НОД по ОО Коммуникация по теме: «Сказки учат дружбе» для детей средней группы
Любовь Александровна Клованич
НОД по ОО Коммуникация по теме: «Сказки учат дружбе» для детей средней группы
Цель: Формировать у детей общее представление о мире через различные виды театрально-игровой деятельности
Задачи:Образовательные – расширять и уточнять представления детей о видах кукольного театра; учить и различать их :
настольный – театр кружек;
пальчиковый – перчаточные куколки;
драматический – драматизация сказки «РУКОВИЧКА», театральный этюд – «Колобок» (нагрудный знак)
— учить разыгрывать небольшие сюжеты, этюды в разных видах театра;
Развивающие – активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра – драматизация)
— развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
— развивать речь, творческое воображение;
— развивать коммуникативные навыки детей (общение)
-развивать актерские способности (мимику, жесты, фантазию, пластические движения).
Воспитательные – воспитывать любовь к русским народным сказкам;
— учить проявлять культуру общения и поведения на занятии ;
— проявлять взаимопомощь, чувства, сопереживание;
Звучит музыка «Улыбка» дети входят в зал.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель – добрый день мои друзья!
Вас снова видеть рада я!
Вместе 1. Идем кругом – Собрались все дети в круг,
2. Остановились показывают – Я твой друг и ты мой друг,
3. Беремся за руки – Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель – Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться? Я сегодня не только Любовь Александровна, но и сказочница. Мой волшебный клубочек знает, что среди вас есть Ваня, Вероника, Юра, Влад, Таня, Олеся, Антон. А назовите мне свои имена ласково?
Дети по очереди называют свои имена ласково.
Воспитатель – Вот вам мой волшебный клубочек, он поможет вам назвать ласково свои имена!
Дети – называют свои имена ласково свои имена по очереди, передавая клубочек.
Воспитатель – как они красиво звучат ваши имена. Мы с вами одна большая дружная семья. Чем же мне сегодня вас ещё порадовать? – (задумываюсь) А я кажется знаю! Вот таких хороших и дружных ребят я приглашаю поиграть! Для этого в моей корзинке для вас имеется волшебные перчатки. Они хотят поиграть с вами в игру «Дружная семейка» (пальчиковая игра). Я достаю перчатку свою (надеваю и говорю). Сначала посмотрите, как играют мои пальчики:
• Этот пальчик – дедушка,
• Этот пальчик – бабушка,
• Этот пальчик – мама,
• Вместе дружная семья!
Воспитатель – Вот какая дружная семья. А теперь вместе поиграем (даёт каждому перчатку). Ребята, это непростые перчатки, они называются пальчиковые куколки, а называются потому так, что одеваются на руку как перчатки, а на каждом пальчике своя куколка.
Дети – повторяем ещё раз вместе.
Воспитатель – Вот какие дружные ваши пальчики, как одна семья! Хорошо, что мы с вами такая дружная семья и у нас все хорошо. Главное, чтобы люди всегда дружили, жили мирно, уважали и любили друг друга. Вижу, что вы любите играть? А сказки вы любите?
Дети – Да любим сказки
Воспитатель – А как можно познакомиться со сказкой?
Дети – сказку можно прочитать в книге;
— сказку можно посмотреть по телевизору, в компьютере;
— прочитают мама, папа;
— расскажут бабушка, дедушка, в детском саду;
— прочитает брат, сестра;
Воспитатель – А ещё открою вам секрет – со сказкой можно встретиться с помощью моего волшебного клубочка. Приглашаю всех детей и зрителей, гостей! Мир сказки вам открою я, увидите как живет веселый сказочный народ.
Звучит мелодия Клубочек покатился
Приведи нас в сказку!
(воспитатель кидает по направлению к столу сказка «Репка», атрибуты лежат в коробке накрыты салфеткой – театральные кружки с героями, шкатулка)
Дети идут за клубочком, садятся на стулья.
Воспитатель – Я предлагаю вам артистами стать и в сказку поиграть! Сказка спряталась в загадку, отгадайте ка загадку
ЗАГАДКА
— В этой сказке дедка есть,
Вместе с ними жили кошка, мышка, пёсик Жучка!
Мирно жили не тужили
не было заботы, дружно, весело
С охотой делали работу.
Воспитатель – Как называется эта сказка?
Дети – Сказка «Репка»
Воспитатель – Да правильно отгадали, это сказка «Репка». Волшебный клубочек привел нас всех в театр волшебных кружек. Посмотрите!
Звучит музыка открывания волшебного сундучка (открывает салфетку).
Воспитатель – Кто – то из вас будет сейчас зрителем, а кто то героем сказки, ведь мы с вами ещё попадем ни в одну сказку. Я буду рассказывать вам эту сказку, а вы мне помогите, став её героями.
Звучит музыка открывания волшебного сундучка (открывает шкатулку)
Воспитатель – Сейчас моя волшебная шкатулка откроется, и мы с вами возьмем по очереди эмблемы героев сказки и приклеим себе. У видим, кто каким героем будет в сказке, а кто зрителем.
Воспитатель – Навострите ушки,
Покажем сейчас сказку!
Ход сказки репка:
Дети сидят за столом, взяв свой атрибут к сказке.
Воспитатель – Посадил дед репку (ставлю я репку атрибут – кружку).
Дети- (по ролям по очереди играют театральными кружками)
Воспитатель – (в конце сказки) Дети, что помогло героям справиться с трудностями?
Воспитатель – А какие пословицы, поговорки вы знаете о дружбе?
Дети отвечают свои пословицы и поговорки о дружбе:
(лягушка и мышка) – Нет друга, так ищи, а нашел береги;
(кабан и Жучка) – в настоящей дружбе так сам пропадай, а товарища выручай;
(медведь и заяц) – в дружбе правда;
(лиса и внучка) – друзей то много, а друга нет;
(колобок) – друзья познаются в беде;
(колобок) – крепкую дружбу и топором не разрубишь;
(заяц) – дружба как стекло, разобьешь не склеишь;
(волк и дед) – не имей сто рублей, а имей сто друзей;
(бабка «Репка») – без беды друга не узнаешь;
Воспитатель – Да, герои в нашей сказке оказались хорошими друзьями и помогли друг другу. А сейчас я попрошу Вас всех стать и выйти в круг (берет конверт и читает)
— Что за сказочка, смекните и хором мне скажите!
— Сдобный, пышный, круглощекий
У него румяный бок
Убегает по дорожке
Дети – (кричат хором) КОЛОБОК
Звучит музыка открывания волшебного сундучка
Воспитатель вытягивает из конверта атрибут Колобка.
Воспитатель бросает клубочек два раза. Одевает эмблему тем которые были зрители в сказке «Репка»
ФИЗМИНУТКА
Театральный этюд «Колобок»
Колобок, колобок, колобок румяный бок
(Дети идут по кругу в развалочку в руках Колобок)
По дорожке катился и назад не воротился
(Дети бегут на носочках, руки на поясе)
Встретил мышку, волка, зайку
(Дети встав в круг лицом изображают зверей)
Всем сыграл на балалайке
(Дети изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу
(Дети показывают нос Буратино)
Больше нет его в лесу
(Дети поднимают руки вверх, вместе в кругу.
после физминутки в зал под музыку вбегает мышка)
Мышка – Пи – пи – пи –пи
Воспитатель – Что с тобой случилась мышка?
Мышка – я ищу свою сказку и настоящих друзей, которые помогли мне вернуться в нее.
Воспитатель – Ребята, поможем нашей мышке?
Дети –да, поможем
Воспитатель – Мышка не переживай у меня есть волшебный клубочек, мы найдем твою сказку. Клубочек, клубочек приведи нас в Мышкину сказку.
Воспитатель бросает клубочек. Подходит и открываем накидку, стоит «Рукавичка»
Воспитатель – Не из этой ли ты сказки мышка?
Мышка- Да, это моя сказка «Рукавичка». Как же в сказку нам попасть?
Воспитатель – Чтобы попасть в сказку, нужно отгадать загадки, но не просто отвечать, а постарайтесь изобразить того, о ком говориться в сказке.
Дети отгадывают, изображают героев сказки.
Воспитатель одевает эмблемы героев сказки.
Воспитатель— а звери тоже хотят попасть в свою сказку. Тогда все присаживайтесь.
Сейчас покажем сказку.
– шел дед лесом и потерял рукавичку
— бежала мимо мышка и увидела рукавичку.
текст ход сказки «Рукавичка» герой по очереди.
В конце Мишка входит в рукавичку и все выбегают на поклон к зрителям.
Дети – стоят взявшись за руки исполняют хором слова:
— Всем советуем дружить
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что, ни за что, на свете
Воспитатель – Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание.
Уходят под музыку «Улыбка»
Прикреплённые файлы:
Инсценировка сказки о дружбе «Алёнка в лес гулять пошла, там друзей себе нашла!» АВТОР:-В маленькой избушке жила,была семья, мама,папа и дочка-краса, Алёнушкой девочку все называли, зверюшки ей песни свои посвящали, Алёнушка.
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы «Поговорим о дружбе» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. «Поговорим о дружбе» с детьми старшей группы.
Конспект НОД для детей средней группы по теме «Органы чувств» Конспект НОД для детей средней группе по теме «Органы чувст». Задачи: 1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими.
Конспект НОД по ОО «Познание» по теме «Дорога в старшую группу» для детей средней группы Программное содержание: 1. Упражнять детей в умении отсчитывать предметы с заданным числом в пределах пяти. Закрепить цифры от одного до.
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей средней группы по теме «Мой родной город» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей средней группы по изучению темы «Мой родной город –.
Развлечение для детей средней группы «В гостях у сказки» Задача праздника: • Доставить детям радость • Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре • Активизировать речь детей •.
Утренник для детей подготовительной к школе группы посвящённый празднованию первого мая «Мы в мире, дружбе будем жить» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 Утренник для детей подготовительной.
Исследовательская работа “Чему учат русские народные сказки”
Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.
В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.
В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.
В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).
Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.
Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки
Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.
Смысл, спрятанный от нас
Главный персонаж колобок учит нас:
· Избегать неприятности хитростью.
· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.
· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.
В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.
Герои русских народных сказок
Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).
Смысл, спрятанный от нас
Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.
Сказка — семейный психолог
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.
Вот то, чему учат народные сказки:
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.
Вариант 2
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
Живое слово
Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:
Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.
Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.
Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео
Взаимопомощь
Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.
2.« Мальчик, который кричал «Волк»
Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.
Сказкотерапия
Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.
Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.
Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Звери, птицы, рыбы
Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.
Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.
Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.
Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.
«Гадкий утенок»
«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.
Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.
Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.
Волшебные превращения
Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.
Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.