В афинских школах и гимнасиях — процесс обучения и воспитания
Как происходил процесс взросления маленьких греков — об этом мы можем, к сожалению, только догадываться. Слишком мало источников. Хотя кое-что имеется. У нас есть живопись на вазах, есть бронзовая скульптура, значит, кое-что мы всё-таки знаем. Одно можно сказать наверняка, насколько безоблачным или не безоблачным было детство зависело от того, к какому социальному слою принадлежали родители. И одно мы можем заявить точно, если родители были богаты, значит до 7 лет жизнь ребенка была поистине безоблачной.
Воспитание мальчиков в Афинах
В 7 лет мальчиков передавали на попечение педагогов. Значение этого слова было совсем не таким, как сегодня. Педагог означало в переводе с греческого «сопровождающий ребенка». Это был раб, в обязанности которого входило водить мальчика в школу, нести за ним письменные принадлежности и обучать хорошим манерам. В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Часто это были иноземцы: Фракийцы или Азиаты.
В Афинах не было государственных школ, поэтому каждый гражданин обучал своего ребенка ну насколько позволяли возможности. Как правило нанимали частных учителей. И те учили детей считать, читать, писать. Кстати, читать учили по складам, например, произносили название букв гамма альфа — ГА, бета альфа — ба, и вот таким вот образом спустя некоторое время юный грек начинал читать.
Образование бедняков на этом и заканчивалось. А кто мог продолжать учение переходил к более глубоким знанием. Учитель заставлял ученика читать в школе стихи, взятые у лучших поэтов и учить на память стихотворение о людях, которые когда-либо совершили великие благородные поступки. Чтобы запечатлеть текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а ученики повторяли услышанное фразу за фразой. Ученики подходили к учителю один за другим или все вместе и отвечали ему урок до тех пор, пока не заучивали. А концу обучения некоторым удавалось выучить наизусть Иллиаду и Одиссею.
Роль музыки в воспитании
Большую роль в воспитании играла музыка. Дело в том, что в ней видели не только приятное времяпровождение, но и продолжение занятий. Продолжение занятий не только поэзией, но даже математикой.
Воспитание девочек в Афинах
Совсем иначе выглядело воспитание девочек. До семи лет они находились под опекой матерей и нянек, а с семи лет обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожелания и возможности семьи, в которой они выросли. Ведь государство перекладывала обязательства обучения девушек на их семьи.
Афинские гимнасии
Взрослые афиняне, желавшие продолжать занятия гимнастикой и продолжить свое обучение, посещали один из трех афинских гимнасий. Гимнасию у греков была уготована совершенно особая роль. Из места для занятий гимнастикой он постепенно превратился в интеллектуальный центр, во что то, что можно было бы уподобить нашим университетам.
В частности, на основе крупных гимнасиев основали собственные школы такие мыслители, как Платон, Аристотель, Диоген и другие. Кстати, у последнего из названных мудрецов, Диогена, было свое особое мнение по поводу греческих школ и гимнасиев. Он говорил так: «Грамматики изучают бедствия Одиссеи и не ведают своих собственных. Музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом. Математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами. А ритеры учат правильно говорить и не учат правильно поступать».
В афинских школах и гимнасиях
Урок 43. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «В афинских школах и гимнасиях»
Афины были интеллектуальным и культурным центром Древней Греции. Большое внимание здесь уделялось образованию граждан. Его главной целью было воспитание человека, который разбирается в искусстве, а также готов жить не только в условиях мира, но и войны. Именно здесь появился девиз: «В здоровом теле – здоровый дух».
Сегодня вам предстоит узнать о том, чему учили в Афинских школах, кто такие педагоги, и чем гимнасий отличается от палестры.
До 6 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.
Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.
Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.
Совсем другой была жизнь мальчиков. Они воспитывались дома до наступления 6 лет. Затем мальчики должны были пойти в школу, чтобы там получить необходимые для каждого гражданина знания и умения. Теперь ответственным за воспитание и безопасность ребенка становился раб-педагог. Само слово «педагог» переводится как «сопровождающий ребенка». Он должен был отводить мальчика в школу, следить за тем, чтобы ребенок получал необходимые знания. Дело в том, что обучение было очень дорогим, позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому учителя в школах должны были хорошо учить детей. Педагогом мог стать только тот раб, который пользовался доверием семьи. Часто это были те, кто долгое время работал в доме и, когда состарился, не мог выполнять физическую работу. Часто именно педагог становился лучшим другом мальчика, ведь он проводил с ребенком большее количество времени, чем отец или мать.
Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.
На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.
Вместо учебников в школе пользовались произведениями Гомера – «Илиада» и «Одиссея». По ним учились читать. Ученикам было необходимо запоминать и рассказывать наизусть отрывки из Гомера.
Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.
Один из поэтов советовал, как можно чаще «переворачивать стиль», то есть стирать и писать заново. Таким образом, произведение становилось все лучше и лучше.
Для обучения счету использовали аба́к – счетную доску. В Древней Греции ее еще называли «салами́нская доска». Это была дощечка, на которую насыпали морской песок. Считали по камешкам, которые лежали в бороздах. Для десятков – одна борозда, для единиц другая и так далее. Еще в середине XX века, до массового распространения калькуляторов и компьютеров, пользовались счетами, очень похожими на абак.
И педагоги, и учителя внимательно следили за поведением мальчиков. Часто применялись физические наказания – палками или розгами. В одном из поучений мальчикам говорится: «Будь прилежен, чтобы тебя не били».
Музыке юных афинян учил кифари́ст. Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах как ли́ра и кифа́ра. Под звуки этих инструментов ученики пели гимны.
Еще один учитель, который учил афинских мальчиков, был педотри́б, он преподавал гимнастику в пале́стре. Название школы произошло от греческого слова «пале» – борьба. В палестре на открытом воздухе проходили занятия по борьбе, бегу, прыжкам, метанию копья и диска, плаванию. Также мальчиков учили манерам и правильной красивой походке. Главной целью обучения в палестре было не воспитание атлета или сильного воина, как, например, в Спарте, а стремление сделать афинян сильными, красивыми и умеющими заботиться о своем здоровье. Здесь юноши обучались до 16 лет.
Затем они начинали посещать гимна́сии. Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться.
Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.
После занятий афиняне шли в бани, холодные или горячие, комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй; по крытым коридорам или по́ртикам. По́ртик – это помещение, крышу которого поддерживают колонны. Вспомните, где в Древней Греции можно было увидеть этот знаменитый портик?
Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики – науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.
Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.
Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.
Знакомы ли вам слова Академия и Ликей? Академией сейчас называют высшее учебное заведение или общество ученых. А от слова Ликей произошло «лицей» – это общеобразовательное учебное заведение.
Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.
Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.
Итак, подведем итог. В ходе урока вы узнали, что:
· девочки в Афинах воспитывались дома и не посещали школу:
· мальчики начинали ходить в школу с 6 или 7 лет;
· сопровождать детей в школу и следить за их поведением должен был раб-педагог;
· в школе мальчики писали на диптихе – двух дощечках, скрепленных между собой;
· для письма использовали заостренную палочку – стиль;
· считать учились на специальной доске, которая называлась абак;
· палестра – это школа, где занимались гимнастическими упражнениями;
· с 16-18 лет афиняне посещали гимнасии – помещения для физических упражнений, где могли отдохнуть и пообщаться;
· на основе гимнасиев были созданы Академия Платона и Ликей Аристотеля.
Афинская школа: особенности, история и интересные факты
Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.
Образование в Древних Афинах: особенности
Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.
Типы школ в древних Афинах
Среди основных типов афинских школ можно выделить:
Описание афинской школы
В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.
В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.
В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.
Как говорит история
В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.
Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».
Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.
Обучение в гимнасиях
Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.
Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.
Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.
Роль педагогов в афинском образовании
В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.
Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.
Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.
История Академии Платона
История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.
Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.
Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.
Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.
Знаменитое творение Рафаэля
Всемирная история
§ 38. В афинских школах и гимнасиях
1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непослушании своего воспитанника — брался за розгу.
Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.
Педагог ведёт ребёнка. Древнегреческая статуэтка.
2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.
Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.
В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.
В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное — домоводству.
3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.
Дощечки, покрытые воском, и стиль.
Дискобол — метатель диска. Статуя работы Мирона.
В палестре. Рисунок нашего времени.
Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса.
Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына
(Из бытовой сценки древнего автора)
Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!
Копьеносец. Статуя работы Поликлета.
4. В афинских гимнасиях. Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.
Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.
В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Разные взгляды греческих учёных на природу человека
Аристотель писал:
«Одни орудия являются одушевлёнными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.
Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий.
Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?
Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлёнными. а какие — неодушевлёнными?