чему учит а тем временем где то

Чему учит а тем временем где то

a tem vremenem gdeto agaleksin

1. Анатолий Георгиевич Алексин.

2. «А тем временем где-то».

5. Повесть была написана в 1967 году.

6. События повести происходят в годы ее написания, то есть 1960-е годы.

7. Герой повести – школьник Сережа, из семьи советских интеллигентов. Его родители – инженеры, проектируют заводы, часто уезжают в командировки, а Сережа остается с бабушкой. Сережа – самый обычный мальчишка, не самый примерный ученик, любит гонять мяч во дворе, может на урок опоздать, приврать, нафантазировать. Но он человек добрый, хороший друг.

У них «образцовая семья», его родителей, спортивных, дисциплинированных, активных общественников уважают коллеги, соседи, учителя в школе.

Отец Сережи, тоже Сергей, всегда делает и говорит правильные вещи, в плане самодисциплины является примером для сына и окружающих. И в нравственном, моральном аспекте он непогрешим, все считают его порядочным, человечным, уравновешенным, никогда не демонстрирующим бурных эмоций.

Мама Сережи тоже во многом схожа с отцом, но все-таки она более нежно привязана к сыну, скучает по нему в командировках.

Бабушка Сережи более близка мальчику по характеру. Она тоже не прочь попроказничать, у нее отличное чувство юмора и ироничный взгляд на вещи, в какой-то мере и на родителей Сережи. Никакого пиетета к расхваленным всеми дочери и зятю она не испытывает.

8. Так вот, наступает момент, когда мальчику Сереже приходится усомниться в моральной непогрешимости отца. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он узнает, что его отец не всегда был таким физически крепким, жизнерадостным, самоуверенным человеком. В его жизни были тяжелые времена, война, плохое здоровье. Тогда с ним рядом был человек, женщина, которая помогла ему преодолеть трудности, встать на ноги, и он эту женщину оставил, забыл о ее существовании. И даже когда она однажды попросила о помощи, не откликнулся, никак не отреагировал на ее обращение к нему.

Мальчик знакомится с этой женщиной и становится свидетелем того, как ее приемный сын уезжает от нее к родителям, которые нашли его после долгих поисков. При чем уезжает тайно, не попрощавшись с Ниной Георгиевной, которая вырастила и воспитала его, была фактически ему матерью. Этот подросток своими холодными рассуждениями напоминает Сереже отца, и невольно возникает параллель между их поступками по отношению к одной и той же женщине.

Источник

Конспект «Жизненные уроки повести «А тем временем где-то» А.Алексина»

0e88 00098467 491b1f44

Конспект урока «Жизненные уроки повести «А тем временем где-то» А.Алексина»

Езерская Наталья Тадеушевна, учитель русского языка и литературы

Самое главное в людях – это способность быть добрым. В произведениях А.Г. Алексина мы встречаем редких людей, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, который не забывается, оставляет зарубку в душе. Произведения Анатолия Алексина современны, словно о нас.

«Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения»

познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;

определить тему и идею произведения.

развивать навык самостоятельно мыслить и четко оформлять свои мысли;

развивать познавательный интерес и расширить кругозор учащихся;

развивать навыки анализа художественного произведения.

воспитывать личность, нравственно-устойчивую к жестокости, эгоизму, корыстолюбию, постоянно самосовершенствующуюся;

воспитывать сознание необходимости делать добро;

воспитать любовь к литературе.

Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

а) прочитать повесть самостоятельно;
б) ответить на вопрос: «Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа», с этим рождаются или это результат воспитания?»;
в) сыграть сцену ухода Шурика из дома Нины Георгиевны.

Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

II. Обратимся к биографии писателя. Биографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик.

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.

Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком.

После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.

По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.

Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).

После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления дhello html 320a232eетского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества.

Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Причины не были упомянуты в некрологе, но в одном из интервью автор обмолвился, что перенес 2 онкологических заболевания.

Учитель: В произведениях Алексина события разворачиваются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети, так же как и взрослые, в ответственности за происходящее.

Лексико-семантическая работа. Как вы понимаете слова «гуманный», «нравственный»? Запишем эти слова и их лексические значения в тетрадь:

гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый;
нравственность – совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе;
нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения;
оптимизм – доброе, жизнерадостное мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;

Учитель: По-разному живут герои повести Алексина. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым.

Беседа по вопросам:

Учитель: Расскажите о главном герое повести.

Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней.

Рассказ ученика о родителях Сергея. Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением. Отец вел кружок в школе. У Сергея были хорошие родители.

Учитель: Чем именно понравились вам родители Сергея?

Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

Учитель: Как вы думаете, может ли завязаться дружба между людьми с большой разницей в возрасте? ( Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми). Замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.

Учитель: Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста

Учитель: Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?

( Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, давал Сергею списывать. Антон и Сергей дружили больше двух лет)

Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?

Рhello html 5e31ba90ассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее ( Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

Учитель: Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)

Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

Учитель: Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)

Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.

Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.

Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

Обсуждение иллюстраций, подготовленных детьми к урок, выбор лучших

Учитель: Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».

Учитель: Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну ? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)

Учитель: Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)

Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

Учитель: Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)

III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

– Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы сейчас представляете Сергея?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?

Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера.
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

IV. Учитель: Вспомним, что такое «тема» и «идея».

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
Идея – основная, главная мысль произведения, то главное, что хочет сказать поэт и писатель своим произведением, ради чего он пишет.
Тема повести «А тем временем где-то» – семья Емельяновых и отношения между взрослыми и детьми.
Идея произведения – спешите делать добро; чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешение; дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Учитель: В чем же состоялся важный жизненный урок, извлеченный С. Емельяновым из знакомства и дружбы с Ниной Георгиевной?

— Сергей вышел, вырвался из ограниченного круга эгоистических чувств, мыслей. Открылся людям, всему миру как личность, принимающая на себя, его заботы и тревоги других людей. В одной из последних глав повести герой ощущает в себе знаменательные душевные перемены: «Из моей жизни ушла беспечность».

Эти размышления Сергея позволяют нам думать, что когда он будет взрослым, человеком станет настоящим. Мы в эпилоге видим его уже повзрослевшим.
Учитель: Как бы вы определили, что такое взрослость?
Действовать активно, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. Тот, кто способен сострадать.

V. Домашнее задание. Прочитать повесть Алексина «Безумная Евдокия».

Источник

Конспект урока «А тем временем где-то» по повести А.Алексина. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

В нашем обществе многое изменилось за последние годы, но одно остается неизменным – потребность в доброте, сострадательности, отзывчивости.
Я считаю, что самое главное в людях – это способность быть добрым. Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.

«Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения»

Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

Подготовительная работа:

а) прочитать повесть самостоятельно;
б) ответить на вопрос: «Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа», с этим рождаются или это воспитывается?»;
в) нарисовать иллюстрации к повести;
г) распределить индивидуальные задания;
д) инсценировать уход Шурика из дома Нины Георгиевны.

Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

I. Сегодня мы проанализируем повесть А.Г. Алексина «А тем временем где-то. », познакомимся с героями и определим идею повести. Запишите тему урока, цель и эпиграф в тетрадь.
Эпиграфом к уроку возьмем слова автора: «Спешите делать добро, иначе оно останется без адресата». Эту мысль мы постараемся доказать.
Посмотрим на портрет Анатолия Георгиевича, всмотримся в это лицо. Каким представляется вам этот человек (дети отмечают мудрость, доброту, искренность, скромность)

II. Обратимся к биографии писателя.

img1Биографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик. (АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и «За большой вклад в развитие литературы» награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады.
Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки. Имя писателя А. Г. Алексина включено во многие российские и зарубежные академические издания.)

Вопрос детям: Какие высказывания вы нашли о творчестве А.Г. Алексина? Слушаем высказывания:

A. Барто: «Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности»;

B. Кожевников: «Произведения его озарены светом добра, высокого гуманизма, мечты, радости, удачи и горести, все поступки героев – подростков, известны автору так хорошо, что кажется, будто он сам вчера или позавчера перешагнул рубеж юного возраста».

Учитель: Действия в произведениях Алексина развертываются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети равноправны с взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Лексико-семантическая работа. Как вы понимаете слова «гуманный», «нравственный»? Запишем эти слова и их лексические значения в тетрадь:

гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый;
нравственность – совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе;
нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения;
оптимизм – доброе, жизнерадостное мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;

img2Учитель: Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.

Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:

Учитель: Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.

Рассказ ученика.

Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.

Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней, пользуясь вашими иллюстрациями к повести.

Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)

Учитель: Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)

Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

Учитель: Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.

Учитель: Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста

Учитель: Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?

Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее.

(Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)

Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?

Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее (Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

Учитель: Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)

Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

Учитель: Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)

Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.

Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.

Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

Обсуждение иллюстраций, подготовленных детьми к урок, выбор лучших

Учитель: Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».

Учитель: Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)

Учитель: Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)

Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

Учитель: Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)

III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

– Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы представляете Сергея после прочтения повести?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?

Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

IV. Учитель: Проанализировав повесть, мы можем назвать тему и идею произведения, но прежде вспомним, что такое «тема» и «идея».

Ответы учащихся:

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
Идея – основная, главная мысль произведения, то главное, что хочет сказать поэт и писатель своим произведением, ради чего он пишет.
Тема повести «А тем временем где-то» – семья Емельяновых и отношения между взрослыми и детьми.
Идея произведения – спешите делать добро, чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешение дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Учитель: Повесть Алексина называется «А тем временем где-то. ». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи)

– Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.

V. Домашнее задание. Прочитать повесть Алексина «Безумная Евдокия» и написать отзыв об этой повести.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector