10. Басня Крылова Зеркало и обезьяна. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Зеркало и обезьяна. Русский язык и литература
Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Зеркало и обезьяна — Мораль басни Ивана Крылова
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна
Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.
Анализ басни Зеркало и обезьяна
В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.
Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.
Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.
Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.
Герои басни
Обезьяна
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Басня “Зеркало и обезьяна” автор Иван Андреевич Крылов характеристика и мораль
1.Басня “ Зеркало и обезьяна
1. Характеристика персонажей Басни Крылова
3.Мораль басни Крылова.
4.Анализ произведения “Зеркало и обезьяна
5.Чему учит басня
1. Басня ” Зеркало и обезьяна”
2. Характеристика персонажей басни
В произведении “ Зеркало и обезьяна” два главных героя – обезьяна и медведь.
Обезьяна – невежда, задира, глупая, высокомерная личность. Смотрит в зеркальце, но совсем не понимает, что это ее лицо, ее отражение. Она считает себя красавицей, а смотря в зеркало видит “ужасною рожецу” и обсуждает это с Медведем. Она считает своих кумушек такими же не красивыми, обсуждает их с нехорошей стороны.
3. Мораль басни Крылова
Главная мораль басни, в том, что прежде, чем осуждать других людей, нужно видеть свои недостатки, научиться этому. Толерантно относиться к тому, как выглядят другие и стараться при этом адекватно оценивать свои собственные способности, внешность, характер. К себе следует относиться критически, а в других людях нужно стараться разглядеть положительные черты, которые есть в любом человеке. Подавляющее большинство людей неохотно признают собственные недостатки, но, вольно или невольно обеляя себя, с удовольствием отыскивают их в других.
4. Анализ произведения ” Зеркало и обезьяна”
Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем в конце 1815 года и впервые увидела свет в журнале «Сын Отечества». Крылов использует словесные обороты, присущие одновременно народной речи и литературному языку его времени. Писатель популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных. В басне «Зеркало и обезьяна» автор И. А. Крылов показал простой разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей.
5. Чему учит басня И. А. Крылова
Мысли автора : Автор показывает, как выглядит мартышка со стороны. У таких, как она не может быть друзей. Крылов призывает смотреть и оценивать в первую очередь себя. Нужно следить за своими поступками, мыслями и, действиями, прежде чем осуждать кого-то.
Подходящие пословицы к басне ” Зеркало и обезьяна”:
Крылатые выражения из басни
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
«Не любит узнавать никто себя в сатире».
План произведения для пересказа «Зеркало и Обезьяна»:
Крылов Иван басня «Зеркало и обезьяна»
Читательский дневник по басне «Зеркало и Обезьяна» Ивана Крылова
Автор: Крылов Иван Андреевич
Название произведения: «Зеркало и Обезьяна»
Главные герои: Мартышка, Медведь.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мартышка — невежда и задира.
Не видит собственные недостатки.
Медведь — умный и рассудительный.
Указал куме на её ошибку.
Краткое содержание басни «Зеркало и Обезьяна»
Мартышке увидела в зеркале собственное отражение, но решила, что это кто-то другой.
Глупышка не знала, что это и есть она сама.
Поэтому начала говорить Медведю о некрасивой роже и о том, что среди её кумушек есть такие.
Но Медведь ей ответил, что прежде, чем судить других, лучше бы на себя посмотрела.
План басни:
Основная мысль басни «Зеркало и обезьяна»:
Главная мысль произведения в том, что прежде всего нужно искать недостатки в себе, а не в других.
Основная идея и мораль басни в том, что никто не лишён недостатков, но смеяться над другими нельзя.
Чему учит произведение:
Оно учит не судить других, а смотреть на себя.
Учит не быть о себе слишком высокого мнения.
Учит не считать себя лучше других.
Краткий отзыв по басне «Зеркало и обезьяна» для читательского дневника:
Прочитав эту басню, я подумала о том, что люди часто смеются над ошибками и недостатками других, забывая, что и сами небезгрешны.
Обезьяна была уверена, что самая красивая и умная, а потому не признала себя в зеркале.
Она стала смеяться над отражением, не понимая, что хохочет над собой.
И даже совет Медведя не вразумил её.
Настолько она была уверена в своей красоте.
Это очень полезная, интересная и поучительная басня.
Автору удалось показать, как смешно выглядят те, кто смеётся над другими.
Мне понравился умный Медведь, спокойный и рассудительный.
Мне не понравилась самоуверенная и глупая Обезьяна.
Я всем советую прочить эту басню и подумать о том, что недостатки есть у каждого.
Над недостатками нельзя смеяться, но надо помогать с ними справляться.
Пословицы к басне:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». — «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают. А он украдкою кивает на Петра.
Крылатые выражения из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Крылатые выражения приживаются среди людей в обычной жизни. Мы их используем того не замечая. Многие люди даже и не знают, из каких источников та или иная фраза. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Зеркало и обезьяна»:
Так же мы используем в жизни и отдельные слова и небольшие фразы типа «кум милый», «на руку не чист» и другие.
Читательский дневник по басне Ивана Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Автор: Иван Андреевич Крылов
Название произведения: «Зеркало и Обезьяна»
Главные герои: Мартышка, Медведь.
Характеристика главных героев:
Мартышка — невежда и задира.
Не видит собственные недостатки.
Медведь — умный и рассудительный.
Указал куме на ее ошибку.
Краткое содержание басни «Зеркало и Обезьяна» для читательского дневника:
В басне рассказывается о Мартышке, которая увидела в зеркале собственное отражение.
Глупышка не знала, что это и есть она сама.
Поэтому начала говорить Медведю о некрасивой роже и о том, что среди ее кумушек есть такие.
Но Медведь ей ответил, что прежде, чем судить других, лучше бы на себя посмотрела.
План произведения для пересказа «Зеркало и Обезьяна»:
1. Отражение в Зеркале
Синквейн:
Смотрит, высмеивает, обсуждает.
Замечает только чужие недостатки.
Главная мысль басни «Зеркало и обезьяна»:
Прежде всего нужно искать недостатки в себе, а не в других.
Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»: задачи
Нравоучение — это самая главная задача любой небылицы. Ведь она должна показывать, как нужно поступать или как не стоит. Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»? Вот объяснение и задачи:
Басня учит тому, что прежде чем обвинять других в их минусах, стоит вначале узнать собственные, научиться объективно оценивать ситуацию. Если человек обладает такой способностью, то ему и в голову не придет укорять других за их изъяны. Поскольку в нем самом они тоже есть. Можно сказать, что такая небылица — это аналог выражения: «В чужом глазу соринку видите, а в своем бревна не замечаете».
Анализ и мораль басни «Зеркало и обезьяна»
Иван Андреевич Крылов — известный баснописец. Он всегда смело выражал свои мысли о несправедливости и неравноправии. Автор всегда использовал необычные образы. Аллегорические герои помогали понять главные проблемы, которые описывал писатель. Произведения И. А. Крылова всегда содержат мораль. Анализ басни «Зеркало и обезьяна» дает понять, что прежде чем указывать на недостатки других, нужно рассмотреть свои.
Басня «Зеркало и Обезьяна»: автор, текст
Басню «Зеркало и обезьяна» написал Иван Андреевич Крылов. Она чем-то схожа с другими небылицами этого автора, поскольку также высмеивает человеческое невежество. Однако есть и некие отличия. Вот текст басни «Зеркало и обезьяна»:
Басня «Зеркало и Обезьяна»
Содержание рассказа
Басня «Зеркало и обезьяна» начинается с диалога двух животных — медведя и обезьяны. Медведь указывал, на то, что неприлично говорить о недостатке окружающих и указывать на них. Обезьянка, смотрясь в зеркало, не замечала своих минусов, а видела только отрицательные черты своих подруг и друзей.
Если говорить своими словами мораль басни «Обезьяна и зеркало» заключается в том, что все люди хотя бы раз в жизни осуждали кого-нибудь. Смеялись над внешностью, характером или умственными способностями. Такое проявление и есть порок каждого человека.
И. А. Крылов такой аллегорией пытается высмеять людей, которые оценивают человеческие качества, не замечая своих. Такое поведение он высмеивает на примере животных. Ведь часто можно встретить персон, у которых высокая самооценка, а на самом деле они ничего из себя не представляют. Эта сатира отлично подходит для мартышки, которая смотрится в зеркало и осуждает себя. При этом она не слушает морали медведя, вернее, не хочет слышать.
Краткое содержание произведения
Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.
Мысли автора
Автор своей аллегорией показывает, как выглядит мартышка со стороны. У таких, как она не может быть друзей. Крылов призывает смотреть и оценивать в первую очередь себя. Всегда нужно следить за своими мыслями, действиями и поступками, прежде чем осуждать кого-то.
Герои басни олицетворяют два типа людей, например:
Автор в своем произведении использует фразы, которые очень популярны сегодня: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Это выражение хранит в себе главный смысл и мораль.
«Зеркало и обезьяна» была создана на основе личного опыта автора. Он не любил двуличных людей, так как сам был открытым и честным человеком.
«Зеркало и обезьяна»
В басне рассказывается о несознательной мартышке. Она понятия не имеет, как выглядит со стороны, или не хочет этого знать. Ей проще и интересней найти изъяны в своих «кумушках» — о них ей известно практически всё.
Когда же наблюдательный кум-Медведь пытается деликатно намекнуть Обезьяне, что это её собственное отражение в зеркале, то она просто пропускает его слова мимо ушей. «Не любит узнавать никто себя в сатире», — насмешливо резюмирует автор.
Басня состоит лишь из нескольких строк, но как точно описывает критиканство и лицемерие, столь распространённые в социуме! Метко высмеивает махровый эгоизм и душевную слепоту мартышки Крылов: Обезьяна и зеркало становятся символами непомерного самомнения, доходящего до смешного.
Автор нещадно высмеивает человеческие пороки, по всем правилам баснописания — в образах животных. Он мастерски подбирает не только сюжет и героев, но и произносимые ими слова. Особо смешными и едкими становятся крылатые выражения из басни.
Зеркало и Обезьяна — по сути два главных героя: Медведь мартышке нужен лишь для того, чтобы обсудить «кумушек» и похвалиться: мол, а я не такая! Совет Медведя, как пишет баснописец, «лишь попусту пропал». Строки басни вызывают невольную улыбку у всех: каждому вспомнился кто-то из окружения, похожий на Обезьяну. Автор же словно призывает читателей посмотреть в зеркало на самих себя, обнаружить и обезвредить «обезьяну в себе».
История создания
Басня была написана 1816 году. В это же время ее опубликовали в журнале «Сын Отечества». Автора на написание произведения натолкнуло взяточничество. В образе обезьяны писатель высмеивал органы власти, которые постоянно обсуждали друг друга. Но когда эти люди встречались они, мило улыбались друг другу и пожимали руки. Это и стало основной темой создания такой провокационной басни.
Крылов в тексте сравнивает лицемерных, лживых людей с приматами и высмеивает их. На его жизненном пути встречались такие люди, и он просто описал их в другом образе
. Мартышки для Крылова это те, кто собирает сплетни, и намеренно ищут изъяны в других людях. Они низкие и подлые. К сожалению, и сегодня таких «приматов» в мире много.
https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-zerkalo-i-obezyana https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/krylov-ivan-basnia-zerkalo-i-obeziana https://1001student.ru/literatura/sochineniya/analiz-i-moral-basni-zerkalo-i-obezyana.html
История создания басни «Зеркало и Обезьяна»: как это было?
«Зеркало и Обезьяна»
Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 года, и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества». С этого момента началась история создания и жизни этой небылицы. Как это было в то время?
Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.
Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками
Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию — взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.
На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.
Зеркало и обезьяна рисунок
Пословицы из басен Крылова
Итак, Иван Андреевич нашёл, наконец, свою неповторимую нишу в литературе. Знаменательно, что с этого момента его карьера и финансовое положение начали постепенно идти в гору.
Крылов перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку, откуда много лет спустя и вышел на пенсию вполне состоятельным человеком. Его басни стали популярны и изданы ещё прижизненно: 9 сборников выходили в свет в течение 35 лет!
Мастерски составленные обороты речи, полные сатиры, а порой и насмешки, нередко превращались в крылатые выражения из басни! «Зеркало и Обезьяна», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» — в каждом произведении представлены ёмкие и точные изобличающие фразы, вызывающие улыбку читателя.
Кто не знаком с выражениями: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» или «Да только воз и ныне там»? Это строки Крылова превратились в речевые аллегории.
236 басен написал автор — одна краше другой. Смысл басен Крылова изучают сегодня в школьной программе, потому что, несмотря на полтора века, прошедших с его времен, сатира басен остаётся актуальной, а герои — до смешного узнаваемыми. Любой школьник легко вспомнит крылатые выражения из басни.
Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня): Стих
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».
Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.
Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».