Почему не стоит отдавать своих детей в Суворовское Военное Училище
Доброго времени суток, уважаемые Пикабушники.
(картинка для привлечения внимания)
Причина № 1: Поступление ребёнка в Училище равносильно сдаче его в детский дом.
По моему опыту, можно выделить три основные причины (из которых возникают разнообразные комбинации), по которым дети попадают в Училище:
— У родителей нет средств на воспитание ребёнка (как произошло у меня)
— У родителей нет времени, чтобы воспитывать ребёнка
— У родителей нет желания воспитывать ребёнка
История показала, что самым оптимальным сроком обучения является период в 3 года. Первые два года у ребёнка, вне зависимости от возраста его набора в Училище, сохраняется эмоциональный подъем, энергичность, бодрость, креативность. На 3-м году уже замечается некая леность, спад активности и появление усталости от обучения. И с каждым годом усталость и злость растёт по экспоненте. Нет, конечно же есть ребята, которые целенаправленно идут в Корпус, хотят стать офицерами, мечтают о военной карьере, но их процент сводится к нулю следующей причиной.
Причина №2: Вы лишаете своего ребёнка детства.
Наступает тот чудный миг, когда в крови начинают закипать гормоны и душа просит найти себе даму сердца, с которой ты будешь гулять по городу, обниматься в парках и дальше по нарастающей. Скорость нарастания зависит только от уровня благоразумия и нехватки времени. Но ведь любой девушке хочется гулять с молодым человеком как можно чаще, желательно каждый вечер, а не ждать его неделями, пока он выберется из Училища в городское увольнение. А даже если он выберется, то скорее будет похож на зверька, который хочет в первую очередь трёх вещей: сна, вкусной еды, разительно отличающейся от столовской, и секса (а вы думали, что спермотоксикоз мучает только солдат-срочников?) И представьте, какой мудростью и стойкостью надо обладать девушке в 16-18 лет, чтобы вот такому вот зверьку вновь вернуть человеческий облик. Представили? Вот и я не могу представить.
А ещё не лучшей идеей было в конце нулевых осуществить экспериментальный набор девушек в некоторые Училища (точно такие наборы были в Екатеринбургском СВУ и НВМУ). Почему не лучшей? Потому что девушек набрали не поровну с парнями, а человек по 20-30 (может чуть больше) на 500-600 душ списочного состава Училища. Не хочу ни на кого наговаривать, но сомневаюсь, что у парней с ними были крайне целомудренные отношения.
Причина №4: Концентрированная подворотня.
Причина 5: Кадры решают всё.
Проблема грамотного подбора кадров касается всего нашего общества, а не одних лишь Училищ. Я останавливаю своё внимание тут по той причине, что общая эффективность работы Училища зависит не только от грамотного подбора и расстановки преподавательского и офицерского состава, но и, вы не поверите, от того как и кого набирают в Училища. Увы, сейчас в основной своей массе набирают не очень сильных ребят и вся работа с воспитанниками сводится не к тому, чтобы давать им максимум знаний и проверять максимум их возможностей, а вытягивать троечников на более-менее пристойный уровень, чтобы те хоть как-то могли перейти порог ЕГЭ. А что касается офицеров, то стоит отметить, что сейчас все офицеры-воспитатели имеют педагогическое образование. Но каким бы хорошим не было оно, для работы с детьми, особенно с детьми армии, нужен дар и чуйка, а ещё огромный поток бурлящей внутри энергии. Но сами понимаете, что подобрать таких людей в достаточном количестве очень трудно, а намеренно этим вряд ли кто-то будет заниматься. В идеале, т.н. постоянный состав Училища (а это как раз все взрослые, работающие там) должен быть сплочённее, чем экипаж ядерного ракетоносца, уходящего в свой последний рейд. Но на деле. Везде по разному, но у меня до сих пор остаётся ощущение того, что мы, воспитанники, были в эпицентре пожара, масштабы которого нам намеренно не открывали, лишь изредка обжигая угольками.
Причина №6: Привыкание и выработка зависимости.
Я пишу это не с целью максимально отвратить людей от самой идеи Училищ, но чтобы предостеречь и показать, насколько необдуманный шаг взрослого может поменять и искалечить жизнь ребёнка. Отдавая своего сыночка или дочурку (про Пансион воспитанниц забывать не будем) на воспитание Армии сто раз задумайтесь в правильности сделанного выбора.
Инкубатор имени Суворова
«Детство в погонах» – тема деликатная. Надо прочувствовать ее на себе, взгляда со стороны недостаточно. Автор 40 лет назад окончил одно из суворовских военных училищ СССР, а в другом, уже российском, преподавал после увольнения в запас. За минувшие десятилетия здесь многое изменилось. Опыт ученика и наставника в одном лице дает моральное право оценивать суворовскую школу в проекциях «как было» и «как стало».
Мода на реформы, охватившая все наши сферы жизни и деятельности, не обошла военное образование. Поэтому в развитии суворовской школы были свои эксперименты, шараханья, достижения и промахи. Предлагаю сравнение того, как было в советское время, с тем, что сейчас по некоторым, на авторский взгляд, важным позициям.
Первая позиция. Хочу в суворовцы!
Как это было? В годы войны множество мальчишек стали сиротами. Их отцы отдали жизни, сражаясь за Родину. Мальчишки ненавидели фашизм, имели жизненную закалку, привыкли к трудностям и лишениям. Некоторые сами были участниками боевых действий (сыны полка, партизаны, подпольщики). Непростая судьба детей создала благодатную почву для их превращения в воинов. Стремление государства помочь им обусловило минимальный возраст для поступления в СВУ – 10 лет. Но прошло время, и ситуация с «детьми войны» выровнялась. Проблема их социальной адаптации потеряла прежнюю остроту, и с 1964 года СВУ перешли на трехлетнюю подготовку (8–10-й классы). С 1969-го срок обучения был сокращен до двух лет (9–10-й классы). Это позволяло сделать больший по численности выпуск (две-три роты одновременно в каждом СВУ при сохранении стандартной «емкости» 500–600 человек), а значит, интенсивнее пополнять ряды курсантов.
В этой связи вспоминаю два момента. Первый: мои учителя и воспитатели называли оптимальным сроком для обучения суворовца три года. И второй: мое поступление в СВУ после 8-го класса было осознанным. В 15-летнем возрасте выбирать профессию уже можно и нужно. Отсюда и меньшие человеческие «потери» к выпуску (здоровье подростка сформировалось, мечта стать офицером – устойчивая).
Как есть? Директивой министра обороны Сердюкова (№ Д-30 от 21.04.2008) в СВУ снова введен семилетний срок обучения. В них набираются дети после 4-го класса общеобразовательной школы. В чем здесь плюс? Ребенок, все детство которого прошло в мундире и в строю, скорее всего выберет профессию военнослужащего, поскольку ничего другого не представляет. Он будет привычен к требованиям уставов и армейскому режиму жизни. Но в чем опасность? Выбор профессии в столь юном возрасте не является осознанным. В СВУ ребенка либо направляют родители, либо влечет внешняя атрибутика (красивая форма, погоны, восторг от увиденного строя суворовцев на параде). Если через несколько лет он поймет, что ошибся с выбором пути, это будет жизненная трагедия. Стартовые позиции у него и обычного школьника окажутся равными. Но один жил среди родителей и друзей «по ту сторону забора», а другой – в системе искусственно созданных ограничений. В данном случае ради чего?
Вторая позиция. После бала
Как было? Суворовец-выпускник был обязан продолжить обучение в одном из высших военно-учебных заведений МО СССР. Но кроме обязанности (закрепленной подпиской родителей в момент поступления в СВУ), имел заслуженное право быть принятым туда без экзаменов. Еще в СВУ ему шили курсантскую форму соответственно роду войск выбранного военного училища. И в ней он прибывал в вуз. В какой именно? Это зависело от рейтинга, за который суворовец боролся в течение всей учебы (по результатам успеваемости, поведения, военно-научной работы, достижений в спорте, общественной активности и др.). Рейтинг уточнялся ежемесячно, был гласным. Результирующие «места» выпускников определяли их очередность входа на комиссию по распределению. Основным ее инструментом был экран разнарядки (количество мест «под суворовцев» от военных училищ). Первый в рейтинге суворовец мог выбрать любое высшее командное военное училище. Последний подбирал остатки. Это мотивировало. И система работала!
Как стало? Каждое 9 мая Россия с гордостью наблюдает за шеренгами суворовцев, марширующих по Красной площади. Но мало кто знает, что было до парада, и что ждет этих ребят после. Круглый год в любую погоду они тренируются на плацу училища. Затем на полтора месяца убывают в одну из воинских частей Московского гарнизона, где тренировки проходят в составе общего парадного расчета. Учеба при этом продолжается, но сил и времени на нее не хватает. Мальчишки выполняют государственную задачу, но закономерно теряют в качестве знаний. Отсюда недобранные баллы ЕГЭ и шанс никуда не поступить, поскольку выпускник СВУ больше не имеет льгот при зачислении в вуз. Трудно представить, что чувствует юноша, семь лет носивший форму, имеющий три медали за участие в парадах, когда он с проходной СВУ направляется служить солдатом по призыву…
Здесь мы имеем результат непродуманного законодательства. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказался настолько дубово-железобетонным, что в нем нет исключений. В двух министерствах – образования и обороны – следовало бы совместно разработать законопроект (поправку, приложение), восстанавливающий справедливость по отношению к детям, желающим и уже подготовленным (за немалые деньги российских налогоплательщиков) служить Родине.
Описанный выше «бонус» с КМБ также забыт, и суворовцы, став курсантами, осваивают начальную военную подготовку наравне с теми, кто впервые видит автомат, ОЗК и саперную лопату. Но школьник хотя бы прибыл в училище из дому. А суворовец в год поступления передислоцируется из одной казармы в другую, не имея возможности побыть с родственниками.
Третья позиция. Жизнь – Родине!
Не только дать знания, но и воспитать будущего защитника Отечества – смысл и предназначение суворовского военного училища.
Как было? Отвечу просто. Нигде и никогда: ни в высшем военном училище, ни в воинских частях в процессе офицерской службы, ни в военной академии – я не встречал такой четкой уставной организации жизни, службы войск, внутреннего порядка и требовательности со стороны командиров, как это было в СВУ. В далекие 70-е мне был дан такой толчок в пятую точку (в хорошем смысле слова), инерции которого хватило на 34 года дальнейшей службы. Воспитание было отеческим, но жестким. Из нас делали мужчин. И ни у одного моего однокашника не было мысли на что-то пожаловаться, призвать в помощь родителей, прокуроров или попечителей по поводу какой-то несправедливости или строгости воспитателей, педагогов. Мальчишки не только учились, но трудились, обслуживали себя, несли службу в нарядах и отвечали за проступки. Для отчисления суворовца было достаточно решения педсовета, которое принималось по факту употребления спиртных напитков, курения, воровства, самовольной отлучки, драки. С нарушителя перед строем срывались алые погоны, и он направлялся в школу, из которой поступил в СВУ. При получении четвертной «двойки» суворовец «пролетал» с каникулами. При повторном «неуде» – прощай СВУ. Это была суровая школа жизни, которая закаляла характеры.
Как стало? Все тот же ФЗ «Об образовании» полностью приравнял суворовцев к обычным школьникам в смысле прав и обязанностей (прав много, обязанностей никаких). Военная составляющая в жизни суворовцев ослабла. Наряды превращены в формальность, а функции дневального ограничены до уровня, создающего ложное представление о жизни в казарме. Да и как можно понять, что такое наряд по роте, если не существует наряда по училищу (вместо дежурного офицера – сотрудник ЧОПа). Трудовое воспитание – вне закона (чистоту в помещениях обеспечивают уборщицы). В плохой успеваемости виноват учитель. Любая строгость воспитателя или педагога воспринимается как оскорбление. В итоге жалобы от родителей, нередко анонимные, сыплются в адрес прокуратуры и командования по любому поводу. Отчислить суворовца фактически невозможно, какой бы проступок он ни совершил (все тот же ФЗ допускает перевод ребенка из одной школы в другую только по заявлению родителей). Попади в суворовский коллектив случайный мальчишка, и большие неприятности училищу гарантированы. А если к тому же его родители занимают весомое положение в обществе? Виноватыми всегда будут воспитатель, педагог, начальник СВУ. В такой атмосфере выпускник училища оказывается хуже адаптированным к будущей службе, чем его гражданский сверстник, как это ни парадоксально. Ведь школьник, поступающий в военно-учебное заведение, изначально настроен на то, что в армии трудно. А суворовец думает, что условия последних семи лет его жизни – это и есть армия. Но вот он принимает присягу в военном училище. И видит – больше нет нянек, а за учебу и поступки надо отвечать. Это стресс! Причем заложенный в учреждении, предназначенном для исключения подобного стресса.
Сказанное следует воспринимать без огульного обобщения. Многие суворовцы в нынешней системе, как и в прежней, становятся настоящими офицерами и достойны имени великого генералиссимуса.
Четвертая позиция. Кем станешь, сынок?
Как было? В советское время суворовец готовился к выбору одного из военных училищ Сухопутных войск, что оправдано именем полководца, штурмовавшего Измаил и перешагнувшего через Альпы. Впрочем, кто очень хотел стать летчиком или моряком, как правило, добивались направления в соответствующие учебные заведения. Больших проблем здесь не возникало.
Как стало? Сегодня все суворовские военные училища распределены по видам и родам войск ВС РФ. Такое начало воинской специализации полезно тем, кто «угадает» с профилем СВУ. Для других детей (а как в 11 лет не ошибиться?) было бы полезнее расширить общий военный кругозор, сориентироваться в диапазоне воинских профессий и специальностей, чтобы выбор сделать осознанно, исходя из своих наклонностей. В последние годы реорганизации ВС РФ происходили так часто, что один и тот же суворовец, обучаясь в стенах одного СВУ, за годы учебы оказывался в разных видах ВС РФ. И каждое новое подчинение меняло вектор его профориентации. Насколько полезны такие зигзаги – оставим без комментариев.
Пятая позиция. Кто сделает суворовца защитником Отечества
Как было? Все командиры рот, воспитатели и часть педагогов были действующими офицерами, имеющими, кроме военного, педагогическое образование. Начальник СВУ – штатный генерал. Большинство учителей – мужчины. Неудивительно, что они и растили мужчин.
Шестая позиция. Будь здоров, сынок!
Как было? Конкурс в СВУ был огромным не только из-за экзаменов по математике и русскому языку, но и по требованиям к состоянию здоровья. Через три медкомиссии (в районном, областном военкоматах и в СВУ) «просачивались» от силы 10–20 процентов кандидатов. Через два-три года, окрепнув и закалившись в училище, они были годны хоть в морскую пехоту, хоть в ВДВ.
Как стало? Во-первых, «проходные» критерии здоровья для поступления в СВУ огрублены. Эта планка опущена ниже, чем требования к абитуриентам вузов МО РФ. Во-вторых, в 11 лет дать прогноз, как изменится здоровье суворовца после переходного возраста, невозможно. И часть выпускников СВУ оказываются вне Вооруженных Сил по медицинским показателям. Целесообразность такой семилетней учебы с позиций затрат МО РФ и судьбы самого подростка не бесспорна.
Седьмая позиция. Есть ли жизнь за забором?
Личность человека формируется в детстве. И очень важно, чтобы не было пропущенных этапов развития.
Как было? Поступив в СВУ после 8-го класса, мои сверстники успевали накопить некоторый опыт взаимодействия в «обычной среде». Взять хотя бы общение с противоположным полом: посидеть за одной партой с девочкой, побегать за ней на перемене, обменяться «секретными» записками, проводить из школы домой, поднести портфель и т. д. Все эти «глупости» – закономерная школа физического созревания и социального взросления.
Как стало? Если столь важный этап жизни пропустить, не прожить, заменить его чем-то другим, в дальнейшем это может непредсказуемым образом отразиться на свойствах личности. Как именно? Фантазировать не буду, но предполагаю, что оторванность мальчика с 11-летнего возраста от внешнего мира таит в себе ряд психологических опасностей, нацеленных в его будущее. Внутри «своей» военной среды они проявляются не так остро. Но социальная адаптация бывшего суворовца «во внешнем мире» может оказаться сложной. Насколько? Это должны исследовать профессионалы.
В деле воспитания и обучения будущих защитников России реальных проблем гораздо больше. И далеко не все можно решить на местном уровне, в конкретном СВУ, НВМУ, ПКК и т. д. Многие вопросы являются системными. Ответы нужно искать на уровне государственных институтов. И делать это последовательно и взвешенно, дабы не наломать новых дров…
Все вышеизложенное не является официальной позицией руководства или трудового коллектива какого-либо довузовского образовательного учреждения. Это точка зрения автора, которую можно учитывать, а можно сделать вид, что все и так хорошо…
Школа русской элиты
Идея превращения детей в витязей уходит в глубь истории. В Древней Руси существовали обряды «воинского пострига», «посажения на боевого коня», «опоясывания мечом», означавшие определенные ступени воинского взросления. Короткое детство заканчивалось поступлением 15-летнего юноши в княжескую дружину. Петр I проблему повышения качества армии решил привлечением в ее ряды самого образованного сословия, для которого вводилась обязательная служба с 16 лет. Так называемые недоросли, успешно проэкзаменованные особыми комиссиями, направлялись на учебу в гвардейские полки. Остальные «писались солдатами» или шли на иную государеву службу. Уклониться от нее можно было только с одновременным лишением дворянского титула, земли и привилегий.
На протяжении почти трех веков из выпускников кадетских корпусов формировалась элита русского народа. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Тормасов, Брусилов и Карбышев, адмиралы Ушаков и Нахимов, художники Верещагин и Боголюбов, географы Крузенштерн, Беллинсгаузен и Кропоткин, писатели Достоевский, Толстой и Куприн, конструктор Мосин, летчик-испытатель Нестеров, физиолог Сеченов.
Советская власть в разгар Великой Отечественной войны возродила кадетское воспитание в формате суворовских военных училищ (СВУ) и Нахимовского военно-морского училища (НВМУ). С 1943 по 1990-й их число менялось, составляя в максимуме 12. После распада СССР наряду с СВУ и НВМУ в системе довузовского образования появились президентские кадетские училища, морские и казачьи кадетские корпуса, кадетские школы, филиалы НВМУ, пансион воспитанниц. В Советском Союзе аналогичных учреждений было значительно меньше.
Чем отличается суворовское училище от кадетского училища, обзор вопроса
Суворовское училище и кадетский корпус являются наиболее известными учебными заведениями в России. Но многие не знают и не понимают отличия, которые есть между этими училищами.
Рассмотрим более подробно данный вопрос, кто такие суворовцы и кадеты, какие есть главные отличия между учебными заведениями, кто может поступить в суворовское или кадетское училище.
«Кадет»: история слова
Слово «кадет» в переводе с французского значит «младший».
Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка — который — готовится — стать – офицером».
Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.
Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.
«Повелеваю учредить школы, — говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, — чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».
Кто такие кадеты
Для начала необходимо отметить, что под кадетским корпусом Министерства обороны РФ подразумевается начальное военно-учебное заведение, в котором молодежь обучается по общеобразовательным программам, а также одновременно подготавливается к военной карьере в будущем.
Основная отличительная особенность кадетского училища заключается в том, что учащиеся данной организации имеют возможность получить раннюю профессиональную ориентацию по профилю конкретного вида или рода Вооруженных сил РФ.
Лица, обучающиеся в кадетских корпусах, называются кадетами. В данное учебное заведение принимаются не только подростки мужского пола, но также и девушки (например, школьницы могут поступить в Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»).
Дополнительно стоит отметить, что помимо корпусов также еще есть кадетские школы, в том числе и интернаты. Они подчиняются Министерству образования РФ. При этом основная задача этих учебных заведений заключается в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие обучающихся. Все эти качества должны их подготовить к будущей службе на воинском поприще.
О суворовцах
В рамках суворовских училищ осуществляется обучение воспитанников по общеобразовательным программам среднего общего образования, а также по дополнительным направлениям, которые в дальнейшем обеспечат поступление выпускников в военные учебные заведения.
Воспитанники суворовских училищ носят название – суворовцы. Прием в данные учебные заведения доступен только для лиц мужского пола, подходящих по состоянию здоровья, возрасту и иным параметрам.
Обучение суворовцев осуществляется в соответствии со следующими целями:
Суворовское училище и кадетское училище: главные отличия
Чем отличается суворовское училище от кадетского училища? В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.
Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища — не проходят программ среднего профессионального образования.
Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.
«Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.
Есть два принципиальных отличия школ с кадетскими классами от корпусов и училищ Минобороны.
Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).
А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.
Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.
Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.
Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.
Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.
В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.
Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.
График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.
Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.
Как уже было отмечено выше, между суворовским училищем и кадетскими корпусами есть ряд определенных различий. Главным образом они касаются программы, по которой обучаются воспитанники, допустимого возраста поступления в учебное заведение и т.д.
В целом, несмотря на то, что между этими двумя учебными заведениями есть некоторые отличия, порядок организации и осуществления образовательной деятельности для них един. Он утвержден Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 года № 515.
В рамках данного документа помимо основной информации также подробно расписан порядок приема в суворовские и кадетские училища, требования, предъявляемые к кандидатам, список необходимых документов и перечень льготников, обладающих преимущественным правом на поступление в учебные заведения такого типа.
В каком возрасте зачисляют
Как в суворовское, так и в кадетское училище поступить можно только при достижении определенного возраста. Прием с первого класса в данные учебные заведения не производится.
Так, в кадетских корпусах предъявляются следующие требования к возрасту абитуриентов:
В случае поступления в суворовское училище кандидат должен находиться в возрасте 15 лет и окончить 8 классов. Такой возраст установлен для всех училищ такого типа за исключением Северо-Кавказского СВУ. Возраст поступления в данное учебное заведение составляет 11 лет (кандидат может подавать документы после окончания 4 класса).
Требования по здоровью
С точки зрения состояния здоровья, к кандидатам на поступление в суворовское или кадетское училище предъявляются одинаковые требования.
В соответствии с п. 13 раздела II Приказа МО РФ № 515 несовершеннолетние лица допускаются к поступлению и обучению в данных учебных заведениях в том случае, если по итогам медицинского осмотра им будет присвоена I или II группа состояния здоровья.
Осуществление такой оценки производится в соответствии с порядком, прописанным в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 года № 1346н.
Необходимые экзамены
Помимо соответствия основным требованиям, предъявляемым к возрасту, полу и здоровью будущих кадетов и суворовцев, они также должны успешно сдать вступительные экзамены. Причем в данном случае для этих двух видов учебных заведений установлены единые вступительные испытания.
Так, в соответствии с п.15 раздела II Приказа МО РФ № 515 абитуриенты должны сдать следующие вступительные экзамены:
Кроме того, помимо экзаменов комиссия определяет уровень психологической готовности кандидатов и их физическое развитие. Также отдельное внимание уделяется оценке их общественных, творческих и спортивных достижений.
Если школьник поступает в СВУ или кадетское училище с музыкальным уклоном, то в этом случае список экзаменов будет несколько отличаться. Кандидат должен будет сдать вступительные испытания по:
Как уже было сказано выше, отдельным категориям поступающих по закону предоставляется преимущественное право на зачисление в суворовские училища и кадетские корпуса. К таким лицам относятся сироты, дети военнослужащих, работающих по контракту, героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы, а также другие льготные категории граждан.
Список учебных заведений
Президентские кадетские училища (ПКУ) Министерства обороны РФ:
Кадетские корпуса Минобороны РФ:
Кадетские школы Минобороны ПФ:
ВУЗы в которые можно поступить после окончания
Многие кадеты и суворовцы после окончания училищ такого типа продолжают обучение в высших учебных заведениях. При этом основная часть выпускников идет в высшие военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ.
Так, для примера можно перечислить ряд ВУЗов, в которые могут поступить кадеты и суворовцы:
Дополнительно стоит отметить, что лица, окончившие суворовские или кадетские училища, вправе претендовать на получение льгот при поступлении в ряд военных ВУЗов.
Руководство самостоятельно направляет выпускников в те или иные учебные заведения. При этом во внимание принимается потребность Вооруженных сил РФ в конкретных кадрах.
Таким образом, несмотря на то, что суворовские и кадетские училища во многом схожи между собой, они также имеют и некоторые различия. Главным образом, это касается организации образовательного процесса, требований, предъявляемых к возрасту кандидатов, а также возможности женскому полу обучаться в таких заведениях (такое допускается только в отдельных кадетских школах).