чему учат рассказы зощенко для детей

Веселые рассказы с грустинкой

О цикле Михаила Зощенко «Лёля и Минька»

314101.p

Среди всего разнообразия детской литературы особняком стоят произведения тех, кто вообще-то писал не для детей. Они всегда отличаются какой-то неуловимой внутренней серьезностью, обращением к читателю как к равному – если это, конечно, хорошая литература и по-настоящему талантливый писатель. И дети особенно любят такие произведения, уважительное, не снисходительное к себе отношение, серьезный разговор.

Впрочем, иногда это замечаешь не сразу. Иногда тебе кажется: ну это же просто шутки, веселые каламбуры, интересные литературные находки! Или серьезные рассуждения, поучения, наставления. А оказывается, что не совсем так. Что писатель и здесь, в рассказах для детей, верен себе, своему литературному методу, своей особой звезде, своей боли, которую проносит через всё творчество. И детям он говорит об этом со всей откровенностью и серьезностью. А они так же серьезно это воспринимают.

В детстве я очень любила цикл рассказов Михаила Зощенко «Лёля и Минька». У ребенка, как известно, причины интереса к произведению предельно конкретны: ему интересно, ему весело, он сопереживает героям, потому что верит им. Так восприняли книгу и мои дети 3,5 и 5,5 лет. Они слушали, раскрыв рот, смеялись над проделками брата и сестры, а потом в них же и взялись играть. А я, честно говоря, пребывала в некотором недоумении.

Потому что я поняла, что абсолютно, бесповоротно забыла, какие обстоятельные нотации читает автор. Как последовательно он назидает – и в начале каждого рассказа, и в конце. Какие странные порой выводы он делает: то ли иронизирует, то ли занудствует. И почему, почему тогда эти поучения детьми, да и взрослыми, воспринимаются так серьезно – сын и дочка достаточно толково и по собственной инициативе объяснили мне, почему Минька плохо поступил и в чем была неправа Лёля.

Зощенко – особый писатель. На первый взгляд – талантливый сатирик, но всё глубже, гораздо глубже. В его творчестве всегда проявлялся экзистенциальный страх перед миром, перед теми переменами, которые обрушил на голову человеку век ХХ. Он мучительно искал в себе самом причину внутреннего разлада – и не находил ее. Его маленький человек, обыватель – не тот, над кем полагается смеяться свысока, поражаясь его необразованности и мещанскому сознанию. Это явление гораздо более сложное и тонкое.

Исследователи Зощенко подмечают особую черту в его взрослом творчестве: писатель как бы балансирует на грани: он подмечает и метко высмеивает черты обывательской пошлости, но в то же время любит и жалеет человека, в котором они проявляются. В мятежном ХХ веке, в тяжелое и жестокое время разрушения старой и строительства новой жизни этот маленький обыватель со своими знаменитыми фикусом и канарейкой – последний оплот настоящего, неидеального человеческого.

«Лёля и Минька» стал циклом не сразу. В предвоенные годы Михаил Михайлович готовился писать свою биографию, которую назвал «Перед восходом солнца». Закончил он ее в 1943 году, а полностью издали ее только в 1987-м.

Часть книги, посвященная детству, называется «Страшный мир». Далеко не все рассказы там безобидны и подходят для нежной детской психики. Например, впечатления маленького героя, который увидел утопленника, тяжело читать и взрослому. Однако «Лёля и Минька» родом именно оттуда.

Зощенко постоянно ищет в себе – ребенке дурные черты, и он их находит. Впрочем, ничего необычного в этом мальчишке нет. Вот что он пишет: «Обыкновенное детство. Немного трудный ребенок. Нервный. Обидчивый. Весьма впечатлительный. Со взором, устремленным на то, что плохо, а не на то, что хорошо. Пожалуй, пугливый из-за этого. Но совсем не слабенький, а скорей даже сильный».

Зощенко ищет в себе что-то, способное объяснить тот экзистенциальный страх перед жизнью, ощущение тотальной беззащитности, которое, как бремя, он нес. Христианин объяснит себе это как богоискание. Душа писателя, как любая Господом созданная душа, отчаянно стремилась к своему Творцу.

Однако думается мне, что заблуждением и самоуверенностью будет, если мы отвергнем творчество Зощенко по той причине, что он не нашел Бога. Ведь в самих этих поисках есть пронзительная правда – именно ее чувствуют малыши, которые снова и снова просят перечитать «Лёлю и Миньку». Именно она делает поучения писателя не занудными, а мудрыми и очень важными для маленького человека.

Ёлка и горечь запретных плодов

314074.p

Зощенко – мастер тонких литературных параллелей. Кому-то это покажется забавным, но те, для кого Библия, – не фольклор, а истина, вздрогнут, прочитав:

«– Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

– Это Минькина работа.

Я дернул Лёлю за косичку и сказал:

– Это меня Лёля научила».

Первый рассказ цикла – «Ёлка» – это своеобразная анатомия греха, рассказанная для ребенка. Непослушание тянет за собой тайноядение, тайноядение – зависть, зависть – снова непослушание, потом появляются обман и гнев. А потом мама, вместо того чтобы восстановить справедливость, начинает выгонять гостей, возмущенных тем, что их детям дарят надкусанное яблоко и куклу с отбитой ручкой. Взрослые люди проявляют не мудрость и великодушие, а мелочность и тщеславие.

Рассказ «Ёлка» – это своеобразная анатомия греха, рассказанная для ребенка

Всё это, с одной стороны, смешно: и «Лучше уходите со своим золотушным ребенком!», и препирательства мам на тему, чье чадо лучше и достойнее хорошего подарка, и абсолютное неумение слышать и договариваться. А с другой стороны, как всегда в хорошей сатирической литературе, – до слез грустно.

Отрезвляет всех только решение отца – суровое и тяжелое, но восстанавливающее порядок в маленькой семейной вселенной:

«Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

И папа отдает все подарки Лёли и Миньки гостям. А автор со свойственной ему грустной усмешкой резюмирует:

«И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».

Зощенко намеренно путает читателя: то ли шутит с абсолютно серьезным лицом, то ли говорит серьезные вещи, обращая их в шутку. Но чувствуется в этом что-то особенно пронзительное и настоящее: счастье – не в богатстве и успехе, счастье – в доброте и чистой совести. И счастье, и здоровье, и незамутненный, детский взгляд на мир.

Зачем жалеть Лёлю?

Старшая сестра маленького Миньки – девчонка как девчонка. Озорничает, жадничает и врет она ничуть не больше своего братца. Но есть у Лёли тайная боль, которая толкает ее на дурные поступки. Эта боль связана с тем, что Миньку любят больше. Он маленький и хорошенький, многое сходит ему с рук, а сестре достается за двоих.

Зощенко безжалостно вытаскивает на суд читателя эту историю. И даже маленькие дети понимают, что маме и папе стоит чуть больше обнимать и целовать свою девочку, чуть внимательнее слушать, приглядываться, замечать не только проделки, но и то, что творится в ее душе. Но родители слепы, и бабушка привозит подарки только любимчику Миньке. И Лёля оказывается замкнутой в порочный круг: ей недостает любви, и она злится, поэтому делает гадости, за что получает наказания и еще меньше проявлений любви. Поэтому она так много обманывает, поэтому показывает бабушке язык, сидя на дереве, поэтому в порыве злости бьет Миньку по руке с новенькими гривенниками, объедается мороженым и, наконец, говорит, что проглотила бильярдный шар.

Только взрослым он понимает, что сестра – недолюбленный ребенок, и срывается к ней, чтобы показать свою любовь

И рассказчик, взрослый человек, серьезно поверяет маленькому читателю свою боль: только взрослым он понимает, что Лёля – недолюбленный ребенок. И в порыве острой жалости к сестре он садится в поезд, и едет к ней в далекий Симферополь, и дарит ей и ее детям деньги, а ее мужу золотой портсигар. А на обратном пути размышляет о том, что надо любить и жалеть людей и дарить им подарки, и тогда у них становится прекрасно на душе.

Зачем всё это детям? Зачем им эта история о Лёле, «взрослой и даже уже немножко старой женщине», которая плачет от счастья, получив подарок от брата?

Зощенко учит маленького, а заодно и взрослого читателя (который, к сожалению, далеко не всегда бывает зорким и чутким к людям) – учит тому, как надо думать о ближнем. Что можно вспомнить детские обиды сестры, понять ее боль, почувствовать, как сжимается от жалости к ней сердце, бросить все и сорваться на другой конец страны. Просто ради того, чтобы выразить ей свою любовь.

Зощенко просто, поэтому особенно выпукло и наглядно показывает человеческий эгоизм, черствость, сосредоточенность на собственных желаниях, душевную близорукость. И показывает он это в том числе в себе маленьком – безжалостно и честно. Правда, заканчивает опять своей загадочной усмешкой, сквозящей во фразе:

«А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем».

Папина педагогика

314076.p

В семье, где растут Лёля и Минька, взрослые частенько совершают глупости. Например, мама может нагрубить гостям на ёлке или потребовать арестовать прохожего, который пострадал от проделок ее детей. Решения мамы импульсивны, продиктованы сиюминутным чувством, которое часто бывает мелочным. Да и бабушка мудростью не отличается: всячески превозносит Миньку, а Лёлю третирует.

Другое дело папа. Конечно, он ошибается, как любой родитель. Однако за ним остается последнее слово – и именно оно оказывается ключевым, научает, как говорили в старину, сына и дочку, запоминается на всю жизнь.

Папины наказания всегда логичны, они являются прямым следствием проступка детей. Лёля и Минька продают калоши гостей, чтобы купить мороженое, – папа продает их игрушки и на вырученные деньги покупает калоши. Испорченные подарки для гостей на ёлке он заменяет на подарки, предназначенные для своих детей.

Папа немногословен, но то, что он говорит детям, – сама суть проблемы, ее не всегда очевидный смысл. Именно поэтому он не хвалит вместе со всеми Миньку, подарившего монетку сестре: добрые дела должны совершаться тайно. Папа объясняет детям, почему их кругосветное путешествие было обречено на провал, почему вранье никогда не заканчивается добром, почему в одних случаях важно промолчать, в других – сказать. В общем, папа преподает главные уроки – нравственные и жизненные.

Папа преподает главные уроки – нравственные и жизненные

И его строгость, порой жесткость, которую автор отмечает, всегда остается на втором плане. На первом – горячая благодарность отцу, почтение и его мудрые уроки, запомнившиеся на всю жизнь. Недаром один из рассказов цикла так и называется «Золотые слова».

«Лёля и Минька» – это не только интересные, веселые и поучительные истории. Это настоящая, высокая литература. Недаром Мандельштам среди немногих своих современников отмечал и Зощенко, «брюссельские кружева» его текстов. В них ценно всё – сказанное и несказанное, слова и умолчания, юмор и трогательная, почти детская серьезность. И дети чувствуют, чутко улавливают уважение автора к читателям, его честность с ними – поэтому раз за разом с удовольствием слушают эти рассказы.

Источник

Чему учат произведения Зощенко?

answer avatar

Произведения Зощенко учат пользе познаний, учения. Учат не страшиться трудностей, быть очень сильным и просто смелым человеком, а также проявлять смекалку и находчивость, да применять приобретенные знания на практике. С тем чтобы чего-то достигнуть, нужно упорно работать и учиться.

Например, произведение Зощенко «Интересный рассказ» поучает нас тому, что в случае неудачи очень важно первым делом понять ее причину, и тогда эта проблема будет решена. По-моему, рассказы Зощенко всегда будут интересны, потому как в них очень много простой житейской мудрости.

answer avatar

Произведения Михаила Зощенко читаются легко. Рассказы бодрые, смешные, веселые. В них высмеиваются мещанские привычки людей, их уродливые идеалы.

При этом, автор сам не смеется над людьми. Его задача состоит в другом: заставить людей взглянуть на себя со стороны и помочь отказаться от их мещанских привычек.

Рассказы писались для современников писателя, они были для них поддержкой в сложные, непонятные простому народу, времена.

Зощенко верил, что его рассказы сделают людей добрее и умнее. Он верил в литературу и надеялся с ее помощью сделать людей лучше.

Рассказы учат находить выход из любой, даже самой абсурдной или сложной ситуации, учат доброте и честности, а также порядочности.

Часть рассказов писателя посвящено детям.

Zl8Jlv3ITSGTdU0qa40yjY6YZ0I9c0R

answer avatar

Автор пишет в жанре женской прозы, который далеко не всем приходится по вкусу, так что стоит это учесть, если собираетесь браться за неё.

answer avatar

Знаменитый путешественник Афанасий Никитин совершил свою поездку в Индию еще в XV веке, оставив после себя путевой дневник, в котором можно прочитать много интересного.

Автор «Алисы» и «Охоты на Снарка» Льюис Кэрролл носил духовный сан диакона и посетил Россию по линии контакта англиканской и православной церквей.

answer avatar

Это совместные проект. Аяко Ито (фотограф) и Ренди Черч (фотошопер). Технология такая. Сначала фотографировалась модель, потом фотографировался тот же фон без модели. Слой с моделью обрабатывался программой Cinema 4D, создавая иллюзию, будто модель состоит из шнуров, проволоки или просто лент.

NB5y7ilYhwtC1MVFUBZ4tZ3cafACEClf

answer avatar

Ну, наиболее известным ее романом стал роман «Джейн Эйр», по мотивам которого снято несколько версий фильмов.

Помимо него Шарлотта Бронте в свое время порадовала читателей такими романами, как «Шерли», «Городок», «Учитель» и «Эмма» (который не успела завершить и он был завершен уже другой писательницей Констанс Сейвери).

К тому же Шарлотта являлась автором многочисленных стихотворений, написанный в разные годы ее жизни.

answer avatar

Действительно, маловато информации о художнике.

Зовут его Льюис Лаво (Lavoie). Картина, которую Вы разместили первой, находится в военном музее в городе Калгари (Канада).

Та картина, которую Вы разместили второй, называется «Адам». Она была первой картиной, созданной в таком стиле. Появилась в 1997 году.

В настоящее время Лво работает над фреской, которая будет состоять из 195 портретов глав государств, королей, царей и императоров и, конечно, американских президентов.

Источник

Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»

Читательский дневник по рассказу «Самое главное» Михаила Зощенко

Автор: Михаил Зощенко.

Название произведения: «Самое главное».

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Андрюша Рыженький, мама мальчика.

Второстепенные герои: Сенька Палочкин.

Характеристика главных героев:

Андрюша Рыженький — маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Мама — умная и добрая. Хитрая.

Характеристика второстепенных героев:

Сенька Палочкин — такой же трусливый мальчик.

Краткое содержание рассказа «Самое главное»

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребёнком.

Он боялся всего на свете.

Мама не хотела, чтобы её сын рос таким трусом, и Андрюша решил стать храбрым.

Он вышел во двор и сказал ребятам, что больше их не боится.

Мальчишки только посмеялись и побили его.

Мама сказала, что надо быть не только храбрым, но и сильным.

Тогда Андрюша взял палку.

Но вместо ребят встретил собаку, которая порвала ему брюки.

Мама сказала, что надо ещё быть смекалистым.

Андрюша пошёл на речку, а там Сенька стал тонуть.

Мальчик влез в лодку, но не умел грести.

Его самого пришлось спасать.

Мама сказала, что надо всему научиться.

И тогда его будут уважать, а он станет храбрым.

План рассказа:

Основная мысль рассказа «Самое главное»

Главная мысль рассказа в том, что человек должен учиться.

Основная идея рассказа в том, что учёный человек всё знает, а потому ничего не боится и со всем может справиться сам.

Чему учит произведение

Рассказ учит пользе знаний и умений.

Учит тому, что каждый человек должен учиться в школе, стать умным и знающим.

Учит ничего не бояться и проявлять смекалку.

Учит слушаться мудрых советов.

Краткий отзыв о рассказе «Самое главное» для читательского дневника

Прочитав рассказ, я поняла, что главная ошибка героя была в том, что он хотел стать смелым, ничего не делая для этого.

Он не понимал, что смелый человек не просто сильный и смекалистый, но многое знает и умеет.

Рассказ получился очень интересным и поучительным.

В то же время он вызывает улыбку.

Автору удалось показать, как менялось мировоззрение мальчика, когда он понимал, что чего-то одного ему не хватить, чтобы побороть собственные недостатки.

Мне понравился главный герой рассказа не потому, что он всего боялся.

А потому что стремился стать лучше, побороть собственный страх.

И он слушал советов мамы, которая знала много больше его.

Поэтому я уверена, что мальчик действительно станет смелым и умным, как только окончит школу.

Я всем советую прочитать этот рассказ и больше времени уделять образованию.

Ведь без знаний действительно никуда не уедешь.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект внеклассного чтения на тему «Рассказы Зощенко»

0e88 00098467 491b1f44

Тема: Рассказы М. М. Зощенко.

Цель: обобщить знания детей о творчестве данного автора.

Образовательная: расширять представление об описании темы детства в литературе.

Воспитательная: воспитывать доброту, честность, чувство справедливости, рассудительность, сообразительность, умение отвечать за свои слова и поступки.

Развивающая: развивать способность через чтение произведений лучше понимать себя, объективно оценивать свои поступки и поступки своих сверстников.

— умение настраиваться на работу, организовывать свое рабочее место.

С произведениями какого автора вы познакомились дома?

Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы.

Зощенко в своих рассказах показывает, что в любой ситуации нужно думать своей головой, нельзя все время рассчитывать на кого-то другого, ожидать одобрения или наказания, нужно самому отвечать за свои слова и поступки и всегда быть честным. Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл «Леля и Минька» пользуется наибольшей известностью.

Зощенко высмеивал жадность, глупость, невежество. Он выработал особую манеру письма — как бы от лица тех, кого высмеивал. И часто, читая его рассказы, люди смеялись над своими неприглядными чертами характера. Этого и добивался писатель. Он был настолько широко известен, что, бывало, читатели начинали хохотать, едва услышав фамилию «Зощенко».

Посмотрите на нашу выставку. Какая книга вам нравится больше всего?

Можем ли мы понять, о чем рассказы, записанные в этих книгах?

Для кого писал Зощенко?

Какие его рассказы?

Как мы можем озаглавить выставку?

Какие произведения вы прочитали дома?

Проверим, как хорошо вы запомнили рассказы.

1. Кто предложил зайти в комнату, где стояла елка?

2. Как получилось, что Леля съела пастилку

a) Минька её дразнил

b) Она предложила съесть по пастилке

c) Им разрешила мама

4. Почему Минька не мог больше ничего съесть

5. Как получилось, что Минька свалил подарки?

a) На них упал стул

b) Минька разозлился и смахнул их рукой

c) Леля зацепила елку и она упала

6. Что хотела мама подарить Миньке?

7. Почему расплакался маленький мальчик?

a) Ему не понравился подарок

b) Паровоз был поломан

c) Его ударил Минька

8. Почему ушли все гости?

a) Их прогнала мама

b) Леля и Минька сказали, чтобы они все уходили

c) Гостям уже пора было уходить

9. Чему научила эта история автора?

10. Как ему это помогло в жизни?

Как вы думаете, почему автор пишет, что так ему говорят доктора?

О ком пишет в своих рассказах писатель?

Он выступает наблюдателем или участником этих событий?

Источник

Исследовательская работа «Моральное воспитание через рассказы М.М.Зощенко»

0e88 00098467 491b1f44

Моральное воспитание через рассказы М.М.Зощенко

4. Мораль в рассказах М.Зощенко………………………. 3

Мы помогаем первоклассникам подготовиться к урокам, играем с ними на переменах, рассказываем, какие правила нужно соблюдать и чего делать нельзя. Но им не всегда интересно и они не понимают для чего это нужно.

И мы задались вопросом: как донести до первоклассников простые правила поведения? И тогда мы решили подействовать на малышей через детские рассказы Михаила Михайловича Зощенко из серии «Лёля и Минька».

ГИПОТЕЗА Мы предположили, что писатели писали поучительные детские рассказы, чтобы на них училось младшее поколение, и что эти рассказы могут влиять на моральное воспитание. Помочь понять первоклассникам, к чему может привести непослушание или необдуманные действия.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: проследить, как М.М.Зощенко через свои рассказы учит детей правилам морали.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: узнать, что такое мораль; узнать, кто такой М.М.Зощенко; изучить детские рассказы Зощенко из серии «Лёля и Минька»; выявить ситуации, в которые попадали его герои из-за того, что не выполняли правила поведения; проследить какими приёмами пользовались взрослые, чтобы научить детей правилам морали; сделать вывод.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Детские рассказы М.М.Зощенко из серии «Лёля и Минька».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чему научились герои М.М.Зощенко Лёля и Минька.

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к толковому словарю.

По В.Далю мораль – это франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.

Итак, мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

И он сел за стол. Сначала он писал для взрослых, а в конце 30-х годов он начал писать для детей. В своих рассказах Зощенко со всей откровенностью говорит о морали.

Мораль в рассказах М.Зощенко.

В рассказе «Золотые слова» Лёля и Минька, когда были маленькие, любили ужинать со взрослыми. За столом они вмешивались в разговоры, вставляли замечания. Гостям было неприятно. Тогда отец запретил им ужинать со взрослыми. Спустя два месяца, после долгих упрашиваний, отец снова разрешил им сесть за стол, но только категорически запретил говорить за столом. Весь вечер дети молчали, а когда начали пить чай, мама принесла масло. Масло было твёрдое и Минька начал греть его над чашкой начальника папы. Масло согрелось и упало в чашку. Папин начальник сделал большой глоток чая, не зная, что произошло, и очень испугался. Когда дети рассказали, в чём дело, и причину того, почему никому об этом не рассказали. Отец сказал:

— Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости.

Автор пишет: «Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова».

Этими строками автор хотел объяснить, что всегда надо действовать по обстановке.

В рассказе «Ёлка» дети без разрешения вошли в гостиную и съели украшения на ёлке, так как ёлка была украшена пастилками, яблоками, да ещё сломали подарочной кукле ручку. Когда пришли гости с детьми и увидели, что произошло, они были недовольны. На это Лёлька и Минька накричали на гостей и выгнали их.

В комнату вошёл отец и сказал: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве». Он потушил все свечи на ёлке и сказал: «Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям».

Автор делает вывод: «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я, поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный».

В рассказе «Галоши и мороженое» Лёля и Минька сдали тряпичнику галоши гостей, а на вырученные деньги купили себе мороженое. Узнав, что произошло, отец сказал: «Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём гостям новые галоши. И ещё, в течение двух лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое». Отец сдержал слово.

Этим своим рассказом автор говорит, что врать и брать чужие вещи без спроса плохо.

В рассказе «Бабушкин подарок» говорится о том, что бабушка приезжая в гости всегда привозила подарки Лёле и Миньке. А однажды она приехала без подарка и, когда Лёля спросила о подарках, бабушка отругала Лёлю за нескромность и дала Миньке десять новеньких монеток по десять копеек. Сама,пошла пить чай.

Лёля стояла и смотрела на деньги и вдруг, с силой ударила по руке брата снизу. Монетки разлетелись в разные стороны. Мальчик громко зарыдал. Прибежали взрослые. Бабушка отругала Лёлю за завистливость, а Миньку похвалила за благовоспитанность. Папа сказал: «Только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Лёля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти».

Когда взрослые ушли, Минька отдал две монетки сестре и побежал хвастаться взрослым, что он хороший и отдал две монетки сестрёнке. Но папа, нахмурившись, сказал: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее, и после этим не будет хвастаться».

Этим рассказом Зощенко учит детей, что плохо быть завистливыми, злыми, жадными и хвастливыми.

В своем рассказе «Не надо врать» М.Зощенко говорит о мальчике Миньке, который получил единицу и нарочно потерял два своих дневника, а на третьем приклеил страницу с единицей. Отец не заметил в третьем дневнике единицу, но нашёлся второй дневник. Миньке стало стыдно перед отцом, и он честно во всём признался. Отец на это не рассердился, а схватил сына на руки и стал его целовать. Он сказал: «То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт мне надежду, что ты больше не будешь врать».

В этом рассказе говорится о том, что тайное всегда становится явным и что нужно всегда стремиться говорить правду.

В результате исследования выяснили, что в рассказах М.М.Зощенко дети попадают в разные житейские ситуации, из которых можно извлечь урок и научиться правилам морали. В прочитанных рассказах неумение вести себя за столом приводит к не красивой ситуации. Также плохо, когда берёшь чужие вещи без спроса, не умеешь вести себя за столом, в обществе. Как некрасиво, когда человек завистливый, жадный или хвастливый. Ни к чему хорошему не приводит и ложь.

Наше предположение подтвердилось: читая поучительные детские рассказы, дети учатся вести себя в обществе и соблюдать правила морали. Отличать хорошее от плохого. Эти рассказы лучше воздействуют на сознание малышей, чем простые слова.

1. С.Ожегов. Толковый словарь Русского языка. Москва: ИТИ Технологии. – 2006г.

2. В.Даль. Толковый словарь живого Русского языка. Москва: АСТ. – 2014г.

3. М.Зощенко. Рассказы для детей. Москва: АСТ АСТРЕЛЬ. – 2005г.

4. А.Я.Данилюк. Основы светской этики. Москва: Просвещение. – 2012г.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector