Чему учат в бизнес-школе
Когда Алексей Ищенко поступал в Гарвардскую школу бизнеса, его на собеседовании спросили, зачем он приехал. «Я ответил как любой российский студент: «За знаниями, конечно!» — рассказывает Ищенко, ныне независимый член совета директоров энергетической компании ТЭСС и еще нескольких компаний, преподаватель Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, Высшей школы бизнеса МГУ и Высшей школы менеджмента СПбГУ. — И в ответ услышал: «Если нужны знания, купите себе книги на Amazon.com. Мы подскажем какие». Тогда в Гарварде ему объяснили, что во всемирно известные бизнес-школы многие приезжают не столько за знаниями, сколько за знакомствами и интересными встречами. «В Гарварде я учился, например, с членом совета директоров Bank of America и вице-президентом Oracle, управлявшими тысячами сотрудников. Это люди с другим восприятием мира, настоящие лидеры, и у них есть чему поучиться. Они меняют ваше мировоззрение», — говорит Ищенко. После Гарварда он учился еще в нескольких известных бизнес-школах, включая Стэнфордскую и Лондонскую, но своего мнения не изменил.
В лучшие бизнес-школы мира абитуриенты часто поступают не только за знаниями, но и за тем, чтобы учиться у звездных преподавателей, перенимать опыт у звездных менеджеров. Ведь там собирается цвет менеджмента со всего мира, подтверждает Антон Рягузов, эксперт образовательной компании Begin Group. В российских бизнес-школах тоже, конечно, заботятся о нетворкинге, но ситуация немного иная, добавляет он. «В бизнес-школе я получал уже третье по счету высшее образование. Связями, пожалуй, не обзавелся. Зато новые знания заставили на многое взглянуть по-другому, повернули мировоззрение на девяносто градусов», — рассказывает Денис Фураев, гендиректор четырех компаний в группе «У сервис+» и выпускник 2010 г. ВШМБ РАНХиГС.
Поколение прагматичных
Сейчас на российский рынок выходит новая генерация менеджеров, делится своими наблюдениями Сергей Мясоедов, директор бизнес-школы ИБДА и проректор РАНХиГС. «Среди них много молодых людей, которые уже отработали 5-7 лет и сделали первый шаг в карьере. Для дальнейшего роста им нужны знания и диплом брендовой школы, открывающий дорогу в крупные компании», говорит он.
Абитуриенты относятся к выбору школы очень прагматично, выясняя содержание программы и полезность тех знаний, которые они могут здесь получить, рассказывает Юрий Тазов, проректор «Мирбиса». Он неоднократно наблюдал, как на днях открытых дверей поступающие с интересом изучают бизнес-проекты выпускников, листают материалы презентаций, оценивая уровень проведенных исследований и серьезность экономических обоснований. Только после всесторонней оценки абитуриенты принимают решение о поступлении.
Фураев рассказывает, что выбирал программу MBA очень придирчиво: сначала получил рекомендации выпускников, потом выяснил, насколько высоко котируется диплом, и, наконец, посетил день открытых дверей. «Многие поступающие не довольствуются просто рекламными буклетами школы. Они проводят исследование в интернете, встречаются с выпускниками, советуются с коллегами и принимают взвешенное решение», — замечает на это Рягузов.
Правда, добавляет Мясоедов, если школа имеет международную аккредитацию, то ее программа на 80% соответствует установленным международным стандартам. Разница в том, кто и как эти программы преподает. Обычно именно под эгидой известного бренда собираются лучшие преподаватели.
Как зажигают звезды
Выбирая программу MBA, многие интересуются преподавательским составом.
Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон», несколько лет назад окончил Высшую школу бизнеса ГУУ. По его признанию, преподавательский состав был для него критерием номер один при выборе учебного заведения. «Я понимал, что программа может быть замечательной. Но если ее не так преподают, то и учиться не стоит», — говорит он.
У топовых школ уходят десятилетия, чтобы собрать под своей крышей звездных преподавателей и бизнес-лидеров. Чем выше престиж школы, тем охотнее идут туда звезды. В свою очередь, они еще больше повышают престиж бренда школы, рассказывает Мясоедов из РАНХиГС. Однако нередки случаи, когда поступающий, привлеченный брендом материнского университета, лишь предполагает, что в школе могут быть преподаватели высокого уровня, добавляет Тазов из «Мирбиса».
Элемент престижа
«Мне диплом MBA был необходим тоже для престижа — для признания и доверия со стороны совета директоров», — рассказывает Фураев из «У сервис+». Он 10 лет проработал на одном месте и к моменту поступления в бизнес-школу уже входил в топ-менеджмент компании.
Каким бы замечательным ни был диплом российской бизнес-школы, в международном бизнесе с большим доверием относятся к известным мировым брендам, говорит Галина Истомина, директор по маркетингу Unilever. «Я больше 16 лет проработала в международном бизнесе. Для признания мне нужен был известный в мире диплом MBA. Но я не могла надолго уехать за рубеж», — рассказывает она. В итоге Истомина выбрала школу с международной аккредитацией. В ноябре этого года она заканчивает ВШМБ РАНХиГС.
Обучение в брендовых бизнес-школах стоит в 3-4 раза больше, чем тот же курс в менее престижных учебных заведениях, рассказывает Рягузов из Begin Group. «Я платил за себя сам. Но качество было важнее цены. Мои вложения окупились», — рассказывает Фураев. То же самое говорят Богза и Истомина.
Только за последний год набор на программу MBA вырос на 30%, констатирует Мясоедов. «Даже в кризис спрос на качественное образование сильно не падал. Мы в массовом порядке давали рассрочки студентам, чтобы они могли расплатиться», — вспоминает он.
Чему учат и не учат в бизнеc-школе
В последние годы бизнес-образование перестало быть редкостью в резюме менеджеров. Оно стало чем-то вроде украшения, знака качества профессионального пути. Опытные топ-менеджеры часто поступают в бизнес-школы, потому что без этого пункта занимать новую должность уже «не солидно».
Ключевыми, традиционными в области бизнес-образования стали программы MBA. Получение этого диплома становится так же естественно, как наличие у управленцев высшего образования. При этом, после MBA процесс обучения, как правило, не заканчивается – через несколько лет менеджер возвращается на более серьезные программы, чтобы получить «следующий уровень». То есть бизнес-образование переходит в категорию life-long-learning.
И дело не в том, какую теорию дает бизнес-школа, а в том, кто будет читать лекции и кто будет их слушать вместе с вами. Результат обучения в бизнес-школе – это не столько полученные знания, сколько новые знакомства, опыт общения с успешно практикующими управленцами-лекторами и такими же успешными менеджерами-студентами.
Программы MBA в целом схожи во всех бизнес-школах. Отличаются по результативности и цене те, где состав педагогов и выпускников включает в себя именитых управленцев. Перенять опыт у гениев менеджмента – лучший сценарий для студентов бизнес-школ.
Чему учат в бизнес-школе, если говорить о конкретных навыках?
На собеседовании в бизнес-школы абитуриентам задают вопрос о цели поступления. Ответ «за знаниями» может не подойти, потому что их можно почерпнуть, например, из книг. База, которую дают педагоги, должна быть известна из курса экономики. Однако, перечень «формальных» предметов в расписании все же есть (например, швейцарская IMD Business School), и с разными названиями этих предметов он может повторяться в других школах.
Что такое MBA: чем бизнес-образование отличается от курсов и тренингов
Тогда зачем существует бизнес-образование? Почему компании тратят миллионы, чтобы их управленцы имели диплом MBA? И как эта степень может пригодиться простому человеку?
Мы решили ответить на эти популярные вопросы совместно с Moscow Business School — одной из самых популярных в России бизнес-школ, в которой можно получить степень MBA и стать мастером бизнес-администрирования.
В чем фишка бизнес-образования?
Бизнес-образование действительно в корне отличается от того, что преподают в вузе или на курсах повышения квалификации. Теоретически оно находится на стыке нескольких дисциплин, которые имеют отношение к управлению — права, психологии, экономики, статистики. Но теория не является его основной частью просто потому, что проблемы, с которыми сталкиваются руководители, не имеют узкого специфического характера. На первый план выходит умение применить полученные знания из разных областей, поэтому программы MBA строятся в первую очередь с опорой на практику.
Представьте: крупная фабрика по производству текстиля преподнесла «подарок» на Рождество, сгорев за пару недель до праздника. Восстановление производства займет полгода — очевидно, что за это время все работники разбегутся. В какой учебник заглядывать, чтобы найти решение?
Проблема в том, что ни в какой — скорее всего, учебника просто не существует. В отличие от других сфер деятельности, в бизнесе не так много готовых решений, иначе мы все давно стали бы миллионерами. Слишком много независимых параметров, слишком много непредсказуемых обстоятельств.
Бизнес-образование учит действовать в ситуациях, когда пространство выбора огромно, а готовых решений нет. Для этого необходимы навыки высокого порядка: стратегическое мышление, планирование, анализ. Именно поэтому бизнес-образование не похоже на изучение юриспруденции или материаловедения — только знаний не бывает недостаточно.
Решающую роль в формировании мышления руководителя играет практика или case study — разбор реальных ситуаций из бизнеса. Кстати, пример со сгоревшей фабрикой тоже из реальной жизни. Управляющий убедил владельцев выплачивать работникам полную зарплату на протяжении полугода, пока шло восстановление производства.
После возвращения компании на рынок производительность труда на фабрике выросла на 40%, клиенты и персонал стали почти в два раза более лояльны. Управляющий гордо носил статус бизнес-гуру, пока спустя несколько лет завод не вынужден был подать на банкротство. Универсальных решений не существует, и важно учитывать любой опыт.
Кто получает бизнес-образование?
Студенты по программе MBА — либо управленцы, либо кандидаты в управленцы. Кто-то стремится дорасти до должности начальника на работе, кто-то мечтает завоевать долю рынка со своей компанией. MBA пригодится обоим, но, скорее всего, они выберут разные программы обучения.
В Moscow Business School наиболее базовый вариант обучения представлен в виде программы MBA Start, направленной на решение практических кейсов. Также можно выбрать отраслевые специализации MBA и углубленно изучать свое направление в бизнесе, или функциональные, дающие возможность погрузиться в одно из направлений бизнес-администрирования: это полезно для тех, кто стремится возглавить департамент в компании.
Учеба по общей программе ориентирована на руководителей всех категорий. Руководитель, который решает рабочие проблемы своих подчиненных, — плохой руководитель, поэтому каждому начальнику в первую очередь необходимы комплексные, а не узкоспециализированные знания.
Чему именно учат руководителей?
Навыки мастера бизнес-администрирования выходят за рамки стандартных технических умений работать с отчетностью и персоналом. Вот пример из практики: одна из выпускниц Moscow Business School сразу после окончания программы MBA столкнулась на новой работе с проверкой на прочность — нужно было за два месяца с нуля запустить работу одного из департаментов строящегося торгового центра.
«Здесь было важно все: грамотная постановка и распределение задач между ограниченным числом сотрудников, рациональное планирование времени, мотивация сотрудников к большому объему работы в условиях стройки, способность быстро принимать важные решения», — рассказала она. Выполнить задание казалось едва ли возможным без полученных в обучении навыков.
Преподаватели по программе MBA — люди с релевантным опытом. Как правило, чем выше статус образовательного учреждения, тем лучше специалисты, которых оно приглашает. В этом одно из главных отличий процесса обучения по программе MBA от других курсов — роль личности преподавателя здесь выше.
Это то же самое, что бизнес-тренинги и коучинг?
Настоящее бизнес-образование не похоже на коучинг. Программа MBA не сводится только к психологическим тренингам, хотя есть и они — успех в бизнесе слишком часто бывает завязан на лидерские качества конкретного человека, поэтому их развитие также необходимо. Но тренинги занимают не самую существенную часть обучения: в программе MBA Start Moscow Business School модуль «Навыки личной эффективности менеджера» является лишь одним из 15.
Нередко важность обучения по программе MBA сводят к нетворкингу. Вы не только учитесь строить бизнес-коммуникации через общение с коллегами, но и создаете актив из социальных связей на будущее. Популярно мнение, что нетворкинг — вообще самое ценное, что есть в обучении по программе MBA, и идти получать степень стоит только из-за правильного круга общения.
Что делать после MBA?
Многое зависит от программы, которую вы выбрали. Если это функциональная программа, то для начала можно стать линейным руководителем, и это, пожалуй, самый надежный с точки зрения карьерного роста вариант для специалистов и ведущих специалистов.
Отраслевые программы популярны среди тех, кто уже определился со сферой бизнеса или направлением развития карьеры управленца. Общая программа MBA является классическим вариантом, с которого началась история MBA-образования в США: в нее идут для получения максимально развернутого опыта, который пригодится на любой управленческой должности.
Узнать больше о программах обучения в Moscow Business School можно здесь.
Как учат в Гарвардской Школе Бизнеса
В июне-июле 2020 года мне довелось пройти обучение по курсу Leadership Principles в Harvard Business School Online. Я хочу поделиться этим страшно интересным подходом к обучению, а заодно освежить в памяти полученные бесценные знания. Это будет особенно полезно российской аудитории, потому как из нескольких сотен учащихся, кроме меня, из России там был лишь один человек.
Важно отметить, что в Гарварде обучение проходит исключительно на английском языке, возможно, поэтому русскоязычной аудитории было так мало.
Сказать, что мне их подход очень понравился, это ничего не сказать.
Перед началом обучения специалисты Гарварда проводят исследование эмоционального и социального интеллекта. Они опрашивают слушателя, его коллег и партнёров анкетой на 80 вопросов, в которой рассматривают поведение человека в различных ситуациях и то, как это видят со стороны взаимодействующие с нами люди.
На основании ответов создаются 2 профиля: то, как мы сами себя воспринимаем и то, как воспринимают нас окружающие.
Эти инсайты являются важнейшими для понимания человеком собственного стиля управления и мотивации, а также своих слабых и сильных сторон. Особенно это касается тех вопросов, где мнение о себе будет сильно отличаться от мнения коллег и знакомых.
Восторг вызвал их метод донесения информации. Ранее я почти всегда сталкивался с ситуацией, когда преподаватель, надеясь на то, что имя учебного заведения или его собственные регалии заставят учеников слепо верить каждому его слову, заваливал своих слушателей лавиной информации, не желая получать обратную связь.
Оффтоп.
Это выглядит примерно как в старой шутке: «Где-то двойное отрицание означает утверждение. В других языках, например, в русском, двойное отрицание все равно обозначает отрицание. Но нет в мире языка, в котором двойное утверждение обозначало бы отрицание».
Голос с последней парты: «Ага, конечно».
Гарвард вместо этого формирует кейс-среду, где ты получаешь управленческий кейс, узнаёшь его участников, проблему, а затем тебя спрашивают, как бы ты поступил в той или иной ситуации, как управленец. После чего тебе рассказывают, как правильно решилась эта ситуация и почему межличностные процессы происходят тем или иным образом.
Да, именно межличностные процессы, потому что фундамент менеджмента и построения высокоэффективных команд именно в отношениях между людьми.
По сути, обучение проходит в формате постоянного диалога: сначала они спрашивают твоё мнение и видение ситуации, а затем разбирают эту ситуацию, показывая верные ходы и то, к чему они привели.
Ты отвечаешь каждые 5-7 минут, поэтому не создаётся одной из главных проблем дистанционного(и не только) обучения, когда после получаса монотонного рассказа преподавателя мозг перестаёт фокусироваться и информация начинает плохо усваиваться.
В самом конце твои ответы проверяются модераторами, и Гарвард может просто не выдать диплом, если посчитает, что информация не усвоена.
Пожалуй, это было самым необычным моим опытом в обучении. Во время прохождения курса несколько раз Гарвард помещал меня непосредственно в сам кейс: я должен был принять роль управленца в этой ситуации и составить обращение к команде так, чтобы разрешить возникшую проблему наиболее эффективно.
Затем необходимо было оформить это в видеообращение, которое потом отправляется двум случайным участникам курса, ты также получаешь видео двух студентов для анализа. После чего выставляешь свои оценки по нескольким критериям и даёшь развёрнутый ответ о том, насколько правильно человек применил полученную в модуле информацию к этому кейсу. Сам также получаешь независимые оценки от двух участников.
Самым ценным в этом подходе является то, что учащийся обдумывает каждую ситуацию и всю получаемую информацию, видит практическое применение этих знаний и то, в каких случаях это может пригодиться.
Вопросы и обратная связь заставляют думать, а не просто впитывать информацию, поэтому концентрация и восприятие находятся на максимальном уровне в каждую минуту обучения.
Обмен мнениями и оценками показывает, что далеко не всегда мы правильно оцениваем свои действия. Жизненно важно регулярно запрашивать обратную связь, только так можно построить комфортную среду в команде и раскрыть её потенциал. Это, кстати, не только к профессиональной сфере относится.
Как получить образование MBA
Сколько оно стоит в России и за рубежом
В интернете пишут, что МВА-образование — все равно что «волшебная таблетка». Год-два отучиться — и бизнес пойдет в гору, зарплата вырастет втрое, а новые связи позволят найти работу в США или Европе.
Но не спешите брать кредит, все бросать и ехать учиться. Мы расскажем, как устроено бизнес-образование, сколько оно стоит, как можно сэкономить и что на самом деле дает MBA.
Что такое MBA
Расшифровка. MBA расшифровывается как Master of Business Administration. В переводе с английского — магистр делового администрирования. Это престижная квалификационная степень, которую получают выпускники специальных бизнес-школ.
Откуда MBA родом. Первыми в мире степень MBA получили выпускники Дартмутского колледжа в США в 1901 году. Они прошли обучение по программе Master of Commercial Science — это прообраз современных курсов MBA.
А первая бизнес-школа, Гарвардская, открылась в Бостоне в 1906 году. После нее в США появились Уортонская, Стэнфордская и другие известные школы.
В 60-х бизнес-школы стали открываться в Европе. Сначала — в Англии, а потом и в других странах. Старейшими считаются:
В Россию MBA-образование пришло в 1988 году, когда открылась Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России — ВАВТ. Сейчас подобных десятки.
Кто получает бизнес-образование
MBA получают начальники отделов, предприниматели и менеджеры. Наличие MBA означает, что человек готов быть руководителем среднего или высшего звена.
Например, Андрей учится на МВА в ИБДА РАНХиГС. В его группе три категории студентов:
Сам Андрей — предприниматель. Руководит несколькими фирмами в Москве. Поступил на двухгодичный курс МВА в ИБДА РАНХиГС в 2018 году. Учится за свой счет. Хочет систематизировать свои знания о бизнесе, чтобы лучше его развивать.
Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из московских банков. В 2019 году поступила и окончила бизнес-школу INSEAD. Эльмира хотела повысить квалификацию, а заодно посмотреть мир. Училась за свой счет.
Чему именно учат руководителей
Студентов MBA учат праву, финансам, ведению бухгалтерии, кадровому делу, переговорам — всему, что касается бизнеса. Все это преподают и в вузах, но углубленно и на разных факультетах. А курс MBA дает общие знания, но сразу обо всем.
Андрей учится в ИБДА РАНХиГС на «Управлении проектами». Преподаватели рассказывают его группе о разных сферах бизнеса: строительстве, логистике, торговле, финансовой деятельности и других. Андрей считает, это полезно ему как предпринимателю.
Отличие курса MBA от тренингов и коучинга
В интернете много тренингов и коучингов для руководителей, платных и бесплатных, в офлайне и дистанционных. Но Андрей, который учится на MBA в ИБДА РАНХиГС, уверен: «Нельзя за пару занятий научить человека управлять. Управление — это система дисциплин плюс опыт».
Тренинги для руководителей часто связаны с психологией и посвящены чему-то одному: лидерству, личностному росту, ораторскому искусству. Это подойдет тем, кто хочет «прокачать» конкретный навык. В курсе MBA есть похожие дисциплины, но он охватывает и многие другие.
В тренингах может участвовать любой. В онлайне даже не видно других участников. А на MBA учатся люди примерно одного уровня знаний и достатка. Даже если курс дистанционный, они встречаются на защите дипломного проекта, и с ними можно обменяться опытом. А еще есть шанс найти партнеров для бизнеса.
Но при всех плюсах МВА оно подходит не всем, и иногда лучше пройти хороший тренинг, чем тратить время и деньги на бизнес-образование. Так считает Ольга Павлова, которая получила МВА в 2002 году: «Не стоит получать бизнес-образование без конкретных задач: открыть бизнес или повысить квалификацию. Диплом МВА не волшебная таблетка, которая решит все проблемы. Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-образование, нужно решить, зачем оно вам нужно».
MBA, второе высшее, магистратура — что выбрать
Те, кто хочет прокачаться в сфере бизнеса, обычно выбирают между MBA, вторым высшим образованием и магистратурой. Для этого сравнивают длительность обучения, программы и цены.
Программы на магистратуре и втором высшем охватывают конкретную область знаний. Это может быть экономика, управление персоналом, право, финансы и кредит. Если нужны знания в одной из этих областей, МВА вряд ли подойдет. Программы МВА охватывают все эти области, но не так глубоко и подробно.
Цены и длительность курсов в ВШЭ и Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ в Москве
Программа | Длительность курса | Цена за весь курс |
---|---|---|
Магистратура | 2 года | 780 000—860 000 Р |
Второе высшее (бакалавриат) | 3 года | 570 000 Р |
МВА | от 1 года и 8 месяцев до 2 лет и 2 месяцев | 714 000—868 000 Р |
Цены и длительность курсов в Уортонском университете Пенсильвании
Где получить степень MBA
Степень MBA получают в специальных бизнес-школах. Одни работают при университетах, как Гарвардская или Высшая школа бизнеса МГУ. Другие существуют отдельно. Но престиж школы зависит не от привязки к университету, а от ее аккредитации.
Есть три самых авторитетных аккредитующих организации:
Всеми тремя «коронами» аккредитован 1% школ в мире: Гарвардская и Стэнфордская, бизнес-школа в Лозанне, INSEAD и еще около семидесяти. В России это Kingston/РАНХиГС. Точнее — партнер РАНХиГС, Кингстонский университет в Лондоне, но аккредитация распространяется и на российскую школу.
Есть школы, аккредитованные другими организациями:
В России есть бизнес-школы вообще без аккредитации. Это не значит, что там плохое образование, но дипломы таких школ не сильно ценятся.
Крупнейшие бизнес-школы мира
Крупнейшие бизнес-школы находятся в США и Европе. Это Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса, Уортонский университет Пенсильвании, INSEAD во Франции, IE Business School в Мадриде, Бизнес-школа Лозанны в Швейцарии и другие.
Рейтинги лучших зарубежных бизнес-школ публикуют 3 издания: Financial Times, US News и Business Week.
Составители проверяют, какая аккредитация школы и сложно ли в нее поступить. Смотрят, как вырастает зарплата выпускников через 3 года после выпуска, окупается ли обучение, высоко ли они поднимаются по карьерной лестнице. Для этого устраивают опросы и собирают рекомендации от выпускников. По каждому пункту выставляют баллы. По сумме баллов формируют рейтинг.
Каждый год рейтинги меняются. В 2019 году в Financial Times на третьем месте был INSEAD, а в 2020 году он опустился на четвертое.
Места известных школ в разных рейтингах 2020 года
Бизнес-школа | Financial Times | US News | Business Week |
---|---|---|---|
Гарвардская школа бизнеса | 1 | 3 | 3 |
Уортонский университет Пенсильвании | 2 | 1 | 6 |
Стэнфордская высшая школа бизнеса | 3 | 2 | 1 |
Рейтинг лучших бизнес-школ в Москве и регионах России
По данным РБК, в России 129 бизнес-школ: половина в Москве, остальные — в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Оренбурге, Иркутске и других городах.
«Рынок MBA и бизнес-образования в России», 2019 годPDF, 3,23 МБ
Российские бизнес-школы оценивает РБК. В 2019 году он выпустил «Исследование рынка MBA и бизнес-образования в России». В нем нет рейтингов, но есть данные про аккредитацию, цены на обучение, средний возраст студентов.
Есть еще «народный» рейтинг российских бизнес-школ. Его составляет портал «МБА в Москве и России» на основе анкет выпускников. В рейтинге учитывают рост дохода выпускников, их карьерный рост, полезность приобретенных связей, личное и профессиональное развитие.
Как и зарубежные, российский «народный» рейтинг меняется каждый год. Например, в 2018 году там не было Московской школы управления «Сколково», но в 2019 году она стала первой.
Какое бывает обучение MBA
Обучаться MBA можно по разным программам. Они бывают универсальные — для специалистов всех отраслей — и специализированные.
Что такое MBA General. MBA General — универсальная программа. Она дает знания о бизнесе и управлении, которые применимы в любой сфере. Выпускник может открыть бизнес, руководить отделом в крупной корпорации или работать эйчаром.
General MBA подойдет тем, кто приехал учиться очно и не работает в это время. Так училась Эльмира Хусаинова, средний возраст студентов в ее классе в INSEAD был 29 лет, а опыт работы — 5 лет.
Что такое EMBA. У General MBA есть аналог — Executive MBA, или EMBA. Эта программа идет без отрыва от работы и придумана для более опытных людей. В 2019 году в INSEAD на EMBA средний возраст студентов был 37 лет, а их опыт работы — 12 лет.
Специализации программ MBA. В отличие от General MBA и EMBA специализированные программы не универсальные.
Программы отраслевой специализации — для тех, кто работает в конкретной отрасли. Например, «Международные отели и туристический менеджмент» в IE Business School в Мадриде, «Управление в сфере ЖКХ» и «Менеджмент в индустрии красоты» в Московской школе бизнеса.
Наталья Кукушкина училась в INSEAD / Высшей школе управления НИУ ВШЭ. Это было корпоративное обучение, и программа была отраслевая — банковская. В группе были только коллеги из ее банка.
Стоимость MBA в РФ и за рубежом
стоят 1,5 года обучения в Московской школе управления «Сколково»
Как получить МВА-степень
Чтобы получить степень МВА, нужно выбрать бизнес-школу, программу и форму обучения. Потом подать документы и пройти квалификационный отбор. Затем оплатить обучение, усердно учиться и защитить дипломный проект. Теперь обо всем по порядку.
Хорошую школу могут посоветовать друзья, которые там учились. Так было у Эльмиры Хусаиновой: «Я узнала о бизнес-школе INSEAD из поста в фейсбуке знакомой в 2015 году — мне сразу показалось, что эта школа для меня». Подробную информацию Эльмира нашла в интернете, поступила в 2019 году и осталась довольна. А вот как выбрать бизнес-школу, если никто из знакомых не может ее рекомендовать.
Изучить интернет-ресурсы об MBA. Информация о бизнес-школах по всему миру есть на порталах MBA.com, MBAstudies. Только о российских — на « MBA-инфо », «MBA в Москве и в России». Расписание выставок MBA в разных странах публикует Access MBA.
Узнать последние новости из мира MBA можно в самом большом сообществе в Фейсбуке — FindMBA.
Ютуб:
Studybuzz education — MBA preparation — канал об MBA в целом,
MBA crystal ball — обзоры бизнес-школ по странам: США, Великобритания, Индия, Франция, Австралия,
«Программа МВA» — канал ИБДА РАНХИГС,
Skolkovoschool — канал Московской школы управления «Сколково»
Определиться с INSEAD Эльмире помогли в том числе видео на Ютубе. Там студенты и выпускники сравнивали школы, процесс поступления и стоимость.
Изучить сайты школ. У каждой бизнес-школы есть сайт, где подробно расписаны условия поступления, программы обучения и цены. Там же можно посмотреть примеры лекций, интервью с учениками и преподавателями. А еще узнать о грантах, стипендиях и днях открытых дверей.
Главный критерий выбора программы — учебный план. Перед тем как подавать заявку на поступление, нужно скачать его и посмотреть, все ли дисциплины интересны и нужны для работы.
Есть программы, которые можно пройти только очно. Например, в крупных школах General MBA нельзя пройти в вечернем или дистанционном формате. Стоит выбирать эту программу, если можете на время оставить работу и поехать учиться.
Остальные критерии выбора зависят от личных предпочтений. Например, Андрей нашел через поиск в интернете 10 программ по управлению проектами в бизнес-школах Москвы. Сравнил их по цене и учебному плану. И только потом выбрал школу, куда удобнее добираться. Для него это было важнее, чем цена и аккредитации, потому что ездить предстояло 2 года.
Основные формы обучения MBA — дистанционная, парт-тайм и фултайм. Есть еще модульная, но она встречается не везде.
Дистанционная форма для тех, в чьем городе нет бизнес-школ, а часто ездить на обучение не получится. Все лекции и учебные материалы приходят на электронную почту. Нужно лично посещать только мастер-классы, научные конференции и защиту своего дипломного проекта.
Некоторые школы, например Московская бизнес-школа, выдают айпад для дистанционного обучения. Потом его нужно вернуть.
Парт-тайм напоминает вечерний формат, его легко совмещать с работой. Такую форму выбрал Андрей в ИБДА РАНХиГС. Занятия идут по средам с 19:00 до 22:00 и по субботам весь день. По словам Андрея, обучение отнимает не больше времени, чем тренажерный зал.
Очную форму выбрала Эльмира Хусаинова: оставила работу в Москве и на 10 месяцев поехала в INSEAD. Успела пожить в двух кампусах: во французском Фонтенбло и в Сингапуре. Каждый день посещала 2—3 занятия по 90 минут и много путешествовала с учебной группой.
Модульная форма была у Натальи Кукушкиной. Она жила в Санкт-Петербурге, а обучение проходило в Москве. Курс длился 1,5 года. Через день Наталья смотрела двух-трехчасовые вебинары и делала домашние задания. А на очные занятия в Москву приезжала четыре раза. Они длились по неделе.
Учеба занимала все свободное время. Наталье казалось, что она вернулась в институт, только теперь совмещала обучение с работой и личной жизнью.
Подтвердить опыт работы. У многих бизнес-школ нет четких требований к опыту работы — они смотрят на результаты вступительных испытаний. Но все равно каждая школа требует копию трудовой книжки.
У студентов INSEAD средний стаж в руководстве — 6 лет. У студентов Гарвардской школы бизнеса — 3 года, Стэнфордской — 4 года.
В России опыт от 3 лет требуют, например, ИБДА РАНХиГС и Московская школа управления «Сколково». Большинству других нужен стаж от 2 лет, а зачислять или нет — решают индивидуально.
Подтвердить знание иностранных языков. Все иностранные бизнес-школы требуют подтвердить знание английского. В России хороший английский требует как минимум Московская школа управления «Сколково».
У Эльмиры Хусаиновой в INSEAD попросили сертификаты о знании двух иностранных языков. Английский был обязательный: она сдала IELTS на 8,5 баллов из 9. Вторым языком выбрала немецкий и сдала его в INSEAD на уровень А2 — это соответствует уровню intermediate.
Уровень английского для поступления в INSEAD
Сертификат | Проходной балл или уровень | Максимальный балл или уровень |
---|---|---|
TOEFL | 105 | 120 |
IELTS | 7,5 | 9 |
CPE | В1 или В2 | C2 |
PTE Academic | 72 | 90 |
TOEIC | Аудирование и чтение — 950 | 990 |
Письмо — 170 | 200 | |
Устная речь — 190 | 200 |
Сдать тест на способности. GMAT, SAT и GRE — тесты на способность учиться на MBA. Пройти один из них требуют все иностранные бизнес-школы. По содержанию тесты похожие, но самый популярный — GMAT. Эльмира Хусаинова сдавала его для поступления в INSEAD.
Тест на английском и состоит из 4 частей. В первой надо исправить ошибки в предложениях и ответить на вопросы по тексту. Во второй — решить задачи по математике. В третьей — написать аналитическое эссе. А в последней — проанализировать таблицы и графики. На все дается 3,5 часа.
потратила Эльмира на подготовку и сдачу GMAT
Эльмира стала готовиться сама: находила и решала варианты теста в интернете. Месяц ходила к репетитору по математике 2 раза в неделю, платила по 3000 Р за 1,5 часа. Но сдать тест удалось только с четвертой попытки: Эльмира набрала 690 баллов, то есть немного ниже среднего, но поступила. Всего в год можно делать 5 попыток, не чаще одной в месяц.
В России сдать GMAT требует Московская школа управления «Сколково». Проходной балл — 650 из 800. Если у абитуриента нет сертификата GMAT, он может пройти его аналог — Talent Q Elements, разработанный «Сколково».
Некоторые бизнес-школы вместо GMAT устраивают собственные испытания. Например, в ИБДА РАНХиГС просят разобрать кейс — ситуацию из опыта реальной компании. Андрей справился легко: «Поступление — это не страшная Голгофа, на которую нужно забраться. Для человека с опытом это никаких проблем не составит».
Пример кейса, который нужно разобрать для поступления в ИБДА РАНХиГСDOCX, 35 КБ
Пройти собеседование. Все бизнес-школы проводят собеседования, для этого звонят по телефону или Скайпу. Например, Эльмира собеседовалась в INSEAD по Скайпу. Ее спрашивали про опыт работы, профессиональные достижения, жизненные ценности и ожидания от MBA.
Обучение можно оплатить сразу целиком или частями в процессе обучения. В INSEAD, где училась Эльмира, нужно было внести 10%, когда пришло приглашение. За месяц до начала учебы — еще 60%, оставшиеся 30% — через 4 месяца после начала занятий.
Если денег не хватает, можно взять кредит. Многие бизнес-школы работают с организациями, которые предлагают льготные условия кредитования. Например, INSEAD сотрудничает с компанией Prodigy Finance. Там среднегодовая процентная ставка — 9,3%. А начать платить нужно через полгода после выпуска, когда найдешь работу. Это выгодно, и Эльмира хотела взять кредит там. Но потом узнала, что ставка плавающая и в любой момент может вырасти. К тому же не хотела брать кредит в валюте.
Получить грант или стипендию. Они могут погасить всю стоимость обучения или часть. Узнать о них можно на сайтах бизнес-школ, а кое-что публикует портал EduPASS.org.
Во многих иностранных школах есть и внутренние стипендии. Их дают социально активным абитуриентам, женщинам, ЛГБТ-активистам или жителям определенных стран, например Китая, Ливана, Германии.
Получить скидку. В России распространена система скидок. О них всегда пишут на сайтах бизнес-школ.
В ИБДА РАНХиГС дадут скидку 5%, если вас рекомендовал выпускник этой бизнес-школы или если вы с Урала, Дальнего Востока, из Сибири или Казахстана.
В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС дадут скидку 10%, если внести полную предоплату за обучение. 5% уступят тем, у кого есть несовершеннолетние дети, а 8% — жителям стран СНГ и регионов России, кроме Москвы и Московской области.
Посещать занятия. Занятия в бизнес-школах проходят в группах и строятся на методе кейсов. Кейсы — это сложные ситуации из опыта разных компаний. Группа разбирает проблему, устраивает мозговой штурм и ищет решение.
У Натальи Кукушкиной дистанционные занятия были в формате вебинаров. А очные проходили так: преподаватель рассказывал суть кейса и пытался вовлечь студентов в диалог, чтобы получилось что-то вроде семинара. Но желающих порассуждать было мало, и семинар превращался в лекцию. Кейсы были разные: от политики до структурных и технологических изменений в банках.
Делать домашние работы. В бизнес-школах задают много домашних заданий. Часть из них надо делать в группе. У каждого студента своя роль: лидера, контролирующего или докладчика на презентации.
Но есть и индивидуальные задания. Наталье Кукушкиной запомнились домашние работы по курсу «Лидерство». Один раз она делала свой лидерский портрет: описывала достижения, мечты, сильные и слабые стороны и зоны роста.
В другой раз Наталья составляла смарт-рецепт: расписывала, какие инструменты помогают ей в бизнесе. Это были правильная постановка задачи, возможность слышать мнение коллег, обратная связь, чувство ответственности перед другими и так далее.
Получать хорошие оценки. За домашние задания и участие в проектах ставят оценки, а в некоторых школах еще начисляют «кредиты». Чтобы получить один кредит, Эльмира в INSEAD должна была заработать оценку выше минимальной по выбранной дисциплине. Но были и курсы, за которые можно было заработать только 0,5 кредита. Зато они были короче, а нагрузка в них — меньше. Для получения диплома нужно было набрать 26 кредитов.
С пользой тратить свободное время. Для тех, кто учится очно, в бизнес-школах открыты клубы по интересам. В INSEAD, где училась Эльмира, были профессиональные клубы: консалтинговый, прямых инвестиций, здравоохранения. Были и клубы по интересам: разным видам спорта, еде, путешествиям. Винный клуб назывался Vinsead, а клуб дебатов — Debatesead.
Эльмира была организатором Vinsead, устраивала винные дегустации и поездки на винодельни во Франции. Еще вступила в беговой клуб и участвовала в бизнес-треках карьерных клубов.
Бизнес-трек — это поездка на 2—3 дня в какой-то город и посещение компаний, где работают выпускники бизнес-школы. С клубом Tech&Entrepreneurship Эльмира ездила в Амстердам и побывала в «Букинге», «Тесле» и Adyen. В Лондоне посетила фонды частных инвестиций — Partners Group, KKR, Ontario Teachers. В каждой компании рассказывали про последние тенденции в их сфере бизнеса и говорили, каких людей ищут себе в команду.
Групповой проект. У Натальи Кукушкиной были дипломные проекты по всем основным дисциплинам: менеджменту, статистике, оптимизации процессов, маркетингу, лидерству, управлению кадрами. Каждый проект делала не лично Наталья, а вся ее группа.
Например, по стратегическому менеджменту они придумывали, как лучше реализовать зарплатный проект в банке. Искали этапы, которые плохо функционируют, и предлагали изменения.
В игре было много неожиданных ситуаций. Например, интервью локальному телеканалу, агрессивно настроенному против иностранцев. А во время него в помещение ворвались еще бастующие работники фабрики.
Команды соревновались по нескольким параметрам, в первую очередь по прибыльности компании. В конце каждого дня подводились итоги, команды делились впечатлениями и делали выводы.
Что дает MBA-образование
Как определить эффективность бизнес-образования. У составителей международных рейтингов есть критерии, по которым они смотрят, эффективен ли курс МВА в каждой школе. Это карьерный рост и рост зарплаты в первые 3 года после выпуска из бизнес-школы, личностный рост и приобретение полезных связей. Они и определяют эффективность бизнес-образования.
Увеличится ли доход после прохождения MBA. У Натальи Кукушкиной, которая получила МВА в 2015 году, карьерного скачка и роста зарплаты не было. Но повысилась квалификация и расширились компетенции — то, что называют горизонтальным ростом.
Ольга Павлова получила МВА в 2002 году. До этого работала редактором в челябинском СМИ, а после — стала там начальником отдела рекламы и продвижения. Ее зарплата выросла вдвое.
До обучения в INSEAD Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из российских банков. Во время учебы нашла работу в швейцарском банке в Цюрихе. Он делал презентацию на кампусе INSEAD в Фонтенбло, и Эльмира познакомилась там с рекрутером программы. Прошла собеседование и получила работу.
Личностный рост. Наталье Кукушкиной MBA много дало как человеку. Больше всего ей дал курс «Построение отношений и влияния». Еще ей стали проще даваться публичные выступления, она научилась самопрезентации.
Андрей считает, что МВА помогает ему навести порядок в голове. У него несколько своих компаний и 15 лет опыта в бизнесе. Еще это вносит разнообразие в его жизнь: «Иногда мне кажется, что МВА — это игрушка для скучающих бизнесменов. Вот меня смогли заинтересовать и удивить. Представьте, в группе 20 человек, все руководители, у многих бизнес. Мы много путешествовали, у нас у всех машины, семьи. И мы садимся за парту, как школьники, и начинаем учиться».
Эльмира Хусаинова училась очно — возможно, поэтому МВА-программа сильно изменила ее жизнь. До обучения ей казалось, что она живет по заданному сценарию, а Москва — это центр мира, и все вращается вокруг людей в пределах Садового кольца. Но она решилась на большое приключение, оставила работу, побывала в 15 разных странах и познакомилась с людьми со всех уголков света. Это помогло ей понять, что люди, живущие не в Москве и без сценариев, тоже счастливы. Программа дала ей новые перспективы и показала, что в этой жизни можно сделать, если не бояться.
Нетворкинг. На сайте любой бизнес-школы написано, что МВА поможет обрасти связями. Наталья Кукушкина не могла это почувствовать, потому что в ее группе были только коллеги из ее банка.
Что делать после MBA
Чаще всего после MBA выпускники находят более прибыльную работу, открывают свой бизнес или уезжают жить в другую страну. По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников не получили бы нынешнюю работу без степени МВА. 33% нынешних студентов планируют поменять рабочую отрасль, а 29% — открыть свой бизнес.
Через 2 года после MBA Ольга Павлова уволилась из СМИ и ушла работать в другую, более интересную и прибыльную сферу коммерции, где МВА-образование ей не пригодилось. Но она считает, что именно оно подтолкнуло ее сменить профессию.
Ольга говорит, что после MBA многие ее одногруппники нашли работу в Европе и США и переехали туда жить. Так же поступила и Эльмира Хусаинова, переехав из России в Швейцарию. А многие ее сокурсники хотели в Азию и легко нашли работу в Сингапуре, Гонконге и Бангкоке.