Обобщающий урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Постигаем секреты сравнения»
Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок; презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.
1. Организационный момент.
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)
Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: Слайд 2.
2. Классификация сказок.
– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 3.
Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха, кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает зло.
(Упражнение на релаксацию и внимание.)
– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.
Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.
4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.
Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради), класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.
– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” – вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно объективно, то есть справедливо.
5. Физкультминутка для глаз. Слайды 7, 8.
6. Повторение сказок.
– Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно, индивидуально):
Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски
Анастасия Воронина
Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски
С давних времен людям дано право выбирать между добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства. При этом в природе нет добра и зла. Лесной пожар, уничтожая все на своем пути, дает шанс новому. Волчица, убивая зайца, кормит свое потомство. Цунами просто цунами, а вовсе не зло. Добро и зло появляются там, где есть взаимоотношения людей.
Каждый человек видит мир сквозь призму собственного мировоззрения, воспитания, культурных традиций. Поэтому такое важное место в жизни общества занимает воспитание подрастающего поколения.
Как нельзя основать дом на песке, так невозможно и построить здоровое общество, не зная своих корней. Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.
В изучении Культурных Традиций Славян можно найти ключ к глубинным смысловым слоям сказок, былин, древних обрядовых песен.
Множество образов, которые рождались как из бед и лишений, так и из героических подвигов, навечно остались в умах русского народа. Чтобы никогда не забывать того, что было, чтобы мудрость эта прошла сквозь века, складывались мифы, былины, легенды, рассказы, которые затем бесконечное число раз пересказывались. Люди воспевали свою историю и культуру, вкладывали в это свою душу [11,92].
Ещё не так давно, двадцать-тридцать лет назад одним из любимейших детских занятий было слушать сказки. Многие из нас помнят эти сказки, помнят голос мамы или папы, голос бабушки или дедушки, что рассказывали нам перед сном о Трёх Богатырях, вечных защитниках Руси, о Царевне Василисе Прекрасной, об Иване Царевиче, и о множестве других сказочных героев. Они воспитывали в нас умение отделять хорошее от дурного, проявлять смелость и уважение, они воспитывали в нас любовь к родной земле. Потому ценность этих легенд, басен, былин и сказок невероятна для простого русского человека.
Что же есть ныне у современных детей? Человек-Паук и Бэтмен? Вилли Вонко и Дракула? Это уж точно не наши персонажи, и написаны они были не нами и не для нас. Но они входят в каждый дом, постепенно вытесняя из жизни наших детей так горячо любимых нами героев. Что хорошего может узнать из американского комикса русский ребёнок? Мы сами смеёмся над воспитанием американцев, их трусостью и глупостью, но подсовываем собственным детям эту ерунду. Как, в таком случае, можно рассчитывать, что из них вырастет здоровой и крепкий духом человек?
Необходимо, как можно скорее отказаться от этих плодов западной пропаганды, что оказывает негативное влияние на детские умы. И может быть тогда дети перестанут играть в черепашек-ниндзя и прочую чушь, они вновь будут помнить славных героев, как Добрыня Никитич [12, 74].
Читая подрастающему поколению сказки русского народа, можно познакомить ребёнка с культурой русских земель, ведь в ней заключён колоссальный смысл, мудрость, глубина и сила.
Нужно избегать навязчивые попытки привить нашему будущему чужой системы ценностей и приоритетов, ведь это позволит им превратить нас, знаменитых своей загадочной душой, в обычную серую и безликую массу, в обывателей и потребителей.
Цель: Познакомить воспитанников со сказками предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями, воспитывая главные ценности, берущих своё начало от представлений предков о нормах и образе жизни.
Сказка способна развить творческий потенциал ребенка, его внутренний мир, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
При систематическом чтении сказок взрослыми, у воспитанников сформируются основы поведения и общения, моральные ценности, они более способны к упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизм решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказки славянского народа прививают ребенку уважение к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богам и Предкам. И юные слушатели способны крепче любить свою землю, быть смелыми, с большим уважением относится к старшим, освоив знания о законах жизни.
А. Н. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения Славян на природу» открывает для нас близость и родство целого ряда сказочных образов с образами загадок. В предисловиик своей книге автор писал: «О доисторическом преданий и поверий у этих народов» [1, 3].
Исследования профессора Б. Ф. Поршнева показали, что первое человечество стояло не перед единственно возможным путём развития, а перед выбором. Нужно помнить, что мировосприятие людей в древности было в корне иным, нежели мировосприятие современных людей [8, 362].
Славяне – наши предки, жившие еще в дохристианский период, создавшие богатейшую и мудрейшую культуру и традиции, обладающие тайными знаниями, большинство из которых сегодня уже утеряны. Но наследие, которое они нам оставили, может научить многому и помочь многое понять. Основополагающими понятиями у древних славян были семья, род, община, народ. И природа. Наши Предки учили своих детей, что каждый элемент мироздания – это органичная его часть, закономерная и необходимая [14,71].
У восточных славян педагогические воззрения тесно увязывались с народными обычаями, традициями, фольклором. Здравый опыт воспитания сосредотачивался в пословицах, поговорках, поучениях, наставлениях. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий.
Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения» [10, 22].
Сюжеты сказок многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия»).
В современном мире малыш часто испытывает тревогу, волнения, переживания. Добрая детская сказка легко снимает детский стресс, потому что в сказочном мире все заканчивается хорошо. Сказка успокоит ребенка и наполнит гармонией в его внутренний мир [3, 45].
В поисках полезных для детей сказок обращаясь к научным источникам, солидным филологическим и этнографическим трудам, выяснилось, что часто они трудны для восприятия взрослых, не говоря уже о детях. Другие же сказки написаны нарочито сухим языком, или же, наоборот, излишне витиеватым, так что читать их часто неинтересно [6, 91].
Результаты собственных исследований.
С малых лет ребёнок как губка впитывает информацию окружающего мира. И эта информация изменяет его, ребёнок растёт, развивается его личность. Поэтому очень важно какая информация поступает ему. Давайте рассмотрим информацию, содержащуюся в сказках, на примере славянских сказов и сказок как мудрого воспитателя и советчика жизни.
К празднику «День семьи, любви и верности» мы готовили театрализацию сказки «Репка». Но вся подготовка проходила с шероховатостями, пока мы не взглянули на образы героев глазами предков:
1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, то есть достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Дочка (Внучка) – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т. е. в доме есть пища и пр.,иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. То есть земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать остальных. Репка в земле – намёк на связь с Предками, где хранится достояние Рода. Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.
Так, на примере такой простой сказки, можно объяснить детям иерархию мест в роду, распределение обязанностей, жизненных задач и функций. Вот какая глубина открылась в такой, казалось бы простой сказке.
Однажды нам очень пригодилась истинное назначение славянской сказки о Колобке. Дело в том, что благодаря этой сказке можно достаточно легко рассказать ребенку о базовых астрологических принципах, о фазах луны и основных небесных созвездиях. Считается, что наши предки делили зримую небесную ленту на шестнадцать частей. В соответствии с этим фактом есть версия, которая говорит о том, что славянская народная сказка о Колобке изначально была несколько длиннее, и Колобок в своем путешествии встречал шестнадцать зверей. Это лиса (Чертог (созвездие) Лисы, волк (Чертог Волка, аист (Чертог Бусла) и так далее. Также в оригинальной версии каждый из зверей откусывал часть Колобка, что, как нетрудно догадаться, образно описывало тень лунного диска. Однако затем по просьбе Тарха богиня Джива (или Лада) «долепливала» Колобка до изначального состояния, что в свою очередь описывало нарастающую луну.
Как то в нашей группе возник спор между детьми играющими в настольную игру. Один из ребят уверял остальных, что сможет сразу перейти на сложный уровень игры. Разобраться в этой ситуации помог глубинный смысл всем известной сказки о курочке Рябе. Ребята узнали о том, что наши предки всегда жизнь сравнивали с яйцом, и мудрость тоже,поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Неподдельная, настоящая простота, красота души, чистосердечные поступки и слова необходимы сегодня детскому сознанию! Это все можно найти в древних сказках русского народа. Благодаря чтению этих сказок дети узнают истории Богов и простых людей, необыкновенные приключения, в которых есть место волшебству и удивительным странствиям, подвигам и смелым поступкам. Пример детям такие герои подают отличный, и учат доброте. Простым и доступным языком богато и образно представлены в родных сказках обычаи Руси Изначальной, уклад жизни наших далеких предков. Родная сказка на то и родная, что основана на тех идеалах, по которым жили в стародавние времена наши предки и чувствах, которые прошли проверку временем [4, 58].
Рассказывая ту или иную сказку детям, зная ее скрытый смысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.
Таким образом, славянские сказки нужно включать в воспитание детей, опираться на них, находить подлинники сказок, раскрывать всю заложенную в них глубину в доступной для детей форме.
Быть может, нам не хватает именно этого – воспитания детей в славянской традиции. Быть может, если бы мы и сейчас придерживались своих исконных устоев, все было бы иначе. И мир был бы лучше, и солнце – ярче, и трава – мягче, и рассвет – алее…
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян. – М. : Наука, 1994.
3. Зинкевич Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000.
4. Криничная Н. А. Персонажи преданий. – Л. : ЛОГОС, 1988.
6. Олдржих Сироватка, Лужик Рудольф. Славянские сказки. 1972.
7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
8. Поршнев Б. Ф. Поиски обобщений в области истории религии // Вопросы истории. М., 1965. № 7.
9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М. : МГПИ, 1987.
10. Седов В. В. Восточные славяне. VI-ХIII в. – М. : Наука, 1982.
11. Семенова М. Мы – славяне. – СПб. : СПУ, 1997.
12. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : ФБ, 2003.
13. Фоминицын А. С. Божества древних славян. – СПб. : СПУ, 1984.
14. Чмыхов Н. А. Истоки язычества Руси. – К. : Просвита, 1990.
Фотоотчет о проекте «Быт наших предков» В рамках проектной деятельности по изучению народного костюма и быта наших предков дети узнали, да и мы воспитатели, что такое НАКОСНИК.
Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию экскурсию «Олимпийское наследие». Находясь в Сочи увидела рекламку от экскурсионной компании.
Конспект занятия по духовно–нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Воспитание толерантности сказкой» Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой» Задачи: 1.
Консультация для родителей «Воспитание сказкой — радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке.
Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой» ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙКонсультация для воспитателей Подготовила:воспитатель Громова А. Г. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться.
Фотоотчет «Культурно-историческое наследие наших предков» Мы живём в Саратовской области, в посёлке, у которого удивительное название – Лысые Горы. Сегодня только разрушающая церковь осталась напоминанием.
Мастер-класс «Воспитание сказкой» Мастер-класс на тему «Воспитание сказкой» Подготовил воспитатель: Венина О. В. Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина» Проект: «Наследие поэта – сказочника А. С. Пушкина» Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной.
Проект «Художественное наследие Ставрополья» ПРОЕКТ в рамках ОЭР «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства».
Консультация «Воспитание сказкой» До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна.
Послание из глубины веков, в народных сказках.
Существующие ведические писания славян, которые имеют глубокие исторические корни, восходящие к старой Славяно-Арийской эпохе. Это огромнейший пласт высокой культуры наших Предков, где в их наследии большое значение имеют сказки. Ведь, что такое сказка? Это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение, накопленная опытом, и в этом понятии нам поможет могучий Русский Язык, который является ключом к древним забытым знаниям, и только через него можно понять саму суть величия всего мироздания. Сказка (по древнему Славяно-Арийскому словарю) – сказ, наказ, указ Великого Бога Рода, в которых переданы Его заповеди и раскрыты ключи счастливой гармоничной жизни человека с природой, духовности народа, его сохранение и процветание. Эти корни дают прикоснуться к истинному знанию об очень богатой летописи прекрасных традиций и самобытной неповторимой культуре. Задача сказок проста и сложна одновременно: вспомнить забытое, сохранив главную истину. Из века в век переходили сказания, и дошли до наших дней, с образами определённых героев. Но как сохранили в себе они передаваемые знания? Многие образы исказились и стали себе противоположны, т.е. растерялась, растворилась правда, дающая расцвет обществу ныне живущему. Результат всему: деградация нации, пьянство и наркомания, падение духовности и нравственности, болезни и распад многих личностей. А сказки – это и есть духовный родовой энергетический потенциал народа. Нынешние положительные сказочные образы можно сравнить с крошечными жемчужинами рассыпанных из драгоценного ожерелья, потерянного во времени.
Христиане не только искажали русские народные сказки, но и придумывали свои. В таких сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о «халяве». В то время как в русских сказках главные герои всегда добиваются своей цели только своим трудом.
Одним из примеров искажений является «сказка о репке», известная всем с самого раннего детства. В изначальном русском народном варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования
У народа русов изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
Еще одним из многих искажений является сказка «Колобок». Предлагаем её изначальный вариант:
Эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к новолунию. В Чертогах Тарха и Дживы, на Сворожьем Круге происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.
С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.
Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами человека, живущего в древние времена. А главное, необходимо иметь образное восприятие, которое имели Наши Предки.
Русские народные сказки являются наследственной сокровищницей духовного опыта наших Предков, их знания законов и бытия миров Прави, Слави, Яви, Нави и Здрави. Для сведущего человека эти сказки представляют неисчерпаемым кладезем мудрости, позволяющей людям осознать сокровенную глубину жизни, передаваемую Нашими Предками.
Волшебная роль сказок
При внимательном прочтении и исследовании волшебных сказок выявляются 9 смысловых уровней:
В русских народных сказках запрет нарушения законов пяти стихий Природы – огня, воздуха, воды, земли и эфира (мысли представленные в виде запрета, света, взгляда, пищи, соприкосновения с землёй и общения с людьми). Установление запрета – одно из условий сказки: сего нарушения начинается развитие действий.
Вследствие нарушения запрета начинается беда, то есть испытание, заканчивающееся всегда благом. Для того, чтобы беда миновала, необходимо кому-то отправиться в путь, а для этого требуется снаряжение.
СНАРЯЖЕНИЕ ГЕРОЯ В ПУТЬ
Снаряжение состоит из палицы- посоха, пищи и обуви.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО СРЕДСТВА
Яга – дарительница, иногда бывает старичок или животное, то есть помощь Предков.
Яга – похитительница, устраивает более серьёзные испытания, после которых герои обретают определённый опыт и становятся лучше, совершеннее.
Яга – воительница, наказывает героя за неправильные действия, то есть направляет на путь истинный. Она служитель Закона Кармы и представитель пограничной силы Слави, Яви и Нави.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Вход в избушку только из мира мёртвых – Нави. Развернув её с помощью заклинания. Вошедшего в избушку баба-Яга спрашивает о цели посещения: «Дело пытаешь, или от дела летаешь?», герой сказки не говорит об этом, а требует: «Ты прежде спрашивать, напои-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай». Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится миров и пищи их, а баня это – и есть русская йога, тем самым герой показывает свою силу своих всех энергетических тел. После чего баба-Яга уважительно относится к герою сказки и начинает помогать ему. Живой человек для бабы Яги невидим, она или выслушивает, или вынюхивает гостя. Узнает живых людей она потому, что они пахнут, смеются, зевают и спят. Отсюда вытекают соответствующие испытания.
Для доказательства своей духовной силы герой должен справиться со сказочными задачами. Чаще всего их бывает три в различных соединениях: за ночь посеять, вырастить и обмолотить хлеб; построить за ночь золотой дворец и мост к нему, насадить чудный сад: «Смотри, чтоб завтра к рассвету на девятой версте (9 x 1066,8 м) на море стояло царство золотое, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтрему – велю четвертить тебя». Естественно, что справиться с ними может лишь тот, кто владеет законами иных миров, то есть имеет высокоразвитые духовные тела.
Овладения могуществом героя – мистическими способностями духовных тел – есть не цель, а средство для осуществления главного подвига русского героя сказки – змееборства.
Вот главный смысл сказочных наставлений Наших Мудрых Предков заключается в родовой силе, соблюдения Заповедей Богов, а это есть чистота Рода, чистота помыслов, супружеская верность, честь и совесть, а значит продолжение Рода в рождении детей, кои прибывали бы на Земле для жизни, которую и родили сами Боги Родные.
Поясняя эти волшебные сказки, русо-арийские роды подготавливают своих детей к достижению полного совершенства через обретение духовного, душевного и телесного Триединства в гармонии с Ведическим Мировосприятием.
Так Родовые Веды всех народов на Мидгард-Земле передаются через сказки от Предков к потомкам. И через наследие сказок сохраняется Ведическая Мудрость, обычаи, традиции и культуры народов.