям – главным читателям, которым автор свои произведения и посвятил.
Чему учат рассказы Н.Носова?
Общей мыслью для всех трех рассказов можно назвать то, что никогда не надо сдаваться, если у вас появились трудности. Из любой ситуации можно найти выход, иногда нужно принять помощь, а иногда быть самостоятельным.
Николай Носов является не только автором «Приключений Незнайки», но и множества коротких рассказов для детей и о детях, самого младшего школьного возраста или даже младше. Герои этих рассказов очень разные, но все они веселые, неунывающие и непосредственные. Часто в этих рассказах рассказывается о дружбе и о том, что любую беду, любой страх легче преодолеть вместе с другом, как например в рассказе «Затейники» или рассказе «Ступеньки».
Или темой рассказа может стать взросление маленького человека, который понимает, что не все заботы следует складывать на маму, а можно и самому постараться что-то сделать полезного, хотя бы для самого себя, как в рассказе «Заплатка» или «Мишкина каша». И пусть это дело не получится с первого раза, но оно обязательно будет сделано лучше во второй раз. Главное не унывать и опускать руки. А как раз этого герои Носова никогда и не делают.
А еще рассказы Носова учат тому, что врать нехорошо и некрасиво, и что настоящий друг познается в беде, как в рассказе «Фантазеры».
Небольшие поучительные рассказы Николая Носова, предназначенные для дошкольников и детей младшего школьного возраста, не только интересны,но полезны и поучительны.
Автор учит детей многим полезным вещам:
А еще Н.Носов в своих рассказах учит ребят дружить и быть справедливыми, находчивыми, помогать друг другу, не унывать.
Все рассказы Носова очень смешные, они учат детей добру, находчивости. Писатель убеждает читателей в том, что безвыходных ситуаций не бывает, можно всегда добиться желаемого. Кроме того, он учит деток дружить.
Рассказ Николая Носова «Мишкина каша» ведется от имени рассказчика и повествует читателю о приключениях двух друзей: Кольки и Мишки.
Однажды к мальчику Коле приехал в гости его друг Миша. Мама Коли как раз собралась по делам в город и спросила мальчиков, смогут ли они сами приготовить себе вечером еду. Мишка заверил, что он «в этом деле мастер», а Коля доверился своему другу, в результате чего прослушав мамины инструкции.
В итоге, мальчишки отправилась в обед на речку, наловив там ведро пескарей, и к вечеру очень проголодались. Но когда они стали варить кашу, Мишка насыпал очень много крупы, и каша стала вылезать из кастрюли. Ребята все подливали и подливали в кастрюлю воды, разливая лишнюю кашу по тарелкам. пока все емкости не были полны недоваренной каши, а в доме не кончилась вода. Мишка побежал за водой к колодцу, но умудрился в темноте потерять в колодце ведро.
Тогда Коля и Миша решили пожарить выловленных в обед пескарей, но и тут их ожидала неудача: рыбки прилипли к сковородке, и друзья чуть не спалили дом.
Уставшие ребята легли спать, а утром попросили соседку тетю Наташу накормить их, в обмен пообещав ей помочь с сорняками на огороде.
Наевшись «от пуза» у тети Наташи, довольные и усталые Коля и Мишка пришли к обоюдному мнению, что варить кашу куда сложнее, чем выдергивать сорняки.
В своем рассказе «Мишкина каша» писатель хотел выразить такую мысль, что уверенность в характере очень важна, но все же не стоит быть излишне самонадеянным: в любом деле есть свои секреты, изучив которые, можно стать по-настоящему самостоятельным человеком.
3 Колина мама, которая оставила ребят в деревне, а сама уехала в город, потому что у неё закончился отпуск.
4 Тётя Наташа, у которой ребята жили в доме в деревне.
7 Девочка Леночка ехала в поезде вместе с дядей и тётей. Она воспитывала Дружка, пока ребята его искали. Она очень привязалась к Дружку и ребята дали ей обещание, привезти через год ей самого лучшего щенка от собаки Дианки.
8 Мама Мишки, которая не получила Мишкино письмо, в котором он просил разрешить ему привезти домой Дружка.
Главная мысль: любовь к животным и ответственное отношение к ним.
Друзья любили мороженное, но денег у них было только на одно мороженное и они решили купить одно мороженное и поделить его пополам, но на пути они встретили Иру, которую очень некрасиво обманул её брат и ребята незадумываясь поделились с ней мороженным.
В рассказе Евгения Носова «Кукла» автор описывает свои посещения Липино, куда он любил приезжать на рыбалку. На берегу сильной реки он когда-то познакомился с Акимычем, прошедшим войну фронтовиком.
У автора и Акимыча оказалась похожая военная судьба: они оба воевали в одной и той же армии, ликвидировали одни и те же котлы, участвовали в одних и тех операциях и освобождали одни и те же европейские города. Акимыч был ранен, после чего любое сильное волнение оказывало негативное влияние на его способность говорить.
В последний раз автор видел Акимыча осенью, когда тот шел вдоль школьной ограды с лопатой на плече. Он окликнул старика, но тот угрюмо двигался вперед, не желая разговаривать.
Вдвоем они дошли до придорожного кювета и Акимыч показал на куклу, которая валялась в грязи. Она еще имела привлекательное личико, но по всему её телу виднелись обожженые отметины и даже дыры. Кто-то изуродовал куклу и смотреть на неё было больно.
Старик вырыл яму на пустыре, прикрыл дно сеном и аккуратно опустил туда куклу, предварительно сложив ей руки. После того, как Акимыч похоронил куклу, он вымолвил, что всего не закопаешь. Этим он вынес свой приговор равнодушию и жестокости, которые пока еще не искоренены.
В рассказе Носова «Дружок» поднимается сразу несколько довольно серьезных проблем. Прежде всего это проблема взаимоотношений между человеком и животными, которых он держит у себя дома.
Если кто-то берется держать у себя животных, собаку, кошку, еще кого-нибудь, он должен брать на себя полную ответственность за это животное. Чтобы не получалось так, что появились щенки, а владельцу собаки они не нужны и он готов утопить их.
Вторая проблема, проблема верности и дружбы. Мальчики потеряли своего щенка в поезде и пытались самостоятельно решить возникшую проблему. Они расклеили объявления, они не забыли своего щенка и в итоге он все-таки вернулся к ним. Они чувствовали свою ответственность перед Дружком и вели себя правильно.
Третья проблема, взаимоотношения между родителями и детьми. Хорошо, что у Мишки мама оказалась доброй и не отказалась от щенка. Но прежде чем брать домой животное и дарить ему надежду, следует узнать мнение своих близких о новом соседе.
Юмористические рассказы Н. Носова для детей
Сочетания веселого и серьезного в произведениях Николая Носова. Особенности творческой манеры писателя. Своеобразие психологических характеристик героев юмористических рассказов. Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги.
Кинешемский педагогический колледж
Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»
Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна
Предмет Детская литература
Работа 1 Вариант 8
Адрес Ивановская область, Шуйский район,
2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги
Список используемой литературы
Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят
Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.
Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.
Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.
Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
— Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
— Вода. там, в колодце.
— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?
— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.
— В один момент, вот увидишь».
Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.
Список используемой литературы
2.Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975
3.Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975
4.Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101
5.Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987
Подобные документы
Биография и творчество Николая Николаевича Носова. Популярность произведений писателя у детей. Мир детства в творчестве писателя. Технические гении в рассказах Носова. Волшебный мир сказки, отражение биографии писателя в повести «Тайна на дне колодца».
контрольная работа [36,1 K], добавлен 20.10.2009
Понятие цикла в теории литературы. Цикл «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писателя. Авторская концепция личности. Циклизация как коммуникативный приём в рассказах «Фантазёры» Н. Носова.
дипломная работа [222,9 K], добавлен 03.06.2014
Характерные черты творчества детского писателя Николая Носова, проблематика его детских рассказов. Повести о школьной жизни, их настоящий детский язык. Эмоциональное выражение повседневных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети.
контрольная работа [19,0 K], добавлен 26.06.2009
Краткая биография Н. Носова. Обзор логических и развивающих игр, которые могут быть предложены детям, на основании сказок и рассказов Носова. Викторины на знание произведения «Незнайка». Загадки, кроссворды, сочинение стихов-буриме вместе с детьми.
контрольная работа [21,2 K], добавлен 15.11.2008
Освещение доминирующих проблем и идей в произведениях Е.И. Носова. Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» с целью установления ее связи с традицией древнерусской литературы и фольклором. Проявление христианского подтекста, библейских мотивов в рассказе.
реферат [38,7 K], добавлен 22.04.2011
Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Народ как главный действующий персонаж произведений. Использование описания природы авторами для раскрытия образа Родины.
курсовая работа [33,5 K], добавлен 10.12.2012
Явление «детской» литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко «Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине» и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
дипломная работа [124,2 K], добавлен 04.06.2014
Жанровое своеобразие и особенности повествовательной манеры рассказов Даниила Хармса. Сквозные мотивы в творчестве Хармса, их художественная функция. Интертекстуальные связи в рассказах писателя. Характерные черты персонажей в произведениях Хармса.
дипломная работа [111,1 K], добавлен 17.05.2011
Причины полемики критиков вокруг военных рассказов Толстого, специфика и отличительные особенности данных произведений. Психологизм военных произведений писателя в оценках критиков. Характерология рассказов Л.Н. Толстого в оценках критиков XIX века.
курсовая работа [28,2 K], добавлен 28.04.2011
Жанровые признаки короткого рассказа. Общие мотивы творчества и особенности авторского стиля английского романиста, драматурга У. Моэма. Своеобразие коротких рассказов писателя на примере анализа произведений «Церковный служитель», «Нищий», «Друг в беде».
курсовая работа [75,1 K], добавлен 02.10.2011
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НИКОЛАЯ НОСОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НИКОЛАЯ НОСОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
г.Казань, МОУ «Гимназия №8»
В нашей стране несколько поколений детей выросло на таких рассказах и сказках, как: «Весёлая семейка», «Фантазёры», «Мишкина каша», «Приключе- ния Незнайки и его друзей» и многих других весёлых и увлекательных произве- дениях, автором которых был детский писатель Николай Носов.
Творчество Н.Носова – это, прежде всего, рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Герои их — фантазеры, непоседли- вые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Писатель од- ним из первых в мировой детской литературе создал обаятельный образ любо- знательного и изобретательного мальчишки, одержимого кипучей жаждой дея- тельности. «Действительная причина смешного заключена не во внешних об- стоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах»,— писал Носов. А в начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его дру- зей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне»
(1965). Произведения, по-своему, уникальные. Поскольку в них никак не объ- ясняется происхождение этого забавного народа – коротышек, не обозначено место их обитания (кто знает, в каком измерении находятся Цветочный, Зелё- ный и Солнечный города?), и не известен ни точный возраст, ни продолжитель- ность жизни коротышек. И, тем не менее, в этот придуманный и ничем не объ- ясненный мир сразу же начинаешь верить. По сути своей и Незнайка, и ос- тальные персонажи – это дети. Все они заставляют читателя поверить в свое су- ществование, потому что живут «по правде», по-настоящему, мыслят и ведут себя как настоящие дети. Главный герой Незнайка – типичный мальчишка-не- поседа, хвастун и фантазер, из-за своей неуемной энергии и любопытства по- стоянно попадающий в нелепые ситуации, из которых его (опять же, по закону жанра!) выручают все друзья.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребён- ка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Ла- коничный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обри- совать характеры ребят. Николай Носов писал: «…сочинять для детей – наи- лучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания пси- хологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением». Это ощуща- ется в каждом его рассказе и каждой повести. При всей внешней комедийности – а произведения Н.Носова ещё и чрезвычайно остроумны – он показывает, что дети – это прежде всего личности; его герои – мальчишки и девчонки – живые и настоящие, не изломанные жизнью, не кривляки, с нормальным, здоровым восприятием действительности.
Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Писатель рас- сказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей. Юмористическое начало никогда не бывает чужеродным у писателя, оно пронизывает всю ткань произведения. Творчество Н. Носова име- ет большое значение в русской детской литературе. Очень важными особеннос- тями его юмористического таланта являются способность откликнуться на ак- туальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.
В наше время, когда так остро стоит проблема приобщения детей не просто к чтению, а к чтению хорошей литературы, произведения Н.Носова помогают решить её. И это замечательно, что на уроках литературного чтения в началь- ных классах ребята знакомятся с увлекательными рассказами Н.Носова. Для учителей предлагаем две разработки уроков литературного чтения во 2-ом классе по произведениям Н.Носова.
Урок 1. Тема: Поэзия как особое переживание мира:
что нужно, чтобы стать поэтом.
Н.Носов. Как Незнайка сочинил стихи.
Цели: выявить жанровые особенности рассказа; формировать представление о
том, что нужно для того, чтобы получились стихи;
развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову,