Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Твен Марк “Приключения Тома Сойера” Читательский дневник, краткое содержание
Твен Марк “Приключения Тома Сойера” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Твен Марк
Название: “Приключения Тома Сойера”
Жанр: роман
Тема произведения: дружба, детство
Число страниц: 225
Главные герои и их характеристика:
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
В городе Сент-Питерсберг живет маленький сорванец Том Сойер, который дерется, играет, влюбляется, живет полной жизнью. Он раскрывает преступление и находит клад, но остается таким же беззаботным мальчуганом.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне больше всего понравился эпизод с забором, который тетя Полли заставила красить Тома. Мальчик сделал вид, что эта работа ему по душе, и все мальчишки в округе, мечтали покрасить забор. Они надарили Тому множество полезных вещей.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Главное в жизни не стать богатым, а пережить как можно больше приключений.
Чему учит эта книга
Роман учит дружбе, честности, храбрости, умению находить выход из любой ситуации. Учит хитрить, обманывать, ведь победителей не судят. Учит не допускать несправедливости, защищать слабых и помогать бедным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот роман и больше всего Том и Бекки. Мне кажется, что они стали идеальной парой. Сильный и смелый Том, всегда мог помочь и поддержать слабую, но красивую Бекки. А осторожная и предусмотрительная Бекки могла сдержать авантюрные порывы Тома.
Новые слова и выражения:
Розги – пучок веток, инструмент воспитания.
Швартов – морской канат, веревка.
Клерк – служащий, конторщик.
Пословицы к произведению:
Хорошо то, что хорошо кончается.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Кто ищет, тот всегда находит.
Сколь веревочке не виться, а конец будет.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Школа жизни от Марка Твена: почему сказка «Принц и нищий» актуальна и сегодня
Приблизительное время чтения: 11 мин.
В нашей литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.
«Самый трудный и ответственный род литературы — это произведения, предназначенные для детства и юношества.
…О детях, правда, у нас изредка пишут, и пишут тонко, умно, с нежным, добрым юмором, но, мне кажется, я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников только один г. Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они одинаково неотразимо захватывают и взрослых.
Последнее условие можно считать самым безошибочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет верный путь к детскому сердцу, и в этом отношении рассказ «Смелые мореплаватели» смело можно поставить рядом с «Дэвидом Копперфильдом» и прекрасным рассказом Марка Твена «Принц и нищий», который так широко, во множестве переводов и в тысячах экземпляров расходится среди читающей публики.
Интересно, что как Твен, так и Киплинг положили в основу своих рассказов почти один и тот же замысел. Оба автора заставляют своих героев — юношей, богато взысканных милостями судьбы, но совершенно незнакомых с суровым существованием серой и бедной массы, зависящей в будущем от этих счастливчиков, — пройти временно, благодаря сплетению всяких случайностей, железную школу жизни, полной нужды, опасностей, огорчений и обид. В обоих произведениях занавес опускается как раз после счастливого возвращения скитальцев в родные дома; как станут поступать в будущем умудренные опытом и просветленные видом народной нужды и народной силы юные герои, — авторы этого не говорят, но читатель остается при непоколебимой уверенности, что оба юноши заплатят народу сторицей за ту науку, которую они почерпнули из его недр».
Автор
Марк Твен (1835–1910) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Твен пробовал себя в разных литературных жанрах: юмористическом рассказе, комической зарисовке, путевом очерке, романе, повести, философской притче, памфлете и даже антиутопии. Однако в мировой литературе он больше всего известен как автор блестящих произведений для детей и подростков: «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и романа-сказки «Принц и нищий».
Содержание
1547 год. Англия. Маленький наследный принц Эдуард спасает мальчика-бедняка Тома от своего грубого и злого стражника. Принц приглашает нищего во дворец, где они замечают, что очень похожи друг на друга. Ради шутки они меняются одеждой. Поменявшиеся ролями мальчики переживают множество приключений и непростых испытаний.
О произведении
Роман написан в 1882 году. Сам Марк Твен говорил о нем так: «Возможно, что это исторический роман, но возможно — предание, легенда. Пожалуй, все это было, а пожалуй, и не было, но все же могло быть». Писатель здесь противопоставляет два мира: мир роскоши и мир нищеты; исследует «век нынешний» и «век минувший»; сравнивает современную американскую действительность с Англией XVI века, находя немало безрадостных параллелей. Твен показывает придворную жизнь с ее подлостью, лицемерием и интригами и правдиво рисует картины народной жизни и бедствий. История Твена универсальна: на свете всегда существовали и будут существовать «принцы» и «нищие», угнетатели и униженные, богатые и бедные. Но для Твена главное — показать то, что сильнее этого трагического разделения, — милосердие человеческого сердца, любовь к ближнему, внутреннюю чистоту.
Куприн и Твен
Марк Твен был одним из любимых писателей Александра Куприна. Более того, в творческой и личной биографиях авторов было много общего. К примеру, оба они писатели-реалисты, которые старались изображать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Оба переменили множество профессий (например, и Куприн, и Твен работали газетными репортерами) и использовали полученный опыт в своих художественных текстах.
Узнав о смерти Твена, Куприн написал о нем пронзительный некролог «Умер смех», в котором говорит, что вместе с американским писателем безвозвратно ушла «та смеющаяся печаль, та окроплённая светлыми слезами веселость, которую мы зовем юмором. Мы, теперешние люди, оглушенные ревом автомобилей, звонками телефонов, хрипом граммофонов и гудением экспрессов, мы, ослепленные электрическими огнями вывесок и кинематографов, одурманенные газетой и политикой, — разве мы смеемся когда-нибудь? Мы — или делаем кислую гримасу, которая должна сойти за усмешку, или катаемся от щекотки в припадках истерического хохота, или судорожно лаем на жизнь, отплевываясь желчью». Еще Куприн замечает, что одной из главных черт Твена была «неистощимая любовь к человеку».
Будьте как дети
После того как Твен написал «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и «Принца и нищего», его стали по праву называть «человеком детства». Именно детство было для писателя вместилищем полноты жизни, свободы, живых и искренних впечатлений. В своих текстах Твен то призывает смотреть на мир с удивлением, широко открытыми глазами своего деловитого и шаловливого Тома, то на примере смышленого и находчивого Гека показывает, как полно и емко можно охватить всю широкую и яркую картину жизни. Взрослый мир перестает быть бесцветным, скучным и пресным, если порой смотреть на все по-детски. По Твену, самое главное можно увидеть только детскими глазами. Окружающая действительность в «Принце и нищем», так же как и в историях про Тома и Гека, видится глазами детей. Но мир этот не прекрасен, а мрачен и жесток. Перед детским взором героев проходят жуткие картины народного горя, истории жертв произвола и насилия. Оба героя претерпевают серьезную духовную эволюцию, а восприятие жизни глазами детей становится в «Принце и нищем» главным критерием человечности всех нравов и устоев.
Интересные факты
Эдуард и «Эдуард»
Настоящий принц Эдуард VI был совсем не похож на твеновского принца. Подлинный принц, став королем, отличался бессердечием и деспотизмом. У Твена же Эдуард, претерпев эволюцию, становится справедливым и добрым правителем. Для Твена была важна не историческая достоверность, а идея, воплощенная в образе великодушного и человечного правителя.
Марк Твен — не Марк Твен!
Настоящее имя писателя — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. В юношеские годы Твен подрабатывал лоцманом, водил суда по реке Миссисипи.
На лексиконе речников слова mark twain (англ. — «метка два») означали достаточную глубину для безопасного плавания речных судов. Писатель признался, что позаимствовал прозвище у старика-лоцмана, который под именем «Марк Твен» публиковал заметки и наблюдения о своей жизни. Твен стал пародировать его истории, а впоследствии оставил себе этот псевдоним.
Работа лоцманом вдохновила Твена на написание произведений «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера».
Самые лучшие слушатели
Создавая «Принца и нищего», Твен советовался со своими собственными детьми. В процессе написания книги он читал ее своим дочерям и вносил коррективы соответственно с рекомендациями юных слушателей.
Друг Николы Теслы и литературный «враг» Вальтера Скотта
Марк Твен был дружен с Николой Теслой и много времени проводил с ним в его лаборатории. Его увлечение наукой нашло отражение в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», где в результате путешествия во времени технологии конца XIX века оказались в Англии времен короля Артура. Кстати, это одно из первых произведений о путешествии во времени, оно было написано за 6 лет до «Машины времени» Герберта Уэллса.
Своим же главным литературным «врагом» Твен считал Вальтера Скотта. Сатирик полагал, что в своих романах Скотта изображает привлекательным и заманчивым жестокий и рабский мир Средних веков. В «Принце и нищем» Твен смеется над таким романтическим восприятием Средневековья, пародируя черты романов Скотта.
Принц, нищий и Микки Маус
По мотивам «Принца и нищего» снято большое количество фильмов и мультфильмов. Один из самых популярных — диснеевский, 1990 года.
Никто не отличил бы тебя от принца
Отрывок из романа Марка Твена «Принц и нищий»
Бедный мальчишка Том Канти встречает маленького принца Эдуарда, которого всегда мечтал
Том проснулся голодный и холодный и вышел из дома с головой, отуманенной призрачным великолепием его ночных грез. Он рассеянно брел по улицам, сам не зная, куда идет, и ничего не замечая кругом. Прохожие толкали и бранили его, но мальчик так углубился в свои размышления, что ничего не видел и не замечал. Скоро он очутился за стенами Лондона, присел отдохнуть у подножия чудного креста, воздвигнутого в давно прошедшие времена одним королем; потом он опять лениво побрел по прекрасной тенистой дороге, миновал роскошный дворец кардинала и направился к другому, еще более роскошному и величественному дворцу, — к Вестминстеру. Остолбенев от восторга, Том уставился на это чудо архитектуры, на огромные флигели в виде крыльев, на грозные бастионы и башни, на высокие каменные ворота с золочеными решетками, целым рядом колоссальных гранитных львов и другими символами и атрибутами королевской власти и могущества. Неужели же исполнилась наконец его пламенная мечта? Вот он, королевский дворец. Неужели Господь не поможет ему увидеть принца — живого, настоящего принца?
Бедняжка Том, в своих лохмотьях, робко протиснулся вперед сквозь толпу, со страхом озираясь на грозных часовых, взглянул сквозь позолоченную решетку, и то, что он там увидел, заставило его чуть не обезуметь от радости.
Во дворе, за оградой, стоял красивый, смуглый, статный мальчик. Он был весь в шелке, в атласе и драгоценных каменьях; на боку у него висела маленькая, украшенная алмазами шпага и такой же кинжал; ноги были обуты в прелестные туфельки с красными каблучками, а на голове красовалась изящная малиновая шапочка, с перьями и с алмазным аграфом. Мальчика окружали какие-то нарядные господа, должно быть, его слуги. Вот он, наконец, — принц, настоящий живой принц из плоти, — в этом не могло быть никакого сомнения. Наконец-то сбылась горячая, заветная мечта мальчика-оборванца!
У Тома чуть сердце не выскочило от радости, и глаза широко раскрылись от удивления и восторга. Всякий страх, всякая осмотрительность у него исчезли, уступив место одному страстному желанию: поближе подойти к принцу, хорошенько на него наглядеться. Сам не сознавая, что он делает, Том прижался лицом к золоченой решетке ворот, но в тот же миг один из часовых грубо его оттолкнул, и он кубарем отлетел в толпу зевак.
В толпе поднялся хохот, посыпались остроты. В ту же минуту молодой принц бросился к решетке с пылающим лицом и сверкающими гневом глазами и крикнул:
— Как ты смеешь так обращаться с бедным мальчишкой! Как смеешь быть таким грубым, хотя бы с самым последним из подданных моего отца! Сейчас же отвори решетку — слышишь? — и впусти его!
Посмотрели бы вы на восторг изменчивой толпы! Посмотрели бы, как полетели в воздух шапки! Послушали бы, каким дружным криком: «Да здравствует принц Валлийский!» — огласился воздух.
Часовые сделали на караул своими алебардами, сейчас же отперли ворота и снова взяли на караул, когда маленький принц нищеты в своих развевающихся лохмотьях бросился навстречу принцу безграничного довольства и роскоши.
— Какой у тебя усталый вид! Ты, верно, голоден? Тебя обидели… Ступай за мной, — сказал Эдуард Тюдор.
С полдюжины человек из присутствующих великолепных джентльменов бросилось было вперед, Бог весть зачем, — вероятно, чтобы вмешаться в дело. Но одного царственного движения руки принца было довольно, чтоб они остановились как вкопанные. Между тем Эдуард ввел Тома в роскошную комнату, которую он назвал своим кабинетом. По его приказанию на столе немедленно появилась закуска, какой Том отродясь не видывал. О такой роскоши он знал разве только из своих книжек. Принц с истинно царскою добротою и деликатностью выслал всех слуг, чтобы они своим чопорным присутствием не смущали его оборвыша-гостя; сам же подсел к нему поближе и, пока Том ел, засыпал его вопросами:
— Как тебя зовут, мальчуган?
— Том Канти, сэр… ваша милость.
— Странное имя. Где ты живешь?
— В городе. В Оффаль-Корде, за Пуддинг-Лэном.
— Оффаль-Корд! Престранное название! Расскажи мне лучше об Оффаль-Корде. Весело тебе живется?
— По правде сказать, ваша милость, очень весело, когда я не голоден. Иной раз к нам заходит Петрушка или фокусник с обезьянами, — препотешные, скажу вам, зверьки, и как разодеты! …Преинтересно, и стоит-то всего один фартинг, хотя, поверьте, сэр, заработать фартинг иной раз вовсе нелегкая штука.
— Ну, рассказывай еще что-нибудь.
— Иногда мы, оффаль-кордские ребята, деремся на палках, как настоящие подмастерья.
— Вот чудесно-то! Мне очень нравится! — воскликнул принц с загоревшимися глазами. — Еще что?
— Летом плаваем и плещемся в канавах или в реке, сэр; гоняемся вплавь друг за дружкой, брызгаемся водой, ныряем и ловим друг друга, стараясь окунуть в воду, и…
— Вот прелесть! Да я бы отдал все отцовское королевство за одну такую игру! Кажется, если б я мог обуться да одеться, как ты, да хоть разок — один только разок — так поиграть, — только, конечно, чтобы мне никто не мешал и никто бы меня не останавливал, — я бы охотно отдал свою корону.
— А мне так вот кажется, что если бы мне разок — один только разок — одеться, как вы, ваша милость, я бы просто…
— Тебе этого хочется? Это легко устроить. Снимай свое тряпье и надевай мое платье — слышишь! Правда, это всего на минутку, но я буду так рад! Скорей же, скорей! Надо успеть опять переодеться, пока никто не пришел и не помешал.
Через несколько минут принц Валлийский облекся в грязные лохмотья Тома, а нищий, принц-оборвыш, стоял в блестящем наряде королевского сына. Мальчики подошли к зеркалу, стали рядом и — о диво! — им показалось, что они и не думали меняться платьем. Оторопев, взглянули они друг на друга, опять посмотрелись в зеркало и опять уставились друг на друга.
— У тебя совершенно те же волосы, те же глаза, та же фигура, те же манеры, голос, что и у меня; словом, мы друг на друга похожи как две капли воды. Если бы не платье, никто не отличил бы тебя от принца Валлийского. И теперь, когда на мне твои лохмотья, я, право, кажется, еще сильнее чувствую, как оскорбил тебя тот грубый солдат. Это что у тебя на руке? Знак от его удара?
— Да, но это сущий пустяк, не стоит обращать внимание; и знаете ли, ваша милость, бедный часовой не так…
— Молчи! Это был постыдный, жестокий поступок, — крикнул маленький принц, топнув босой ногой. — И если бы король… Постой! Подожди здесь, пока я вернусь!
Главная мысль книги Приключения Тома Сойера
Мое мнение, что главная мысль данного произведения «Приключения Тома Сойера» поэта Марка Твена в том, что в жизни существует настоящая дружба, и если у вас есть друг, то можно справится с любыми трудностями, с которыми мы можем столкнутся на своем жизненном пути.
Детство обязательно должно быть безоблачным, вопреки всем препятствиям и бедностям. «Настоящая дружба-лучше любого богатства» Писатель стремился нам рассказать, что при любой ситуации, в любое время, в любые трудности, не смотря не на что мальчишки постоянно остаются мальчишками. Ребята начнут мечтать о подвигах, приключениях, и весело хулиганить, а также будут влюбляться, будут проказничать и искать различные клады.
Мальчики обязаны научится быть добросовестными и отважными, для того что бы смогли в дальнейшем отвечать за свои поступки и только лишь таким способом ребята смогут вырасти истинными мужчинами.
Повесть «Приключения Тома Сойера» нас учит, не сдаваться быть настойчивым, не смотря на тяжелые жизненных обстоятельств. Успешности добивается не каждый человек, а добиваются именно те, которые проявляют находчивость и энергичность.
Кроме того, повесть «Том Сойер» обучает многочисленным лучшим качеством человека – это отвага, смелость, энергичность, душевность и смышленость.
2 вариант
Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.
Мама Тома рано ушла из жизни и опеку над мальчиком взяла на себя его родная тетя Полли. Женщина прилагала много усилий, чтобы Том вырос примерным и уважаемым человеком, хотела дать ему приличное образование и привить хорошие манеры. Увы, это ей плохо удавалось.
Том Сойер был хулиганистым, непослушным и свободолюбивым пареньком. Его буйная фантазия не знала границ, а ноги не знали покоя. Вместе со своим верным дружком, Геком, они всё время находили приключения на свою голову, что делало их жизнь интересной и веселой. Гек Финн рос в неблагополучной семье, отец беспробудно пил, поэтому бедный ребёнок ходил в рванье, не посещал занятия в школе, а занимался только тем, что бегал целыми днями с ребятами по улицам и озорничал.
Однажды Тому и Геку вздумалось пойти на кладбище среди ночи. Там они нечаянно стали свидетелями убийства. Индеец Джо совершил страшное преступление, лишив жизни доктора. Жители города были обеспокоены случившимся и подозревали в убийстве врача, пьянчужку Мэффи Поттера.
Спустя некоторое время, мальчики, никого не предупредив, без спросу, отправились путешествовать по реке. Когда их уже отчаялись увидеть живыми, причислив их к утопленникам, хулиганы неожиданно объявились и раскрыли всем тайну убийства доктора, назвав имя настоящего преступника. Но индеец Джо как в воду канул, найти его не удалось.
Позже он был обнаружен в пещере. К слову будет сказано, что нашел его тоже Том, вместе со своей подружкой Бетти, в которую был тайно влюблен. Убийца доктора так и умер в этих лабиринтах, он просто не смог найти из них выхода и заблудился. А Том и Бэтти ко всему прочему ещё нашли клад, спрятанный всё тем же индейцем.
Думаю, главная мысль этого произведения, которую автор хотел донести до читателя, это ценность настоящей дружбы. Она не зависит от социального и материального положения друзей, ей не страшны никакие испытания. Когда рядом плечо верного друга, ты ничего не боишься, чувствуя его поддержку. А когда тебе плохо или просто грустно ты можешь всегда с ним поделиться и настоящий друг обязательно возьмёт на себя груз твоих печалей или хотя-бы их маленькую часть.
Мальчишки не могут жить без сумасбродства и приключений. Но в глубине их душ всё равно прячутся очень чувствительные и добрые натуры.
Также читают:
Картинка к сочинению Главная мысль книги Приключения Тома Сойера
Популярные сегодня темы
Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» повествует нам о столкновении двух совершенно разных поколений, существовавших в российском обществе незадолго до времени «Великих реформ» Александра Второго
Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.
Пять секретов Тома Сойера и Гека Финна
Рассказываем о самых известных романах для детей
Романы о Томе Сойере и Гекльберри Финне давно стали классикой детской литературы. Даже полтора столетия спустя они остаются актуальными, нравятся и юным читателям, и их родителям. Но так ли они просты? Мы решили узнать, как рождался замысел книг, и поняли, что они гораздо глубже, чем кажутся.
Марк Твен написал историю своего детства
О том, что истории о двух мальчишках автобиографичны, автор признается еще в предисловии к роману о Томе Сойере:
«Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчиками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер также, но не с одного оригинала — он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал, и потому принадлежит к смешанному архитектурному ордеру».
«Приключения Тома Сойера»
И все-таки исследователи творчества Твена сходятся во мнении, что этот «смешанный архитектурный ордер» больше тяготеет к автопортрету. Очень уж велико сходство между вымышленным Томом и невымышленным Сэмюэлом Клеменсом (настоящее имя Марка Твена), который появляется в автобиографии писателя. Более того, в тетушке Полли есть черты матери Сэмюэла — Джейн, «хороший мальчик» Сид Сойер — литературное воплощение младшего брата Твена Генри Клеменса, погибшего в юности, а Гек Финн на самом деле никакой не Гек, а Том Блэнкеншип. Все они узнаваемы в жизнеописании Марка Твена: то же поведение, те же жизненные позиции. Особняком тут стоит прототип индейца Джо — фермер Джо Дуглас, который не совершал никаких преступлений, но имел настолько устрашающий вид, что навсегда остался в памяти впечатлительного Твена кровожадным убийцей.
Еще одной автобиографической деталью стал город Санкт-Петербург в штате Миссури, похожий на Ганнибал — родину Твена: идеализированный захолустный рай, где миром правит простота и где жива память о смелых пионерах фронтира. Через несколько десятков лет, проехав по местам своего детства и юности, Марк Твен отметил и перемены, и старые добрые недостатки городка:
«Увы! Все переменилось в Ганнибале. Но когда я дошел до Третьей или Четвертой улицы, слезы брызнули у меня: я узнал лужу. Это была та самая старая лужа, в которой завязла Энни Макдональд».
Из записных книжек Марка Твена
Повести о двух сорвиголовах — это социальный памфлет
«Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — это подростковые книги. Но сам автор говорил, что их было бы неплохо прочесть взрослым — просто для того, чтобы вспомнить о собственном детстве. Так, судя по записным книжкам, экземпляр истории о Томе Сойере Твен подарил своему русскому коллеге по перу Ивану Тургеневу.
Однако перечитать оба романа стоит не только для милой ностальгии. Эти книги отражают реалии американской жизни середины — конца XIX века. В истории о Томе Сойере автор более оптимистичен, он потешается над детской литературой Юга, рисующей правильных и «удобных» детей с исковерканными ценностями, и общей культурой региона, в котором жива идея об умственной неполноценности темнокожих. Эта ирония превратится в прямое осуждение в книге о Геке Финне, где автор покажет все мучения юного героя в тот момент, когда он решает, выдать ли раба или помочь ему бежать:
«Совесть у меня была нечиста, и я никак не мог успокоиться. Я так замучился, что не находил себе покоя, не мог даже усидеть на месте. До сих пор я не понимал, что я такое делаю. А теперь вот понял и не мог ни на минуту забыть — меня жгло, как огнем. Я старался себе внушить, что не виноват; ведь не я увел Джима от его законной хозяйки».
«Приключения Гекльберри Финна»
Дело в том, что, согласно юридическим и религиозным законам США той эпохи, укрывательство раба считалось и тяжким преступлением, и непростительным грехом. Раб — это собственность, а красть чужое, как вы понимаете, нельзя.
Смех над косностью патриархального городка (вспомним наказания тети Полли и скучные проповеди священника) из романа о Томе в «Приключениях Гекльберри Финна» уступил место острой сатире на патриархальный Юг с его фермерами-рабовладельцами, уже тридцать лет ведущими кровную вражду, причин которой никто не помнит. Тут же Твен устами убийцы Шерборна выносит приговор «среднему американцу»:
«Я родился и вырос на Юге, жил на Севере, так что среднего человека я знаю наизусть. Средний человек всегда трус. Средний человек не любит хлопот и опасности. Теперь вам остается только поджать хвост, идти домой и забиться в угол».
«Приключения Гекльберри Финна»
Том и Гек должны были постареть и разочароваться в жизни
С возрастом Твен все меньше и меньше любил и понимал «эту жалкую жизнь, бессмысленную вселенную. всю эту нелепую смехотворную канитель». Причин тому несколько.
Во-первых, личные трагедии: смерти жены и дочери, неудачное вложение и потеря большей части сбережений. А во-вторых, изменение мировоззрения: Марк Твен прошел путь от солдата армии Конфедерации до писателя, обличающего южные ценности. С возрастом он разочаровался во всех идеалах своей юности, что отразилось в безотрадном трактате «Что такое человек», опубликованном анонимно в 1906 году. Еще раньше, в 1890-х, Твен задумал написать очередную книгу о Томе Сойере и Геке Финне, в ней друзья возвращаются в городок детства: «Вспоминают старое время. Оба разбиты, отчаялись, жизнь не удалась. Все, что они любили, все, что считали прекрасным, ничего этого уже нет».
К счастью, от этой идеи сохранилась только строчка в одной из четырех десятков записных книжек автора, а Том и Гек навсегда остались мальчишками, лучше всех красящими заборы и готовыми отправиться с беглым рабом по просторам могучей Миссисипи.
Романы о Томе и Геке — две части одной трилогии
В России «Приключения Тома Сойера» известны чуть больше, чем роман о Гекльберри Финне. Во всяком случае, первое произведение в урезанном варианте входит в некоторые школьные учебники. Что же до Гека, то его история включена в летние списки, которые, как вы понимаете, не всегда прочитываются. Обе книги воспринимаются как дилогия, и мало кто знает, что у них есть еще третья часть.
Книга «Жизнь на Миссисипи» была написана в 1883 году в перерыве между созданием «Приключений. » и не связана с ними сюжетно. Однако и американские, и российские литературоведы считают, что она является третьей частью большого проекта, в который входят истории о Томе и Геке.
«Созданный Твеном „эпос о Миссисипи“ первоначально мыслился как едва ли не идиллическая картина старого времени, мирной и добропорядочной провинциальной жизни, не знающей ни той продажности, ни того ожесточения людей друг против друга, которое стало заурядным явлением „позолоченного века“. Но, рисуя Ганнибал своей юности, Твен не смог добиться намеченной цели, заключавшейся в том, чтобы изобразить гармоничную и счастливую страну осуществленного идеала. Законы реалистического обобщения потребовали от писателя совсем иной тональности».
Алексей Матвеевич Зверев, «Марк Твен»
Детские книги стали «Шинелью» американской литературы
По легенде Федор Достоевский произнес знаменитую фразу о том, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Так ли это, филологи спорят до сих пор, а вот ведущие позиции Марка Твена и его мальчишек на просторах американской литературы вполне признаются и исследователями, и авторами.
В 1935 году Эрнест Хемингуэй писал: «Вся американская литература вышла из книги Марка Твена, которая называется „Гекльберри Финн“. Ее надо читать только до того места, где у мальчишек крадут Негра Джима. Это настоящий финал — дальше фальшь. Но это наша лучшая книга, от нее произошла вся американская словесность. Ничего не было до нее, и после тоже не было ничего ей равного».
Разумеется, до Гека Финна были и Нати Бампо Фенимора Купера, и капитан Ахав Германа Мелвилла. Так что более справедливым выглядит высказывание Уильяма Фолкнера: «Марк Твен был первым истинно американским писателем, и все мы его наследники».
Так или иначе, но более глубокие и серьезные «Приключения Гекльберри Финна» действительно считаются одной из важных вех американской литературы, без которой она могла бы пойти по иному пути. Однако этого романа не было бы, не напиши Марк Твен «Приключений Тома Сойера».