«Любая книга о войне учит ценить жизнь»
Война… Одна из важнейших страниц нашей истории, событие, не оставившее ни одну семью в стороне. И поэтому невозможно сегодня, в год 70-летия Великой Победы, обойти стороной эту тему. 28 апреля в ходе работы секции кафедры русского языка «Диалог языков и культур» было заслушано три доклада о Великой Отечественной войне, которые представили: студентка 3 курса Колотилова Алена, учащиеся химического лицея Бакулина Анастасия и Воинова Мария. Алена провела исследование «Книги о войне глазами современных студентов», отразив в нем то, что знают современные студенты о Великой Отечественной через чтение книг. Исследование проводилось путем анкетирования студентов, обучающихся в вузах города Иваново, в основном ИГХТУ.
Результаты анкетирования показали, что студенты знают много произведений о войне и читали их. Чаще всего назывались: повесть М. Шолохова «Судьба человека», Б. Васильева «А зори здесь тихие…», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. Быкова «Сотников», поэма А. Твардовского «Василий Теркин», роман Ю. Семенова «Семнадцать мгновений весны», роман Ю. Бондарева «Горячий снег».
Что же думает современное молодое поколение о том, нужно ли читать книги о войне и почему? Они считают, что чтение необходимо, и в первую очередь потому, что каждый человек должен знать историю своей страны, знать, какой ценой был оплачен мир, в котором мы живем, чтобы помнить о героях, об их подвигах. Книги о войне воспитывают патриотизм и чувство национальной гордости: «Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живет на ее территории, учит быть человечным даже в самой трудной и страшной ситуации, учит придерживаться своих принципов до конца, даже тогда, когда умирают твои друзья, учит любить, верить, надеяться, учит объединению тысяч сердец ради одной великой цели – Победы»; «В наши дни необходимо читать книги о войне, особенно о Великой Отечественной, чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну, а главное, чтобы нынешнее поколение не забывало, благодаря кому оно живет на этой земле под мирным небом».
Опыт Великой Отечественной войны нельзя забывать. Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны, безусловно, будет представлять собой высокий потенциал для будущего России.
Ю.Н. Здорикова, к.филол.н., доц. каф. русского языка
Зачем читать книги о Великой Отечественной войне?
Частное учреждение дополнительного образования
«Центр «Духовное просвещение»
Епархиальные Кирилло-Мефодиевские Чтения
«Великая Победа: история и память»
Живые свидетели: ветераны и дети войны сегодня.
Тема: «О войне мне книга рассказала…»
Автор работы: Парамонова Анна
Ученица 6 класса
Центра «Духовное просвещение»»
Руководитель:
Педагог дополнительного образования
Шмакова Яна Васильевна
Урай, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Зачем читать книги о Великой Отечественной войне? | 4 |
1.2. Тема Великой Отечественной войны в литературе | 6 |
1.3. «Рассказы о войне» С.Алексеева | 8 |
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Социологическое исследование | |
2.2. Создание буктрейлера «О войне мне книга рассказала…» на книгу С. Алексеева | |
Заключение | |
Список используемых источников | |
Приложение |
Введение
Почти 75 лет назад окончилась самая страшная в истории человечества война. Но в сердцах людей по-прежнему жива память о ней. Эту память хранят немногочисленные кадры военной кинохроники, рассказы постаревших очевидцев и, конечно же, книги…
Особенно ярко тема войны прозвучала в советской литературе. Более тысячи писателей и поэтов принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, защищая родную землю. Более четырехсот не вернулись с фронта, 21 из них стал Героем Советского Союза. Их книги — это произведения о непростом времени, определившем жизнь поколений, о любви к Родине и о чувстве долга, о настоящей дружбе и самопожертвовании, о том, какова была цена этой великой Победы.
Актуальность темы в том, что сегодня все меньше остается тех, кто может рассказать нам о тех страшных событиях, кто принимал непосредственное участие в ВОВ – ветеранов. Поэтому необходимо привлекать молодое поколение к чтению книг о войне, чтобы не забыть великий подвиг нашего народа.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Изучить роль чтения книг о войне в нашей жизни.
2. Найти и проанализировать сведения о писателях-фронтовиках.
3. Изучить и провести сравнительный анализ интереса к чтению книг о Великой Отечественной войне двух поколений: современных подростков и их родителей.
4. Создать буктрейлер на книгу о Великой Отечественной войне
5. Привлечь одноклассников к чтению рассказов о войне и созданию буктрейлеров на книги о Великой Отечественной войне.
6. Оценить практическую значимость работы.
Объект исследования – книги о Великой Отечественной войне.
Предмет исследования – читательские предпочтения современных подростков и их родителей.
Гипотеза: сегодняшнее поколение школьников читает книг о Великой Отечественной войне читает меньше поколения своих родителей, так как изменилось восприятие событий того времени. Для большинства современных детей война была давно и была не с ними.
В работе использованы методы:
— сбор и анализ информации;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Зачем читать книги о Великой Отечественной войне?
Великая Отечественная война – тяжелейшее испытание, выпавшее на долю нашего народа. Эта кровопролитная жестокая трагедия унесла миллионы жизней, разрушила множество городов и сёл, но не сломила дух нашего народа.
Архимандрит Кирилл Павлов, духовник Троице-Сергиевой Лавры говорит: «Эта Великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушения закона Божия и за то, что пытались в России покончить с религией, с Верой, с Церковью. Не случайно перед самой войной все храмы были закрыты. Их к тому времени осталось на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно такая цель — вообще все уничтожить…Господь провидел эти планы и чтобы не попустить их осуществление, Он попустил Войну. Не случайно. И мы видели, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по иному отнеслись к Церкви. В особенности когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям. По-человечески можно сказать, что победил (в той войне) высокий воинский дух наших солдат… Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Господь нужных людей воздвигает, дает им опыт и мужество.»[6]
Новое поколение может узнать что-то о войне из художественных и документальных фильмов, из рассказов ветеранов, которых, к сожалению, в живых осталось очень мало и, конечно, из книг. Зачем же нужна литература о войне? Что она может дать нам – молодому поколению, видевшему войну только в кино? Много хороших фильмов снято про Великую Отечественную войну («А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «28 панфиловцев» и т.д.). Но фильм не сможет передать все чувства, ощущения, переживания и смыслы в полном объеме, в таком, в каком может дать нам книга.
Книги дают описание войны такой, какая она была на самом деле. Читая книги о войне становиться понятно, что чувствовали люди, о чём мечтали, как относились друг к другу.
Мы должны читать о войне, ведь это наша история, это то, что действительно было, это то, что пережил наш народ, это нельзя выбросить из истории, это нельзя забыть! Это наша Победа! Великая Победа, которую одержал наш народ благодаря своему патриотизму, терпению, благодаря безграничной любви к Родине. И мы, молодое поколение, должны знать, какой ценой досталась нам Победа, как долго шёл к ней советский народ. Мы должны знать о войне, помнить о ней. В этом нам и поможет литература о войне.
Книги о войне учат нас нравственностии умению даже в трудных жизненных ситуациях сохранять человеческие ценности. Такие книги нужно читать для того, чтобы узнать какие ужасы пришлось пережить людям и никогда не повторять ошибки тех, кто развязал войну. Такие книги учат нас ценить человеческую жизнь.
Книги о войне учат истории. Эти книги о том, какой дорогой ценой досталась наша Победа, сколько испытаний выдержал наш народ. Даже художественные произведения способны очень детально описать события военных действий, ведь они основаны на реальных событиях. Благодаря подобным книгам ты сможешь узнать о многих исторических фактах через призму интересного сюжета и ярких образов.
Книги о войне учат ценить жизнь. Мы живем в относительно мирное время и, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну. Именно благодаря книгам мы хотя бы отдаленно способны соприкоснуться с ужасами происходящего на полях сражения. Особенно искренними выглядят те произведения, которые написаны авторами, непосредственно участвующими в войнах. Ведь нам, живущим в эпоху потребления, трудно поверить, что можно радоваться возможности увидеть еще один закат или поспать в сухой постели. Война, и в частности книги о ней, доказывают, что главной ценностью была и остается человеческая жизнь, а счастьем — ее неприкосновенность.
Книги о войне не дают забыть нам наших героев. Читая книги о войне, мы возвращаемся в те далёкие годы, оживляем в своей памяти не только описанные события и героев, но и вспоминаем своих родственников, земляков, воевавших на фронте, ковавших победу в тылу. Книга о войне является как бы связующим звеном между нами, нынешним поколением, и ими, поколением сороковых.
Независимо от жанра, все произведения объединены «памятью сердца», желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. Мы, поколение, не знающее ужасов войны, не должны забывать о том, КАК завоёвана свобода, и сделать это можно, читая книги о войне.
Зачем нужно читать книги о войне
Изучать историю войн — значит, исследовать историю нашей планеты; поэтому читать книги о войне не просто интересно, но и полезно.
Войну можно назвать побочным эффектом человеческой цивилизации. Тем не менее именно на войне люди проявляют свои лучшие добродетели: храбрость, верность, силу и стойкость. Поэтому нет ничего удивительного, что тексты на эту тему существуют с тех самых пор, как появилась сама письменность. Еще со времен гомеровской «Илиады» и «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида во всех значимых произведениях о войне прослеживается ее значение для истории человечества. Война способствует формированию целых государств, а ее последствия корректируют геополитические границы, оставляя в итоге тот мир, который мы видим. Ниже мы рассматриваем более подробно, почему военная литература важна для каждого из нас.
Книги о войне учат истории
По сути, вся наша история представляет собой череду войн, предпосылки которых компактно умещаются в короткие паузы мира. Поэтому изучать историю, игнорируя ее военные этапы, не возможно. Причем для этого необязательно читать документальные книги о войне. Даже художественные произведения способны очень детально описать события военных действий, ведь большинство романов о войне основаны на реальных событиях. Благодаря подобным книгам ты сможешь узнать о многих исторических фактах через призму интересного сюжета и ярких образов. Например, великий роман Л. Н. Толстого «Война и мир» не является научным трудом и заключает в себе множество выдумок. При этом данное произведение достоверно передает дух той эпохи и открывает завесу многих исторических событий Первой отечественной войны. Война в этом произведении — декорация, смотреть на которую гораздо увлекательнее через происходящие на ее фоне личные истории главных героев.
Книги о войне учат ценить жизнь
Мы живем в относительно мирное время и, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну. Именно благодаря книгам мы хотя бы отдаленно способны соприкоснуться с ужасами происходящего на полях сражения. Особенно искренними выглядят те произведения, которые написаны авторами, непосредственно участвующими в войнах. «На западном фронте без перемен» не стала бы великой книгой, если бы Ремарк лично не был солдатом Первой мировой войны. И хоть он прослужил на фронте всего полгода (пока не получил ранение), впечатлений, которые на него произвела война, хватило, чтобы создать эмоциональный и атмосферный роман от первого лица. Молодые парни, о которых пишет Ремарк, по сути, ничем не отличаются от нас с тобой. Им также хочется жить, любить женщин, строить семьи. Но вместо этого их жизни превратились в бегство от снарядов, убийства и не уходящий страх смерти. Окажись эти ребята на нашем месте, они бы искренне посмеялись над нашими проблемами. Ведь нам, живущим в эпоху потребления, трудно поверить, что можно радоваться возможности увидеть еще один закат или поспать в сухой постели. Война, и в частности книги о ней, доказывают, что главной ценностью была и остается человеческая жизнь, а счастьем — ее неприкосновенность.
Книги о войне воспевают человеческие добродетели
Как мы уже написали во вступлении, война хоть и ужасная вещь, но она обнажает лучшие качества в человеке. На границе жизни и смерти инстинкты обостряются. А потому любая добродетель обретает высший смысл, поскольку преодолевает страх смерти. Война является настоящим испытанием человеческой мужественности и стойкости. А тяготы лишений позволяют людям стать сплоченней, подчеркивая важность дружбы. Доказывать эти качества в обычной жизни современному человеку не всегда удается. А потому книги о войне способны стать источником вдохновения, благодаря которым мы можем научиться не бояться трудностей, ценить своих близких и любить родину.
Книги о войне иллюстрируют жизнь
Чему нас учат детские и подростковые книги о Второй мировой войне
На передовой, в тылу, в изгнании
Ранним утром 22 июня 1941 года началась самая кровавая в истории нашей страны война – Великая Отечественная. О ней написано немало – и об ужасах, и о подвигах. Особую ценность представляют детские и подростковые произведения о войне. Ведь они позволяют взглянуть на эту трагедию не через призму политики или идеологии, а с точки зрения вечных, общечеловеческих ценностей. Давайте вспомним некоторые из этих книг и попытаемся разобраться, чему они могут научить нас, жителей XXI столетия, родившихся и выросших под мирным небом.
Заботиться о беззащитных и беречь память о близких
Константин Паустовский. Похождения жука-носорога. Издательство «Нигма»
Пожалуй, одна из самых известных классических историй о войне, которую вполне можно читать дошкольникам. Отец отправляется на передовую, и маленький сын дарит ему жука-носорога в коробочке. Несмотря на все трудности фронтовой жизни, отец бережёт «питомца» и даже пытается его приручить, понимая, что тому хочется на свободу. Но жук не улетает, остаётся с солдатом, живёт в сумке, ползает по шинели и однажды даже спасает человеку жизнь. Когда отец возвращается домой, они с сыном отпускают жука-носорога на волю, чтобы он рассказал о победе «своим».
«Пётр Терентьев усмехнулся на Стёпин подарок, погладил Стёпу по головке шершавой рукой и спрятал коробок с жуком в сумку от противогаза.
– Только ты его не теряй, сбереги, – сказал Стёпа.
– Нешто можно такие гостинцы терять, – ответил Пётр. – Уж как-нибудь
сберегу.
То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и черным хлебом, но жук присмирел и так и доехал с Петром до самого фронта»
Верить в лучшее и не впадать в отчаяние
Станислав Олефир. Когда я был маленьким, у нас была война. Издательство «КомпасГид»
Советский писатель Станислав Олефир из того поколения, которое называют «младшими детьми войны» – он застал её ребёнком. В своей книге воспоминаний он лаконично, без лишних эмоций описывает жизнь в оккупации – как добывают спички, выменивают пленных за сало у полицаев, как ждут ушедших на фронт солдат и как те ведут себя, когда возвращаются. Но при всех тяготах и лишениях детство остаётся детством. И герою вспоминается не только то, как пленных ведут на расстрел, но и вполне обычные истории, и главное – мальчика не покидает уверенность, что всё закончится хорошо.
«О победе у нас заговорили только в конце войны. Прежде всего, это желанное событие обозначалось словами: «когда прогонят немцев». В то же время, никто не допускал мысли, что все может сложиться иначе. Ведь там далеко, где сегодня проходит фронт, воюет наш папа, а он не может не вернуться домой. Наверное, к кому-то из взрослых сомнение в голову и закрадывалось, но только не к детям. Мы хорошо знали, что вот-вот прогонят немцев, не нужно будет занавешивать на ночь окна, прятаться в погреб от немецких самолётов, притихать при малейшем стуке в дверь или окно»
Пытаться понять других и при любых обстоятельствах оставаться собой
Анника Тор. Остров в море. Пер. Марины Конобеевой. Издательство «Самокат»
«Марстранд был расположен всего в нескольких десятках километров. Теперь война шла рядом.
По радио сообщили, что все дома нужно затемнить. Если немцы нападут ночью, они не должны увидеть, где находятся дома и люди. Тётя Марта сшила светонепроницаемые шторы из чёрной ткани и повесила их на окна. В сумерках, когда в доме зажигали свет, шторы должны быть задёрнутыми. Хорошо, что сейчас весна, и по вечерам светло.
В школе они узнали, что все дети с островов, возможно, будут эвакуированы на большую землю. Каждый ребёнок должен иметь при себе упакованную сумку, если придёт сообщение, что нужно ехать. Большинству казалось, что это даже интересно. Но Штеффи боялась»
Быть самостоятельным и переживать испытания
Юрий Герман. Вот как это было. Издательство «Речь»
Повесть Юрия Германа о жизни мальчика Миши в блокадном Ленинграде, на первый взгляд, может показаться менее трагичной, чем тот же дневник Тани Савичевой или даже «Дорога жизни» Н. Ходзы. В глазах ребёнка всё выглядит не так страшно, и даже тема голода как будто отходит на второй план. Хотя и тут есть сцена, когда пожарные отдают голодному Мише лишнюю тарелку супа. Страх за родителей, осколочное ранение от бомбы – всё это описано просто и часто воспринимается героем с мнимой лёгкостью, хотя фактически Миша уже простился с детством, раньше срока став самостоятельным и взрослым.
Анализировать реальность, искать правду и формировать собственное мнение
Джон Бойн. Мальчик в полосатой пижаме. Пер. Елены Полецкой. Издательство «Фантом-пресс»
А вот сын коменданта нацистского концлагеря Бруно ничего о войне толком не слышал и не знает. Он живёт вполне комфортно и благополучно, пока случайная дружба с мальчиком в лагерной робе, евреем Шмуэлем, не меняет его мир и представления о нём. Бруно пытается понять, объяснить себе, почему одни люди находятся за колючей проволокой, а другие – на свободе. Но разрушить привычный взгляд на якобы справедливое и доброе общество непросто, и перед читателем разворачивается суровая драматичная история о том, насколько часто мы воспринимаем ужас как должное.
«Так в чем же разница между людьми за оградой и военными? – спрашивал себя Бруно. И кто решает, кому надевать полосатые пижамы, а кому красивую форму?
Правда, иногда эти две разновидности людей смешивались. Он часто видел, как люди с его стороны ограды заходили на ту сторону, и было ясно: они там главные. Пижамники вытягивались по стойке смирно, когда к ним приближались солдаты, а некоторые падали на землю и, бывало, даже не вставали – их приходилось уносить»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим школьникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже ребятам начальных классов. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:
Баруздин С. «Шел по улице солдат»
Кассиль Л. «Твои защитники»
Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»
Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Артюхова Н. «Светлана»
Лиханов А. «Последние холода»
Война шла не только на фронте – в тылу тоже гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелейший физический труд на предприятиях, продолжавших работать и в годы войны, болезни, трагедии потери близких людей уносили тысячи и тысячи жизней. Предложите детям прочитать книгу Алексина А. «В тылу как в тылу».
Самые трагические страницы истории связаны с блокадой Ленинграда. О том, что происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из следующих произведений:
Верейская Е. «Три девочки»
Миксон И. «Жила, была»
Юные читатели, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, узнают и о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу – многие внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми.
Кассиль Л. «Улица младшего сына»
Сухова А. «Дети войны»
О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прочитав книги о второй мировой войне следующих писателей:
За четыре долгих года войны было все: и поражения, и победы. Сведения о самых масштабных операциях советской армии, о знаменательных сражениях, о героях дадут юным читателям книги о Великой Отечественной войне таких авторов:
Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. О трудностях послевоенного времени расскажут ребятам произведения:
Рекомендуем предлагать подросткам не только книги для детей о войне – многие произведения, написанные для взрослых, вполне доступны старшим школьникам. Художественные фильмы помогут ребятам ярче представить события тех лет. Обратите внимание подростков на картины, снятые по одноименным книгам, следующих режиссеров:
Вознесенский И. «Четвертая высота»
Пронин В. «Сын полка»
Ростоцкий С. «Сын полка»
Что дает детям чтение столь серьезной и, в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.