чему учит повесть детство толстого

Содержание

Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 06.08.2018

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Источник

Толстой Лев повесть «Детство»

Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого

Автор: Лев Николаевич Толстой

Название произведения: «Детство»

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.

Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.

Характеристика главных героев:

Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.

Иногда ленивый, но совестливый.

Доверчивый и чуткий.

Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.

Ранимый, влюблённый и спокойный.

Порядочный и рассудительный.

Мама — заботливая, ласковая и нежная.

Чувственная и мудрая.

Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.

Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.

Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.

Характеристика второстепенных героев:

Бабушка — добрая и богатая графиня.

Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.

Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.

Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.

Краткое содержание повести «Детство»

Николенька Иртеньев живёт с родителями, братом и сёстрами в загородном имении.

Его воспитанием занимается учитель Карл Иванович.

Отец объявляет мальчику, что скоро ему предстоит ехать в Москву, чтобы там учиться.

Мальчик с пользой проводит последние беззаботные дни в деревне.

Он участвует в охоте.

Отец с Николенькой уезжают, а мама остаётся в деревне.

В Москве Николенька начинает учиться, знакомится со своей бабушкой, которой дарит на именины стихи.

У мальчика появляются друзья.

Это Сережа Ивин и Сонечка Валахина.

Серёжу Коля сперва очень любил и стремился ему подражать.

Но потом понял, что Ивин жестокий и нечестный мальчик и охладел к дружбе с ним.

А в Сонечку Николенька влюбился и протанцевал с ней мазурку.

Вскоре умирает мама Николеньки и мальчик понимает, что его детство прошло.

План повести:

Основная мысль повести «Детство»

Главная мысль повести в том, что детство является самым счастливым временем жизни любого человека.

Основная идея автора заключается в том, что рано или поздно всем приходится взрослеть.

И тогда взгляды человека на жизнь и поведение окружающих меняются.

Чему учит произведение

Повесть учит доброте, состраданию, отзывчивости.

Учит воспринимать мир таким, как он есть.

Учит быть честным с другими и самим собой.

Учит радоваться жизни и не сдаваться под ударами судьбы.

Учит тому, что жизнь не может состоять только из беззаботных игр.

В ней случаются и неприятные моменты.

Краткий отзыв по повести «Детство» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я узнала много нового о жизни моих сверстников в конце XIX века.

Тогда не существовало многого, что привычно нам, жизнь была более простой.

Но поведение детей было таким же, как и сейчас.

Они также играли, влюблялись, дружили. У них случались разочарования и даже трагедии.

Им приходилось учиться, хотя этот процесс был поставлен иначе, чем в наши дни.

Автору удалось в полном объёме передать ту незабываемую атмосферу.

Он описал процесс взросления маленького мальчика, причём многие факты были взяты Толстым из собственной биографии.

Поэтому повесть называют автобиографической.

Мне больше всего понравился главный герой.

Николенька очень добрый и чувственный мальчик.

Он открытый, справедливый, хочет чтобы было хорошо всем людям.

Есть в повести и отрицательные персонажи, например Серёжа, который за внешней красотой и привлекательность прятал чёрствое сердце.

Я всем предлагаю прочитать эту повесть, которая написана очень простым и лёгким языком.

В ней каждый найдёт интересное для себя, она никого не оставит равнодушным.

Некоторые, читая мысли маленького Николеньки, смогут узнать себя.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ,

Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки.

Она не обернулась, но я заметил, что шейка её и уши покраснели.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.04.2019

Толстой Л. «Детство»

Главные герои повести «Детство» и их характеристика

Чему учит повесть «Детство»
Повесть учит любить родителей, не забывать о них, учит доброте, милосердию и состраданию. Учит честности, учит не скрывать своих чувств.

Отзыв на повесть «Детство»
Мне очень понравилась эта добрая повесть, и конечно понравился мальчик Николенька. Он был очень добрым и чувствительным. Он все принимал слишком близко к сердцу, относился к жизни с детской непосредственностью, не подозревая, что уже очень скоро это счастливое время для него закончится и настанет пора становиться взрослым.

Пословицы к повести «Детство»
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Всякая молодость резвости полна.
Молод да умен, два угодья в нем.
Кто мать, да отца почитает, тот век счастливый проживает.
Молодость не вечна, а быстротечна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Детство» по главам:

Матушка уже разливала чай. Возле дивана за роялем сидела одиннадцатилетняя Любочка и Марья Ивановна, она же Мими. Матушка спрашивала учителя, как спали дети, но тот был глуховат и редко отвечал сразу. Тогда матушка спрашивала Николеньку, не плакал ли он ночью, тот отвечал, что плакал во сне, а матушка отправляла детей к отцу.

Папа разговаривал с приказчиком Яковом и объяснял тому, куда и как тратить деньги в его отсутствие. Яков спорил, но потом они пришли к общему решению.
Тога папа объявил детям, что в ночь они уезжают в Москву, к бабушке, а матушка остается в деревне. Перед отъездом папа хотел поохотиться.

Учитель был в тот день не в духе, он поставил Николеньку на колени и вышел из классов. Николенька слышал, как учитель жаловался дядьке Николаю, что дети уезжают в Москву, а его хотят прогнать. Он сетовал на людскую неблагодарность, говоря, что двадцать лет отдал детям.
Николенька жалел учителя, но ничем не мог ему помочь.
Вдруг дверь отворилась и вошел незнакомый человек.

Это был оборванный и грязный человек лет пятидесяти, с посохом, который стал всех крестить и говорить что-то бессмысленное. Это был юродивый Гриша.
Потом явился дворецкий Фока и повел детей вниз. Там были папа, матушка, девочки и Мими.
Николенька считал Мими несносным существом, потому что она все считала неприличным.
Катенька попросила Николеньку, чтобы тот уговорил маму взять девочке на охоту.
За обедом папа и мама поругались из-за юродивого, которого папа считал плохим человеком.

После обеда все готовились к охоте. Привели собак, заложили тележку. Папа сел на лошадь и охотники двинулись.

Охотники подъехали к лесу и папа дал Николеньке собаку, велев бежать на поляну и без зайца не возвращаться. Мальчик весело побежал в указанное место.
Мальчик долго ждал в засаде и любовался природой. Поэтому когда собака залаяла и дернулась не удержался, закричал и бросился бежать. Заяц скакнул и был таков. Николенька сильно стыдился своего промаха.

После охоты все плотно поели возле березовой рощи, а потом девочки стали звать мальчиков играть в Робинзона. Володя для вида поупирался, но потом снизошел до просьб и дети стали играть.

Любочка сорвала с дерева червяка и с криком бросила его на землю. Катенька попыталась поднять его и подернула плечиком.Это движение вызвало умиление у Николеньки и он поцеловал девочку в плечо.
Николенька решил, что влюблен в Катеньку.
Потом все поехали домой.

Вернувшись с охоты Николенька стал рисовать в гостиной. У него была только синяя краска и он нарисовал синего зайца, которого потом переделывал в дерево, куст, скирду. Но только весь измазался.
Николенька видел, как к отцу в кабинет пришли люди, а потом туда же вошел Карл Иванович с бумагами.
Потом папа вышел и с улыбкой объявил, что решил взять в Москву и Карла Ивановича. Он говорил, какой это трогательный человек, который расплакался в кабинете, и при этом подал счет за свои услуги.
Перед ужином пришел Гриша, и дети решили спрятаться в чулане, чтобы посмотреть Гришины вериги.

Вскоре Гриша вошел в свою комнату и помолился. Потом он начал раздеваться и его лицо странным образом не выражало обычного слабоумия, а движения были скупы и расчетливы.
Потом Гриша упал на колени и стал молиться, долго и истово.
Дети зашумели, и Гриша оглянувшись, перекрестил углы.

В середине прошлого столетия в доме появилась Наташка. Сперва она была горничной, потом стала няней. Она хотела выйти за Фоку, но дедушка тогда разгневался и сослал Наташку в деревню. Потом ее вернули, но Наташка урок учла, и превратилась в Наталью Савишну, а весь свой запас любви перенесла на барыню.
Она стала заведовать хозяйством, а когда ей предложили волную расплакалась и обиделась.
В кладовых Натальи Савишны можно было отыскать все, она была незаменима.
В тот день Николенька разлил квас и Наталья Савишна отшлепала его мокрым полотенцем.
Николенька обиделся, что его побили и говорили «ты», но потом Наталья Савишна пришла мириться и Николенька плакал уже не от злости, а от любви и стыда.

На следующий день подали бричку, все погрузились, а папа обнялся и поцеловался с матушкой. Матушка плакала и дрожащей рукой крестила детей. Николенька подбежал и прижался к ней.
Отъезжая Николенька обернулся и увидел, как медленно поднималась матушка в дом. Слезы вновь навернулись на его глазах.

Детство очень счастливая пора, когда тебя любят, называют ангелом и нежно целуют. А ты не боишься в ответ признаться в своей любви к маме.
Но время идет и от детства остаются одни воспоминания.

Через месяц после переезда в Москву мальчики готовились к именинам бабушки. Володя нарисовал в подарок голову какого-то турка, а Николенька долго мучился со стихами. Он никак не мог придумать завершающей рифмы, но потом решился и быстро дописал. Николенька с чувством прочитал свои стихи и только потом стал корить себя, что сказал в них, будто они будут любить бабушку, как родную мать.
Потом мальчики переоделись, а Карл Иванович принарядился, и они вышли в залу.
Карл Иванович подарил бабушке золотую коробочку, а Николенька свои стихи. Он ожидал, что бабушка заругается, но та была растрогана и поцеловала мальчика.

Приехала княгиня Варвара Ильинишна Корнакова, женщина лет сорока пяти, желчная и худая. Она много говорила и Николенька заметил, что бабушка недовольна княгиней. Они поговорили о детях, и княгиня призналась, что бьет своих детей.
Николенька подумал, что хорошо, что он не ее сын.
Потом княгине представили мальчиков и Николенька снова вспомнил о том, что он некрасивый. Так ему говорила даже матушка, которая считала, что Николенька должен стараться быть умным и добрым.

Затем пришел князь Иван Иванович, старичок 70 лет. В молодости он сделал хорошую карьеру, был добр, но холоден в обращении, потому что слишком многие зависели от него.
Князю показали стихи Николеньки и князь заметил, что может быть это будет второй Державин.
Потом князь и бабушка заговорили о папе Николеньки, и князь высказал мнение, что тот плохой хозяин, а бабушка сказала, что вряд ли мать Николеньки счастлива с этим человеком.

Вскоре приехали Ивины и мальчики сильно обрадовались своим друзьям.
Сережа Ивин был одного с ними возраста, очень красивый, смуглый и серьезный мальчик, на которого Николенька смотрел с обожанием и восторгом.
Сережа имел огромное влияние на Николеньку и часто пользовался этим влиянием в своих корыстных интересах.
Мальчики отправились в сад играть в разбойников и к ним присоединился Иленька Грап, сын бедного иностранца, который жил у дедушки Николеньки. Иленьке было тринадцать лет, он был худеньким и добродушно-покорным.
После игры в разбойников, мальчик пошли наверх и стали щеголять друг перед другом гимнастическими способностями. Сережа бойко прыгал через три стула и становился вверх ногами. Потом он стал подбивать повторить это Иленьку, но тот отказывался.
Однако Сережа, а с ним и другие дети, схватили Иленьку и перевернули его вверх ногами. Иленька жалобно болтал ногами и попал под глаз Сереже. Сережа толкнул Иленьку, тот упал и стал со слезами спрашивать, за что его тиранят.
Сережа назвал Иленьку нюней и мальчики ушли, а Николенька все еще восхищался силой и храбростью Сергея, хотя ему было жаль и Иленьку, одиноко плачущего на словарях.

На другой вечер в доме ожидалось много гостей. Неожиданно Николенька увидел двенадцатилетнюю очень красивую девочку в кисейном платье и с серьезными, очень крупными глазами.
Это была Сонечка Валахина, которая приехала в гости со своей мамой. Бабушка ласково приветствовала Сонечку и указала на двух новых кавалеров, своих внуков.
Николенька решил удалиться и увидел, как приехала княгиня Корнакова с сыном Этьеном и множеством дочерей. Этьену было лет пятнадцать и он был нервным, как и полагалось, по мнению Николеньки, быть мальчику, которого секут розгами.
Молодой князь пришел в ярость, когда лакей стал спрашивать куда Этьен девал кнут, и обещал заплатить за пропажу.
Между тем, все внимание Николеньки в тот вечере занимала Сонечка. И когда приехали Ивины, он почувствовал досаду, что Сонечку увидит Сережа.

Увидев у Сергея лайковые перчатки, Николенька страшно разволновался, нашел старую перчатку с отрезанным пальцем и бросился к бабушке. Бабушка посмеялась над его волнением и показала всем его рваную перчатку. Смех оглушил Николеньку, но странное дело, он сразу перестал волноваться, и танцуя с Сонечкой смешил девочку, показывая ей свою перчатку.
Николенька станцевал с Сонечкой кадриль.

Потом началась мазурка и Николенька с удивлением понял, что все танцуют не так, как его учила Мими. Поэтому, когда Сонечка повела его танцевать, мальчик растерялся и стал выделывать ногами самые забавные па.
Все с улыбками смотрели на его танец и говорили, что если не умеешь танцевать, то не нужно и браться.
Николенька сильно расстроился.

После мазурки был ужин и Николенька расслабился, выпив немного вина. Сонечка упросила мать задержаться, и снова танцевала с Николенькой. После Сонечка и Николенька договорились обращаться друг к другу на ты, и Сонечка уехала.
Гости расходились и Николенька весьма прохладно простился с Сережей, который с тех пор утратил его любовь.

Лежа в постели, Николенька представлял себе Сонечку и понял, что влюблен в нее безумно. Он поделился своими чувствами с Володей, но брат отнесся к этому спокойно. Это вывело Николеньку из себя и он расплакался.

Через шесть месяцев папа сказал Николеньке, что им нужно срочно ехать в деревню Он получил письмо, в котором матушка сообщала о своей серьезной болезни, и слезно просила скорее привезти детей, чтобы успеть с ними попрощаться перед смертью.

Когда папа и мальчики приехали в деревенский дом, они сразу прошли к матушке, но та была в сильном забытьи. А ночью матушка умерла, в последний миг придя в себя, и заочно благословив детей.

Николенька был безутешен, он много плакал и не мог поверить, что матушка умерла. Все родные и прислуга тоже были безутешными.
К гробу с телом покойной пришли попрощаться все, даже жители деревни.

Источник

Анализ повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.10.2019 · Обновлено 22.10.2019

В повести «Детство», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон, тонко обрисовываются детские душевные порывы, разочарования и радости, вдохновение и отчаяние, вызываются живые картины из детских воспоминаний. Этим ценным моментам жизни Л. Н. Толстой уделяет внимание во всех своих произведениях. Этому в первую очередь посвящена его повесть «Детство».

История создания

История написания повести «Детство» представляет собой интересные факты:

Жанр и направление

Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.

Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.

Композиция и конфликт

Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.

В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.

Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.

Смысл названия

Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.

Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».

Суть: о чём повесть?

Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Детство» вложена Многомудрым Литреконом в таблицу.

тринадцатилетний брат николеньки, володя, способный, видный, уверенный в себе и рассудительный мальчик. он хорошо учится, умеет нравиться всем окружающим и подаёт в семье надежды на блестящее будущее. к николеньке володя относится свысока, снисходительно называет его «девочкой» и неженкой. тем не менее, братья общаются и делятся друг с другом секретами, хотя и не всегда понимают друг друга.

любочка представляется в повести совсем ребёнком, домашней благовоспитанной девочкой, жизнь которой протекает дома, под крылом матери.

мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете.

немец, учитель и гувернёр мальчиков в доме иртеньевых. честный, добрый и душевный человек, очень привязанный к детям, вверенным его попечению. он одинок и замкнут, часто погружён в раздумья или чтение, о нём сообщается, что у него «несчастная судьба». николенька искренне привязан к карлу иванычу и берёт от него всё лучшее. узнав о скором отъезде в москву, мальчик скорбит в первую очередь о предстоящей разлуке с учителем.

главные герои повести «детство» характеристика
десятилетний мальчик из дворянской семьи, в которой он любит всех и всеми любим. он пылкий, ранимый и впечатлительный непоседа, очень серьёзно принимающий жизненные события, поступки людей и свои собственные мысли. он умён и проницателен, но не очень усерден в учёбе, не ловок, замкнут и не уверен в себе, из-за чего часто испытывает трудности. он вспыльчив, обидчив и легко попадает под чужое влияние. но в нем слишком сильно развита совесть, которая не дает ему заблуждаться долгое время.
володя и любочка
отец пётр николаевич, отец николеньки, назван в повести эффектным и видным, умеющим изящно одеваться и нравиться большому свету. он умён и твёрд, везде умеет поставить себя в выгодное положение, заводит блестящие связи, при этом чувствителен, любит простую музыку. увлекается женщинами и карточной игрой. пользуясь добротой и доверием своей жены, он устраивает себя так, чтобы без стеснения удовлетворять свои пристрастия и увлечения. с детьми отец не близок, но любит их.
карл иваныч
наталья савишна старушка около восьмидесяти лет, в прошлом няня детей и их матери, затем ответственная за «барское добро», хранившееся в кладовых и сундуках. очень набожная, кроткая, преданная и бескорыстная женщина, посвятившая себя целиком заботам о барском семействе, членов которого любит как родных. особенно нежной привязанностью натальи савишны пользуется её бывшая воспитанница, мать николеньки. мальчик любит общество натальи савишны и находит в нём единственное утешение после смерти матери. общая с ним скорбь старушки кажется ему единственно искренней, в отличие от всех окружающих. с высоты взрослого возраста николай называет наталью савишну наряду с матерью «святым существом».
юродивый гриша

странник и юродивый гриша часто приходит в дом иртеньевых, где находит тепло и приют, благодаря доброй матери семейства. он изрекает странные горестные слова, связанные с отъездом мальчиков из дома, печалится и сокрушается, как бы предвещая несчастье. гриша ради спасения души носит железные вериги на теле под одеждой, много и горячо молится о себе и других людях, друзьях и врагах. николенька, поражённый глубоким посвящением и верой гриши, называет его впоследствии «великим христианином»

гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу.

бабушка бабушка николеньки названа в повести принадлежащей к людям «прошлого века, каких ныне уже нет». величественная, гордая и властная светская женщина, требовательная и чопорная барыня. николенька любит и уважает бабушку, но далеко не так, как он относится к матери и наталье савишне.
княгиня корнякова резкая, неискренняя и неприятная женщина, заискивающая перед бабушкой николеньки и вызывающая у последней пренебрежение. княгиня и её высказанные взгляды о пользе наказания детей розгами оставляют негативное впечатление у николеньки.
князь иван иваныч князь иван иваныч – пожилой военный, сделавший блестящую карьеру, также относящийся к людям «прошлого века». он хорошо образован, красив, имеет доброту и благородный характер. при визите с поздравлениями бабушки он держит себя просто и естественно, чем вызывает к себе расположение николеньки.
серёжа красивый, бойкий и резвый мальчик, ровесник николеньки, для которого становится бесспорным кумиром. серёжа проявляет безусловную храбрость во время игры, при этом оказывается способен на недобрый поступок по отношении к слабому мальчику иленьке.
сонечка среди гостей на именинах бабушки оказывается сонечка валахина – милая двенадцатилетняя девочка, пленившая всё существо николеньки. после вечера общения сонечка оставляет николеньку и других мальчиков пылко влюблёнными в неё.

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

Смысл

Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.

Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.

Чему учит?

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

Критика

Дебют Л.Н. Толстого не вызвал такого многообразия критики, как, например, «Анна Каренина» или «Война и мир». Но все же первые отклики вдохновили автора на самосовершенствование и дальнейший путь в мире литературы.

О первом произведении Толстого «Детство» так говорилось в статье «Русская литература» в 1852 году в журнале «Отечественные записки»:

«Редко случалось нам читать такое живое и увлекательное описание первых лет жизни. В содержании нет ничего особенного, детство, его первые впечатления, первое пробуждение способностей, первое сознание себя и своей обстановки, одним словом – всё то, что мы знаем, что мы испытали. Но как всё это рассказано! Какое умение владеть языком и подмечать первые движения души! А между тем как передать красоту рассказа, прелесть которого и заключается в рассказе?»

А вот так высказывается о повести «Детство» С.С. Дудышкин:

«Давно не случалось нам читать произведения более прочувствованного, более благородно написанного, более проникнутого симпатией к тем явлениям действительности, за изображение которых взялся автор».

Автор из легендарного журнала «Современник», И.И. Панаев тоже высоко оценил особенности «Детства» Толстого:

«Мы приветствовали графа Л. Н. Толстого, автора «Детства» и «Отрочества»… Мы даже несколько оробели перед его талантом, который показался нам чуть не гениальным.» («Современник», 1864 г., №3)

Не менее положительную рецензию опубликовали в «Москвитянине» — издании, известном своими хлесткими выпадами в адрес новых авторов.

«Что это нашло на русскую литературу? Она как будто стала поправляться: стали опять показываться отрадные явления… то и дело выступают новые литературные деятели с свежими силами и здоровым направлением… Очень понравилась нам повесть «История моего детства». Многие черты детства здесь схвачены очень живо. Рассказ проникнут теплым чувством.» (Б. Н. Алмазов, журнал «Москвитянин, 1852, № 10)

Знаменитый поэт и редактор «Современника» Н.А. Некрасов в письме к И.С. Тургеневу также выразил надежду на восхождение нового дарования:

«Обрати внимание на повесть «Детство»… это талант новый и, кажется, надежный.» (Н. А. Некрасов — И. С. Тургеневу, письмо от 21 октября 1852 г.)

Н.Г. Чернышевский, представитель революционно-демократического движения, который обычно резко критиковал русскую литературу, так оценил произведения Л.Н. Толстого:

У графа Толстого… нравственное чувство… сохранилось во всей юношеской непосредственности и свежести. …Свежесть нравственного чувства придает поэзии особенную — трогательную и грациозную — очаровательность. От этого качества, по нашему мнению, во многом зависит прелесть рассказов графа Толстого. Не будем доказывать, что только при этой непосредственной свежести сердца можно было рассказать «Детство» и «Отрочество» с тем чрезвычайно верным колоритом, с тою нежною грациозностью, которые дают истинную жизнь этим повестям. Относительно «Детства» и «Отрочества» очевидно каждому, что без непорочности нравственного чувства невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их.

Удивительно, но в той же манере высказался Д.И. Писарев, который сам именовал себя нигилистом и выступал за радикальные преобразования в том самом быте, которой с такой нежностью описывал Л.Н. Толстой:

«Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому, случайных движений души».

Но далеко не все рецензенты слепо хвалили работу. Некоторые авторы все же находили в ней недостатки. Например, А.В. Дружинин:

Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которая может разрастись в большой недостаток. Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что на свете. Вся ваша работа над своим талантом должна быть в таком роде. Каждый ваш недостаток имеет свою часть силы и красоты, почти каждое ваше достоинство имеет в себе зернышки недостатков. …Все пассажи, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог путается, и являются адские обороты речи.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector