Секреты успеха деятельности педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Секреты успеха деятельности педагога-хореографа
в системе дополнительного образования.
В последние годы интерес к хореографическому искусству значительно вырос. Во многих крупных городах, отдалённых районах, посёлках можно встретить интересную работу с детьми в области танца. Иногда детские коллективы имеют в своём составе десятки и даже сотни участников,- это не только ансамбли народного, эстрадно-спортивного и бального танца, с которыми педагоги создают концертные номера, но и коллективы, где работают над сюжетными танцами и даже детскими балетами. Такой диапазон в области хореографического искусства говорит о возросшей культуре и эстетических потребностях человека, что в свою очередь требует от педагогов, занимающихся хореографией, особого внимания к детской танцевальной практике и, конечно, к своим личностным качествам.
Вместе с тем значительно выросли и требования к сценической самодеятельной хореографии; то, что несколько лет назад было доступно только профессионалам, с успехом исполняется любителями. Однако с ростом «количественной» стороны – технической оснащённостью исполнения – часто на второй план уходит духовность, а ведь любое искусство становится заразительным, если в него включена личность исполнителя, автора постановки, его мировоззрение, темперамент, эмоции, знание своего предмета. Увлекаясь развитием в детях чисто танцевальных, технических навыков исполнения танцев, концертной работой, что само по себе не плохо, хореографы часто упускают возможность развивать внутренний мир ребят, что неминуемо сказывается и на исполнительской культуре. Часто об успешной работе руководителя судят по чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечая порой тех нравственных издержек и цену «успеха», который достигается подчас перегрузкой ребят, «выпячиванием» одних и тех же ребят в ущерб другим, стимулированием коллективов не всегда оправданными методами.
Как известно, учитель (педагог)– древнее и дорогое слово. Чтобы завоевать право учить, надо очень хорошо постараться. В искусстве часто не люди выбирают профессию, а профессия выбирает людей. Профессия как бы «призывает» их в свои ряды – это и есть призвание «Учитель».
Культура, образованность руководителя, педагога-хореографа необходимы так же, как его профессиональное владение методикой обучения танцу.
На прошедшем в ноябре 2009 года семинаре для хореографов состоялась встреча с профессором, членом-корреспондентом Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, лауреатом международных конкурсов хореографов – Игорем Григорьевичем Есауловым. Его учебники по хореографии, не имеющие аналогов, позволяют по-новому взглянуть на теорию, методику и практику в подготовке будущих танцоров. Одновременно с этим профессор в своих трудах затрагивает вопросы об этике поведения учителя и ученика, об этике ведения уроков, о творчестве и качествах личности педагога-хореографа, от чего, в основном, зависят успехи в обучении и воспитании учеников.
Игорь Григорьевич сделал вывод о том, что педагог-хореограф не просто учитель, а человек, который учит владеть «образцовым языком выразительности тела, передающий энергию мысли на расстояние», что он хранитель танцевальной культуры, традиции, мастерства. Свою профессию хореограф должен не только знать, он должен понимать её законы, уметь разъяснять эти законы своим ученикам, но самое главное – мочь выявлять и развивать способности своих учеников.
Какими же качествами должен обладать педагог-хореограф дополнительного образования? Как и чем он может повлиять на своих учеников?
Культура, нравственность, интеллект, профессионализм учителя, его душевные качества и отношение к своим ученикам создают тот микромир, в котором живут, совершенствуются, зреют будущие граждане страны. Те моральные и этические качества, которыми обладает учитель, непосредственно или косвенно передаются, впитываются, воспринимаются подсознательно учениками.
Они видят, что их педагог приходит всегда вовремя, без опозданий, и это не дает повода никому опаздывать. Они видят, что педагог дисциплинирован, всегда опрятен, аккуратен, его манеры вызывают покой и желание подражать.
Голос учителя четкий, ясный, уверенный, поучительный и доброжелательный, без срывов на «обиженный» или «возмущенный» тон. Оценка педагога строгая, но справедливая, без обиды, без чувства «мести», без «злопамятства».
Все эти качества не могут не обсуждаться детьми, не могут не восприниматься с благодарностью, не могут не отражаться на положительных успехах в освоении программы и общем воспитании.
Педагог-хореограф дополнительного образования работает с детьми, не прошедшими специальный отбор, что затрудняет процесс обучения, «тормозит» развитие коллектива. Нередко приходят дети, не имеющие хореографических данных, но с огромным желанием научиться красиво двигаться, выступать на сцене, дарить людям радость своим творчеством. Педагогу приходится упорно и терпеливо работать не один год, чтобы добиться результатов своей деятельности, творить, обрабатывать и шлифовать «сырой материал» в прямом и переносном смысле этого слова, создавать образы, выращивать «звездочек». Педагог стремится из самодеятельного коллектива перейти в статус «образцового», удержать этот уровень и двигаться дальше.
Коллектив должен постоянно двигаться вперёд, добиваться всё новых и новых успехов и оказывать всё более сильное влияние на развитие и личное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведёт к его ослаблению и распаду. Вот почему педагогу необходимо ставить перед коллективом постоянно усложняющиеся цели и увлекательные перспективы.
Чаще всего, дети, получившие определенные навыки, проявившие способности и добившиеся высоких результатов, переходят на хореографическое отделение в школы искусств, а в дальнейшем поступают в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Каждый педагог-хореограф мечтает о том, чтобы кто-нибудь из его учеников выбрал профессию, связанную с искусством танца, чтобы продолжил дело учителя и стал организатором детского хореографического коллектива. Ведь все хореографы, по- настоящему увлеченные и влюбленные в танец люди, которым не безразлично будущее их воспитанников.
Не все ученики связывают свою жизнь с хореографией, но так хочется, чтобы все стали воспитанными и просто хорошими людьми.
«Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании ребенка»
«Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании ребенка».
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
2. Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Подводя итоги о проведенном исследовании особенностей воспитания детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
— исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
3. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
4. А., В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
Статья «Личность педагога в хореографическом коллективе и его влияние на эстетическое развитие воспитанников»
Личность педагога в хореографическом коллективе и его влияние на эстетическое развитие воспитанников
Маякова Любовь Николаевна
преподаватель хореографического искусства в
МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково
Курского района Курской области
«Установленный в детском коллективе дух взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи, чуткости и отзывчивости полностью зависит от учителя, от гуманности его общения со школьниками. Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками». Ш.А. Амонашвили
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью педагогической профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.
Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок. Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.
Личный пример учителя служит воспитательной цели. Что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. А педагог-хореограф еще активно формирует и эстетический вкус, и эстетическое восприятие учеников.
Личность учителя, сила духа, нравственность, эстетика, остаются и будут оставаться одним из самых главных во все времена. Несмотря на то, что меняются некоторые условия обучения, характер взаимодействия с обучающимися, психология учеников, однако педагог остается центрообразующим звеном всего педагогического процесса – процессов обучения, воспитания и развития.
Руководитель творческого коллектива – это, прежде всего, человек, владеющий не только основами профессионального мастерства, но и всесторонне развитый в различных областях, таких как литература, история, психология, музыка, изобразительное искусство. От его взглядов и позиций зависит направление творческого коллектива.
Посещая балетные спектакли и концертные программы различных танцевальных коллективов, я провожу обсуждение и беседы о просмотренном, все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.
Хореографическое искусство – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Для эффективной работы с детским хореографическим коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога-хореографа. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.
Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, показываю красочные иллюстрации, преподношу материал эмоционально, выразительно. Просматриваю специальные фильмы, музыку. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я умно и тактично направляю детей в русло правильных рассуждений. Воспитывают и традиции в коллективе: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, встреча с выпускниками, которые обучаются в колледже культуры. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Провожу вечера отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
Эстетический вкус не может быть воспитан у ребенка путем прямого эстетического воздействия у него. Эта задача может быть решена опосредствованно, через педагога. Эстетически образованный педагог, будучи посредником, вносит изящное в мир отношений, в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми. Дети воспринимают прекрасное именно в этой форме.
Залогом успеха влияния личности педагога является тесный контакт с детьми, взаимопонимание, стремление и готовность идти вместе в процессе познания и преодоления трудностей в формировании личности ребенка.
Учителю необходимо заботиться о внутренних процессах, совершающихся в учениках, о том, что направляет их ум, чувства и волю, что они любят, чему противятся, каков их моральный стержень, как правильные действия ученика постепенно превратить в закрепившиеся свойства, в определенные качества личности, как придать им эстетическую направленность. Совместные проекты с педагогом дают обучающимся уверенность в своих силах, поднимают самооценку, развивают эстетический вкус, усиливают чувство признательности к учителю. Растут и развиваются ученики и с ними вместе — учитель.
Список использованной литературы и источников:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1998.
Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 5. Учитель. – М., 2013 г.
3. Бахтин, В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. – СПб.: Детская литература, 1988.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986.
6. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. – М., 1971.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984.
8. Гулыга, А. В. Что такое эстетика? – М.: Просвещение, 1987.
9. Захаров, Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983.
10. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. – Л., 1985.
11.Кудина, Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988, С. 8-13.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 303 с.
Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического восприятия. – М., Просвещение, 1981. – 192с.
Радугин, А. А. Эстетика. – М., 1998.
Сизова, Е.А. Методическая разработка по теме: «Педагогическая деятельность в хореографическом коллективе » http://pandia.ru/text/80/019/53102.php
17. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Гл. 2. – М.: Школа-Пресс, 1997.
18. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
19. Уральская, В.И. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства в условиях художественной самодеятельности. НИИК. Сборник научных трудов №141– М., 1982. http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1160
20. Ушинский, К.Д. Избранные произведения. – М.; Л., 1946.
Ушинский, К. Д. Собр. соч. – М., Т.11. – С.56.
22.Фольклор и этнографическая действительность. – СПб.: Наука, 1992.
Естетика у сучасному світі
«Естетика у сучасному світі» висвітлює найбільш важливі для естетики теми і проблеми, як наукового, мистецького так і суспільного характеру.
Специфика взаимодействия хореографа и его ученика
Работа педагога — это не только грамотно и правильно обучить учеников, увлечь их своим предметом, но и общение с их родителями, умение урегулировать различные противоречия и конфликтные ситуации. Родители, приходя в школы искусств, выбирают педагога для своих детей. Поэтому педагог должен заботиться о своем авторитете.
Как правило, у педагога-хореографа в коллективе дети разные. Это и внешние данные, характер, уровень общительности, знаний, состояние здоровья, умения и другие качества. Каждый ребенок по-своему вливается в коллектив. Есть дети, которые пока не освоятся, будут слегка замкнуты, и их общение в коллективе ограничивается только общением с педагогом.
Когда ребенок вливается в коллектив, он начинает старательно выполнять задания педагога и с удовольствием ходит на занятия. Дети, осваиваясь в коллективе, легко идут на контакт, заводят дружеские отношения, развиваются эмоционально, социализируются, повышают культуру общения и уважение друг к другу. Эти отношения успешно используются в воспитательном плане. Педагог использует свою интуицию, чтобы улучшить обстановку в коллективе, применяя различные ситуации в воспитательных целях, для рабочего настроения.
Отношения учителя и учеников во многом зависит от разработки своих методов воспитания и стиля общения. При помощи танца, хореограф помогает детям ощущать различные чувства в музыке, слышать ритм, передавать различные характеры или настроения используя пластику движений. Дети отрабатывают движения, двигаясь в такт и по характеру музыки, учитывая ее скорость и ритм.
Для маленьких детей важно использовать немного танцевальных элементов, стараясь по-разному их сочетать. Системное обучение, подача движений в небольшом объеме дает детям возможность лучше закрепить и усвоить материал, а различное сочетание танцевальных движений в танцах, развивает творческое видение и фантазию детей.
Педагог строит план работы, учитывая возраст учеников. Это ограниченное время и количество занятий в неделю, разный возраст детей и степень их подготовки, частая пертурбация основного состава. У детей младшего школьного возраста рост приостанавливается, а вес увеличивается, происходит укрепление скелета, развивается сила мышц, укрепляется нервная система.
Хореограф в своей работе учитывает что высокая возбудимость и подвижность детей сопровождаются быстрой утомляемостью. Педагог, особенно у детей этого возраста, должен быть в меру строгим, чтобы в классе была дисциплина, уметь переключать детей с одного вида деятельности на другой, но и где-то подшутить неожиданным вопросом, сменным замечанием, а потом снова всех вернуть к работе. Дети могут с трудом сосредоточиваются на том, что им неинтересно, и учителю приходится использовать различные педагогические приемы и свой опыт, чтобы сделать следующий урок по-своему интересным и другим.
Поэтому, в воспитании и развитии детей большое значение имеет личность и авторитет учителя, и его взаимодействие с учеником. Педагог-хореограф улучшает физическое развитие детей, вырабатывая у детей привычку прямо держать осанку и при этом свободно двигаться. У маленьких детей занятий должны проходить в игровой форме.
Педагог обязан хорошо знать методику танца и хореографии, владеть танцевальной терминологией, знать программу и возможности учеников, чувствовать настроение детей, психологическую и физическую готовность к уроку, соответственно подготовить план урока, но, в зависимости от общего состояния, должен уметь быстро перестраиваться, менять нагрузку, план и форму урока.
Если у большинства учеников не получается какой-то элемент или комбинация, надо обратить на это внимание и уделить этому чуть больше времени. Нужно объяснять, что в искусстве танца нет совершенства, но каждое танцевальное движение должно отрабатываться. В хореографии все строится на основах классического танца, а там все точно как в математике, абсолютно все до мелочей. Эти правила ученик обязан освоить до автоматизма, а учитель должен следить за правильностью исполнения.
Работая с детьми необходимо постоянно объяснять, как правильно выполнять каждое движение. Ученик должен знать, что для исполнения тех или иных движений нужна ежедневная отработка и нужное закрепление движений в мышечной памяти.
В классе должна присутствовать хорошая, располагающая к работе, атмосфера. Надо объяснять детям, зачем они приходят в класс заниматься хореографией. Когда педагог видит понимающие глаза, следит за развитием своих учеников, то получает хорошую энергетику, и проводит урок с большей отдачей и продуктивностью. Но не всем детям дается понять, что от него хочет педагог. И поэтому нужно найти индивидуальный подход к этому ученику, которому тяжелее дается какой-либо элемент. Надо методично продолжать обучение, многие дети начинают понимать что от них требуют, через определенное время.
При постановке танца хореограф выбирает доступные детям движения, учитывая стиль, характер сочинения. В танце различные комбинации, линии перестроения, повороты корпуса могут повторяться, варьироваться видоизменяться. Поэтому хореограф при рождении своей новой постановки создает не просто движения, а какой-то рассказ, сюжет, связанный смыслом, учитывая специфику движений для данной композиции. В связи с этим, балетмейстер постоянно обогащает свои знания, чтобы передать их ученикам, обязательно учитывая их возрастную психологию.
Главным критерием в работе с детьми должно быть не только чистота танца и правильность выполнения движений, а эмоциональная передача чувств — этот процесс нельзя превращать в монотонное исполнение и повторение танцевальных движений. Занимаясь хореографией, дети не только учат определенное количество движений или танцев, но и совершенствуются в хореографическом искусстве, начинают чувствовать и понимать переплетения музыки и уметь передавать это пластикой своего тела.
Танцевальное искусство имеет большую силу влиять на эстетическое восприятие ребенка. Педагог на занятиях танца приобщает детей к миру прекрасного, воспитывает художественный вкус, учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальный возможности и самобытность каждого из своих учеников. В танце дети выливают свою жизнерадостность и активность, развивают свою творческую фантазию.
Хореография — это искусство, которое раскрывает человеку множество чувств и различных эмоциональных состояний. Педагог-хореограф учит детей любить и понимать сам танец, вкладывает правильные танцевальные навыки в исполнении различных движений и композиций, и творчески относится к созданию в них необходимого образа. Очень важна для детей грамотная и систематическая подготовка. И когда дети получают некий багаж знаний, навыков и умений, они уже осознанно понимают и осмысливают содержание изучаемого материала, дети по-новому, более активно и старательно начинают относиться к получаемым занятиям. Дети понимают, что занятия в хореографическом классе улучшают и укрепляют их здоровье, физическое развитие и формирует красивую фигуру. Дети и в обычной жизни становятся подтянутыми, вежливыми, аккуратными, следят за своей внешностью.