Мораль басни «Крестьянин и Работник» Крылова, анализ, суть, смысл
Басня «Крестьянин и работник». Художник А. Н. Комаров |
Басня «Крестьянин и Работник» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Крестьянин и Работник» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Крестьянин и Работник» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Крестьянин и Работник» заключается в том, что некоторые люди, находясь в беде, просят окружающих о помощи и ведут себя скромно, но, когда их беда позади, такие люди ведут себя неблагодарно и упрекают своих спасителей.
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие пороки, как неблагодарность, эгоизм, лицемерие.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
То избавителю от нас же часто худо;
«Басня эта самым простым примером показывает нам, что когда человек в беде, так тогда он готов всем пожертвовать и каждому в ноги поклониться, только спаси; но как только прошла беда, высвободился из-под ее когтей, так тотчас и поднял снова нос, и того же самого, кто ему помог, вместо спасибо, начинает бранить и каждый грош ему высчитывает.
Так вот и мужичок, лежа под медведем, вопил: «Степанушка, родной, не выдай, милый!», а как вылез из-под медведя, так стало жалко медвежьей шкуры и стал Степанушка болваном!» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
О том, как Крестьянин спас жизнь своему барину, но получил в ответ только придирки, поведает басня «Крестьянин и работник» Крылова.
Читать текст басни:
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Впервые напечатана басня в 1815 году.
Ценят — бранят, ругают.
Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.
Мораль басни Крестьянин и Работник:
Мораль басни в том, что спаситель или советчик оказывается виноват перед тем, кому он адресует помощь. Баснописец предупреждает читателя – совершение альтруистических поступков не всегда вознаграждается по достоинству. Люди редко отвечают добром на добро. Мы горазды обвинять других в собственных несчастьях, но обращаемся к ним в нужде и беде. В произведении А. И. Крылов затрагивает тему потребительского отношения к другим, эгоизма, неблагодарности.
Какая мораль в басне Крылова «Крестьянин и работник»?
«Крестьянин и Работник». Мораль басни содержится в том, что кое-какие люди, будучи в беде, умоляют окружающих о подмоге и ведут себя очень скромно, но, когда их несчастье позади, подобные люди ведут себя очень неблагодарно и обвиняют собственных спасителей. В басне автор осмеивает такие людские пороки, как эгоизм, неблагодарность и лицемерие; конечно, когда человек в большой беде, так человек склонен всем пожертвовать, однако как только лишь прошла беда, вместо слов: «премного благодарен», начинает браниться.
Басня Крылова «Лягушки просящие царя» рассказывает о лягушках, которым не нравилась свобода, которая была в болоте и они попросили у богов царя.
Опять внял Юпитер просьбам и послал им царя-Журавля. Этот царь всех лягушке стал судить и казнить. Вновь не нравится лягушкам, опять они богов просят, но поздно.
В этой басне поднята тема взаимоотношений народа и власти. И как вывод говорится, что каким бы не был царь, он все равно не будет устраивать народ.
Нужно вспомнить самые известные басни И.А.Крылова, естественно все вспомнили самый популярный ответ «мартышка и очки», а вот опрошенные игроки вспомнили такие ответы к игре следующие басни:
Итого вы соже прибавить в свою копилку 840 баллов )
Также можно вспомнить и другие басни Крылова: ларчик, лягушка и вол, синица, белка, щука и кот, крестьянин и работник, кот и повар, лисица и сурок, лжец и многие другие.
Можно проследить на примере с басней Крылова.
Сначала вспомним, о чем басня, а затем опишем в пяти строках.
Произведение, о котором речь, «об осле и соловье», со смыслом, с подтекстом. Написано было после визита к вельможе, когда автор прочитал тому пару собственных произведений, выразительно и с чувством, а еще одну Лафонтеновскую. Вельможа поинтересовался, отчего же у басен Крылова нет перевода, как у Ивана Дмитриева? Автор ответил, что «не умеет»! По возвращении домой, появилась данная басня, в которую вложил все эмоции и впечатления о человеке, который судит со стороны.
Соловей спел. Но осел глуп, не умеет понять красоту соловьиной песни, от которой «стада прилегли», другие птицы щебетание остановили. Все внимали искусству соловьиного вокала! Только осел. не понял ничего, а сравнил птицу с петухом!
Крылов И — Крестьянин и работник (басня чит
КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, — говорит, — за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
читает Олег Ефремов
ЕФРЕМОВ Олег Николаевич
01.10.1927, Москва — 24.05.2000, Москва
Актер, режиссер, сценарист
Народный артист СССР (1976)
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Главная мысль басни крылова крестьянин и работник
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо;
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел, под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает;
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милый!» –
Из-под медведя он взмолился Батраку,
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал;
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, – говорит, – за что?» – «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Крестьянин и работник
Инсценировка Олеси Емельяновой
Продолжительность сценки: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.
Крестьянин
Батрак
Медведь
Рассказчик
На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане – небо.
Старик-крестьянин с батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокоса.
Из-за деревьев слева выходят Крестьянин с косой и Батрак с вилами.
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Раздается громкий рев. Из-за деревьев справа выходит вставший на дыбы Медведь. Медведь кладет лапы на плечи Крестьянину и начинает его ломать, поворачиваясь к Батраку спиной.
Крестьянин (Батраку умоляюще)
Степанушка родной, не выдай, милый!
Кол и ́ его скорей железной вилой!
От смерти лютой ты меня спаси,
Не то погибну, Боже упаси!
Батрак начинает колоть медведя вилами.
Поторопись, дружок! Коли сильнее,
А и ́наче вперед него я околею!
Батрак еще сильнее колет Медведя вилами. Медведь ревет и вместе с Крестьянином падает на землю. Батрак продолжает колоть Медведя вилами. Наконец, медведь умирает. Крестьянин поднимается с земли и бьет Батрака кулаком по лицу.
Каналья! Сиволапотный дурак!
Да что, хозяин, сделал я не так?
Ты сдуру
Испортил мне медвежью шкуру!
От вил в негодность вся пришла она!
Была она мне целою нужна!
Крестьянин гоняется за Батраком и бьет его. Оба скрываются за деревьями.
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо.
А если не винят его, так это чудо!
© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.
© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.
Детям про медведя. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и развлекательные настольные игры про медведя.
Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.
Сказки и Басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра
И. А. Крылов «Крестьянин и работник» — басня с политической подоплекой
Несмотря на то что басни Ивана Андреевича Крылова включены в обязательную программу школьного изучения литературы, многие из них имеют не просто глубокий смысл, но и политическую подоплеку, навеянную тем временем, когда в России еще
«Крестьянин и работник» (Крылов И. А.): краткое содержание
Сюжет произведения незамысловат и может быть понятен даже простолюдину. Стихотворения Ивана Андреевича получили свою популярность именно из-за того, что несмотря на простоту интерпретации показывали людям сущность некоторых представителей рода человеческого, чего и добивался Крылов. «Крестьянин и работник» является отличным примером басни с глубокой моралью, но чтобы раскрыть ее смысл, необходимо сначала ознакомиться с содержанием.
Крестьянин вместе со своим батраком направлялись через лес к родной деревеньке. Вдруг на них выскочил медведь, который завалился прямо на крестьянина и начал драть его на части. Тот наверняка скончался бы, но начал умолять работника Степана спасти его от верной погибели, что тот и сделал: снес медведю полчерепа топором и проколол вилами. Несмотря на спасение, крестьянин был недоволен поступком своего батрака, ведь тот испортил шкуру животного, за которую можно было выручить неплохие деньги.
«Крестьянин и работник» — басня Крылова со скрытым смыслом
Основная мораль представленного произведения прописана автором в самом начале повествования истории. Но не таким простым писателем был Крылов. «Крестьянин и работник», как и многие другие басни этого автора, имеет также и скрытый смысл, который понятен далеко не всем, и уже тем более недоступен учащимся начально школы.
Основная мораль произведения гласит о том, что некоторые люди всегда рады обвинить других во всех своих бедах, но не прочь и прибегнуть к их помощи, когда заставит нужда. Потребительское отношение, завышенная оценка и эгоизм среди представителей рода человеческого – это не новость, и вполне понятно, что такую тему затронул в своем произведении знаток душ человеческих И. А. Крылов.
«Крестьянин и работник» — далеко не рядовое произведение, так как в нем показано отношение власти к жителям России в то время, когда занимался творчеством великий баснописец. Иерархическая лестница заставила зарываться мелких феодалов и относиться к своим подчиненным с наглостью.
И. А. Крылов – история России в ироничных стихотворениях
На самом деле почти в каждой басне Иван Андреевич показывал несовершенство политической системы родной страны, за что его невзлюбили некоторые чиновники. Зато автор буквально сразу завоевал признание среди простого народа, чего, собственно, и добивался. Политическая подоплека проскальзывает практически в каждом его стихотворении, где высмеивает он вовсе не невежественность простолюдинов, а безграмотность тех людей, что сидели у власти во времена бытности автора.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » И.А. Крылов “Крестьянин и работник”, “Волк и ягненок”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
И.А. Крылов “Крестьянин и работник”, “Волк и ягненок”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Впишите пропущенные слова. Подчеркните диалог крестьянина и работника.
Вставим пропущенные слова. Подчеркнем диалог — последние четыре строчки.
2. Книгочей
Прочитайте отрывок из басни. Что это? Запишите.
Этот отрывок — мораль басни.
3. Таблица
Перечитайте басню “Крестьянин и работник”. Какими вы представляете героев? Запишите.
Крестьянин представляется неблагодарным, старым, вредным. Работник кажется очень сильным, решительным и смелым.
4. Соответствие
Каким показан Волк в басне “Волк и ягненок”? Отметьте ответ галочкой или запишите свой.
Волк грубый и наглый.
5. Точное слово
Прочитайте и запишите мораль басни “Волк и ягненок”
Мораль басни в словах “У сильного всегда бессильный виноват”
6. Эрудит
Объясните выражение
Выражение взапуски его ценят — означает возводить на кого-то напраслину, несправедливо обвинять.