Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник, краткое содержание
Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Толстой Алексей.
Название: «Детство Никиты».
Жанр: повесть.
Тема произведения: детство.
Число страниц: 320.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство заканчивается и начинается учеба в гимназии.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя нет, и стал уважать мальчика.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие.
Чему учит эта книга
Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте, благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит ответственности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей. Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.
Новые слова и выражения
Людская – комната для слуг в господском доме
Ломберный столик – прямоугольный столик для игры в карты.
Амазонка – костюм для верховой езды.
Пословицы к произведению
Детство – время золотое.
Добро того учить, кто слушает.
Усы пробиваются, а он с детством не прощается.
Овощи видно по рассаде, человека с детства.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»
Читательский дневник по повести «Детство Никиты» Алексея Толстого
Автор: Алексей Толстой.
Название произведения: «Детство Никиты».
Жанр произведения: автобиографическая повесть.
Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, отец, мать.
Второстепенные герои: Мишка Коряшонок, Стёпа Карнаушкин, Виктор, Лиля.
Характеристика главных героев:
Никита — любознательный и ловкий мальчишка.
Взрослеет и многое начинает понимать.
Отец — хлопотливый, весёлый, неунывающий.
Мать — добрая, ласковая.
Аркадий Иванович — учитель.
Въедливый, хитрый, настойчивый.
Характеристика второстепенных героев:
Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.
Является примером для Никиты.
Стёпа Карнаушкин — друг Никиты, сильный и воинственный мальчик.
Виктор Бабкин — сын подруги матери.
Ровесник Никиты. Хвастун.
Лиля Бабкина — красивая девочка с голубыми глазами.
Первая любовь Никиты.
Краткое содержание повести «Детство Никиты»
Никита с удовольствием катался с горки и играл с деревенскими детьми, но учитель часто звал его делать уроки.
Однажды мальчики устроили драку с соседними ребятами, и герой подружился с бывшим врагом, Стёпой.
Они стали много времени проводить вместе.
Один раз Никите приснился странный сон про комнату с часами.
А вскоре приехали гости, подруга матери с детьми.
Никите сразу понравилась Лиля, а девочка улыбалась, глядя на старания мальчика поразить её воображение.
Виктор подружился с деревенскими, но при защите снежного городка показал себя трусом.
А Никита в первый раз поцеловался с Лилей.
Перед отъездом девочка обещала писать ему.
Прошла зима, наступила весна.
Никите исполнилось десять и отец помог ему спустить на воду кораблик, на котором мальчик стал адмиралом.
Мальчик много времени проводил в играх.
Он подобрал скворца, назвав его Желтухин, и птица стала жить в доме.
Потом мальчику подарили лошадь.
В конце лета Никита получил письмо от Лили, но заигрался и забыл ответить.
В сентябре вся семья переехала в Самару, где мальчик должен был пойти учиться в школу.
Он встретил Лилю и попросил прощения за письмо.
Девочка простила его.
План повести:
Основная мысль повести «Детство Никиты»
Главная мысль повести заключается в том, что детство является самым лучшим временем в жизни каждого человека.
Основная идея повести в том, что именно в это время закладываются основы характера будущего взрослого человека.
Ребёнок учится отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого.
Чему учит произведение
Повесть учит ценить время и проводить его с пользой.
Учит играть и веселиться пока есть возможность.
Учит держать слово и поступать по совести.
Учит ничего не бояться и никогда не отступать.
Также повесть учит человечности и доброте.
Учит уважать всех людей, вне зависимости от их социального положения.
Краткий отзыв о повести «Детство Никиты» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я невольно позавидовала главному герою.
Так беззаботно и весело он проводил своё детство.
У мальчика было множество интересных занятий, у него имелись настоящие друзья.
И к нему пришла первая любовь.
Повесть написана очень лёгким и понятным языком.
Она увлекает с первых страниц и заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте.
Автору удалось написать настоящую поэму о счастливом детстве.
Это во многом автобиографическая повесть, что делает её ещё более ценной в глазах читателей.
Мне очень нравится главный герой.
Он простой мальчик, который не кичится своим происхождением и не стесняется играть с деревенскими ребятами.
Он очень живой и добрый, любит природу и животных.
И Никита старается всегда быть честным.
Ещё мне понравилась девочка Лиля.
Она романтичная и воспитанная, но при этом большая выдумщица и заводила.
Отрицательных же героев в повести просто нет.
Я всем советую прочитать это произведение и погрузиться в мир счастливого детства.
Узнать больше об образе жизни наших сверстников конца позапрошлого века.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.
Подплыв, они кидались к нему на саженках.
Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.
Его ловили за ноги,— он больше всего на свете боялся щекотки.
Но поймать его было нелегко,— чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:
— Плавать, плавать надо учиться, господа.
Ещё читательские дневники по произведениям Алексея Толстого:
Библиотека произведений автора пополняется.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.04.2020
Толстой А. «Детство Никиты»
Главные герои повести «Детство Никиты» и их характеристика
Чему учит повесть «Детство Никиты»
Повесть учит дружить, учит верности и честности. Учит смелости, упорству, трудолюбию. Учит не забывать своих друзей и отвечать на письма. Учит быть настоящим человеком. Учит радоваться жизни и не обращать внимания на трудности. Учит уметь ждать.
Отзыв на повесть «Детство Никиты»
Мне очень понравилась эта повесть про десятилетнего мальчика, который влюбился в такую же юную девочку. Мне очень нравится Никита, своей серьезностью и решительностью, своей верностью. Никита старался помогать отцу, никакие домашние заботы не проходили мимо его внимания, из него вырастет настоящий фермер и хозяин. Но мальчику еще предстоит многому научиться, и прежде всего научиться думать не только о себе.
Читать краткое содержание, пересказ повести «Детство Никиты» по главам:
Никита проснулся солнечным утром и сразу вспомнил, что плотник Пахом обещал к утру закончить скамейку для спуска с горок. Он хотел было встать, не умываясь, одеться и побежать к реке, кататься с горок, но дверь приоткрылась. Показалась бородатое лицо в очках, которое назвало Никиту разбойником.
Аркадий Иванович был ехидным учителем, который знал про скамейку, а потому заставил Никиту умыться и повел завтракать. За завтраком мама сказала Никите одеть башлык, а потом учитель отвел его заниматься.
Никите пришлось сделать математику и написать диктант, но тут привезли почту и учитель убежал. А Никита не стал терять времени и выбежал на улицу.
Никита осмотрел скамейку, и побежал к реке. Там он скатился с горки и засмеялся совершенно счастливый. Он заметил учителя и стал зарываться в в сугроб. Но учитель все равно нашел мальчика и сказал, что пришло письмо из Самары по поводу приезда гостей.
Письмо было от отца. Тот писал, что купил подарок Никите, что подарок огромный и для него нужна подвода. А также писал, что на праздники приедет Анна Бабкина с детьми.
Никто не говорил Никите, что за подарок ему купили, и мальчик мучился сомнениями.
Никите снова приснился тот сон. Лунная ночь, часы с маятником возле которого сидят старичок и старушка. И кот, который пытается остановить маятник. Никита хочет помешать коту, но просыпается.
Мальчик крестится и снова засыпает. Он оказывается в том же сне, но теперь легко летает по комнате. Ему хочется взять то, что лежит в вазочке на часах, но старики бьют его.
Никита просыпается, его тормошит учитель. Аркадий Иванович объявляет, что начались рождественские каникулы.
Никите было скучно от безделья, и он прошел в летние комнаты, стоявшие пустыми. Он смотрел на старинные книги и портрет красивой дамы. Его прадед имел большие неприятности из-за этой дамы, и уехал в Сибирь, где нашел покой.
Никита побежал во двор и у колодца увидел Мишку Коряшонка, своего приятеля. Тот макал в воду рукавицу, чтобы было удобней драться с кончанскими. Мишка сказал, что с Никитой хочет драться Степка Карнаушкин, с заговоренным кулаком.
Потом Мишка подразнил барана, и ребята убежали, весело смеясь.
Утром мальчики едва проснувшись стали хвастать своими подвигами, потом пошли в столовую, но там им прыгать через стулья не дали. Тогда они вышли во двор и тут на них бросился Баян, здоровый и злобный бык. Виктор упал, а Никита стал бить Баяна шапкой и гнать прочь.
Когда Баяна угнали, Никита заметил, что Лиля смотрит на него в окно и улыбается. Ему стало весело и он повел Виктора кататься с горок.
Мать Виктора и Лили ругала порядки в гимназии и советовала учить детей дома. Потом она пошла спать, а все остальные стали клеить елочные украшения и игрушки.
Лиля склеила коробочку, которой очень гордилась и Никита похвалил коробочку. Лиля ему благодарно улыбнулась.
На следующее утро Никита проснулся раньше всех, сбегал к учителю, потом пошел на двор. Там Мишка рассказал ему, что пришел обоз с подарками. На отдельной подводе лежала большая двухвесельная лодка.
Привезли елку и поставили в гостиной. Дети ее наряжали и доклеивали игрушки. Они с трудом ждали вечера.
Но вот взошла звезда и детей провели в залу. Елка сверкала. Вошли деревенские дети, заиграла музыка, учитель увлек детей в хоровод. Со всех сторон хлопали хлопушки. Потом Никита получил в подарок седло, а Виктор полк солдат.
В коридоре Никита поцеловал Лилю, а девочка сказала, что он хороший мальчик.
Виктор сдружился с деревенскими и вместе с ними построил ледяную крепость. Никита отказался с ними играть и ушел домой. А Виктор объявил себя комендантом и вызвал на бой кончанских. Те пошли на приступ, залепили Виктору в лицо комом, проломили стену, и заставили защитников в панике бежать.
Никита вернувшись стал писать стихи про лес. Потом пришел недовольный Виктор с распухшим носом и сразу лег спать.
Никита вышел, и сел рядом с Лилей. Он рассказал девочке свой сон, и Лиля предложила посмотреть, что лежит в вазочке. Дети прокрались в комнату прадеда, и Никита нащупал в вазочке на часах что-то твердое. Но кот спугнул детей и они торопливо убежали.
Никита раскрыл ладонь и увидел колечко. Он надел его на указательный палец Лиле, а девочка поцеловала Никиту. Потом Никита прочитал ей свои стихи.
За чаем Анна бабкина объявила, что утром они уезжают. Дети были сильно расстроены. Никита обещал писать Лиле, а девочка сказала, что будет писать ему.
Никита сразу лег спать и ему казалось, что жизни конец. А утром его разбудил учитель.
В ту ночь шел сильный дождь, а утром началось половодье. Никита гулял, смотря на бегущие ручьи и снеговую кашу. Вдруг он увидел Степку на коне, который мчал к его дому. Никита понял, что-то случилось и поспешил обратно.
Мать кричала, оказалось, что Василий Никитьевич тонет возле Хомяковки. Мать отрядила дворовых спасать барина. Но только перед самым закатом показалась повозка, в которой сидел улыбающийся Василий Никитьевич, с сосульками вместо усов.
Поедая горячие лепешки Василий Никитьевич рассказывал свои приключения. В Самаре он купил породистого жеребца Лорда Байрона, и решил ехать домой на нем. Накануне он заночевал у попа, а утром двинулся по ручьям домой. Удачно переправившись через речку в брод, отце Никиты решил вплавь форсировать овраг, заполненный доверху снегом и водой.
Они чуть не утонули с жеребцом, но сумели выбраться на берег и пешком пошли домой. Тут их и подобрали посланные матушкой мужики.
Проболев три дня отец Никиты погрузился в подготовку к севу, а мать занималась чисткой. Приближалась Пасха, пекли куличи, а на заутреню Никиту отпустили в Колокольцовку. Там он должен был остановится у приятеля отца, Петра Петровича Девятова, бакалейщика.
Перед заутреней детей положили отдыхать, и шесть сыновей Петра Петровича наперебой рассказывали Никите небылицы. А единственная дочь Анна из-за дверей советовала им не верить.
Но пришло время идти в церковь, и мальчики оделись и выбежали гурьбой на улицу.
После заутрени дети весело поели куличей и яиц, и пошли к амбару. Там играли в яйца и Никита хотел присоединиться к игрокам, но Анна всюду бегала за ним и говорила, что его обманут. Никита плюнул и ушел к плотине. Анна следовала за ним и предлагала показать норку суслика. Никита понял, что Анна заигрывает с ним и был непреклонен. Он остался верен Лиле.
Пришла настоящая весна, распустились листья. Никита сидел на лугу и смотрел на табун, особо любуясь жеребятами. Мимо проезжал отец, и заметив Никиту, спросил, кто из коней ему нравится больше всего. Никита указал на мерина Клопика и отец кивнул. Никита понял, что разговор велся неспроста.
Однажды Никита нашел маленького скворца, которого забрал домой и поселил на окне. Скворца прозвали Желтухин и он скоро привык к людям, которые защищали его от кота и сытно кормили. Он научился говорить и кланяться.
Желтухин прожил в доме все лето, но осенью его сманили дикие скворцы, и он улетел в Африку.
Весенние работы были закончены и Никита стал часто ходить в табун. Там Мишка Коряшонок учил его держаться в седле, и самое главное, падать. Чтобы показать урок, Мишка заскочил на необъезженную Звездочку и та уронила его в хворост. Никита решил научиться скакать лучше Мишки.
Узнав об этом, отец объявил о желании отдать Никите Клопика. Мать возражала целую неделю, но все-таки уступила.
Никита сам взнуздал Клопика, потом оседлал. Клопик не хотел слушать мальчика, но постепенно Никита осваивался и упоение скачкой проникло в его кровь.
Рано утром Василий Никитьевич, Аркадий Иванович и Никита ходили купаться. Отец сперва мылся, потом плыл на середину. Учитель сразу плыл на середину. А Никита стремился показать, как хорошо он плавает разными стилями. Но как бы отец с сыном не старались, утопить учителя им ни разу не удалось.
Уже несколько недель барометр показывал великую сушь. Отец и мать ходили грустные и думали о голодном годе. Жарко было всем.
Никита напоил Желтухина и тот вдруг начал свистеть, а потом клюнул барометр. И стрелка сдвинулась, показав бурю.
Радостный Никита разбудил отца, и тот с восторгом кричал о буре. И ночью хлынул сильный дождь.
В тот день Никиту послали на почту. Недовольный почтмейстер выдал мальчику стопку писем и Никита поскакал обратно. По дороге он просматривал письма и нашел маленький конверт, на котором значилось его имя. Это было письмо от Лили.
Девочка писала, что все еще любит Никиту, живет на даче, а колечко не потеряла. Никита скакал совершенно счастливый.
Однажды ночью усталый Никита возвращался с молотьбы и дремал на возу. Он думал о том, что все вокруг его, и что однажды он улетит куда-нибудь на воздушном корабле.
Пришла осень. Отец поехал в Самару и продал зерно. Дело с наследством застопорилось и отец звал родных в город. Никиту должны были принять во второй класс. Мать сразу согласилась, опасаясь за судьбу денег. И вскоре шумное семейство двинулось.
В городском доме Никита сразу увидел Лилю. Девочка была недовольна тем, что он не ответил на ее письмо, и мальчику стало стыдно. Он побагровел и долго умолял простить его. И Лиля обещала подумать.
Вечером Аркадий Иванович ушел к своей любимой учительнице, а Никита во сне видел Лилю.
Рисунки и иллюстрации к повести «Детство Никиты»
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 26 октября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к рассказу А. Толстого «Детство Никиты» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 107
Прочитать краткое содержание повести «Детство Никиты» можно, перейдя по ссылке.
1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.
Я думаю, что писатель рассказал о прошедших днях.
Никита катался на скамейке, которую сделал плотник, а не на санках.
Он жил в имении, с ними жил учитель. Никита получал домашнее образование, а не ходил в школу.
Дом Никиты отапливался печью.
2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
Мне было очень интересно узнать о жизни Никиты.
У него были очень добрые отношения с учителем. Тот был весёлым, но строгим, заставлял мальчика быть терпеливым, часто посмеивался, но старался добиваться послушания без принуждения, чтобы совсем не отбить у Никиты интерес к учёбе. Учитель умел заинтриговать мальчика.
С мамой у мальчика были очень хорошие отношения. Он сильно её любил, хотя не всегда слушался. Отношения в семье мальчика были уважительными, спокойными.
3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось держать ухо востро?
Учитель ходил в очках. У него были рыжие брови и ярко-рыжая борода. Он был удивительно расторопным и хитрым. Он всегда веселился, подмигивал, никогда не говорил прямо.
Никите приходилось держать ухо востро, потому что учитель всё замечал, и хотя не жаловался прямо, но говорил о проказах мальчика как бы между прочим.
4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?
Пахом был плотником. Трудолюбивым и отзывчивым.
5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?
Мне больше всего понравился Никита. Он был живой, весёлый мальчик, который больше любил играть, чем учиться. Но он был добрым и терпеливо учился. Он любил родителей, хорошо относился к учителю, проказничал, но в меру.
6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.
Никита во многом похож на меня и моих друзей. Он кажется обычным мальчиком, который любит играть, непосредственный и мечтательный.
Сочинение-рассуждение «Какие черты характеры мы ценим в людях»
Герой рассказа «Детство Никиты» живёт в имении. Ему девять лет, а действие рассказа происходит в конце 19 века. Никита ещё не ходит в школу и учится дома. Его учитель Аркадий Иванович очень добрый, весёлый, но умеет настоять на своём и заставить мальчика учиться.
По характеру Никита мечтатель и выдумщик. Он любит кататься с горки, любит копаться в снегу и не очень любит учиться. У него немало друзей, деревенских мальчиков, с которыми Никита играет.
Мне нравится Никита, потому что он добрый и весёлый. Он не всегда послушный, но он надёжный и верный товарищ, который не подведёт и на которого всегда можно положиться.
Я бы с радостью имела такого друга, как Никита, потому что он обладает теми чертами характера, которые мы ценим в людях. Это доброта и отзывчивость, верность данному слову, честность. Ему бы добавить капельку терпения и спокойствия, и Никита стал бы просто идеальным другом.
Повесть «Детство Никиты», какая главная мысль?
Повесть Толстого «Детство Никиты» задевает тему детства и то прошлое время, которое уже не вернуть.
Автор хочет показать читателю, а именно детям, что не нужно торопиться взрослеть. Ведь жизнь она дается одна. И такое беззаботное и веселое время у нас тоже будет только один раз. По себе знаю, как многие дети хотят уже скорее окончить учебу, пойти на работу, стать космонавтом, полицейским, военным и так далее. А ведь именно в это время понимаешь, что детство прошло. Что те времена, когда целыми днями дуришь и не нужно заботиться о завтрашнем дне уже кончились.
Автор будто говорит детям, что взросление это не так весело, как детство. И все это остается только в нашей памяти.
Основополагающее в повествовании «Отрочество», то, как миновало детство, а также юность писателя. Узловой целью писателя, разумеется, было рассмотрение того, что же все-таки составляет суть любого человека. Да показ формирования человека как субъекта в период его детства, отрочества а также юности. То есть просто в те периоды существования, когда человек более глубоко чувствует себя в мире, собственную нерасторжимость с миром. И затем, рано или поздно начинается отгораживание себя от мироздания и постижение окружающей его среды.
Повесть Голицына «Сорок изыскателей» рассказывает об отряде ребят и взрослых, занявшихся поисками портрета неизвестного автора, на котором изображена красивая девушка.
Поиски ведут изыскателей от одного человека к другому. Находятся другие работы этого художника, но тайна портрета долгое время остаётся нераскрытой. Однако благодаря настойчивости и увлечённости цель оказывается достигнутой.
В своей повести «Судьба человека» русский писатель Михаил Шолохов описал ужасные военные события. А на примере главного героя Андрея Соколова, смог показать силу духа и непобедимость русского человека, который даже в такое сложное время, сохранил своё человеческое достоинство. Когда Андрей попал в плен к фашистам, он много перенёс нечеловеческих страданий, но даже находясь на волосок от смерти, вёл себя гордо и этим поразил даже врагов. Главная мысль этой повести-это желание автора показать патриотизм и мужество русского человека, которого не возможно сломать, рядом с которым, даже взяв его в плен, враги не смогли почувствовать себя победителями.
Этот роман написанный Федором Достоевским посвящен теме любви, смысла жизни, счастья и … одиночества. Наверно одиночество можно даже поставить и на первое место, ведь главный герой романа в первую очередь страдает именно от этого.
Этот молодой человек, бедный, кое-как сводящий концы с концами, наверно от своей несостоятельности, погрузился в мир грез и жил в своих мечтах и фантазиях.
Волею случая, мечтатель встречает Настеньку и влюбляется в неё. Это был первый случай в его жизни и наверно последний, когда он желаемого получил не в мечтах, а в реальной жизни.
Увы, но мечтатель побоялся «покинуть» свой мир и остался один на один со своими мечтами.
Главной мыслью этого романа, я бы назвал – одиночество, оторванность людей от реальной жизни, неумение их жить между других людей, радоваться и наслаждаться тем, что на эта жизнь предоставляет. Взамен полноценной жизни, таким людям суждено жить в своих призрачных мечтаниях, и несбыточных фантазиях.
Краткое содержание сатирической сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» учит трудолюбию, терпению, постижению самых разнообразных наук, так как неизвестно, что из усвоенного может пригодиться в жизни.
Примеры гиперболы, иронии и гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» смотрите в оном вопросе.