чему учат в еврейских школах

Хедер — начальная еврейская школа

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Хейдер, или хедер — еврейская религиозная начальная школа. На идиш слово«хейдер» означает «комната», так как обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя, которого называли меламед («меламед» — ивр. глагол «обучает»). Хейдер в течение многих веков был основой еврейского образования. Уничтоженная Катастрофой система хейдеров стала возрождаться в новом воплощении начиная с последней трети XX века в Израиле, США и Европе.

Оглавление

Не просто школа [↑]

В иудаизме особое место занимает изучение Торы маленькими детьми, которых принято называть аббревиатурой ташбар (тинокот шель бейт рабан), буквально: дети, занимающиеся Торой. Тора детей, чьи души не запятнаны никакими грехами, имеет огромную силу и влияние.

Один из величайших законоучителей всех эпох раби Моше бар Маймон (Рамбам) еще в XII-м веке в своем труде «Алахот талмуд тора» (гл. 2:1) писал о необходимости назначить учителей-меламедов в каждой стране, в каждом округе и в каждом городе. Пока жители города не назначат меламеда, им объявляется «херем» (исключение из еврейской общины). Если не будет в городе домов учения для детей, он будет уничтожен, потому что на этом стоит мир: на дыхании уст младенцев, занимающихся Торой.

Рамбам пишет не «слова Торы», а именно «дыхание уст», на иврите «эвель пиэм», поскольку зачастую маленькие дети не понимают того, что говорят, и даже коверкают слова, и, тем не менее, их Тора кристальной чистоты, любима и важна перед Вс-вышним даже больше, чем Тора взрослых, и именно она поддерживает мир! («Тора Тмима» на Коэлет, 9:22). Поэтому и дома учения детей имеют особую святость.

В книге Зоар (гл. Лех Леха, 32а) приводится, что великий мудрец рабби Шимон бар Йохай специально заходил в дома учения детей, чтобы узреть Шхину — Б-жественное присутствие, поскольку именно там находится стан Шхины.

Хейдер в XIII-XX веках [↑]

Слово хейдер в качестве обозначения учебного заведения впервые упомянуто в XIII веке. Но дома учения для детей всегда существовали наряду с домами учения для взрослых. С развитием ашкеназской традиции школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии.

Каждый еврейский мальчик в возрасте от 6 до 13 лет (до возраста бар-мицвы) обязан был посещать начальную школу — хейдер. Все общины должны были содержать школы для бедных. Отцы старались подобрать своим сыновьям лучших учителей, платили им дополнительную плату, чтобы число учеников в классе не превышало норму. Как частные, так и общественные школы находились под контролем кагала — совета общины, который устанавливал определенные правила и ограничения, например, касающиеся максимального количества учеников. Преподавание велось на идише. В основном, в школах изучали Танах и Талмуд, иврит и его грамматику, а также арифметику. После окончания школы некоторые ученики продолжали образование в ешивах.

В маленьких местечках или городах с небольшим еврейским населением родителям приходилось нанимать частных меламедов, что было значительно дороже, чем в больших городах.

В отличие от талмуд-тора, которая была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хейдер был частной школой, и его учитель (ребе или меламед) получал плату от родителей.

Как говорилось выше, обучение проводилось обычно в одной из комнат квартиры учителя. У меламеда могли быть специальные помощники (бехелфер). Занятия проходили с утра до семи-восьми часов вечера. Обычно фиксированная плата меламеду не устанавливалась, родители платили, как могли, и часто — не деньгами, а продуктами.

В одном классе одновременно могли обучаться ученики трех возрастных групп. В младшей группе (дардике, с трех лет) школьники обучались азбуке и чтению ивритских текстов (без перевода). В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие (Хумаш) с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углубленно занимались Талмудом.

Хейдер обеспечивал то, чем не мог похвастаться ни один народ в течение XIII-XX веков: стопроцентную грамотность среди мужского населения.

Закрытие хейдеров [↑]

В период Аскалы (т.н. еврейского «просвещения») среди прочих нововведений попробовали реформировать и систему начального образования. Просветители не только образовывали собственные школы в Германии и Франции, но и меняли старые. Назвали новое учебное заведение хейдер метукан, то есть «исправленный». Он почти ничем не напоминал традиционный хейдер.

После Октябрьской революции в России среди конкретных целей, которые поставила себе новая власть, а точнее — её еврейские апологеты, в борьбе с «религиозными предрассудками и фанатизмом», были, конечно, искоренение Субботы, еврейских праздников, синагог. Однако первой и главной задачей на этом пути стало уничтожение традиционного еврейского воспитания. Хейдеры были объявлены одним из главных врагов советской власти. Закрытием хейдеров в Беларуси, Украине и России занялись всерьез. В 20-е годы проводились «недели по борьбе с хейдерами», обходы родителей агитаторами, открытые диспуты, публичные «суды над хейдерами».

Агитация возымела свое действие. Подавляющая часть еврейского населения уже была готова расстаться с хейдером ради новых «образовательных» горизонтов. Десятилетия деятельности «просвещенцев» и «реформаторов» сделали своё дело.

С организованным, массовым обучением еврейских детей тысячелетней традиции было покончено. Насыщенная духовностью еврейская жизнь была временно заменена культурным «просоветским» суррогатом на языке идиш, который тоже был искоренен спустя несколько лет. Как результат, в течение следующих 70 лет росли поколения евреев, у которых полностью отсутствовала возможность духовной идентификации.

Во всей «несоветской» Европе хейдеры просуществовали до Катастрофы и были смыты ее кровавой волной.

Современные хейдеры [↑]

Хейдер в наше время — это не комната в квартире нищего учителя, а полноценная школа, каких открывается множество в Израиле, США и некоторых странах Европы. И в наше время мальчики начинают учить в возрасте трех лет алфавит, потом — Хумаш, молитвы и законы, Тору вместе с комментариями, позже — Мишну, чтобы через несколько лет приступить к изучению Талмуда — сначала только с комментариями Раши, на следующем этапе — привлекая Тосафот.

По еврейскому обычаю, первое знакомство детей с Торой начинается не с сотворения мира и не с выхода евреев из Египта, а с третьей книги Пятикнижия — книги Ваикра, в которой практически нет никаких «историй», а законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия. Книга Ваикра почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Как сказано: «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты». Так было тысячи лет назад, так происходит и в наши дни.

Остались хейдеры и с преподаванием на идиш, но чаще преподавание идет на языке страны: в США — английский, в Израиле — иврит. В современном мире невозможно обойтись без базовых знаний светских наук, и в хейдерах учат математике, истории, географии, грамматике. Но главное в современных хейдерах осталось прежним: трехлетнего малыша завернутым в талит в первый раз в хейдер вносит отец, и несет его с благоговением, словно бесценный Свиток Торы. Ребе — учитель — учит будущего талмид-хахама в его первый день в хейдере буквам Торы, написанным медом, и становится Тора для него слаще меда. Дома учения для маленьких детей — как много тысяч лет назад, так и сейчас, — остаются местом любви к Торе и воспитанию богобоязненности — «ират шамаим».

Источник

Чему учат в еврейских школах

97045734

Британский историк Пол Джонсон охарактеризовал иудаизм как «древнейшую и высокоэффективную социальную машину по производству интеллектуалов». И объяснял это тем, что во главу угла евреи всегда ставили образование. Уже тысячелетия назад для детей работали хедеры – прообразы нынешних школ. Для молодежи – иешивы, ставшие предтечей вузов и колледжей. Для людей среднего и старшего возраста – колели, до сих пор не нашедшие аналога в нееврейской среде. Таким образом, евреи учились всю жизнь, преподавание считали высшим призванием в жизни человека, знание стало главным мерилом. И по сей день вопросу: «Где будет учиться наш Боренька?» в любой еврейской семье уделяется огромное значение.

Откуда такая невероятная тяга к знаниям, родившаяся еще, по сути, чуть ли не в первобытном обществе? Однажды лауреата Нобелевской премии по физике Исидора Раби спросили во время интервью:

09368295– Почему вы стали ученым?
– Ученым меня сделала мама, сама того не ведая, – ответил он. – Матери моих одноклассников спрашивали у них после школы: «Что ты сегодня выучил?» А моя мама интересовалась, задал ли я в течение дня хоть один интересный вопрос учителю. Так я и стал ученым – благодаря умению задавать хорошие вопросы.

Поразительно, но иудаизм как религия не требует слепого послушания! Ещё более неожиданный факт – в иврите, на котором сформулированы 613 заповедей, выведены тысячи законов, предписаний и постановлений мудрецов, вовсе нет слова, означающего «повиновение».

В XIX веке, когда иврит возрождался в качестве современного языка, для обозначения «повиновения» использовали арамейское слово лецайет. В Торе же используется слово шма, которое скорее переводится как «внимай» и «понимай». Сама структура еврейского сознания диктует – надо сначала разобраться, прежде чем повиноваться.

В большинстве традиционных культур задачей родителя являются наставления, поучения и наказы, а обязанностью детей – послушание. Старинная английская пословица гласит: «Детей должно быть видно, но не слышно», а одна из христианских доктрин постулирует, что «сын должен во всем повиноваться отцу». Сократ, который всю жизнь учил людей задавать вопросы, был проклят жителями Афин именно за то, что «испортил молодое поколение», и оно всё теперь ставит под сомнение. Иудаизм же представляет собой редчайшее явление – веру, основанную на вопросах, которые должны, казалось, подорвать основы самой веры.

«Ду фрегст а гуте каше!» – «Ты задал хороший вопрос!» – нередко эту фразу можно услышать в любой иешиве. Как-то дипломированный психиатр раввин Авраам Тверский рассказывал, что в молодости учитель показательно ставил под сомнение и ниспровергал любые его утверждения, дабы научить критически мыслить и передать способность смотреть на вещи с разных сторон.

Многим претит эта еврейская особенность – всё время задавать вопросы, причем тяжелые, болезненные, казалось бы, неуместные, о которых хотелось бы забыть, отгородиться. Но эта способность – прямое и самое главное повеление Торы.

В библейской главе «Бо», которую иудеи всего мира читают на этой неделе и в которой повествуется о «казнях египетских» и последнем этапе перед Исходом евреев, говорится о вопросах несколько раз. «Когда спросят вас ваши дети, что за служение у вас, ответьте им: “Это жертва Г-споду, ибо Он спас дома сынов Израиля в Египте и поразил дома египтян”». И далее снова: «Если завтра сын спросит тебя, что всё это значит, ответь ему: “Силой руки своей вывел нас Г-сподь из Египта”».

Эти отрывки вошли в текст Пасхальной Агады, которая, к слову, сама начинается со знаменитых четырёх вопросов, которые дети задают родителям. Да и значительная часть всего библейского текста состоит из вопросов. «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» – обращается к Творцу Авраам. «Зачем Ты навел беду на этот народ?» – вопрошает Моисей.

«Почему вероломные благоденствуют?» – недоумевает пророк Ирмиягу. А книга пророка Иова в основном из одних вопросов и состоит. Культура вопроса – вот что должны родители воспитывать в детях. Это крайне важный навык – умение задать правильный вопрос!

Однако далеко не на все вопросы есть ответы, и этому тоже надо научить детей. Некоторые ответы к нам приходят лишь по прошествии лет и с приобретением жизненного опыта. Поиск ответов требует особых интеллектуальных усилий, но многое мы просто не в состоянии постичь на данном этапе своего развития в силу своей ограниченности. Исаак Ньютон, основавший современную науку, говорил: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает более пёстрый камешек, чем другие, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

Источник

Чему учат в еврейских школах

Как устроены еврейские школы в России

Сегодня в России существует огромный выбор школ различной специализации и направленности — и, конечно, среди них есть и еврейские. Рассказываем, какие бывают еврейские школы, чем они отличаются от всех остальных, и почему в них хотят учиться дети не только из еврейских семей.

Как правило, к еврейским школам причисляют все учебные заведения, в которых преподают иврит и еврейские традиции. Среди них есть как государственные, так и частные. Первые — не могут де-юре называться еврейскими и проводить отбор детей в школу по религиозному или национальному признаку. Тем не менее в таких школах, помимо общеобразовательных предметов, есть этнокультурный компонент — преподают иврит, традиции, соблюдают еврейские праздники, не учатся по субботам, а в некоторых даже предоставляют кошерное питание. Образование в них, как и в любых других государственных школах, бесплатное.

Кто выбирает государственные еврейские школы:

-Светские семьи, которым важно дать своим детям представления о еврействе, но дальнейшее образование они видят в обычном вузе, а не ешиве (религиозном учебном заведении);

-Израильтяне, оказавшиеся в России, — это позволяет их детям не терять язык и связь с традициями;

-Семьи, никак не связанные с еврейским миром. Они выбирают такие школы, потому что им нравится уровень образования, симпатичны еврейские традиции или просто удобно месторасположение.

В России действуют отделения ОРТ — международной еврейской организации, поддерживающей образовательные инициативы. Изначально организация была создана в 1880 году чтобы помогать евреям обучаться прикладным профессиям и ремеслам.

Её российский директор, Михаил Либкин, так объяснял желание родителей, не имеющих отношение к еврейскому миру, отдавать детей в еврейские школы: «Понятие современной еврейской школы нельзя сузить только до формального традиционного иудаизма. Есть такое изречение „в центре еврейского мира всегда стоит ребёнок“. Как я понял из разговоров с родителями, это именно то, за что больше всего ценят такие школы. Они толерантны ко всем и позволяют детям комфортно себя чувствовать, учиться, при этом не иметь отношения к еврейскому народу, узнавать про традиции, язык, праздники и так далее. В расписании таких школ еврейская тема представлена в первую очередь на культурологическом уровне».

Особенности светских еврейских школ:

-изучение иврита как второго иностранного языка;

-изучение основ еврейской культуры;

-не учатся по субботам;

-отмечают еврейские праздники;

-устраивают образовательные выезда («шабатоны») и дополнительные внеклассные мероприятия с детьми и родителями.

Религиозные еврейские школы

В частных еврейских школах всё серьёзнее. В таких школах учатся дети из очень религиозных семей, поэтому они довольно сильно отличаются от обычных. Если для родителей учеников государственных школ решающее значение имеет общая атмосфера и качество образования, то для родителей, которые отдают детей в религиозную школу, важно в полной мере проживать еврейскую жизнь.

Поступить в частную религиозную школу могут только дети еврейского происхождения. Некоторые школы просят документально подтвердить еврейские корни, другие — не требуют документов и принимают решение о приёме после беседы с родителями и ребёнком. Образование формально платное, но во многих школах часть или даже всю сумму платит община.

В еврейских частных школах день начинают с молитвы, а в классах учатся по 4-6 человек. По еврейской традиции мальчики и девочки должны учиться в разных классах. Дополнительно строго следят за внешним видом учеников. Девочки обязательно должны ходить в юбках ниже колен и с прикрытыми локтями. Нельзя носить вещи с яркими принтами и рисунками.

Особенности частных еврейских школ:

-не учатся по субботам;

-раздельное обучение мальчиков и девочек;

-подробное изучение религиозных текстов.

Выпускники таких еврейский школ в дальнейшем обычно поступают в ешиву — высшее еврейское учебное заведение, в которых обучение строится в основном на изучении Торы и Талмуда.

Источник

Еврейская школа: что это такое и с чем ее едят?

Об этом рассказывает директор петербургской еврейской школы «Менахем» Валерий Борисович Столов

menaxem informacziya f1Директор школы «Менахем» В. Б. Столов

Завершился очередной учебный год. Следующий станет для петербургской еврейской школы «Менахем» юбилейным – ей исполнится 20 лет. Мы попросили ее директора Валерия Борисовича Столова рассказать о самом насущном – о том, что больше всего волнует родителей, решившихся отдать ребенка в еврейскую школу.

Каков уровень образования в вашей школе? Это первый и важнейший вопрос, который задают мне заботливые еврейские родители: Многим почему-то кажется, что уютная, домашняя атмосфера еврейской школы и качественное образование несовместимы. Но это не так. То, что мы прожили 20 лет и за этот период число учащихся увеличилось в несколько раз, о многом говорит. В городе существует сильная конкуренция среди школ разных типов. При невысоком общеобразовательном уровне школа просто не наберет учеников. В нашей он, слава Б-гу, стабильно высок. Об этом говорят результаты рейтингов, которые составляют СМИ по результатам ЕГЭ, – а это самый объективный критерий. Мы находимся в «топовых» показателях среди и частных, и государственных школ. У нас регулярно проходят государственные проверки, связанные с аккредитационными процедурами. Последняя была в начале 2015 года. Для того, чтобы пройти аккредитацию, необходим средний балл 3,5. А у нас он выше 4-х.

menaxem informacziya f2Фото: Исраэль Бардуго

А нужна ли вообще школа нашему ребенку? Этим вопросом сегодня задаются многие осознанные родители. Появляется все больше сторонников домашнего обучения.

В самом деле, привычная нам, существующая уже свыше 300 лет «классно-урочная» система устаревает. Связано это с изменениями в коммуникациях, с развитием Интернета. Взять хотя бы традиционную форму работы – реферат. Раньше надо было идти в библиотеку, обложиться книгами. А сегодня все сводится к банальному копи-пасту. Таким образом, реферат изжил себя – как в свое время изжили себя формы работы, принятые в дореволюционной школе: переписывание, зубрежка. На смену устаревшим технологиям должны прийти новые.

Но означает ли это что такой моделью должно стать домашнее обучение? Мы считаем иначе: при всех достоинствах этой формы обучения оно не способно выполнить важнейшую функции социализации, т.е. учить и воспитывать ребёнка в коллективе, состоящем из таких же детей.

Еврейский характер нашей школы проявляется в создании особой атмосферы, в особой воспитательной концепции. Мы развиваем еврейскую школу как место, куда дети именно приходят.

Сохраняя традиционную модель посещения школы, мы при этом стремимся к более интенсивным формам обучения. Для еврейской школы, куда дети едут со всего города и где нет занятий по субботам, это особенно актуально. Но еврейская школа одновременно и создает все предпосылки для интенсивного обучения: классы небольшие, каждому ребенку достается больше времени и внимания учителя.

menaxem informacziya f3

А как у вас с бумажной волокитой? Такой вопрос задают родители, которым порядком поднадоела бюрократия в школе. Это веяние последнего времени – учитель государственной школы буквально тонет под ворохом бумаг. Времени на общение с детьми не остается. Частным школам в этом смысле легче. Мы выполняем только те бумажные процедуры, которые связаны с безопасностью и режимом функционирования школы. Нам не приходится обрабатывать лишние мегабайты информации.

Благодаря отсутствию бумажной волокиты наша администрация доступна и открыта для учеников и их родителей.

Ехать на другой конец города… Стоит ли оно того? Это, пожалуй, один из главных вопросов, беспокоящий родителей будущих учеников. Я обычно отвечаю так. Если вы подумываете о том, чтобы привести к нам своего ребенка, наверняка вас что-то настораживает в «обычной» школе. Думайте, взвешивайте! Многие родители едут к нам и час, и полтора (что не мешает нашим детям посещать музыкальную школу, кружки – их, кстати, на базе нашей школы много). Некоторые семьи даже меняют квартиру, переселяясь поближе к школе. Мы это ценим.

Среди наших родителей немного тех, кто скажет: «Мой ребенок будет учиться только в еврейской школе». Такое могли бы сказать 20 лет назад бабушки, настрадавшиеся от антисемитизма. Сегодня ситуация другая. Наши родители – это активные, требовательные люди, которые ищут для своего ребенка вариант, лишенный недостатков «массовой» школы. Но при прочих равных они, скорее, выберут еврейскую школу.

А как обстоят дела с клановостью, снобизмом, травлей? Это тоже популярный вопрос, который задают наши проницательные еврейские родители. Действительно, школа, уходящая от «массовой» модели, рискует попасть в другую западню – образование «группировок» в среде учеников. Могу сразу успокоить: такого у нас нет. Однажды ко мне зашел преподаватель очень престижного лицея. Он с удивлением и не без зависти отметил: «Как интересно ваши дети уходят из школы. Они дожидаются своих одноклассников, чтобы выйти всем вместе. А у нас ребята расходятся группами по несколько человек, причем эти группы между собой не общаются».

К счастью, у нас тенденции к расслоению противостоит дух общинной школы, где все ощущают себя членами одной семьи. Все знают всех, все дружат со всеми, в этом смысле границы между классами размыты. Немалую роль в этом играет то, что к нам приходят ребята из достаточно однородного социального слоя. У нас нет ни асоциальных элементов, ни «быкующих». Это дети из хороших семей, принадлежащих к среднему классу. Дети приучены вести себя скромно, не кичиться материальными возможностями родителей. Ребенок не ставит перед собой самоутвердиться, потому что в нашем коллективе каждого воспринимают, прежде всего, как человека, личность.

У нас напрочь отсутствует такое явление как травля – во всех ее проявлениях. Старшеклассник, сшибающий на своем пути малыша, для нас нонсенс. Были пара случаев: новички страшно удивлялись, когда за «какой-то там» щелбан их отводили в кабинет директора. Мы разъясняем ребятам, что «у нас так не принято». Они довольно быстро к этому приспосабливаются.

Я физически не приемлю «дедовщину». В армии мне, словно «больному на голову», объясняли, что дедовщина – это неизбежное явление. Но я с этим так и не смирился. Возможно, это говорит во мне еврейское начало.

В беседах с родителями мы часто слышим, что причина ухода из предыдущей школы – конфликт с учителем. Я этому удивляюсь, если честно. У нас не сводят счеты с детьми. Не может быть такого, чтобы учитель «невзлюбил» ученика. Естественно, учителя, не разделяющие наших ценностей, у нас не задерживаются.

Хорошо ли школа оснащена с материально-технической точки зрения? Этот вопрос мне также довольно часто приходится слышать. Скажу так. Здание нашей школы могло бы, в принципе, вместить 400 учеников. А у нас их всего 150! В распоряжении небольшой группы детей – инфраструктура целой школы: большие светлые коридоры, огромный участок, где дети гуляют, играют, катаются на лыжах, уютный актовый зал, хороший компьютерный класс, столовая.

Да, и с охраной у нас тоже все в порядке. Посторонним доступ в школу закрыт.

menaxem informacziya f4Фото: Исраэль Бардуго

Что это значит, что школа еврейская? Что это для нас будет означать практически? Какие ценности вы собираетесь прививать моему ребенку? Конечно, все эти вопросы не могут не волновать родителей. Попробую объяснить. Концепция нашей школы – воспитание на традиционных ценностях. В последнее время во многих школах стала доминировать альтернативная концепция: никакой иерархии, равный статус у взрослых и детей. Нам это не близко. Мы считаем, что у детей должно быть уважение к старшим, это выражается и в ритуальных вещах: учитель входит – дети встают.

menaxem informacziya f5В.Б. Столов со старшеклассниками школы «Менахем» привезли мацу к Песаху пожилым людям

Учеба – важнейшая ценность еврейской традиции. И для нас важно, что школа может апеллировать к этому как к чему-то безусловному.

menaxem informacziya f6Загородный лагерь школы «Менахем»

Что касается соблюдения предписаний иудаизма, здесь мы не можем вмешиваться в частную жизнь.

Выбор всегда за семьей. Другое дело, что ничто не берется из ничего. Можно сто раз повторять: «вырастет – выберет сам», но для того, чтобы сделать осознанный выбор, ребенок должен видеть разные модели. Вы не выберите иудаизм, если образ еврея не будет для вас привлекательным, современным и динамичным. Показать привлекательный образ еврейской традиции – этой цели посвящен и семейный школьный лагерь, где у родителей и детей есть возможность отдохнуть и больше узнать о еврействе.

Создавая возможности для еврейского воспитания, мы во многом апеллируем к опыту семьи, к преемственности поколений. У нас есть немало творческих проектов, посвященных исследованию истории еврейской семьи, ребенок расспрашивает родителей, бабушек и дедушек, рисует генеалогическое древо, пишет доклад, который затем презентует на ученической конференции. При этом в нашем уставе записано, что преподавание в школе носит светский характер. Это означает, что те же еврейские традиции ученикам преподносятся в культурологической, познавательной форме. И оценивается их знание, а не соблюдение.

menaxem informacziya f7Праздник Сидура у 1-2 класса школы «Менахем». Фото: Вадим Вереницын
menaxem informacziya f8Бат-мицва – праздник еврейского совершеннолетия у шестиклассниц школы «Менахем».
Фото: Вадим Вереницын

Есть ли в школе дресс-код? У нас школьная форма, соответствующая «законам скромности», принятым еврейской традиции. Также мы просим девочек не надевать дорогие украшения. Надо сказать, что требования еврейского закона во многом совпадают с государственной политикой, причем мы идем на шаг впереди. К многим из наших нововведений государство приходит спустя время. Например, когда мы ввели предмет «еврейские традиции», находились чиновники, которые усматривали в этом что-то антиконституционное. Проходит несколько лет – и государство вводит основы религиозных культур и светской этики!

Что ждет ребенка после школы? Каковы шансы на удачное поступление в вуз? Наши дети легко адаптируются, в вузы поступают около 90 процентов выпускников. Практически все поступают туда, куда хотят. Этому способствует программа тьюторства в старших классах. Специализированных классов нет, поскольку у нас один класс в параллели. Подготовка к ЕГЭ происходит после уроков, почти в индивидуальном режиме. Мы гуманно относимся к 11-классникам, и в тех предметах, которые не требуются для сдачи ЕГЭ, придерживаемся принципа «минимальной достаточности». При этом мы всегда успешно выполняем требования государственных стандартов.

Многих родителей беспокоит вопрос: а что будет с ребенком после окончания школы? Как после таких «тепличных условий» он сможет перейти к «реальной и суровой» жизни?

Мне кажется, эта проблема выдумана старшим поколением. Как сказала на выпускном вечере одна из девушек, «условия в нашей школе не тепличные, а естественные».

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector