Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бианки В. «Первая охота» Читательский дневник, краткое содержание
Бианки В. «Первая охота» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Виталий Валентинович Бианки
Название: «Первая охота»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Природа. Животные.
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристики:
1. Щенок – любознательный, резвый, не любит сидеть на месте
2.Выпь – птица, умеет прятаться в камышах
3. Удод – птица, умеет маскироваться, превращаться в «лоскут»
4. Вертишейка – птица, умеет прикидываться змеёй
5. Ящерка – быстрая, умеет отбрасывать хвост при опасности
О чем произведение:
Щенок решает поохотиться в лесу, но у него ничего не выходит. Все животные умело скрываются, маскируются и защищаются.
Сюжет — краткое содержание:
Щенку надоедает сидеть во дворе без дела. Он идёт на охоту в лес. Там ему не рады: лесные жители прячутся и маскируются. Выпь скрывается в камышах, удод притворяется лоскутком, вертишейка ведёт себя как змея, а ящерка отбрасывает хвост. Все насекомые прячутся в траве и на деревьях. Один жук-бомбардир ползёт и не боится. Как только к нему подходит щенок, он выстреливает ему в нос едкой жидкостью. Собака возвращается обратно во двор.
Понравившийся эпизод:
Эпизод, где ящерка отбрасывает свой хвост в опасности мне очень понравился. Как ловко она провела щенка и убежала от него!
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
В природе всё взаимосвязано и продумано. Многие животные и птицы умеют маскироваться, прятаться и отпугивать врагов.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит любить природу. Также автор рассказывает о животных, их особенностях и поведении.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Благодаря этому рассказу я узнала много нового о природе, о том как животные умеют маскироваться и защищаться. Замечательное произведение!
Новые слова и выражения:
Лоскут – остаток, отход в текстильном и швейном производстве.
Подворотня – широкая щель между воротами и землёй
Пословицы к произведению:
Маскировка – это хитрость и сноровка.
Всякий родится, да не всякий в охотники годится.
Маскировка врага бьёт ловко.
Опыт работы «Знакомство со сказками Виталия Бианки»
Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.
Сказки В. В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев – насекомых, птиц, зверей – и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научность точностью делают произведения В. В. Бианки ценным педагогическим материалом.
В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по ознакомлению детей младшей группы с книгами Виталия Бианки. Знакомство началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого занятия в группе экспонировали книги Виталия Бианки. Читали их в свободное время.
Из рассказа воспитателя дети узнали, что Виталий Валентинович Бианки родился в Санкт-Петербурге. Отец его был ученым-биологом, работал в Зоологическом музее, изучал жизнь птиц. Виталий Валентинович, будучи маленьким, часто ходил в этот музей, так как очень любил рассматривать диковинных животных. В доме у мальчика всегда жили птицы, рыбы, черепахи, змеи. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь отец и сын ходили в лес. Отец учил автора выкармливать птенцов, зайчат, белок, ежей. Все увиденное мальчик фиксировал в своем дневнике.
Шли годы, Виталий Валентинович закончил Санкт-Петербургский университет и, как отец, стал орнитологом. Он много путешествовал, изучал родную природу. И когда у него накопилось много записей, решил поделиться своими наблюдениями с ребятами. В. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Он мечтал чтобы дети жили в дружбе с животными, растениями, оберегали, охраняли их.
Рассказ о жизни писателя настолько заинтересовал детей, что возникло желание посетить зоологический музей.
При последующей образовательной деятельности и в свободное время читали и обсуждали сказки («Хвосты», «Приключения муравьишки»). По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей.Однако ответы тем не менее свидетельствовали: что рассказы Бианки воспринимают как волшебные сказки, действия героев истолковывают как приключения. Природоведческий материал они замечали, однако их внимание привлекали лишь отдельные детали, факты, характеризующие повадки и внешность животных. Любимая сказочная стихия заслоняла на первых порах научное содержание. И тем не мене мы стали знакомить детей с третьим произведением автора – со сказкой «Глупые вопросы».И вот почему: на наш взгляд, именно сказка, включающая в повествование обязательный диалог, игру, повторяемость элементов, наилучшим образом помогает детям усвоить основную авторскую мысль. И действительно, уже через несколько образовательных деятельностей дети обращали внимание на многообразие проявлений в природе, на своеобразие каждого животного. Более того, они придумали игру «Угадайка»: по иллюстрации к сказкам («Хвосты», «Приключения муравьишки», «Глупые вопросы», «Лесные домишки»)следовало узнать кто есть кто: насекомое это или зверек, птица, рассказать, что запомнил.Эмоциональный отклик вызвало по рисованию по теме: «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, уверенно мотивируя свой выбор.Вот некоторые примеры: «Моя любимая книга «Чей нос лучше?». Я узнала, что у каждой птицы свой клюв. Я хочу нарисовать разные клювы. В книге мне понравилась одна птица, которая глотала целую кучу бабочек, она была похожа на моржа». Или «Самая лучшая книга «Лесные домишки». Я нарисую птиц, мне нравятся их домики –они все разные: у кого без потолка или просто на земле. У ласточки дом уютнее всех».
Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, у детей получилось выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных. А это свидетельствует интерес детей к познавательному материалу сказок. Вот почему мы старались побуждать детей устанавливать биологические связи, разумеется, не приглушая приключенческой стороны произведения. Знакомство с произведением писателя мы подытожили на математической викторине.Первое задание викторины : по картинке, где изображены три клюва, дети должны узнать, чем питается птица (насекомыми, зёрнами, ягодами или зверьками и птицами). Задание второе. Воспитатель прочитал отрывок, а дети должны назвать рассказ В. В. Бианки. Задание третье. Дети должны ответить от чего у сороки такой хвост? Из какого рассказа они это узнали? Задание четвёртое. Дети должны ответить почему чайки белые. Из какого рассказа они это узнали?
За хорошие знания рассказов и сказок В. В. Бианки дети получили призы.
Знакомство дошкольников со сказками А. С. Пушкина «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Сегодня нельзя представить русскую детскую литературу без волшебных сказок Пушкина. Их.
Опыт работы «Знакомство детей с народной игрушкой» Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Что касается декоративной лепки, то.
Проект «125 лет со дня рождения Виталия Бианки» 125 лет со дня рождения Виталия Бианки. Одной из годовых задач 2018-2019гг в нашем саду стали задачи по развитии литературных представлений,.
Литературная гостинная «Лесные полянки Виталия Бианки» Ребята старшей группы «Капитошки» со своим воспитателем, Курило Инной Васильевной, побывали в Завьяловской детской библиотеке, где прошла.
Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.
Консультация для родителей «Творчество Виталия Бианки» Уважаемые родители! Важным методом экологического воспитания является слово. Прежде всего это чтение художественной литературы, беседа о.
Презентация «Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки» Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным.
Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Гуцало Елена Николаевна Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Заниматься.
Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста. «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки!» Сроки проекта:.
Чему учат рассказы бианки о животных
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста должно закладываться в семье. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Литература представляет для этого богатый материал. Произведения писателя-натуралиста В. В. Бианки («Лесная газета», «Кто чем поёт?», «Синичкин календарь» и т.д.) отличаются яркой экологической направленностью. Они дают возможность воспитывать любовь и уважение к природе, учат наблюдательности, понимать природу, её законы. Книги В. В. Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с окружающим миром.
Родители В. В. Бианки с детства приобщали его к природе, отец часто брал с собой в лес, поручал ведение натуралистических заметок. У В. В. Бианки много произведений посвященных птицам. Эту любовь привил ему отец, который был орнитологом, а самого писателя можно назвать орнитологом по призванию. Его книги представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство с пернатыми обитателями нашей страны. Не случайно первый опубликованный детский рассказ Бианки — «Чей нос лучше?», героями которого являются птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. На основе произведений В.Бианки можно не только воспитывать нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц.
Помимо уникальных натуралистических знаний и профессиональных способностей, В. В. Бианки обладал редким даром понимания детской души. Поэтому так велико воспитательное воздействие произведений писателя; они учат не только наблюдать природу, но и радоваться её красоте, беречь её богатство нужное людям.
Обращаясь к детям, писатель наблюдал жизнь как бы их глазами. Он рассматривал свое творчество как «самоучитель» любви к природе. Все сказки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Ищет гнёздышко ласточка-береговушка («Лесные домишки»), и вместе с ней мы путешествуем от одного домика к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнёзд у разных лесных, луговых, водных жителей.
Помогать выжить птицам зимой учит рассказ «Синичкин календарь — декабрь»; знакомит с зимующими птицами рассказ «Синичкин календарь — январь». Произведения писателя учат смотреть, видеть и понимать окружающий мир, способствуют умственному развитию детей, их логическому мышлению, речи.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно разорять гнёзда, обижать птиц. В сказке «Первая охота» приключения неудачливого охотника (щенка) знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах — «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена»; удод «лежит на земле» как «пёстрый лоскут», и «торчит из него кривая игла»; птица вертишейка — «в черном дупле» как «черная змея извивается и страшно шипит».
Удивительным теплом родственного внимания к природе согрета сказка о жизни куропачьей семьи и её друге жаворонке («Оранжевое горлышко»). Дети вместе с героями переживают трудные, трогательные, опасные, грустные и радостные события.
Таким образом осуществляется экологическое воспитание детей и подростков — через познание живого, существующего рядом с ними, и через красочное, занимательное, творчески преобразованное литературное описание результатов этого познания.
30 апреля 1926 года родился
ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ДМИТРИЕВ (настоящая фамилия Эдельман) — советский писатель-натуралист.
Родился в Москве, в семье врача. Участник Великой Отечественной войны. После войны сотрудничал с газетой «Московский комсомолец» и учился на филологическом факультете Московского государственного университета (закончил в 1950 г.), затем преподавал русский язык и литературу в школе. Прослушал теоретический курс аспирантуры при Академии педагогических наук (1955).
В середине 1950-х годов Дмитриев подготовил кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой он анализировал преемственные связи в творчестве Виталия Бианки, Максима Зверева, Николая Плавильщикова, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина. В процессе работы над диссертацией Дмитриев публикует в журнале «Начальная школа» статьи, посвященные творчеству Бианки, Чарушина и Чаплиной.
Однако в творческой биографии Юрия Дмитриева педагогика и литературоведение вскоре уступают место собственному писательскому труду. В 1957 году выходит в свет его первая книга «Зеленый патруль», посвященная теме защите природы. Этой теме Дмитриев остался верен на протяжении всей своей жизни.
Книги Юрия Дмитриева о природе знакомят маленьких читателей с жизнью, чудесами и загадками животного и растительного мира. Чтение любой его книжки — это беседа с умным педагогом, умеющим показать читателю любого возраста, как важно беречь мир, где всё взаимосвязано.
«Мне хочется, — говорит писатель, — помочь людям понять, какой удивительный и прекрасный мир перед нами, где каждое дерево, каждая бабочка, каждая птица — чудо».
ПТИЧИЙ ГОД. — ВЕСНА
Прилёт, пролёт, отлёт
Весну открывают птицы. Но велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птицы: под Москвой, Ленинградом, на Украине первым прилетает белоносый грач, на севере — серая ворона, в Сибири — галка.
Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, — глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки.
Шумными стаями перелётных наполняются воды, леса, степи. Одни птицы остаются здесь — эти здесь и сами родились, здесь будут и детей выводить. Другие летят дальше на север: это пролётные, они там родились и гнездятся. И в это же время идёт отлёт от нас: подорожники, чечётки, чижи, снегири, свиристели, белая полярная сова. Только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Даже вороны, которые были у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они отлетают, с юга прилетают наши.
Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все наши вороны серы.
Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетали от нас последними осенью; последними — те, что улетали первыми.
Птички, которые собирают на земле зёрна или клюют почки — зяблики, щеглы, коноплянки, прилетают раньше. Мухоловки, горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.
Всем в глаза бросилась бы на голой земле, в голом лесу золотая иволга, жёлтая трясогузка, яркие разноцветные щурки, сизоворонка, чеканчики, если бы они явились, когда ещё у нас ни травы на земле, ни листьев на деревьях. Они прилетят, когда солнечные зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий свет сделает их яркое цветное оперение не таким заметным.
И воздушные дороги у разных перелётных разные. Одни стаи тянут из года в год, из поколения в поколение вдоль морских берегов, другие — над реками, третьи — по лесам, полям и перелескам. Тянут из года в год одинаково, как по ниточке, и ни одна стая даже ночью не собьётся со своего пути, разве только попадёт в густой туман или бурей занесёт её в сторону.
Выстраиваются птицы в пути по-разному. Треугольником строятся на полёте журавли.
Некоторые кулики летят редкой цепочкой, гуси вытягиваются длинной вожжой. А лесные мелкие птахи — просто кучкой, а в кучке то и дело все меняются местами.
А что в это время делают те птицы, которые и не улетали от нас на зиму?
Ворон, сорока, сойка, воробей, рябчик, тетерев, глухарь, филин и многие другие давно уже встретили весну, радуются ей, кто как может.
Куропатки, синицы, чижи жили зимой дружными стаями, а пришла весна — и дружба врозь: живут парочками, а тетерева и глухари даже поодиночке: каждая самочка отдельно и каждый самец сам по себе.
В.Бианки «Наши птицы»
http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/nashi-pticy.htm
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли, учат детей искать и находить новое в уже известном, виденном ранее и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека. И в этом, несомненно, нам всем помогают гениальные произведения В.В. Бианки.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.
Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист.
Велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям.
Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с окружающим миром. Его сказки и рассказы отличаются яркой экологической направленностью. Они дают возможность воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности, создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, развивать память, речь, мышление, наблюдательность.
Зворыкин Николай Анатольевич родился 7 июня 1873 года в имении Подольцы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Удомельский район Тверской области) в дворянской семье. Его отец, сам страстный любитель охоты, привил любовь к ней своему сыну. Николай Анатольевич окончил Петербургское училище правоведения и прослужил чиновником несколько лет в Петербурге, но служба и жизнь в большом городе его тяготила, он возвращается в деревню и посвящает все свободное время охоте.
Как беллетрист Николай Анатольевич заявил о себе в 1914 году, когда в журнале «Русская мысль» были напечатаны его рассказы «Зайцев бьют», «Равновесие», «Воспоминание». Очерки и рассказы Зворыкина посвящены природе, охоте, им свойственна тонкая наблюдательность, точность, легкость и свежесть языка. Литературной деятельностью Зворыкин занимался время от времени, уделяя больше внимания научной работе.
Книги Зворыкина отличались своей содержательностью, сочетанием большого личного опыта с научной непогрешимостью. М. М. Пришвин считал Николая Анатольевича своим учителем и говорил, что «даже в деловом изложении Зворыкин остается художником». Творчество Н. А. Зворыкина разнообразно и по тематике, и по жанру. Книги «Охота по перу», «Охота на лисиц», «Охота на волков», «Оценка легавой на охоте» и другие учат искусству охоты, содержат рекомендации по дрессировке собак. Другую группу произведений Зворыкина составляют исследования, посвящённые живой природе: «Повадки животных», «Как определить свежесть следа», «Волк».
В 1929 году в редакции журнала «Охота и природа» Зворыкин познакомился с писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Знакомство перешло в близкую дружбу, и Николай Анатольевич поселился у Соколова-Микитова в Гатчине, по адресу: улица Карла Маркса, дом 46.
В Гатчину к Соколову-Микитову приезжал Виталий Валентинович Бианки. Он приглашал Соколова-Микитова и Зворыкина на совместные охоты в Новгородскую область, предлагал участвовать в издании книги «Охота в СССР». Зворыкин принял предложение, и эта совместная работа очень сблизила Николая Анатольевича и Бианки. Сохранились письма Зворыкина из Гатчины, которые дают представление об этой работе. «. Зайцев, Выдру и Волка выслал Вам заказной бандеролью 14-го, 18 и 25-го августа. Белку пришлю завтра — послезавтра, а 30-го Лисицу. Надеюсь, что тотчас же за ней поедет и Медведь. Все же звери так радуют меня в натуре и огорчают на бумаге». Работа над книгой продолжалась до самой смерти Зворыкина. За день до смерти он писал «Занят заповедными волками. Чтобы не задерживать, решил отослать Вам рукопись и просить посмотреть, исправить, что найдете нужным, и вернуть мне для перепечатывания». Книга под названием «Охотнику о зверях» была издана в 1953 году, авторы — Н. А. Зворыкин, В. В. Бианки, В. В. Рябов.
А. ГОРЯШКО
«Мы – члены юннатского кружка»
«Большой стол, за ним сидят человек пятнадцать –
все люди немолодые, очень немолодые. На столе
закуски, рюмочки… Праздник? Нет, просто очередная встреча,
но для нас каждая встреча – праздник, как для бывших фронтовиков.
Нас объединяют дни, проведенные вместе еще в довоенное время:
мы – члены юннатского кружка».
Е. В. Бианки
Жизнь этого кружка была очень недолгой. Она началась в 1935 г. и, как множество других жизней, была оборвана в 1941 г. войной. Жизнь этого кружка оказалась долгой на удивление – немногие оставшиеся кружковцы встречаются до сих пор. Всего 6 лет – и более шестидесяти лет встреч и памяти.
В те годы, когда родился КЮН (Клуб юных натуралистов при Зоологическом институте Академии наук в Ленинграде), юннатская работа в России была в большой моде. Однако, как и все модное, для большинства участников эта работа была чисто формальной. Полагалось преобразовывать природу, бороться с вредителями и повышать урожайность. Этим в основном и занимались. Полагалось устраивать многочисленные массовые компании по поводу «Дней» – птиц, леса и т. п. Их и устраивали, и рапортовали о миллионах юннатов, принявших участие. Понятно, что никаких миллионов безумно увлеченных биологией школьников не существовало. Так не бывало ни в какие времена, чтобы какой-либо одной наукой искренне и увлеченно занимались сразу миллионы подростков. Настоящих юннатских кружков, где занимались бы делом, а не показухой, тогда, как и сейчас, было очень немного.
По официальным данным, КЮН был организован 1 января 1935 г. В архиве АН сохранился «Устав кружка юных натуралистов» 1935 г. В Уставе все как полагается. Цели и задачи («изучение биологии животных в природе», «усвоение навыков технической экспедиционной и музейной работы», «проведение общественно-полезных кампаний», «пропаганда дела охраны природы»), руководство и структура, права и обязанности. Интересно тут, пожалуй, что в задачи кружка входило «составление коллекций для возможного снабжения сельских школ и юннатских кружков», а также то, что члены кружка «пользуются правом свободного входа в Музей Института» и «имеют право пользоваться читальным залом библиотеки ЗИНа». Сохранились также некоторые отчеты о работе кружка и ряд других официальных документов.
Нужно ли заставлять ребёнка читать?
Конечно, нет! Но что делать, если ваше чадо наотрез отказывается брать в руки книгу и не проявляет абсолютно никакого интереса к летнему списку литературы?
Предложите ему сыграть в БИНГО!
Сегодня БИНГО по волшебным рассказам Виталия Бианки! Пробуйте, играйте и делитесь своими впечатлениями.
Маленькая виртуальная экскурсия в квартиру семьи Бианки
Виталий Бианки жил на Васильевском острове в доме № 58 на 3-ей линии. Детский писатель написал множество рассказов о жизни животных – «Музыкант», «Аришка-трусишка», «Сентябрь», «Хитрый Лис и умная Уточка» и другие. Взрослые и дети с удовольствием читают его произведения и в наши дни.
В доме, в котором писатель жил с 1924-го по 1959-й год, и сейчас проживают его потомки.
2 июля во всем мире празднуют Всемирный день собак.
Предлагаем вам прочитать вместе с нами веселую сказку Виталия Бианки «Лупленный бочок»- о зайчонке, которого воспитала собака, как своего щенка. Вырос зайка и повадки у него стали собачьи.
Думаете, все зайцы одинаковые, все трусы? Нет, зайцы тоже разные бывают. Спросите вот моего сынишку, какого мы раз поймали скандалиста.
Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая: всякую дичь разыщет, на крыло поднимет, а подстреленную поймает, схватит и осторожно, не помяв ни пёрышка, подаст прямо в руки. Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерётся, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.
На охоте мы были сухой осенью, — уже лист с деревьев падал, а дождей больших ещё не было. В это время охотиться в лесу всего трудней: высохший лист гремит под ногами, дичь тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник и, не допустив, улетает.
Джим лежит врастяжку на земле, а передними лапами зайчонка прижал к листьям, держит его. Зайчонок верещит отчаянно, Джим хвостиком часто-часто виляет, а сынишка мой стоит над ними — и не знает, что ему делать.
Я подошёл, взял зайчонка у Джима. Держу зайчонка двумя пальцами за шиворот, — он ещё пуще верещит, лапками от меня отбивается.
Сынишка говорит:
— Это он на тебя сердится. Кричит: «Как ты смеешь меня — такого маленького — обижать!»
И вправду похоже было, что зайчонок что-то эдакое кричал.
А Джим на задние лапы встал, передними мне в колени упёрся и лижет зайчонка: успокаивает его, — что, значит, не бойся, не таковские мы, ничего плохого тебе не сделаем.
https://skazkidlyadetey.ru/skazki-bianki/luplenyi-boc..
22 июля родился Эдуард Будогоский. (22.07.1903, г. Златоуст — 19.07.1976, Москва) — книжный и станковый график, ксилограф.
115 лет со дня рождения.
Вернувшись в корпус, молодой кадет принялся читать книги о художниках, ходил в Эрмитаж и Русский музей и — продолжал рисовать. Узнав про Общество поощрения художеств, стал заниматься там (1920-21).
Учился на графическом факультете (1922-1926), где преподавали М.Добужинский, В.Замирайло, Е.Кругликова, Д.Митрохин.
Каждый год студенты факультета проходили летнюю практику в типографиях. Художник считал, что ему очень повезло — он «попал на практику в ОГИЗ и потом — в Детский отдел ОГИЗа». И добавлял: «…если подумать, я всё же не случайно выбрал Детский отдел. Дело в том, что тогда это было единственное место, где можно было иллюстрировать книги. Для взрослой литературы делали одни обложки, исключения были редки».
Детским отделом заведовал Владимир Лебедев. Впоследствии Будогоский восемь лет (1926-34) проработал в качестве его помощника.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬВ июле исполняется 85 лет со дня выхода в свет журнала «Юный натуралист».
«Юный натуралист» — ежемесячный советский и российский научно-популярный журнал для школьников о живой природе, затрагивающий вопросы природоведения, биологии и экологии.
Основан в 1928 году по инициативе директора московской станции «юннатов» Б. В. Всесвятского. С 1941 по 1956 год не издавался.
Среди заявленных целей издания — воспитать у детей и подростков любовь к Родине и природе, дать ему в интересной, увлекательной форме знания по биологии и экологии. В журнал можно присылать свои рисунки, стихи. Существовал конкурс юных натуралистов.
В журнале публиковал свои статьи В. В. Бианки, он придумал рубрику «Лесная газета», ставшую постоянной
Лев Алексеевич Токмаков (1928–2010) – советский и российский художник-иллюстратор. Народный художник РФ
Создал множество автолитографий и рисунков в станковой графике, проиллюстрировал более 200 детских книг. В частности, создал красочные, весёлые и остроумные иллюстрации к сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
В ней было все, что нужно в четыре года для счастья: приключения очень милого и знакомого существа (муравьи в изобилии живут во дворе), счастливое избавление от всех опасностей и возвращение в родной дом.
Почувствовать себя муравьишкой помогали рисунки, где весь мир был нарисован с точки зрения насекомыша: колокольчики, трава, картофельная ботва – как лес, а муравейник на последней странице – выше леса, он будто подпирает небо.
В исполнении Льва Токмакова эта история приобретает характер фантастического, даже фантасмагорического путешествия. В первую очередь, благодаря пейзажам. И персонажи, и особенно пейзажи выглядят абсолютно волшебными. И вроде бы нарисовано именно то, о чем говорится в тексте: муравьишка скачет на жужелице, жужелица бежит по дороге. У жужелицы шесть ног. Муравьишка сидит у нее на спине.
Но усы жужелицы выглядят как поводья фантастического коня, ножки кончаются изящными черненькими точками-копытцами, а муравьишка – этакий лихой всадник-путешественник. Полевые колоски и цветы-колокольчики сказочно несоразмерны заходящему солнцу, напоминающему волшебный колобок.
А вот муравьишка оказывается у реки. Разве такая красновато-желтая тихая вода, от которой веет тишью невозможной, не исполнена волшебства? А по поверхности еще распластались зеленые пятна кубышек, и сами цветы – как фонарики, ухватившие толику заката…
А как представлен муравейник «изнутри», после заката? Мы видим множество маленьких кроваток, и на каждой из них спит муравьишка. Не муравей, а именно муравьишка, укрытый одеяльцем. Между кроватками расставлены крохотные разноцветные ночные горшочки. Такой муравьиный детский сад…
На задней стороне обложки «крупным планом» показан главный герой: он сладко спит на кроватке с подушечкой, под одеяльцем, у окошка с голубенькими занавесочками, и в окошко заглядывает месяц. А на полу у кроватки – упавшая книжка про этого самого муравьишку. Закольцованный хоровод иллюстраций.
Вот счастливый конец так уже счастливый: «я в домике!».
Правда, уводящий читателя от концепции автора. Но, наверное, органичный для восприятия четырех-пятилетнего ребенка, которому кроватка и горшочек пока еще понятнее суровых биологических законов, по которым живет муравейник.
https://kid-book-museum.livejournal.com/833923.html
Искренняя детская вера в чудеса и делает художника — художником, считает Лев Токмаков. «Следует присматриваться к детям, стараться видеть действительность их глазами. Ведь мы, взрослые, как морские камешки — овальные, потертые. А дети — кристаллики, угловатые и часто более богатые в своих открытиях миров».
Лев Токмаков всю свою жизнь работал для детей и много о них писал: «С уважением смотрите на рисующего ребенка… от детского рисования берет свое начало очень важная черта человека. Без этой черты немыслим гражданин будущего. Называется она: творческая воля человека.»