чему учили в византийских школах

Чему учили в византийских школах

Ссылки к разделам статьи

gerb vizantiyiГоворя, о роли образования в Византии, стоит сказать и о самой системе образования. Система образования византийской империи имела многоуровневый характер и на протяжении тысячелетия была наиболее передовой, имела многоуровневый характер. Об этом может говорить то, что независимо от своего социального положения каждый подданный Византийской империи имел возможность получить образование. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

Большое распространение получили домашние формы образования. В простонародных семьях основу составляло, прежде всего, трудовое воспитание. В знатных семьях воспитанию детей уделялось особое внимание, мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, который должен был развлекать ребёнка и учить грамоте. В знатных семьях обучаться грамоте имели возможность и девочки.

К сожалению, о воспитании девочек и девушек в империи мало что известно, возможно потому, что девочка, прежде всего, воспринималась как будущая жена, мать, хранительница домашнего очага. Поступать в высшие учебные заведения девочки не могли, но девушки из просвещённых, знатных и состоятельных семей нередко получали очень хорошее домашнее образование.

Первым этапом обучения были школы грамоты, где дети получали элементарное образование. Курс обучения составлял два-три года, дети начинали учиться с пятилетнего, семилетнего возраста. Обучение грамоте велось по буквослагательному методу, на практике широко применялось заучивание текстов наизусть. Учебными пособиями для учащихся служили античные тексты (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Счету обучались сначала на пальцах, затем использовали счетный материал (камушки), потом – счетная доска – абак. Характерной чертой византийского образования было отсутствие в нём физической подготовки ребёнка, уроки музыки заменялась церковным пением, обучение велось от простого к сложному. Элементарные школы для многих детей были первой и последней ступенью образования.

Следующей ступень образования были грамматические школы. Они могли быть как церковными, так и светскими, частными и государственными. Чаще всего такой уровень обучения получали дети светской и духовной элиты. В данной школе большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике, что составляло первую четверицу программы «семи свободных искусств», во вторую же входили арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Цель обучения – овладение «эллинской наукой», формирование у обучающихся общей культуры и красноречия, развития мышления. Для достижения этой цели одним из главных средств обучения считался состязательный метод образования (школьники соревновались друг с другом в толковании текстов и риторике). Учителя придерживались традиционной методики обучения: читали учащимся традиционные учебные тексты, давали толкование, задавали ученикам вопросы, отвечали на вопросы учеников и организовывали дискуссии. Чтение было одним из важнейших источников знаний, поэтому выпускники школы должны были знать содержание Библии, сочинений «отцов церкви» – Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, так же выдающиеся произведения античной эпохи «Илиады» Гомера, произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита.

За неуспехи в учебе и нарушения дисциплины применялись телесные наказания.

s43625223

Первоначально обучение велось на латинском и греческом языках, но вследствие того, что в период с VII по VIII вв. велась активная борьба с еретичеством, обучение стало вестись исключительно на греческом языке (латинский стал языком римской католической церкви, которая с течением времени всё больше расходилась с православной константинопольской). В XV в. в программу обучения были введены иностранные языки, и вновь стало обязательным изучение латинского языка.

Идеал выпускника византийской высшей школы – энциклопедически образованный государственный или церковный деятель. Об уровне образованности выпускников этой школы можно судить по деятельности первых просветителей Руси, братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия.

Стоит сказать о том, что высшее богословское образование можно было получить только в монастыре. Важная роль монастырей в деле образования в Византии сохранялась вплоть до XV в.

Важнейшей составляющей политики государства является образовательная политика. Византийскую империю по праву можно назвать одним из первых государств, которое сумело не только это понять, но и применить на практике, о чем может говорить её социально-экономическое и научно-техническое развитие, а также рост культуры. Византия играла роль связующего звена не только между культурами Европы и Ближнего Востока, но и соединила античную образованность со средневековой культурой.
«Византия после Византии» – этой краткой формулировкой многие историки подчеркивают, что воздействие византийских политических традиций и культуры продолжалось и после падения империи. Спасаясь от турок, византийские ученые, художники, ремесленники переселялись в другие страны, увозя с родины древние рукописи и иконы. Одни греки поселились в Италии, открыв итальянцам малознакомую древнегреческую традицию и внеся немалый вклад в расцвет итальянской культуры эпохи Возрождения. Другие же греки перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру. Достойным наследником византийской империи стало государство Российское, которое заимствовало и сохранила византийскую культуру.

Источник

Чему учили в византийских школах

Ссылки к разделам статьи

khram sv sofiiВизантийская империя – великая средневековая держава, вобравшая в себя великолепное наследие античности: Греции и Рима. В эпоху раннего Средневековья Византия значительно превосходила другие европейские страны во многих отраслях человеческой деятельности. Она дала миру высокие образцы литературы и искусства, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогли обогнать ей многие развитые государства Востока и Запада. Причиной такого неоспоримого могущества византийской цивилизации является образование.

Образование играло важную роль, выражаясь словами одного из императорских указов, считалось, что «образованность – величайшая из добродетелей». Примечателен высокий социальный статус образования в средневековой Византии, неслучайно по уровню образованности своих жителей Византия на многие века опережала европейские средневековые государства. Наличие образования считалось главным условием для государственных служащих и духовенства, в настоящее время наличие образования, так же влияет на карьерный рост человека.

Задача данной статьи – раскрыть особенности образования в Византии, выявить, чем система образования Византийской империи была уникальна и эффективна, в чем заключалась ценность образования, полученного в Византии.

Хронологические рамки эпохи Cредневековья, по мнению многих историков, заключаются именно в датах возникновения и падения Византии. Византийская империя просуществовала с 395 года, в период распада Римской империи, и до 1453 года – до захвата Константинополя турками.

С VII и вплоть до XV века Византия испытывала давление со стороны славян, арабов, болгар, венгров, печенегов, турок, а 1204 году Константинополь даже захватили участники Четвертого Крестового похода. Однако она всё равно оставалась воплощением могущества, роскоши, высочайшей культуры и продолжала играть значительную роль в судьбе средневековой Европы.

s72625255

На карте жёлтым цветом показана территория Византийской империи в во время её наибольшего расширения (1025 г.). В это время в состав Византии входил юг Италии, бо́льшая часть черноморского побережья, весь полуостров Малая Азия (кликните, чтобы увеличить изображение).

s56479498

Одной из характерных черт Византии было Сохранение централизованной империи и сильной императорской власти. Культ императорской власти оказывал влияние на развитии искусства и культуры в целом.

konstantin bagrjanorodnyjВремя правления образованного императора Константина VII Багрянородного (905-959) связывают с небывалым подъёмом в экономике, социальной организации общества и уровня образования. Он как никто из византийских императоров уделял внимание образованию и в целом культурному развитию общества. По его указаниям открывались новые учебные заведения и создавались энциклопедические труды по различным отраслям знаний: логике, философии, истории. При Константине VII большое значение придавалось изучению арифметики, геометрии, стереометрии, музыке и философии. В своём сочинении «Об управлении империей» он написал, что помимо благочестия государю необходимы обширные знания, поскольку понимал, что ему необходимо конкурировать с Западно-Римской Империей не только в военно-политическом плане и в экономической сфере, но и бороться за статус культурно-научного центра в мире.

Стоит отметить, место и роль церковной власти в государственных делах. В отличие от Западной Европы, где церковь диктовала пути развития государства и определяла образовательную политику, византийская церковь находилась в полной зависимости от государства, власть императора не была ограничена властью духовных лидеров, система образования носила более светский характер, но при этом церковь являлась неотъемлемым элементом жизни византийского общества. Возможно, именно это и обеспечило высокий уровень образования в Византии, так как на примере развития Европы и государств Востока можно видеть неэффективность исключительно богословского образования и чересчур большого вмешательства церкви в государственные дела.

Более свободная от религиозных догматов система образования дала миру учения таких видных представителей культуры как патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла. Религиозные и светские знания взаимодополняли друг друга, наряду со светскими мыслителями известны были такие христианскими теологи Востока, того времени, высказавшие множество педагогических соображений, среди которых были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. Конечно, были и те, кто отрицательно относился к светским знаниям, к такому типу образования, так в XIV – XV вв. в Византии появилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли, получившее название исихазма.

Источник

Воспитание и образование в эпоху средневековья в Византии — Основные этапы развития просвещения в Византии

История школьного образования и воспитания Средневековья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Типы образовательного процесса и парадигмы педагогической мысли были качественно иными в эту эпоху по сравнению с древними временами.

Хотя средневековое образование и обучение в разных регионах мира не совпадали по времени, в них были некоторые общие черты.

Средневековое общество все еще имело тенденцию воспитывать поколения, скованные сословными правилами и ограниченные репродуктивным образованием. В то же время возникли и другие тенденции к самореализации личности и освобождению от жестких социокультурных норм. В целом, однако, образование было четко ориентировано на классы и готовило людей к деятельности в рамках определенного социального класса. Было чрезвычайно трудно преодолеть такую установку по умолчанию.

Тесно связанные с античностью, школа и образование в Средние века, тем не менее, стали чем-то вроде альтернативы образовательной традиции древних сообществ и цивилизаций.

Византийская система образования формировалась на протяжении веков непрерывного существования школ. Сначала преподавание было добровольным занятием; школы были светскими и принимали всех, кто хотел и мог учиться. Византийцы всегда испытывали глубокое уважение к знаниям и признавали особую ценность образования, которое было полезно как для народа, так и для императоров.

В данной статье мы рассмотрим основные этапы развития образовательной культуры в Византии.

image 97475

lfirmal 3

Основные этапы развития просвещения в Византии

Византийская империя со столицей в Константинополе просуществовала тысячелетие, с 395 по 1453 г. Она возникла после распада Римской империи в ее восточной части и включала Балканский полуостров, Малую Азию и юго-восточное Средиземноморье.

Знакомство с византийским образованием и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом очень плодотворно с точки зрения профессиональной педагогики: Византия была прямой наследницей эллино-римской культуры. Уровень образования ее населения превышал уровень образования западноевропейских стран вплоть до XIII-XIV веков. Как говорят византинисты, это была самая «читающая» страна средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры. Благодаря своему посредническому положению между Востоком и Западом, Византия стала связующим звеном между культурами Европы и Азии и своеобразным транслятором античного наследия.

Византийскую культуру и периоды просвещения, принятые в современной византийской литературе, можно разделить на несколько этапов.

Ранняя фаза связана с длительным процессом превращения Византии из рабовладельческого общества поздней античности в феодальное общество, в централизованную монархию. Начало четвертого века ознаменовалось деятельностью византийских богословов, известных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского (Великого), Григория Богослова и некоторых других. Их труды представляют собой совокупность богословских, философских, политических и социологических учений, которые показывают отношение к духовному наследию античности, формулируют мировоззренческие и нравственные ориентиры христианства.

В этот период преодоление местного сепаратизма, подавление народных волнений и укрепление централизованной власти сопровождалось идеологической борьбой ортодоксальной христианской доктрины с различными ересями и с иконоборчеством — социально-религиозным движением неприятия культа иконопочитания. Систематизацию учения «Отцов Церкви» обычно связывают с деятельностью выдающегося богослова и просветителя XIII века Иоанна Дамаскина.

Период «Отцов Церкви» завершился в тринадцатом веке, когда по всей Византии утвердились единые формы власти и управления, правовые нормы, идеологические и моральные ценности, поддерживаемые не только государственным аппаратом и церковной властью, но и существовавшей тогда системой образования. К этому времени было установлено конфессиональное единство общества в форме православного христианства, а также укреплен союз церкви и государства при решающей роли государства, т.е. власти императора.

Глубокие изменения в экономике и социальной организации общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Его расцвет приходится на IX-XII века. Начало этого подъема обычно связывают с деятельностью образованного императора Константина VII Багрянородного (913-959), который непосредственно участвовал в открытии новых учебных заведений и составлении энциклопедических трудов по различным областям знаний: логике, философии, истории и др. По свидетельству современников, при Константине также преподавались арифметика, музыка, геометрия, стереометрия и философия. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых и поручил им обучать тех, кто хотел продолжить свое образование. Последующий расцвет культуры и просвещения наступил в византийской науке после правления таких правящих династий, как «Македонский ренессанс» (867-1056) и «Комниновский ренессанс» (1081-1185). Педагогическая деятельность таких выдающихся представителей византийской культуры того времени, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Италос и др. активно способствовала утверждению светской направленности образования.

В это время взаимодействие социально-экономических структур и культурная интеграция Византии и европейских стран стимулировались христианизацией европейских народов, которая последовала за возникновением феодализма.

В то же время усиление власти Каролингов-Франков и формирование германской нации в Римской империи (VIII-X вв.) привело к консолидации и обособлению западноевропейских государств. Консолидация романо-германских народов, поддержанная укреплением папства, привела к отказу Константинополя от претензий на лидерство в христианском мире и выдвижению встречных претензий.

Воспитание и образование в Византии

В Византийской империи отечественные формы воспитания и образования детей и молодежи, характерные для греко-римского мира, достигли высокого уровня развития. Если в семьях простых людей она основывалась на труде и начальном христианском образовании, передаче знаний того или иного ремесла от отца к сыну и навыков ведения домашнего хозяйства от матери к дочери, то в богатых и знатных семьях не только мальчики, но и девочки осваивали чтение и письмо и получали достаточное книжное образование. Характерны такие увещевания для детей: «Много читайте и много учитесь. Если вы не понимаете, не отчаивайтесь. После того, как вы прочитаете книгу не один раз, вы получите знание от Бога и поймете. А чего не знаете, спрашивайте у знающих, и не гордитесь. Важно изучать и понимать природу вещей и действовать соответственно».

Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, дети воспитывались в семьях с высоким социальным статусом, но даже в ремесленных семьях детей учили читать и писать, если родители были грамотными. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали воспитателю, который следил за играми ребенка, развлекал его и учил читать и писать.

Византийская система образования была самой передовой и развитой в течение тысячелетия. Историки приходят к выводу, что в Византии не существовало социальных ограничений на образование, и каждый, кто хотел и имел возможность учиться, мог посещать византийские учебные заведения. Но следует отметить, что образование было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

На первом этапе обучения, в школах грамотности, дети получали элементарное образование под названием пропедия. Они могут быть меньше по численности или больше, но их сеть всегда была больше, чем в Западной Европе. Курс обучения обычно охватывал 2-3 года и начинался в возрасте 5-7 лет.

Византийская школа была христианским продолжением эллинистической начальной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: Свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус были заменены бумагой («бомбические книги»), начиная с XI века; стиль письма был заменен птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте была сохранена практика предыдущей эпохи.

Студентов обучали методу написания письма с обязательным произношением написанного, «рефреном». Сначала ученики запоминали буквы, затем слоги во всем их многообразии, и только после этого начинали читать целые слова и предложения. Метод запоминания прижился.

Упор на заучивание был оправдан, поскольку язык школы и книги отличался от разговорного греческого. Основой школьного обучения были традиционные тексты античных школ (Гомер, басни и т.д.), дополненные Псалтырем и житиями христианских святых. Преподавание арифметики практически не изменилось. Преподавание арифметики почти не изменилось: Был счет на пальцах, затем стали использовать камешки, потом доску абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античных и эллинистических образовательных традиций, физическая подготовка детей отсутствовала в содержании начального образования. Музыка и мелодекламация были заменены церковным пением. Учителя в начальных школах читали дидактические лекции, использовали мнемонику и следовали принципу последовательного обучения от простого к сложному, от знакомого к новому материалу.

С середины девятого века школа в Константинополе называлась Магнаврой, по названию комнаты в императорском дворце (Золотая палата). Своего расцвета она достигла в XI-XII веках. Следует отметить, что если в Западной Европе университеты создавались как свободные корпорации профессоров и студентов, как самоуправляемые институты, то в Константинополе высшая школа оставалась под императорской властью. Константин IX Мономах регулировал всю деятельность магнаврской школы, высшей юридической школы, высшей медицинской и философской школ и даже высшей патриаршей школы.

Педагогическая мысль

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельной в четвертом и пятом веках. Его развивали неоплатоники Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямблих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и другие). Неоплатоники ориентировали образование на высший духовный мир неизменных идей. Вектор образования был направлен в первую очередь на познание собственной души, самосовершенствование. Такое знание предлагалось реализовать через «божественное озарение» и «экстаз» посредством концентрации и напряженных молитв.

Постепенно, однако, христианская традиция педагогической мысли укреплялась. Византийские богословы в VI-XV веках выдвинули ряд идей, которые легли в основу религиозного воспитания и обучения и оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

Так, авва Дорофей (VI в.) рассматривал светское образование как путь к познанию божественной истины.

Максим Исповедник (VII век) определял человека как микрокосм, который должен быть приведен в гармонию между земным и небесным существованием посредством образования. Чтобы достичь этой гармонии, необходимо бороться с греховностью человека и стремиться к развитию в гармонии с человеческой природой, полагаясь на волю «как силу стремления к слиянию с природой».

Один из первых средневековых схоластов, Иоанн Дамаскин (675-753), развил идею универсального, энциклопедического знания в своем философско-педагогическом трактате «Источник знания».

Патриарх Фотий (820-897) считал, что подрастающее поколение должно принять точно сформулированные универсальные моральные нормы, разумеется, в ортодоксальной христианской интерпретации.

Продолжателем восточно-христианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он был ярым противником светского образования и выступал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь «миром духовного обучения и воспитания».

Публицист и философ Михаил Пселл (1018-1096) выступал против такого ярко выраженного клерикального подхода. Он утверждал, что в образовательной программе есть два основных этапа: приобретение светских знаний, не противоречащих церковным учениям, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не будет подвержен религиозному влиянию. Идеальный мужчина был гуманистичен, физически развит, образован, чувствителен к красоте, духовно благороден и тверд духом.

Одним из последних великих мыслителей Византии, занимавшихся проблемами образования, был Георгий Мистус Плифон (1355 — 1452). Совершенство — вот цель идеального образования, считал Плифонт. Путь к совершенству — это, прежде всего, нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно только через личные усилия и самообразование, XIV-XV вв. — Это было время, когда в педагогической мысли Византии сильно усилились клерикальные тенденции. Монашеское направление исихастов (от слова «исихия» — мудрая молитва) возглавляли Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихасты крайне враждебно относились к светскому образованию и античным знаниям, считая нравственное и религиозное воспитание главным средством формирования личности.

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения

Впоследствии византийское влияние в той или иной степени ощущалось в Персии, Закавказье, арабском мире, Восточной и Западной Европе. В то же время византийская культура испытывала влияние культур других народов. Переплетение различных отраслей человеческой культуры придало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное мировоззрение, развитая педагогическая мысль, сильные позиции светского образования, христианское вероучение, приверженцами которого были эллинистически образованные люди, подчинение церкви и школы кесарю, престижное образование — вот далеко не полный перечень черт Византии, характеризующих византийский феномен сам по себе.

Как страна высокой учености, Византия играла роль связующего звена между античностью и средневековой ученостью. Стоит отметить, что даже после 1453 года, когда исчезла сама Византийская империя, византийская образовательная традиция, восходящая к пятому веку, не прервалась.

Византийская империя была не только культурным мостом во времени, но и успешно соединила Запад и Восток через Константинополь. Этот уникальный исторический опыт, свидетельствующий о возможности формирования общечеловеческих ценностей в школьной работе, должен быть осмыслен сегодня, чтобы избежать как европоцентризма, так и других односторонних взглядов на развитие мировой культуры.

Уже в первом веке своего существования Византия передала традицию греческой школы в Персию и далее на восток. При Юстиниане, после закрытия им Афинской академии в 529 году, языческие философы и учителя перебрались ко двору шаха Хосрова и организовали дворцовую школу, где преподавалась «эллинская мудрость». Христиане-несториане также последовали этому примеру. Даже в далекой Средней Азии, в Мерве, существовала колония христиан из Сирии, где действовали школы «свободных искусств».

Византийская культурная сфера также включала в себя побережье Черного моря. Просветительская и религиозная деятельность Василия Кесарийского, Григория Назаретского, Григория Нисского, которые были очень известны в армянских интеллектуальных кругах, разворачивалась на границах Армении в Капподокии. В Грузии закончил свое путешествие Иоанн Златоуст, отпавший от благодати и сосланный в один из абхазских монастырей.

Просветитель Месроп Маштоц в 405-406 годах создал армянский алфавит, что сделало возможным обучение армянских детей на родном языке с первой половины V века, этому также способствовал перевод византийской учебной литературы на армянский язык. Школы в эллинистическом стиле существовали и ранее в Армении. Содержание и методы школьного образования, разработанные в древности и принятые в образовательной системе раннего средневековья, стали достоянием армянского народа. После VII века в монастырях Армении стали открываться школы высшего типа — вардапетараны. В XIII веке на юго-востоке Армении был основан Гладзорский университет, где, как и в византийской школе, преподавалось не только богословие, но и светские науки.

Грузия также унаследовала византийскую православную культуру образования и просвещения. Центром грузинского образования была Гелатская академия, основанная Давидом Строителем недалеко от Кутаиси. Образование в нем осуществлялось по византийской модели. В XI-XIII веках студенты изучали в основном философию неоплатоников и византийскую богословскую литературу. Непрерывную передачу византийского опыта монашеского образования осуществлял грузино-иверский монастырь на горе Афон в Греции.

Духовный мост в арабо-исламский мир был установлен при жизни создателя Корана, пророка Мухаммада (570-632), который был знаком с книжной культурой христианской Византии. Считается, что греческий перевод Корана был известен в Византии уже в 10 веке.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector