чему учили детей в школах древнего египта

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 35

Задание № 35. Ответьте на вопросы.

1. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?

В Древнем Египте существовало более 700 иероглифов. А с развитием письменности появились фонетические знаки, и письменность стала совсем запутанной. К периоду греко-римского правления в письменности Египта насчитывалось уже более 6000 иероглифов. Запомнить все иероглифы и разобраться в системе письма было очень сложно, поэтому человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом.

2. Чему учили детей в школах Древнего Египта?

В школах Древнего Египта детей учили писать, читать, считать. Также в школах занимались астрономией, определяя движение небесных светил.

3. На чём и чем писали ученики египетских школ?

Сначала писали на черепках глиняной посуды. Когда ученик овладевал письмом, ему давали для письма папирус. Писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную и красную краски.

4. Почему окончившие школу египтяне могли позво­лить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей?

Египтяне, окончившие школу, могли работать писцами. Эта профессия считалась престижной и очень доходной. Писцы были частью двора фараона и освобождались от уплаты налогов, службы в армии, физической работы и наказаний.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Объясните значение слов:

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

Причин этому было несколько. Во-первых, обучение детей в школе было не дешевым, немногие могли себе позволить это. Дети земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Во-вторых, в египетской письменности было более 700 иероглифов и сложная система их использования. Не многих было слишком сложно овладеть такой наукой.

2. Чему и как учили в школах Египта?

Детей в школах учили не только писать и читать, их учили еще математике и астрономии. Умение считать было полезно в работе писца, а астрономические знания использовались для составления календаря, предсказания разлива Нила и т.д.

3. Кем становились вы­пускники школ?

Выпускники школ могли стать писцами, чиновниками, а впоследствии, возможно, и вельможами. Окончить школу и стать писцом было очень престижно. Писцы освобождались от всех повинностей и физического труда, они могли позволить себе носить белые одежды.

4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.

1 rt 1 18

Письменные принадлежности писцов состояли из тонкой заостренной тростинки, пенала с двумя углублениями, в которых разводили черную и красную краску водой из небольшого горшочка.

5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Древнеегипетские книги представляли собой склеенные друг с другом листы папируса. Для удобства хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

1 rt 3 3Летом 1799 года в Египте находилась экспедиция Наполеона. Во время рытья окопов в окрестностях города Розетты из земли вырыли крупный камень, покрытый загадочными письменами. Его верхняя часть была обломана. На ней сохранились иероглифы, расположенные в четырнадцать строк. Причем они были выбиты слева направо, что нехарактерно для восточных языков.

Средняя часть поверхности камня содержала 32 строки иероглифов, выбитых справа налево. Они сохранились наиболее полно. На нижней части камня были выбиты письмена на греческом языке. Они расположились в 54 строки, но сохранились не полностью, потому что от камня был отломан угол.

Офицеры Наполеона поняли, что совершили важную находку. Греческие письмена сразу же перевели. Они повествовали о решении жрецов поставить статую правителя Египта, грека Птолемея Епифана, около статуи божества. И назначить храмовыми праздниками дни его рождения и восшествия на престол. Далее был текст о том, что данная надпись повторена священными иероглифами Египта и демоническими знаками. Известно, что Птолемей Епифан правил в 196 году до н. э. Другие письмена перевести никто не смог.

Камень поместили в Египетском институте, который основал Наполеон в Каире. Но английский флот разгромил французскую армию и укрепился в Египте. Загадочный камень был передан в Британский национальный музей. Тайна египетских иероглифов заинтересовала ученых всего мира. Но узнать ее разгадку было не так просто.

1 rt 2 5В начале 19 века профессор института Гренобля Жак-Франсуа Шампольон работал над загадкой Розеттского камня. Он понял, что иероглифов в три раза больше, чем слов в греческих письменах. Тогда Шампольона посетила мысль, что они являются подобием букв. В ходе дальнейшей работы он понял, что египетский алфавит содержал иероглифы трех видов. Первый вид – символы, которые высекали на камне. Они изображались большими и четкими, с тщательной художественной прорисовкой. Второй вид – иератические знаки, которые представляют собой те же иероглифы, но изображаемые не так четко. Эту письменность использовали на папирусе и известняке. Третий вид – коптский алфавит, состоящий из 24 греческих букв и 7 букв, согласных звуков.

Из надписи на греческом языке он знал место, где выбито имя Птолемея Епифана, которое на египетском языке звучало как Птолемайос. Он нашел в средней части камня знаки, соответствующие ему. Затем заменил их на иероглифы и отыскал получившиеся символы в верхней части камня. Он догадался, что древние египтяне часто пропускали гласные звуки, следовательно, имя фараона должно звучать иначе — Птолмис.

Зимой 1822 года Шампольон получил еще один предмет с надписями на греческом и египетском языках. Он легко прочитал имя царицы Клеопатры в греческой части и нашел соответствующие знаки в письменах Древнего Египта. Подобным образом он написал и другие имена – Тиберий, Германик, Александр и Домициан. Но его поразило, что среди них нет египетских имен. Тогда он решил, что это имена иностранных правителей, а для фараонов фонетические знаки не использовались.

В сентябре 1822 года ученый получил копии надписей со стен храма Рамзеса II. Вопреки своему убеждению не использовать фонетические знаки, он попытался разгадать имя на надписи. Так, символ за символом, у него получилось Р-е-м-с-с. Если добавить гласные, то получится Рамсес. Он был поражен этому факту. Решив подобным образом читать далее, он получил Тот, Тутмос. Постепенно мертвые символы ожили.

Это было невероятное открытие. Египетская письменность была звуковой! В конце сентября Шампольон сообщил о своем невероятном открытии Академии наук Франции. О войнах и победах фараонов, о жизни людей, о стране рассказывали египетские иероглифы. Расшифровка открыла новый этап в египтологии.

1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)?

1 rt 5 1

Этот иероглиф скорее всего обозначает понятие «писать». Красным цветом отмечено начало новой мысли, или по-нашему абзаца.

2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Поскольку папирусы были не дешевыми, египтяне экономили место и обозначали каждую новую мысль красным символом в иероглифе. Таким образом, увидев красный символ в иероглифе, читающий мог понять, что начинается новый абзац. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответь­те, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Для выпускников школ было весьма почетно занять должность писца на службе у фараона или вельможи. Писцы пользовались уважением, поскольку они находились «у ног правителя» и внимали его словам. Писцы освобождались от всяких повинностей и физического труда, носили белые одежды. Но для того, чтобы стать писцом, приходилось много учиться. Учителя в школах были строгими и поддерживали порядок плетью и розгами. Выражение «уши мальчика на спине его» означает, что по мнению учителей ребенок слышит и понимает слова, становится послушным и прилежным только тогда, когда его бьют плеткой по спине.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие природные условия Древнего Египта были благо­приятны для земледелия? Чем?

Древние Египтяне жили по берегам Нила и занимались земледелием. Исключительно жаркий и сухой климат, пустыни и засушливые степи сами по себе не очень способствовали развитию земледелия. Поэтому египтяне рассчитывали исключительно на разлив Нила. Каждый год летом в истоках реки Нил (в экваториальной Африке) начинался сезон дождей и таяние ледников в горах. Тогда русло реки наполнялось водой, Нил разливался, затапливая прибрежные поля и питая живительной влагой землю. Лишь в ноябре Нил возвращался в свое русло, оставляя на полях плодородный ил. После разлива Нила египтяне начинали пахотный сезон.

Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Египет был большой страной. Требовалось прокормить множество людей, обеспечить запасы на случай неурожая и т.д., следовательно необходимо было максимально повысить эффективность полей, а также расширить количество полей, пригодных для посева. Для этого египтяне устраивали специальные системы орошения, роя каналы и отводя воду к дальним полям. Также египтяне устраивали специальные земляные насыпи, огораживающие поля и задерживающие на них воду, после завершения разлива. Эти меры позволяли больше напитать водой землю и увеличить урожайность.

В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

И простые египтяне, и знатные вельможи были слугами фараона. Они все должны были подчиняться его воле и могли быть наказаны по его указанию.

В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Египтяне верили, что после смерти человек отправляется на суд Осириса, на котором он убеждал богов в том, что жил праведной жизнью:

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.

Хорошим человеком в Древнем Египте считали людей, не совершавших преступления против власти, религии, собственности, обещаний и клятв, а также другого человека.

Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

Ступенчатая пирамида Джосера — Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старое сооружение в мире, построенное из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру.

Великие пирамиды Гизы — самые узнаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от Каира, в районе Гизы. Среди них самая большая египетская пирамида — Хеопса. С ее 140 метрами в высоту пирамида Хеопса — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире.

Великий Сфинкс представляет из себя сильный и величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая простирается более чем на 70 метров в длину. Высота статуи внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

Карнакские храмы Египта располагаются на восточном берегу Реки Нила в Луксоре и являются свидетельством древней архитектуры Египта. Карнакские храмы состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости можно увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

Храм Хатшепсут — Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с древним Луксором. Здесь находятся многочисленные захоронения египетских фараонов, знаменитая гробница Тутанхамона, великие сидящие колоссы Мемнона.

Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

Древнеегипетская письменность была сложной наукой. Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, на глиняных табличках, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус.

Изначально египетское письмо было образным — т.е. один иероглиф обозначал один образ, одно понятие. Такое письмо ученые называют иератическим. Постепенно письмо развилось в более простую форму, послоговую — демотическую. Т.е. каждый иероглиф, означающий определенное понятие, стали использовать, чтобы показать согласные звуки, которые есть в слове, на которое указывает иероглиф. Так появилось слоговое письмо. Сложность такого письма заключалась в многозначной трактовке знаков. Потребовались дополнительные, уточняющие смысл, знаки-определители. Они не читались, а просто подсказывали, о чем идет речь. Такая система письма была довольно сложной для изучения, поэтому люди, которые могли читать и писать, считались настоящими мудрецами.

Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Древние египтяне считали, что жрецы обладают тайными знаниями, которые позволяют им общаться с богами. Жрецы были образованными, умели писать, читать, считать, были знакомы с астрономией и изучали законы движения небесных светил. Мы бы сказали, что они были умными, образованными и эрудированным. Для древних египтян это было сродни магии.

Источник

Система образования в Древнем Египте

Полный текст с иллюстрациями и схемами:
http://vk.com/doc47643279_406011201
________________________________________________________

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Великой Богине,
Матери Мира,
прекрасной Богине из Богинь,
Владычице ИСИДЕ,
посвящается.

Глава I. Особенности культуры, религии и науки Древнеегипетской Цивилизации
1.1. Определение основных понятий
1.2. Исторический обзор и религиозная культура Древнего Египта
1.3. Древнеегипетский язык и письменность, система счисления и математика, литература Древнего Египта

Глава II. Воспитание и образование в Древнем Египте
2.1. Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте
2.2. Система образования в Древнем Египте
2.3. Интерпретация основных понятий применительно к Цивилизации Древнего Египта

Не смотря на то, что Египетская Цивилизация давным-давно прекратила свое существование, ее культурное наследие оказало огромное влияние на формирование будущих цивилизаций. Любые аспекты истории, культуры и религии Древнего Египта имеют огромное значение до сих пор, ведь мы имеем дело с цивилизацией прошедший весь путь: от самого зарождения до заката, то есть мы можем рассмотреть все эти аспекты от их предпосылок и зарождения до упадка и исчезновения вместе с цивилизацией. Так же можно и рассмотреть воспитание и образование в Древнем Египте. От его первобытных форм передачи семейного опыта и формировании начал нацеленного обучения (с появлением городов-государств и письменности) до системы образования, созданной государством, для обеспечения своего материального и духовного существования.

Задачей данного исследования мы видим формирование представлений об образовании и воспитании в Древнем Египте в рамках педагогики и истории образования.

Проблема: каким было воспитание и отношение к детям, и как сформировалась система образования в Древнем Египте?

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что в процессе развития Цивилизации Древнего Египта сформировалась и существовала многоступенчатая разветвленная система образовательных учреждений, обеспечивающие государство и религиозный аппарат специалистами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— Дать определение понятиям воспитание, обучение, образование и система образования с позиций философии и педагогики.
— Описать хронологические рамки существования Древнеегипетской Цивилизации и особенности ее культуры и религии.
— Охарактеризовать особенности языка и письменности, системы счисления и математики и литературы.
— Рассмотреть и раскрыть особенности воспитания и отношения к детям и их обучения в Древнем Египте.
— Охарактеризовать систему образования в Древнем Египте.
— Проинтерпретировать понятия воспитание, обучение, образование и система образования применительно к Цивилизации Древнего Египта.

Методы исследования:
— Изучение исторической и педагогической литературы по проблеме исследования для уточнения ключевых понятий и выявления системы образования в Древнем Египте.
— Теоретический анализ.
— Сравнительный анализ.

Глава I.
Особенности культуры, религии и науки Древнеегипетской Цивилизации

1.1. Определение основных понятий

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной нами темы данной работы следует обозначить основные педагогические понятия с которыми нам предстоит работать. Это будут понятия: воспитание, обучение, образование и система образования. Мы попытаемся раскрыть их с общих позиций философии и педагогики.

Начать следует с определения воспитания — это воздействие общества на развивающегося человека. Воспитание сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: семьей, общественными организациями, средствами культуры и религии, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [5, 39-40, 13].

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [5, 212; 13].

Система образования — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями [5, 309].

Все эти пронятия взаимосвязанны, воспитание является основой обучения, обучение вместе с воспитанием сотавляют образованность человека, а все вместе они образуют систему образования. О которой и пойдет речь в нашей работе. Но только касательно Древнего Египта. В самом конце работы мы вернемся к этим понятиям и попробуем разобрать их с позиции как современного иследователя, так и древнего египтянина.

1.2. Исторический обзор и религиозная культура Древнего Египта

Прежде чем перейти к рассмотрению системы образования в Древнем Египте следует очертить временные рамки существования цивилизации и описать ключевые особенности культуры и религии, оказавшие непосредственное влияние на формирование системы образования.

Нас в особенности будет интересовать период Нового Царства (1580 – 1090 гг. до н. э.), период в который Египет становаится империей, протяженностью от VI порога Нила и страны Пунт вплоть до севера Палестины и западных границ Месопатамии (см. «Приложение 1»). От этого приода сохранилось вликое множество исторических и культурных памятников, и по их многообразию мы можем судить о степни развития страны и культуры как в целом так и в отдельных аспектах [1, 54-62, 223-474]. Так мы и поступим. Прежде всего следует рассмотреть достяжения культуры, религии и искуства, а потом уже рассмотреть суму систему образования в Древнем Египте.

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны [7].

1.3. Древнеегипетский язык и письменность, система счисления и математика, литература Древнего Египта

Древнеегипетский язык и письменность

Теперь следует обратиться к древнеегипетскому языку. Он является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э [6]. Письменность — на основе иероглифики.
Сами египтяне называли свою письменность «Буквы Слова Бога» [14]. По их представлениям, письмо находилось под особым покровительством бога Тота, существовала и богиня письма Сешат.

На рубеже Раннего и Древнего царств (III тысячелетие до н. э.) окончательно оформилось иероглифическое письмо, которое впоследствии стало священным и использовалось вплоть до прихода христианства в Египет (II век н. э.). Иероглифы могли записываться и читаться справа на лево, и слева на право и сверху вниз. Иероглифы могли одновременно обозначать сам предмет, букву, образ или идею чего-то. Это обеспечивало взаимозаменяемость иероглифов и разнообразие стилей и характеров текстов, но создавало трудности в виде огромного количества иероглифов (около 700 – 1000) и еще большего количества комбинаций для построения конкретных фраз (многие тысячи) [1, 32-38].

Примерно в начале Среднего Царства появляется новый тип письма иератический, образовавшийся в процессе упрощения иероглифов, теперь символы в основном обозначали конкретные буквы, которым присваивались соответствующие звуки из современной речи. Он служил для скорописи и повседневных документов, в отличие от уже «устаревших» иероглифов он шел в ногу со временем и изменялся вслед за устным языком (XXII — VIII вв. до н. э.). Иероглифы теперь использовались только для ритуальных (священных) текстов и официальных государственных документов [1, 32-38; 6; 14].

В более поздние периоды иератическое письмо сменяет демотическое (VIII в. до н. э. — V в. н. э.). Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке) [1, 32-38; 6; 14].

Система счисления и математика

Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Математика была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян [2].

Основные сохранившиеся источники: папирус Ахмеса или папирус Ринда (84 математические задачи) и московский математический папирус (25 задач), оба из Среднего Царства (XXI – XVII вв. до н. э.). Авторы текста неизвестны. В них полностью отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо даётся прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления [4].

Такой способ изложения, типичный для науки стран древнего Востока, наводит на мысль о том, что математика там развивалась путём индуктивных обобщений и гениальных догадок, не образующих никакой общей теории. Тем не менее, в папирусах есть целый ряд свидетельств того, что математика в Древнем Египте тех лет имела или, по крайней мере, начинала приобретать теоретический характер. Так, египетские математики знали дроби, умели извлекать корни и возводить в степень, решать уравнения, были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией и даже владели зачатками алгебры: при решении уравнений специальный иероглиф «куча» обозначал неизвестное [2; 4].

Древнеегипетская система счисления была непозиционной. Цифрами являлись иероглифические символы; они обозначали числа 1, 10, 100 и т. д. до миллиона [10, 275-229].

Числа, не кратные 10, записывались путем повторения этих цифр. Каждая цифра могла повторяться от одного до 9 раз.

Фиксированного направления записи чисел не существовало: они могли записываться справа налево или слева направо и даже вертикально [14].

Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению.
Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число [11, 275-229].

В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника, трапеции и сферы, могли высчитывать объемы параллелепипеда, цилиндра и пирамид [16].

Литература Древнего Египта

Египетская литература в письменном виде оформилась при IX династии (Первый переходный период приблизительно XXII в. до н. э.), но на самом деле она восходит к древним мифам, легендам, сказаниям, религиозным текстам, песням и сказкам. Они передавались из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме. Например, литература Древнего Царства представлена религиозными текстами («Тексты Пирамид», впоследствии вошли в «Книгу мертвых» [17]) и устными приданиями (мифы и легенды) [8, 500-501].

От периода Среднего Царства до современности дошло несколько крупных произведений («Повесть о Сенухе», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Остров волшебства» и прочие). Эти истории содержат сильный элемент фантазии. В этот же самый период появляется новая религиозная литература на саркофагах, стенах храмов, гробниц и папирусах, хорошо распространяются эзотерические формулы и заклинания позволяющие достичь бессмертия в загробном мире, формируется основа «Книги мертвых» [17]. В это же время появляются собрания пословиц и мудрых изречений. От этой же эпохи дошло несколько поэм, а так же собрание гимнов в честь фараона Сенусерта III (1878 – 1841 гг. до н. э.). В общем, литературные памятники Среднего Царства свидетельствуют о весьма широком разнообразии литературы – повествовательной, лирической и дидактической [8, 500-501].

Литература Нового Царства более реалистична по тону, и порой она выражает жестокие реалии земного бытия. Основные произведения: «История обреченного принца», «Повесть о двух братьях», «Повесть о правде и лжи», «Повесть о Горе и Сете» [8, 500-501]. От этого периода также дошли поэтические произведения в виде гимнов фараона Эхнатона солнечному богу Атону [3, 348-388], на этот же период пришелся пик развития любовной лирики и различных официальных стихов и гимнов богам. В эпоху Нового Царство окончательно сформировалась «Книга мертвых», став блестящим памятником религиозной литературы [17].

Гимн «Великолепие Атона»:

Твой восход прекрасен на горизонте,
О живой Атон, зачинатель жизни!
Когда ты поднимаешься на восточном горизонте,
Ты наполняешь каждую страну своею красотою,
Ибо ты прекрасен, велик, блестящ высоко над землею,
Твои лучи объемлют все страны,
Которые ты сотворил;
Ты Ра, и ты полонил их все;
Ты связываешь их своей любовью.
Хотя ты и далеко, но твои лучи на земле;
Хотя ты и высоко, но следы ног твоих – день.

Автор – фараон Эхнатон (Новое Царство: 1364 – 1347 гг. до н. э.) [3, 348-388].

Достояние египетской литературы огромно, и сейчас не представляется возможным оценить ее реальные масштабы, ведь до нашего времени дошло слишком мало произведений. Имен авторов в большинстве случаев мы не знаем, так как в то время авторы предпочитали оставлять себя анонимными. Египетская проза, даже в лучших своих проявлениях, отличается сухостью и частыми повторениями шаблонных выражений, искусственностью стиля и тона. Эти качества тогда были общепринятыми, и они высоко ценились читателями современниками, любое отступление от правил грозило непониманием и отторжением [8, 500-501; 18, 316-354].

Глава II. Воспитание и образование в Древнем Египте

2.1. Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте

Детей в египетских семьях всегда было много. До старшего возраста выживали не все дети, была весьма высока детская смертность. В крестьянских семьях считалось нормой иметь от десяти до пятнадцати детей, в более зажиточных и знатных было по пять – семь детей [3, 27-53]. Как и в большинстве древних культур, более желанными считалась мальчики, ибо только они могли продолжить семейное дело и род, но и девочки тоже были желанны, так как дочь красавицу можно выгодно выдать замуж. Плохой женой считалась та мать, которая рожала своему мужу только девочек. Золотой серединой считалось, чтобы мальчиков в семье была одна треть, а остальными были девочки.

До пяти – семи лет дети воспитывались дома. Мать заботилась о ребенке в годы его младенчества, она три года кормила его грудью и носила его на шее – такова была древняя традиция. В богатых домах и в семье фараона эту функцию выполняли кормилицы. С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок [18, 37-38].

Не следует думать, что египтяне и их дети проводили все свободное время в увеселениях и не занимались умственным трудом. Это не так. С древнейших времен египтяне играли в игру под названием сенет. Эта игра была крайне популярна во всех слоях населения. Это старейшая известная игра шашечного типа (около 3500 лет до н. э.). Она упоминается в «Книге мертвых» и в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот. Правила игры весьма просты: два игрока, две стороны, игральная кость (определяет число шагов за ход), шашки (фигуры), доска 3х10, с игровыми полями, обозначаемая иероглифами, и имеющие неравнозначную оценку. Побеждает тот, кто доведет свои шашки до конца (как в нардах) [19].

Детей постарше, тех, кто уже ходили в школу, родители должны были научить правильному поведению в обществе. Вот, например, что говорит нам поучение отца сыну времен V династии:

«Не гордись своей ученостью, а советуйся со всеми, потому что учиться можно у всех. К почтенному мудрому человеку относись с уважением, но равного себе поправляй, если он держится неверного мнения» [18, 40-41].

В другом поучении уже из Нового Царства мы читаем:

«Держи свои глаза открытыми, иначе ты станешь нищим, потому, что праздный человек не достигает почета» [18, 40-41];

«Не входи без приглашения в дом другого человека; если он просит тебя войти, это почет для тебя» [18, 40-41];

«Не говори слишком много, потому что люди глухи к многословному человеку; лучше молчи, тогда ты будешь приятен; поэтому не говори» [18, 40-41];

«Не ешь хлеб, когда рядом стоит другой человек, или положи на этот хлеб и его руку тоже… Один беден, другой богат, но хлеб останется у того кто щедр» [18, 40-41];

«Гибель человека – в его языке» [18, 40-41];

«Не садись, если стоит человек, который старше тебя или занимает должность выше твоей» [18, 40-41]; и так далее.

В этих и подобных им изречениях мы видим, как сильно был развиты моральные устои и этикет. Всем этим и многим другим должны были владеть молодые люди.
Мальчику перед школой надевали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Девочки носили распущенные волосы или же заплетали их в косички [11, 57-60]. У мальчиков были особенные прически. Голова выбривалась, и только с одной стороны оставлялся длинный локон, заплетавшейся в косу [18, 38]. Эта прическа называлась «локоном юности» и носилась всеми мальчиками до обряда инициации, то есть взросления. В чем состоял этот обряд точно не известно [10, 56-58]. Это происходило примерно в возрасте 12-14 лет. Детство заканчивалось, и мальчик превращался в мужчину. Теперь он мог жениться, начинать свою карьеру.

2.2. Система образования в Древнем Египте в эпоху Нового Царства

Смотри, нет занятия без надсмотрщика,
Только ученый муж может сам управлять собой.
Поучение Мудрого Даууфа, сына Херте своему сыну (Новое Царство) [18, 261].

Эпоха Нового Царства (XVI – XI вв. до н. э.) – это период наивысшего расцвета культуры и государства. Египет становится величайшей империей, и от этого периода сохранилось великое множество культурных памятников и документов [1, 54-62, 223-474]. Из них мы можем восстановить систему государственного устройства и соответственно рассмотреть систему образования сложившуюся обеспечивающую государственный и жреческий аппарат кадрами [3, 14-27]. На этой эпохе мы остановимся, ибо она ярче всего раскрывает систему образования в Древнем Египте. Система образования имела несколько условных ступеней и разветвлений. Образование могли получать все без исключения свободные египтяне, формально образование было бесплатным, если оно было при храмах, то оплачивалось из пожертвований и храмовой казны, если же школа находилась при государственных учреждениях, то финансировалась государством.

Первой ступенью образования были общеобразовательные школы при храмах и государственных учреждениях. Там обучали чтению, двум видам письма, счету, изучали литературу, основы геометрии, истории, риторики и этики. Ученики изучали два письменных языка, причем начинали с более сложного иероглифического письма, а только потом переходили к иератическому. В школах писали на черепках, обломках посуды или камней, папирус был достаточно дорог чтобы переводить его на учеников, писали с помощью тонких тростинок, расплющенных или разжеванных с одного конца в виде кисточки. Их обмокали в краску, коей было два цвета: основной – черный и красный, который использовался, так же как и в Древней Руси для красной строки. Краска была твердой, и ее нужно было измельчать и разводить в воде. После того как ученики запоминали основный иероглифы и знаки, они начинали писать тексты, вначале просто копируя их с других текстов, потом под диктовку учителя [18, 261-282; 10, 131-138]. Набор текстов был весьма разнообразен, это были рассказы и сказки, старинные заветы мудрецов прошлого, просто длинные списки слов не связанные никаким смыслом, стихотворения, деловые письма и т. д. Очень были популярны различные моральные поучения и наставления, например, очень интересно рассуждение о важности умения писать и читать, о положении человека умеющего это делать – писца:

«Человек мертв, тело его – пыль, все современники его обратились в пыль; но надписи заставляют вспомнить о нем того кто произносит [молитвы за усопших]. Больше в письме пользы, чем в доме строителя или гробницы на Западе. Оно лучше, чем прочный замок или стела храма» [10, 135].

Превыше всего в учениках ценилось послушание и повиновение. За малейшую провинность наказывали. Наказания были преимущественно телесными, это были побои плетьми, розгами и даже палками. Ибо сказано: «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности» [11, 255].
Обучение заканчивалось сдачей экзаменов по всем предметам, обыкновенно это происходило в двенадцать лет.

Мальчики, решившие стать жрецами, оставались при храмах, там они изучали религиозные тексты и обряды. Потом сдача еще одного «экзамена», посвящения в сан жреца. Это было первым и главным таинством в жизни молодого жреца. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо все тело, умащали тело благовоньями и одевали в белое жреческое одеяние. Обучение жрецов продолжалось всю жизнь, они были самыми мудрыми и образованными людьми в Древнем Египте [11, 275-283; 12, 9-26; 10, 203-224]. В дальнейшем жрец (и только он) мог обучится медицине и стать врачом или магом (эти профессии были абсолютно равнозначны, и многие ученые их считают даже тождественными друг другу). Для этого изучалась химия, зельеварение, магия, анатомия и прочие науки. Обучение врачей проходило в храмах Птаха и Исиды. Сохранилось множество медицинских и анатомических трактатов, описаний заболеваний и способов их лечения [10, 254- 269; 15, 174-191; 18, 300-315;].

Многие мальчики оставались при государственных учреждениях и готовились стать писцами и чиновниками. При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов. На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наук. Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее, большое внимание при подготовке чиновника уделялось изучению иностранных языков. Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе.

Например, он должен знать: сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений, сколько нужно людей выделить для перевозки этого материала, сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску, как поставить на пьедестал большую статую и т.д.
Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворе, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства [11, 251-257].

Еще была особая профессия судей. Формально они тоже были чиновниками, но на деле они не подчинялись никому кроме вышестоящих судей, визирей и самого фараона. Судья должен быть честен, справедлив, должен знать божественные и государственные законы. Судей готовили при храмах богини правосудия и справедливости Маат [11, 266-267].

Ремесленно-художественные профессии осваивались прямо во время производства. У мастера по тому или иному виду работ (художник, архитектор, скульптор, ремесленник и т. д.) было несколько учеников, они помогали ему и в процессе работы перенимали у него ремесло [10, 164-203; 11, 134-163; 9, 354-392;].
Конечно же, обрисованная нами система образования не была столь четкой, это ступени весьма условны, и в какие-то периоды и при различных условиях моги не соблюдаться или вообще отсутствовать. Например, многие дети ремесленных профессий не посещали школу, а сразу перенимали профессию отца, работая вместе с ним. Или же многие дети жрецов, по традиции старший сын, должны были занять место отца при храме после его смерти, и его с самого рождения готовили к этому.

Особо следует отметить воспитание в семье фараона и его двора. Дети фараона от старшей царицы (престолонаследники) и младших цариц и дети высокопоставленных сановников обучались вместе, по тем же методам что и все дети Египта. Но их круг обучения был намного шире, в числе прочего им преподавали историю, географию, этикет, религиоведение, политику, военное дело, очень была важна физическая подготовка и прочие. Царевны обучались отдельно от мальчиков, им преподавали: письмо, счет, историю, этикет, религиоведение. Что касательно обучения детей фараона от наложниц то оно было обыкновенным, как и у всех детей Египта (они не считались детьми фараона) [11, 192-222].

Следует еще раз отметить, что эта схема системы образования весьма условна и приблизительна. Сами же египтяне не представляли ее подобным образом, для них, пожалуй, она была весьма условна, мобильна и подвижна. Можно было спокойно переходить из одной ветви в другую, да и начинать обучение можно было из разных позиций очерченной нами схемы.

2.3. Интерпретация основных понятий применительно к Цивилизации Древнего Египта

Эта схема и очерченная нами система Древнеегипетского образования отвечают определению системы образования данным нами в самом начале работы. Сетью образовательных учреждений являются ступени нашей схемы, обладающие преемственностью, управляемые государством, оно же и диктовало образовательные программы и стандарты в зависимости от своих собственных целей и нужд. А мобильность древнеегипетской системы образования можно объяснить уровнем развития страны и культуры.

Мы считаем, что подобную аналогию можно провести и с определениями воспитание, обучение, образование и система образования. Центральным понятием здесь мы ставим воспитание, и в каком-то смысле можно сказать, что оно было в мышлении древних египтян. Это мы хорошо показали в разделе «Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте», ведь главной целью воспитания было вырастить достойного человека, способного устроится в этой жизни быть полезным своей семье и государству. Тогда в подобное определение можно поместить все прочие определения, рассматриваемее здесь; обучение – это организованное воспитание; образование – это воспитанность человека и его непосредственное воспитание организованное государством, а система образования – это глобальная организация этого воспитания государством для самого себя.

Теперь мы попытаемся дать собственное собирательное определение системы образования в Древнем Египте с позиции самих древних египтян и назовем его «Системой воспитания человека в Древнем Египте». Итак, такое воспитание, есть исторически сложившиеся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению воспитание детей, которое в процессе складывания государства и развития культуры приобрело организованную форму, содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие.

В данной работе мы рассмотрели воспитание и образование в Древнем Египте. Следует отметить, что данное исследование носит скорее исторический характер, нежели педагогический. Но, не смотря на это, по нашему мнению, это исследование хорошо укладывается в рамки истории образования.

Свое исследование мы начали с раскрытия основных филосовско-педагогических понятий, кои стали теоретической основой выводов работы. Это такие категории как воспитание, обучение, образование и система образования.

Далее мы раскрыли основные особенности истории, культуры и религии Древнего Египта, которые оказали непосредственное влияние на воспитание и формирование системы образования.

Во второй части работы мы раскрыли особенности воспитания и отношения к детям в Древнем Египте, и показали, что главным в воспитании было вырастить достойного человека, полезного для общества и государства. Мы очертили схему образования в Древнем Египте и подробно рассмотрели каждую из ступеней и раскрыли особенности этой системы. Это ее мобильность, необязательность, условность и в тоже время некоторая иерархичность.

В конце работы мы провели сравнительный анализ и интерпретацию основных филосовско-педагогических понятий применительно к современной науке и Древнеегипетской цивилизации. Это показало, что рассматривать систему воспитания и образования в Древнем Египте можно с двух позиций: как с позиции современной науки, так и с позиции Древнеегипетской Цивилизации и культуры. Но и в том и в другом случае мы видим организованное и контролируемое государством воспитание с элементами обучения, образования и системности.

Тем самым, мы считаем, доказанной гипотезу исследования.

Из всего вышесказанного можно сделать два основополагающих вывода:

Первый, с позиции современной науки: в процессе развития Цивилизации Древнего Египта сформировалась и существовала многоступенчатая система образования подчиненная государству нацеленная на подготовку государственного, жреческого и ремесленного аппарата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector