Чему учат в школе
/. к четырем прибавить два, по слогам читать слова.
крепок-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить. /
Это была преамбула, а теперь о главном.
Ситуацию в системе образования, сложившуюся в настоящее время, можно отнести к категории катастроф. Такое впечатление, что идет целенаправленная работа по уничтожению всего, чем могла гордиться наша страна: всех моральных, духовных, интеллектуальных ценностей.
Наше школьное образование перегружено информацией, совершенно не имеющей связей с повседневной жизнью. Подготовить хорошего специалиста, ученого, гения науки – это задача вуза. Задача школы изначально – воспитать образованного, физически развитого, морально уравновешенного человека. С изменением системы ценностей в обществе изменилась и школа.
Советская система образования была хороша для своего времени. Сейчас в мире все изменилось, но, несмотря на всевозможные реформы, ЕГЭ и ФГОСы на практике цель у школы всё та же – дать чемодан знаний, не задумываясь – есть ли у него ручка. Однако, советская школа, кроме предоставления набора знаний воспитывала ответственность перед коллективом, а не только умение работать в нём. Было принято считать, что знания даются для того, чтобы после трудиться и приносить пользу обществу. Сейчас, с развитием сети интернет, все чаще стали звучать слова о дистанционном обучении, о том, что необходимость присутствия в школе для получения знаний утрачивает свою актуальность. То есть, коллектив учащихся будет состоять из тех, кто не может или не хочет учиться самостоятельно. А пытливые и целеустремленные будут вправе считать себя стоящими на отдельной ступени, поскольку достигли определенных вершин лишь ценой собственных усилий. Какой реакции от них ожидать, когда пойдет речь о долге перед Родиной и патриотизме? В чем тогда смысл учения и накопления знаний? Не здесь ли формируется принцип современного отношения к жизни – «каждый сам за себя»?
Школа сегодняшнего дня представляется мне такой, куда каждое утро дети спешат с воодушевлением. Для общения, для познания мира, для получения знаний и навыков их использования. И это реально, если школа не только дает знания об открытиях, сделанных кем-то и когда-то, но и ставит целью развивать умение мыслить, выражать свое личное отношение к фактам, событиям, героям, произведениям искусства. Позволяет иметь право формулировать свою точку зрения, учит доступно излагать её и аргументировать. Вовлекает родителей в процесс воспитания личности, осознающей разницу между свободой и вседозволенностью, необходимостью и прихотью, умеющей разграничивать различные понятия зла и следовать определенным моральным принципам. Исподволь учит тому, что Бог есть, только он не вовне, а в самом человеке – то самое лучшее, что каждый должен в себе открыть. Только в такой школе будут работать педагоги, достойные, по мнению родителей, их чад. И только в такой школе педагог сможет полностью реализоваться профессионально. Потому, что в настоящее время школа – это не дом, где дают знания. Это прообраз общества, в котором предстоит жить её выпускникам.
А нужны ли такие люди? – не в ответе ли на этот вопрос кроется объяснение катастрофы в образовании?
Нынешняя школа продолжает выпускать в жизнь молодых людей, якобы обученных «креативно мыслить» и «исследовать» на самом деле, в массе своей способных, в лучшем случае, плывя по течению строить планы и сетовать на мешающие воплощению мечты обстоятельства. При этом нынешние взрослые – учителя, родители – по сути, ведут себя аналогично: всю активность направили на борьбу друг с другом, решая, кто же более ответственен за судьбу ребенка, вместо того, чтобы оказать взаимную поддержку в решении общих проблем.
В обычной школе необходимо увеличить количество уроков физкультуры, а в начальной они должны стать ежедневными, с большим количеством спортивных и народных игр, с постепенным переходом к нормам ГТО. Необходимы уроки домоводства, истории родного края. Вообще историю нужно рассматривать в совершенно другом контексте. Не в свете сухих исторических фактов с огромным количеством дат на форзацах учебников, которые нужно запомнить, а в том, какую роль сыграло то или иное событие в обществе людей, как повлияло на его жизнь и на ход истории. Какие были цели у тех, кто стоял во главе событий, прогнозирование, возможные последствия, результат, их оценка. Как это событие отразилось на людях, на их настроении, как повлияло на жизнь конкретной страны, мирового сообщества. Предполагаемые допущенные ошибки, своя точка зрения на них. Ученики должны знать, что ошибки имеют право на существование, что самое главное не в том, чтобы не допускать их, но вовремя заметить и найти пути к исправлению. Такая тактика обучения касается не только истории, но и всех предметов, за исключением, конечно, точных наук.
Учитель может быть свободен в выборе методов и форм подачи материала, не ограничивая себя в творчестве. Главное, к концу учебного года ученики должны освоить необходимый объем знаний, понятия, правила, способы решения задач, уметь сформулировать ответ на вопрос и изложить свои мысли.
С младых ногтей ребенок должен усвоить, что существуют не только права, но и обязанности. Устав школы не может быть формальным, в него должны быть заложены реальные требования с реальными мерами наказания в случае их нарушения. Ведь именно с этого начинается уважение к «большому» закону. Необходимо знакомить учащихся с законами, принятыми в обществе, разъяснять их суть, необходимость соблюдения и последствия, вызываемые нарушением. Возможно, это должны делать профессиональные юристы, привлекаемые к образовательной деятельности. Детей нужно готовить к тому, что в реальной жизни они должны быть в первую очередь созидателями, а после уже «исследователями» и «креативными личностями», поскольку не каждый на это способен.
Основная задача учителя – научить мыслить, думать, соображать. Не нагружаясь теми знаниями, которые бесполезны на данном этапе, уметь добывать те, что необходимы, приходить к общепринятым законам и ценностям путем собственных поисков и умозаключений. В новых образовательных стандартах говорится о метапредметности, но на деле это остается словом, которое даже не пытаются объяснить. На мой взгляд, это то, что совершенно отсутствует в нашем образовании, а именно связь между «физикой и лирикой»: как с развитием человечества возникало и накапливалось ЗНАНИЕ и как это влияло на развитие и жизнь человеческого общества.
С тех пор, как человекоподобное существо в результате эволюции достигло уровня homo sapiens, прогресс природы остановился. В истории нет ни одного века, прошедшего без войн. Человек, не извлекая из истории никаких уроков, не развивая в себе здравый смыл и утратив трудолюбие, устремляя весь свой талант и гениальность на то, чтобы плавать как рыбы и летать как птицы так и не научился жить на земле.
Всем хорошо известно, что, несмотря на введение в школьный курс изучения закона Божьего, в основе сотворения мира лежит «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Согласно этому учению природа прошла многомиллионновековой путь, совершила огромнейший труд, пока на свет из одноклеточного организма не появился первобытный человек. Его становление, как существа биологического продолжалось тысячелетия, окончившись на стадии «человек разумный». (Природа дала человеку разум; с превеликой радостью она дала бы ему и душу, но это не входит в её компетенцию.) На этом сфера влияния окружающей среды на индивида заканчивается и начинается обратный процесс – влияние человека на среду. Но если природа работала в направлении созидания, то каждый шаг человека наполнен разрушительной силой и ведет в сторону уничтожения себя и всего живого на планете. И чем «разумнее» человечество, тем быстрее оно движется к катастрофе.
А причина в том, что человек, возомнив, что Земля вертится исключительно ради его удовольствия, противопоставил себя природе и стал строить жизнь по своим законам. Есть законы природы и законы общественного развития. Первые – объективны, всеобъемлющи, они существуют и работают независимо от места, времени и чьего-либо желания. Согласно этим законам, природа не приемлет постоянства, следовательно, эволюция человека должна продолжаться и после Дарвина. Либо процесс пойдет в обратном направлении, что собственно, и происходит. И это уже начинает становиться очевидным. А ведь был в России ученый, который указал дальнейший путь эволюции. Его учению отведено всего пару часов в программе по биологии 10 класса – это учение о ноосфере В.И. Вернадского, которое на самом деле должно быть положено в основу не только естествознания, оно должно стать основой образования и воспитания личности: человек разумный должен подняться на следующую ступень и стать человеком духовным. Это – его задача, выполнение которой способно сохранить жизнь на Земле. Это – его экзамен на право существовать. Рассмотрев 12 пунктов теории Вернадского нельзя не отметить, что половина из них, воплощение которых зависит только от воли человека и никак не связано с объективными условиями, остаются не выполненными. Начать реализоваться они могут только в том случае, когда уровень самосознания достигнет достаточно высокой отметки у определенного количества индивидов Homo sapiens.
Законы общественного развития, на которые ориентировано общество, отражают ход истории человечества, но никак не являются указателем пути, по которому ему следует продолжать своё движение. Они совершенно не учитывают того, что для сохранения и продолжения жизни необходим труд над постоянным духовным ростом человеческого сознания. Развитие производственных отношений предусматривает производство благ для удовлетворения потребностей человека, но нет в обществе законов, регулирующих распределение произведенного продукта в соответствии с потребностями, что при все более растущем предложении приводит к трансформации потребностей в прихоти. Этот закон формируется в сознании индивида объективно, когда он, как субъект, всё более «очеловечиваясь», научается справляться с алчностью, завистью, эгоизмом, становясь в конечном итоге нормой общественного самосознания.
Дарвинизм, как теория не может быть целостным без учения о ноосфере, так как человек еще не завершил свой эволюционный путь. По достоинству этот труд отечественного ученого должен занимать статус закона природы и лежать в основе построения общественных отношений, а имя его стоять рядом с именем Дарвина в названии эволюционной теории. Это закон, подтверждающий биосоциальную сущность человека. А ему уделяется несколько строк в учебнике!
В период строительства социализма, были сделаны шаги в нужном направлении, правда, опираясь на другие, но аналогичные принципы. Теперь мы можем видеть, насколько изменилась картина мира с распадом Советского союза, который был альтернативой капиталистическому образу жизни, как это сказалось на ситуации во всем мировом сообществе. Реанимация церкви в нашем обществе не вернула людям главного – Веры. Пользуясь покровительством государства, церковь задачу духовного роста паствы рассматривает далеко не в первую очередь, ибо, имея критерии, сама еще не способна идти путем их осуществления. А церемонии ритуалов и обрядов, какими пышными они бы ни были, не способны заменить кропотливой ежедневной работы над собой. Попытавшись осознать, а не сразу отвергнуть этот «бред» задумайтесь: социализм и коммунистическая идея (без современных ссылок на «человеческий фактор») – это утопия или результат эволюции?
Показатели негатива и зла в обществе зашкаливают. Люди практически не слышат друг друга, говоря об одном и том же разными словами, не понимают общности своих чаяний, не утруждают себя необходимостью прислушаться и услышать собеседника, доказывая свою, и только свою, правоту. Факт «Вавилонского столпотворения» уже налицо. К чему придет наше общество, если школу «упразднят», введя дистанционное обучение? Если мы не сумеем осуществить те из 12 постулатов теории Вернадского, которые зависят исключительно от воли человека, к этому придется идти другой цивилизации долгие миллионы лет.
Чему учат в школе: подчиняться, врать и поменьше думать
Почему 1 сентября похоже на похороны – похороны личности ребенка
Дима Зицер педагог, писатель, автор нескольких книг о правильном воспитании детей
Если 1 сентября у ребенка и у вас, родителей, вызывает только положительные эмоции, дальше лучше не читать — расстроитесь. А если вам, как и педагогу Диме Зицеру кажется, что в сегодняшней школе что-то не так, что способы обучения и сама атмосфера могли бы быть другими — вас не сильно удивит его сравнение 1 сентября. с похоронами. Похоронами личности ребенка.
1 сентября, букеты и парадная форма: зачем?
Жизнь современного ребенка, за редчайшими исключениями, без школы не мыслится вообще. Давайте вспомним, как проходит 1 сентября. То самое, когда «первый раз в первый класс».
Построенные рядами дети, цветы, речи, школьная форма, которая вернулась в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами.
К кому обращена речь директора школы? Уж конечно, не к тем, кто в первый класс пришел. Речь виновнику торжества обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить в этой жесткой ситуации. Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают как детей, так и учителей.
Традиция приносить букеты 1 сентября начинает формировать лживую установку, обязывающую относиться к школе со странной благодарностью. Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, которое уж лучше воспринимать с известной долей ностальгической симпатии.
«Когда уйдем со школьного двораа. » Счастье — настоящее счастье — будет, когда уйдем. Но пока обманем собственных детей. «О, школа — это прекрасная пора. «
Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная. Но совершенно точно —тяжелая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте, готовы ли вы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?
Почему надо сидеть за партой и поднимать руку
Вообще, это особый день: дальше — больше. Школьнику предстоит узнать многое: чтобы разговаривать, нужно поднимать руки; чтобы поздороваться, нужно не «здравствуйте» говорить, как до этого учили, а молча встать. Это все зачем? Врем про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеют организовать учебный процесс, не «вырубая» детей. Вот и поднимают они руки уже в шесть лет, и встают вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятиями. Дети строем входят в систему, которая и доведет их до полного личностного нивелирования. Во всяком случае, очень постарается.
Ну, например, разве это удобно — учиться группой в 30–40 человек, которые смотрят в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и прочее. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это?
Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причем в основном путем подавления. Помните слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд — закрыли рты, левый — на меня смотреть, полная тишина. А теперь —тихонечко сели. «
Это как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система. Он может только выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение. Глядя в затылок впередисидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле — труднее думать.
Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. «Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!» Вспомнили? Не страшно.
Чему учится ребенок в школе: подчиняться, врать, хулиганить
С точки зрения адаптации ребенка существует несколько вариантов реакции на подобное обращение.
Реакция первая: «Я хороший». Этот способ взаимодействия с реальностью предполагает хорошее поведение, то есть выполнение всех требований того, кто сильнее (в нашем случае — учителя или воспитателя). Человек независимо от своих склонностей, желаний ведет себя подобающим образом: молчит, когда хочет говорить; встает, когда хочет сидеть; говорит, когда хочет молчать, и т.д. Он, конечно, привыкает делать не то, что хочется, только вот зачем? Многие скажут: легче жить будет. Ой ли.
Реакция вторая: «Я плохой, но делаю вид, что хороший». Это значит, что я веду себя как хочу, но стоит учителю на меня взглянуть — вытягиваюсь в струну, замолкаю, пишу в тетради и т.п. В этом случае мы учимся такому необходимому навыку, как вранье. Причем поскольку большинству учеников все-таки невдомек, почему нужно вести себя именно таким, а не иным образом, главное тут — подчинение, основанное на страхе. Я делаю вид, что хороший, иначе мне попадет.
Реакция третья: «Я плохой». Она, прямо скажем, является наиболее редкой. По понятным причинам: трудно противостоять тем, кто по определению не просто сильнее тебя, но и с легкостью может испортить твою жизнь. Однако встречаются учащиеся школ и других образовательных учреждений, которые бескомпромиссно остаются самими собой. Поскольку чаще всего это поведение принимается за хулиганство (которым оно, впрочем, как правило, впоследствии и становится), жизнь их, мягко говоря, нелегка.
Наконец, еще один способ взаимодействия с описываемой действительностью, который я очень люблю, хотя встречается он нечасто: «Я хороший, но делаю вид, что плохой». Этот метод, на мой взгляд, наиболее творческий. Его логика примерно такова: «Мне и самому приятнее существовать в тишине и покое в классе, но принуждение меня унижает. Поэтому я буду ему противостоять!». Да здравствуют герои!
Как школа развивает у детей комплекс неполноценности
В то же время очевидно, что главной целью педагогического процесса является развитие личности, самости человека. Точнее, формирование его умения взаимодействовать с самим собой и со всеми факторами окружающего мира. Именно так у человека проявляются и впоследствии развиваются способности строить личные отношения с другими людьми и действительностью вообще, получать знания, навыки и опыт.
Эти инструменты основаны не на комплексе неполноценности, а на личностной целостности и интересе. Знание и принятие себя позволяют нам находить такие способы образования и самообразования, которые наиболее приемлемы для нашей личности и соответствуют нашим склонностям. Школа же, основанная на насилии (пусть и во имя самых благих целей), уничтожает саму возможность подобных открытий.
Вот, например, признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам неинтересно. А на деле все наоборот. Когда нам интересно, мы шумим, обсуждаем, высказываем свое мнение. (Вспомните любую вечеринку, встречу с друзьями.) Чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить — «присвоить». Кроме того, на мой взгляд, шум является признаком того, что дети живы. Во всех смыслах. Дети — люди в основном шумные.
Еще пример, который многие с ужасом вспоминают и одновременно пытаются вытеснить из памяти, — организация процесса еды в детских садах и школах. Вам предлагают некое блюдо (зачастую не самое аппетитное) и всеми силами заставляют его съесть вне зависимости от ваших желаний и личного вкуса (опущу подробности). А при этом еще и врут, объясняя, что хорошие (!) дети съедают все до конца.
Сама система современных образовательных учреждений, к несчастью, устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв — все встают и выходят. Как быть? Или наоборот: скажем, чтобы сосредоточиться, кому-то необходимо походить назад и вперед, однако он обязан сидеть сиднем. Или еще: кто-то в пять лет может заниматься математикой на протяжении 30 минут, а кому-то достаточно 15, а если дольше — ступор.
Как школа подрывает самооценку и уверенность в себе
Мне могут возразить: «Но ведь нельзя же построить систему, которая будет учитывать склонности каждого». Еще как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей — формирование умения взаимодействовать с современным миром и способности выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения.
Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям, системы образования рухнут, как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться.
Система провозглашает адаптацию ребенка к школе едва ли не главной целью. Именно поэтому она и демонстрирует такое активное давление. Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила, тем скорее он приспособится. Наоборот! Соблюдение правил — скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения системе, нивелирования собственного «я», низведения его до некоего усредненного безличного уровня.
Человеку, приходящему в принципиально новую систему, каковыми являются школа и детский сад, практически всегда страшновато и неуютно. Причем даже в том случае, если атмосфера этого места дружелюбна. Поэтому главное — дать человеку ощущение комфорта и укрепить веру в свои возможности. Дать ему возможность почувствовать себя сильным. (Сравните с сидением в затылок друг другу.)
То есть нужно не расшатывать уверенность в себе, а усиливать. Именно из нее рождается сначала право на самого себя, затем ощущение своего места, а после — желание использовать это место в полной мере, то есть учиться, узнавать новое, знакомиться с миром.
Разве не этого хотят мама и папа, отправляя ребенка в школу? Как и когда происходит подмена? В какой момент люди (и дети, и родители, и учителя) оказываются внутри очередного витка воспитательного процесса, вместо того чтобы сообща радоваться познанию мира?
Чему нас учили в начальной школе в СССР
Часто приходится читать споры теоретиков советского образа жизни о качестве советского образования. Одни с пеной у рта доказывают его высокое качество, другие с еще большей пеной пытаются принизить его уровень. Я не буду вставать на чью-то сторону, а просто на конкретном примере расскажу немного о начальном образовании в 60-е годы прошлого века. Волею случая у меня в архиве оказался классный журнал 2″А» класса средней школы №262 Киевского района города Москвы за 1966/1967 учебный год. Давайте вместе полистаем его странички.
В «Оглавлении» журнала можно увидеть, что уже во втором классе мы изучали Историю, Природоведение и Географию.
С левой стороны разворота журнала список учащихся с отметками. В клеточках напротив фамилии ставили букву «Н» с случае отсутствия ученика на уроке. Справа кратко излагали тему занятия в определенный день.
Ежегодно в этот день в нашей школе проходили торжественные мероприятия, да и не только в школе. Несколько раз в разные годы в этот день нас водили всей школой в кино на просмотр фильмов про Ленина.
Как раз именно в эти годы вышли известные в то время фильмы о матери Ленина «Верность матери» и «Сердце матери». В роли молодого Владимира Ульянова тогда снялся начинающий актер Родион Нахапетов. На уроках истории нам читали книгу «Приключения доисторического мальчика». До сих пор помню, что эти занятия мне очень нравились.
Эта фотография была сделана как раз во время этого учебного года. Такой наряд был у меня на новогоднем празднике в школе.
Как же оказался у меня этот школьный журнал?
Как вы знаете, в те годы в апреле по всей стране проходили субботники, посвященные очередной годовщине со дня рождения Ленина. На одном из таких субботников уже в старших классах мы помогали в утилизации школьного архива. Там я и прихватил школьный журнал, чтобы показать его вам через пятьдесят лет.
Фотография моих одноклассников с этого субботника на фоне нашей школы. Справа учительница русского языка, а слева директор нашей школы. Меня на фото нет. А еще у меня есть школьный дневник за этот же год.
Школьный дневник советского четвероклассника
Школьный дневник за 1968-69 учебный год. Классная фотография сделана во время именно того же учебного года. Практически всех своих одноклассников я помню по именам и фамилиям. У меня в семейном архиве сохранились школьные дневники со 2 по 9 класс, за исключением 8-го класса.
В те годы начальная школа в СССР была четырехлетней, но над нашей школой проводили различные эксперименты, поэтому четвертый класс у нас был переходным. Нам оставили нашу учительницу младших классов в качестве преподавательницы русского языка и классной руководительницы, но при этом добавили преподавателей по тематическим дисциплинам.
Во втором и третьем классах мы учились во вторую смену, а в четвертом классе уже в первую. Суббота тоже была учебным днем. Зато больше четырех уроков в день никогда не было. Всего один раз в неделю было пять уроков.
Это чисто уведомительная запись про родительское собрание, сделана мной самостоятельно. Учительница всегда требовала, чтобы под ней была подпись родителей. Мне не кажется, что мой дневник выглядит настолько небрежно, что об этом необходимо было оставлять запись в нем красными чернилами, но учительнице виднее.
Не знаю, о каком письме тут идет речь. То ли вообще о моем письме, то ли о письме непосредственно в этом дневнике. О моем почерке и о борьбе со мной на эту тему моей учительницы я уже писал.
Оказывается, мы ещё и в столовой дежурили. Ничего про это не помню. Однако приятно, что я дежурил там хорошо. Подобная запись в дневнике присутствует дважды в течение учебного года.
27 ноября учительнице не понравилось, как я пересказываю прочитанный текст. Вот только я не могу никак разобрать второе слово в этом замечании. Что там написано?
Если в октябре учительница считала, что дневник ведется «небрежно», то в конце февраля она пришла к выводу, что дневник ведется «безобразно».
А вот 12 марта я, по всей видимости, проспал, потому что опоздал на зарядку.
Занятия у нас начинались в 8.30. Совершенно не помню ничего про физзрарядку, однако судя по этому замечанию, зарядка существовала и начиналась она в 8.10. Историю о том, как я забыл принести домашнее задание по труду, я хорошо помню. Я столько времени потратил дома на его выполнение и в итоге не принес в школу.
Это была целая трагедия. Расскажу когда-нибудь эту историю. Несмотря на такое количество различных замечаний, итоговые отметки за четвертый класс были у меня вполне достойные. Даже похвальную грамоту мне вручили.
На этом все. Переворачиваем последнюю страничку школьного дневника, а стоил такой дневник 14 копеек.
А вы помните своих одноклассников, с которыми вы учились в четвертом классе?
Только не нужно думать, что во всех советских школах географию и историю учили, начиная со второго класса. Несмотря на то, что у нас была обычная общеобразовательная школа, над нами постоянно проводили какие-то эксперименты. Вот эти предметы и были экспериментами.
А вы хорошо учились в школе?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов