Как учили детей 200 лет тому назад
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как «1-сентября» и «каникулы» в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: «one room schoolhouses». Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
Так, приведя ученика впервые в школу: «.родители приносили «хлеб-соль» – белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника – «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров».
В переводе с греческого слово «педагог» означает «ведущий ребенка». В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что «древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому». Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися «мастерами» и «мастерицами».
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины девятнадцатого века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: «Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу».
Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал «Положение о гражданских мундирах». Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.
В сельской школе. (1883). Автор: Владимир Маковский.
«Бретонская школа». Автор: Жан-Батист Жюль Трайер.
«Устный счет». В народной школе. Автор: Николай Богданов-Бельский.
«Кругосветное путешествие». Автор: Андре Анри Даргелас.
Как кубанские казаки 200 лет назад детей учили
В начале XIX столетия в кубанском крае уживались в сфере образования два противоположных течения: народное самообучение и официальная школа
Курс в сторону официальной школы с профессиональными педагогами на Кубани был взят в первые десятилетия позапрошлого века. Уже в 1812 году началось кампания, конечной целью которой было исключение самообучения из образовательного процесса. Кампания эта, как отмечает историк и общественный деятель Федор Щербина в труде «История Кубанского казачьего войска», была длительной и весьма непростой, поскольку «легче было выгнать многочисленных врагов из России, чем заставить черноморского казака отказаться от векового обычая учиться грамоте и письму по собственному разумению и без всякой опеки со стороны».
Указ Его величества
В начале девятнадцатого века приоритеты в народном образовании, как известно, отдавались духовным учебным заведениям. Подтверждением тому служит то, что в разных уголках необъятной России-матушки открывались духовные академии и семинарии. Внимание же на светское образование обратили в 1802 году, когда в стране было учреждено Министерство народного просвещения и высочайшим указом определены его функции и основные задачи.
Императорским указом, подписанным в январе 1803 года, вводились единые «Правила народного просвещения» и положение «О заведении училищ».
«Рассмотрев поднесенный нам министром просвещения общий с членами правления училищ доклад об устроении училищ и распространении наук в Империи нашей, — говорилось в тексте указа, — признали мы за нужное утвердить предварительные правила народного просвещения. И как сия государственная часть, по различию предметов, в нее входящих, касается не только до гражданских, но и до духовных властей, … мы (император Александр I — прим. ред.) удостоверены, что и все наши верноподданные примут деятельное участие в сих заведениях, для пользы общего и каждого учреждаемых».
При новом Министерстве учредили Главное правление училищ (Комитет). В него вошли компетентные и преданные делу просвещения люди, которые с энтузиазмом взялись за разработку новой платформы народного образования. Одним из первых начинаний Комитета стало деление территории России на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Белорусско-Литовский (Виленский), Дерптский (немецкий), Харьковский, Казанский (до этого времени был один округ). Кубань, как отмечает историк Ольга Шкилева в работе «Из истории образования на Кубани. Дореформенный период», вошла в состав Харьковского округа.
Грамотка, часословец и псалтырь
В кубанском крае первые шаги светского образования были робки и несмелы. Делались они через школу приходского дьяка и через писарню земского повытья (то есть отделения в приказе, ведающего делопроизводством — прим. ред.). Именно там, в писарне, где «робкое детское перо погружалось в обломок бутылки, заменявшей чернильницу», и появились прообразы современных средних образовательных учреждений, отмечается в трудах начальника Псекупского казачьего полка, а по совместительству историка и основателя первого на Кубани краеведческого музея в Горячем Ключе Ивана Попко.
«От цветущей долины первых игр детства до чернильной вершины войскового Парнаса считалось три поприща: грамотка, часословец и псалтырь», — писал Иван Попко, подчеркивая, что через служителей культа дети познавали «государеву политику», нравственность, учились бороться с дурными помыслами, уважать власть, отвечать за свои поступки, анализировать собственное поведение, делать выбор между добром и злом.
Что же касается обучения грамоте как такового, то занимались им в основном лица духовного звания: местные грамотеи и писари. «Мастерами грамоты» чаще всего были дьячки или мирские люди, для которых дело обучения стало основной профессией. По договоренности с отцом или родственниками отрока обучали его такие профессионалы у себя на дому или в семье ученика, регулярно навещая подопечного.
Иногда на таких уроках собирались несколько детей, таким образом получалась небольшая школа. Учили детей грамоте да уму-разуму в основном по религиозным книгам, однако известны случаи, когда учителя использовали в процессе и произведения устного народного творчества: например, казачьи сказки и различные пословицы.
Грамотного человека на Кубани называли «письменным», а пишущего с крючками и без препинаний величали «бумажным», — писал Иван Попко. Бумажных людей в войсковых присутствиях, канцеляриях, комиссиях и станичных правлениях было немалое число. Казалось бы, процесс обучения вполне можно было запускать исключительно на местном материале. Однако известен документ, свидетельствующий об обратном.
Трудами просветителя Кирилла
В 1803 году в Екатеринодаре открылась 1-я войсковая школа. При этом наказной атаман Бурсак, который, по-видимому, не очень доверял местным грамотеям, специально выписал из Московского университета для преподавания наук в этой школе студента Иванченко и гимназиста Полякова.
В 1804 году на базе войсковой школы открылось войсковое училище. Его смотрителем стал протоиерей Кирилл Россинский, по мнению современников, самый деятельный поборник просвещения в Черномории. Протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. По образованию и по уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. «Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения и умер никем не оцененный, положительно бедняком», — писал о просветителе Федор Щербина.
Благодаря активной миссионерской деятельности Россинского на территории Екатеринодара в 1813 году возникает ряд церковных строений: церкви во имя Святой Екатерины в центре города, во имя Святого Апостола Фомы на территории кладбища. В 1821 году Россинский обращается с просьбой к князю Александру Николаевичу Голицину, президенту Российского Библейского общества, также ведавшему в то время духовными делами и народным просвещением в Санкт-Петербурге, о разрешении открыть в «городе Екатеринодаре и окрест войска Черноморского сотоварищества Библейского общества для содействия в снабжении книгами Священного писания».
Такое разрешение было получено, и Россинский приступает к активной работе, вовлекая в нее все больше своих единомышленников.
В 1806 году Россинскому удалось открыть в Екатеринодаре уездное начальное училище. Сам он был назначен его смотрителем и законоучителем. Для преподавания предметов из разных городов были выписаны хорошие наставники. В 1811 году к училищу были присоединены гимназические классы, что позволило в дальнейшем открыть гимназию. В августе 1818 году трудами Россинского было открыто духовно-приходское училище, а первым смотрителем назначают его основателя. Для учеников местных училищ Россинским были составлены «Краткие правила российского правописания». В том же году Харьковская университетская типография выпустила в свет второе издание этих правил, которое финансировал полковник Черноморского войска М. Дубонос.
В 1901 году в одном из апрельских номеров «Кубанских областных ведомостей» екатеринодарцы выразили благодарность просветителю, предложив назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоирея Россинского.
Неграмотным казакам чинов не положено
Азы просвещения
Касательно обучения совсем юных отроков стоит заметить, что на Кубани, как и по всей России, в начале XIX заметно увеличилось число учебных заведений. Каждый церковный приход имел по крайней мере одно приходское училище. Здесь учились дети казаков, реже — иногородних.
Федор Щербина отмечал, что существовали эти учебные заведения за счет средств местных церквей, приходских обществ, епархиальных училищных советов и их отделений.
Среди предметов во всех учебных заведениях предпочтение отдавалось Закону Божьему. Преподавали краткую церковную отечественную историю, географию с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и рисование. Уроки русского языка проходили с объяснением прочитанного, письмом под диктовку (с толкованием необходимых грамматических правил, употребляемых при написании). В курс обучения также входили церковное пение, церковнославянская грамота, рукоделие.
Выпускники церковно-приходских школ имели право на учительство в начальных школах. Окончившие одноклассные начальные и двухклассные окружные школы также получали право на поступление соответственно во 2 и 4-й классы гимназий.
К слову, об устройстве гимназии в Екатеринодаре войсковая канцелярия приняла постановление в 1819 году. Начался сбор пожертвований, в феврале уже было собрано 23 332 рублей 80 копеек. Гимназия была открыта 1 октября 1819 года, ее директором стал протоиерей Кирилл Россинский.
Вообще же, к концу 20-х годов ХIХ века на Кубани было 11 училищ. По тем временам такое количество школ считалось своего рода роскошью.
Школа, учителя и ученики на полотнах старых мастеров: Как учили детей 200 лет тому назад
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как «1-сентября» и «каникулы» в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: «one room schoolhouses». Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
Так, приведя ученика впервые в школу: «. родители приносили «хлеб-соль» – белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника – «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров».
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися «мастерами» и «мастерицами».
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины девятнадцатого века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: «Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу».
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Художники-подборка. Как учили детей 200 лет тому назад
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как «1-сентября» и «каникулы» в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: «one room schoolhouses». Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
Так, приведя ученика впервые в школу: «. родители приносили «хлеб-соль» – белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника – «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров».
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статусы, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися «мастерами» и «мастерицами».
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины девятнадцатого века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: «Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу».