чему учат в архитектурном колледже

Содержание

Стоит ли идти в колледж?

На сайте у меня есть статья: стоит ли идти в архитектурный колледж ТОЛЬКО ради подготовки на дневное МАрхИ (спойлер: нет)

Баланса ради, вместе с преподавателем по подготовке в колледжи (по запросу, контакты предоставляются), мы написали данный пост на тему: «Когда архитектурный колледж — это хороший вариант?»

Часть 1

Стоит ли именно вам идти в колледж, или лучше сразу готовиться в архитектурный ВУЗ?

Время обучения в колледже – 4 года. Этот показатель обычно является решающим для тех, кто нацелен на ВУЗ. Многим такое количество лет учёбы в колледже кажутся нецелесообразными.

Сама по себе учёба в колледже не даст вам гарантии поступления в ВУЗ на специальность «Архитектура», кроме вечернего МАрхИ и некоторых региональных ВУЗов.

Следует отметить, что вечерка МАрхИ — всегда платное отделение. Выпускники колледжей проходят упрощённые экзамены: по собеседованию и портфолио (над которым придётся поработать дополнительно). Берут не всех.

По поводу региональных ВУЗов:

Речь о тех, где проходные баллы и требования не сильно высокие. Кстати, у них часто бывают свои договорённости с колледжами, но нужно отдельно изучить условия в конкретном ВУЗе для выпускников конкретного училища.

Задачи колледжа:

Первоочередная задача колледжа – это выпустить квалифицированного архитектора-техника. В задачи этой ступеньки образования и не входит подготовка к ВУЗу. Но она даёт полноценное средне-специальное образование. За время учёбы студенты изучают множество проектных дисциплин.

Как правило, выпускники колледжей хорошо владеют графическими и проектными программами и, если сравнивать их с выпускниками школ, то последним к 2-3 курсу ВУЗа придется потратить ещё время для их освоения. А темы проектов во многом повторяют ВУЗовские, но исполняются на более простом уровне, и могут послужить хорошей стартовой площадкой для проектов в ВУЗе (в целом, выпускники колледжей делают их быстрее).

Иногда одной из целей поступления в колледж является возможность не сдавать ЕГЭ – в этом случае можно сэкономить деньги на подготовке к ЕГЭ и потратить их в будущем на доосвоение рисунка и черчения. С другой стороны, при поступлении в ВУЗ всё равно придётся сдавать вступительные экзамены по математике и русскому.

Кроме того, не забывайте: архитектура — специальность не только творческая, но и техническая. Крепкие знания по математике тут требуют совсем не просто так. Без них преуспеть в профессии не получится.

После колледжа человек уже выходит с образованием (средне-специальным). Параллельно часто ребята уже совмещают с работой и получают опыт. На вечерке они продолжают совмещать, и к окончанию обучения опыт такого специалиста уже составляет 5-7 лет.

Готовиться к поступлению в ВУЗ с большой вероятностью всё равно придётся дополнительно. К рисунку, к черчению, к композиции — и совмещать это придётся с учёбой (что крайне сложно — загруз там большой). Зато, в дальнейшем эти дисциплины пойдут в одном русле с самой учёбой и благотворно повлияют на Ваши учебные проекты.

Если вы готовитесь сразу к ВУЗу: совмещать со школой, особенно с выпускным классом (когда подготовку «укладывают» в один год), достаточно сложно, и тут в случае непоступления с первой попытки есть риски перегореть или опустить руки. Но для направления архитектуры это нормальная ситуация: не все поступают с первого раза, и дополнительная подготовка в год после школы вполне приемлема.

Часть 2

О конкурсе и условиях поступления в колледж.

Конкурс в Колледж на специальность «Архитектура» в последние лет пять не опускался менее 6-7 человек на место.

Кроме вступительных, существует обязательный конкурс аттестатов. Как правило оценки такие: не больше трёх 4, остальные 5. Год от года они могут изменяться, но не значительно.

Экзамены:
(Москва)

26 кадр: постановка на А2 (если экзамен дистанционно, то А3) — три геометрических гипсовых тела; черчение — деталь, проекции и изометрия.
МГАК: орнамент (простой симметричный) и одно гипсовое геометрическое тело (в этом году семилистник на шестигранной призме). По черчению — построить по двум проекциям деталь и её изометрию.
КАС 7 — орнамент (простой) и два геометрических тела на А3, черчение — проекции детали и ваза (простая, с 3-4 сопряжениями) + билет по геометрии, с тремя задачами, так что перед экзаменом нужно пересмотреть основные типы на построения, задачки разного уровня сложности.

Черчение везде сдаётся карандашом, не рапидографами.

Есть ещё другие колледжи, там похожие экзамены.

Часть 3

Какие перспективы у выпускников колледжей? Результаты, плюсы.

Ситуации выбора ученика обычно сводятся к 2м вариантам (3й — без Высшего Образования, обычно вопросов не вызывает):

1. 11 классов + например, но не обязательно, МАрхИ (бакалавр 5 лет) с первой попытки – в результате дипломированный специалист в 22-23 года.

2. 9 классов + Колледж (4 года) + вечерка МАрхИ (4,5 года) условно с первой попытки или дневное (5 лет) – при такой схеме специалистом можно стать в 25-26 лет.

Будьте внимательны: сейчас некоторые ВУЗы отказываются от сокращенной программы бакалавриата для выпускников колледжей, но в МАрхИ пока есть возможность сэкономить 1 год учёбы!

Многие родители переживают, найдёт ли ребенок работу после прохождения того или иного обучения. Честно, как работодатель, скажу: кроме специфических навыков, важнее то, как человек относится к работе, что он умеет, как делает, чем чисто «корочка». Например, в практике были разные случаи, в том числе, например, приглашения работать за границу после колледжа, или в сильные команды «мечты» разных брендов — после региональных ВУЗов.

Прошу на основании этих конкретных случаев не делать выводы, что стремиться к более крепкому образованию не нужно. Это просто пример, как в жизни многое зависит и от усилий самого человека.

При выборе пути обращайте, пожалуйста, внимание на важные «места». Наша задача — подсветить плюсы и минусы. Примените их к себе и решите по индивидуальной ситуации, как лучше поступить. Тут у каждого будет собственный ответ.

Источник

Какие предметы нужно сдавать на архитектора

i 4bLR29

Есть люди, которые хорошо умеют рисовать и разбираются в изобразительном искусстве. Есть специалисты в области технических наук, которым хорошо даются расчеты. А архитекторы – это и гуманитарии, и технари «в одном флаконе», поскольку от них требуется гармоничное сочетание обеих этих способностей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Какие бывают архитекторы

Прежде чем выяснить, какие предметы нужны для поступления на архитектора, разберемся в разновидностях этой специализации. Вот основные из них:

Yf7gX PiCd

Архитектор широкого профиля, без углубления в какую-либо специализацию, занимается разработкой эскизного проекта, расчетами, составлением рабочих чертежей и документации, выполняет авторский контроль над процессом строительства здания или сооружения. Главный архитектор согласует работу всех специалистов, которые занимаются разработкой проекта.

Где учиться на архитектора

Вне зависимости от будущей должности и особенностей профессии обучение необходимо пройти по специальности «Архитектура». То, какие предметы нужно сдавать на архитектора, и какие экзамены проходить, зависит от выбранного типа учебного учреждения и базы поступления: после 9 или после 11 класса. У абитуриентов есть два варианта:

Программы для архитекторов открыты в Московском колледже архитектуры и градостроительства, Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Колледже архитектуры и строительства № 7, Электростальском колледже и других учебных заведениях.

После 9 класса: 3 года 10 месяцев

После 11 класса: 2 года 10 месяцев

В Москве наиболее престижными вузами с программами архитектурного профиля считаются МАСИ, МАРХИ, ГУЗ, МГУГК, МГСУ. В Санкт-Петербурге – СПбГАСУ, СПбГУ, СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина. В целом по России на базе 11 класса, среднего профессионального или высшего образования поступить на архитектора можно в 115 университетов.

Направление подготовки Код Форма обучения Срок обучения
«Архитектура» 07.02.01 Очная
Направление подготовки Код Форма обучения Срок обучения
«Ландшафтная архитектура» 35.03.10
«Архитектура» 07.03.01 Очно 5 лет
«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» 07.03.02 Очно 5 лет

Теоретически устроиться на работу можно как со средним, так и с высшим образованием по архитектурному профилю. Однако вузов, обучающих этой специальности, существенно больше, чем ссузов. И высшее образование считается для архитектора более престижным.

1vyz

wnAE6q3HyW

Какие вступительные экзамены сдают на архитектора

Несмотря на все инженерные особенности, архитектор – это специальность, для которой нужны определенные творческие способности. Поэтому в перечень того, какие экзамены нужно сдавать на архитектора, обязательно входит дополнительное испытание на базе выбранного учебного учреждения. Основных вариантов вступительных экзаменов два:

Например, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет предлагает абитуриентам, поступающим на специальность «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», сдать ДВИ по рисунку и архитектурной графике. В РУДН для специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» предусмотрены два типа испытаний:

В структуру каждого испытания включены 50 вопросов, на выполнение отводится 100 минут. Абитуриенты Государственного университета по землеустройству, выбравшие специальность «Архитектура», сдают черчение и рисунок. Данные о структуре ДВИ необходимо уточнять в выбранном вузе.

Направление подготовки Предметы ЕГЭ ДВИ
«Ландшафтная архитектура» Есть
«Дизайн архитектурной среды»
«Архитектура»
«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»

NW55nc2MJB

Что дает профессия архитектора

Итак, вы узнали, какие предметы сдавать на архитектора (оказалось, не самые простые), хорошо подготовились к экзаменам, поступили, прошли сложное пятилетнее обучение. А стоит ли эта специальность таких усилий?

Можно с уверенностью сказать, что архитектурное дело – одна из старейших профессий, не утративших своей актуальности и в наши дни. Более того, по мере урбанизации, застройки все новых и новых территорий она становится все более и более необходимой. Основные преимущества профессии следующие:

Если способности к рисованию, творчеству, высокий художественный вкус сочетаются в вас с не менее развитыми аналитическими возможностями и умением мыслить рационально, то эта специальность вполне может воплотиться в вашу любимую работу, ведь предметы для поступления на архитектора не такие уж и сложные: русский и математика плюс экзамен по рисунку.

Источник

Профессия архитектор: где учиться и зачем

Выпускница архитектурного факультета делится опытом: как готовиться к поступлению, каково учиться у советских преподавателей и ради чего становиться архитектором

architecture

FqFStXqQa E

Учиться на архитектора я решила случайно. Где-то за год до поступления поняла, что хочу заниматься чем-то осязаемым, что смогу потрогать. Впрочем, тяга к организации пространства у меня была давно: в детстве я любила переставлять мебель в кукольном домике и строить шалаши.

В 2016 году я окончила Государственный университет землеустройства. Сейчас работаю по специальности в архитектурной фирме. Расскажу, какие сложности у меня были на пути с поступления до работы.

Чем занимается архитектор

Архитектор — это человек, который знает, как удобно и надёжно расположить объекты в пространстве. Он проектирует здания, контролирует строительство и занимается документацией по проекту.

Ещё есть инженеры-проектировщики. Если архитектор скорее придумывает, как здание будет выглядеть снаружи и внутри, то инженер разрабатывает и просчитывает конструкции. Работать инженером можно и с архитектурным образованием, но лучше доучиться.

Куда поступать

В Москве 10 вузов с архитектурной специальностью:

МАРХИ — главный и самый старый архитектурный вуз страны, в других институтах есть только архитектурные кафедры. Именно он задаёт учебные программы и котируется больше остальных. Поэтому поступить в МАРХИ сложно: там очень высокий конкурс. Я знаю людей, которые поступали туда несколько лет.

Остальные вузы попроще, но, по большому счету, качество образования одинаково во всех вузах. Потому что по одной и той же программе учат одни и те же преподаватели — они переходят из одного вуза в другой.

При выборе института роль играет скорее статусность: многие работодатели принимают на работу только выпускников МАРХИ. Также стоит смотреть на уклон вуза. Например, в МГСУ это строительство, в ГУЗе — землеустройство.

Что нужно для поступления

Экзамены. Чтобы поступать на архитектора, достаточно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Большее значение имеют творческие экзамены: рисунок и черчение. На рисунке нужно рисовать голову и капитель. На черчении — выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали. Также в некоторых вузах на вступительных есть живопись.

%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82 %D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Сроки. Я подготовилась меньше чем за год, но это были критические сроки. Начинать лучше за год-два. Особенно, если за плечами нет художественной школы. Некоторые мои однокурсники закончили художку и уже умели делать то, что я осваивала в ускоренном темпе.

С другой стороны, успешная сдача экзаменов зависит скорее от желания, чем от способностей. Чем сильней ты хочешь в архитектуру, тем больше у тебя шансов поступить.

Где готовиться. Главное — найти хорошего преподавателя, который натаскает по основным экзаменам. Советую искать его в том институте, куда собираетесь поступать. Также при вузах есть подготовительные курсы. Но они дают гораздо меньше, чем индивидуальные занятия.

Каково учиться

Сейчас по программе бакалавриата архитекторы учатся 5 лет. Я же застала то время, когда учились все 6.

Предметы. Профильный предмет в архитектурном — это проект. На нем выдают объекты, которые ты должен придумать от начала до конца. Поначалу это что-то простое: детская площадка или бензозаправка. На следующих курсах мы проектировали банки, музеи, дома отдыха и другие сложные общественные здания.

Работа над проектом была интересной, но больше всего мне нравилась история архитектуры. Особенно нам повезло с преподавателем по современной архитектуре — это направление я открыла для себя только благодаря ему.

Вообще, архитектурное искусство позволяет по-другому смотреть на окружающее тебя пространство. Не так, как привык видеть среднестатистический человек. Ты идешь по улице и понимаешь время, стиль, почему так произошло именно с этой улицей. Начинаешь разбираться в искусстве, интересоваться живописью. Это очень приятно и здорово.

Сложности. С самого начала учебы нам приходилось выкручиваться. Не знаю как в других вузах, но в ГУЗе преподавали плохо. Уже на первой паре нам задали собрать проект, но не объяснили, как это сделать. Преподаватель использовал термины, которые я слышала впервые — например, «генплан» и «экспликация». Но как они должны выглядеть, никто не показал. В итоге у нас было два дня, чтобы достать чертежи и сведения.

Но это было неплохой школой: по жизни нужно уметь самому находить необходимую тебе информацию. Самообразование в институте подготовило меня к этому.

Другая трудность касалась компьютеров и архитектурных программ. Нам разрешили в них чертить только на четвертом курсе — преподаватели были уверены, что компьютер всё делает за нас. За чертежи, сделанные в программе, даже снижали оценки. А преподаватели, которые вели занятия по программам, не знали их. Поэтому нам пришлось разбираться самим.

Думаю, это связано с поколением преподавателей. В большинстве своём они выходили ещё из старой советской школы и не были заинтересованы в том, чтобы передавать нам информацию.

Конечно, были и достойные преподаватели, которые интересно проводили занятия и охотно делились знаниями. Они пришли к нам на четвертом курсе. Один из них вёл проекты, и это был «горящий» своей работой человек, всегда желающий узнать что-то новое. Он поддерживал наши идеи и делал так, что работа над проектом была нам в радость.

Практика

В конце каждого курса у нас была практика. В первый год мы поехали на обмеры в г. Борисоглебск. Там нас распределили на группы и отправили к зданиям — как правило, полуразрушенным или историческим. Суть была в том, чтобы сделать замеры, начертить это здание и сдать как проект.

%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B81

На другом курсе нас отправили на реставрационную практику в усадьбу Суханово. Мне это было интересно, потому что мы жили на территории усадьбы и могли обойти все постройки, посмотреть их и пощупать. Но вначале организовали эту практику неважно: нам не дали ни инструментов, ни аптечек, ни нормальных стремянок. А мы должны были подготовить здание к реставрации: очистить стены и карнизы, вырубить подлесок. Потом всё выдали, но поначалу приходилось пользоваться подручными средствами на свой страх и риск.

На шестом курсе в качестве практики мы должны были найти место — архитектурную фирму, бюро или компанию — и проработать там два месяца. Но никто из работодателей не хотел брать к себе студента даже за просто так. Ведь по факту мы еще ничего не умели, и никто не хотел тратить на нас время. В итоге все мы устроились в последний момент только благодаря знакомым, родственникам и друзьям, которые имели какие-то связи в архитектуре.

Где работать

Специальности. После архитектурного можно работать по любой прикладной специальности, связанной с рисунком и черчением: архитектором, дизайнером, проектировщиком, инженером-конструктором. Они нужны в архитектурных фирмах, бюро, студиях дизайна.

Также можно стать художником и свободно рисовать, например, делать декорации в театре. Или пойти преподавателем по этим специальностям.

Опыт. Чтобы к концу учебы получить опыт работы, устраиваться нужно как можно раньше. Но физически это сложно: из-за нагрузок и объемных заданий мы часто не спали по ночам. У меня не получилось выделить время и силы на работу. Некоторым ребятам удавалось подрабатывать, хотя и в ущерб учебе. Думаю, они правильно делали — работодателей в итоге интересует только опыт, а не твои диплом и оценки.

Сколько получают архитекторы

Есть два способа работать архитектором.

В офисе. Это работа с 9 до 18, где ты вместе с другими архитекторами участвуешь в проекте. Задания распределяются между всеми: кто-то чертит, кто-то едет на обмеры или выбирать материалы. Контролирует проект главный архитектор. Он же общается с клиентами.

💰 Зарплата офисного работника где-то от 30 000 до 150 000 рублей. Последняя — главного архитектора по проекту.

На себя. Архитектор может уйти из офиса и сам искать клиентов. Но если ты уходишь на фриланс, то должен буквально жить архитектурой. Потому что такие люди никогда не отдыхают, и архитектура для них — образ жизни.

Архитектор на фрилансе полностью ведёт проект в одиночку. Он общается с заказчиками, чертит, ездит на объекты, подбирает мебель, контролирует подрядчиков и следит за стройкой. Плюс у него выше ответственность: за надежность конструкций тоже отвечает он.

💰 Это уже, конечно, совсем другие деньги. Гораздо больше, чем можно получить в офисе. Например, на проекте целого дома, с полным устройством и инженерией, можно заработать 600 000 рублей.

Ради чего стоит идти в архитектурный

Не могу сказать, что профессия архитектора востребована. Работу найти сложно. Сейчас всем нужны айтишники и программисты, которые создают виртуальную реальность.

Но заниматься архитектурой интересно: здорово, когда ты можешь создать что-то приятное глазу. Поэтому если вы идете в архитектурный, то должны это очень сильно любить. Не чувствуете, что это для вас жизненная необходимость — не идите. В архитектуре много творчества, и оно отнимает всего тебя.

В конце концов вы, конечно, займёте своё место. Но только при большой любви к архитектуре вы добьётесь настоящих успехов.

Изображение на обложке: Timothy J. Reynolds

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Архитектурный колледж

b16ebb4f339cc87b71bbca85b5da2de6

Архитектурный колледж

Архитектурный колледж МКИК создан известными российскими архитекторами на базе архитектурного бюро.

Учебный процесс выстроен на основе современных образовательных технологий, уникальных авторских методик и курсов. Проектные дисциплины преподают практикующие архитекторы. Приглашенные спикеры расширяют профессиональный кругозор обучающихся. Просмотры студенческих работ проходят с участием внешних экспертов.

По окончании колледжа выпускники имеют возможность продолжить обучение на факультете дизайна или фотографии ИГУМО без сдачи ЕГЭ.

Проекты архитектурного колледжа

620vs

Чем уникален архитектурный колледж?

zig5 zig5

Образовательная программа
архитектурного колледжа

На проектных дисциплинах студенты создают жилые, общественные здания и их интерьеры

Дисциплины: Начальное архитектурное проектирование; Архитектурное проектирование; Концептуальное и конкурсное проектирование; Рабочее проектирование

На дисциплинах по градостроительству студенты создают проекты населенных пунктов, крупных общественных пространств и ландшафтов

Дисциплины: Основы градостроительного проектирования; Благоустройство и ландшафтный дизайн

Студенты изучают цикл инженерных дисциплин для успешной коммуникации со смежными специалистами

Дисциплины: Архитектурное материаловедение; Конструкции зданий и сооружений с элементами статики; Техническая механика; Основы геодезии; Архитектурная физика; Основы строительного производства; Основы реставрации и реконструкции; Инженерные сети; Современные конструкции и технологии

С помощью ручных графических техник студенты учатся оформлять свои проекты и представлять их заказчику и коллегам

Дисциплины: Рисунок и живопись; Архитектурный скетчинг; Начертательная геометрия; Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования

Студенты изучают цифровую графику и моделирование

Источник

userinfo v8cs_architect

cs_architect

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам – так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

— кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 – творческие амбиции, без них делать в архитектуре – нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри – все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация – желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

— краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное – преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант – подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка – попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель – стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении – путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

— как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того – является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы – проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных – конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы – философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно – проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет – архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

— логика карьеры профессионала;

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами – всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего – самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

— трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов – инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ – индивидуальный жилой дом (в простом языке – коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект – чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших – приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор – кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное – результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

— ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector