чему учит легенда о манкурте

Чингиз Айтматов — Легенда о манкурте:
Краткое содержание

В одной сарозекской легенде рассказывается о Найман-Ане, матери манкурта. Местное кладбище названо в ее честь Ана-Бейит («Материнский упокой»). В давние времена жуаньжуаны захватили земли найманов. В одном бою к ним попал раненый Жоламан. Они сделали из него послушного беспамятного манкурта, раба. Для чего обрили ему голову, надели на нее обруч из верблюжьей кожи, бросили в пустыне на солнцепеке. От мук врастающей в голову сохнущей верблюжьей кожи, пленник проклинал день своего рождения, мать и Бога. В себя выживший приходил уже не человеком, а «чучелом» без собственного «я», без памяти о Родине, семье, детстве. Он служил хозяину, как собака, пас стада верблюдов за еду. И не снимал шапку с изувеченной головы.

И тогда манкурт выстрелил матери в сердце из лука. Слетел с ее головы белый платок, стал птицей Доненбай, повторявшей: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» Место ее погребения люди назвали Материнским упокоем…

Читательский дневник «Легенда о манкурте» Айтматова

Сюжет

Отзыв

Легенда о материнской любви, о том, что беспамятство – худшее зло. Только тот, кто всем сердцем любит родную землю и народ, семью может называться человеком. Манкурт – раб, забывший имя, мать, Родину. Как пес, он служит за кусок хлеба хозяину, и боится только одного: физической боли.
Легенда учит не быть манкуртом, беспамятным предателем. Учит защищать родной край и народ, быть мужественным и благодарным, напоминает о силе материнской любви, самопожертвовании.

Источник

Проект «Легенда о манкурте»

Это разработка к Единому дню внеклассного чтения по роману Ч.Айтматова «Буранный полустанок»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Легенда о манкурте»»

img0

Тема памяти в романе Ч.Айтматова «Буранный полустанок» или «И дольше века длится день»

Материал к уроку внеклассного чтения

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Икковская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики

Красавцева Наталия Сергеевна

img1

Книга, о которой я хочу вам рассказать, построена на одной грустной истории: в далёком селении умирает старик, он был очень уважаемый человек. Приезжают дети, собираются односельчане и едут на кладбище. Вокруг этой, казалось бы, простой истории разворачиваются судьбы людей, поколений, государств и даже самой планеты Земля.

img2

После окончания восьми классов, поступил учиться в Донамбульский зооветтехникум, продолжил образование в Киргизском сельскохозяйственном институте. И стал бы хорошим хозяйственником, но больше насущных проблем Чингиза Троекуловича увлекла душа человека, судьба человечества…

img3

Приобщение к литературе Айтматов начал сразу с перевода русских книг на киргизский. После двухлетней учебы на Высших литературных курсах Чингиз Айтматов редактировал журнал «Литературный Киргизстан», а затем пять лет работал собственным корреспондентом «Правды» в Киргизии. Литературная судьба Айтматова складывалась удачно. Уже первые очерки и рассказы обратили на себя внимание.

С1990 года Чингиз Троекулович окунулся в политику- был послом СССР и России встранах Бенилюкса, был послом Киргизии во Франции. Чингиз Айтматов был депутатом, он инициатор интеллектуального движения «Иссык- Кульский форум» ещё в 1986 году.

img4

«И дольше века длится день»

Итак, представьте себе бескрайнюю степь со скудной растительностью, в романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности стала территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко проходит

железная дорога, на которую постоянно выбегает лисица

«А поезда идут с востока на запад и с запада на восток…..»

На станции работает Едыгей- главный герой романа. Он

обходчик путей на Буранном полустанке уже много лет. Ему 61

год. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был

(Именно с известия о смерти этого одинокого старика и начинается роман. )

Едыгей имеет твёрдый характер, ведь только сильные могут выжить в сарозеках. Он всегда работал на совесть, вручную чистил снег с железнодорожных путей, что вызывало смех молодых работников.

img6

Казангап жил очень просто- в мазанке, одиноко, хотя у него есть сын и дочь. Сабитжан- сын старика- получил высшее образование, знает разные умные слова, но никак не может понять, зачем ехать в такую даль, чтобы похоронить отца. И сын и дочь хотели бы, чтобы похороны прошли побыстрее и они опять вернулись в свои удобные квартиры, к удобным своим делам. Меньше всего их интересует последняя воля умершего.

Едигей хоронит друга по народному обычаю и предсмертному желанию самого Казангапа – по полному обряду, на старинном кладбище Ана-Бейит. И никто и ничто не

может помешать ему соблюсти обычай: ни малодушие Сабитжана – ничтожного сына

Казангапа, ради теплого местечка и еды посытнее готового и имя свое забыть, ни колючая проволока Сарозекского космодрома.

img7

В этом романе слово память связано с памятью рода, с историей семьи, села. Очень многие герои этого романа не помнят прошлого, потеряли родственные связи, не хотят даже говорить на родном языке…

Не случайно вспоминается Едигею одна легенда. В незапамятные времена хозяйничали в Сары-Озеках пришельцы-кочевники жуаньжуаны. Изуверским способом лишали они пленников рассудка, памяти, превращая в безвольных, неприхотливых и преданнейших хозяевам рабов-манкуртов.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Поезда в этих краях шли с востока па запад и с запада на восток.

img9

Кладбище Ана-Бейит-Материнский упокой

Но одна мать не смирилась – она продолжала искать своего сына Жолмана. Её звали Найман – Ана.

img10

Найман-Ана- мать, не смирившаяся с потерей сына, долго искала его в степи, а когда нашла, то увидела, что ничто не трогало сына ее, манкурта.

И тогда решила Найман-Ана не расспросами, а внушением попытаться дать ему узнать, кто он есть.

Все, что она говорила ему, он выслушал с полным отсутствием интереса к

ее словам, как будто бы речь шла ни о чем. Так же он слушал, наверно,

стрекот кузнечика в траве.

И к ней пришло решение не оставлять сына в рабстве, попытаться увезти его с собой. Пусть он манкурт, пусть не понимает что к чему, но лучше пусть он будет у себя дома, среди своих, чем в пастухах у жуаньжуаней в безлюдных сарозеках. Так подсказывала ей материнская душа…

И снова в который раз пыталась Найман-Ана пробиться в глухую дверь сокрушенной памяти и все твердила:

— Вспомни, ты чей? Как твое имя? Твой отец Доненбай!

Не заметила мать в напрасном тщании, сколько времени прошло, только спохватилась, когда на краю стада опять появился жуаньжуан на верблюде, но куда им было до Акмаи. Они все больше отставали, трюхая на своих мохнатых верблюдах, а Акмая, набирая дыхание, неслась по сарозекам с недосягаемой быстротой, унося Найман-Ану от смертельной погони.

Не знала она, однако, что, вернувшись, озлобленные жуаньжуаны стали избивать манкурта. Но какой с него спрос. Только и отвечал:

— Она говорила, что она моя мать.

При этих словах манкурт побледнел, серым-серым стало его черное лицо. Он втянул шею в плечи и, схватившись за шапку, стал озираться вокруг, как зверь.

— Жоламан! Где ты? Это я, твоя мать! Где ты?

И, озираясь по сторонам в беспокойстве, не заметила она, что сын ее, манкурт, прячась в тени верблюда, уже изготовился с колена, целясь натянутой на тетиве стрелой. Отсвет солнца мешал ему, и он ждал удобного момента для выстрела.

С тех пор, говорят, стала летать в сарозеках по ночам птица Доненбай. Встретив путника, птица Доненбай летит поблизости с возгласом: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай. «

img13

Чингиз Айтматов пишет:

Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. »

Если в старые времена манкуртами становились в плену, то Едыгей видит современных манкуртов, которым всё равно. Одним из манкуртов можно назвать сына Казангапа Сабитжана. Он не уважает традиции своих отцов, тем самым он не уважает семью, весь род…историю народа

img14

Жить в гармонии с природой

«Мы есть то, что мы помним и ждём»

img15

Единство с родительским домом, со своим родом, с народом- часть души человека. Каждый должен трудиться над тем, чтобы его родной язык не пропал, чтобы его родная культура не забывалась – тогда и манкуртов не будет.

img16

В романе звучит угнетающая мысль: а что, если человечество на Земле пребывает в трагическом заблуждении, уверяя себя, что якобы история – это история войн?

Будьте бережны ко всему живому

Надо понять, что все уходит, но пока ты не ушел, живи достойно.

Поэтому и длится дольше века день, что люди, достойные называться людьми, не переводятся и никогда не исчезали…

img18

Источник

Краткое содержание рассказа «Легенда о манкурте» Ч. Айматова

Чингиз Айтматов – это писатель современной литературы. Он известен не только в России, но и за рубежом. Его произведения – это особый драматизм, в них он рассказывает о сложных проблемах нашей жизни. Например, такие повести как, «Джамиля», «Первый учитель».

710

«И дольше века длится день» — первый роман Чингиза Айтматова, в котором описывается Легенда о манкурте. Опубликован в 1980 году в журнале «Новый мир». Рекомендуем прочитать краткое содержание «Легенда о манкурте», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

Ч. Айматов «Легенда о манкурте» в сокращении

Ч. Айматов «Легенда о манкурте» краткое содержание для читательского дневника:

Основным персонажем произведения является пожилой стрелочник Едигей, работающий после войны на степном железнодорожном разъезде.

До Едигея доходит новость о смерти давнего друга его семьи Казангапа, рядом с которым они прожили более тридцати лет, вместе растили детей и помогали друг другу во всем.

Возвращаясь с работы домой и обдумывая предстоящие похороны друга, Едигей видит вспышку яркого огненного света с находящегося вблизи космодрома, с которого стремительно взлетает ракета.

Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевают кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещают его на открытое пространство в степи.

Согласно легенде на месте кладбища погибла мать одного из манкуртов, которая разыскивала пропавшего сына. Поскольку манкурт не помнил свое прошлое, хозяин вручил ему лук со стрелами, которыми сын пронзил свою родную мать, пытавшуюся вернуть любимого ребенка.

Перед смертью с матери слетел белый платок, который превратился в летящую и кричащую птицу. С того момента кладбище стало именоваться Материнским упокоем.

Когда похоронная процессия подходит к кладбищу, люди обнаруживают выставленную охрану, которая сообщает им о принятии решения о ликвидации древнего кладбища.

Едигей организовывает могилу для друга невдалеке от Материнского упокоя, а затем начинает обращаться в различные инстанции, а в первую очередь к начальству космодрома, с требованием о запрете уничтожения ритуального места, на котором покоятся их далекие предки.

Повествуя о событиях, происходящих в романе, писатель раскрывает понятие высоконравственных человеческих ценностей, выражающихся в порядочности, доброте, отзывчивости, объединяя в своем произведении реальностью и глубокий философский смысл.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Сжатый пересказ «Легенда о манкурте»

«Легенда о манкурте» Ч. Айматов краткое содержание:

Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.

После этого он принимает решение похоронить своего друга на далёком кладбище и вспоминает в связи с этим историю о манкуртах. Так называют полученных особым образом рабов, которые представляют собой нечто наподобие зомби. Принцип создания таких людей и использования во многом похож.

Именно там, неподалеку от этого кладбища, обитает племя злых людей, которые используют рабов манкуртов для собственных целый. Для того чтобы получить манкурта, нужно полностью обездвижить человека и положить ему на голову свежевыделанную кожу. После этого такого человека оставляют под палящим солнцем в пустыне.

В итоге кожа понемногу сжимается и сдавливает голову потенциальному рабу. Если тот выживает, то забывает о своём прошлом, становится подчинённым одного хозяина, для которого выполняет любую работу беспрекословно. После этого такое создание чаще всего используется для того чтобы делать различные варианты самых трудных и грязных работ.

По сути, волю подчиняют чтобы иметь в распоряжении нечто наподобие собственного бытового прибора или полезного домашнего животного, которое может выполнять довольно полезные поручения.

Туда Едигей приходит с похоронной процессией, но подойдя к территории кладбища, он обнаруживает, что она обнесена заграждениями и пространство собираются зачистить для каких-то целей власти. Люди собираются сделать нечто более полезное на этой территории. Герою приходится хранить покойника неподалеку оттуда.

Далее он начинает всячески обращаться к начальству, для того чтобы они не уничтожали древние кладбища, так проявляется его борьба. В этой борьбе открывается множество удивительных подробностей и особенностей человеческой души.

Таких понятий, как нравственность, совесть и многое другое. Книга, казалось бы, о довольно простых ситуациях и вариантах взаимоотношений между людьми, но также в ней есть огромный философский подтекст и он позволяет глубоко поразмыслить надо человеческими ценностями и взаимоотношениями.

Читайте также: О. Генри «Последний лист» Краткое Содержание Новеллы.

После ознакомления с кратким пересказом «Легенда о манкурте» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Вывод

Дебютный роман Чингиза Айтматова иллюстрирует самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний человека, по мнению автора, — отнятие у живого человека его памяти. К ней же относится и забвение народом своих культурных традиций, что непременно приводит к его упадку.

Параллельно путешествию главного героя и его моральной деградации, при соприкосновении с современной цивилизацией, Чингиз Айтматов демонстрирует, как эти действия отражаются на самом народе, — родной деревне Едигея.

Источник

Чему учит легенда о манкурте

6y0mxh imxjq0Ye2Z73C8MaVLkWvS skHP1DmcJnQ5f5fHn VfncSt2KUW3O2O4srdA8H47

6y0mxh imxjq0Ye2Z73C8MaVLkWvS skHP1DmcJnQ5f5fHn VfncSt2KUW3O2O4srdA8H47

Сажи Умалатова запись закреплена

Неслучайно в описанной Айтматовым легенде повествуется именно о жуаньжуанях. Только этот безродный, беспощадный, варварский народ был способен выдумать столь изощренную, нечеловеческую пытку. Особенно жестоко это племя обращалось с пленными. Для того чтобы превратить человека в идеального раба, не помышляющего о восстании и бегстве, ему отнимали память путем надевания на него шири. Для процедуры выбирались молодые и сильные воины. Сначала несчастным начисто обривали головы, буквально выскабливали каждую волосинку. Затем забивали верблюда и отделяли наиболее плотную, выйную часть шкуры. Поделив на части, ее нахлобучивали на головы пленных. Шкура, словно пластырь, прилипала к свежевыбритому черепу людей. Это и означало надеть шири. Затем будущим рабам надевали на шею колодки, чтобы они не могли коснуться головой земли, связывали руки и ноги, вывозили в голую степь и оставляли там на несколько дней. Под палящим солнцем, без воды и пищи, с постепенно высыхающей шкурой, стальным обручем сжимающей голову, пленники чаще всего погибали от невыносимых мучений. Уже через сутки жесткие прямые волосы невольников начинали прорастать, иногда они проникали в сыромятную шкуру, но чаще загибались и вонзались в кожу головы, причиняя жгучую боль. В этот момент пленники окончательно теряли рассудок. Только на пятые сутки за несчастными приходили жуаньжуани. Если хотя бы один из пленников оставался в живых, это считалось удачей. Порабощенного освобождали от пут, давали напиться, постепенно восстанавливали силы и физическое здоровье.

Легенда о манкурте:

В романе «И дольше века длится день» одна глава посвящена древней легенде. О несчастной судьбе женщины по имени Найман-Ана рассказывает в своем предании Айтматов. Манкурт, о котором случайно услышала героиня повествования, оказался ее без вести пропавшим в бою сыном. Обычно, даже если родственники изувеченного пленника и узнавали о его страшной участи, то никогда не стремились спасти его. Человек, не помнящий родства, сохранял только внешнюю оболочку. Иначе рассудила Найман-Ана. Она решила во что бы то ни стало вернуть сына домой. Разыскав его среди бескрайних сарозеков, женщина попыталась вернуть юноше память. Однако ни тепло материнских рук, ни ее настойчивые речи, ни знакомые с детства колыбельные, ни приготовленная под родным кровом пища не помогли пленнику вспомнить свое прошлое. А когда коварные жуаньжуани внушили манкурту, что Найман-Ана хочет обмануть его, снять с него шапку и отпарить измученную голову, раб недрогнувшей рукой пустил стрелу в сердце матери. С волос умирающей женщины упал белый платок, превратился в птицу Доненбай, которая продолжала кричать, напоминая манкурту о его отце и забытом родном крае.

В вышедшем под редакцией доктора исторических наук А.А. Кредера учебнике «Новейшая история ХХ века» полностью отсутствует информация о Сталинградской и Курской битвах. Автор чёрным по белому пишет, что разгром Красной армией войск Гитлера был «вреден для Европы», поскольку это привело к распространению советского влияния на её восточную и южную части. А вот ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, оказывается, были полезны и нужны.

Источник

Айтматов «Легенда о манкурте»: краткое содержание какое?

Чингиз Айтматов. Легенда о манкурте (из книги «И дольше века длится день, она входит в этот роман). Краткое содержание легенды о манкурте.

Чему учит легенда о манкуртах?

answer avatar

answer avatar

Манкуртом по этой легенде называли человека, подверженного одним враждебным племенем жестокому наказанию.

От нестерпимых страданий человек терял память и превращался в идеального раба или погибал.

Слово «манкурт» стало синонимом человека со стёртой памятью, утратившего связь с родиной, близкими, ставшим «Иваном, не помнящим родства».

answer avatar

В этом рассказе мы знакомимся с Алешей, который хочет доказать что он уже не маленький и ему под силу совершить то, что делают более взрослые ребята.

Начинается рассказ с момента встречи двух друзей Володи, приехавшего на дачу и Глеба. Они старше Алеши и начали над ним посмеиваться, намекая, что Алеша маленький и ему можно залазить только на небольшую липу.

Вернувшись из леса Глеб услышал «АУ» и увидел высоко на дереве, залезшего Алешу. Глеб с Володей рассказал об этом матери Алеши, Зинаиде Львовне.

Мать очень напугалась за Алешу и подбежав к березе стала спокойно подсказывать сыну, как правильно спуститься с дерева.

Алеше удается благополучно слезть с дерева, а Зинаида Львовна, вся в слезах убегает к оврагу, чтобы никто не видел, её волнения и переживаний и эти слезы матери Алеша увидел впервые.

answer avatar

Краткий пересказ этого произведения Юрия Карловича Олеши, может быть представлен в следующем виде.

Абсолютно здоровый и счастливый человек Бабичев, подбирает пьяного человека, которого выгнали на улицу за грубые высказывания. Он, на время, пока не вернётся его приёмный сын Володя Макаров, предоставляет Кавалерову кров, пищу и работу.

Но неблагодарный спасённый Кавалеров, страшно завидует своему спасителю, считая что тот этого не заслуживает.

Кавалеров решает уйти с квартиры и пишет обидное письмо Бабичеву. Когда Кавалеров собирает свои вещи, возвращается приёмный сын Володя.

Кавалеров решает не оставлять письмо, но обнаруживает, что взял чужое письмо. Тогда он возвращается, чтобы попросить прощения, но опять начинает клеветать и Бабичев выгоняет его.

Кавалеров связывается с Иваном Бабичевым и, при общении с ним узнаёт, жизнь у того сложилась неудачно. При этом, Иван рассказывает о созданной им машине.

Когда Кавалеров приходит к Анечке Прокопович, та приводит его в бешенство, сравнивая со своим покойным мужем и Кавалеров ударяет её и убегает.

Кавалеров думает, что может начать жизнь заново, но возвратившись к вдове, встречает там Ивана, который предлагает ему выпить за равнодушие.

По сути, это роман о неудачнике, озлобившемся человеке, не нашедшего своего места в новом мире.

MzA9oBG9Z52ALPgVzvtPW04z8tLZbP

answer avatar

Сказка про водяных Карела Чапека немного необычная. Это разговоры и воспоминания водяных о том, какая прежде была жизнь. Вот ее краткое содержание:

Водяные обитают повсюду, они настоящие. Один даже зуб приходил вырывать, расплатился за услугу форелью. Многие из водяных живут под мельницей, имеют коней: кто больше, кто меньше. Оттого мельница и работает.

qy9HnSjTgmkMzbDEVDS3bdXzZDdjGXQ

answer avatar

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

okoDpYde1RBkwSjJE12XWksOuDcVQyl

answer avatar

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector