Я новичок в инвестициях, но очень хочу разобраться. Где мне брать знания?
Для того чтобы успешно инвестировать, нужны знания. Но если у вас нет финансового и экономического образования, вы все равно можете стать инвестором. Недостаток информации можно восполнить самостоятельно.
Цикл лекций Высшей школы экономики по финансовой грамотности
В 2016 году ВШЭ выложила на YouTube лекции по финансовой грамотности, которые ведут профессора и доктора экономических наук. Хотя они и предназначены для учителей и школьников, но если не хватает самой простой базы, то подойдут и вам.
В лекциях рассказывают не только о фондовом рынке, но и о том, что такое личный капитал, из каких частей он состоит, как посчитать реальную доходность вложений по формуле, о банковских вкладах, кредитах и мошенниках. Эти знания помогут вам понять, как обращаться с личными финансами и подготовиться к инвестициям.
Курсы «Финансовые инструменты для частного инвестора» от ВШЭ на Coursera
Занятия также ведут профессора и преподаватели ВШЭ. Специализация «Финансовые инструменты для частного инвестора» состоит из шести курсов:
«Управление личными финансами»;
«Инвестиции в акции»;
«Инфраструктура рынка, методы и технологии инвестирования»;
Если хотите, можете пройти только один курс. Каждый из них включает видеоуроки, тесты и задания. Ученики ставят курсам оценки и оставляют отзывы, которые можно почитать на сайте Coursera, как и программы курсов.
У них есть бесплатный пробный период — семь дней, но чтобы продолжить обучение, нужно будет платить ₽3570 в месяц. Если вы не заходите продолжать занятия, то можете отменить пробное обучение в любой момент. Уроки можно проходить в своем темпе, но чем быстрее вы закончите курс, тем дешевле он будет.
Школа Московской биржи
Здесь вы найдете целый бесплатный курс для новичков — «Путь инвестора». Он поможет вам погрузиться в мир фондового рынка, узнать новые термины, научиться ставить инвестиционные цели, составлять инвестпортфель, строить стратегию и избегать общих ошибок. А также понять, что и как делать перед тем, как стать инвестором — посчитать доходы и расходы, покрыть кредиты и накопить подушку безопасности.
Курс разделен на четыре модуля, в каждом из которых от пяти до девяти уроков и тест:
«Главное о финансовом планировании и инвестировании»;
«Разбор инвестиционных продуктов»;
«Как совершать сделки и не допускать ошибок»;
«Как защитить свои права и уберечь капитал от мошенников».
Кроме того, в Школе Мосбиржи можно почитать статьи, записаться на вебинары или пройти видеокурсы. За часть вебинаров и видеокурсов нужно платить. Их цена варьируется от ₽600 до ₽7,2 тыс. Самый недорогой — вебинар «Первые шаги в инвестициях». Однако если вы не готовы отдавать за это деньги, то можете выбрать бесплатные занятия, которых тоже довольно много.
Школа инвестора от «ВТБ Капитал Инвестиции»
«ВТБ Капитал Инвестиции», как и Мосбиржа, тоже создал свою школу инвестора. В ней можно найти материалы для новичков, в которых вам объяснят, что такое облигации, акции, как на них заработать, а также расскажут об индивидуальном инвестиционном счете (ИИС) и других темах и дадут советы.
Кроме того, у брокера есть бесплатные курсы, в которых указано, сколько примерно времени вы на них потратите. Например, пройти курс «Как выгодно покупать валюту на бирже» можно за 20 минут, а на курс «Как начать инвестировать: 10 простых уроков для начинающих» потребуется около 195 минут — на каждый урок от 15 до 25 минут.
Помимо этого, есть игровой курс по стратегиям инвестирования с тестами и заданиями. Они ориентированы на тех, кто уже разбирается в фондовом рынке, но с их помощью тоже можно учиться и узнавать новое. В школе инвестора можно пройти отдельные тесты «С чего мне начать?», «Какой вы инвестор» и пользоваться различными калькуляторами, например по инфляции.
Семинары «Инвестиции без паники» от Мосбиржи
Это цикл из более 20 часовых видео, в которых эксперты рынка отвечают на вопросы. Он разделен на две части, одна из которых подойдет только опытным трейдерам. В роликах представители Мосбиржи, брокеров, финансовые консультанты и другие эксперты разбирают мифы об инвестициях, рассказывают, что такое финансовое планирование, где взять деньги для инвестиций, как ставить цели, что такое налоговый вычет и многое другое.
Кроме того, с помощью семинаров можно узнать, что такое фьючерсы, биржевые фонды, какие есть облигации и другие финансовые инструменты на бирже, как устроен валютный рынок и много другой полезной информации.
Книга «Фондовый рынок. Курс для начинающих»
Это одна из книг серии «Reuters для финансистов», в которой можно найти основные понятия фондового рынка, а также упражнения с правильными ответами. В цикле «Курс для начинающих» есть книги по валютному рынку, техническому анализу и по другим темам.
Книга написана за рубежом и переведена на русский язык, поэтому в ней в основном рассматриваются рынки США и Великобритании. В ней рассказывают, как работают фондовые рынки, какие есть ценные бумаги, как оценивать акции и так далее.
Хотя в аннотации к книге и говорится, что она написана доступным языком и в понятной форме, для абсолютных новичков она может быть сложновата. Так что сначала можно найти ознакомительный фрагмент, чтобы понять, подходит вам эта книга или нет.
Книга «Разумный инвестор» от Бенджамина Грэма
Бенджамин Грэм — финансовый аналитик и инвестор, которого называют «отцом стоимостного инвестирования». Эта стратегия подразумевает, что инвестор ищет недооцененные компании, которые в будущем могут вырасти.
Принципы стратегии стоимостного инвестирования раскрыты в книге Грэма «Разумный инвестор». Она впервые вышла в 1949 году, но актуальна до сих пор. В ней нет формул, но благодаря ей вы можете узнать, как отличить реальную стоимость компании от ее цены на рынке, а также разберетесь в основах фундаментального анализа и фондового рынка.
Раздел «Советы» от «РБК Инвестиций»
В нашем разделе «Советы» можно найти много полезных статей для новичков. С его помощью вы узнаете, что такое акции роста и стоимости, дивидендный гэп, сложный процент, технический анализ, как получить налоговый вычет по ИИС, посчитать реальную доходность облигаций и многое другое.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?
25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.
Это второе заседание этой комиссии Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), первое состоялось 14 декабря в Высшей школе экономики. Уже тогда был поставлен вопрос о так называемом «ядре» экономической теории. Какие дисциплины его составляют? В каком объеме их следует преподавать? Насколько преподавание должно быть математизировано? Теперь же представители трех вузов — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), ВШЭ и Финансового университета при Правительстве РФ — рассказали коллегам о своих концепциях образовательных программ для бакалавриата.
Больше практики
Об опыте Финансового университета рассказала заведующая кафедрой микроэкономики Наталия Думная. Особенность бакалавриата в этом вузе — наличие нескольких профилей в рамках направления «Экономика»: финансы и кредит, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент.
Наталия Думная начала выступление с того, что предложила разделить российское экономическое образование на два сегмента: подготовка специалистов-практиков и подготовка будущих исследователей, преподавателей. Первый предполагает большую долю прикладных дисциплин, второй — акцент на изучение формальных математизированных моделей. В Финансовом университете традиционно реализуется первый подход, что предполагает несколько меньшую долю теоретических дисциплин — микро- и макроэкономики. Каждую из них студенты изучают в течение одного года, причем по учебникам, написанным своими коллективами авторов.
В последнее время в связи с изменениями учебных планов курсы по микро- и макроэкономике стали занимать несколько меньший объем академических часов, чем раньше. Чтобы не сокращать объем информации, акцент был сделан на самостоятельную работу: студенты решают дома задания с дисков (электронных тренажеров) и показывают преподавателям.
Кроме того, Наталия Думная рассказала о реализации компетентностного подхода, предусмотренного стандартами третьего поколения при подготовке экономистов. Разработать контрольно-измерительные материалы для проверки компетенций сложно, определить, какая дисциплина отвечает за формирование той или иной компетенции — проблематично, но все же удается. Наталия Думная представила комиссии свой опыт работы по выявлению составляющих компетенций на примере требований к результатам освоения студентами основных понятий дисциплины «Микроэкономика».
Опыт выявления компетенций и их оценки вызвал большой интерес участников заседания, хотя Наталия Думная на вопрос о том, как все-таки измерить компетенции количественными способами, ответила, что «это составляет большую проблему».
Два пути бакалавра
Опыт ВШЭ на заседании комиссии представил декан факультета экономики Олег Замулин, рассказавший о двух программах подготовки бакалавров: классической и инновационной (совместно с Российской экономической школой).
ВШЭ как национальный исследовательский университет реализует собственный образовательный стандарт по направлению «Экономика», уделяя особое внимание в бакалавриате дисциплинам экономического «ядра» — их «вес» составляет 73 кредита из 240. В «ядро» входят такие учебные курсы, как «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений», «Статистика». Их изучение построено так, что каждая следующая дисциплина дополняет уже пройденную. Сначала студенты изучают «Основы экономики», где дается представление о предметной области экономической науки, ключевых проблемах и языке, затем «Микро-» и «Макроэкономику». После основных экономических курсов бакалавры приступают к изучению экономики России, где, как известно, многие экономические институты работают нестандартно, а после курса «Экономическая история» следует «История экономических учений».
Программа инновационного совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ предполагает максимум свободного выбора учебных курсов из широкого списка. Здесь тоже есть «ядро» — «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и еще несколько дисциплин, но они все составляют только 40 кредитов. Причем в рамках курса «Основ экономики» бакалавры читают много научно-популярной литературы, рассуждают на общие темы — так они должны понять язык экономики и получить общее представление о ее задачах. Некоторые дисциплины, в «обычном» бакалавриате ВШЭ входящие в число обязательных (например, «Институциональная экономика»), здесь предлагаются в качестве курсов по выбору. При этом студенты бакалавриата имеют возможность изучить большое количество дисциплин вплоть до биологии и существенно расширить свою эрудицию.
В заключение Олег Замулин отметил несколько опасностей, с которыми сейчас сталкивается российское экономическое образование. Это излишняя математизированность и склонность преподавателей либо уходить в слишком высокие абстракции, либо, напротив, «преподавать практику без теоретического скелета». Кроме того, серьезной проблемой для программ подготовки бакалавров является поиск разумного баланса между обязательными курсами и дисциплинами по выбору.
Разумная конфигурация
Концепция подготовки бакалавров, представленная заместителем декана экономического факультета МГУ Михаилом Палтом, предполагает четкое следование федеральному стандарту. От разработки собственного стандарта для бакалавров экономики в МГУ было решено отказаться, хотя университет имел на это право.
Один из основных принципов подготовки бакалавров в МГУ — «мягкая специализация», предполагающая большое количество курсов по выбору. Выстроив из них разумную конфигурацию с помощью тьютора, студент может к концу четырехлетнего обучения сформировать себе определенную специализацию в рамках направления «Экономика». Правда, заместитель декана экономического факультета МГУ тут же отметил, что не всем, к сожалению, удается правильно воспользоваться предоставленными возможностями и собрать из «деталей конструктора» четкую специализацию.
Образование на экономическом факультете МГУ отличает особый подход к выпускной квалификационной работе. Здесь ее пишут не один год, а два. С темой студенты определяются уже в начале третьего курса. Кроме того, практику на производстве при желании можно заменить научной работой. Еще одна особенность — небольшое количество учебных курсов единовременно: студенты МГУ изучают не более 6 дисциплин за семестр и сдают не более 8 экзаменов.
«Ядро» включает ограниченный набор учебных курсов. Это традиционные «Микро-» и «Макроэкономика», «История экономических учений», «Математическая статистика», «Теория переходной экономики» и ряд других. Стоит отметить, что курс «Основы экономики» на экономическом факультете МГУ читают одновременно с «Микро-» и «Макро-». Уровень «математизации» экономики студенты в некоторых случаях могут выбрать сами. Курс «Микроэкономика» читается двумя кафедрами — политической экономии и математических методов анализа экономики. Первая предлагает небольшое использование математического языка, вторая — серьезное изучение сложных математических моделей.
В завершение семинара состоялась дискуссия, на которой, в частности, был поставлен вопрос, стоит ли включать эконометрику в «ядро» экономической теории. Проректор ВШЭ Сергей Рощин отметил, что российский рынок труда отличается от американского и за пределами узкого исследовательского сегмента знания по эконометрике на нем не востребованы, так что вопрос об эконометрике как части «ядра» пока остается открытым.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Высшая школа экономики – это.
Факультет математики ВШЭ входит в Топ-100 в мире по качеству бакалаврского обучения и исследований
Студенты Международного института экономики и финансов ВШЭ показывают лучшие результаты на выпускных экзаменах среди всех участников внешней программы Лондонского университета
Электронная подписка на российскую и зарубежную научную периодику и базы данных
Современные общежития квартирного типа для иногородних студентов
Десятки студенческих организаций — от экстремальных видов спорта и исторического танца до дебатов на английском языке
ВШЭ — активный член российского университетского сообщества. Входит в Ассоциацию ведущих университетов России, Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Ассоциацию «Глобальные университеты».
Образование: больше, чем экономика
ВШЭ создавалась как экономический вуз, поэтому первые факультеты Вышки готовили, в основном, экономистов, менеджеров и социологов. Но современное социально-экономическое образование базируется на междисциплинарности. Не только образовательные, но и исследовательские открытия и прорывы происходят на пересечении различных дисциплин и наук. На взаимодействии экономических, инженерных и гуманитарных школ основаны модели таких всемирно известных университетов, как MIT и Caltech. По этому же пути пошла Вышка.
Юристы и философы появились в университете достаточно давно. Чуть позже ВШЭ открыла историческое направление подготовки. Студенты-историки получают широкое гуманитарное образование, которое позволяет им работать не только сугубо по специальности, но и в аналитических организациях, изучающих общественное развитие. В 2014 году в ВШЭ начинают преподавать еще и историю искусств. А востоковедов из Вышки (университет готовит китаистов, японистов, арабистов и корееведов) можно одновременно считать и историками, и культурологами, и философами, и политологами.
После присоединения к ВШЭ Московского института электроники и математики в Вышку стали поступать будущие специалисты по электронной технике, телекоммуникациям, компьютерной безопасности и космическим технологиям. При участии компании «Яндекс» в университете открыт факультет компьютерных наук. Его студенты изучают программную инженерию, анализ данных и проблемы искусственного интеллекта, а также решают принципиально новые исследовательские задачи — в области big data и информационного поиска.
На стыке математики и гуманитарной науки создано направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Вместе с тем в университете преподают и классическую филологию. Знания компьютерных технологий пригодятся будущим журналистам — в Вышке их обучат всем тонкостям производства и функционирования цифровых медиа. А весь учебный процесс у графических, интерьерных, веб- и других дизайнеров Вышки «завязан» на проектной деятельности под руководством «звезд» российской дизайнерской индустрии.
Своего рода пространственным «дизайном» занимается Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ. Пока что это единственный научно-исследовательский и образовательный центр в России, который готовит специалистов в области пространственного развития городов и регионов, а также проводит фундаментальные и прикладные городские исследования.
Факультеты
До 2014 года в ВШЭ было порядка 40 факультетов и отделений. Весной 2014 года начаты структурные реформы: в университете созданы «большие» факультеты («мегафакультеты»). Это аналоги институтов (высших школ), из которых состоят многие университеты мира, а в последнее время — и часть российских университетов.
Фактически речь идет не об укрупнении действующих факультетов и отделений (на их базе созданы департаменты), а об объединении их в предметные кластеры. В состав «мегафакультетов» вошли департаменты, их разновидности — школы, а также профильные научно-исследовательские центры и подразделения дополнительного образования.
«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, управляют образовательными программами.
Новая структура университета стала частью дорожной карты повышения международной конкурентоспособности ВШЭ.
«Большие» факультеты ВШЭ
Бакалавриат
Магистратура
(Данные актуальны на период приёмной кампании 2021)
Обучение за рубежом и двойные дипломы
Высшая школа экономики тесно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами, бизнес-школами и исследовательскими центрами. Сейчас у НИУ ВШЭ более 422 зарубежных партнера из 65 стран мира и более 770 действующих международных соглашений (из них около 400 соглашений об обмене студентами, в том числе на уровне факультетов).
Программы двух дипломов
В НИУ ВШЭ действует 64 образовательных программ двух дипломов на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В частности, одним из ключевых партнеров НИУ ВШЭ является Лондонский университет: с 1997 года Высшая школа экономики совместно с Лондонской школой экономики и политических наук (подразделение Лондонского университета) реализуют в Международном институте экономики и финансов (МИЭФ) программы, одобренные британским партнером, с получением диплома НИУ ВШЭ и диплома Лондонского университета. Также в сотрудничестве с Лондонским университетом действуют бакалаврские программы двух дипломов по международным отношениям, по прикладному анализу данных, по правовой системе Англии и по цифровым инновациям в управлении предприятием.
Аспирантура
Высшая школа экономики первой из российских университетов перешла к системе аспирантских школ по отдельным отраслям науки, которые должны задать общие внутри каждой школы стандарты исследований и подготовки диссертаций. Другая задача аспирантских школ — формирование горизонтальных связей между аспирантами, привычки к обмену мнениями и идеями.
В ВШЭ созданы 20 аспирантских школ:
Не секрет, что многие российские аспиранты поступают в аспирантуру «для галочки» — в условиях полной занятости по основному месту работы времени на исследования у них не остается. Аспиранты ВШЭ занимаются наукой всерьез. Будущим исследователям университет предлагает стипендиальную программу академической аспирантуры, или «аспирантуры полного дня». Поступившие на нее аспиранты должны полностью сосредоточиться на научной работе. Им выплачивается ежемесячная стипендия в 30 тысяч рублей и предоставляется возможность трудоустроиться (а значит, получать дополнительный заработок) в одно из научных подразделений ВШЭ.
Особенности программы академической аспирантуры:
В 2020 году в Высшей школе экономики появился новый формат поддержки студентов, выбравших исследовательскую карьеру, – единый трек обучения «магистратура – аспирантура». Это поддержка молодых коллег, которые уже по окончании бакалавриата видят себя в качестве исследователей. Для тех, кто выбирает единый трек, индивидуальный учебный план в магистратуре координируется и корректируется соответствующей аспирантской школой, исходя из темы и задач их исследований. Научный руководитель магистерской диссертации является потенциальным руководителем диссертации кандидатской. При этом студенты проходят все обязательные базовые элементы магистерской подготовки.
Дополнительное и бизнес-образование
Более 20 лет в Высшей школе экономики успешно реализуются образовательные программы для взрослых, позволяющие повысить квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в области менеджмента, финансов, управления персоналом, бухгалтерского учета и т.д., подготовиться к сдаче сертификационных и аттестационных экзаменов. Образовательные программы разрабатываются на основе лучших отечественных и зарубежных практик, с учетом потребностей рынка и требований профессиональных стандартов. К работе со слушателями привлекаются как преподаватели НИУ ВШЭ, так и российские и зарубежные специалисты, имеющие большой опыт практической деятельности, топ-менеджеры успешных компаний, эксперты-практики, бизнес-консультанты, представители органов исполнительной власти.
Обучение проводится на русском и иностранных языках.
На сегодняшний день НИУ ВШЭ предлагает следующие программы:
Высшая школа экономики имеет значительный опыт в реализации программ для корпоративных заказчиков.
* Программы МВА НИУ ВШЭ имеют профессионально-общественную аккредитацию Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования (НАСДОБР).
Студенческая жизнь
Вышка – это более 100 студенческих организаций, тысячи мероприятий и свое студенческое самоуправление. Студенческая жизнь университета практически не поддается описанию: слишком динамичная, разнообразная и для каждого своя. Единственный способ ее познать – стать ее частью.
В Вышке студенты ставят профессиональные спектакли в театрах, играют в оркестре, поют в хоре и учатся продюсировать крупные мероприятия. Они развивают «зеленое мышление» и занимаются благотворительностью. Сражаются на дебатах и научных боях. Вместе путешествуют и занимаются спортом, а также каждый год проводят настоящие выборы. Сами студенты и выбирают лучшие студенческие проекты года на ежегодной премии «Чугунное яйцо».
Некоторые организации по меркам Вышки уже долгожители: так, с далекого 1998 большинство крупнейших мероприятий в Университете организует «Ингруп СТС» и передает корпоративные традиции следующим поколениям студентов. Но Вышка всегда открыта для новых идей, поэтому в университете постоянно появляются новые проекты и организации. Все это создают сами студенты для студентов, университета, города, а ВШЭ помогает воплощать их идеи в жизнь.
Выпускники
Диплом Высшей школы экономики — это гарантия востребованности выпускника на рынке труда, обеспечивает быстрый и успешный карьерный рост в ведущих российских и зарубежных компаниях.
Ассоциация выпускников ВШЭ объединяет всех, кто когда-либо учился в Высшей школе экономики, хранит традиции университета и поддерживает связь с бывшими однокурсниками. Выпускники Вышки участвуют в семинарах и конференциях ВШЭ, сохраняют право бесплатного доступа к ресурсам библиотеки ВШЭ, проводят собственные мероприятия, набирают в свои компании стажеров и новых сотрудников из числа студентов ВШЭ, а также получают скидку на университетские программы дополнительного профессионального образования. Кроме того, Ассоциация организует церемонию вручения премии HSE Alumni Awards.
Вышка — школьникам
Вышка работает с учениками российских школ на нескольких уровнях.
В Лицее ВШЭ, открытом в Москве, занятия ведут преподаватели университета. Учебная программа специализирована. В зависимости от предпочтений лицеиста ему будет предложено обучение по одному из десяти направлений: «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Гуманитарные науки», «Дизайн», «Востоковедение», «Информатика, инженерия и математика», «Юриспруденция» и «Психология и социальные науки», «Естественные науки», «Математика». Лицеисты имеют возможность пользоваться ресурсами Вышки, в том числе библиотекой ВШЭ, посещать в университете открытые лекции, мастер-классы и студенческие мероприятия. В 2020/21 уч. году в Лицее — 1986 учащихся. Обучение в Лицее бесплатное, оно финансируется Департаментом образования Москвы. Все выпускники получают государственный аттестат о среднем общем образовании.
На факультете довузовской подготовки ВШЭ по программам от 7 до 11 класса занимаются больше 2500 человек. Здесь абитуриенты проходят «нулевой», начальный курс обучения в вузе и могут подготовиться к вступительным испытаниям. Слушателям факультета предлагаются на выбор различные образовательные траектории.
В Москве и регионах в году работают более партнерских школ. В них ученики 10-11 классов, готовясь к поступлению в вуз, занимаются по учебным программам и курсам, разработанным специалистами Вышки.
Интернет-школа ВШЭ существует с 2002 года. Ее слушатели проходят краткое, но содержательное обучение по предметам социально-экономического профиля, математике, истории, биологии, русскому и английскому языкам.
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» является одним из главных каналов поступления в НИУ ВШЭ. Она проводится по профилям, которые дают победителям и призерам льготы при поступлении в вуз. Стать студентом Вышки можно и по результатам других школьных олимпиад, входящих в перечень, ежегодно утверждаемый Министерством науки РФ.
Исследования и публикации
В НИУ ВШЭ работают более 100 исследовательских институтов и центров и 50 международных лабораторий, возглавляемых ведущими зарубежными учеными.
Статистические сборники НИУ ВШЭ, в которых отражены результаты обследований и мониторингов экономической ситуации, предпринимательской активности, состояния образования, развития гражданского общества в России, размещены на портале Вышки в открытом доступе. Единый архив экономических и социологических данных включает около 900 социологических исследований и более 100 статистических материалов, отражающих основные показатели российской экономики. Этот проект НИУ ВШЭ хорошо известен в международном архивном сообществе, доступ к нему открыт для всех желающих.
Экспертная деятельность
НИУ ВШЭ является ведущим экспертно-аналитическим центром Президента и Правительства Российской Федерации, содействуя разработке законопроектов, государственных программ и стратегий как на федеральном, так и на региональном уровне, а также осуществляя информационно-аналитическую и экспертную поддержку деятельности Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации и решений федеральных органов исполнительной власти.
Эксперты НИУ ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при Президенте и Правительстве Российской Федерации (Президиум Экономического совета при Президенте, Рабочая группа по мониторингу «майских» указов Президента, Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства, Экспертный совет при Правительстве), Общественных советов, комиссий и коллегий в федеральных органах исполнительной власти.
Университет на регулярной основе готовит экспертно-аналитические доклады и экспертные позиции по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития и др., отражающие результаты самых последних исследований и экспертных наработок.
Помимо прикладных и фундаментальных исследований НИУ ВШЭ реализует мониторинговые исследования по основным направлениям развития экономики и социальной сферы: образование, здравоохранение, наука и инновации, сектор интеллектуальных услуг, предприятия реального сектора экономики, гражданского общества, поведение домохозяйств.
Система мониторинговых исследований НИУ ВШЭ служит основой для подготовкидолгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и отдельных регионов Российской Федерации, выработки стратегий для инновационного развития экономики и ее секторов (энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), модернизации образования, науки, здравоохранения, совершенствования инструментов отраслевой политики и др., а также основой для различных исследований, проводимых университетом.
Крупным направлением исследований НИУ ВШЭ является долгосрочное прогнозирование развития науки, технологий и инноваций на основе методов форсайта. Результаты этих исследований легли в основу стратегических и прогнозных документов для ряда секторов экономики и социальной сферы, крупных компаний.
НИУ ВШЭ в мировом академическом пространстве
Высшая школа экономики стала первым государственным университетом в России, отбирающим кадры на международном академическом рынке труда. Сегодня в Вышке работают более 100 зарубежных преподавателей из 25 стран.
В НИУ ВШЭ регулярно проходят академические дискуссии с участием международных экспертов. Наиболее заметным академическим событием является ежегодная Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В ней, помимо исследователей из России и из-за рубежа, традиционно участвуют руководители Правительства РФ и Администрации Президента России, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, главы крупнейших российских и иностранных компаний.
Высшая школа экономики участвует в ряде международных проектов в сфере научно-технического сотрудничества (IncoNet EECA, ERA.Net RUS, BILAT-RUS, INCONTACT) и является партнером таких организаций, как ОЭСР, G20, БРИКС, ЮНЕСКО, ЮНИДО и других.
В 2012 году заведующей одной из кафедр ВШЭ впервые стал иностранный профессор — почетный сотрудник St. Antony College Оксфордского университета Кэрол Скотт Леонард
Нобелевский лауреат Эрик Маскин возглавляет Международный Экспертный совет, состоящий из девяти крупнейших зарубежных специалистов в сферах экономики и образования, который наблюдает за реализацией стратегии развития ВШЭ
Инновации и бизнес
НИУ ВШЭ не только исследует инновации, но и создает многоуровневую инфраструктуру для их развития:
Бизнес-инкубаторы открыты в московском и пермском кампусах ВШЭ, при нижегородской Вышке действует Центр предпринимательства. Они обучают резидентов эффективным методам построения бизнеса, обеспечивают экспертную поддержку их проектов, помогают привлекать инвестиции для стартапов.
Инновационный центр ВШЭ занимается коммерциализацией интеллектуальных разработок сотрудников университета и формирует пояс «дочерних» инновационных компаний Вышки, помогает привлекать к этим проектам внешних инвесторов и партнеров.
Фонд поддержки инновационного предпринимательства ВШЭ
Venture Kitchen, совместный проект Инновационного центра ВШЭ, портала RusBase и Российской венчурной компании, стала новой интернет-площадкой для венчурных инвесторов. Она включает возможность поиска по базе перспективных проектов и стартапов, получения информации о маркетинговых исследованиях и венчурных образовательных программах и другие опции.
Университет, открытый городу
Университет — это не просто образовательный и научный кампус, это источник новых, ярких идей и проектов, формирующих социальное и культурное пространство города. Вышка в стенах университета проводит множество интересных мероприятий, открытых для всех желающих, и создает в городе новые площадки для общения, дискуссий и просто веселых праздников.
В 2020 году пандемия внесла коррективы в привычный уклад жизни, поэтому и многие наши проекты перешли в онлайн-формат. Но мы надеемся, что позже сможем пригласить всех желающих на наши мероприятия в офлайн-формате.
Вышка приглашает к себе
Вышка выходит в город
Университет в медиапространстве
Новостные ресурсы
Экспертно-аналитические ресурсы
Книжные и библиотечные ресурсы
НИУ ВШЭ выпускает в бумажном и электронном виде более 20 научных журналов, многие из которых входят в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК. Некоторые журналы ВШЭ начинают выходить на английском языке и индексируются в международных базах цитирования Web of Science и Scopus.
Библиотека НИУ ВШЭ считается одной из лучших российских вузовских библиотек — в ней собрано более 700 тыс. печатных изданий, в том числе монографии и учебники по профилю факультетов ВШЭ, редкие книги. У библиотеки одна из самых обширных в России коллекций электронных ресурсов. Среди них — базы данных зарубежной и российской периодики, научного цитирования ISI Web of Knowledge и Scopus; издания и статистические ресурсы Всемирного банка, OECD и МВФ; отечественные и зарубежные словари и энциклопедии. В электронном доступе более 170 тысяч книг самой разной тематики: от экономики и финансов до психологии и философии, от переизданий классики до новейших исследований. Около 80% электронных книг на английском языке, 20% — на русском. Студенты и сотрудники Вышки могут подписаться на архивы ведущих мировых научных журналов — с конца XIX века до свежих номеров, а также магистерских и докторских диссертаций, защищенных в Европе и Северной Америке за последние 20–30 лет.
Издательский дом ВШЭ, основанный в 2000 году, стал одним из крупнейших университетских издательств в России. Cпециализируется на выпуске научной, учебной и справочной литературы как российских авторов, прежде всего преподавателей и научных сотрудников Школы, так и зарубежных. В серии «Учебники Высшей школы экономики» издано более 50 книг общим тиражом свыше 170 тысяч экземпляров. В 2014 году авторы учебников ВШЭ стали победителями конкурса «Выбор вузов России». Еще один масштабный проект ИД — издание серийных монографий ведущих исследователей по социально-экономическим наукам. Многие из опубликованных работ — лауреаты главных российских книжных конкурсов, в том числе «Лучшие книги года», «Университетская книга». C 2009 года в рамках пяти серий: «Экономическая теория», «Социальная теория», «Политическая теория», «Теория и практика образования», «Исследования культуры» вышло около 70 книг и еще 20 готовятся к изданию. Круг тем весьма разнообразен и интересен не только специалистам: от исследования общественной жизни России XIX–XX вв. до анализа феномена русского авангарда и осмысления популярности массового кинематографа.
Традиции
Ворона
Ворона уже много лет считается символом Высшей школы экономики. Ее придумала художник Анна Аренштейн, в 1996 году иллюстрировавшая новый информационный буклет о Вышке. Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она также стала символом ежегодных наград университета. Узнать больше…
Золотая Вышка
Церемония вручения главной университетской премии проходит с 2001 года. Количество и название номинаций за это время менялись, но приз неизменно вручается лучшему преподавателю, лучшему исследователю, лучшим выпускникам и людям, внесшим наиболее значительный вклад в развитие университета. Лауреаты премии определяются по результатам голосования и получают статуэтку золотой вороны.
Чугунное яйцо
В 2004 году свою ежегодную премию учредили студенты Вышки. Вот так был дан ответ на извечный вопрос: что было раньше — птица или яйцо? «Чугунным яйцом» отмечаются лучшие студенческие проекты и достижения в разных направлениях — от спорта до благотворительности.
День Вышки
Приуроченный к 20-летию Вышки в 2012 году этот праздник впервые объединил и День первокурсника, и встречу выпускников, и дни открытых дверей различных факультетов ВШЭ. А поскольку все мероприятие проводилось на открытом воздухе в Парке Горького, День Вышки стал по-настоящему городским праздником, открытым для всех.
Выпускной
Самая молодая из традиций Вышки, выпускников которой становится все больше и больше. Чтобы собрать вместе всех выпускников 2013 года, понадобилась одна из самых больших площадок в Москве — «Лужники».
Благотворительность
Благотворительная деятельность и волонтерское движение объединяет студентов, выпускников и сотрудников Высшей школы экономики. Многие проекты начинались как небольшие студенческие инициативы, а теперь охватывают десятки участников в Вышке и за ее пределами.
Автономная некоммерческая организация «Больничные клоуны» первая и пока единственная в России профессиональная организация, которая помогает реабилитировать детей необычными терапевтическими методами — клоунадой, играми, художественными представлениями и просто смехом. Она была основана выпускником факультета права НИУ ВШЭ Константином Седовым. «Больничные клоуны» работают в больницах пяти регионов России, организовали Школу клоунов и проводят международные семинары для волонтеров.
Благотворительный фонд «Мозаика счастья» создан выпускницей факультета менеджмента ВШЭ Анной Пучковой. Фонд поддерживает детские дома, помогает больным детям и реализует сразу несколько программ: «Дети и ВИЧ» (программа работает в Москве и Татарстане), «Эксперты благотворительности» (консультационная поддержка представителей НКО и обучение волонтеров), «Нужна помощь.ру» (благотворительный медиа-проект с участием более 70 журналистов ведущих федеральных СМИ), «Ради главного» (организация встреч с известными творческими людьми, заинтересованными в благотворительных проектах).
Благотворительную организацию ICEF Outreach создали студенты МИЭФ ВШЭ. Сейчас в ее деятельности принимают участие более 70 волонтеров со всех факультетов Вышки. Ребята помогают четырем детским домам в Тверской, Рязанской, Ярославской и Московской областях. Деньги на поездки и материальную помощь они получают благодаря благотворительным продажам выпечки (Bake Sale). Ребята также устраивают благотворительные вечера в Вышке, на которых выступают профессиональные артисты, талантливые студенты и известные люди, активно занимающиеся благотворительностью.
В Вышке работает Волонтерский центр — это команда неравнодушных и активных студентов (а порой, выпускников и сотрудников). Он помогает качественно проводить крупные мероприятия университета: День Вышки, Общеуниверситетский День открытых дверей, Международная Апрельская конференция и много других проектов.
Весной 2020 Волонтерский центр стал главным онлайн-помощником Вышки. Он помог Цифровому блоку Вышки справиться с наплывом вопросов от сотрудников университета, которые перешли на дистанционную работу, подопечным совместного проекта Вышки и «Московского долголетия» продолжить изучать иностранные языки, а школьникам Распределенного лицея и участникам проекта «Академия школьников» разобраться в школьным предметах.