чему учит поэма лермонтова беглец

“Беглец” анализ поэмы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов дважды, в 1837 и 1840 годах был сослан служить на Кавказ. Пребывание поэта в горах дало возможность много общаться с местным населением, изучать фольклор, обычаи, слушать песни и наблюдать за танцами. Именно в ссылке были созданы Лермонтовым его величайшие произведения.

Горская легенда “Беглец” была написана автором в 1938 году, так указывается в биографии Лермонтова, которую написал его первый биограф П. А. Висковатый.

Любовь к родине, к свободе отражены в стихотворении как главные ценности в жизни любого человека.

В основе Сюжета заложена трагическая судьба молодого воина, который вернулся в родной аул после похода против русских. В этом походе он потерял отца, родных братьев и своих товарищей. В пылу сражения Гарун, позабыв о долге и стыде, растерял и винтовку, и шашку. Трус и предатель не находит сочувствия ни у кого из близких людей.

Сначала Гарун явился к умирающему другу Селиме, который, выслушав оправдания юноши, велел покинуть его дом: “Ступай – достоин ты презренья”. Селим, мучимый

Затем сердце молодого воина посетила надежда на то, что любимая девушка ждет и примет его любым. Однако Гарун слышит “песню старины”, становится “бледнее луны”, и даже не вступает в разговор с любимой.

Самый драматичный диалог – это объяснение героя с матерью, которая ждала с войны мужа и всех сыновей. Последнего из оставшихся сыновей она не принимает, не смотря на оправдания выжившего сына, на всю свою материнскую боль. “Месть”, “мщение” – эти слова повторяются из уст матери, которая отреклась от трусливого сына.

Суровы кавказские обычаи. Тело труса не предали земле. А душа не знает покоя, тень Гаруна видят люди в его родном ауле. Обычно подвиги героев воспевает народ, хранит их имена в памяти.

А в этой поэме сказано, что сохранилась память о позоре изменника. Автор наталкивает читателя на мысль о том, что нужно страшиться судьбы Гаруна. Беглец не достоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки.

Произведение “Беглец” написано в жанре Легенда – это часть фольклора, сказание о каком-либо событии, оно основано на устных преданиях. Высокие чувства, которые пробуждаются в нас возвышенной речью поэта, говорят о том, что этот стих можно отнести к лирике. Действия героев описаны как в эпическом произведении, а то, что в поэме есть сюжет, повествование, напряженные диалоги – позволяет назвать этот стих драмой.

Поэма – это жанр, в котором переплетаются лирика, драма, и эпос.

Построение стиха – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Начинается стихотворение с поэтичного и выразительного описания поля боя. Природа и окружающая среда как – будто тоже являются участниками сцены сражения.

Читателю кажется, что он слышит звук боя, голоса воинов, которые борются и остаются на поле чести навсегда. На фоне разыгравшейся трагедии еще мрачнее выглядит фигура беглеца.

Внутри поэмы встречается еще один вид жанра – песня девушки Гаруна. Спустя много лет этот мелодичный стих композитор М. А. Балакирев положил на музыку. Лермонтов был очень одарен музыкально, а его стихи – мелодичны.

С ними работали многие композиторы.

Большое количество Эпитетов и Метафор, употребляемых автором, олицетворение им природы помогает передать всю эмоциональность произведения: кровь “просит мщенья”, туманы “одели поляны”, встал “месяц золотой”, взор “блеснул огнем надежды”, сон “обдал жаром поцелуя”, душа удалилась “со страхом прочь”.

В таком насыщенном описании природы, действий, чувств, переживаний, в передаче читателю своего отношения к герою, и заключается смысловая оригинальность стихотворения М. Лермонтова “Беглец”.

Любовь к Кавказу, воспевание мужества и героического служения Родине, которыми пронизано все творчество М. Ю. Лермонтова, не могут оставить равнодушным читателя и вынуждает его восхищаться поэтом, заставляет задумываться над вечными ценностями жизни.

Источник

Михаил Лермонтов

Беглец (Поэма) (+ Анализ)

41

41

beglec

«Беглец» Михаил Лермонтов

Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит! –

И скрылся день; клубясь, туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой;
Пахнуло холодом с востока,
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой…

Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он, никем не зримый…
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.

И к сакле он спешит знакомой,
Там блещет свет, хозяин дома;
Скрепясь душой как только мог,
Гарун ступил через порог;
Селима звал он прежде другом,
Селим пришельца не узнал;
На ложе, мучимый недугом, –
Один, – он молча умирал…
«Велик аллах! от злой отравы
Он светлым ангелам своим
Велел беречь тебя для славы!»
– «Что нового?» – спросил Селим,
Подняв слабеющие вежды,
И взор блеснул огнем надежды.
И он привстал, и кровь бойца
Вновь разыгралась в час конца.
«Два дня мы билися в теснине;
Отец мой пал, и братья с ним;
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь преследуем, гоним,
С окровавленными ногами
От острых камней и кустов,
Я шел безвестными тропами
По следу вепрей и волков.
Черкесы гибнут – враг повсюду.

Прими меня, мой старый друг;
И вот пророк! твоих услуг
Я до могилы не забуду. »
И умирающий в ответ:
«Ступай – достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословенья
Здесь у меня для труса нет. »

Стыда и тайной муки полный,
Без гнева вытерпев упрек,
Ступил опять Гарун безмолвный
За неприветливый порог.

И, саклю новую минуя,
На миг остановился он,
И прежних дней летучий сон
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело.
И стало сладко и светло
Его душе; во мраке ночи,
Казалось, пламенные очи
Блеснули ласково пред ним,
И он подумал: я любим,
Она лишь мной живет и дышит…
И хочет он взойти – и слышит,
И слышит песню старины…
И стал Гарун бледней луны:

Воздушный корабль (+ Анализ)

Месяц плывет
Тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.
Ружье заряжает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Будь славе вернее.
Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы,

Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют.
Месяц плывет
И тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.

Главой поникнув, с быстротою
Гарун свой продолжает путь,
И крупная слеза порою
С ресницы падает на грудь…

Но вот от бури наклоненный
Пред ним родной белеет дом;
Надеждой снова ободренный,
Гарун стучится под окном.
Там, верно, теплые молитвы
Восходят к небу за него,
Старуха мать ждет сына с битвы,
Но ждет его не одного.

Беглец

Впервые опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн.II. СПб., 1846, с.154-158) с некоторыми искажениями.

Датируется предположительно 1838 годом на основании свидетельства А. П. Шан-Гирея (см.: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т.2, с.302). Возможно, что на разработке сюжета «Беглеца» сказалось и знакомство Лермонтова с неоконченной поэмой Пушкина «Тазит», которая в 1837г. была напечатана в «Современнике» (т.7) под названием «Галуб».

Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Поэт дал своей поэме подзаголовок «Горская легенда». Песню или легенду на сходный сюжет он мог слышать на Кавказе, когда был сослан туда в 1837г. В книге Тетбу де Мариньи «Путешествие в Черкессию» (Брюссель, 1821) есть упоминание о черкесской песне, содержащей «жалобу юноши, которого хотели изгнать из страны, потому что он вернулся один из экспедиции против русских, где все его товарищи погибли» (см.: С. А. Андреев-Кривич. Лермонтов. Вопросы творчества и биографии. М., 1954, с.84).

В «Беглеце» повествуется о борьбе кавказских горцев за независимость. Этой поэме в особенности присущ пафос героики и свободолюбия, характерный для всего творчества Лермонтова.

Песня «Месяц плывет» в несколько измененном виде была перенесена в поэму «Беглец» из поэмы «Измаил-Бей». (Если в «Измаил-Бее» говорилось, что «погибнет без славы» «любви изменивший», то в «Беглеце» это «своим изменивший», что резко меняет акцент). Н. Г. Чернышевский включил в роман «Повести в повести» (1863) зачеркнутый в автографе, но печатавшийся длительное время в тексте «Беглеца» отрывок:

В горах никого нет,
Кто б вынес позор,
И труса прогонит
Красавица гор

(Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949. с. 275).

(см.: И. Я. Заславский. Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец». Поэма о мужестве и гражданском долге. Опыт идейно-эстетического анализа. Киев, 1967, с.74-75).

Примечание по тексту:
Молчи, молчи! гяур лукавый. Гяур — см. примеч. на с. 546.

Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»

В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) впервые побывал на Кавказе. Этот необыкновенный край впечатлил поэта. Величественные горные пейзажи, яркие характеры, удивительные обычаи и гордые нравы местного населения – всё это стало темой целого ряда произведений Михаила Юрьевича в конце 30-х гг. Особенно поэта заинтересовали горские легенды. Сюжет одной из них лёг в основу поэмы «Беглец».

Схожий сюжет описан в книге бельгийца Т. де Мариньи «Путешествие в Черкесию». Автор указал, что слышал такую песню во время своей поездки по Кавказу. Михаил Юрьевич, возможно, познакомился с этой историей и с помощью своего поэтического дара отшлифовал ей, придав ей красоту и благозвучие.

В обработке Лермонтова черкесская легенда приобретает черты саги или эпического сказания. Главный герой поэмы встречает троих персонажей – друга Селима, возлюбленную и мать. Три – сакральное число для народного творчества, оно указывает на полный цикл. Возможно, встретив только одного друга, Гаруна бы ожидал иной конец. Но поэт подвергает его трём испытаниям, которые оканчиваются одинаково, тем самым подчёркивая, что беглец обречён, он не имеет права ни на дружбу, ни на любовь, ни на материнское прощение.

Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)

Отношение автора герою нейтральное. Поэт выступает как непредвзятый рассказчик. Хотя в тексте встречаются выражения, вызывающие в читателе сострадание к герою, сам Михаил Юрьевич бесстрастно наблюдает за злоключениями Гаруна:

Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун…
Стыда и тайной муки полный,

Ступил опять Гарун безмолвный.

В противовес описанию страданий юноши поэт приводит выражения более впечатляющие: «с кровавой битвы», «гяур лукавый», «измены кровавой». Автор показывает, что сражение за родину, в котором пали друзья и семья, во много раз важнее, чем здоровье одного. Подчёркивается, что воинская честь для горца превыше жизни. Думается, понятие чести было близко и ценно и для самого Михаила Юрьевича, потому он сделал эту тему центральной в своей поэме. Поэт искренне восхищается тем, как черкесы чтут традиции сохранения чести, и читатели могут прочувствовать это вместе с ним.

Описание

Невозможно поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец» читать без волнения. Тема трусости и малодушия во время войны трогает до глубины души. Отношение автора к своему герою категорично, и все же в нем есть некоторая доля сочувствия.
Текст произведения написан в 1838 году. Сюжет поэмы «Беглец» родился благодаря увлечению Лермонтова Кавказом и его культурой.

Повествование начинается с момента побега юноши по имени Гарун с поля боя, где с честью и отвагой погибли его отец и два брата. Уставший, он возвращается в родной аул и переступает порог хижины лучшего друга. Однако тот не дает трусу «ни крова, ни благословения». Гарун спешит к любимой девушке, но и там видит лишь презрение. Юноша надеется на теплый прием старушки-матери. Она, узнав о постыдном бегстве младшего сына, отрекается от него и выгоняет прочь. Гарун закалывает себя кинжалом под окнами отчего дома. Но даже его гибель не растрогала родных и друзей. Никто не захотел похоронить труса. Его позор остался в преданиях, а душа обречена вечно скитаться без приюта в горах Кавказа.

Структура стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

В центре поэмы Лермонтова «Беглец» лежит важнейшая для русской литературы мысль о том, что свобода и личное счастье человека немыслимы без чести и достоинства. Трагедия главного героя книги заключается в том, что он, пытаясь сохранить жизнь, теряет гораздо больше.

«> vinetka rozochka

Источник

Анализ поэмы «Беглец» Лермонтова

I. Вступление
II. Поэмы Лермонтова
1. «Мцыри»
2. «Демон»
3. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
4. «Беглец»
5. «Измаил-Бей»
6. «Боярин Орша»
III. Заключение

Родина и свобода – вот, что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой «Беглец», написанной на основе горской легенды, слышанной им на Кавказе. Но любовь к родине и свободе должна сочетаться с мужеством.
Мцыри совершал бы на родине подвиги. Гарун – изменник и трус: он убежал с поля битвы. Его отец и братья «за честь и вольность так легки», а Гарун забыл свой долг:

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит!
Где-то в глубине происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, там борются и умирают за свободу сородичи Гаруна. На этом героическом фоне ещё резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы слышим песню, которую поёт девушка, любимая Гаруном. Эта песня звучит для него приговором:

Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус – и мне не сын.

В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
В этой небольшой поэме Лермонтов с такой же страстностью и силой заклеймил малодушие, с какой в «Песне про купца Калашникова» и в поэме «Мцыри» воспел героизм.
Беглец Гарун – полная противоположность Мцыри. Мцыри человек «могучего духа», у себя на родине совершал бы подвиги. Гарун ничтожество и трус. Он убежал с поля сраженья, где его близкие пали «за честь и вольность». И сколько гневного презрения заключено в словах поэта:

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит!

Где-то в глубине, на втором плане, происходит сраженье, которое Лермонтов не описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом фоне ещё резче выделяется, как темная тень, фигура беглеца. Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нём не угасает дух бойца, и он отвергает труса.
Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает всё творчество Лермонтова. Тема народного придания звучит в «Измаил-Бее» и в «Песне про удалого купца Калашникова», а любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о нём не сохранится в родном народе:

И повесть горьких мук моих
Не призовёт меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье
На имя тёмное моё.

Источник

«Беглец», анализ поэмы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов дважды, в 1837 и 1840 годах был сослан служить на Кавказ. Пребывание поэта в горах дало возможность много общаться с местным населением, изучать фольклор, обычаи, слушать песни и наблюдать за танцами. Именно в ссылке были созданы Лермонтовым его величайшие произведения. Горская легенда «Беглец» была написана автором в 1938 году, так указывается в биографии Лермонтова, которую написал его первый биограф П.А.Висковатый.

Любовь к родине, к свободе отражены в стихотворении как главные ценности в жизни любого человека. Главный герой черкесский юноша Гарун, бежавший с поля боя, осужден автором в лице всех своих героев произведения.

В основе сюжета заложена трагическая судьба молодого воина, который вернулся в родной аул после похода против русских. В этом походе он потерял отца, родных братьев и своих товарищей. В пылу сражения Гарун, позабыв о долге и стыде, растерял и винтовку, и шашку. Трус и предатель не находит сочувствия ни у кого из близких людей. Сначала Гарун явился к умирающему другу Селиме, который, выслушав оправдания юноши, велел покинуть его дом: «Ступай – достоин ты презренья». Селим, мучимый недугом, лежал на ложе, и в тот момент ему очень нужен был друг, но чувство презрения к трусу пересилило боль.

Затем сердце молодого воина посетила надежда на то, что любимая девушка ждет и примет его любым. Однако Гарун слышит «песню старины», становится «бледнее луны», и даже не вступает в разговор с любимой.

Суровы кавказские обычаи. Тело труса не предали земле. А душа не знает покоя, тень Гаруна видят люди в его родном ауле. Обычно подвиги героев воспевает народ, хранит их имена в памяти. А в этой поэме сказано, что сохранилась память о позоре изменника. Автор наталкивает читателя на мысль о том, что нужно страшиться судьбы Гаруна. Беглец не достоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки.

Большое количество эпитетов и метафор, употребляемых автором, олицетворение им природы помогает передать всю эмоциональность произведения: кровь «просит мщенья», туманы «одели поляны», встал «месяц золотой», взор «блеснул огнем надежды», сон «обдал жаром поцелуя», душа удалилась «со страхом прочь».

В таком насыщенном описании природы, действий, чувств, переживаний, в передаче читателю своего отношения к герою, и заключается смысловая оригинальность стихотворения М.Лермонтова «Беглец».

Любовь к Кавказу, воспевание мужества и героического служения Родине, которыми пронизано все творчество М.Ю.Лермонтова, не могут оставить равнодушным читателя и вынуждает его восхищаться поэтом, заставляет задумываться над вечными ценностями жизни.

Источник

Разработка урока литературы «Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец»

0e88 00098467 491b1f44

1. В шестом классе изучается поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец».

Предлагаю разработку урока, где выполняется ряд творческих заданий:

Тема: Идейно-художественное своеобразие поэмы

М.Ю. Лермонтова «Беглец»

1. Формирование умения учащихся определять идею произведения, его жанровую принадлежность через анализ произведения.

2. Развитие творческих наклонностей.

3. Развитие речи учащихся.

1. Иллюстрации к произведению.

2. «Диафильм», выполненный учащимися.

3. Таблицы со словарными словами и цитатным планом поэмы.

1. Организационный момент. Сообщение целей урока.

Сегодня, анализируя произведение, мы попытаемся определить его основную идею и жанровую принадлежность.

2. Вводное слово учителя.

Лермонтов с детских лет любил Кавказ. Тема Кавказа прошла через все его творчество. В 1830 году в одной из тетрадей он сделал запись: «Горы Кавказские для меня священны». Кавказская тема получила завершение в поэме «Беглец». Она основана на народных преданиях. Отсюда и подзаголовок «Горская легенда».

Запись на доске: Легенда – эпическое произведение, в котором какое-либо реальное событие обрастает подробностями, вымыслом за время своего бытования. (Так для горца бегство – несмываемый позор и судьба беглеца становится назидательной).

4. Работа по теме урока

Мы познакомились с текстом поэмы и увидели, что произведение можно условно поделить на три части.

Итак, рассмотрим вступление.

( Звучит отрывок наизусть в исполнении ученика до слов «… Он растерял в пылу сраженья винтовку, шашку и бежит…» )

С кем сравнивается в этом отрывке Гарун?.

— бежит быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла,

— горец, воин сравнивается с очень быстрым животным – ланью и очень трусливым животным – зайцем)

Таким образом, мы видим, что уже здесь, в первых строках произведения, дается оценка поступку Гаруна. Кто дает эту оценку?

— эту оценку дает автор)

О чем мы еще узнаем из вступления? Кто остался там, в ущелье?

— отец и два родные брата)

Да, близкие Гаруна остались в ущелье, а вернее их тела. А Гарун убегает с поля боя. Вновь обратим внимание на слова, записанные на доске о бегстве горца: « для горца бегство – несмываемый позор и судьба беглеца становится назидательной». Посмотрим, как дальше развиваются события. Гарун прибегает в родное селение и к кому же он направляется?

— он направляется к своему другу Селиму)

Таким образом, переходим ко второй части Три встречи.

(Звучит диалог Селима и Гаруна в исполнении учащихся)

Что говорит Гаруну Селим? Найдите главную мысль в его словах.

— Ступай, достоин ты презренья)

Почему Гарун не оправдывается перед другом?

— Он понимает, что его поступок нельзя оправдать. Селим лежит на ложе, мучимый недугом, ему необходим друг, но чувство презрения к трусу сильнее боли. Даже в час смерти в нем не угасает дух бойца и он отвергает труса.)

Гарун, отвергнутый другом, уходит из его дома, на что же он надеется, уходя от Селима?

— он надеется, что найдет понимание у любимой девушки, что он еще любим)

(Звучит песня девушки в исполнении учащейся)

Почему, услышав песню, Гарун даже не попытался вступить в диалог с любимой?

— Он понял, что и она его не сможет понять и простить. Она ждет не труса, а героя)

Найдите главную мысль в ее словах.

— Своим изменивший погибнет без славы. Эта песня звучит приговором.)

Последняя надежда остается у Гаруна – мать. Она, давшая ему жизнь, вскормившая его, молится за него, так думает Гарун. Но так ли это? Прослушаем следующий эпизод.

(Звучит диалог Гаруна с матерью)

Образ матери запечатлен с особой силой. У убитой горем женщины остается один, последний сын. Но почему же и она от него отворачивается?

Но Гарун знает обычаи горцев и все же умоляет о прощении, правда только одного человека. Почему только мать он молит о прощении?

— Она мать, и Гарун надеется, что материнское сердце дрогнет. Но он ошибся.)

Найдите главную мысль в ее словах.

— Твоим стыдом …Ты раб и трус и мне не сын.)

Очень суровы законы горцев. Своим изменивший погибнет без славы. Убежав с поля боя Гарун погиб в родном ауле, где никто не захотел его принять. И здесь немаловажен, на мой взгляд, такой момент. Где происходит встреча Гаруна с близкими людьми?

— сакля аула, его родной дом, дом девушки)

Вспомните балладу «Вересковый мед». Что роднит эти произведения?

— народная оценка героизма в балладе и трусости в поэме)

Послушаем, как звучит в поэме эта мысль.

(Звучит отрывок «…Умолкло слово отверженья…» в исполнении учащихся)

2) Словарная работа.

Страх, честь, мщение, долг, стыд, презрение, трусость, раб, позор.

Какие слова характеризуют беглеца?

— трусость, раб, позор)

Какое слово лучше выражает поступок Гаруна?

Какова ваша оценка поступка Гаруна?

3) Творческая работа.

Мы чувствуем, что и автор осуждает героя. Какие слова носят

— Бежал быстрее лани

— Растерял в пылу сраженья

— В преданьях вольности остались позор и гибель беглеца.

Да, автор осуждает труса. А каковы идеалы автора?

— Свобода, за которую не жаль и жизнь отдать. Тот, кто не умеет отстоять ее, не достоин быть мужчиной. Эта мысль звучит и в песне девушки. Это заповедано с давних пор.)

В своих произведениях Лермонтов всегда стремился ставить широкие общественные проблемы. Так, в этой поэме, говоря о Гаруне, он ставит вопрос о том, каким должен быть защитник Отечества. Страшись судьбы Гаруна – таков смысл поэмы. И, если враг посягнет на твое Отечество, выполни с честью свой долг, свою священную клятву. Неукротимо мсти захватчику. И, если понадобится, умри во имя победы В этом и заключается основная идея поэмы.

Посмотрим, как прослеживается основная идея произведения через цитатный план.

1. Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла.

2. Селима звал он прежде другом…

Ступай, достоин ты презренья.

3. Она лишь мной живет и дышит…

4. Своим изменивший изменой кровавой, врага не сразивший, погибнет без славы.

5. Ты раб и трус – и мне не сын!

7. И тень его в горах востока поныне бродит в темну ночь…

Просмотр «диафильма», подготовленного группой ребят.

Изучая роды литературы, мы видели, что поэма относится к двум родам. Каким?

— к эпосу и к лирике)

Мы знаем, что поэмы входят в раздел «Лироэпические произведения». Исходя из вышесказанного докажите, что это действительно так.

— в центре этого произведения сильно выраженные эмоции, переживания. А так же прослеживается авторская оценка поступков героя. Автор создает определенной настроение в поэме – это принадлежность к лирическим произведениям. А эпическое начало связано с тем, что в произведении имеется сюжет, который образует рассказ о бегстве Гаруна с поля боя, его попытке обрести убежище, добиться прощения, найти сочувствие. Таким образом, мы видим, что поэма лироэпическая.)

6) Домашнее задание: написать киносценарий поэмы «Беглец»

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector