чему учит повесть б васильева как надо помнить

Урок литературы в 8 классе по рассказу Б.Васильева «Экспонат N»«Что значит помнить…»

0e88 00098467 491b1f44

Выбранный для просмотра документ биография писателя б.васильева.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

«А зори здесь тихие» первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР. «Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…» Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях : «В списках не значился» «Завтра была война» в рассказах «Ветеран» «Великолепная шестерка» «Вы чье, старичье?» «Неопалимая купина»

Орден Дружбы народов (27 мая 1994 Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000) Государственная премия СССР — за фильм «А зори здесь тихие» Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997) Премия Ника (2002) Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009 Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999)

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

План-конспект урока литературы в 8 классе

Давыдовой Татьяны Александровны,

учителя русского языка и литературы

Учебник Литература 8 класс. Автор-составитель В.Я.Коровина

Тема урока : «Что значит помнить…» (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №».

Цель : познакомить учащихся с творчеством Б. Л. Васильева, помочь понять смысл данного произведения, развивать умения наблюдать за языком автора, формировать умение характеризовать героев на основании их поступков, делать выводы из прочитанного.

предметные: организовать работу по восприятию рассказа и осмыслению философских и нравственных проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к старшему поколению; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, выставка книг писателя.

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

2. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.

Приближается 71-я годовщина со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Да, мы привыкли к парадным передачам с Красной Площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. В нашем селе возведен новый обелиск погибшим в годы войны воинам, каждый год на 9 мая возле него проходят митинги. Это событие мы не можем забыть. Василь Быков считал: «Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Мы отдаем дань тем, кто погиб в Отечественной войне.

Значит, мы можем сказать, что да, действительно, «никто не забыт, ничто не забыто»? Или дело стоит иначе? Надо ли нам, живущим через 70лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Сообщение темы урока.

Обратимся к эпиграфу

Это нужно не мертвым!

Р. Рождественского из его поэмы «Реквием»:

А поможет нам в этом разобраться наш современник писатель Борис Васильев. Его произведение, рассказ «Экспонат №…» посвящен теме памяти; кроме того, мы будем говорить о том, как сильна материнская любовь, как страшно встретиться с жестокостью и равнодушием.

Что значит помнить?

Против чего восстает в своем рассказе Б.Васильев?

3.Сообщение о жизни и творчестве Б. Васильева (презентация).

(На доске портрет писателя).

Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…

Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён? Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?

Слайд 4 Презентация№1… (Сообщение учащегося)

Как относится Б.Васильев к памяти о ВОв?

4. Итак, ребята, обратимся к произведению.

Как начинается рассказ? (Рассказ начинается со сцены прощания и ухода Игорька на фронт)

— Что такое коммуналка?

— Почему в годы войны в коммуналке было легче прожить?

-Что значили для матери письма с фронта?

-Что можно сказать об Игоре по строчкам из его письма?

— Чем отличаются письма от похоронки?

— Пришел ли праздник в этот дом? Почему?

— Что вы можете сказать о матери солдата. Нарисуйте словесно ее портрет.

Учащиеся выступают с анализами эпизодов рассказа.

Письма для Анны Федотовны стали той нитью, которая связывала ее с сыном. Два письма и похоронка. Она бережно их хранила и перечитывала перед сном. Это стало для нее особенным ритуалом, перед ней стали звучать голоса. Голос войны, голос родного Игорька, сержанта Переплетчикова. Письма для Анны Федотовны стали смыслом жизни.

Эпизод 4. Воспоминания о сыне

Когда Анна Федотовна не могла уснуть, она думала о сыне. Именно из её воспоминаний складывается её жизнь и жизнь её сына

Слайд 7 (В процессе беседы и работы с текстом создается таблица «Судьбы героев»).

ЧТО ОБЪЕДИНЯЛО МАТЬ С СЫНОМ?

Письмо от 17 октября 1941 года.

Второе письмо от друга Игоря.

Пал смертью храбрых.

Эпизод 2. Чтение писем.

УЧИТЕЛЬ: Шло время и не менялось лишь одно…

Какое значение имели письма для матери?

Почему она каждый вечер читала их?

Какие художественные средства использует автор, чтобы передать значение писем для матери?

Чем похоронка отличалась от писем?

Она знала письма наизусть..

Эпизод 3 «Кадры из фильма»

В рассказе есть такая деталь: «Уже отметили юбилей Победы, уже телевидение начало сокращать количество военных передач, а Анна Федотовна продолжала сидеть перед экраном телевизора, все еще надеясь на чудо».

Источник

Урок-размышление «Тема памяти,в произведениях о войне Бориса Васильева»

online book 245 1

Урок-размышление «Тема памяти,в произведениях о войне Бориса Васильева»

nopic user 50

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ
Тема памяти в произведениях о войне.
( по рассказу Бориса Васильева » Экспонат №…») Цели урока:

1.
познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
2.
создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3.
развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
4.
воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.

ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.
Давайте вернёмся к? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?

ВЫВОД учителя: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.
Слайд последний первой презентации
«Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой — то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

Источник

Б.Васильев экспонат № 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Б.Васильев экспонат № 7 класс»

План-конспект урока

Урок-исследование Класс: 7 Предмет: Литература

Учебник Литература 7 класс. Автор-составитель Г.С.Меркин

Урок-иссследование

Тема урока: «Надо просто помнить…» (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. Л. Васильева, помочь задуматься над смыслом данного произведения, развивать умения наблюдать за языком произведения, формировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизни.

Планируемые результаты:

предметные: ввести в лабораторию писателя Б. Л. Васильева, организовать работу по восприятию рассказа и осмыслению философских и нравственных проблем произведения; создать условия для развития читательского интереса обучающихся;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к старшему поколению; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, выставка книг писателя.

1.Объявление темы урока и эпиграфа.

2. Вступительное слово учителя.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Курская дуга… русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли, и в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года. Да, со времени окончания Великой отечественной войны прошло 68 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Война-событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.

Никто не забыт, ничто не забыто. Так ли это?

Да, мы привыкли к парадным передачам с Красной Площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведен мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да имы свами каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь и отдаем дань тем, кто погиб в Отечественной войне.

Значит, мы можем сказать, что да, действительно, «никто не забыт, ничто не з забыто»? Или дело стоит иначе?

Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти. Что значит помнить? Как надо помнить?

Обратимся к эпиграфу. Это слова Р.Рождественского из его поэмы «Реквием»:

«Это нужно не мертвым!

Надо ли нам, живущим через 74 года после Великой Победы, помнить о тех годах? А поможет нам в этом разобраться наш современник писатель Борис Васильев. Его произведение, рассказ «Экспонат №…» посвящен теме памяти; мы будем говорить о том, как сильна материнская любовь, как страшно встретиться с жестокостью и равнодушием.

3.Сообщение о жизни и творчестве Б. Васильева (презентация).

(На экран проецируется портрет писателя, его биография).

4. Итак, ребята, обратимся к произведению.

— Как начинается рассказ? (Рассказ начинается со сцены прощания и ухода Игорька на фронт)

— Что такое коммуналка?

-Почему Анна Федотовна переехала вместе с маленьким Игорьком в коммуналку?

— Как жили люди в коммуналках?

-Что вы можете сказать о матери солдата. Нарисуйте словесно ее портрет.

-Что вы можете рассказать об Игорьке? Как создает автор образ героя?

(В процессе беседы и работы с текстом создается таблица «Судьбы героев»).

Жизнь Анны Федотовны

Жизнь Силантьева Игоря

1. Рождение сына Игоря.

2. Переезд в коммунальную квартиру.

2. Первый вопрос об отце.

3. Школа. Неудавшееся путешествие в Испанию.

4. Проводы на фронт.

4. 2 октября 1941года. Ушел на фронт.

5. Письмо от 17 октября 1941 года.

6. Второе письмо от друга Игоря.

6. Пал смертью храбрых.

— ЧТО ОБЪЕДИНЯЛО МАТЬ С СЫНОМ?

— Что значили для матери письма с фронта?

(Письма для Анны Федотовны стали той нитью, которая связывала ее с сыном. Два письма и похоронка. Она бережно их хранила и перечитывала перед сном. Это стало для нее особенным ритуалом, перед ней стали звучать голоса. Голос войны, голос родного Игорька, сержанта Переплетчикова. Письма для Анны Федотовны стали смыслом жизни.

-Как к этой странности относились ее домашние, близкие люди?

-Чем отличаются письма от похоронки? (Чтение эпизода «Письмо от сына»).

-Пришел ли праздник в этот дом? Почему?

В рассказе есть такая деталь: «Уже отметили юбилей Победы, уже телевидение начало

сокращать количество военных передач, а Анна Федотовна продолжала сидеть перед экраном телевизора, все еще надеясь на чудо».

— На какое чудо надеялась мать?

Знаменитый российский поэт А.Дементьев написал очень трогательное стихотворение «Баллада о матери».

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…

Много лет, как кончилась война,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло.

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг

И пронесся материнский крик.

Алексей, Алешенька, сынок.

Алексей, Алешенька, сынок.

Алексей, Алешенька, сынок.

Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Но сквозь годы мчался сын вперед.

Алексей, кричали земляки,

Алексей, просили, добеги.

Кадр сменился, сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить.

Просит мать о сыне повторить,

Просит мать о сыне повторить.

И в атаку снова он бежит

Жив, здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алешенька, сынок.

Алексей, Алешенька, сынок.

Алексей, Алешенька, сынок

Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино,

Все ждала вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.

— В чем это стихотворение созвучнос рассказом?

(В исполнении ученика звучит стихотворение А.Дементьева «Баллада о матери»).

Вывод: и в рассказе, и в стихотворении звучит тема материнского страдания, боли за родного сына, который ушел защищать свою родину, свой город, свою улицу, свою мать).

Большое количество стихотворений о войне превратились в песни.

Учитель: вернемся к нашему произведению.

И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает: «А вдруг и ее Игорек жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?

6. Пересказ эпизода («Она ослепла»)Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.

— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?

— Как вы думаете, от чего ослепла Анна Федотовна?

Учитель: Да, она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившееся в память строки «…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых». И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.

Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь.

Проходила и дошла до сорокалетия Победы.

7. Работа в группах. Ученики предварительно разбиты на группы, получают карточки с заданием: Прочитать и озаглавить эпизод.

— Никого не оставил равнодушным эпизод «Школьники в гостях у Анны Федотовны».

— Как вели себя дети по отношению к старушке?

— Какой смысл вложил автор в название рассказа?

— Что такое экспонат? (работа со словарем).

Экспонат-экспонируемый предмет. Экспонат выставки.

— А что такое вторичные материалы?

Вторичные материалы-второстепенные, побочный, являющийся

Таким образом, жизнь анны Федотовны смысл ее существования оказались вторичным материалом, который лежит в ящике школьного музея.

Какое средство худ.выразительности вы увидели в предложении: «Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери»7 (антитеза).

8.Выразительное чтение эпизода.(«Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла»).

9.Чтение последнего эпизода рассказа «Послесловие».

То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».

— «Вторичны ли они в этом рассказе»?

10.Инсценирование эпизода «Детская жестокость».

— Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.

— Как изменилась жизнь после кражи писем?

(Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка»- врачи вытащили Анну Федотовну из безвременья, но душа ее замолчала. Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда»).

-Как вы понимаете смысл этих слов?

11.В рассказе есть один из значимых образов, образ времени.

— Как изображено время в рассказе?

(Ученик получил индивидуальное задание: по тексту выписать фразы, связанные со словами время).

Ученик: Фраз о времени не так много, но они осень значимые.

2. А ВРЕМЯ ШЛО СЕБЕ И ШЛО,

3. ВРЕМЯ КОСНУЛОСЬ И ПИСЕМ, НО ТОЛЬКО НЕ ТЛЕНОМ, А КАК БЫ ПРЕРВАТИВ СЛОВА В ЗВУКИ.

-А может место писем и должно быть в музее?

— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?

— Как бы вы потупили на месте ребят

— Как хорошее дело организация музея превратилось в плохое?

— Почему сердце Анны Федоровны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?

Вывод: Анна Федоровна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатство. Она и привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвалась жестокость и обман, она не выдержала.

Давайте вернемся к началу урока.

-Что значит помнить? Хранить в своих душах? Надо ли нам, живущим через 74 лет после Великой Победы, помнить о тех далеких годах?

Учитель.

Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память- это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не дает нам покоя.

Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

Солдатским матерям посвящено много произведений, воспевающих их преданность, мужество, силу духа. Одно из таких «Песня о солдатской матери» в исполнении Л. Гурченко.

Итоги. Вывод по уроку.

Сегодня мы с вами хорошо поработали мы размышляли, беседовали и провели некоторое исследование. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали отех тяжелых временах, которые выпали на долю нашего народа.

Чему учит повесть Б. Васильева? Как надо помнить?

Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не все так просто. И если мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, что сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним.

Тема памяти в литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести… Вот почему вновь и вновь поднимаются эту проблему современные писатели на страницах своих произведений.

Домашнее задание.

Напишите сочинение по выбору:

1. Что бы я хотел сказать тем ребятам…

2. Письмо анне Федоровне.

3. Эпизод, который произвел на меня сильное впечатление.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector