О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»? (Толстой Лев Н.)
Севастопольские рассказы — это цикл из трех произведений, описывающих кульминационный момент Крымской войны — героическую оборону Севастополя. Выпущенные в 1855 году, они писались Толстым большей частью прямо в армейском лагере, на месте действия. В своем цикле он пишет как о героизме простого народа, так и о жестокой бессмысленности войны.
Л. Н. Толстой описывает войну, как ни один писатель до него. Продемонстрировать масштабные боевые действия, доблестные подвиги генералов со знаменами да в мундирах — не главная его цель. Он хочет показать войну “в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти. ”. Каждый рассказ или повесть в цикле сосредоточены на разных темах и заставляют задуматься над разными явлениями жизни.
“Севастополь в декабре” — это как бы “прогулка” по карте Севастопольского боя. Здесь парадоксально совмещаются в одном пространстве военная реальность и мирная городская жизнь.
В «Севастополе в мае» Толстой радикально расширяет совокупность проблем, обычно представленных в батальной прозе. На первый план поставлен вопрос о тщеславии и раскрытие механизмов, которые определяют поведение человека на войне, смелость и трусость в битве. Из-за внешнего спокойствия повествователя описание военных сцен производит колоссальный эффект.
В повести «Севастополь в августе» далее расширяется понимание читателя о подлинной, “неотполированной” войне: плохое координирование, неумело налаженные властями быт и логистика.
Таким образом Севастопольские рассказы заставили меня задуматься о настоящей природе войны. Сам Толстой писал: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Его слова как нельзя лучше обобщают мои мысли после прочтения. Безусловно, героизм и отвага, что проявляют защитники и защитницы отечества будут всегда заслуживать восхищения и почитания. Но война, убийства, боль — противоестественное, ненормальное для человеческой природы состояние. Никакие разногласия не достойны того, чтобы решать их ценой жизней людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Севастопольские рассказы» читательский дневник
Всего получено оценок: 572.
Всего получено оценок: 572.
«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трёх рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854–1855 годах.
Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника
Название: Севастопольские рассказы
Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год
Жанр: рассказы
Год написания: 1855 год
Время и место действия
События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.
Главные герои
Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.
Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.
Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.
Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.
Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце»
В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.
Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.
Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.
«Севастополь в мае»
По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.
Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.
В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.
«Севастополь в августе 1855 года»
Вывод и своё мнение
В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.
Главная мысль
Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.
Авторские афоризмы
«…А вопрос, не решённый дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью…»
«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»
«…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда…»
Толкование непонятных слов
Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.
Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.
Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.
Новые слова
Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.
Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.
Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого для читательского дневника
Произведение Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» было написано в 1855 году. Жанр — цикл рассказов. В нем раскрывается тема подвига и поступков людей. Это историческое повествование об обороне города в период с 1854 по 1855 год. Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Анализ произведения
«Севастопольские рассказы» создавались по свежим следам военных событий. Сюжет развивается в период Крымской войны. В это время Севастополь был во власти французов.
Краткое содержание
Сборник состоит из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
В первой части описывается спокойный город, где люди занимаются своими каждодневными делами. Никто бы не поверил, что совсем скоро все изменится. Неподалеку происходили жестокие бои, где гибли люди в огромных количествах.
Писатель описал бессмысленность войны, ведь люди умирают, а власть все никак не договаривается между собой. Это жестоко по отношению к своему народу. Госпитали были переполнены ранеными солдатами, многим ампутировали конечности.
Рассказчик узнал о существовании 4-го бастиона, о нем ходили легенды. Он решил посетить его. Автор нашел командира, поговорил с ним. Это происходило прямо недалеко от вражеского войска.
Во втором рассказе описываются события, произошедшие через полгода. Город был в осаде, люди умирали. Севастополь выглядел теперь иначе. Власти так и не достигли успехов в переговорах, они были бессильны.
Солдаты умирали во время военных действий, они повиновались своим военачальникам, а в период перемирия русские и французы разговаривали друг с другом как ни в чем не бывало. Ведь они были обычными людьми, которые не понимали, ради чего их заставили воевать между собой. Но в отличие от них начальство преувеличивает «свои» заслуги и победы друг перед другом. Не исключением был и капитан Михайлов. Он жаждал наград, признания и славы. Мужчина был ранен в голову, но несмотря на это продолжил воевать. Им двигало тщеславие.
В третьем рассказе показан Севастополь, где происходят сражения. Иногда случаются перемирия, но очень редко. В город приехали два брата — Михаил Козельцов (старший) и Володя (младший). Они не понимали, как можно было добровольно оставить свою спокойную, сытую и мирную жизнь ради того, чтобы убивать друг друга. Братья погибли в сражении, армии пришлось отступать. Через некоторое время город был во власти французов.
Автор рассуждал о бестолковости и ненужности войны, ее драматичности. Он считал, что это сумасшествие.
Действующие лица
В произведении дана характеристика основным и второстепенным персонажам.
Среди главных героев выделяют следующих:
Основная мысль
Лев Николаевич рассуждал о бесчеловечности и бессмысленности войны.
Он считал, что поставить на поле боя по одному солдату с каждой стороны, было бы честнее. Это позволило бы избежать множество смертей, ранений, горестей.
Такое решение спасло бы много людей. Автор полагал, что война — это признак неразумности общества. Это и есть основная идея произведения.
Вот цитата, характеризующая мысли писателя: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем неразумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Рассказ учит следующему:
Отзывы о книге
Если кратко, то в рассказе описываются события Крымской войны, а именно военные действия в Севастополе. Изображение войны во всех книгах автора одинаковое — он против боевых действий, считает их бессмысленными и ненужными. Все можно решить, но правительство считает иначе. Оно готово пожертвовать людьми ради надуманной славы и признания.
Писатель хотел передать сообщение своим читателям о том, что в войне нет ничего хорошего, это ужас, в котором умирают невинные люди. Часто в книгах можно встретить красивые рисунки, где развиваются знамена, солдата стоят с барабанами, но на самом деле это кровавая бойня, где одни убийства. Рекомендую прочитать, в рассказе можно узнать, какая проблематика у войны, каково быть солдатом на поле боя.
История создания «Севастопольских рассказов» Толстого довольно интересная. В Википедии я узнала, что писатель в 1854 году сам побывал в Севастополе. Он перевелся туда (хотя в это время служил в другом месте), чтобы быть в центре событий. Писатель по правде был в 4-м бастионе и писал рассказ по своим запискам из дневника. Меня это поразило, ведь это означало, что он был участником Крымской войны. У меня сразу в голове появилась картинка событий, которые описал Толстой. Рекомендую прочитать книгу, многое понимаешь после прочтения.
По этому произведению в классе задавали написать сочинение, составить презентацию и конспект для открытого урока. Мне пришлось прочитать книгу, я был удивлен. Думал, что эта затянутая история, которая даже не заинтересует меня, но нет. Книга очень интересная.
Автор был противником войны, считал ее самой главной проблемой человечества, ведь непонятно зачем гибнут столько людей, когда все можно решить очень быстро и просто. Достаточно властям договориться между собой. Также писатель отдает большое значение тому, что люди идут воевать за наградами и славой. Я знаю у него таких уже как минимум двух героев — Болконский и Михайлов. Рекомендую прочитать, очень интересно, есть над чем подумать.
Анализ сборника «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого для читательского дневника
История создания и цель сборника
Лев Николаевич Толстой присутствовал при обороне Севастополя и выступал очевидцем событий, поэтому он смог подробно рассказать о происходящем в городе. Когда началась Крымская война, писатель находился на службе. Ему разрешили перевестись в Севастополь и год он жил в окрестностях города.
Находясь в осаде, литератор был поражен героизмом простых людей, тогда и началась история создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Первый очерк на эту тему он стал писать под шум орудий. Лев Николаевич считал, что русские солдаты и обычный народ, и есть та движущая сила, зарождающая героический дух.
Основная идея произведения — показать четкое различие между простыми солдатами и честолюбивыми, высокомерными офицерами, которые были способны на убийства ради получения звездочек и очередных званий. Тщеславие и лицемерие — ключевые моменты в проблематике произведения.
«Севастопольские рассказы» повлияли на формирование Толстого как автора. Писатель впервые начал говорить о простых людях, как о защитниках Родины. Лев Николаевич рассказал о войне без прикрас, читатели поняли, какие ужасные события происходили в реальной жизни.
События в декабре
Сборник начинается с рассказа «Севастополь в декабре». В нем автор описывает следующие события:
Продолжая анализ произведения «Севастопольские рассказы», стоит кратко заметить, что именно в первом цикле истории бросается в глаза, как сильно автор стремится показать героизм простого народа. Толстой дает понять, что у врагов нет шансов поколебать силу духа русских людей.
Происходящее в мае
Прошло 6 месяцев после осады города. Дипломатам не удается прийти к соглашению. Офицер Михайлов гуляет по Севастополю и вспоминает цитаты из письма товарища. Тот рассказал, что его супруга читает о событиях, происходящих в городе и сильно гордится своим мужем. Михайлов подумал, что ему очень недостает такой поддержки. Он мечтает быть награжденным, и чтобы все газеты рассказывали об этом. Тщеславие — основное качество в его характеристике.
Офицер не заметил, как дошел до павильона с музыкой, ему захотелось поговорить с аристократами, но он не решился подойти к ним. Михайлов мечтает о повышении, но ему не нравится общаться с обычными людьми и солдатами. Наконец, офицер осмеливается подойти к аристократам, они проявляют отзывчивость и даже соглашаются вместе прогуляться. Мужчина чувствует себя счастливым.
На следующий день аристократы гуляют по тротуару и описывают друг другу свои боевые подвиги. Объявляется перемирие. Русские бойцы и вражеские солдаты спокойно общаются, без ненависти и злости, но когда снимают белый флаг — обстановка вновь накаляется.
Рассказ об августе
Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:
Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.
«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого
Разделы: Литература
Тип урока: интегрированный (литература, история).
Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор
Методические приемы организации урока:
Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.
Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.
В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.
В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.
Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1, Приложение 2).
Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.
Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский. ”.
Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”
Первая группа литературоведов:
Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега. ”, “. вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Работа с классом по содержанию (Приложение 3).
Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.
А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).
Но все-таки свое произведение автор назвал рассказами. Почему?
Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”
Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.
Вторая группа литературоведов
Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.
Работа с классом по содержанию (Приложение 3).
Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.
Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.
Третья группа литературоведов
Третий из “Севастопольских рассказов” — “Севастополь в августе 1855 года” — посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.
Работа с классом по содержанию (Приложение 3).
В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.
Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.
Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.
А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?
Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4).