чему учит ночевала тучка золотая приставкин

О повести А. И. Приставкина Ночевала тучка золотая

ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕПОРТАЦИИ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В 75-ЛЕТНЮЮ ГОДОВЩИНУ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ПОСВЯЩАЮ.

23 февраля сейчас стало официальным государственным праздником, хотя в его основе лежит довольно спорное событие, и его спорность подтверждается тем, что в прошлом году его столетие прошло как-то незаметно. Но я не из тех, кто поощряет переписывание истории, поэтому оспаривать названное не буду.

Последствия этих событий некоторое время после депортации красочно отражены в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Я впервые прочитал её, правда, довольно поверхностно, в журнальной публикации 1987 года. Но потом … заставил себя забыть. Ведь я жил тогда в Махачкале, Грозный не так далеко от неё, а события 1991 года, страх моих родителей (которые как раз сами же меня чуть ли не с боем заставили читать эту повесть) … Да одно упоминание об этом вызвало бы крупный скандал. Мои родители, будучи русскими, боялись преследования на национальной почве, что усилилось в период распада СССР, и ненавидели «местных», называя их откровенно «зверьём». Но в то же время они мне сообщали такие подробности (например, по мнению моих родителей, эти люди были материально благополучными только по факту принадлежности к какой-то национальности, кроме русских!), что к тем, кого в русской прессе стали называть «лицами кавказской национальности», вместо желаемой родителями ненависти у меня развилась зависть. До степени желания стать одним из тех, кого родители так ненавидели!

И это желание не исчезло совсем. Многие знакомые русские отмечают у меня «южную наглость» или хотя бы «нерусское поведение». И более того, я научился намеренно воспроизводить такое поведение.

Возможно, по всем этим причинам я перечитать книгу Приставкина решился лишь в 2015 году. И только тогда осознал её нравственное значение.

Главные герои повести, Сашка и Колька Кузьмины, воспитанники детского дома. Они отправляются на Северный Кавказ, где впоследствии оказываются втянутыми в страшные, трагические реалии массового принудительного переселения народов. Ещё в дороге братьев-близнецов на Кавказ состоялась странная, зловещая встреча – на соседних путях на одной из станций обнаружил Колька Кузьмёныш вагоны (это – свидетельство того, что политика депортации целых народов продолжалась, поскольку чеченцы и ингуши были переселены в конце зимы, а действие разворачивается летом, это переселяли крымских татар, заодно с ними из Крыма было выселено практически всё неславянское население – греки-понтийцы, албанцы-арнауты и др.) Из зарешеченных окошек смотрели детские черноглазые лица, тянулись руки, слышались непонятные крики. Колька, не поняв толком, что просят пить, протягивает кому-то ягоды терновника.

Родство по крови переходит у близнецов в редкое, никем, кроме Регины Петровны, не замечаемое родство душ. Эта женщина олицетворяет в повести архетип матери (не предполагающий, как в данном случае, обязательного родства), оберегающей и защищающей женщины-наставницы. Да она – вдова летчика с двумя детьми, тоже занесенная ветром войны в край, откуда изгнаны чеченцы, – понимает братьев не до конца. Они, почитая среди взрослых одну лишь ее, готовые ради нее пойти на что угодно, даже поделиться своей заначкой, до конца не откроются и ей.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Но порой и разобщает. Степень сближения тоже бывает разная. И если бы мы вообразили, будто беспощадная житейская необходимость сделала Кузьменышей неразлучными, то увидели бы в них немногим больше, чем Регина Петровна. Она догадывалась о надежности мальчиков, о подавленной их доброте, самоотвержении.

И в то же время, когда инвалид Демьян, узнав о разорении колонии и вместе с братьями подвергнувшись нападению, бросает их и бежит увозить Регину Петровну, и она остаётся с ним, Колька воспринимает это как предательство.

И такое потрясение – производное от самой искусственно созданной неправедной обстановки принудительного переселения целых народов.

Когда восстановили автономию чеченского и ингушского народов, стало известно, что несколько тысяч ингушей и чеченцев удостоились боевых наград, 36 человек – звания Героя Советского Союза. Но это – в 1957 году, а в сорок четвертом укрывшиеся в горах чеченцы уничтожили детский дом. Сашка погиб смертью чудовищной, изуверской.

Приходилось слышать мнение: зачем было изображать такую гибель ребёнка? Не возбудит ли это ненависть к чеченцам?

Когда Колька везет на тележке мертвого брата, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа.

Гибель брата изменяет многое в мировоззрении Кольки. До этого он был ведомым из них двоих. Теперь ему предстоит стать ведущим. Колька идёт на станцию и кладёт труп брата в собачий ящик уходящего поезда; потом возвращается в бывшую колонию, ложится на пол и впадает в забытье.

И здесь Приставкин вводит характерный для отечественной прозы мотив чуда: Сашка возвращается, но в виде чеченского мальчика Алхузура, ровесника Кольки и потерявшего ещё больше – не только осиротевшего, у него ещё и отнято право жить на родной земле. Алхузур выводит Кольку из беспамятства и рассказывает ему о выселении кавказцев. И в подтверждении этого они оба видят позорную сцену: красноармейцы мостят дорогу могильными плитами.

Привычные представления о возможном и невозможном окончательно теряют силу, непреложность. Теряют потому еще, что Колька и Алхузур ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые. Непосредственное побуждение берет верх, знакомое уже нам чувство взаимовыручки в беде, одинаково угрожающей двум мальчикам – русскому и чеченцу. И когда их находят и отправляют в распределитель, Алхузур уже не только для Кольки, но и для взрослых, принимает имя Александра Кузьмина, Сашки, они с Колькой твердят, что они «Кузьмёныши». В финале их вместе с остальными воспитанниками сажают на поезд, отбывающий из Грозного.

Чеченский мальчик Алхузур противопоставляется и таким русским взрослым, как прохвост-воспитатель Виктор Викторович, который обирал несчастных и голодных: «А самую главную часть берут для директора для его семьи и его собак. Но около директора не только собаки, не только скотина кормится, там и родственников, и приживальщиков понапихано. И всем им от детдома таскают, таскают». Приставкин с горечью констатирует, что бездушных людей, ответственных за судьбы детей еще немало. Это и директор Таловского интерната Владимир Николаевич Башмаков, и проводник Илья, доставлявший детдомовцев на Кавказ, и безымянный в штатском, с неодобрением смотрящий на детей разных национальностей в приёмнике-распределителе.

Выразителем авторской позиции выступает заведующая распределителем Ольга Христофоровна, в её диалоге с тем безымянным в штатском.

Основная мысль произведения состоит в том, что счастье одного народа на несчастье другого не построишь. И хотя в городах Чечни – Гудермесе, Аргуне – есть улицы, названные именем Анатолия Приставкина, я всё же считаю, что, раз существуют памятники литературным героям, почему в настоящее время такого нет с изображением Кольки и Алхузура?

Конечно, написанное мной не понравилось бы никому из тех, кто формально считается «своими», особенно бы матери, которая мертва уже много лет, но, как сейчас, помню её выкрики обывательского содержания: «выселяли – правильно сделали». Спорить с ней было опасно, она не опровергала, а отвергала до степени признания «дебильным» всё, что было «не по её». И поэтому я процитирую фрагмент из учебника «Истории отечественного государства и права» А.И. Чистякова:

Но я не объясняю это ни «культом личности» Сталина, ни «волюнтаризмом» Хрущёва, при котором также политически безграмотно была проведена реабилитация кавказских народов, приведшая к не менее трагическим последствиям. Всё это свидетельствует, что «советская власть» была часто не такой «советской». И я уверен, что, если бы этих решений не было принято и проведено в жизнь, не произошло бы и событий 1991 года, не было бы дудаевской Ичкерии и чеченских кампаний. И в подтверждение своей политической позиции я, сам будучи русским, присоединяюсь к скорби кавказцев в 75-летнюю годовщину начала этого позорного события в национальной политике СССР и трагедии переселенцев.

Источник

Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Разделы: Литература

Тема урока: Жестокость и милосердие в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина “Ночевала тучка золотая…”. (Слайд 1. Презентация)

Актуальность темы: (Слайд 2)

Почему же я обратилась к этой теме?

Во-первых, проблема жестокости, милосердия и межнациональных отношений актуальна и сегодня.

Во-вторых, эти проблемы в повести решаются на примере детских судеб, это очень трогательно.

К тому же это произведение написано по личным впечатлениям автора.

Цели урока: (Слайд 3)

1) понять, что такое истинное милосердие,

2) рассмотреть проблему жестокости и милосердия на примере повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая…”.

1. Организационный момент.

2. Биография писателя.

Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шёл 10-й год. Отец ушёл на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулёза. Приставкин попадает в детский дом, и всё, что доставалось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю.

К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай…

3. История публикации повести.

В начале 1980-х годов Приставкин написал повесть “Ночевала тучка золотая”. Автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы: мир не достоин существования, если он убивает детей.

А. Приставкин вспоминал о своей повести: “Повесть моя долго лежала в… бельевом шкафу. Я боялся её вытаскивать. Ты поднял вопросы, которые трогать нельзя, говорили мне друзья. Так получилось, что сперва я предал “Тучку…” гласности таким образом: собрал друзей и предложил послушать две-три главы. Огорчение, кислое согласие. Потом все молча разошлись. Но в конце кто-то сказал: “Зачем ты это написал? Спрячь”. Потом стали перепечатывать, копировать. Значит, она людям нужна”.

После первого коллективного чтения повести в кругу друзей начались странные вещи: сначала к Приставкину зашел товарищ и попросил рукопись, чтобы почитать дома, другой знакомый попросил для сына, третий – для коллеги.

Ко времени публикации в журнале “Знамя” повесть прочитали как минимум 500 человек. Однажды домой к Анатолию Игнатьевичу приехал совершенно незнакомый человек из Ленинграда и сказал, что по просьбе своих товарищей должен обязательно прочесть повесть, чтобы рассказать о ней у себя дома.

Повесть напечатал в 1987 году Георгий Бакланов – писатель-фронтовик, незадолго перед тем назначенный главным редактором журнала “Знамя”.

Читатели были удивлены, взволнованы, ошеломлены…

О детских домах писали не раз и по-разному. Но так, как написал Приставкин, не писал никто. Его “детдомовские” произведения – это картины страшной, бесчеловечной действительности.

4. Анализ произведения.

Объясняя название своей новой повести, А. Приставкин говорит о таких, как и он, детдомовцах военных лет, об их незащищённой, никем не оберегаемой жизни: “Тучки мы… Влажный след… Были и нет…”. Это тема людей, выбитых из колеи жизни, оборвышей. Теперь она зазвучала ещё с большей силой. Автор не корректирует память, отбирая из былого лишь удобное, он старается точно восстановить события, не обходя тёмного, неприглядного, не украшающего ни человека, ни общество.

Чем же потрясла меня повесть? Тем, что каждая страница буквально кричит от боли: каждое предложение, каждое слово – и даже между строк боль и отчаяние… Такое нельзя придумать, но и забыть невозможно.

Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что чувствовал сам: о войне против целого народа, увиденной глазами ребенка, не понимающего ни смысла, ни цели происходящего. Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, ее чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?

“Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: “Кавказ! Кавказ!””. Что это такое? Далёкий край, где огромные горы и множество фруктов, овощей и хлеба? Или опасное, страшное, пропитанное кровавой местью место? И почему же вдруг отправляют детдомовцев на этот Кавказ?

На эти вопросы нам с вами предстоит ответить, когда вы прочитаете произведение.

Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…

В повести прослежен механизм разжигания вражды, взаимного ожесточения. Солдатам и переселенцам внушается мысль, что все чеченцы – предатели, враги, головорезы. А значит, к ним не может быть никакой жалости. Чеченцы же в свою очередь видят врагов уже во всех, даже в мирных жителях, и потому жгут дома, убивают и не щадят детей. На эту пропитанную враждой землю и привезли детдомовцев, по неумолимой логике дети должны были разделить общую участь.

Главные герои повести – 11-летние братья-близнецы, Колька и Сашка Кузьмины.

Жизнь у этих детей складывается так, что главная ценность – хлеборезка, а с ней те ничтожные, но поистине бесценные крохи хлеба, подлинная стоимость которых – жизнь. Они даже придумывают хитроумный план, как туда попасть, но в последний момент рушиться подкоп под неё, на который они потратили так много времени, и братья вынуждены согласиться ехать на Кавказ, чтобы избежать наказания.

Вот уже несколько дней братья в дороге, а Колька озадачен встречей со странным эшелоном, из которого доносились молящие голоса: “Пить! Пить!” Когда поезд тронулся все вагоны “завопили, закричали, заплакали”. Но, странное дело, оказывается, никто, кроме него, этого крика не слышал или всё-таки делал вид, что не слышал?

Но в повести никто из взрослых (кроме воспитательницы Регины Петровны) таких вопросов не задаёт. Обо всём, что происходит, предпочитают помалкивать.

5. Проверка индивидуальных домашних заданий.

Сообщения учащихся о переселении кавказских народов.

Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут именно на Кавказ, но ощущение тревоги сменяется радостью окончания долгого, изнурительного пути. Ни один человек не встречается им во время длительного перехода от станции к подножью гор, ни машины, ни подводы… Повсюду – следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля, для кого посажены цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути деревня?

Наконец до детей дойдет слово “чеченцы”. Мальчики впервые услышат про этих людей очень страшное: все они изменники Родины. А Колька спросит: “А пацан? Ну, который за окном? Он тоже изменник?”

Тема эта очень болезненная. Конечно, об этом прошлом не вспоминали. А Приставкин поведал нам эту правду. Он шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки. Разве забудешь пронзительные сцены повести? Вот они, дети, протягивающие руки через решетки с просьбой пить… А вот дорога, выложенная могильными плитами с древнего кладбища… Кто-то позволил разрушить могилы чужих предков и породил невиданную жажду мести…

Месть темна, не знает границ, пределов и обрушивается всегда на невинных.

Трагическая картина его смерти навсегда запечатлевается в душе брата.

6. Чтение фрагмента повести “Ночевала тучка золотая”

Поражают до глубины души размышления Кольки, везущего тело брата к поезду. Не всякому взрослому могли прийти в голову такие вот мысли. А перед нами всего-навсего одиннадцатилетний мальчик.

(Фрагмент кинофильма “Ночевала тучка золотая”)

И надо бы поставить точку, но Анатолий Приставкин не может – нужен выход. Погруженный в беспамятство, Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам.

Затем они вместе уезжают. И снова напрашиваются слова Приставкина: “Мы связаны одной судьбой”.

7. Подведение итогов.

Таким образом, повесть “Ночевала тучка золотая” Приставкина – это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.

Как трактуют понятие “милосердие” различные религии и учения?

Источник

Битва Книг 2015. Ночевала тучка золотая.

Есть книги, которые читать модно, а есть такие, которые нужно. Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» была написана в период жесткой цензуры. Есть в ней сцены, за которые долго осуждали писателя узколобые критики, но в повести есть эти сцены не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы кто-то вспомнил, кто-то прочувствовал, а кто-то внимательно всмотрелся в лица вчерашних героев.

Кавказ 1944 года. Близнецы из подмосковного детского дома приезжают к подножьям Казбека и Эльбруса с сотней таких же как они голодных беспризорников. Колька и Сашка, а для остальных просто Кузьменыши, все делают вместе. Вместе воруют, вместе бегут, вместе стараются выжить. Что случится с ними среди чужих гор, где даже из палки может вырасти дерево. Будут ли они счастливы? Изменятся ли? А может изменят мир вокруг себя?

Спешу разочаровать любителей пони, радуги и сладкой ваты, счастливого конца не будет. Хотя, для кого как.

Это не просто повесть, это автобиография Анатолия Приставкина. Он один в двух лицах рассказывает судьбу всех детей войны, всех сирот, заброшенных в горы, чтобы их не было видно на равнине. Автор пишет, что надеялся с помощью повести найти хоть одного из тех колонистов, но ему так никто и не написал.

4Ud1IbfPHH20b0A2rDhFNMn1JRE1l8

Название «Ночевала тучка золотая» взято не просто так. Приставкин стихотворение Лермонтова «Утес» прочувствовал сам и тонкими нитями несет его смысл по всей повести, аккуратными стежками нанизывая их на сердце читателя.

Читать повесть нужно, чтобы смутить свою душу, чтобы стало неудобно и тесно в сформированных для нас историей мнениях-формочках. На пожелтевших страницах повести нет злобы, обиды и жажды мести, сатиры и кривляний. Приставкин все писал с любовью, трепетом и страхом того, что «сидя в удобной московской квартире» не так остро вспоминается страх.

«И конечно, мы были на грани крика! Мы молчали, но если бы кто-то из нас вдруг закричал, завыл, как воет оцепленный флажками волк, то завыли бы и закричали все, и тогда мы могли бы уж точно сойти с ума…»;

«Летим в неизвестность, как семена по пустыне. По военной — по пустыне — надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайной застрянем… А прольется ласка да внимание — живой водой прорастаем. Чахлой веточкой прорастем, былинкой, крошечной бесцветной ниточкой картофельной, да ведь и спросу-то нет. Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность. И тоже никто не спросит. Нет, значит, не было. Значит, не надо»;

«Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они — одни на север, другие — на юг. Мы были связаны одной судьбой».

Источник

Рецензия на повесть Приставкина Ночевала тучка золотая

Начиная писать рецензию на произведение Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”, хочется написать и о самом авто­ре. Ведь рецензия – это не только анализ положительных и отри­цательных сторон произведения, но и попытка проникнуть в саму суть, истоки и корни написанного.

В писателе сильна была ранняя, по определению Ф. М. Достоев­ского, первая память. Память эта – безотрадно горька, но А. При­ставкин ей не изменяет, не ищет в ней утешения, не пытается тем­ные стороны уравновесить светлыми. Сам писатель не без удивле­ния вспоминает свое нищее детство, бродяжничество; неужели так было?

Те­перь-то тайна раскрыта, теперь мы читаем у А. Приставкина о дет­домовцах-близнецах Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.

Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сирот­ством, уголовщиной. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием.

Никому не нужными семенами летят через войну, через разру­шенные земли братья. Они умеют выйти если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри. Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы неразлуч­ны.

Это помогало им выжить, сносить все напасти, сообща мошен­ничать, воровать. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и до того похожи: никто не отличит – Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и, даже когда не бы­ло необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах.

Их скрыт­ность стала самой натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Когда на станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эше­лоном, где изнывают взаперти черноглазые люди, Колька, не пони­мая, что просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчонка-беспризорник.

Станция живет своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек; из репродукторов доносится

Печально завершается и эта главка, намекая на роковую неслу­чайность встречи двух эшелонов,

Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих пор мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю и гибели тысяч и тысяч людей.

Человек, открыв­ший существование народов-изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этими народами, правда, до конца превратить теорию в практику даже ему не удалось – не удалось покарать целиком все народы за то, что и среди них попадались предатели, перебежчики. Однако тео­рия осела в головах и в памяти людей оскорбительными кличками, “теориями” о “национальной вине”, “национальных болезнях” и так далее. Следствия ее – в событиях Степанакерта и Сумгаита, Риги и Тбилиси, в чеченской войне.

От увиденного помутился рассудок. Когда Колька везет на те­лежке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с ги­бельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под ва­гоном, не было холодно, Колька вел воображаемый разговор с убийцей:

Колькины рассуждения настоль­ко бесхитростны, что едва не отдают юродством. Колька, привык­ший быть для Сашки руками и ногами, на извечный вопрос:

В новом своем качестве Колька странен. А как остаться не странным, пережив та­кое? Странность усиливается “новым Сашкой”, появляющимся взамен мертвого, которому так и предстоит вечно колесить по стра­не в железном собачнике. “Нового Сашку” зовут Алхузур – это че­ченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей.

В придачу право жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть “Саек”. Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным Братом, называться Кузьменышем. Колька и Алхузур ве­дут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придер­живаются взрослые.

Над ненавистью, жаждой мести возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым.

Анатолий Приставкин в своей книге не делает вид, будто былое поросло быльем.

Возможно, писатель снял груз, часть груза с собственной души, но читательские души не очень-то облегчил. Но настоящая литерату­ра – в последнее время мы опять-таки в том убедились – не спе­шит навеять “сон золотой”.

Она призывает читателей к раздумьям и душевной работе, к сомнениям в себе, вниманию к окружающим. Она служит предостережением будущему.

Источник

Урок внеклассного чтения: «Ценности и антиценности в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая …»

0e88 00098467 491b1f44

Тема урока внеклассного чтения:

«Ценности и антиценности в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая …»

Тип урока: комбинированный (урок открытия новых знаний, урок общеметодологической направленности), с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-конференция, урок-диспут.

Цель урока: используя элементы ролевой игры, заставить учащихся задуматься над ценностями и антиценностями, о которых повествует в своём произведении «Ночевала тучка золотая…» Анатолий Игнатьевич Приставкин.

продолжить работу над развитием умений и навыков анализа учащимися художественного текста, составлением суждений оценочного характера;

выяснить, какие факты жизни А.И. Приставкина нашли отражение в его автобиографической повести;

проанализировать ценности и антиценности, которые писатель представил читателям в своей повести «Ночевала тучка золотая…»; выяснить, насколько они актуальны для современной молодёжи; особое внимание уделить изображению значимости хлеба и толерантных взаимоотношений между людьми для героев повести и современных подростков; воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям;

рассмотреть, как исторические события связаны с судьбами героев произведения;

проанализировать язык произведения (портретную характеристику главных героев – Кольки и Сашки Кузьминых; изобразительно-выразительные средства языка, используемые А.И. Приставкиным для описания хлеба и др.; используя научные данные, представленные на сайте «Национальный корпус русского языка», рассмотреть, в какие годы слово «хлеб» являлось наиболее/менее употребляемым в печатной продукции и др. );

Межпредметные связи: литература, языкознание, история, искусство

Развитие навыков у учащихся:

навыков комментированного, аналитического чтения;

развитие навыков публичного выступления.

презентация к уроку;

иллюстрации учащихся к повести;

книги с текстом, словари;

листы и фломастеры для создания учащимися синквейнов.

1. Добрый день, дорогие мои ученики и гости нашего урока! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-конференцию, на который приглашены:

2. А предметом нашего обсуждения на конференции будет прочитанная к уроку внеклассного чтения повесть Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Мы с разных точек зрения рассмотрим это произведение, чтобы прийти к пониманию того, какие ценности и антиценности ставит в своём произведении писатель, чему он хочет научить и от чего предостеречь своих читателей?

3. Давайте, ребята, постараемся определить задачи нашего урока. Их вы можете ставить, исходя из предварительных заданий, которые получали на дом.

Итак, какие задачи стоят перед нами на уроке?

— Используя словари, определить значение слов «ценности» и «антиценности».

— Вспомнить, что обозначает жанр повести.

— Узнать, как факты жизни Анатолия Приставкина связаны с его произведением.

— Посмотреть, как представлено слово «хлеб» в Национальном корпусе русского языка.

— Определить значение хлеба для героев произведения А.И. Приставкина и современных подростков.

— Рассмотреть, как жизнь героев повести – Кольки и Сашки – связана с событиями, происходящими в это время стране.

— Изучить, какие изобразительно-выразительные средства использует Приставкин к словам «хлеб» и «булка».

4. Свою работу мы начнём с определения значений ключевых слов темы нашего урока – «ЦЕННОСТИ» и «АНТИЦЕННОСТИ».

(Отвечают подготовленные языковеды):

Чтобы выяснить значения слов «ценности» и «антиценности», мы обратились к словарям Даля, Ожегова, «Словарю по этике» под редакцией Кона, интернет-энциклопедии «ВикипЕдия» и выяснили, что толкования данных слов в словарях Даля и Ожегова отсутствуют. А определения, данные в словаре по этике и «ВикипЕдии», близки меду собой. Итак,

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо… Человек в них заинтересован или испытывает потребность.

Антиценность – оценка того или иного объекта, которая оценивается как негативная, которая ведет к дисгармонии человеческого бытия и регрессу (движению человечества от лучшего к худшему).

1.Краткая биография писателя

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931 году. Детство его пришлось на Великую Отечественную войну и было, как у многих его сверстников, очень трудным. Мать его рано умерла от туберкулеза, отец был на фронте. Дети, брат и сестра, оказались в детском доме. О своем детстве писатель вспоминает с незатихающёй болью: «Мама умерла в сорок первом. Отец ушел на фронт, и мы с сестренкой попали в интернат. Я много бродил— был в Сибири, Подмосковье, на Кавказе, ездил в собачьих ящиках. Эти ящики были нашим мягким вагоном, потому что чаще мы путешествовали на крышах, между тамбурами, вагонами, на ступеньках. Я даже не подозревал, что существуют простыни, кровати. Знаете, что у меня единственно от детдома осталось? Финка. Острая финка, сделанная для детской руки. После войны отец разыскал нас на Кавказе, но я уже был взрослым».

Возвращение отца все изменило. После войны Анатолий стал участвовать в самодеятельности, начал писать стихи. Вскоре они были опубликованы в газете.

В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. А в 1959 году, в журнале «Юность», был напечатан его цикл рассказов «Военное детство».

С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, был доцентом кафедры литературного мастерства.

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», за которую в 1988 году ему было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.

Корреспондент газеты «Советская культура» обратился к Анатолию Приставкину с вопросом: «Какова доля автобиографического материала в Вашем произведении?» На это писатель ответил: «Многое было так, как описано. Был друг, который был как брат. Но Кузьмёныши практически мной придуманы. Я никогда не имел дела с близнецами, а когда написал, оказалось, что психологически точно угадал поведение близнецов».

«Писать о войне больно,— сказал далее А. Приставкин.— Я к каждой вещи о войне отношусь очень осторожно, потому что не знаешь: выживешь после нее или нет? Вот так стоит вопрос для меня. Представьте себе, я сам свою повесть не читал ни разу от начала до конца. Я знаю ее по рассказам других, так сказать, по отраженному свету. Не могу — разрывается сердце, это все равно, что пережить заново».

По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом. Слово это происходит от глагола «поведать» и указывает на то, что в произведении рассказывается о событиях, которые видел или слышал рассказчик.

4. Краткий сюжет повести:

1944 год. В подмосковном Томилинском детском доме среди прочих беспризорных детей живут (точнее, пытаются выжить в голодный год) одиннадцатилетние братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины, или Кузьмёныши, как их называют.

Боясь быть разоблачёнными после обнаружения подкопа под хлеборезку, который они совершили, братья Кузьмины соглашаются переехать из подмосковного Томилинского детского дома в трудовую колонию на Кавказ. Эта колония была создана правительством в 1944 году с целью заселения кавказских земель, освободившихся после депортации с них коренного населения – чеченцев и ингушей.

До отъезда Кавказ представляется Кольке и Сашке сказочным местом, где высокие горы, сытно, тепло и хорошо.

С приездом же на Кавказ эти иллюзии рассеиваются. Скрытая война, которую ведёт с переселенцами скрывающееся в горах коренное население, держит всех в постоянном страхе за жизнь. Братья вместе, они и не представляют жизни друг без друга. И когда погибает от рук чеченцев Сашка, Колька тоже находится на краю гибели. Но выжить ему помогает чеченский мальчик Алхузур, который становится Кольке названным братом…

5. Что же представляет собой Томилинский детский дом, где живут в начале повествования братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины?

Вот цитаты из повести, описывающие Томилинский детский дом:

«вся напряжённая жизнь ребят складывалась вокруг мёрзлой картофелинки, картофельных очистков»;

верх желания и мечты — «корочка хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день»;

в хлеборезку назначали блатных, «счастливейших на земле! В их число Кузьменыши не входили»;

«Слюна накипала во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось завыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь, чтобы отперли, открыли, чтобы поняли, наконец: мы ведь тоже хотим! Пусть потом в карцер, куда угодно… Накажут, изобьют, убьют…»;

«От маленькой же паечки, даже с добавком, приколотым к ней щепкой, голод не убывал. Он становился сильней»;

«… сильные пожирали все, оставляя слабым крохи, мечты о крохах, забирая мелкосню в надежные сети рабства… За корочку попадали в рабство на месяц, на два», «Кузьмёныши в тяжкие времена тоже продавались…но всегда вдвоём».

6. Какими мы видим главных героев произведения – Кольку и Сашку?

«Одна характеристика на двоих… написано, что не только внешность, но и привычки, и наклонности, и все остальное одинаковое. Так и сказано. Мол, не стоит на вас две характеристики писать»;

«оба брата, как вьюны, вёрткие, скользкие, раз упустил, в руки обратно уже не возьмёшь»;

Две головы Кузьмёнышей варили по-разному:

«Сашка, как человек миросозерцательный, спокойный, тихий, извлекал из себя идеи. Как, каким образом они возникали в нём, он не знал…

Колька, обжористый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь»;

«по одиночке их видели редко», «вместе ходят, вместе едят, вместе спать ложатся… а если бить, то бьют обоих»;

лучшая родня Кузьмёнышей – «рыночные тётки, которые плохо свой товар сторожат», «глаза увидят, руки захапают, ноги унесут»;

«Знали Кузьмёныши… своё преимущество. В четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза куда вострей видят, когда надо ухватить где что плохо лежит!»

«не однажды они с Сашкой попадали в кутузку, последний раз за стыбренный на рынке солёный огурец»;

7. Дополнение ЯЗЫКОВЕДОВ:

1. – Кроме того, мы неоднократно встречаемся на страницах повести с описанием сцен воровства Колькой и Сашкой : их желание своровать три буханки хлеба из заветной хлеборезки, воровство продуктов на базаре, воровство банок с джемом на консервном заводе…

Оправдано ли это воровство в произведении и почему? (Воровство для Кузьминых – способ выжить в голодный год). А почему нельзя оправдать воровство в наши дни?

2. – Почему так много грубых слов в произведении Анатолия Приставкина? Оправдана ли грубость в языке в наше время ?

В повести Приставкина изображён особый мир – мир, в котором живут бездомные, голодные дети. Поэтому так много грубых слов и выражений, связанных, прежде всего с воровским и тюремным жаргоном: «урки», «шмонать», «жрать», «блатные», «малина» и так далее. Дети, живущие в том мире, постоянно находятся на грани жизни и смерти. Выживают в нём сильнейшие. Грубые слова – это защита и способ утвердиться в нём.

В «Письмах о добром и прекрасном» учёный-литературовед, защитник русской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачёв написал очень правильные слова о грубости в языке . Послушаем их: «Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе… это признак невоспитанности, а иногда и жестокости…»

3. Предоставляем слово нашим ЯЗЫКОВЕДАМ.

1. Работа с научным ресурсом «Национальный корпус русского языка»

Исследуя слово «хлеб» по электронному научному ресурсу «Национальный корпус русского языка», мы пришли к выводу, что слово «хлеб» в печатной продукции с 1800 года до 1989 года использовалось очень часто. Пик употребления этого слова приходился на 1920, 1944 (голод в стране) и 1959 год (время освоение целинных земель).

С 1989 года наблюдается спад в употреблении этого слова в печатных произведениях. Думаем, что это связано с тем, что голод в стране отсутствовал.

Слово «хлеб» часто использовали в своих произведениях писатели Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Михаил Шолохов, Лев Николаевич Толстой.

2. Как представлено слово «хлеб» в повести?

Слово «хлеб» в повести Анатолия Приставкина нужен людям, чтобы «просуществовать, выжить один только лишний военный день».

3. Мы перечитали произведение, для того чтобы выписать изобразительно-выразительные средства, которые А.И. Приставкин использует при описании слова «хлеб» и родственным ему словам.

«много бухариков серовато-золотистого цвета»

«кисловатый хлебный дух»

«отвалистый, сыроватый хлебушек»

«хлеб – он один заставлял яростно в две головы работать братьев».

« он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе».

«словно мышиная говяшечка на ладони».

«верх желания и мечты»;

«Настоящий рай! Истинный! Благословенный!».

Особенно нас впечатлило описание «передней» и «задней» корочек хлеба, за которые младшие дети в Томилинском детском доме продавались старшим в рабство:

«За корочку попадали в рабство на месяц, на два.

Передняя корочка , та, что поджаристей, черней, толще, слаще, — стоила двух месяцев, на буханке она была бы верхней, да ведь речь идет о пайке, крохотном кусочке, что глядится плашмя прозрачным листиком на столе; задняя — побледней, победней, потоньше — месяца рабства».

Читаешь произведение – чувствуешь приятный запах хлеба, хочется поесть ржаной хлеб!

хлеб ушек (ласковое название, благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам);

6. Представление слов «булка», «батон»:

«Видел Сашка в одном довоенном кино: будто прямо на улице булочная стоит, а кто-то заходит и покупает вот такое белое… И говорит: «Батон, мол, купил!» Неужто не понарошку продавали? Да без карточек, да прям целиком?»;

Батон – «золотой родимый хлебушек».

1. Прежде всего уточним, что события в повести А.И. Приставкина происходят именно в 1944 году. Так…:

Несостоявшийся подкоп в хлеборезку, устроенный братьями Кузьмиными, совершён зимой 1944 года;

Весной 1944 года поезд увозит их и других детей в колонию-поселение, на Кавказ

10 сентября 1944 года, находясь на Кавказе, они делают надпись на колонне ротонды: «Кузьмины из Томилина, 10.9.1944»

17 октября 1944 года по предложению воспитательницы Регины Петровны они впервые справляют своё день рождение;

После гибели Сашки Колька укладывает его в «собачник» поезда и, когда поезд уезжает, увозя Сашку, делает вторую надпись на колонне ротонды: «Сашка уехал. Остался Колька. 20 октября».

2. 1944 год в истории нашей страны

27 января 1944 года была снят а блокада Ленинграда.

Люди в тылу работали по 12 – 16 часов под девизом «Всё для фронта, всё для победы!»

3. Почему так много детдомов в стране в это время? Вот список только Подмосковных детских домов в повести А.И. Приставкина :

В стране так много детских домов в это время, потому что родители детей уходят на фронт, целые сутки проводят на работе, умирают от голода и болезней – дети становятся беспризорниками, попадают в детдома.

4. Идёт Великая Отечественная война, но в произведении нет сцен, связанных с этой войной. Почему? Потому что всё происходящее в нём мы видим глазами одиннадцатилетних мальчиков-беспризорников. Так,

Васька Сморчок до приезда с войны родственника-солдата полгода в детдоме прислуживал «урку» за заднюю корочку хлеба: отдавал ему всё съестное, а сам питался почками с деревьев, чтоб не загнуться совсем.

раненого подполковника из санитарного поезда , застрявшего на станции в Томилине, видит один из братьев Кузьминых.

В произведении «Ночевала тучка золотая…» изображена иная война – война на Кавказе, которую ведёт коренное население с теми, кого заселяют на их земли.

5. Выселение с территории Кавказа чечено-ингушей – политика Сталина.

Непонятная тревога зародилась в душе Кольки, когда он на одной из станций в поисках еды набрёл на странный поезд, который шел в обратном направлении, с Кавказа. Из окон вагонов, забитых решётками, раздавались жалобные голоса, произносящие слово «Хи!» Только позднее Колька узнает, что по-чеченски «хи» означает «пить». Когда поезд тронулся, то все вагоны «завопили, заплакали». Люди, находящиеся на станции в это время, делали вид, что они ничего не видят и не слышат… Получается, что чеченцам и ингушам, находящимся в закрытых вагонах, при перевозке их на земли севера было отказано не только в еде, но и в воде. И мы понимаем, что выжить при таких обстоятельствах удалось немногим из них!

На Кавказе детдомовцы слышат взрывы в горах. Тревожно было и на пустынных улицах, по которым никто не ходил, не гонял скотину. Было непонятно, куда девались хозяева домов, садов, огородов? Кому принадлежит поспевающий урожай?

Проводник Илья говорит Кузьминым, что надо бежать отсюда и как можно быстрее.

Позднее при взрыве грузовика погибает шофер Вера, и происходит пожар на территории колонии.

Анатолий Приставкин обращается к такому моменту нашей истории, когда по приказу Сталина, объявившего всех чеченцев предателями, в одну ночь выгнали весь народ из родных домов и увезли в зарешеченных вагонах.

Не все чеченцы подчинились этому приказу, многие из них ушли в горы и стали мстить — жечь дома, убивать ни в чем не повинных людей, которых привезли заселять эти земли. От одной неправды ярко вспыхнула другая.

Позднее, в 1957 году, Президиум Верховного Совета восстановил автономию чеченского и ингушского народов, позволив им вернуться на родные земли.

1. — Нам очень тяжело читать сцену, в которой Колька снимает убитого и растерзанного чеченцами Сашку с забора. У брата вспорот живот, в тело воткнуты початки кукурузы. Собирается ли Колька мстить за родного брата чеченцам и почему? Какие важные для нас слова по этому поводу звучат в произведении ?

2. — Пытаясь спасти от чеченцев воспитательницу Регину Петровну с маленькими детьми, Колька чуть сам не погибает от бега по горящему полю. Ему удаётся выжить лишь потому, что за ним ухаживает чеченский мальчик Алхузур. Постарайтесь объяснить, почему Анатолий Приставкин делает братьями детей разных национальностей?

3. — Значимо ли для вас самих, какой национальности ваши друзья? Почему?

VIII . Выступление художников-иллюстраторов.

(краткий комментарий к нарисованным иллюстрациям)

1. – Какая связь, ребята, прослеживается между стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс» и строкой, вынесенной в название повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая»?

Чтение стихотворения учеником:

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утес»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

(После ответов учащихся, выступает ученица из группы ЛИТЕРАТОРОВ)

Во-первых, оно указывает на кавказскую тему , которая роднит Приставкина с Лермонтовым.

Но вместе с тем непрочна и жизнь целого народа. Издавна жили чеченцы и ингуши на Кавказской земле, которая была их родным домом, и вот по одному указанию верховного правителя всю нацию стирают с лица земли и даже надгробные камни на могилах их предков уничтожают – выстилают ими дорогу.

На полную беззащитность человека, на его непрочность в жизни указывает название этой повести.

2. А теперь ответим на основной вопрос сегодняшнего урока: какие ЦЕННОСТИ и АНТИЦЕННОСТИ присутствуют в произведении Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…»?

Ценности: близкие и родные люди, мир, хлеб, толерантность, милосердие, взаимопомощь;

Антиценности: война, вражда между людьми разных национальностей, голод, грубость в языке, воровство.

X . РЕЛАКСАЦИЯ. Создание синквейнов. Темы: «мир», «хлеб», «война», «дружба». Выступление учащихся с синквейнами.

XI . Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем меня заставила задуматься повесть Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая…»?

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector