чему учит медный всадник для читательского дневника

Содержание

«Медный всадник» — читательский дневник по поэме А. Пушкина

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 47

Романтическая поэма «Медный всадник» была написана великим русским поэтом Александром Пушкиным в 1833 году в Болдине.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: Медный всадник
Жанр: поэма
Год написания: 1833
Издательство: Стрекоза-Пресс
Год издания: 2008
Количество страниц: 26

Главные герои и их краткая характеристика

Евгений – молодой чиновник, простой, бедный, недалекий молодой человек, мечтающий о семейном счастье.
Петр Первый – российский император, олицетворяющий собой самодержавие, представлен в виде статуи Медного всадника.
Параша — возлюбленная героя

Время и место сюжета

Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшее множество жизней. Своим названием поэма обязана знаменитой статуе Петра Первого, которая, согласно городским легендам, могла оживать.

Краткое содержание и сюжет

В предисловии автор описывает величие славного города Петербурга, затмившего собой Москву. Это стало возможным благодаря стараниям Петра Первого, решившего прорубить окно в Европу. Затем автор переносит в 1824 год, когда и разворачиваются основные действия поэмы.

Холодным, промозглым ноябрьским вечером, промокнув под безжалостным дождем, домой вернулся молодой чиновник Евгений. Будучи бедным и от природы не слишком умным, он, все же, мечтал о лучшей жизни. Его счастье составляла миловидная девушка Параша, с которой он собирался обвенчаться. Размышляя о своем будущем с возлюбленной, Евгений и сам не заметил, как заснул под стоны разбушевавшегося ветра.

Утром Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Так началось страшное наводнение, принесшее страшные разрушения и сотни смертей. Разбушевавшаяся природная стихия оказалась неподвластна ни простым людям, ни царю. Несчастные жертвы наводнения могли спастись, только забравшись куда-то повыше, чтобы там переждать потоп.

Спасаясь от поступающей воды, Евгений сидел на скульптуре льва, и с ужасом взирал на разрушения, что принесла с собой река. Он не беспокоился о себе – все его мысли были о Параше, жившей с матерью на одном из островов. Рядом с Евгением возвышалась скульптура Медного всадника, с равнодушием взиравшего на происходящее.

Как только вода перестала прибывать, Евгений тотчас отправился к возлюбленной, но на месте ее дома была пустота – бурная река унесла дом вместе с его жителями. Герой никак не мог осознать, что его невеста погибла. Разум его помутился от горя, и Евгений превратился в городского сумасшедшего, жившего одним подаянием.

Однажды он очутился возле Медного всадника. Взирая на статую Петра, он принялся обвинять его в том, что он построил город на воде, которая унесла жизнь его любимой Параши. Неожиданно ему показалось, будто изваяние кинулось на него. Евгений в страхе принялся бежать. Спустя время его нашли мертвым возле дома Параши, который наводнением занесло на островок. Тут его и похоронили.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Наводнение 1824 года в Петербурге становится роковым для главного героя. Потеряв любимую девушку в бушующих водах, он сходит с ума и обвиняет во всех бедах медную статую Петра Великого.

Основная мысль

Власть, решающая задачи государственной важности без учета потребностей простых людей, становится кровавой и лишается благородства.

Чему учит

Поэма учит нас тому, что чтобы не случилось в жизни нужно не терять надежду. При различных жизненных обстоятельствах мы можем быть сильно потрясены. Но нужно ни в коем случае не терять рассудок и верить только в самое лучшее.

Цитаты из текста поэмы

«…И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»
«…Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне…»
«..На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…»
«…И жизнь ничто, как сон пустой…»
«…О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы. »
«…ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка. »

Вывод и мое мнение

Никогда не знаешь, что тебя ждет, мир хрупок, и не зависит от нас. Но когда приходят беды и несчастья, нужно скрепить сердце и быть сильным. Мы не застрахованы от неожиданных поворотов и потери близких, но нужно продолжать жить. Счастье еще раз встречается в жизни, оно в мелочах, в самом факте жизни.

Система персонажей в произведении

Образ Евгения находится в мощном противостоянии с образом самодержца-царя, представленного в данном произведении Медным всадником. Их противостояние обоюдное. Евгений выражает свой протест Петру І. Он говорит лишь пару слов, но и этого достаточно, чтобы бунтарь был наказан. В фантазиях безумца царь гонится за ним, стуча металлическими копытами по мостовой. Куда бы не побежал Евгений, царь преследует его со всех сторон. Так и происходит, когда человек становится неугоден властям.

Образы правительственной власти усилены метафорами, эпитетами, связанными с чем-то каменным и монументальным. Имя «Петр» переводится как «камень», берега реки выложены из гранита, сооружения Петербурга и сам Медный всадник, гремящий копытами. Этому описанию противопоставлена жизнь молодого Евгения, мечтающего о любимой девушке и семье. Образ главного героя живой, близкий к природе, а образ государственной власти не ощущается таковым.

Словарь новых и незнакомых слов

Град – синоним город, градостроительство.
Отсель – отсюда.
Очи – глаза.
Чухонец – пренебрежительное обозначение прибалтийско-финских народов.
Думы – мысли.
Порфироносная – облеченная в порфиру (мантию), царственная.
Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.
Твердыня – крепость, укрепление.
Преданье – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях.
Хлад — старинное слово, означающее «холод».
Чухонец — название финна или эстонца, распространенное в царской России.
Отсель — то же, что и «отсюда».
Диво — то, что удивляет, обозначение чуда.
Челн — лодочка небольших размеров, сделанная из древесного ствола.

Источник

«Медный всадник» читательский дневник

mednyy vsadnik chitatelskiy dnevnik 65732

Всего получено оценок: 2708.

Всего получено оценок: 2708.

«Медный всадник» – лиро-эпическое произведение, в котором автор отразил свои мысли касательно Петра Первого и его реформ, имевших колоссальное историческое значение для всей России.

Краткое содержание «Медный всадник» для читательского дневника

Число страниц: 18. Пушкин Александр Сергеевич. «Медный всадник». Издательство «Наука». 1978 год

Жанр: Поэма

Год написания: 1833 год

kuchmina nadegda 100

Время и место

Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшего множество жизней. Своим названием поэма обязана знаменитой статуе Петра Первого, которая, согласно городским легендам, могла оживать.

Главные герои

Евгений – молодой чиновник, простой, бедный, молодой человек, мечтающий о семейном счастье.

Петр Первый – российский император, олицетворяющий собой самодержавие, представлен во второй части в виде статуи Медного всадника.

Сюжет

В предисловии автор описывает величие славного города Петербурга, затмившего собой Москву. Это стало возможным благодаря стараниям Петра Первого, решившего прорубить окно в Европу. Затем автор переносит читателя в 1824 год, когда и разворачиваются основные действия поэмы.

Холодным, промозглым ноябрьским вечером, промокнув под безжалостным дождём, домой вернулся молодой чиновник Евгений. Будучи бедным и простым человеком, он всё же мечтал о лучшей жизни. Его счастье составляла миловидная девушка Параша, с которой он собирался обвенчаться. Размышляя о своём будущем с возлюбленной, Евгений и сам не заметил, как заснул под стоны разбушевавшегося ветра.

Утром Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Так началось страшное наводнение, принесшее страшные разрушения и сотни смертей. Разбушевавшаяся природная стихия оказалась неподвластна ни простым людям, ни царю. Несчастные жертвы наводнения могли спастись, только забравшись куда-то повыше, чтобы там переждать потоп.

Спасаясь от поступающей воды, Евгений сидел на скульптуре льва и с ужасом взирал на разрушения, что принесла с собой река. Он не беспокоился о себе – все его мысли были о Параше, жившей с матерью на одном из островов. Рядом с Евгением возвышалась скульптура Медного всадника, с равнодушием взиравшего на происходящее.

Как только вода перестала прибывать, Евгений тотчас отправился к возлюбленной, но на месте её дома была пустота: бурная река унесла дом вместе с его жителями. Герой никак не мог осознать, что его невеста погибла. Разум его помутился от горя и Евгений превратился в городского сумасшедшего, жившего одним подаянием.

Однажды он очутился возле Медного всадника. Взирая на статую Петра, он принялся обвинять его в том, что он построил город на воде, которая унесла жизнь его любимой Параши. Неожиданно ему показалось, будто изваяние кинулось на него. Евгений в страхе принялся бежать. Спустя время его нашли мёртвым возле дома Параши, который наводнением занесло на островок. Тут его и похоронили.

Вывод и своё мнение

В произведении автор противопоставил маленького человека государственной махине. Евгений был простым, бедным молодым человеком со скромными мечтами, однако и они были обречены: Петербург, воздвигнутый Петром с целью возвеличивания империи, оказался беспощадным к желаниям и чувствам простого человека.

Главная мысль

Власть, решающая задачи государственной важности без учета потребностей простых людей, становится кровавой и лишается благородства.

Авторские афоризмы

«…И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»

«…Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне…»

«..На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…»

«…И жизнь ничто, как сон пустой…»

«…О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы. »

«…ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка. »

Толкование непонятных слов

Град – синоним город, градостроительство.

Чухонец – пренебрежительное обозначение финнов и эстонцев, населявших пригород Петербурга.

Порфироносная – облеченная в порфиру (мантию), царственная.

Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.

Твердыня – крепость, укрепление.

Преданье – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях.

Новые слова

Изба – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

Пасынок – неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга.

Бал – торжественное собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев.

Тщётное – действие, которое не приводит к положительному, нужному результату, является бесполезной тратой времени.

Источник

Читательский дневник Медный всадник

Готовый читательский дневник Медный всадник для 7 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

chitatelskij dnevnik mednyj vsadnik

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Жанр: Поэма

Главные герои:

Евгений — молодой бедный мелкий чиновник.

Медный всадник — Памятник Петру Первому.

Медный всадник краткое содержание для читательского дневника:

Однажды в ноябре промозглым вечером Евгений вернулся домой. Он мечтал о том, что скоро обвенчается со своей девушкой Парашей. Размышляя о своем будущем, он не заметил, как уснул. А утром началось наводнение — Нева вышла из берегов и затопила острова. Спастись можно было только где-то на возвышении, где можно было переждать стихию. Евгений забрался на скульптуру льва и с ужасом смотрел на то, что происходит. Он думал только о невесте, которая жила на одном из островов со своей матерью. А рядом возвышалась скульптура Медного Всадника.

После того, как погода смилостивилась, и вода постепенно перестала прибывать, чиновник помчался к своей любимой Параше. Однако глазам молодого человека предстала ужасная картина — дом был смыт бурной рекой. Разум Евгения отказался принять этот факт, и он сошел с ума. Бывший чиновник стал просто городским сумасшедшим, который жил на одно подаяние.

Как-то раз он оказался около той самой статуи Медного всадника и начал обвинять ее в том, что произошло. Он укорял Петра Первого в том, что тот выстроил город на реке, воды которой убили его невесту. Вдруг несчастному показалось, что статуя кинулась на него, и он в ужасе бросился бежать. Через некоторое время Евгения обнаружили мертвым на небольшом островке около унесенного наводнением домика Параши.

Этот трагический рассказ вызывает сильные эмоции и наводит на размышления о жизни и незащищенности простых людей.

Источник

«Медный всадник»: краткое содержание и анализ поэмы Пушкина, 7 класс

abbcb70d42891788c747911f35f2ee5d

Содержание

«Медный всадник». Кратчайшее изложение

«Медный всадник» — поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная осенью 1833 года в Болдине. Вступительная часть посвящена описанию Петербурга, это пушкинское признание в любви городу на Неве.

В поэме рассказывается о печальной судьбе мелкого петербургского чиновника по имени Евгений. Во время наводнения гибнет его невеста, и от горя Евгений сходит с ума. Безумец грозит памятнику Петра Великого, а затем в ужасе убегает: ему кажется, будто всадник сошел с постамента и гонится за ним. Позже Евгения находят мертвым.

Главной темой произведения считается беззащитность «маленького человека» перед неумолимыми силами природы и власти.

cea19cfd0d520503050812505ebb1ff1Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Впервые «Медный всадник» целиком был опубликован в 1837 году, после гибели Пушкина на дуэли, но с цензурными правками: чиновники сочли, что в некоторых строках поэт слишком неуважительно говорит о царской власти. Полный авторский текст впервые увидел свет лишь в 1904 году.

Полный текст и аудиокнига

Поэму в формате аудиокниги можно послушать на YouTube. Например, в великолепном исполнении Иннокентия Смоктуновского.

Благодаря поэме Пушкина название «Медный всадник» навсегда закрепилось за памятником Петру Великому на Сенатской площади в Петербурге. Конная статуя работы Этьена Фальконе была установлена там в 1782 году, при Екатерине II.

В действительности скульптура сделана не из меди, а из бронзы, так что правдивее слова Пушкина не о «медном всаднике», а о «кумире на бронзовом коне».

Пьедесталом памятнику служит гигантский гранитный «Гром-камень», специально доставленный на площадь из окрестностей Лахты.

97eddfeea72ae1c389b147d4d4c43763Памятник Петру I в Петербурге. Фото: Depositphotos

Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»

Вступление

В начале поэмы описывается, как Петр I принял решение заложить новую столицу в устье реки Невы:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

Спустя сто лет Петербург обрел имперское величие: «В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами И перед младшею столицей померкла старая Москва».

Автор признается Петербургу в любви:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.

f9c3e9fa845396aa7403dc3d7f761c13Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Он воспевает белые ночи и суровые зимы, шумные балы и торжественные парады.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия.

Однако тут же переходит к воспоминанию об «ужасной поре» наводнения в столице.

Часть первая

‎Ноябрьская непогода, Нева волнуется. Молодой бедный чиновник Евгений возвращается домой. Он горюет, что из-за разгула стихии пару дней не сможет увидеться со своей невестой Парашей (краткая форма имени Прасковья). Он думает, что нужно жениться и завести семью.

88a48dab57adadf722d9cd7bb3bcfc48Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Ветер с моря гонит воду в Неве вспять, и на другой день начинается наводнение, волны смывают все кругом.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Чёлны
С разбега стёкла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесённые мосты,
Гроба́ с размытого кладби́ща
Плывут по улицам!
Народ
Зрит Божий гнев и казни ждёт.

02e398f7a0230d004c9b98966c987975Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Евгений спасается от воды на каменной фигуре льва. Он боится не за себя, а за невесту: как там ветхий домик, где живут Параша с вдовой-матерью?

5409daf577311b10131bf53e525e6b62Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

А над волнами рядом с ним высится памятник Петру I.

‎И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

18e7c3f918fd652733ac81fa85474af5Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Часть вторая

‎Буря утихает, Нева отступает, «насытясь разрушеньем». Евгений спешит к реке. Перевозчик на лодке за гривенник везет его по бурной реке к дому Параши. Евгений бежит по знакомой улице и не может ее узнать из-за разрушений. Кругом лежат тела утопленников.

Он находит знакомые ворота и иву, но дома Параши нет. Евгений ходит кругом и вдруг начинает хохотать…

0d52e6b295c9a8a886504c48f4a1683dИллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

От горя Евгений сходит с ума. С тех пор он начинает скитаться по улицам, спит на пристани, питается подачками. Злые дети бросают ему вслед камни.

И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек.

Проходит почти год. На исходе лета Евгений просыпается на пристани. Шум волн, дождь и ветер пробуждают в нем страшные воспоминания. Он идет по ночной улице и вдруг оказывается у дома с каменными львами, где когда-то пережидал наводнение.

Безумец узнает это место, львов и памятник Петру — человеку, по воле которого в этом неприветливом месте появился город.

‎Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в се́м коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

23d19e402284c092de3d2520c304f296Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Евгений обходит вокруг памятника «державцу полумира». Вдруг кровь безумца вскипает и он обращается к монументу с угрозой: «Ужо тебе!» («Будет тебе!»), а затем бросается прочь, испугавшись собственной дерзости. Всю ночь Евгению кажется, что его преследует Медный Всадник.

‎«Добро́, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом с
какал.

С той поры, проходя по Сенатской площади, он словно просит прощения у царя: прижимает руку к сердцу, снимает с головы картуз и, опустив взгляд, идет стороной.

Поэма кончается описанием острова на взморье, куда наводнение занесло ветхий домишко. У порога этого дома и нашли однажды мертвым безумца Евгения — «и тут же хладный труп его похоронили ради Бога».

Анализ поэмы: тема, проблема, герои. Как писать сочинение

В поэме Пушкина очевидна громадная разница между нехитрой фабулой и содержанием, отмечал поэт Валерий Брюсов в статье о «Медном всаднике» в 1909 году. Это не просто история о бедном чиновнике и его злоключениях. О Евгении и его невесте автор говорит мало и даже неохотно. А вот о Петре Великом и Петербурге — много и с воодушевлением. Не зря непропорционально большое место отдано вступлению, где описывается имперская столица.

Видя это противоречие, критики с самого начала видели в произведении противопоставление маленького, частного (это начало символизирует Евгений) и огромного, исторического (это начало воплощает Петр Великий).

Именно на этот конфликт стоит обращать внимание в сочинении по «Медному всаднику» — объяснить его суть и сделать выводы.

Тема и проблематика «Медного всадника»

Тема поэмы — судьба «маленького человека» в конфликте с силами стихии и государства.

Автор поднимает проблему беззащитности, ничтожности простого человека перед лицом природы и истории.

Пушкин в неявной форме ставит вопросы: что важнее — исторические свершения или жизнь и счастье отдельной личности? Оправдан ли прогресс, за который приходится платить сумасшествием и смертью «маленького человека»?

Однозначного ответа на эти вопросы нет, и Пушкин сознает их двойственность. С одной стороны, поэт возвеличивает свершения Петра, отдавая дань его исторической роли. С другой — сочувствует несчастному Евгению.

Герои поэмы, образы Петра I и Евгения

Вся поэма построена на противопоставлении двух героев, отмечал Брюсов: «Пушкин стремился всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более “великим”, а другого — Евгения — сколько возможно более “малым”, “ничтожным”. “Великий Петр”, по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; “бедный Евгений” — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».

Петр I был одним из любимых исторических персонажей Пушкина: поэт называл его гением и «чудотворцем-исполином». В то же время Пушкин видел в царе крайнее проявление самодержавия, граничащего с деспотизмом — «жестоким», «варварским» и «тиранским», как писал он в своих заметках.

Петр появляется в первых строках поэмы: он обращает пустынный край в новую столицу, стремится «в Европу прорубить окно». Однако по ходу произведения Петр Великий представлен уже не как реальная историческая фигура, а как символ — памятник, «горделивый истукан», «кумир», почти языческое божество. Бронзовый Петр единственный остается спокоен во время наводнения. Пушкин описывает его так: «властелин Судьбы», «державец полумира», который «Россию поднял на дыбы». Это величественные и страшные слова, как страшен и сам монумент: «Ужасен он в окрестной мгле!»

Евгений в поэме описан, наоборот, предельно скупо и «низким» стилем. Поэт намеренно вычеркнул из черновиков произведения и фамилию героя, и описание его внешности, упоминание о его славных предках. В итоге Евгений — максимально обезличенный бедный чиновник, который «где-то служит», у которого нет ни большого ума, ни денег, ни высоких мечтаний.

О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!

Единственная радость Евгения — невеста. И именно ее он теряет во время наводнения. Ничтожный герой раздавлен, он теряет рассудок и в безумии скитается по Петербургу, «ни зверь ни человек».

Кульминация поэмы — момент, когда Евгений выходит к памятнику Петру и вдруг понимает, что именно царя можно считать виновником всех его бед. Это Петр велел построить город в месте, где людям постоянно грозит стихия. Тогда Евгений решается на «бунт». И это вдруг возвышает ничтожного героя в глазах автора, поэт начинает писать о нем высоким стилем:

Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь.

Однако мятеж бедного безумца оказывается секундным делом. Евгений зло шепчет «Ужо тебе!» и сбегает, напуганный собственной дерзостью. А Медный всадник будто бы преследует его, заставляя пожалеть о резких словах и подчиниться судьбе. Бунтовщик побежден и вскоре гибнет.

Вывод: в чем суть поэмы

С помощью простой истории о бедном чиновнике Пушкин заставляет читателя задуматься над сложными философскими вопросами. Должно ли стремление к прогрессу, о котором мечтает гениальный император, перевесить счастье «маленького человека»? Может ли обывателя возвысить бунт или его жалкие попытки бросить вызов судьбе заранее обречены на провал?

Размышляя над этими вопросами, Пушкин не выступает ни как консерватор, ни как либерал, ни как революционер. Он признает, что в жизни есть место и великому, и малому — нужны и исторические личности с их громадными свершениями, и обыватели с их простыми мечтами. Пушкин с сожалением констатирует, что в столкновении этих двух начал малое чаще проигрывает большому, обрекая «маленьких людей» на несчастье и гибель.

3563dff5d2616792b054663cb7d051e3Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector