чему учат в духовной семинарии

Чему учат в духовной семинарии

IMGP0121

Совсем недавно в Саратовской Семинарии закончилась зимняя сессия. Сессия для каждого студента – исключительное явление. Это сложное время, которое просто надо пережить и забыть до следующей сессии. Но сказать мне хотелось не о самом процессе сдачи экзаменов в Семинарии, а о самих предметах, которые мы сдавали, да и вообще изучали в Духовной школе. Желание сделать это появилось давно: после окончания второго курса я встретил своего школьного одноклассника. Мы сразу заговорили о своих учебных заведениях. Когда он услышал, что я учусь в Семинарии, он не сильно удивился и сразу сказал: «Я слышал про Семинарии, там учатся на священников». Но затем он задал вопрос, который поставил меня в затруднительное положение: «А какие у вас предметы изучают?» Казалось бы, не так уж сложно перечислить предметы, но вот объяснить мирскому, не воцерковленному человеку что все эти предметы значат на понятном ему языке – задача не простая.

С тех пор и появилась идея рассказать о семинарских предметах. Всего за 5 лет обучения в Семинарии изучают около 50 дисциплин. Безусловно, нет необходимости объяснять каждую, ведь такие наименования предметов, как: история России, литература, психология, логика, история философии – понятны каждому школьнику. Но в Семинарии изучают много специальных дисциплин, даже названия которых мало кто понимает.

Самое важное значение в учебном процессе Семинарии занимают дисциплины библейские и богословские. Начиная с первого курса студенты изучают Библейскую историю, а затем начинается изучение различных толкований на книги Библии Ветхого и Нового Завета. Отдельный предмет посвящен изучению Библейской археологии.

Все пять лет семинаристы изучают исторические дисциплины. Преподается не только История Русской Церкви, но и истории Поместных и Древних Восточных Церквей. Отдельным курсом изучается история Византийской империи (Византология). Немаловажное место в семинарском образовании уделяется преподаванию языков – древних (греческий, латинский) и новых (английский, французский, немецкий).

Все перечисленные и некоторые другие предметы в совокупности составляют систему семинарского образования. Конечно, необходимо заметить, что все эти предметы довольно тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга и требуют систематичного изучения. Нельзя говорить, что какой-то предмет является самым важным, а другой – вовсе не нужен. Но все же любимые предметы у семинаристов безусловно есть. В Саратовской Семинарии мы провели своеобразный опрос среди студентов 4 и 5 курсов и некоторых преподавателей. Каждый опрошенный называл три любимых предмета за время обучения в Семинарии, начиная с самого любимого. За первое место предмет получал 3 балла, за второе – 2, за третье – 1 соответственно.

Источник

Чему учат в духовных семинариях?

Чему учат в духовных семинариях?

Задумывались ли вы уважаемые читатели, встречаясь при посещении храмов, монастырей, участвуя в церковных обрядах, а возможно и лично общаясь на бытовом уровне с выпускниками духовных семинарий русской православной церкви, что они в свое время изучали, в стенах семинарии, какие сдавали экзамены, достигая за годы учебы так сказать главного: посвящения в то или иной церковный чин?
Автору недавно совершено случайно попала в руки книжечка: «Киевская Духовная Семинария БИЛЕТЫ по “Догматическому богословию” для 3-го класса КДС (заочный сектор).
Чтобы понять о чем идет речь сначала подаю небольшой кусочек теории.

Понятие о догматическом богословии

«Термин “богословие” (по греч. — составное слово, состоящее из двух слов: Бог и слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин “богословие” может быть осмыслен двояким образом.
Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле — как слово о Боге — стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге.
По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.
Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения — свидетельство о постигнутом в Откровении.
В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “истиннейшим предметом богословия”.
Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.
Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии.
Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком.
Ныне богословие — это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.
Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».

Ознакомившись с содержанием Билетов ( смотри ниже) автор лично для себя сделал несколько «открытий».
Самым парадоксальным было о, что курс «Догматическое богословие», можно было бы назвать «Курсом православной эзотерики».
Ведь если сравнить в вопросы изучаемые учениками 3 класса духовных семинарий, то эти же вопросы изучаются и эзотериками ( к коими церковь относит всяческих магов, волшебников, целителей, духовных проповедников иных культов и.п).
Второе « открытие» состоит в том, что автор, задался невольным вопросом, если «Догматическое богословие» церковью рассматривается как серьезный учебный предмет, то почему выпускники этих семинарий, изучив всю эту великую премудрость, и даже сдав формальный экзамен, не могут впоследствии внятно ответить нам обычным с их положения людям, ни на один из вопросов поставленных в экзаменационных билетах!
Наверно, не хотят делиться «священными и тайными» познаниям?!
Теперь о самих билетах. Вот все 24 билета. Ознакомьтесь.

Билет №1
1.1 Происхождение всего существующего от Бога через творение
1.2 Понятие о промысле Божием, его действие и виды
Понятие о Промысле Божием
Действительность Промысла Божия
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
а) Мирохранение
б) Мироправление

Билет №2
2.1 Творение мира во времени

Билет №3
3.1 Образ Божественного творения
3.2 Естественный и сверхъестественный образы примышления о мире
Естественный образ примышления
Сверхъестественный образ примышления

Билет №4
4.1 Побуждение и цель творения
4.2 Главнейшие возражения против промысла

Билет №5
5.1 Главные виды и порядок творения
5.2 Отношение Бога Промыслителя к духам добрым
Служение ангелов Богу

Билет №6
6.1 Понятие об ангелах
Ангелы в Священном Писании
Возражения против бытия ангелов
6.2 Бытие злых духов

Билет №7
7.1 Время сотворения ангелов
7.2 Падение злых духов

Билет №8
8.1 Природа и свойства ангелов
Свойства ангельской природы
Духовность и бестелесность
Отношение ангелов к пространству и времени
Бессмертие
Совершенство ангельской природы

8.2 Совершенство Творения
Билет №9
9.1 Небесная иерархия
Высшая иерархия:
Серафимы (евр. seraphim)
Херувимы (евр. cherubim)
Престолы (throni)
Средняя иерархия:
Господства (dominationes)
Силы (exercitus)
Власти (potestates)
Низшая иерархия:
Начала (principatus)
Архангелы.
Ангелы.
9.2 Образ и подобие в человеке

Билет №10
10.1 Небесные архистратиги
Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 9 ст.; Апок. 12, 7-8),
Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26),
Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов. 3, 16; 12, 12-15),
Уриил — огнь или свет Божий (3 Ездр. 4, 1; 5 20),
Салафиил — молитва к Богу (3 Езфр. 5, 16).
К этим же ангелам причисляют еще
Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и
Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 10.2 Состав природы человека: дух, душа и тело
Значение тела в составе человеческой природы

Билет №11
11.1 Сотворение мира вещественного, творение общее
История сотворения мира вещественного
Творение общее
11.2 Природа злых духов, число и степени, нравственное их состояние
Нравственное состояние и участь злых духов

Билет №12
12.1 Творение частное
12.2 Отношение злых духов к роду человеческому

Билет №13
13.1 Дни творения частного с несколькими творческими действиями

13.2 Отношение злых духов к каждому человеку

Билет №14
14.1 Различные способы творения мира вещественного

Отношение священной истории мироздания к показаниям о происхождении мира наук естественных

14.2 Промыслительные действия Божия по отношению к злым духам

Билет №15
15.1 О происхождении первых людей
Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей
15.2 Если Бог предвидел, что человек не устоит в добре, падет и повлечет к погибели всю тварь, то зачем Бог его создал?

Билет №16
16.1 Происхождение рода человеческого
16.2 Мнение о первородном грехе в Римо-Католической и протестантской церкви

Билет №17
17.1 Богоустановленный способ размножения людей
17.2 Наказание людей после падения как действие Промысла Божия

Билет №18
18.1 Происхождение душ человеческих
Мнение о предсуществовании человеческих душ
Мнение о творении человеческих душ
Мнение о рождении человеческих душ

18.2 Цель служения Ангелов. Цель служения Ангелов-хранителей людям

Билет №19
19.1 Ангелы как орудия Промысла Божия
19.2 Вменение первородного греха

Билет №20
20.1 Ангелы-хранители
Ангелы-хранители человеческих обществ
Ангелы-хранители частных лиц

20.2 Первородный грех
Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех
Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.

Билет №21
21.1 Следствия грехопадения
21.2 В чем выражается служение Ангелов-хранителей людям?

Билет №22
22.1 Свойства первозданного человека и его состояние в раю
22.2 Зачем Бог дал человеку свободу, в которой заключалась возможность греха?

Билет №23
23.1 Грехопадение прародителей
23.2 Зачем Бог допустил в рай искусителя?

Билет №24
24.1 Обзор ложных мнений о происхождении зла
24.2 Зачем Бог дал человеку заповедь в раю?

С июля по августа с абитуриентами проводятся подготовительные занятия.
В канцелярию Семинарии необходимо представить следующие документы:

Источник

Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают

7e2a7b661bbb4bc9a168e1e73cc0c665

При выборе будущей профессии и вуза, не стоит ограничиваться только прикладными специальностями. Если вы уделяете много внимания духовной жизни, серьезно относитесь к религии и хотите работать в этой сфере, задумайтесь о религиозном образовании. Мы расскажем, как поступить в православную семинарию и как проходит обучение в ней.

Больше полезной информации для абитуриентов, студентов и выпускников можно найти в нашем телеграм-канале. Его подписчики знают, куда поступать, как легко сдавать экзамены и где искать работу после окончания вуза.

Как поступить в семинарию

Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.

Духовная семинария: как поступить мужчине

Поступление в духовную семинарию отличается от поступления в «светские» вузы. Это выражается в гендерном и возрастном цензе: поступать в семинарию могут воцерковленные мужчины 18-35 лет. Им необходимо предоставить следующие документы:

Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.

Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:

Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.

Духовное образование для женщин

Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).

В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.

Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены

Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.

После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:

Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.

2877329Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию

Как поступить в духовную семинарию заочно

В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.

Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.

Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.

Стоимость обучения в семинарии

В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.

Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.

Какие предметы изучают в семинарии

Обучение в семинарии длится 4 года на уровне бакалавриата и 2 года на уровне магистратуры. Будущие бакалавры будут учить такие предметы:

Кроме них, семинаристам преподают и общие предметы:

Магистры занимаются углубленным изучением отдельных дисциплин, в зависимости от выбранного профиля.

Предметы, которые изучают в семинарии, могут оказаться достаточно сложными. На помощь придет студенческий сервис: его эксперты помогут студентам любых учебных заведений справиться с рефератами, контрольными, курсовыми.

341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Чему учат в духовной семинарии

Текстовая версия телепрограммы

Вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Сегодня специальный выпуск программы «Беседа с архипастырем», посвященный началу нового учебного года. Здравствуйте, Владыка! Вы являетесь ректором Саратовской православной духовной семинарии. Многим нашим телезрителям интересно побольше узнать о ее жизни. Во-первых, потому, что семинария готовит священников. Это ведь совершенно особенная работа, профессия ― или, лучше сказать, служение. Во-вторых, это закрытое учебное заведение и интересно узнать: как готовят священников, чем они отличаются от обычных студентов? Итак, Владыка, что же такое духовная семинария?

Митрополит Лонгин: Духовная семинария — это, как вы правильно сказали, закрытое учебное заведение, которое готовит будущих пастырей Церкви Христовой. Это достаточно строгое учебное заведение. По крайней мере, мы стараемся, чтобы оно таким оставалось.

Сегодня духовное образование в Русской Церкви находится в состоянии реформирования. Если на протяжении всего XX века и до недавнего времени семинария была именно церковным учебным заведением, диплом которого имел силу только внутри церковной ограды, то сегодня мы проходим аккредитацию, и семинария становится одним из высших учебных заведений государства, которое выдает диплом государственного образца.

Это положительный процесс, мы стремились к этому достаточно давно, потому что такая ситуация осталась нам в наследство от Советского Союза. Ни в одной стране мира, в том числе и в демократических странах, где Церковь отделена от государства, не существует такой дискриминации духовного образования ― хоть христианского, хоть исламского, какого-либо другого. Везде духовные учебные заведения, их дипломы признаются государством.

Обучение в семинарии отличается от обучения в любом другом высшем учебном заведении, потому что мы готовим людей к определенному виду служения — не работы, не специальности. Мы пытаемся настроить, наставить наших выпускников на особый образ жизни — священнослужение, для того, чтобы человек всегда, во все дни и ночи на протяжении всей своей жизни был священником. Не просто пришел на работу, отработал какое-то количество часов, ушел и живет обычной жизнью. К сожалению, так бывает, но так быть не должно. Мы стремимся воспитать это понимание у наших студентов.

Вед.: А практически как это происходит? Чем жизнь семинариста отличается от жизни обычных вузовских студентов?

Митрополит Лонгин: Прежде всего, тем, что в семинарии преподаются предметы, связанные с богословием, с духовной жизнью. Есть достаточно обширный гуманитарный цикл. Ну и, конечно, тем, что в семинарии мы не только учим, но и воспитываем. По традиции у нас не употребляется слово «студент», мы говорим: «воспитанник семинарии», и в этом есть глубокий смысл.

Семинария, как я уже сказал, закрытое учебное заведение, и жизнь воспитанника подчинена определенному распорядку. Наши студенты живут в общежитии, у них расписано все их время: учеба, самоподготовка, выполнение тех или иных хозяйственных работ, которые у нас по-монастырски называются послушаниями. У нас совершенно недопустимы такие недолжные проявления, как курение, распитие спиртных напитков. Мы всегда отчисляем, если кто-то из наших воспитанников не может побороть в себе эти дурные привычки. И, конечно же, на старших курсах наши студенты готовятся к принятию священного сана: учатся произносить проповеди, работать с детьми и молодежью. Это и работа в летнем детском лагере, и преподавание в воскресных школах саратовских храмов.

И самое главное, к чему приучается воспитанник семинарии — это умение жить богослужением. Семинаристы практически ежедневно посещают храм. Мы пытаемся не просто дать им навыки участия в службе, но воспитать внутреннюю потребность в богослужении, потому что священник — это человек, для которого богослужение является центром всей жизни.

Вед.: Владыка, судя по тому, что вы рассказали, «воинство Христово» — это не просто метафора… А как быть с армией? Служат ли в армии воспитанники семинарии?

Митрополит Лонгин: Вы знаете, совсем недавно, после многих лет переговоров, государство дало всем воспитанникам семинарий такую же отсрочку от призыва, какую имеют все студенты государственных вузов. Так что сегодня воспитанники семинарии освобождены от службы в армии. Хорошо это или плохо, я затрудняюсь сказать. Лично я сторонник того, что молодому человеку лучше бы послужить в армии. Сегодня большинство ребят вырастают очень инфантильными, в атмосфере, которая на способствует воспитанию мужества. Поэтому большая часть семинаристов, по моему благословению, служат или служили.

Вед.: Владыка, Вы тоже когда-то были воспитанником семинарии. Чем Вам запомнились годы семинарской жизни?

Митрополит Лонгин: Я поступил в семинарию в 1985 году. Это были совсем другая эпоха, другая страна, другая семинария и другие семинаристы. Тогда на весь Советский Союз было всего три семинарии — в Москве, в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде, и в Одессе. Поступить туда было очень сложно, чинились самые разные препятствия. Могли вызвать на военные сборы как раз тогда, когда идут экзамены, разные провокации устроить, не пустить.

Поступали в семинарию люди уже взрослые. Семнадцатилетних мальчишек, как сегодня, практически не было. Было правило, что в семинарию брали только после армии. Был большой конкурс. Сама семинария на поступивших производила совершенно ошеломляющее впечатление ― прежде всего, своей библиотекой, возможностью читать книги, которых нигде больше не было. У нас были замечательные преподаватели. Конечно, эти впечатления и до сегодняшнего дня со мной. Многое изменилось в лучшую сторону, но что-то очень важное ушло. Ушла готовность пойти на какие-то неприятности, пойти на жертвы. Если тогда, в Советском Союзе, человек подал документы в семинарию и не поступил, будь у него хоть два высших образования — всё, его никуда больше не взяли бы. Дворник, истопник — основные варианты, которые ему предстояли. Подавая документы в духовную школу, люди оставляли за порогом свою прежнюю жизнь. Вот этой решимости, конечно, у сегодняшних ребят нет, они даже не представляют себе, что это такое. Слава Богу, что что Церковь свободна, что можно верить открыто. Но повторю: чего-то ощутимо не хватает.

Вед.: Владыка, что из того, что Вам запомнилось из Вашей семинарской жизни, Вы хотели бы перенести в жизнь Саратовской духовной семинарии?

Митрополит Лонгин: Я думаю, что главное для священника, я уже упомянул об этом, — любовь к богослужению. И сколько я здесь нахожусь, я стараюсь, чтобы богослужение было глубоким, осмысленным и красивым. На меня в свое время оно произвело впечатление, сравнимое с тем, которое получили послы князя Владимира в Софии Константинопольской.

Вед.: «Не знаем, на небе мы были или на земле?»…

Митрополит Лонгин: Да. И мне всегда хочется, чтобы не только семинаристы, но и все люди, приходя в церковь, были окружены удивительным благодатным воздухом православного богослужения и смогли полюбить, понять его, и чтобы богослужение стало потребностью их души. Это очень важно, и мне кажется, что если мы этого не добьемся, все остальное будет «мимо цели».

Вед.: Насколько мне известно, помимо экзаменов, у тех, кто поступает в семинарию, есть и обязательная личная беседа с ректором. Какие вопросы вы задаете будущим семинаристам?

Митрополит Лонгин: Вы знаете, самые разные. Начиная от того, какие книги они читали и какие группы слушали, и заканчивая более глубокими вопросами, скажем, о том, как они понимают смысл жизни. И в том числе моя задача при собеседовании — понять, зачем они переступили порог семинарии.

Вед.: А если дать подсказку нашим телезрителям: какой ответ о книгах точно понравится ректору?

Митрополит Лонгин: Ну зачем же подсказывать? Я не ставлю задачу, чтобы ответ мне понравился. Я как раз пытаюсь понять: а что там внутри, есть ли вообще там что-нибудь? К сожалению, не только я могу посетовать, но и любой ректор, любого учебного заведения знает, насколько сегодня узок кругозор наших абитуриентов, всех без исключения. Сегодня очень мало читают, больше времени проводят в соцсетях, что, может быть, и развивает человека, но очень однобоко. То, что дают классическая литература, классическая музыка, к сожалению, там поучить нельзя.

Вед.: Владыка, бывает, что уже взрослые, состоявшиеся люди мечтают поступить в семинарию, потому что хотят послужить Богу…

Митрополит Лонгин: Мы берем в семинарию людей старшего возраста, но поскольку, как правило, они обременены семьей, они не могут пять лет жить в общежитии, оставив семью и детей. Поэтому у нас есть заочное отделение, на котором даже больше воспитанников, чем на очном.

Когда в 1990-е годы началось возрождение Церкви, то во многих епархиях рукополагали просто благочестивых мирян, которые хоть что-то умели — читать по церковно-славянски, знали богослужение. Ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II сравнивал эту ситуацию с народным ополчением: пусть люди и воевать-то толком не умеют, но всё равно идут и какое-то время держат оборону. Примерно так же было и у нас.

За последние годы в нашей епархии практически не осталось таких батюшек, все, кто был тогда рукоположен, уже получили образование. Поэтому сегодня наш заочный сектор представляет собой как раз то место, где учатся люди, работающие зачастую на самых разных работах, но которые планируют со временем принять сан.

Вед.: Владыка, в завершение нашей программы, не могли ли бы Вы дать какое-то напутствие, прежде всего, новым воспитанникам семинарии?

Митрополит Лонгин: Я хотел бы пожелать, чтобы для них будущее служение священником стало их жизнью, стало тем, ради чего они забывали бы о самих себе. Хотел бы пожелать, чтобы за те пять лет, которые им предстоит учиться в семинарии, они развили бы в себе навыки самоотвержения, послушания и, самое главное, любви к Богу и людям.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector