Об этом не говорили в школе: чему на самом деле учат сказки Андерсена
Сказки Андерсена — не такие простые, как кажутся на первый взгляд. Большинство произведений писатель списывал со своей жизни, наделяя героев качествами, которые были у него самого. Например, Стойкий оловянный солдатик — это практически автобиографичный рассказ про нелегкое детство Андерсена. Во всех произведениях есть явный психологический подтекст, писатель перекладывает свои детские травмы на бумагу. Но вопрос, нужно ли это читать детям?
фото: кадр из фильма «Девочка со спичками»
Еще одна причина, из-за которой сказки Андерсена в оригинале могут навредить детям, — это явный религиозный подтекст. Автор не только поднимает такие важные вопросы, как вера в Бога, но и явно навязывает свою точку зрения. Никто не говорит, что это плохо, вопрос лишь в том, нужна ли эта информация неокрепшим умам?
Советское правительство подвергло жесткой цензуре сказки датского писателя, вырвав из его произведений целые абзацы или переписав полностью концовки. Если раньше оригиналы сказок Андерсена было днем с огнем не найти, то сейчас они находятся в прямом доступе во многих букинистических магазинах. Но то, что там описано, явно не для детского чтения. Давайте разбираться на конкретных примерах.
Вы никогда не задумывались, почему у Элизы одиннадцать братьев? Это число не случайно: оно напрямую указывает на число апостолов после предательства Иуды. Если прочесть оригинал этой истории, то становится понятно, что главная героиня — очень набожный человек, который большую часть времени проводит в молитвах. Элиза — образец красоты и благочестия. Автор призывает быть похожими на девушку, потому что она ведет себя правильно и только это помогает ей справиться со злой мачехой.
Еще один эпизод, который вряд ли поймут маленькие читатели, — это подвиги героини ради своих братьев. Это не акт самопожертвования ради спасения близкого, а история странствования души и искупления грехов. Об обете молчания, который дала девушка, наверное, говорить не стоит.
фото: Legion-Media
Любимая сказка многих детей. Только в оригинале было все не так: зеркало разбивали не ученики тролля, а Дьявол и его Бесы. Они хотели посмеяться над Творцом мира и его ангелами, посмотрев, как он будет спасать человеческую душу, которая утопает в грехе.
Все мы знаем Герду как смелую девушку, которая гордо сражается со стражниками Снежной королевы. А вот в оригинале сказки Герда при любой трудности не спешила вступать в бой. Она уповала на Всевышнего, закрывала глаза и долго молилась. Еще одна отсылка к религии: бабушка читала Каю и Герде Евангелие, а не сказки, как указано в советском переводе произведения.
фото: Legion-Media
«Девочка со спичками»
Тут заложен и еще один смысл: Андерсен рассказывает о своих детских травмах и показывает, к чему может привести родительская жестокость.
фото: Legion-Media
Вообще, многие произведения датского писателя были автобиографичными. Андерсен родился в бедной семье, но благодаря своему таланту он стал знаменитым, дружил с королевскими особами. И при этом до конца своих дней оставался одиноким.
Сказка «Гадкий утенок» — это пересказ жизни писателя, причем Андерсен не стесняется описывать все свои детские травмы. В сказке весь скотный двор смеется над «гадким утенком». Также подшучивали, а иногда и откровенно издевались, одноклассники и учителя над маленьким Андерсеном в школе. Писатель говорил, что ему было особенно тяжело во время учебы. Он обижался, когда сказку «Гадкий утенок» называли детской, ведь писал он ее на самом деле для взрослых.
«Стойкий оловянный солдатик» — еще один автобиографичный рассказ, но тут уже описывается его более поздняя жизнь. Когда Андерсен еще не стал столь знаменитым, он жил в бедности и лишениях. «Солдатик», как и сказочник, хотел путешествовать и увидеть мир, но очень страдал из-за того, что был вынужден оставаться в коробке.
Об этом не говорили в школе: чему на самом деле учат сказки Андерсена
А поймут ли настоящий смысл маленькие читатели?
Сказки Андерсена — не такие простые, как кажутся на первый взгляд. Большинство произведений писатель списывал со своей жизни, наделяя героев качествами, которые были у него самого. Например, Стойкий оловянный солдатик — это практически автобиографичный рассказ про нелегкое детство Андерсена. Во всех произведениях есть явный психологический подтекст, писатель перекладывает свои детские травмы на бумагу. Но вопрос, нужно ли это читать детям?
Еще одна причина, из-за которой сказки Андерсена в оригинале могут навредить детям, — это явный религиозный подтекст. Автор не только поднимает такие важные вопросы, как вера в Бога, но и явно навязывает свою точку зрения. Никто не говорит, что это плохо, вопрос лишь в том, нужна ли эта информация неокрепшим умам?
Советское правительство подвергло жесткой цензуре сказки датского писателя, вырвав из его произведений целые абзацы или переписав полностью концовки. Если раньше оригиналы сказок Андерсена было днем с огнем не найти, то сейчас они находятся в прямом доступе во многих букинистических магазинах. Но то, что там описано, явно не для детского чтения. Давайте разбираться на конкретных примерах.
«Дикие лебеди»
Вы никогда не задумывались, почему у Элизы одиннадцать братьев? Это число не случайно: оно напрямую указывает на число апостолов после предательства Иуды. Если прочесть оригинал этой истории, то становится понятно, что главная героиня — очень набожный человек, который большую часть времени проводит в молитвах. Элиза — образец красоты и благочестия. Автор призывает быть похожими на девушку, потому что она ведет себя правильно и только это помогает ей справиться со злой мачехой.
Еще один эпизод, который вряд ли поймут маленькие читатели, — это подвиги героини ради своих братьев. Это не акт самопожертвования ради спасения близкого, а история странствования души и искупления грехов. Об обете молчания, который дала девушка, наверное, говорить не стоит.
«Снежная королева»
Любимая сказка многих детей. Только в оригинале было все не так: зеркало разбивали не ученики тролля, а Дьявол и его Бесы. Они хотели посмеяться над Творцом мира и его ангелами, посмотрев, как он будет спасать человеческую душу, которая утопает в грехе.
Все мы знаем Герду как смелую девушку, которая гордо сражается со стражниками Снежной королевы. А вот в оригинале сказки Герда при любой трудности не спешила вступать в бой. Она уповала на Всевышнего, закрывала глаза и долго молилась. Еще одна отсылка к религии: бабушка читала Каю и Герде Евангелие, а не сказки, как указано в советском переводе произведения.
«Девочка со спичками»
Тут заложен и еще один смысл: Андерсен рассказывает о своих детских травмах и показывает, к чему может привести родительская жестокость.
Вообще, многие произведения датского писателя были автобиографичными. Андерсен родился в бедной семье, но благодаря своему таланту он стал знаменитым, дружил с королевскими особами. И при этом до конца своих дней оставался одиноким.
Сказка «Гадкий утенок» — это пересказ жизни писателя, причем Андерсен не стесняется описывать все свои детские травмы. В сказке весь скотный двор смеется над «гадким утенком». Также подшучивали, а иногда и откровенно издевались, одноклассники и учителя над маленьким Андерсеном в школе. Писатель говорил, что ему было особенно тяжело во время учебы. Он обижался, когда сказку «Гадкий утенок» называли детской, ведь писал он ее на самом деле для взрослых.
«Стойкий оловянный солдатик» — еще один автобиографичный рассказ, но тут уже описывается его более поздняя жизнь. Когда Андерсен еще не стал столь знаменитым, он жил в бедности и лишениях. «Солдатик», как и сказочник, хотел путешествовать и увидеть мир, но очень страдал из-за того, что был вынужден оставаться в коробке.
Чему учат сказки Андерсена волшебные и добрые
Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.
Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.
Как зарождались творения гениального сказочника?
Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.
Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок — это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.
Почему нужно читать сказки Андерсена детям?
Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому — система ярких и уникальных образов автора.
Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).
Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.
Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена
Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.
1) Гуманность, героизм и самоотверженность.
Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.
2) Безмерная сила любви.
Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.
3) Смысл жизни и искусства.
Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».
4) Сострадание и милосердие.
Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.
5) Умение ценить и любить жизнь.
Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.
Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.
Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.
Чему учат нас сказки Г. Х. Андерсена план-конспект по чтению на тему
Критики о творчестве Андерсена
Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.
Почему нужно читать сказки Андерсена детям?
Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому — система ярких и уникальных образов автора.
Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).
Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.
Жизнь Христиана Андерсена
Годы жизни: 2 апреля 1805 – 4 августа 1875 (70 лет)
Жизнь Андерсена, по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.
Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»
Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.
LiveInternetLiveInternet
Процитировано 31 раз Понравилось: 29 пользователям
Образы, персонажи, герои сказок Андерсена
Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена. В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.
Андерсен Ганс Христиан сказка «Огниво»
Читательский дневник по сказке «Огниво» Ганса Христиана Андерсена
Автор: Ганс Христиан Андерсен.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: солдат, колдунья, собаки, принцесса, король, королева.
Характеристика главных героев:
Солдат — добрый и отзывчивый.
Легкомысленно распоряжается деньгами.
Не думает о последствиях.
Ведьма — старая и коварная.
Собаки — умные и преданные.
Король и Королева — ловкие и хитрые.
Наказали солдата, но сами погибли.
Принцесса — красивая и мечтательная девушка.
Стала женой солдата.
Краткое содержание сказки «Огниво»
Солдат встретил ведьму, которая попросила его вернуть ей огниво, забытое в дупле.
Солдат слазал в дупло, набрал денег, а огромные собаки его не тронули.
Солдат быстро прокутил деньги, и воспользовался огнивом.
На зов явилась собака из дупла, и принесла денег.
Солдат приказал принести принцессу и поцеловал ею.
Королева заметила исчезновение дочери, и с помощью крупы выследила солдата.
Того должны были казнить, но мальчик принёс ему забытое огниво, и солдат вызвал собак.
Собаки убили короля и королеву, а солдат женился на их дочери.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Огниво»
Главная мысль сказки в том, что жить нужно сегодняшним днём и не думать о последствиях.
Основная мысль сказки заключается в том, что нужно добиваться поставленных целей любой ценой.
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть осторожными со своими желаниями, поступать мудро и правильно.
А также учит, что не стоит ждать чуда и спасения, а самому пытаться изменить свою жизнь.
Краткий отзыв о сказке «Огниво» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что хорошо иметь волшебного слугу, который исполняет любые желания.
Но нельзя желать того, что может повредить другим.
Солдат разбогател и помогал бедным.
Это мне не понравилось.
Но сказка интересная и увлекательная.
Автору удалось пересказать сюжет волшебных арабских сказок на европейский лад.
Мне понравились верные и услужливые собаки.
Они всегда спешили на помощь хозяину.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что богатым быть хорошо, но помогать другим ещё лучше.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Тут солдат понял, что за чудное у него огниво.
Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами;
ударишь два — является та, которая сидела на серебре;
ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.
Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:
Библиотека произведений автора пополняется.