чему учит курс безопасности жизнедеятельности

Почему нужно изучать предмет ОБЖ

Урок 1. ОБЖ 6 класс ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

1

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Почему нужно изучать предмет ОБЖ»

«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.

Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь. Применительно к предмету «ОБЖ» — это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»

Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.

Таким образом, изучая предмет «ОБЖ», вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них.

Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, интернет и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлёкших за собой гибель людей и огромный материальный ущерб. А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей различных профессий и возрастов?

image001

Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает. И наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

А как вы думаете, с детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно же нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как вы и ваши друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей.

Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тогда наше здоровье, а иногда и жизнь будут зависеть исключительно от наших своевременных и грамотных действий.

Чтобы как-то защитить себя от опасностей, необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои и чужие ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчёт о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Но что они означают? Опасность — это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности: холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы и так далее. Эти опасности порой вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целые племена. Со временем человек понял сущность этих явлений. Но они не перестали представлять для него опасность. И сейчас мы постоянно узнаем о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными.

image002

С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. В условиях современного мира к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения, рождённые техникой. Это электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шум и вибрация, взрывчатые и токсичные (ядовитые) вещества и тому подобное.

Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Наконец, необходимо сказать и о человеке как носителе опасностей. Ведь он сам нередко становится источником опасности для других людей. Например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально-опасным поведением. Опасности, носителями которых являются люди, называют социальными.

Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся все противоправные (незаконные) формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор), употребление веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм и курение), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей.

image003

Итак, многочисленные опасности окружающего мира мы условно разделили на три группы: природные, техногенные и социальные. Однако, несмотря на их многообразие и несхожесть, все они имеют общий признак — способность наносить ущерб здоровью человека. Ущерб здоровью может выражаться в форме заболевания, травм, смертельного исхода.

Существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого ещё нужны какие-то условия, обстоятельства. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как о скрытых, потенциальных (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

Сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, угрожающего здоровью, жизни человека, его имуществу и окружающей его среде, принято называть опасной ситуацией. Если вовремя её не заметить и не принять соответствующих защитных мер, то она может закончиться причинением ущерба здоровью человека.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, это когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

image004

Вы наверняка слышали или уже знаете, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

Давно замечено, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют потенциальные опасности, представляющие для него угрозу. Об этом надо помнить всегда, для того чтобы не оказаться застигнутым врасплох.

Как мы уже упоминали, любая потенциальная опасность реализуется, нанося ущерб здоровью человека, благодаря какой-то одной или нескольким причинам. Без причины нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасности базируется на знании её источников и причин возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций могут порождаться не зависящими от человека природными и техногенными факторами. Но чаще всего они возникают потому, что человек, находясь в опасной зоне, что-то не предвидел, забыл, чего-то не заметил, где-то поторопился, а то и промедлил.

Более того, люди нередко нарушают хорошо известные им правила, прямо-таки подставляя себя под опасности (то есть сами создают опасные ситуации). Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдётся пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

image005

Итак, как же избежать опасности? Главное — без особой надобности не находиться в опасной зоне. А находясь в ней, не совершать рискованных, необдуманных поступков, выполнять общепринятые правила поведения в ситуациях различного характера, а также постоянно проявлять бдительность к возможным внешним угрозам, способным создать опасную ситуацию.

Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.

Поэтому мы советуем усвоить ряд рекомендаций, которые можно назвать главными правилами ОБЖ. Вот они:

изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;

учись предвидеть опасные ситуации;

не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;

не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;

столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;

обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;

выбирай самый безопасный способ действий;

а в трудной ситуации борись за себя.

Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов и путешественников.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые многие из вас наверняка видели в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:

image006

Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!

А что такое безопасность? Есть множество определений понятия «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Так, в словаре русского языка Ожегова сказано: «Безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». А один из героев романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» говорит: «Безопасность — это если знаешь, как увернуться от опасности».

И хотя приведённые слова не представляют собой научное определение понятия, но они раскрывают на индивидуально-бытовом уровне суть поведения человека в целях сохранения своего здоровья и самой жизни.

С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий. Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:

«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».

«От глупого риска до беды близко».

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

«Не зная броду, не суйся в воду».

«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».

«Не дразни собаку, так не укусит».

В заключение ещё раз отметим, что для того, чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению.

Источник

0e88 00098467 491b1f44

Выбранный для просмотра документ 03 Что за предмет-ОБЖ (Кого учить. ).doc

Кого учить, чему учить и как учить,

Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани

hello html f8f279

Это веление времени, это неизбежно.

Однако становление нового всегда сопровождается трудностями, сопротивлением. Часто такое сопротивление связано с недопониманием, с недостатком информации о новом.

Так, у многих педагогов существует определенное предубеждение против новой образовательной области, поскольку они незнакомы с ее Концепцией и видят в ОБЖ закамуфлированную и нежеланную ими «Начальную военную подготовку».

Другие, незнакомые с Концепцией, слепо следуя принципу сокращения содержания при проводимой модернизации общего образования, считают необходимым убрать из школы новые, «неклассические» предметы, в том числе курс ОБЖ. Или, допуская его, ограничить вопросами безопасности школьника

Наконец, ряд «экспертов» предлагают включить модуль ОБЖ в состав образовательной области «Технология» (это, например, и первую медицинскую помощь, и поведение в криминогенной ситуации, и вопросы национальной безопасности, и патриотическое воспитание).

К сожалению, сегодня в вопросе содержания и значимости собственного предмета, тем более области, даже преподаватели ОБЖ не всегда на уровне:

Поэтому давайте, еще раз разберемся:

Чему должна учить граждан страны новая образовательная область ОБЖ?

Как воплощается в ней задача учить детей быть мыслящими людьми, умеющими видеть и понимать проблемы современности и способы их решения?

Посмотрим в очередной раз, поскольку концепция образовательной области неоднократно публиковалась в различных источниках, но при этом – несколько изменим ракурс.

hello html m28502cd3

«Безопасность как ключевая потребность»

Источниками активности человека служат потребности. Ключевой потребностью человека является безопасность. В настоящее время считается общепринятой классификация потребностей, предложенная А. Маслоу (1954г).

На схеме потребности размещены в иерархическом порядке. Ученые подчеркивают, что потребности более высокого уровня возникают только после удовлетворения низших потребностей. Потребность в безопасности, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.

Можно сказать, что все человеческие потребности выросли из потребности в безопасности. И прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в общество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом, что исключительно важно, возникает общий интерес участников в безопасности самого общества, повышающей исходную личностную потребность каждого в безопасности. Общим интересом участников становится и безопасность государства, исторически ставшего наиболее устойчивой формой объединения людей в сообщество. Неслучайно, в Законе РФ

«О безопасности» упоминается не просто безопасность человека, а «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Далее. Можно также сказать, что все направления жизнедеятельности человека (а не только такие очевидные, как медицина, анатомия, гигиена и т.п.) касаются обеспечения его безопасности, пусть и опосредованно. Сюда относятся направления жизнедеятельности как в социальной, так и в техногенной сферах. При этом в прошлом, несмотря на сильную взаимозависимость безопасности личности и того сообщества, в которое данная личность входит, многочисленные и различные вопросы безопасности решались обычно стихийно, т.е. по мере возникновения и неосознанно. Это только тонкий исторический аналитик Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» сделал вывод о том, что «первым государственным благом» является безопасность его граждан (иначе зачем оно, государство?). А Иван Калита, о котором в данном случае вел разговор Карамзин, думал вероятнее всего, об укреплении своей княжеской власти; обеспечение же им безопасности москвичей стало не осознанной целью, а механизмом укрепления власти.

В государстве, стихийно сформированном устойчивым сообществом (нацией), вопросы безопасности решались не только стихийно, но чаще всего также раздельно. Отдельно – безопасность государства, представлявшего данное сообщество вовне, среди других сообществ; отдельно – бытовой комфорт, отдельно – медицина, отдельно – «спецслужбы» государства, отдельно – армия. Только в периоды острых кризисов, во время войн за выживание или смут, жизнеспособный народ объединялся, опять же стихийно создавая атмосферу индивидуальной жертвенности во имя общих интересов, общей безопасности.

Проблема безопасности в современных условиях.

Сегодня из средств массовой информации каждый знает, что в жизни планеты наступили «новые времена». Но наступление «новых времен» характеризуется не только вспышкой терроризма.

В основе нагрянувшей смены эпох лежит достижение технологиями человека мощностей, соизмеримых с геологическими, достижение во второй половине ХХ века пределов роста антропогенного давления на природную среду.

Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно быть таким, чтобы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное устранение опасностей, естественно, невозможно). Раньше это условие выполнялось, как я упоминал, стихийно – методом последовательных проб и ошибок. Результаты ошибок были поправимы, а времени для проб было достаточно.

Раньше стихийная способность обеспечить свою безопасность была критерием естественного отбора жизнеспособных индивидов и сообществ. В ХХ I веке способность обеспечить свою безопасность стала еще и критерием жизнеспособности человека как вида.

В новой исторической эпохе спасти человека от собственных гибельных действий сможет только своевременное научное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности; умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной деятельности; навыки осознанного рационального поведения во все усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. Только комплексное видение всеми и каждым проблем безопасности сможет сегодня предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов» и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов», безудержных защитников «прав человека» и сторонников несущей надежду Хартии Земли.

Таким образом, в XXI веке без науки и практики культуры безопасности, своевременно созданной и воспринятой всеми, особенно молодежью, каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто не смогут выжить.

Изучение вопросов безопасности в школе.

До наступления «новых времён» вопросы безопасности систематически в школе не изучались, что вполне понятно: как упоминалось, они и в жизни решались разрозненно и стихийно.

Однако уже в 1994 году общественным Фондом национальной и международной безопасности России были чётко обозначены новые ориентиры:

«Курс ОБЖ обречён стать ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой практике воспитания и обучения: настало его время, усвоение основ безопасной жизнедеятельности даёт нам шанс выжить, иметь будущее»;

«Целью курса ОБЖ является сообщение учащимся научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера».

Позиция Фонда подчеркивала необходимость дальнейшего развития ОБЖ, включения в курс всего комплекса современных проблем безопасности человека и общества, в особенности безопасности их преобразовательной жизнедеятельности, становящейся причиной новых, небывалых опасностей (вспомним типовую схему обеспечения безопасности). В соответствии с этим в течение всех последних лет ведутся методические и экспериментальные работы по подготовке развития ОБЖ. В 2001 году их промежуточные результаты были собраны в очередном Пособии для преподавателей, выпущенном Фондом.

Время для существенного шага в развитии настало с принятием обществом в 1999 году назревших решений о реформе образования. К этому времени относится создание новой Концепции ОБЖ. Сложность задачи её разработки состояла в том, что в новой эпохе все школьные предметы, отражающие различные направления жизнедеятельности человека, должны содержать соответствующие аспекты безопасности. Поэтому при реформировании образования (с 2001 года оно стало называться модернизацией) появилась угроза «интеграции» содержания ОБЖ, а по существу растворения его по всему полю традиционных образовательных компонентов. Очевидно, что при этом потеряются не только специфические разделы курса, но и системность доведения до сознания учащихся проблем безопасности жизнедеятельности. Пропадут с таким трудом выращенные кадры педагогов и структуры их подготовки, накопленные учебные пособия, учебники по ОБЖ; пропадает опыт, в конце концов. Собственно, пропадает вся эффективность обновления образования в соответствии с главным требованием наступившей эпохи.

Выход из положения в представленной сегодня Министерством обр. и науки и одобренной обществом Концепции найден в сочетании центрального предмета ОБЖ и фрагментов по тематике безопасности жизнедеятельности во всех других школьных предметах, которые вместе составили новую образовательную область « Основы безопасности жизнедеятельности». Знания, умения и навыки, связанные предметом ОБЖ в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности (компетентность – готовность к решению любых теоретических и практичесикх задач в жизни).

Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечивать здоровье и безопасность, определять позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.

Содержание предмета ОБЖ.

Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен иметь тщательно отобранное содержание.

Основы, конечно, не могут обойтись и без практических навыков безопасного поведения, рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях, становящихся со временем всё более сложными, зачастую чрезвычайными. С одной стороны, многие из сегодняшних угроз были ранее не знакомы людям, в том числе и родителям, которые всегда учили и сегодня учат своих детей безопасному поведению. С другой стороны – процесс образования и воспитания растущего человека только и можно строить от простого к сложному, от типовых навыков к теоретическим обобщениям. Но основы не следует перегружать детальными инструкциями: ведь что-то учащимся уже известно, во-первых. Всего и на всю жизнь не предусмотришь, во-вторых. Не вспомнишь заученных инструкций, когда «клюнет жареный петух», в-третьих.

Таким образом, состав Федерального Компонента содержания общего образования, в части ОБЖ, целесообразно ограничить материалами, относящимися к достаточно общим вопросам индивидуальной, национальной и глобальной безопасности. В их числе ядра разделов, освоенных за 20 лет существования ОБЖ:

Безопасное поведение в повседневной жизни.

Основы здорового образа жизни.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Первая медицинская помощь.

Основы защиты Отечества (Основы военной службы)

К этим вопросам, в соответствии с новой Концепцией, в предмет ОБЖ в последнем классе (или классах) основной ступени общего образования вводится обобщающий теоретический (мировоззренческий) раздел:

6. «Современный комплекс проблем безопасности» с темами:

* безопасность жизнедеятельности (основы теории безопасности);

* современные проблемы безопасности (состав и структура всего комплекса);

* безопасность жизнедеятельности на глобальном уровне;

* безопасность жизнедеятельности на национальном уровне;

* национальная безопасность России.

Таким образом, Концепцией предполагается систематизация всех разделов на основе теоретических подходов, распределение существующих и новых материалов по классам в соответствии с возрастными возможностями учащихся, устранение материала избыточного, в основном инструктивного, местного, особенности обеспечения безопасности переносятся из Федерального Компонента содержания образования в Региональный. Усиливаются связи ОБЖ с фрагментами безопасности жизнедеятельности в других предметах (межпредметные связи), что в целом формирует новую образовательную область.

Выбранный для просмотра документ 07 Самоанализ преподавания курса ОБЖ в школе.docx

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector