чему учит маршак сказка о глупом мышонке

Содержание

Сказка о глупом мышонке. Самуил Маршак

Сказка о глупом мышонке на первый взгляд — детская развлекательная история. Чтение, особенно обыгрывание потешной сказки с детьми, вызовет много эмоций и запомнится им надолго. Но актуальна она в первую очередь для современных родителей. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Скачать сказку о глупом мышонке: (word) — (pdf)

Skazka o glupom myshonke. Samuil Marshak

Сказка о глупом мышонке читать

Краткое содержание сказки

Мама-мышка никак не могла уложить спать капризного мышонка. Няньки, которых мамаша позвала, чтобы успокоить вредину, ему не нравились: одна поет слишком громко, другая – слишком тихо, третья слишком грубо… Из всех претенденток только кошка вызвала симпатию мышонка. Доверила мышка-мама глупого мышонка няньке, умеющей красиво мурлыкать. Вернулась, а мышонка нет. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ Сказки о глупом мышонке

Забавная детская сказочка с ее внешней простотой станет любимой сказкой малыша. Ее поучительный смысл пригодится мамам. Давайте разберемся, чему учит Сказка о глупом мышонке родителей. Во-первых, сказка учит молодых мам не потакать малейшим капризам и прихотям детей. Во-вторых, она предостерегает, что к выбору няни нужно подходить очень ответственно, не доверяя ребенка кому-либо. Ребенку-дошкольнику на примере полюбившейся сказки можно показать, что непослушание приводит к беде.

Мораль Сказки о глупом мышонке

Таким образом, у Сказки о глупом мышонке две морали. Для детей: капризы и непослушание могут обернуться бедой. Для мамочек: вседозволенность, скоропалительные решения, основанные не на здравом рассудке, а на эмоциях могут стать причиной трагедии.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Источник

Психологический анализ сказки «Глупый мышонок» С.Я.Маршака

Пт Мар 16, 2012 16:01

Этим постом я начинаю серию под названием «Анализ сказок и стихов».

Так как мне приходится десятки раз перечитывать одни и те же сказки и стихи, то я начинаю задумываться над смыслом, который не лежит на поверхности, начинаю обращать внимание на отдельные фразы, слова, которые раньше не замечала.

Итак, перед нами одна из известнейших сказок С.Я. Маршака. Кто её не знает? (если не знаете, прочитайте).

14854634834f630bcd0046c

Я буду кратно пересказывать сказку и вставлять свои ремарки.

Смысл сказки в том, что маленький ГЛУПЫЙ мышонок отказывается слушать мамину колыбельную, ему не нравится её писк. Мало ли что нам в нашей маме может не нравится. Это похоже либо на достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё «Я»: не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. В то же время очередное отделение от родителей, свержение этих всемогущих богов с небес происходит в подростковом возрасте. Претензия мышонка к маме похожа больше на критику подростков, когда они стесняются своих мам и предъявляют множество требований к ним.

Мама-мышь (не задумываясь, не «нажав на паузу», как мне показалось) бросается искать няньку, которая удовлетворила бы желание ребёнка. Такое впечатление, что этот мышонок уже не в первых раз выдвигает свои желания, и мама привыкла их добросовестно выполнять, никак не ограничивая.

Если пофантазировать, можно представить такую маму-мышку, покупающую незапланированную игрушку бьющемуся в истерике дитя в детском магазине. Мышь обегает множество зверей, птиц и рыб в округе. И каждая нянька чем-то не устраивает разборчивого мышонка. Такое подозрение, что ему просто не хочется спать.

Мама-мышь в погоне за лучшей нянькой вообще перестаёт контактировать с реальностью также, как и со своей интуицией и материнским инстинктом, так как обращается за помощью к кошке. Такой маме сложно понять истинные потребности своего ребёнка (например, в защите, безопасности) и свои собственные. Что приводит её к ГЛУПЫМ поступкам. Мышонок в силу своего возраста не может оценить опасность или безопасность своих просьб и действий. Именно для этого ребёнку нужны родители, которые несмотря на крики и вопли малыша, не разрешат ему бегать зимой без шапки, есть электрические провода и стиральный порошок. Даже если ребёнку очень нравится кошкина песенка.

Мама-мышь, возможно, настолько устала, что готова бездумно выполнять его просьбы. В чём-то это легкий путь.

Маме-мышке возможно помогла бы мысль, что маму её ребёнок уже выбрал. Какая бы она у него не была. И её ответ сыну: «Какой уж есть у меня голос, таким и пою, другого нет» донёс бы что-то важное до него. Не поспал бы он пару часов ночью, и что же? Всё равно сон бы сморил его, даже и без маминой колыбельной.

Вот такая сказка, которая учит быть УМНОЙ мамой, даже если это трудно.

Источник

«Сказка о глупом мышонке»: бессмертное произведение Самуила Маршака

Меню статьи:

Текст стихотворения

Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.

— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

Имя Самуила Маршака прочно вошло в историю детской литературы. Произведения этого автора превратились в источники морали и знаний для детей со всего мира. «Сказка о глупом мышонке» – одно из самых известных творений литератора.

skazka o glupom myshonke samuil marshak stih.

Читатели запоминают своеобразный слог автора, звучность и разнообразие фраз. Далее мы проанализируем историю написания сказки, художественные особенности, сюжет и композицию произведения.

История создания сказки

Что особенного в творчестве Маршака?

Самуил Яковлевич «проработал» на поприще детской литературы почти полвека. По словам коллеги писателя, литератора Александра Твардовского, Маршак проявлял исключительный талант в художественных переводах, драматургических текстах, литературно-критических эссе… Труд автора не прерывался, потому что Самуил Яковлевич отличался планомерностью в деятельности. Резкие повороты и неожиданные открытия в творчестве Маршака отсутствовали. Медленный, непрерывный, каждодневный труд принес результаты. Поэтические ценности со временем накапливались, и произведения Маршака воспитали многие поколения детей.

Как появилась сказка про мышонка?

Тот же Александр Твардовский отмечал, что Маршак трудился последовательно, не обращая внимания на моду и новые тенденции. Переменчивость вкусов в литературе не касалась произведений автора. «Сказку о глупом мышонке» писатель придумал в 1923-м году. В этот же год текст и появился на свет.

Произведение – уникальное и спасительное: в буквальном смысле слова. Сын литератора заболел: сложное заболевание почек требовало незамедлительного лечения. Однако семья в то время бедствовала. Тогда Самуил Яковлевич взялся за перо и за день написал прекрасное и доброе произведение.

Заботливый отец спас жизнь ребенку и заслужил место на литературном пьедестале.

Новаторства и наследования русского автора

Литературные критики подмечают, что сказка русского писателя основывается на древних историях. Эти истории рассказывают про сверчка и мышку, которые решили пожениться. По жанру произведения являются сказками-небылицами про животных.

skazka o glupom myshonke stih

В основе таких текстов – принцип комического. Сверчок и мышка не могут пожениться, кошка не может убаюкать мышку, так как это нарушило бы природное равновесие. Животные не идут против инстинктов.

В своей знаменитой сказке “Доктор Айболит” Корней Чуковский изображает Айболита – доброго доктора, который помогал людям и животным. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Отличительные черты произведений Маршака – присутствие черного юмора и элементов фарса. Мышонок (очевидно) погибает по глупой и совершенно бессмысленной причине. В аналогичной истории скорбь по умершей букашке отличается преувеличенностью, гиперболой. Этой чертой характеризуются португальские и испанские вариации сказки.

Тематика текста

В центре повествования находится тема глупости. Это отображается в названии сказки. Кто же является глупым?

Мышонок – главное действующее лицо произведения Самуила Яковлевича – проявляет как раз ум. Глупость – ключевое качество матери героя, мыши. Героиня собственными руками преподносит дитя коту. Мышонок виноват в том, что ведет себя инфантильно, капризничает, не слушается родителя.

Глупость бывает разной. Писатель демонстрирует, что детская глупость – нормальное явление. А вот глупость взрослого человека (или животного – как в данном случае) простить трудно. Такое качество приводит к плачевным последствиям. Мышонок глуп по-детски, потому что не способен увидеть лицемерие и коварство в «сладком» пении врага.

Сюжет произведения

В центре повествования находятся два главных героя: мышка-мать и мышонок. Ребенок не хочет засыпать, мышонку не нравится писк матери, которая поет колыбельную песню. Тогда мышонок просит позвать няньку. Мышка ищет няньку, чтобы та помогла уснуть капризному ребенку.

skazka o glupom myshonke samuil marshak stih

Маленький герой отметал всех нянек, приглашенных матерью: то песня громкая, то тихая, то грубая и т. д. Щука, свинка, утка не понравились мышонку. Только кошка вызвала симпатии капризного героя. Кошка красиво и приятно мурлыкала, поэтому мать доверила дитя этой няньке. Когда мышка вернулась, ребенок-мышонок исчез.

Чему учит творение русского писателя?

Сказка – полезное «пособие» для молодых, неопытных родителей. Писатель учит не потакать капризным детям, не выполнять безропотно каждую прихоть ребенка. Выбирать няню следует очень осторожно и ответственно. Ребенка нельзя доверять первому встречному человеку. Произведение учит полезным для жизни вещам и детей. Так, автор призывает маленьких читателей слушаться родителей. Непослушание часто приводит к бедам. Итак, сказка имеет двойную мораль:

Нравственные смыслы сказки

Произведение русского писателя производит впечатление простого и легкого. Однако за внешней лаконичностью кроется глубина нравственного смысла. Автор старается донести юным читателям жестокую правду жизни. Дети часто не слушают родителей, и это приводит к бедам и проблемам.

skazka o glupom myshonke samuil marshak

Прежде всего, в таких ситуациях страдают именно дети. Автор советует принимать решения взвешенно и рационально. Скоропостижность, порыв в таких делах ведут к трагическим исходам.

Писатель обращается к фольклору, поэтому при чтении сказки вспоминаются популярные пословицы и присказки. Например, в народе часто говорят: если «не доглядел оком», то приходится «платить боком». Сегодня литература для детей отличается большим разнообразием: полки в книжных магазинах постоянно пополняются книгами новых авторов. Однако произведения Самуила Яковлевича – это нечто бессмертное, вечное для мировой литературы. Сказки русского литература пленяют воображение и детей, и взрослых.

Детали композиции сочинения Маршака

Отличительная особенность композиции сказки – открытый финал. Читатели могут догадаться, чем закончилось произведение. Однако автор не говорит об этом прямым текстом. Впрочем, конец сказки не такой очевидный, как кажется на первый взгляд. Позже писатель издаст продолжение анализируемой истории под названием «Сказка об умном мышонке». Формальная структура стихотворной сказки – 24 четверостишия.

Художественные особенности произведения

Творение Маршака отличается стихотворной формой. Внутреннее содержание произведения – это колыбельная. Мотивы колыбельной песни угадываются в каждой строке сказки. Эпический характер текста обеспечивается легкими, запоминающимися рифмами. Читатели успешно воспринимают такие рифмы. Строки стихов Самуила Яковлевича заучиваются детьми наизусть и передаются в устной форме вот уже много поколений.
Сказка Самуила Яковлевича переполнена юмором, что забавляет и смешит детей. Конец произведения – трагикомический. В анализируемой сказке писатель использовал такие средства выразительности, приемы и тропы:

Источник

Маршак «Сказка о глупом мышонке» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Вершиной детских произведений Самуила Яковлевича Маршака является «Сказка о глупом мышонке», написанная в 1923 году. Опубликована она 2 годами поздне.

Краткое содержание для читателського дневника

1) Мышонок не может уснуть.

2) Он постоянно жалуется, а мать зовёт к нему нянек и воспитателей.

3) Каждый пытается усыпить глупыша, который не может уснуть самостоятельно.

4) Позвали кошку, которая была очень красива, обладала хорошими манерами.

5) Мышонок радуется сладкому пению кошки, которое воздействует на него как настоящее снотворное.

6) Только вот мышка не находит своего ребёнка – его съела кошка.

Читайте по теме:

Здесь можно посмотреть другие произведения Маршака для читательского дневника, в т.ч. крактое содержание, главные герои и т.п.

Главные герои

1) Мышка – мама, которая очень любит своего сына. Однако её любовь закрывает ей глаза. Это приводит к печальным последствиям, в чём убедились читатели.

2) Мышонок ещё маленький, поэтому он глуп.

3) Все остальные персонажи не могут хорошо петь, хотя стараются усыпить мышонка.

Главная мысль

Написанная в стихотворной форме сказка учит тому, что всегда нужно думать, прежде чем что-то делать. Нельзя полагаться на беспечность, которая приводит к печальным последствиям.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса.

Источник

Анализ стихотворения «Сказка о глупом мышонке» Самуила Маршака

md foto

Самуил Яковлевич Маршак — автор известных детских книг, которые воспитали не одно поколение детей. Прекрасный слог автора звучен и разнообразен.

А. Твардовский писал о нём так: «Почти полувековая работа С.Я. Маршака в детской литературе, художественном переводе, драматургии, литературной критике и других родах и жанрах не знала резких рывков, внезапных поворотов, неожиданных открытий. Это было медленное, непрерывное — в упорном труде изо дня в день — накопление поэтических ценностей, неуклонно возраставшее с годами. Его слава художника, упроченная этой последовательностью, чужда дуновениям моды и надежно застрахована от переменчивости литературных вкусов.»

«Сказка о глупом мышонке» написана в 1923 году. История создания уникальна тем, что автор создал её за один день и спас тем самым жизнь своему сыну, который терпел недуг от нарушения работы почек. Ребёнку в срочном порядке требовалось лечение, а нужных средств семья не имела. Тогда С.Я. Маршак и создал своё «спасительное» произведение.

Произведение написано в стихотворной форме и имеет внутри себя мотив колыбельной. Эпическое содержание сказки излагается писателем с использованием легких и быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся читателями.

Главная тема произведения — глупость. В названии автор отсылает нас к тому, что глупым героем является мышонок. Однако, после прочтения сказки мы можем уверенно заявить, что мышонок проявляет себя как капризный ребёнок, а вот его мама, как глупый персонаж, ибо она собственноручно отдаёт своего малыша в лапы коту. Хотя, несомненно, мышонок обладает детской глупостью, так как не может правильно оценить «сладкое» пение врага.

За внешней простотой сказки скрывается глубокий поучительный смысл: непослушание приводит к беде (для детей) и скоропостижные необдуманные решения могут довести ситуацию до трагического исхода. На ум сразу приходят известные пословицы: «дитятко – что тесто, что замесил, то и выросло» и «не доглядишь оком, так заплатишь боком».

Маршак оставляет произведение с открытым финалом, хотя, кажется, что он очевиден. Но вышло всё несколько иначе. Позднее автор написал своеобразное продолжение сказки и назвал его «Сказка об умном мышонке».

На сегодняшний день детская литература богата разнообразным перечнем книг. На полках книжных магазинов постоянно появляются новые авторы. Но тем не менее произведения С. Я. Маршака продолжают захватывать как детское, так и взрослое воображение, а заученные наизусть тексты переходят из уст в уста.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector