чему учит поэма крестьянские дети

Содержание

Некрасов «Крестьянские дети» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик, публицист, руководитель и редактор журналов. Является классиком русской литературы. Писал о русском народе, его страданиях и трагедии крестьянства. Часто использовал в своих произведениях речевые обороты простого народа, используя разговорную речь и народную фразеологию.

Одним из произведений автора является стихотворения «Крестьянские дети», написанная в 1861 году.

Краткое содержание

Главные герои

1) Автор – барин, который остановился отдохнуть после охоты в сарае.

2) Дети – крестьянские дети, любопытные, трудолюбивые, беззаботные, непосредственные.

Главная мысль

Детство прекрасная пора, а крестьянские дети непосредственны, трудолюбивы и им хорошо живется.

Чему учит?

Стихотворение учит дружелюбию, помогать старшим, наблюдательности, трудолюбию, сопереживанию.

Пословицы

1) Детство – время золотое.

2) Без труда нет и плода.

3) Делу – время, потехе – час.

Отзыв

«Крестьянские дети» очень интересный стих. В нем очень легкая рифма, поэтому он читается очень быстро. В нем рассказывается о крестьянских детях, которые с самого раннего возраста приучены к труду. Они с малолетства понимают, что они крестьяне, удивляются барину. Но этим детям очень повезло расти на воле, любить окружающий мир, ценить труд, храня «вековое наследство». Хотя есть и другая сторона медали, ведь дети ничему не учатся, живут свободно, но тяжело трудятся, могут и «сгибнуть». Автор словно делает рассказ в рассказе, начиная со своего отдых в сеновале, далее рассуждает о крестьянских детях и заканчивая тем, что началась гроза дети от сеновала побежали по домам.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Некрасов Н. «Крестьянские дети» Читательский дневник, краткое содержание

Некрасов Н. «Крестьянские дети» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

Название: «Крестьянские дети»

Жанр: Стихотворение

Тема произведения: жизнь крестьянских детей.

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Стихотворение человека, автора, который наблюдает за жизнью крестьян и их детей, за их привычками, бытом. Он радуется с ними, удивляется тому, как они живут рядом с природой, трудятся вместе с родителями.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод о путниках с большой дороги. Дети, встречаясь с ними, узнавали много нового и интересного о дальних странах и городах, слушали сказки и притчи.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Жизнь крестьянских детей удивительна, они не знают наук, их детство полно радости и забав, но с самых ранних лет они приучаются к непростому труду.

Чему учит эта книга:

Стихотворение учит нас тому, что дети всегда остаются детьми, им хочется играть, радоваться, смеяться, и не стоит оценивать детей по их сословию и богатству. Еще учит нас тому, что надо помогать своим родителям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

С одной стороны, мне понравилось стихотворение, ведь автор описывает счастливых детей, которые радуются каждому дню, играют, веселятся, они настоящие дети природы. Но с другой стороны, эти дети рано взрослели, начинали трудиться наравне с взрослыми, не учились, и вряд ли могли как-то поменять свою жизнь.

Новые слова и выражения:

Вирши – один из видов стиха.

Потрафлять – сделать впору, угодить.

Пожня – невспаханное поле.

Дупель – птица семейства бекасовых.

Пословицы к произведению:

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Источник

Смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова

Стихотворение «Крестьянские дети» является визитной карточкой Николая Алексеевича Некрасова. В этом произведении автор затрагивает непростую тему — жизнь крестьянских семей. Почему Н.А. Некрасова волновала именно судьба простого русского народа? Какую главную мысль хотел донести автор доя читателей. Попробуем разобраться, в чем же заключается истинный смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова.

Смысл произведения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова

В произведении представлены размышления лирического героя о жизни крестьянских детей. Радости, забавы, игры. Будни детей наполнены интересными моментами. Дети не зацикливается на своей тяжёлой судьбе. Они умеют находить счастье даже в повседневной рутине.

Смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова в том, чтобы донести до каждого читателя мысль, что необходимо искать радость вокруг себя. Несмотря на несправедливость, неодобрительные взгляды окружающих, на тяжёлую долю. Нельзя винить во всем свою судьбу. Дети, в отличии от взрослых, радуются даже незначительным моментам. Они полны энергии, задора, жажды жизни. Они не обращают внимание на житейскую суету, на склоки, на выяснение отношений.

Крестьянские дети получают энергию от природы. Маленькие, но сильные духом герои стихотворения не ждут подарков судьбы. Они уверены, что из жизнь — это увлекательный, длинный, счастливый путь. Однако чтобы просто существовать, крестьянам приходится много и упорно работать. И дети это понимают. Но они даже в сложных условиях существования находят в себе силы на веселье и беззаботные игры. Наполненное жизнью, яркое стихотворение «Крестьянские дети» пропитано оптимизмом. Маленькие герои уверены, они способны преодолеть любые препятствия, справиться с любыми проблемами.

Лирический герой с умилением наблюдает за забавами детей. Но вскоре ему приходит в голову другая мысль. Он осознает, что без образования крестьяне обречены на бедную тяжёлую жизнь. Но дети пока не принимают это. Такая жизнь ждёт их потом. Сейчас у них другие радостные мысли. Маленькие персонажи верят в лучшее и с надеждой смотрят в будущее.

Смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова можно сформулировать одной фразой: детство героев радостное и счастливое, наполненное невероятными воспоминаниями, однако без учебы они обречены на невеселое существование. Есть ли выход из этой ситуации? Могут ли крестьяне изменить свою судьбу? Эти вопросы остаются без ответа. Однако одно можно утверждать точно. Нужно при любых обстоятельствах искать позитивные стороны. Нельзя думать исключительно о проблемах, неприятностях, испытаниях, выпавших на вашу долю. В череде непростых событий важно научиться находить радостные моменты. Счастье уже внутри каждого. Главное, вовремя это понять и принять.

Стихотворение «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова — жизнеутверждающее произведение. Лирический герой восхищён жизненной позицией маленьких персонажей. Ему не хочется думать, что будет потом, когда они вырастут. Он мечтает, чтобы беззаботное детство длилось как можно дольше. Проблемы есть и будут у каждого. Но только от нас зависит, как мы будем к ним относиться. Когда вам кажется, что жизнь к вам не справедлива, просто посмотрите на детей. Вспомните свои ранние годы и окунитесь в счастливые радостные воспоминания.

Смысл финала произведения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова

Часто взрослые забывают, что они когда-то были детьми. На первый план выходят проблемы, сложные решения. Человек перестаёт радоваться простым вещам. Иногда он становится замкнутым, отрешенным, нелюдимым. Смысл стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова в том, чтобы напомнить каждому взрослому о его детстве.

Финал произведения очень эмоционален. Гроза, раскаты грома, тёмная туча, дождь. Но даже в такую ненастную погоду дети радуются жизни. Они резвятся под крупными каплями, которые падают с неба. Они бегают по грязным лужам босиком. Кажется, в мире не существует никаких проблем. Крестьянские дети, которые знакомы с тяжёлым изнуряющим трудом не понаслышке, находят счастье в дожде.

Стихия природы для них как очередная игра. Задор, веселый настрой, внутренняя сила крестьянских детей поражают. Они не озлобились на свою судьбу, не ищут виноватого в своей нелегкой доле. Дети научились жить сегодняшним днём и получать от этого удовольствие.

Радость крестьян искренняя. Однако несмотря на беззаботные игры детям знакома цена человеческого труда. Они помогают своим родителям, они следят за хозяйством. Но после повседневных домашних дел находят время и на шалости.

Источник

Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова

analiz stihotvoreniya krestyanskie deti nekrasova 48528

Всего получено оценок: 116.

Всего получено оценок: 116.

«Крестьянские дети» – одно из произведений Н. А. Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. В нём поэт описывает радости и трудности жизни крестьянских детей. За описанием бытовых сцен скрыто волнение за будущее маленьких героев, проступает тема тяжёлой судьбы русского народа. Изучается стихотворение в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

ilina galina

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено как монолог-рассуждение лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор даёт вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«глядят солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал грибные набеги», «хандра с души соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения«смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги-то длинные, словно как жерди».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое весёлое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешнево Ярославской губернии Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Портрет лирического героя поэмы автобиографический.

Написанная вскоре после освобождения крестьян от крепостной неволи поэма посвящена важной теме в творчестве поэта-гражданина – судьбе русского народа.

Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином.

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты герой уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают дети. Не подавая вида, что увидел ребят, он прислушался к их шёпоту.

Дети с интересом рассматривали охотника, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь они знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Всё для крестьянских детей было в диковинку. Они побаивались героя, видимо не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, ребята поспешили удалиться, потому что заметили, что охотник проснулся.

После полилога даётся монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признаётся, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его.

Вскоре герой начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжёлый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой встретил шестилетнего мальчика, который в лесу помогал отцу заготавливать дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пёс. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти всё-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невесёлая участь в будущем.

Композиция

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор даёт вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о её негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделён на строфы с разным количеством стихов.

Жанр произведения – поэма, ведь в нём есть сюжет и лирические отступления. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрёстную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. Здесь есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Источник

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Вопросы тяжелой жизни простого народа часто поднимались в произведениях русских писателей и поэтов. Одно из них — поэма Некрасова «Крестьянские дети». Анализ стихотворения школьники проводят в 5 классе, знакомясь с содержанием и используемыми средствами выразительности. Николай Алексеевич с любовью описывает национальный быт и с состраданием относится к крепостным, что вызывает отклик в душе юных читателей.

История написания

Стихотворение тесно связано с биографией поэта, детство которого прошло в ярославском имении Грешнево недалеко от Волги. При усадьбе был сад, обнесенный высоким забором. Проделав в нем лазейку, будущий поэт зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними в часы, когда отца не было дома. Часто через этот лаз он убегал в поле, где вместе с друзьями бегал по лесу и купался в реке. Счастливое детство оказало большое влияние на дальнейшее творчество Николая Алексеевича.

nikolay alekseevich nekrasov

Стихотворение «Крестьянские дети» было написано Некрасовым за 2 недели в первой половине июля 1861 г. В это время сорокалетний поэт находился в селе, где прошло его детство. Многие описанные в произведении моменты носили автобиографический характер. Впервые стих был опубликован в журнале «Время» (выпуск № 10 за 1861 год) с посвящением к О. С. Чернышевской. В последующих изданиях автор убрал посвящение в связи с арестом Н. М. Чернышевского.

Описание сюжета

krestyanskie deti

Автор писал, что в определенных ситуациях он по-хорошему завидовал босоногим крестьянским детям. Им доставалось мало материнской ласки, никто не учил их наукам. Ребята рано взрослели, но жили весело и дружно, в каждом деле находили удовольствие. Сходив в лес за грибами, они нашли и принесли домой ежика. Угостив его молоком, занялись каждый своим делом. Кто-то нянчил сестру, а кто-то понес отцу в поле квас.

Постепенно в повседневных хлопотах пролетело лето. Отошла грибная пора, и ребятишки поспешили собрать чернику, малину, орехи в ближайшем лесу. Одновременно они наблюдали за изменениями в природе. Когда юные крестьяне подрастут, будут помогать родителям обрабатывать землю, сеять, собирать урожай. Работая наравне с родителями, они почувствуют свою силу и сноровку.

Однако судьба ребят незавидна. В отличие от барских детей, они не могли рассчитывать на качественное лечение, из-за чего многие умирали в раннем детстве. У простых крестьян не было средств, чтобы учить ребятишек, да и необходимость тяжело работать с малых лет — это не благо.

vstrecha avtora malchika

Особенно ярко описан эпизод встречи автора и мальчика Власа зимой. Несмотря на суровые морозы, шестилетний ребенок вынужден возить дрова. Ведь в их семье «всего два мужика» — он и его отец, который рубил деревья в лесу. После общения с мальчиком поэт пребывал в смешанных чувствах. С одной стороны, он ощущал боль и собственное бессилие, с другой — щемящую нежность к труженику.

Автор искренне желал юным крестьянам как можно дольше оставаться беззаботными. Он познакомил ребят со своим псом Фингалом, который выполнял удивительные трюки. Однако приближалась гроза, и детям пришлось разбежаться по домам.

Жанр и основная идея

Произведение относится к жанру поэма. Это подтверждают лирические отступления, которые использует автор. В композиции выделяют следующие основные части:

zhizn krestyanskih semey

Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.

Некрасов с любовью относится к ребятишкам и понимает, что самостоятельно он не сможет изменить ситуацию. Но рассказать о ней всему миру он может.

Анализ стихотворения

Герои произведения даже в сложных условиях существования и необходимости работать с малых лет находят в себе силы на игры, поддерживают друг друга. Они уверены, что в силах справиться с любыми проблемами. Глядя на них, автор испытывает радостные эмоции, но тут же задумывается о будущем ребят.

Без учебы и достойных условий существования жизнь будет наполнена мыслями о выживании. Для посещения школы ребятишкам нужны учебники, ручки, одежда. Расходы на них непосильны для простых людей, которые с утра до вечера трудятся на земле. Вопрос, смогут ли они что-то изменить в своей судьбе, остается без ответа. Однако ясно, что позитивное отношение к жизни поможет легче переживать невзгоды. Кратко анализ стихотворения «Крестьянские дети» следует провести в читательском дневнике по следующему плану:

chtenie plana stihu krestyanskie

Пример сочинения по произведению

Несмотря на тяжесть затрагиваемой темы, поэма Некрасова полна оптимизма и веры в лучшее. По итогам ее изучения школьники пишут сочинение о жизни крестьянских детей. План для написания работы:

Недавно я познакомилась с произведением Некрасова «Крестьянские дети», сочинение по которому хочу посвятить вопросам жизни простых ребятишек из народа. В поэме описан мир, наполненный светом и добром, которое излучают маленькие крестьяне. Автор знаком с их непростой жизнью, поэтому ему удается точно передать яркие моменты беззаботного детства.

Тяжелая жизнь простого народа — актуальная проблема во все времена. Не обошел ее стороной и Николай Алексеевич, хорошо знакомый с особенностями крестьянского быта и нравами. В детстве поэт часто проводит время с крестьянскими девочками и мальчиками, бегал с ними к речке, играл в прятки в лесу. Осознавая сложное положение в своих семьях, детвора не только радостно играла, но и много помогала родителям.

sobirayut griby yagody lesu

То было хорошего в жизни таких ребят? Только детство, а впереди — безысходность. У родителей не было средств, чтобы выучить и вылечить их, дать достойное приданое, вывести в люди. Об этом и задумывается автор поэмы. В строках, наполненных нежностью и любовью, не чувствуется обреченности. Однако они побуждают задуматься о том, что без образования человек не сможет достичь многого. Только учеба смогла бы изменить жизнь героев поэмы и открыть новые перспективы.

Стихотворение Некрасова побуждает задуматься о том, что где-то есть другая жизнь со своими трудностями и невзгодами. Несмотря на это, люди не унывают и продолжают заниматься тем, к чему приучены. Не имея возможностей изменить что-либо, они радуются каждой минуте и находят счастье в мелочах.

Отзывы читателей

Знакомое с детства стихотворение Некрасова. Несмотря на оптимистичную подачу информации, всегда жалела ребятишек, о которых пишет автор. Ничего хорошего в их судьбе не будет только из-за происхождения. Теперь думаю — а что впереди у сегодняшнего поколения? Похоже, такое же бесправие. Только нет талантливых поэтов, чтобы описать современную ситуацию.

Это стихотворение — одно из моих любимых в творчестве Некрасова. С удовольствием учила отрывок, в котором описан эпизод встречи автора и малыша Власа в мороз. Еще приравняла эту ситуацию к себе. Нас у мамы четверо. С 12 лет мы со старшей сестрой работаем расклейщиками объявлений и помогаем ей воспитывать братьев. Стараемся учиться, но знаем, что хорошее образование платное. Так что у нас в семье дела такие же, как и у ребятишек в поэме. Только на современный лад.

Некрасов поднимал вопросы жизни простого народа, как и многие другие писатели и художники. Только судьба крестьян во все времена была незавидна. Земля — кормилица, и человек труда должен быть в почете. На деле — тяжелая каждодневная работа и необходимость терпеть невзгоды. Хорошо, что сейчас земледельцам помогают механизмы, облегчают их нелегкий труд. Ну а их дети повторяют судьбу родителей. Редко кто выбивается и достигает каких-то значимых высот.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector