Полезные навыки: чему научат в детской художественной школе.
Что может дать любящий родитель своему ребенку? Понимание, поддержку и… увлекательные занятия, которые проводит детская художественная школа. Ведь рисование не только является любимым занятием для школьников и дошкольников, но и развивает их умственные способности, позволяет реализоваться в творчестве и просто делает жизнь красочней и интереснее.
Художественные школы Москвы для детей ведут обучение по специальной программе, которая позволяет глубоко понять область искусства, а также в кратчайшие сроки получить высокий результат.
Какие навыки даст детская художественная школа?
Программа художественной школы для детей обязательно включает освоение законов и приемов композиции, передачу двух- и трехмерного пространства, изучение выразительных средств – цвета, линии, контраста. Шаг за шагом ребёнок осваивает незнакомый ему художественный прием, учится последовательно работать над рисунком, осознает понятие объема и штриховки.
Хорошая художественная школа для детей ценит и развивает в своих учениках естественный интерес к окружающему миру. И на детских занятиях не ограничивается зарисовкой кубов или конусов. Под руководством опытного преподавателя дети будут рисовать пейзажи, животных, растения, птиц, натюрморты, портреты. Научатся работать с разными видами материалов – от гуаши до пастели.
В чем еще польза для ребенка?
Через изобразительное искусство детская душа выражает чувства и переживания, которые в противном случае, остались бы невысказанными. Психологи даже избавляют детей от страхов при помощи рисования. Профессиональная московская детская школа даст ребенку уверенность в своих силах – а это дополнительная причина ходить на занятия в области изобразительного искусства.
Стоит отдать ребенка в художественную школу в городе Москве, даже если у него нет явных способностей. Все дети одарены от природы, а художественный класс помогает раскрыть таланты, дремлющие в ребёнке. Многие родители отдают своих детей в такие школы, поскольку рисование учит:
Как правило, таких навыков не дает даже высшее учебное заведение.
Отдать школьника в детские художественные школы Москвы лучше ближе к осени, после летних каникул. Рисование поможет ребёнку снять напряжение и расслабиться после занятий. Художественный курс позитивно скажется на настроении и самочувствии школьника, поможет освежить мозг перед умственными нагрузками.
Родители, которые отдают своего ребенка на занятия в области изобразительного искусства, знают, что это окажет позитивное влияние на работу его мозга, особенно на активность правого полушария. Освоение техники рисования по специально разработанной программе и мелкая моторика создадут новые нейронные связи. Подростков художественный класс избавит от негативных эмоций и научит самовыражаться в творческом процессе.
Как устроена художественная школа для взрослых
В детстве вы рисовали на стенах и хотели стать великим художником, но мечты о художественной школе так и остались неосуществлёнными? В Кемеровской художественной школе №19 можно научиться рисовать, даже если вы уже вышли на пенсию. Сибдепо узнал, сложно ли стать художником и что для этого нужно.
Кто учится
В холле художественной школы №19 развешаны самые невероятные картины. Многие из них нарисованы в стенах этой школы, и гости наглядно видят, что могут ученики. В художественной школе учатся, как правило, дети. Но в ДХШ № 19 есть вечернее отделение для взрослых.
Детей здесь учат рисовать с 6 лет. Им преподают рисунок, живопись, композицию, историю искусств, компьютерную графику, керамику.
«Дети с 6 до 10 лет учатся на платной основе в подготовительных классах, — рассказала Сибдепо директор школы Галина Нестерова. — В 11 лет у них есть возможность поступить в первый класс, уже на конкурсной основе. Ежегодно на место претендуют 2-3 человека, как в хорошем вузе. В основной школе обучение длится 5 лет. 6 год – класс профориентации для тех, кто планирует поступать в художественный колледж или институт».
Учеником вечернего отделения может стать любой человек старше 15 лет. Сдавать экзамены не придётся. Всё, что нужно сделать – до конца лета прийти в школу и записаться. В конце августа для новеньких пройдёт организационное собрание, на котором расскажут, какие материалы и инструменты следует приобрести для успешного обучения.
«Идеальный ученик – тот, который ничего не умеет, — считает директор школы. – Всегда проще научить того, кто совсем не умеет рисовать. Если дома вы уже пытались рисовать или срисовывать, то переучить будет сложнее. Хотя взрослым, в отличие от детей, легче понять основные принципы конструктивного и композиционного построения в рисунке. Ведь их, как любого начинающего ученика художественной школы, изобразительному искусству начинают учить с азов».
Занятия в художественной школе, как и в обычной школе, начинаются с 1 сентября. Вспомнить все прелести учёбы поможет и система оценок: на каждом занятии преподаватель ставит от 1 до 5 баллов. Но не стоит переживать, двоечником здесь стать просто невозможно: преподаватели подробно все объясняют и помогают справиться с любыми трудностями. Поэтому основные оценки у учеников, конечно же, 4 и 5.
«Взрослым мы преподаём рисунок, живопись и композицию, — пояснила Галина Нестерова. – Занятия проходят три раза в неделю в течение двух лет. У них задача быстро научиться рисовать, поэтому этих занятий обычно достаточно».
За два года взрослым объясняют в сжатом виде то, что дети изучают в течение четырех лет. И уже в течение первого года обучения взрослые ученики могут воплотить в жизнь почти любую художественную фантазию.
«В детстве я мечтала рисовать, но не так и не научилась, — рассказала Сибдепо ученица школы Татьяна Шевцова. – Поэтому пришла сюда, чтобы воплотить детские мечты. Я не стремлюсь стать великим художником. Занятия для меня – своеобразный отдых после работы».
Очень часто в школу приходят целыми семьями. Так получилось у Алёны Сыркашевой. В начале в «художку» начали ходить её дети, а потом женщина поняла, что ей не хватает творчества.
«Меня привело сюда увлечение детей, — поделилась женщина. – Рисование стало нашим общим интересом, очень сблизило. Теперь все вместе дома рисуем, а потом дарим свои рисунки родителям. Это ведь так приятно!».
Кто преподаёт
Приходя в художественную школу, вы можете быть уверены, что абсолютно точно научитесь рисовать. Причём не детские картинки, а полноценные натюрморты, портреты и многое другое.
Бывает и так, что выпускники вечернего отделения сами становятся преподавателями. Например, так получилось у Надежды Тиуновой. В 42 года женщина поняла, что ей чего-то не хватает, и решила изменить свою жизнь. Она прошла двухгодичное обучение, после чего поступила в художественное училище на дневное отделение. И после выпуска вернулась в школу уже в качестве преподавателя.
«У меня самыми старшими учениками была семейная пара 60 лет, — рассказала Сибдепо преподаватель Надежда Тиунова. – С одной стороны, взрослых учить проще, потому что они понимают, зачем им это нужно. Но с другой — их сложнее сподвигнуть на творчество».
Сколько стоит
Исполнить мечту и стать художником на самом деле не так дорого, как кажется на первый взгляд. 12 занятий в месяц стоят 2 000 рублей. Только отдельно придётся приобрести собственные материалы – кисти, краски и т.д. Хороший набор акварельных красок стоит около 1 000 рублей, а набор из 5 кистей – около 2 000 рублей. При правильном обращении они могут прослужить достаточно долго.
Существенный плюс: можно будет сэкономить на подарках друзьям. Ведь, как известно, лучший подарок – изготовленный своими руками.
Нужно ли отдавать ребенка в художественную школу?
В садике вашу девочку хвалили воспитатели, ее рисунки всегда были лучшими в группе.
А теперь и в школе по ИЗО всегда пятерки, вы даже записали дочурку в арт-студию, преподаватель которой опять выделяет ее работы среди других и советует поступать в художественную школу.
Но оказывается в эту школу не так-то просто поступить. В учреждениях, прославившихся своими талантливыми и высококвалифицированными педагогами, достижениями учащихся, регулярно побеждающих на всевозможных выставках, серьезный конкурс из желающих здесь учиться. Чтобы поступить в известную художественную школу, нужно подготовить портфолио творческих работ, которые будут оцениваться опытными преподавателями. И надо сказать, что требования к рисункам поступающих ребят не по-детски строги, родители утверждают, что без подготовительных курсов поступить практически невозможно. Преподаватели оценивают работы, пользуясь пятибалльной системой, при этом, проходной балл обычно не ниже 3,5. Хотя в разных учреждениях и в разные годы этот показатель может меняться.
В каждую художественную школу ежегодно подают заявления от 60 до 300 человек, но в итоге поступают на бюджетное отделение только 25% от общего числа абитуриентов. Остальные дети записываются на подготовительные курсы, где обучение ведется исключительно на платной основе и стоит 6 000 рублей в месяц. Известно, что учебная программа в группах с оплатой обучения несколько сокращена; ребята, обучающиеся на платной основе, изучают меньше предметов. В бюджетных группах, как правило, занимаются по 10 человек, а на платном отделении – около 15 учеников. Как видите, не так много внимания один преподаватель может уделить каждому учащемуся индивидуально.
Однако ежегодно происходит небольшой отсев. Кто-то из детей разочаровался в занятиях искусством, кто-то потерял интерес конкретно к данному учреждению или определенному педагогу, у кого-то появилось другое увлечение, которое требует много времени. У каждого ребенка свои причины, почему он перестает получать удовольствие от художественного творчества.
Серьезной проблемой называют родители тот факт, что у детей, занимающихся искусством в художественных школах, большая нагрузка, все их время расписано по минутам. Ребята сильно устают и не имеют возможности заниматься в каких-либо дополнительных кружках или секциях. Занятия в художке продолжаются до восьми часов вечера даже в субботу. А после окончания художественной школы ребятам нужно еще получать специальное образование, чтобы приобрести профессию востребованную на рынке труда.
Как видим, везде есть свои сложности и нюансы, однако, если ребенку так нравится рисовать, можно попытаться поступить в художественную школу. Ничего страшного не произойдет, если ваша дочка или сын не пройдет по конкурсу. Подготовьте только ребенка морально, чтобы он не относился к процедуре поступления как единственному шансу всей своей жизни. Здесь не получится – значит получится где-то в другом месте. Одна мама поделилась историей своей дочурки, и это был как раз неудачный опыт. Ее одаренная, талантливая девочка весьма успешно занималась в ИЗО студии, участвовала в различных выставках, преподаватель ее хвалила, ставила всем в пример, а маме советовала записать ее в художественную школу. Но попытка поступления не увенчалась успехом, девочку не приняли, и она очень сильно переживала свою неудачу, даже перестала рисовать, что раньше так любила. Через некоторое время печаль утихла, занятия творчеством возобновились, ребенок стал ходить на индивидуальные уроки к профессиональному художнику, что дало качественный скачок в ее развитии.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
Повысив свой уровень рисования, девочка смогла поступить в известный лицей, специализирующийся на изучении искусства, однако в последний момент передумала и отказалась там учиться. И сейчас рисует только на своем любительском уровне.
Когда они первый раз поступали на подготовительное платное отделение в художественную школу, на 30 мест было подано 60 заявлений, девочка не прошла по конкурсу. Для родителей и их детей такой конкурс на платное подготовительное отделение оказался полной неожиданностью. Многие вспоминали свою учебу в школах искусств, когда не было такого ажиотажа вокруг художественного или музыкального дополнительного образования.
После отсева школы организуют «донаборы» в группы, где освобождаются места, но не всем родителям об этом известно. И мама этой девочки тоже не сумела воспользоваться такой возможностью и устроить ребенка в подготовительную группу. Сначала поступила информация, что возьмут всех желающих, так как в этом году освобождается много преподавателей. А потом стало известно, что в данной школе сокращают набор в три раза. Таким образом, не удалось поступить даже на подготовительные курсы.
В чем же причина такого ажиотажа вокруг художественных школ?
Во-первых, рисовать – это прекрасный вид хобби, занятия изобразительным искусством полезны для детской психики, так как дают возможность самовыражения и развивают фантазию. Во-вторых, многие рассматривают для своих детей возможность дальнейшего профессионального художественного образования. Сегодня на рынке труда весьма востребованы такие специальности, как художник-оформитель, дизайнер, иллюстратор и прочие. Выпускники художественных школ поступают в колледжи, училища, вузы, специализирующиеся на изобразительном искусстве. Но не стоит слишком огорчаться из-за того, что не удалось поступить в художественную школу. Все предметы, которые дети там изучают, можно осваивать в Центре художественной подготовки, после которого точно так же можно поступать в училища и вузы со специализацией изобразительное искусство. А для кого-то образовательные программы Центра даже предпочтительнее потому, что здесь проводится обучение по направлению дизайн, которого нет в школах искусств. А это очень востребованная на сегодняшний день специальность.
К примеру, как происходит трудоустройство выпускников художественного училища имени Рериха?
Соответственно можно сделать вывод, что дизайн – это очень востребованное направление, а в художественных школах такого предмета нет в программе. Чем еще отличается Центр художественной подготовки и дизайна от обычной художественной школы?
Согласно распоряжениям Министерства культуры, в детских школах искусств или художественных школах (ДШИ либо ДХШ) проводится предпрофессиональная академическая подготовка. Учебный процесс фактически подчинен госзаказу, который не учитывает актуальные потребности рынка труда и постоянно меняющиеся экономические условия.
Образовательные программы и действующая в Центре прогрессивная система аттестации направлены, по рекомендации Министерства труда, на изучение именно тех компетенций, которые содержатся в актуальных профессиональных стандартах. Данные профстандарты формируются не в Министерстве образования, а в отраслевых ассоциациях работодателей потому, что только им точно известно, какие знания и навыки они ждут от своих будущих сотрудников. Родители отмечают самое важное преимущество Центра по сравнению с художественными школами – это большая степень психологической свободы для детского творчества. Ученики обычных художественных школ чувствуют себя достаточно скованно при выборе творческих заданий. У них нет возможности выйти за пределы установленных правил и рамок. При этом, свободные художники, может быть, и менее профессиональны, однако их работы получаются не стандартными, раскованными, интересными и яркими. Таланту ничто не мешает развиваться в своей собственной манере, тематике сюжетов, в своем темпе.
Так же, как в художественных школах, образовательные программы Центра составлены с учетом требований ФГОС, на наших занятиях учащиеся осваивают те же предметы.
Можно коротко рассмотреть задачи учебных предметов, изучаемых в школах искусств. Рисунок. Этот раздел представляет собой теоретические и практические задания, которые способствуют пониманию закономерностей построения различных форм, ученики получают навыки графического изображения. Основная часть обучения – рисование с натуры. Учащиеся приобретают такие важные качества, как «цельное видение», «твердость руки». Кроме длительных рисунков выполняются быстрые наброски, развивающие наблюдательность, зрительную память, понимание пропорций. История изобразительного искусства. Дети изучают, как развивалось искусство, начиная с пещерной живописи, переходя к античности, византийскому искусству, эпохе Ренессанса и так далее вплоть до современного изобразительного искусства.
Живопись. Ребята учатся поэтапно осваивать задачи, поставленные учебной программой. Композиционное решение листа, верное построение геометрических форм, точная передача цветовой гаммы, световоздушной среды.
Станковая композиция – один из самых важных предметов, который учит детей понимать принципы строения художественного произведения. Ребята учатся изображать на бумаге двух- и трехмерное пространство; изучают основные законы композиции, ее выразительные средства – силуэт, контраст, цвет, линия, тональная пластика, ритм.
Композиция прикладная. Предмет знакомит детей с такими понятиями, как «художественные промыслы», «декоративно-прикладное искусство». Пленэр. Эти уроки формируют у детей навык восприятия натуры в естественной среде, а также умение передавать настроение с помощью колористического решения пейзажа, применяя навыки, сформированные на занятиях рисунком, живописью, композицией. Скульптура (лепка). Дети знакомятся с пластическими материалами и оборудованием; учатся передавать массу предметов, их пропорции, объем, характерные особенности. Учащиеся работают по памяти и с натуры, осваивают различные приемы лепки, отрабатывают навыки пластического и конструктивного методов лепки. Все эти предметы также изучаются и в Центре художественной подготовки и дизайна.
Изучаемые образовательные программы разработаны с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся, уровня их начальных знаний и соответствуют лицензионным требованиям Рособрнадзора.
Учебный материал нашего Центра по глубине своего содержания включает все виды и этапы дополнительного образования: развивающие программы, общеобразовательные и предпрофессиональные, профессиональное обучение, а также курсы повышения квалификации.
Преимущества обучения в Центре художественной подготовки и дизайна
В отличие от государственных художественных школ учебные программы нашего Цента ориентированы на актуальное состояние рынка труда. Накопленный опыт преподавательской деятельности, профориентационная работа со школьниками и анализ реальных потребностей рынка дали возможность Центру перейти от детского дополнительного образования к обучению специальностям, и сегодня учащиеся могут без отрыва от учебы в общеобразовательной школе начинать раннюю профессиональную подготовку.
К окончанию средней школы выпускники нашего Центра получают лицензированные свидетельства о рабочей специальности «Исполнитель художественно-оформительских работ» с квалификационной категорией (второй и третий разряды) по профилю «Оформительский дизайн». Для всех учащихся Центра существует возможность формировать индивидуальные маршруты обучения. Как видите, может быть, не имеет смысла переживать самим и напрягать детей, отправляя их поступать в художественную школу, когда можно записаться в Центр художественной подготовки. В результате ребенок получит качественное образование и в будущем станет квалифицированным специалистом, вполне конкурентноспособным на рынке труда.
8 фактов о художественном образовании (от школы до вуза)
Есть много хороших педагогов по живописи и графике. Одни позволяют детям свободно творить, другие развивают определённые навыки. Одни учат неторопливо, другие интенсивно. Но школ и курсов очень много, а преподают в них по-разному. Художник Ирина Буртова рассказывает, как выбрать художественную школу и что творится за стенами художественных вузов.
Если ребёнок маленький, ему подойдёт любой опытный учитель, который любит детей и свой предмет, и у которого дети занимаются с удовольствием, без больших нагрузок. Позже, если ребёнок всерьёз увлечётся рисованием и целенаправленно захочет развивать свои навыки, можно будет подумать о новом преподавателе и о более узкой направленности: чёрно-белая или цветная графика, живопись, рисование с натуры, роспись и прочее. У каждого преподавателя свой стиль рисования, своя техника создания рисунка (обычно эти два пункта взаимосвязаны), и своя методика преподавания. Это видно, если посмотреть работы его учеников: они чаще всего будут различными у разных учителей. Аналогичная ситуация бывает у художественных школ. Пусть ребёнок посмотрит на выставленные работы учеников и преподавателей и скажет, хочет ли он рисовать так же. Если да, то ребёнка для начала можно отдать именно в эту школу (к этому преподавателю), а дальше наблюдать.
1. О сочетаемости стилей и техник
Если упрощённо, стиль — это то, как выглядит рисунок или художественное произведение, техника — то, какими средствами этого добиться. Я бы сравнила различные художественные стили и техники с игрой на различных музыкальных инструментах. Это, конечно, аналогия, но в данной ситуации достаточно точная. Если ребёнка учить играть на скрипке, бессмысленно переводить его к преподавателю, который учит играть на фортепиано, для дальнейшего развития уже имеющихся навыков. Очень похожая ситуация в рисовании. Если ребёнка учить аккуратно рисовать с натуры, то, попав потом к преподавателю, специализирующемуся на декоративной живописи, навык рисования с натуры постепенно ухудшится.
Бывает, что ребёнку нравятся рисунки, которые выполняют учащиеся педагога или школы, но методика преподавания, что называется, «не пошла»
Если ребёнку некомфортно заниматься на уроках рисования, и у него в течение одного-двух лет нет видимых улучшений (если вы не можете определить это сами, об этом скажет сам ребёнок или его преподаватель), лучше сменить педагога или школу. Ситуацию может исправить другая методика преподавания, или ребёнок просто хочет попробовать порисовать в другом стиле или технике.
Если ребёнок достаточно долго (несколько лет) и успешно учился рисовать у одного педагога (или в одной школе), то нежелательно переводить его к другому преподавателю, который использует иной стиль или технику рисования, даже если вы слышали о нём больше положительных отзывов. Может возникнуть ситуация, о которой я говорила выше — «переучивание со скрипки на фортепиано». Иногда различия в стиле или технике на первый взгляд незаметны. В этом случае смотрите на ребёнка.
При резкой смене стиля или техники рисования у ребёнка может наступить заметный регресс в обучении, и чем сильнее различаются стили работ и преподавания, тем дольше у ребёнка будет длиться привыкание, которое будет тормозить или вообще заморозит развитие его навыков. Даже если вы сами не рисуете, вы можете понять, ненавязчиво задавая вопросы, доволен ли ребёнок преподавателем, своими работами, улучшаются ли его навыки в рисовании. Ребёнку даже может нравиться преподаватель как личность, но если прошло один-два года, а значительных улучшений в обучении нет, значит, методика преподавания или техника рисования ему не подходят. Лучше всего сменить преподавателя, каким бы хорошим человеком он ни был.
Мудрый и опытный преподаватель, возможно, сам скажет родителям об этом по прошествии двух лет. За более короткий срок определить наличие улучшения достаточно рискованно, так как некоторые дети обучаются в режиме «накопления»: до определённого момента прогресса нет, идет аккумуляция знаний и навыков, а потом происходит резкий скачок, затем начинается обычное, в меру стабильное улучшение.
2. Стабильность в преподавании для успешного развития навыков
Практически все стили и методики приводят к желаемому результату — улучшению навыков рисования — но различными дорогами. Ухудшает результат только необоснованное переключение со стиля на стиль, с техники на технику. Оно может (за редким исключением) сильно затормозить и даже остановить развитие навыков.
Некоторые преподаватели позволяют ребёнку развивать собственный стиль, который не похож на стиль других учеников
Но если сам преподаватель этим стилем не владеет хотя бы в теории, процесс будет пущен на самотек, и сложно предсказать, каков будет конечный результат.
Личный опыт. Я рисую уже долго, около 25-ти лет, и за время обучения сменила около десятка преподавателей. Все они были, на мой взгляд, хорошими учителями, и делились опытом с большим удовольствием. Единственный минус — многие из них рисовали в различных стилях и техниках, из-за чего мне, при переходе к новому преподавателю, приходилось тратить много времени на переучивание вместо того, чтобы развивать дальше то, что я действительно умела.
В начале каждого такого перехода я регрессировала, пытаясь адаптироваться к новым методам. Более того, попадались преподаватели, которые разносили в пух и прах все другие стили, кроме своего, и категорически запрещали мне рисовать, как мне нравилось. Из-за постоянных переучиваний у меня в голове образовалась настоящая стилистическая каша, и появилось большое количество незаконченных работ, про которые я просто не знала, какого результата я хочу добиться в итоге. Понемногу наступило разочарование в своих способностях к рисунку и живописи. Мне пришлось на какое-то время оставить рисование в любом его виде и работать в другой специальности, чтобы за это время понемногу разобраться в том, как же мне всё-таки рисовать. Я нашла свою нишу в художественном творчестве только восемь лет спустя.
3. Возможно ли одновременно изучать сразу несколько техник
Да, но при условии, что это либо родственные техники, либо они изучаются поверхностно. Некоторые преподаватели так и строят свои занятия, предлагая учащимся пробовать то одно, то другое.
Дизайнерские вузы почти всегда заставляют изучать множество техник и стилей. Но важно помнить, что в этом случае всё изучается неглубоко, то есть, не происходит сильной нагрузки на мозг. Кроме того, всё это подчинено развитию одного навыка — умению создать удобное визуальное пространство, которое бы облегчило восприятие того или иного стиля. Углубленное же изучение сразу нескольких различных техник и стилей обычно не приводит ни к какому хорошему результату.
Личный опыт. Мне в своё время очень нравилась техника рисунка, которую преподавали в школе Сергея Андрияки. С ней мне следовало бы поступить в Суриковское училище, которое могло развить достигнутый результат. Однако был выбран другой вуз, для которого требовалась совершенно другая техника. Я поступила на подготовительные курсы при вузе. Какое-то время я честно пыталась совмещать любимое с полезным, посещая и Андрияку, и подготовительные курсы, но потом Андрияку пришлось оставить. Постоянное переключение с техники на технику вызывали сильную физическую усталость и даже лёгкое подташнивание. Потом похожая ситуация повторилась в вузе из-за учёбы под руководством преподавателей, которые придерживались разных стилей и техник.
4. Каждому стилю и технике — своё место
Не бывает, что один стиль/техника рисования лучше другого. Бывают преподаватели, которые не любят тот или иной стиль/технику — но это говорит только о личных предпочтениях педагога. Если вы или, что важнее, ребёнок, придерживаетесь иных взглядов, лучше поискать другого преподавателя. Ребёнок может любить рисунки в комиксах Marvel или фэнтези-иллюстрации Владимира Бондаря, Виктора Чижикова или Викторию Кирдий — каждый стиль в любом случае потребует грамотного обучения и наставничества.
Загляните на сайт российских иллюстраторов — какие разные там работы! Сколько различных стилей, техник, изобразительных приёмов! Все они имеют право на существование, все они находят своё место в зависимости от целей, задач, мнения заказчика и личных предпочтений художника. Каждая работа находит своего зрителя.
Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках
Посмотрите на работы признанных мастеров различных эпох. Работы Брюллова или Кустодиева производят совсем иное впечатление, чем картины Пикассо или Поллока. Приятное или нет — зависит от личных предпочтений зрителя. Преподаватель, который способен научить рисовать, как Брюллов или Кустодиев, не сможет обучить ребёнка художественным приёмам Поллока, поскольку тут требуются совершенно иные принципы работы мозга и рук. Если же хочется рисовать, как Поллок, бессмысленно углубляться в технику, которой владеет Брюллов — в данной ситуации углубленное изучение «чужеродной» техники не принесёт никакого результата.
Личный опыт. Моим внутренним ориентиром в студенчестве и сейчас являются Репин, Суриков и другие художники XIX века. Но в то время, когда я обучалась, у большинства преподавателей моего отделения было принято считать XIX век устаревшим и неактуальным. Требовалось в обучении опираться на работы художников-конструктивистов и других мастеров XX века. Как же сильно я ненавидела этот конструктивизм! Там свои изобразительные средства, которые могут кому-то понравиться, но мне совершенно не улыбалось их изучать и копировать. В итоге к концу 6 курса я рисовала с натуры хуже, чем при поступлении.
Пытаясь изучить неинтересный для меня изобразительный язык, я постепенно регрессировала
После вуза я пошла на дополнительные художественные курсы, преподаватели которых резко негативно относились к реалистическому рисованию. Это было совсем не то, чего я хотела, но мне их рекомендовали как очень хороших специалистов, и я решила последовать совету. Оказалось, они требовали быстрых «эмоциональных» рисунков, то есть работа должна быть закончена в течение часа-двух, а форма и цвет должны были отражать эмоциональное состояние героя иллюстрации. Это для меня был вообще нонсенс, поскольку я любила рисовать медленно и вдумчиво, продумывая каждую деталь, а эмоции отображала точной прорисовкой мимики и позы персонажа. Неудивительно, что «эмоциональное» рисование, как и журнальная иллюстрация впоследствии, у меня не пошли вообще.
5. Можно ли заранее узнать, вырастет ли из ребёнка профессиональный художник
Большой плюс любой художественной школы (как и вуза впоследствии) — это навык рисовать постоянно, независимо от настроения, заданной темы и желания. Это именно то, с чем будущему художнику придётся потом столкнуться в работе. Из-за превращения любимого занятия в необходимость бывает, что до поступления в художку ребёнок обычно рисует с удовольствием, а потом, в процессе обучения, общее удовольствие от рисования часто сходит на нет или совсем пропадает. Остаётся радость от любимых тем или сюжетов, которые попадаются не всегда, но и она может исчезнуть.
Если всё это не оттолкнет ребёнка от занятий рисованием, скорее всего, из него сложится успешный профессиональный художник. Если ребёнок отказывается рисовать в таких условиях — пусть сделает перерыв и решит, готов ли он продолжать дальше или бросит рисование окончательно. Иногда бывает, что отторжение вызывает не регулярное рисование в целом, а конкретный стиль рисования или преподавания. В этом случае, как я уже говорила, может помочь перевод ребёнка к другому преподавателю. А иногда бывает так, что рисование лучше оставить для хобби или приятного досуга, когда принуждение полностью исключается. В конце концов, в мире есть ещё масса интересных профессий. Если ребёнку уже несколько лет нравится пробовать различные стили, а остановиться на чём-то одном он не хочет, можно впоследствии отдать его в школу дизайна или предложить заняться журнальной иллюстрацией.
Вуз в любом случае следует выбрать только тот, где техника преподавания соответствует или родственна той художественной школе, в которую ходит ребёнок. Исключение — собственное желание ребёнка попробовать новую технику и готовность изучить её в краткий срок.
6. Учёба в художественных вузах
Каждый художественный вуз имеет свою сложившуюся преподавательскую школу, представители которой могут негативно (а в отдельных случаях — враждебно) относиться к другой школе. Суриковчане могут не любить Британку, в Строгановке совершенно неуместен суриковский стиль, а Британка вообще отторгает всё, что требует длительной деликатной штриховки.
В вузах проявления «чужеродного» стиля у студента будут давиться довольно безжалостно, и к этому надо быть готовым
Разумеется, с годами преподавательский состав может пересмотреть некоторые свои позиции, поэтому следует быть готовым и к переменам, которые могут произойти во время обучения.
Личный опыт. В моем вузе дизайнерский учебный центр появился в качестве эксперимента. В самом начале, когда я только поступала, преподаватели стояли горой за классическое обучение в духе строгановской школы. В частности, компьютер воспринимался как инструмент лентяев, который никак не подходит будущим профессионалам. Через три года появились задания, которые были рассчитаны на выполнение с помощью компьютера, хотя нас продолжали уверять, что большую часть работы мы всё равно будем делать руками. На шестом году обучения я почти весь диплом создавала в компьютерных программах.
Существуют художественные школы, которые целенаправленно готовят к поступлению в определённый вуз, поэтому рекомендуется принять решение о выборе вуза заранее, чтобы успеть пройти в школе соответствующую подготовку. При большинстве вузов имеются подготовительные курсы, которые, хоть и менее надежные, но также могут подготовить к поступлению. Хорошим выходом также может быть обращение к преподавателю, который самостоятельно готовит к тому или иному вузу и имеет хорошую репутацию. Опытный преподаватель в некоторых случаях может за два года подготовить ученика к поступлению практически с нуля (наблюдала один такой случай). Однако такое интенсивное ускоренное обучение возможно только в старшем возрасте, лет с 15-ти, когда мозг уже может воспринять и обработать настолько большие объёмы информации. Кроме того, этот вариант ведёт за собой тяжелейшие учебные перегрузки и подходит не каждому ребёнку.
7. При выборе вуза и факультета ориентируйтесь на действующие требования к специалисту в данной области
При выборе любой профессии, где требуется умение рисовать (художник, дизайнер, архитектор, реставратор, ретушер, декоратор и так далее), следует учесть специфику работы в данной области. Например, при работе графическим дизайнером придётся проводить за монитором до 14 часов в сутки. Осилит ли ребёнок со слабым зрением такой жесткий ритм? При работе с масляными красками потребуется регулярное вдыхание паров разбавителя. При ручной росписи мелких фигурок нужно будет постоянно сидеть с согнутой спиной. В архитектуре потребуется умение делать точные расчёты, а иногда и руководство строительными работами. Книжный иллюстратор может позволить себе работать над иллюстрациями неделю-месяц, в зависимости от заказа, а журнальный иллюстратор часто должен выдать готовый результат за пару часов.
«Уволен из-за выдающейся неспособности к рисованию»
Узнавать о специфике той или иной работы лучше всего у действующих специалистов. Как вариант, можно изучить сайты по поиску работы, где под каждой вакансией описываются требования, предъявляемые к сотруднику. Это может уберечь от неверного выбора, когда особенности здоровья или характера могут не позволить ребёнку в будущем регулярно заниматься той работой, на которую были потрачены годы учебы.
Личный опыт. Когда я получала образование, у нас не было знакомых дизайнеров, интернет ещё не был распространён, и нам неоткуда было брать сведения о будущей профессии, кроме как на дне открытых дверей выбранного вуза. Как я уже говорила, в то время позиция преподавательского состава насчёт компьютера в обучении была резко негативной. Поступая, я была уверена, что буду просто рисовать руками, как обычно, и только на третьем курсе обнаружила, что без компьютера в выбранной профессии (графический дизайнер), что называется, «ни туды и ни сюды». Для меня это была катастрофа, так как при длительной работе за монитором у меня начинались проблемы с глазами и сосудами. Потребовалось несколько лет, чтобы свести эти проблемы к минимуму и полноценно заняться рисованием в компьютерных программах.
8. Как увлечённость рисованием может помешать
На мой взгляд, тот подводный камень, который может подстерегать целеустремлённого ребёнка на пути к изучению рисования и сильно повлиять на исход дела — увлечённость. Если её слишком мало — достаточно просто перестать рисовать и переключиться на что-то другое. А вот если её слишком много, возникают сложности. Избыточная увлечённость может стать серьёзной помехой в здравой оценке ребёнком собственных сил. И учёба, и работа у многих художников часто бывает связана со стрессом, в том числе позитивным. Но позитивный стресс не перестает от этого быть стрессом, и можно пропустить момент, когда напряжения уже скопилось чересчур много и пора отдохнуть. Творить с увлечением без отдыха — красивый шаблон из кино и книг, но, на мой взгляд, абсолютно не совместимый с реальной жизнью.
Увлечённость может стать причиной неправильного питания, «Да как можно идти есть, когда у меня именно сейчас так удачно придумывается вот это и то!»
Если такое случается редко — ничего, если постоянно — лучше приучить ребёнка к более стабильному режиму питания. Не стоит всё время идти на поводу у детского вдохновения, оставляя питание творческого ребёнка на самотек. То же самое относится ко сну. Мягко или категорично — в зависимости от ситуации — объясните важность правильного питания и сна, помогите ребёнку выработать правильное отношение к собственным жизненным потребностям вне художественного творчества. Идея никуда не убежит, если её вначале просто набросать, а к детальной отрисовке приступить после обеда или с утра. Если идея забудется — тоже не страшно, пара десятков потерянных идей — это не трагедия. В будущем их случайно и незаметно потеряются тысячи. Если увлечённость идеей к утру пройдет — тоже хорошо, появится возможность обдумать её обоснованность или потренироваться в технической работе, когда рисунок нужно закончить без особого желания.
При выборе рисования как части будущей профессии, оно совершенно точно не будет оставаться постоянным источником удовольствия. К этому тоже надо быть готовым. Это трудная, часто даже монотонная работа, которая будет требовать определённых усилий и умения грамотно распределять своё время. О творческих профессиях часто пишут с восторгом, как будто это сплошь одно удовольствие, но по опыту могу сказать, что в процессе работы постоянных восторгов не будет. Разумеется, будет удовлетворение от достигнутого результата, будет радость, когда получится отличная, качественно сделанная вещь.
То же самое ребёнок будет испытывать, если выберет любую другую профессию, к которой у него есть склонности. Поэтому важно понять, действительно ли ребёнок готов связать себя с рисованием на всю жизнь, или же лучше оставить это занятие в качестве любимого хобби, за которым можно с удовольствием коротать вечера с друзьями.