Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пушкин А. «Капитанская дочка» Читательский дневник, краткое содержание
Пушкин А. «Капитанская дочка» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.
Название: «Капитанская дочка»
Жанр произведения: Точно не определен. Некоторые исследователи определяют его как повесть, другие – как роман.
Тема произведения: Восстание Емельяна Пугачева
Число страниц: 130
Годы написания романа «Капитанская дочка» — ориентировочно 1835-1836. Первая публикация без указания имени автора, под видом записок покойного Петра Гринева – журнал «Современник», конец 1836 года.В России правит император Николай I. В период с 1830 года в России прошла волна бунтов в военных поселениях и холерных волнений. Близка угроза новой крестьянской войны, часто вспоминается восстание Пугачева (1773-1775 гг.).
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Положительные герои романа «Капитанская дочка»:
Отрицательные герои романа «Капитанская дочка»:
Время и место действия романа «Капитанская дочка» — Россия, вторая половина XVIII века, период восстания Емельяна Пугачева. Написано в форме дневниковых записей Петра Гринева.
Краткое содержание романа «Капитанская дочка»
Главная мысль романа «Капитанская дочка».
Долг, честь и благородство – превыше всего. Если человек порядочен и честен, то он останется таким в любых испытаниях. Верность Родине сопоставляется с верностью любимой женщине, низкий и подлый человек легко предаст и свои идеалы, и зависимую от него женщину.
Отзыв о романе «Капитанская дочка».
Роман основан на реальных исторических событиях, но его драматургия – общечеловеческая. Эпиграф «Береги честь смолоду» очень точно отражает главную мысль романа. Петр Гринев мужает, формируется, становится личностью – в конце он уже не восторженный наивный юноша, а будущий муж, смелый воин, прошедший бедствия и испытания. Духовно растет и Маша, она уже не жертва обстоятельств, а верная подруга Гринева. Обоим довелось спасти любимого человека: Гринев спас Машу от Швабрина, а она спасла Петра от тюрьмы и каторги. Благодаря живому, сочному языку, роман воспринимается современным, помыслы и мотивы героев доступны и понятны читателю и в XXI веке.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в романе «Капитанская дочка» мне запомнилась встреча Маши с императрицей Екатериной. Незнакомка, встреченная Машей в саду Царского села, описана с приязнью и симпатией, а их диалог исполнен взаимного уважения. Очевидно, что Екатерину, как женщину, тронула любовь и преданность Маши, ее вера в невиновность Гринева. Этот отрывок отлично передаёт эмоциональное состояние человека, решившегося на дерзновенный шаг, который и верит в свои силы, и боится отчаяться окончательно. Можно представить, какое облегчение испытала Маша, узнав, что императрица, которой она так страшилась, и есть та приятная незнакомка. Этот эпизод снова высвечивает мысль романа: важность долга и чести. Екатерина говорит: «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». Собственноручное письмо императрицы хранится в доме Гриневых как реликвия.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
«Капитанская дочка» читательский дневник
Всего получено оценок: 6588.
Всего получено оценок: 6588.
“Капитанская дочка” – это произведение о чести, о важности оставаться верным своему слову, о любви и верности. В повести очень контрастно изображается честность и предательство.
Краткое содержание “Капитанская дочка” для читательского дневника
Число страниц: 100 (А. С. Пушкин “Сочинения в трёх томах. Том третий. Проза. Издательство “Художественная литература”, Москва 1987 год.
Жанр: Повесть
Год написания: 1833 – 1836 гг.
Время и место действия
Действие повести разворачивается в период восстания Емельяна Пугачева. Произведение написано Пушкиным в форме дневниковых записей главного героя Петра Андреевича Гринева. Повесть получила название в честь возлюбленной Гринёва – Марьи Мироновой, дочери коменданта крепости, где проходил службу главный герой.
Главные герои
Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести, офицер, от его лица идёт повествование.
Марья Ивановна Миронова – дочь капитана Миронова восемнадцати лет, в которую влюблён Гринёв.
Емельян Пугачёв – главарь крестьянского восстания, смелый и решительный.
Архип Савельич – верный слуга Петра Гринёва, уже старик.
Алексей Иваныч Швабрин – офицер, с которым Гринёв познакомился в Белогорской крепости. Швабрин оказался предателем и примкнул к мятежникам, давал показания против Гринёва.
Сюжет
Пётр Гринёв – дворянин и сын прославленного офицера в отставке. Отец решает отправить его на службу. В пути к месту службы Гринёв встречается с Емельяном Пугачёвым, который вызывается быть провожатым Гринёва, когда путника настигает метель.
В Белогорской крепости Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости – Марью Миронову. Тем временем Пугачёв со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи. Офицеров Пугачёв казнит, а крестьян (обычных солдат) зовет в своё войско. Гринёв уезжает в Оренбург и воюет против Пугачёва, но потом получает письмо от Маши. Маша пишет, что Швабрин, офицер, присягнувший Пугачёву, хочет насильно на ней жениться. Самовольно покинув место службы, Пётр едет вызволять Машу. Ему это удаётся, но Петра арестовывают по доносу Швабрина. Гринёв сидит в тюрьме. Маша едет к императрице и вымаливает прощение для Петра.
Вывод и своё мнение
Долг и честь – не пустой звук для русского офицера Петра Гринёва. Его глубокая порядочность и честность подкупила даже его идеологического противника – Пугачёва. Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага. Именно поэтому Пугачёв пощадил Гринёва и в дальнейшем стал его союзником в деле вызволения Маши. Два честных и благородных человека всегда смогут найти общий язык, даже если находятся по разные стороны баррикад.
Главная мысль
Настоящая любовь может изменить человека только в лучшую сторону, раскрыть в нём благородство и инстинктивное желание поступать по совести. Верность Родине и верность любимой женщине делают из изнеженного мальчишки настоящего мужчину
Авторские афоризмы
«…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. » (Гринёв)
«…Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов…» (Пугачёв)
«…Человек пьющий ни на что не годен…» (Савельич)
«…Стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузьмичу графинчик водки перед обедом…» (Швабрин)
«…Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые…» (Маша Миронова)
Толкование непонятных слов
Алтын – старинная русская монета достоинством в 3 копейки.
Баталья (баталия) – битва, сражение.
Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.
Вёдро – ясная, тихая погода.
Глазетовый – сшитый из глазета (сорта парчи с вытканными на ней золотыми и серебряными узорами).
Горница – комната, расположенная обычно в верхнем этаже дома.
Келья – комната монаха, здесь (в переносном смысле): уединенная комната.
Кивот – застеклённый небольшой шкаф или ящик для икон.
Суженая – предназначенная судьбой в жены кому-нибудь.
Супостат – противник, враг.
Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.
Новые слова
Чуваши – древнейшие обитатели среднего Поволжья; формирование чувашского народа происходило на занимаемой им в настоящее время территории, в результате сложного процесса ассимиляции местных племён булгарами и родственными им сувазами.
Штоф – стеклянный четырехугольный сосуд с коротким горлом; мера, содержащая в себе кружку, или восьмую часть ведра.
Элегия – род стихотворения, в котором выражается грустное или меланхолическое чувство.
Капитанская дочка Пушкин А.С. — читательский дневник
В романе «Капитанская дочка» Пушкину удается взглянуть на события крестьянской войны с неожиданной стороны и раскрыть образ Емельяна Пугачева не как злодея, а как масштабную историческую личность и интересного человека.
Читательский дневник по роману раскрывает этот тезис.
Роман описывает историю времён народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 годы).
16-летний Пётр Гринёв отправляется на военную службу в отдаленную крепость Оренбургской губернии. На крепость нападают мятежные народные войска. Их предводитель, Пугачёв, требует солдат и офицеров признать его царем. Гринёв отказывается, но остаётся жив благодаря тому, что ещё до этого момента его связала с Пугачёвым история взаимопомощи в трудной ситуации.
Позднее Гринёв снова прибегает к помощи «народного царя», хотя юноша не стал предателем и не перешёл на сторону мятежников. Пугачёв помогает вызволить невесту Петра (капитанскую дочку) из рук предателя Швабрина.
В моменты сложных жизненных испытаний важно не терять человеческое лицо, быть честным и благородным человеком.
Можно сохранить жизнь путем предательства и бесчестья, но это тупиковый путь. Предатель обманывает сам себя: он переходит на сторону силы, но оказывается в слабой, ущербной позиции. Таков в романе Швабрин.
Можно остаться верным долгу и чести, но попытаться увидеть во враге прежде всего человека, а не злодея. Честность и благородство всегда вызывают уважение. Таким мы видим Гринёва.
В романе «Капитанская дочка» неоднозначно раскрывается персонаж Емельяна Пугачева. Возможно, это попытка Пушкина выразить мнение о тяжёлой жизни народа и причине бунта.
Автор не оправдывает поступки Пугачёва, но показывает, что народный мятеж бунт имел серьёзные причины.
Пушкин не говорит этого напрямую, только косвенно: он рисует портрет доброго и понимающего Пугачёва, с которым можно договориться.
Автор уважительно описывает Пугачева как народного вождя, а не просто кровожадного убийцу.
Через взаимодействие с Гринёвым раскрываются лучшие черты характера Пугачёва, это помогает читателю понять симпатию автора.
Образы в романе связаны человеческими отношениями, а не социально обусловленными.
Образы Швабрина и Гринёва раскрыты по принципу антитезы (контраста).
Женские образы очень разнятся по социальному положению, но всех их объединяют похожие черты. Все женщины показаны стойкими, мудрыми, чувствительными, добросердечными.
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
«Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Роман «Капитанская дочка» для читательского дневника
Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» было написано в период с 1833 по 1836 год. Автор раскрыл темы взаимоотношений людей, их поступков, взаимопомощи, любви, милосердия, чести и добра. Это увлекательное и поучительное повествование о героях, которые показали, как важно всегда оставаться верным слову, быть порядочным, несмотря ни на что. Краткое содержание «Капитанской дочки» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Анализ произведения
В повести ярко выражен контраст честности и предательства. Действие происходит в период Пугачевского восстания, а сюжет основан на реальных событиях.
Краткий пересказ
В основе произведения лежат записки Петра Гринева. С 5 лет за ним приглядывал Савельич. Его учителем был француз Бопре. В 16 лет отец решил отправить Петра на службу, но только не в Петербург, как предназначалось, а в армию в Оренбургскую деревушку.
По дороге к Оренбургу юноша вместе с Савельичем попали в буран. Им помог случайный человек, за что Гринев его отблагодарил, подарив свой тулуп. В месте назначения юноша познакомился с семьей коменданта, вскоре стал им «родным». У них была дочь — Маша Миронова.
Служба Петру нравилась, он увлекся книгами, сочинял стихи. Спустя время юноша сблизился с поручиком Швабриным. Но позже они поссорились, так как тот позволял себе грязные намеки по отношению к Маше Мироновой, а также раскритиковал песню, которую написал Петр. Оказалось, что Швабрин сватался к девушке, но получил отказ. Разлад закончился поединком и ранением Гринева.
Марья заботилась о раненом Петре. Они влюбились друг в друга. Спустя время юноша отправил письмо отцу с просьбой о благословении. Маша была бесприданницей, поэтому отец запретил ему жениться, да к тому же обещал перевести его в другое место. Петр был разочарован таким ответом.
Далее начались восстания Пугачева. Мятежники вскоре появились в Белогорской крепости. Пугачев пленил жителей, хотел, чтобы они присягнули ему. Родители Марьи погибли, так как отказались от присяги. Та же участь ждала Гринева, но он был помилован. Оказалось, что Пугачев оказался тем человеком, кому юноша отдал тулуп во время бурана. После искреннего разговора атаман отпустил Петра. Гринев поспешил в Оренбург. Комендантом крепости был назначен Швабрин. Это беспокоило главного героя, ведь там находилась Маша.
Петру в городе отказали в помощи, осада затянулась. Спустя некоторое время Петр получает письмо от Марьи, в котором сообщается, что Швабрин принуждает ее к замужеству под угрозой выдать восставшим.
По дороге в крепость Гринев с Савельичем встретили Пугачева. С его помощью Петр спасает Машу. Девушку он отправляет к своим родителям, а сам остается служить. Война подходила к концу, но Гринева арестовали. Швабрин оговорил героя, выставив его шпионом.
Теперь Петра ожидала ссылка, но его спасла возлюбленная. Марья отправилась к царице попросить о помиловании. Она рассказала ей про свое несчастье, и Петр был помилован.
Действующие лица
Повесть была названа в честь возлюбленной главного героя — Маши Мироновой. Это дочка коменданта крепости, где служил Петр Гринев. Среди всех персонажей выделяют следующих:
Основная мысль
Автор на примере героев показал, что долг и честь — важные понятия для русского офицера. Положительные качества главного персонажа восхитили даже его противника — Пугачева.
Петр перед службой мечтал о разгульной жизни в Петербурге, но волей случая он оказался в другом месте. Там юноша нашел любовь, развил и раскрыл в себе достойные качества. Он изменился в лучшую сторону. Из мальчишки Петр превратился в мужчину. Гринев стал истинным патриотом, защищал слабых и оставался верным своей стране и народу.
Автор призывает хранить честь с самых ранних лет. Также он показывает, что добро всегда возвращается. Это видно из эпизода, когда Гринев отдал свой тулуп незнакомцу. Этот жест спас героя в будущем от смерти.
Таким образом, можно выделить несколько основных мыслей:
Отзывы о книге
Мой отзыв о романе «Капитанская дочка» будет небольшим, но, думаю, полезным. Считаю, что книгу необходимо прочитать обязательно в школьные годы, так как в ней показаны важные нравственные качества человека. Как раз в период становления характера школьник узнает о них и начнет воспитывать их в себе.
Перед прочтением книги я ознакомилась с рецензией на произведение. От этого прочитать книгу захотелось еще больше. Очень интересный сюжет, особенно увлекает история любви между Петром и Машей. В каждой главе есть чему поучиться. Произведение «Капитанская дочка» учит быть верным, справедливым, честным, преданным. Благодаря описанию, казалось бы, мелких деталей, чувствуешь себя участником действия, будто непосредственно находишься вместе с героями. Книгу рекомендую всем без исключения.
По моему мнению, это самое лучшее произведение, которое мы проходили в 8 классе. В романе увлекательный сюжет, за героями интересно наблюдать. Если кратко, то вывод по «Капитанской дочке» такой: береги свою честь с самых ранних лет, будь честным и порядочным человеком, помогай слабым, развивай в себе положительные качества. По роману я писал сочинение на тему подвига. Советую всем прочитать. Пушкин — поистине гениальный писатель.
Самая важная мысль капитанской дочки. Основная идея повести капитанская дочка. Главные герои и их характеристика
События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.
Год написания – 1833–1836 гг.
История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.
Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.
Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.
Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.
Направление – Реализм и романтизм.
Смысл названия повести Капитанская дочка
Начнем с первого, на что человек обращает внимание, беря в руки книгу — с ее названия. Каждому, кто когда-либо читал эту историческую повесть или смотрел фильм по ее мотивам, выбор названия книги может показаться нелогичным. Конечно же понятно, что капитанская дочка — это Марья Миронова, возлюбленная главного героя. Но почему заглавным героем книги становится именно она, если персонажем эта девушка является явно второстепенным? Было бы логичнее назвать книгу по имени Петра, главного героя и рассказчика — «автора» дневника, или же, в связи с эпохой о которой рассказывается, Емельяна Пугачева. Однако тут все не так просто и, чтобы разобраться, давайте обратимся к истории создания повести.
Теперь определимся, почему заглавный герой — это Марья, а не Гринев. Тут все просто. Вспомните эпиграф. «Береги честь смолоду» — это не про Гринева. Да, Петр не предает своей присяги, не идет за Пугачевым, но в малых делах он не так непорочен. Он может проиграть чужие деньги, желать праздной и разгульной жизни в Петербурге, а не военной службы. А вот Марья праведна даже в мелочах. Ее честь незапятнанна ничем. Получается, что не предав присяги и спасая Марью от Швабрина, Гринев будто поднимается до уровня безукоризненной капитанской дочки. Настоящий идеал для Пушкина в этой повести именно она.
История создания
История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.
Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”. Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.
Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.
Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.
Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.
Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.
Тема и идея повести Пушкина «Капитанская дочка»
Повесть «Капитанская дочка» – это историческое произведение. Пушкин описывает в нем не свое время, а успевшее стать частью истории. В произведении упоминаются реальные исторические лица: разбойник Емельян Пугачев, Императрица Екатерина 2. Да и события, происходившие в романе, были максимально приближены к реальным. Для изучения Пугачевской войны Пушкин выезжал в Оренбургский край, побывал в Казани. Здесь ему представилась возможность изучить документы, связанные с пугачевским бунтом, он встречался с постаревшими уже очевидцами тех давних событий, записал их рассказы.
Собирая материалы для истории Пугачевского бунта, Пушкин посетил Симбирск, Уральск (Бывший Яицкий город), побывал в Бердской слободе, видел церковь, в которой венчался разбойник.
Знакомство с местами, где происходили основные события, дало пищу для понимания характера его основных героев, и наряду с документальной историей Пугачевского бунта, у него возник замысел «Капитанской дочки», произведения в котором была заложена тема народной войны, бессмысленности крестьянского бунта.
Одновременно в произведении на первое место была поставлена идея дворянской чести. Неслучайно на протяжении всего произведения Пушкин противопоставляет двух героев: Петра Гринева и Швабрина. Неслучайно Маша невзлюбила Швабрина. Она интуитивно чувствовала его непорядочность, бесчестие.
Для российских дворян честь была превыше всего. Честь и верность Государю-императору. В данном случае – императрице Екатерине II. За оскорбленную честь дрались на дуэлях. Правда, Швабрину дуэль нужна была, как повод избавиться от соперника. Ведь он, в самом деле, оклеветал Машу. Для него было в порядке вещей сплетничать и про других обитателей крепости. Когда Гринев обвинил его во лжи, «оскорбился» и вызвал на дуэль молодого человека, прекрасно понимая, что Гринев может оказаться слабым противником по молодости лет. Швабрин уже был замешан в какой-то темной истории, из-за которой его сослали в эту удаленную крепость.
Хотя Пугачев и назначил Швабрина управлять крепостью, он презирал его, считал ниже себя. А назначил потому, что некого было. Всех, кто был достоин этой чести, перевешали.
Швабрин оклеветал Гринева, перед следователями, «потянул за собой», прекрасно зная, что тот ни разу не преступил закон, не нарушил верность Государыне Императрице. В этом тоже выразилась подлость этого «дворянина».
Таким образом, честь и бесчестье являются основной идеей этого произведения, а тема повести это народная война и ее последствия.
Композиция
Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.
В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.
Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.
Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.
Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.
Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.
И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.
ЧЕМУ УЧИТ МЕНЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?
Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте».
Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя»… А мне грустно… А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя.
Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству.
Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить;
Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений.
Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина.
Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца… Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева.
За то, что Александр Сергеевич Пушкин смог увлечь меня в необычайный мир своего повествования, заставил испытать чувство горечи и печали, радости и восторга, задуматься над смыслом жизни, я и люблю это гениальное произведение.